Компетентностный подход в образовании: мифы и реальность
1. Особенности компетентностного подхода.  
2. Исторический аспект проблемы.
3. Принципы компетентностного подхода.
4. Понятие компетентности и компетенции.
5. Сравнение нескольких подходов в образовании. 
2
Компетентностный подход в образовании
 «Тема компетентностного подхода в образовании 
является принципиально важной, поскольку 
концентрирует в себе идеи зарождающейся 
новой образовательной парадигмы, приходящей
на смену «знаниевой»
А.В.Хуторской 
3
Актуальность компетентностного подхода в образовании
Современное общество нуждается в инициаторах и творцах, способных : 
самостоятельно овладевать новыми знаниями; 
повышать квалификацию на протяжении всей профессиональной деятельности; 
мгновенно воспринимать новые идеи;
отличаться компетентностью и повышенной ответственностью;
быть  открытыми для  взаимоотношений
Сущность компетентностного подхода в образовании
Компетенция (лат. cоmpetere – добиваюсь, подхожу) -  это не только знания, умения и навыки, но и ценностные ориентиры, поведенческие реакции и привычки, операционно-технологический опыт.
Компетентность (от лат. competens (competentis) – надлежащий, способный) - владение знаниями и опытом, позволяющим судить о чем-либо.
Сущность компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами образовательной системы. 
 В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. 
  Компетентностный подход - совокупность общих дидактических требований к:
определению целей образования, 
отбору содержания образования,
организации образовательного процесса и 
оценке образовательных результатов 
Операционная (как делать?)
Мотивационная (почему? зачем?)
Этическая (как к этому отнесутся люди?)
Когнитивная 
(что?)
Социальная 
(с кем?)
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Элементы понятия «компетентность»
Международная комиссия ЮНЕСКО (1993 г.)
Человек 21 века должен научиться:  
Совет Европы (1996 г.)
Список ключевых компетентностей
 работать (приобретать компетентность, дающую возможность справляться с ситуациями, которые нельзя предвидеть);
 жить (быть самостоятельным, способным к оценке происходящего, ответственным за свой выбор)
 учиться (сочетать широкие общекультурные знания с глубокими узкопредметными);
 сосуществовать (осуществлять совместные проекты, разумно и мирно решать конфликты);
 политическая и социальная компетентность;
 способность к жизни в поликультурном мире;
 коммуникативная культура ( в том числе владение устной и письменной речью более чем на одном языке);
 компьютерная грамотность;
 способность учиться всю жизнь.
Перечисленные компетентности  описывают набор требований к выпускнику школы, которые позволяют ему продолжать обучение или работать)
Исторический аспект проблемы
 «Стратегия модернизации содержания общего образования» РФ:
список ключевых компетентностей
Ключевые компетентности 
(теоретические вопросы в  компетентностном подходе)
 компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (основана на усвоении способов приобретения знаний из различных источников);
компетентность в сфере гражданско-общественной жизни;
 компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
 компетентность в бытовой сфере;
 компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности 
 понимать и объяснять явления действительности;
 сотрудничать с другими людьми;
 управлять собственной жизнью;
 ориентироваться в человеческих ценностях;
 самостоятельно учиться на протяжении всей жизни
( О.Е.Лебедев, С.Д. Поляков, В.В.Сериков, А.В.Хуторской, Т.И.Шамова, др.)
Исторический аспект проблемы
Ключевые компетентности
 (в формулировке теоретиков
 компетентностного подхода)
Ключевые компетентности 
(в формулировке теоретиков компетентностного подхода)
 владеть информационными технологиями;
 общаться на родном и иностранном(ых) языках;
 делать осознанный выбор способа поведения и нести за него ответственность;  
 решать проблемы (в том числе нестандартные);
 адекватно оценивать собственные возможности
способность к самообразованию на протяжении всей жизни; 
владение новыми технологиями и  понимание возможностей их использования;
умение принимать ответственные самостоятельные решения;
адаптация в социальной и профессиональной сфере;
умение работать в команде;
готовность к перегрузкам, стрессовым ситуациям и умение выходить из них с наименьшими потерями
Исторический аспект проблемы
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
НАВЫК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Последовательность реализации компетентностного подхода
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА
| ЗНАНИЕВЫЙ | КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ | |
| ЦЕЛЬ | «наращивание объема знаний» | «формирование разностороннего опыта деятельности» | 
| РЕЗУЛЬТАТ | знания, умения, навыки | компетентность | 
| НАПРАВЛЕННОСТЬ | предметная ориентация | интегративность | 
| ОСОБЕННОСТЬ | типичная учебная ситуация, задания репродуктивного уровня | нестандартная учебная ситуация, задания продуктивного уровня | 
Сравнение двух подходов
Показатель качества образования
Критерии качества образования как развития общих способностей:
Предметные знания
Ключевые надпредметные компетентности
Социальная активность
Возможные инструменты оценки индивидуальных достижений: 
Контроль предметных  знаний 
ЕГЭ (внешняя оценка предметных знаний)
Оценка ключевых надпредметных компетентностей (как в учебной жизни, так и вне ее – в олимпиадах, конкурсах, фестивалях). Учет всех форм внеучебной активности школьников и, на этом основании – оценка социальной активности.
