Особенности работы классного руководителя (тьютора).
Теоретические вопросы, связанные с организацией тьюторской поддержки в классном коллективе.
Направления деятельности классного руководителя.
Проблемы, возникающие у классного руководителя при организации тьюторского сопровождения учащихся.
«Классный руководитель в роли тьютора: индивидуальная работа с обучающимися»
2
Теоретические вопросы организации индивидуальной работы в классном коллективе
«…индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов...»
3
Теоретические вопросы организации индивидуальной работы в классном коллективе
С 2008 года профессия «тьютор» официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования (Приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. №№ 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №№ 11731 и 11725 соответственно).
Теоретические вопросы организации индивидуальной работы
в классном коллективе
4
Тьютор– «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».
Тьютор– «tutor» означает "домашний учитель, репетитор, наставник, опекун".
Тьютор помогает учащемуся осознать свои образовательные, профессиональные и научные интересы.
Слово "тьюторство" означает сопровождение индивидуального образования человека.
Основные направления деятельности тьютора
5
1. Взаимодействие с тьюторантом по формированию и реализации индивидуальной образовательной программы.
2. Организация образовательной среды для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы.
3. Организация взаимодействия субъектов и заинтересованных сторон для эффективной реализации тьюторантом своей индивидуальной образовательной программы.
Тьюторское сопровождение
6
1. Выявление и развитие образовательных мотивов, интересов и запросов школьника.
2. Самоопределение учащегося по отношению к своему образованию и развитию.
3. Выявление и конкретизация образа будущего, к которому стремится школьник.
4. Проектирование, построение, анализ, корректировка индивидуальной образовательной траектории.
5. Получение школьником опыта самостоятельного анализа своих возможностей.
6. Получение тьюторантом опыта самоорганизации, умения ставить цель, достигать ее.
7. Поиск образовательных ресурсов для реализации поставленной цели.
8. Получение школьником опыта стратегий поведения в разных ситуациях.
9. Рефлексия тьюторанта.
Типы тьюторских практик
7
1. Тьюторская практика дистанционного образования (информационный контекст).
В системе дистанционного образования цель открытого образования заключается в умении жить в информационном обществе и пользоваться его возможностями.
Моделью открытого образования является модель применения школьником информационных технологий.
Тьюторское сопровождение состоит в выстраивании обучения с использованием навыков работы в сети Интернет.
Типы тьюторских практик
8
2.Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст).
Главной целью открытого образования является умение жить в мире, где на паритетных началах сосуществуют различные культуры.
Основными качествами, формируемыми у школьников, становятся толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника, понимать и принимать иную точку зрения, вести диалог, работать в команде.
Педагог использует открытые социальные технологии («Робинзонада», «Дебаты» и т. д.) для воссоздания через открытое образование институтов социального общества. Открытое образование является способом реализации политики становления открытого общества.
Типы тьюторских практик
9
3. Тьюторская практика как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст)
Открытое образование рассматривается как пространство всех возможных ресурсов для саморазвития школьников.
Главная цель открытого образования заключается в умении пользоваться разными ресурсами для создания индивидуальной образовательной траектории.
Тьюторская практика в антропологическом контексте реализует сопровождение процесса проектирования и построения школьником своей образовательной программы, с момента формирования познавательного интереса благодаря проектам и исследованиям до этапа рефлексии.
Направления деятельности классного руководителя
10
процесс индивидуализации;
ресурсная карта развития;
сетевое взаимодействие;
индивидуальный подход;
тьюторство
ИОТ;
ИОП;
ИУП
12
Качества, необходимые классному руководителю (тьютору)
любовь к людям, умение общаться с детьми, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;
высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;
твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;
разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции способствуют развитию волевой активности);
высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти
13
Тьюторская функция классного руководителя
1. Оказание помощи детям, испытывающим трудности в учёбе, в общении со сверстниками, в семье.
2. Поддержка учащихся, совмещающих учёбу и дополнительное образование.
3. Особое внимание обучающимся по индивидуальному плану (на дому по состоянию здоровья).
4. «Сопровождение родителей» в решении трудных вопросов воспитания (неполные семьи и т. д. ).
5. Создание ситуации успеха для каждого ребенка (и в учебном трубе, и в разрешении личностных проблем в общении с одноклассниками, и для раскрытия лидерских качества, и в профессиональном самоопределении).
14
Компетенции классного руководителя (тьютора)
1. Профессиональная педагогическая компетентность (владение инновационными продуктивными технологиями обучения, готовность осваивать новые образовательные технологии, включать их в воспитательный процесс).
2. Психологическая компетентность (совокупность знаний психологии, психологических умений и набора социально-психологических личностных характеристик).
3. Владение техниками конструктивного общения.
15
Профессиональные затруднения классного руководителя (тьютора)
1. Отсутствие адекватных средств деятельности (классный руководитель не знает, как работать в группе с пассивными обучающимися, как обеспечить понимание изучаемой концепции и др.)