Различные мониторинговые исследования
Компетенции
«Софт скиллз« (универсальные компетенции- «мягкие» навыки, метапредметные,
Надпрофессиональные компетенции, «гибкие» навыки )?
Это прежде всего социальные навыки, связанные с коммуникацией, организацией,
работой в команде, а также с самообразованием и обработкой информации. 
Наличие их у школьника – базовое условие готовности к любому виду профессиональной деятельности.
набор ключевых универсальных компетенций:
*профессиональные компетенции, «жесткие» – "хард скиллз"(hard skills). digital skills — владение «цифрой»
Мифы и реальность компетентностного подхода
1 миф. Введение компетентностного подхода в российскую систему образования приведет к полному разрушению системы образования, отсутствию жизненных ориентиров у подрастающего поколения.  
Реальность. 
 Внедрение компетентностного подхода в российскую  систему образования способствует реализации личностно-ориентированного,  деятельностного и практико-ориентированного подходов в образовательном процессе (компетенции в содержании учебных предметов определяют отбор знаний и умений, необходимых для формирования ценностных ориентаций). Компетентностный подход выступает важным инструментом разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений.
Мифы и реальность компетентностного подхода
2 миф. Компетентностный подход не имеет полноценного понятийного аппарата, поэтому невозможно определить перечень компетенций. 
Реальность. 
 Компетентностный подход имеет четкий понятийный аппарат, перечисление всех компетенций с их подробных описанием (в настоящее время определены основные компетенции для разных предметных дисциплин).
Мифы и реальность компетентностного подхода
3 миф. Невозможно найти соотношение между «академическими знаниями» и компетентностями.  
Реальность. Компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются учеником и используются им в определенной конкретной ситуации.
	Знания - основа компетентности, а совершенствование образовательного процесса с учетом компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях, в том числе в ситуациях нестандартных и неопределенных.
 
Мифы и реальность компетентностного подхода
4миф. Компетентностный подход не может быть связан с полноценной системой оценивания компетентности. 
Реальность.  Компетентность - это способность мобилизовывать полученные знания и умения. Для измерения этой «способности» в конкретной ситуации проверяется не сама компетентность, а ее отдельные компоненты, лежащие в основе формирования данной компетентности (то есть знания и умения).
      
Ключевые компетенции
Советом Европы определены пять основных компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»:
политические и социальные компетенции;
компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;	
компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;	
компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества;
способность учиться на протяжении жизни; 
Пять ключевых компетенций
В соответствии с целями российского образования выделяются  ключевые компетенции :
Ценностно-смысловая 
Общекультурная 
Учебно-познавательная 
Информационная 
Коммуникативная 
Социально-трудовая 
Личностного самосовершенствования 
Ключевые компетенции (по А. В. Хуторскому)
 Компетенция в сфере мировоззрения, которая связана со следующими моментами:
с ценностными представлениями человека,
 его способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение, 
уметь выбирать смысловые установки для поступков, 
принимать решения
Ценностно-смысловая кометенция
Представляет собой круг вопросов, в которых школьник должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности:
 особенности национальной и общечеловеческой культуры, 
духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, 
культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, 
роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, 
компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере
Общекультурная компетенция
Представляет совокупность компетенций человека в сфере самостоятельной познавательной деятельности. 
Сюда входят элементы логической и методологической деятельности: 
 знания и умения целеполагания, 
планирования, 
анализа, 
рефлексии и  самооценки 
В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: 
умение отличать факты от домыслов, 
владение измерительными навыками, 
использование вероятностных, статистических и иных методов познания
Учебно-познавательная кометенция
Это сформированность умений учащихся самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. 
Информационная компетенция
Это знание необходимых языков, способов
взаимодействия с окружающими и удаленными
людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. 
Коммуникативная компетенция
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.
Это владение знаниями и опытом в следующих направлениях: 
в гражданско-общественной деятельности
 в социально-трудовой сфере, 
в вопросах экономики и права, 
в профессиональном самоопределении (умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношении и т.д.). 
Компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития 
Социально-трудовая компетенция
Представляет собой освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития
Компетенция личностного самосовершенствования
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.
Библиографический список
31
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика.    2003,   № 10 2. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября". Сайт фестиваля. 2003-2004 3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М.,  2005 4. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. // Воспитание. Образование, Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». 2007, №6 (12) 
5. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005, № 2 6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. 2004, №5 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.