2. Нежелание использовать имеющиеся средства по различным причинам (неуверенность в своих силах, усталость не позволяет классному руководителю учитывать состояние классного коллектива)
16
Общие трудности классного руководителя (тьютора)
Проблемы, связанные с вхождением в профессию (характерно для молодых специалистов):
недостаточное методическое обеспечение деятельности;
отвлечение классного руководителя на побочные дела, которые приводят к эмоциональной и физической перегрузке (многочисленные отчеты);
формализм в оценке результатов воспитательной деятельности
17
Специфические трудности классного руководителя (тьютора)
Проблемы, характерные для любых профессий «человек-человек»:
проблема понимания мотивов и целей поведения школьника;
сложность взаимодействия с развиваемым и обучаемым
Пути преодоления этих трудностей связаны с индивидуальной рефлексией классного руководителя (тьютора)
19
Позитивное значение трудностей классного руководителя (тьютора)
они приковывают внимание к работе (трудность является индикатором «точки интенсивности» роста классного руководителя);
мобилизуют личностное и профессиональное саморазвитие (проблема выступает в роли координатора деятельности классного руководителя)
Внимательный тьютор (классный руководитель) использует ошибки и затруднения школьников для развития новых подходов к объяснению материала, новых деловых игр или дискуссий
20
Негативное значение трудностей классного руководителя (тьютора)
при невозможности преодоления затруднения или неудовлетворенности наблюдается торможение деятельности классного руководителя;
происходит распад деятельности (у педагога тьютора появляется желание уйти из профессии)
Трудность выступает в виде сдерживающего, деструктивного, разрушающего фактора. Это характерно для ранних (первый опыт тьюторской деятельности) и поздних этапов профессиональной деятельности
21
Этапы возникновения трудностей классного руководителя (тьютора)
1. Любое затруднение — стимулирующий фактор в начале процесса осознания проблемы и результате решения проблемы.
2. Между этапами затруднение рассматривается как препятствие, которое вызывает неудовлетворенность, напряженность.
3. Осознание затруднения происходит в этот период, поэтому классный руководитель (тьютор) должен видеть стимулирующее значение затруднений.
22
Варианты устранения трудностей классного руководителя (тьютора)
Систематизация по основным видам деятельности, которые классный руководитель (тьютор) должен осуществлять в своей проектировочной, мотивационной, организационной, контрольно-диагностической, рефлексивной, коммуникативной и методической работе:
трудности мотивации обучающихся;
трудности контроля и диагностики образовательной деятельности обучающихся;
трудности организации рефлексивной деятельности;
трудности коммуникации;
трудности в методической деятельности
24
Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
1. В мотивационной деятельности:
определять уровень мотивации обучающихся;
выявлять причины низкой мотивации обучающихся;
устранять причины низкой мотивации, не зная, как это делать;
правильно определять факторы мотивации;
справляться с самоуверенными обучающимися;
точно соотносить различные ожидания обучающихся (рецепт/инст- румент), их приоритеты (работа/учеба) и цели (диплом/знания)
25
Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
2. В рефлексивной деятельности:
не испытывает потребности в рефлексии вследствие низкой самокритичности;
не владеет технологией индивидуальной рефлексии;
затрудняется в идентификации своей роли в каждом учебном эпизоде;
затрудняется в определении критериев оценки результатов саморе- флексии;
чрезмерно самоуверен
26
Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
3. В коммуникативной деятельности:
не умеет специально ставить и создавать коммуникативные задачи сложно обеспечить понимание, организовать критику;
затрудняется в обеспечении обратной связи и оценке ее результативности, кодировании и декодировании информации;
испытывает трудности психологического характера;
неумение преодолевать барьеры контрсуггестивного характера (недоверие со стороны обучающихся, апломб, самодовольство и др.);
барьер прошлого негативного опыта обучения;
не умеет преодолевать личные антипатии к обучающимся
27
Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
4. В методической деятельности:
не владеет критериями анализа тьюторской деятельности, сложно анализировать собственную работу;
затрудняется в описании собственной деятельности;
не владеет технологией оформления индивидуального тьюторского опыта;
испытывает сложности во внедрении чужого опыта в свою тьютор- скую деятельность;
не способен к написанию методического материала и др.
28
Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
5. В проектирование собственной педагогической деятельности:
отсутствие видения всего содержания работы с обучающимися;
неумение обоснованно (по обоснованным критериям) анализировать ситуацию и выдвигать цели ее развития
неумение ставить инструментальные цели проектируемого учебного занятия, зачастую подменяемые темой занятия;
неумение соотносить цели деятельности с ее средствами, методами и формой;
сложности, испытываемые при описании предстоящего проекта деятельности
29
Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
6. В контрольно-диагностической деятельности:
не может правильно оценить результаты контроля;
испытывает сложности с адекватной самооценкой;
переживает затруднения вследствие субъективного отношения к контролируемому объекту;
не умеет разрешать конфликты, возникающие при контроле;
испытывает трудности в разработке критериев контроля;
недостаточно владеет существующей методикой и формами контроля
31
Внутренние причины затруднений трудностей классного руководителя (тьютора)
1. Отсутствие адекватных средств деятельности тьютора (например, у начинающих классных руководителей).
2. Отсутствие необходимых средств деятельности при изменении ситуации (к примеру, навыков для проведения конференций в Интернете. Возможна сопротивляемость обучающихся тем классным руководителям, которые не владеют профессиональным мастерством высокого уровня).
3. Наличие у тьютора психологических особенностей, которые не позволяют использовать конкретные средства деятельности и общения (неуверенность, тревожность, напряженность, страх, неудовлетворенность и др.)
32
Внешние причины затруднений трудностей классного руководителя (тьютора)
1. У обучающихся падает интерес к обучению.
2. Появляются конфликты между учениками и классным руководителем.
В подобных ситуациях классный руководитель (тьютор) непроизвольно как бы сам порождает свои трудности из-за не знания возрастных особенностей школьников, специфики мотивации и т. д.
Библиографический список
33
1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель: основные направления деятельности.- М.: 2003.
2. Классному руководителю./Под ред. Рожкова М.И.- М.: 1990.
3. Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников./Таран Ю.Н.
4. Планирование воспитательной работы в классе./Под ред. Степанова Е.Н. – М.: 2008.
4. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: 2001.
5. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: 2000.
6. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М.: 2008.
Сайт Тьютерской Ассоциации www.thetutor.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.