Компетентностный подход в образовании: мифы и реальность
1. Особенности компетентностного подхода.
2. Исторический аспект проблемы.
3. Принципы компетентностного подхода.
4. Понятие компетентности и компетенции.
5. Сравнение нескольких подходов в образовании.
2
Компетентностный подход в образовании
«Тема компетентностного подхода в образовании
является принципиально важной, поскольку
концентрирует в себе идеи зарождающейся
новой образовательной парадигмы, приходящей
на смену «знаниевой»
А.В.Хуторской
3
Актуальность компетентностного подхода в образовании
Современное общество нуждается в инициаторах и творцах, способных :
самостоятельно овладевать новыми знаниями;
повышать квалификацию на протяжении всей профессиональной деятельности;
мгновенно воспринимать новые идеи;
отличаться компетентностью и повышенной ответственностью;
быть открытыми для взаимоотношений
Сущность компетентностного подхода в образовании
Компетенция (лат. cоmpetere – добиваюсь, подхожу) - это не только знания, умения и навыки, но и ценностные ориентиры, поведенческие реакции и привычки, операционно-технологический опыт.
Компетентность (от лат. competens (competentis) – надлежащий, способный) - владение знаниями и опытом, позволяющим судить о чем-либо.
Сущность компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами образовательной системы.
В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Компетентностный подход - совокупность общих дидактических требований к:
определению целей образования,
отбору содержания образования,
организации образовательного процесса и
оценке образовательных результатов
Международная комиссия ЮНЕСКО (1993 г.)
Человек 21 века должен научиться:
Совет Европы (1996 г.)
Список ключевых компетентностей
работать (приобретать компетентность, дающую возможность справляться с ситуациями, которые нельзя предвидеть);
жить (быть самостоятельным, способным к оценке происходящего, ответственным за свой выбор)
учиться (сочетать широкие общекультурные знания с глубокими узкопредметными);
сосуществовать (осуществлять совместные проекты, разумно и мирно решать конфликты);
политическая и социальная компетентность;
способность к жизни в поликультурном мире;
коммуникативная культура ( в том числе владение устной и письменной речью более чем на одном языке);
компьютерная грамотность;
способность учиться всю жизнь.
Перечисленные компетентности описывают набор требований к выпускнику школы, которые позволяют ему продолжать обучение или работать)
Исторический аспект проблемы
«Стратегия модернизации содержания общего образования» РФ:
список ключевых компетентностей
Ключевые компетентности
(теоретические вопросы в компетентностном подходе)
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (основана на усвоении способов приобретения знаний из различных источников);
компетентность в сфере гражданско-общественной жизни;
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
компетентность в бытовой сфере;
компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности
понимать и объяснять явления действительности;
сотрудничать с другими людьми;
управлять собственной жизнью;
ориентироваться в человеческих ценностях;
самостоятельно учиться на протяжении всей жизни
( О.Е.Лебедев, С.Д. Поляков, В.В.Сериков, А.В.Хуторской, Т.И.Шамова, др.)
Исторический аспект проблемы
Ключевые компетентности
(в формулировке теоретиков
компетентностного подхода)
Ключевые компетентности
(в формулировке теоретиков компетентностного подхода)
владеть информационными технологиями;
общаться на родном и иностранном(ых) языках;
делать осознанный выбор способа поведения и нести за него ответственность;
решать проблемы (в том числе нестандартные);
адекватно оценивать собственные возможности
способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
владение новыми технологиями и понимание возможностей их использования;
умение принимать ответственные самостоятельные решения;
адаптация в социальной и профессиональной сфере;
умение работать в команде;
готовность к перегрузкам, стрессовым ситуациям и умение выходить из них с наименьшими потерями
Исторический аспект проблемы
ЗНАНИЕВЫЙ | КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ | |
ЦЕЛЬ | «наращивание объема знаний» | «формирование разностороннего опыта деятельности» |
РЕЗУЛЬТАТ | знания, умения, навыки | компетентность |
НАПРАВЛЕННОСТЬ | предметная ориентация | интегративность |
ОСОБЕННОСТЬ | типичная учебная ситуация, задания репродуктивного уровня | нестандартная учебная ситуация, задания продуктивного уровня |
Сравнение двух подходов
Показатель качества образования
Критерии качества образования как развития общих способностей:
Предметные знания
Ключевые надпредметные компетентности
Социальная активность
Возможные инструменты оценки индивидуальных достижений:
Контроль предметных знаний
ЕГЭ (внешняя оценка предметных знаний)
Оценка ключевых надпредметных компетентностей (как в учебной жизни, так и вне ее – в олимпиадах, конкурсах, фестивалях). Учет всех форм внеучебной активности школьников и, на этом основании – оценка социальной активности.
Различные мониторинговые исследования
Компетенции
«Софт скиллз« (универсальные компетенции- «мягкие» навыки, метапредметные,
Надпрофессиональные компетенции, «гибкие» навыки )?
Это прежде всего социальные навыки, связанные с коммуникацией, организацией,
работой в команде, а также с самообразованием и обработкой информации.
Наличие их у школьника – базовое условие готовности к любому виду профессиональной деятельности.
набор ключевых универсальных компетенций:
*профессиональные компетенции, «жесткие» – "хард скиллз"(hard skills). digital skills — владение «цифрой»
Мифы и реальность компетентностного подхода
1 миф. Введение компетентностного подхода в российскую систему образования приведет к полному разрушению системы образования, отсутствию жизненных ориентиров у подрастающего поколения.
Реальность.
Внедрение компетентностного подхода в российскую систему образования способствует реализации личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов в образовательном процессе (компетенции в содержании учебных предметов определяют отбор знаний и умений, необходимых для формирования ценностных ориентаций). Компетентностный подход выступает важным инструментом разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений.
Мифы и реальность компетентностного подхода
2 миф. Компетентностный подход не имеет полноценного понятийного аппарата, поэтому невозможно определить перечень компетенций.
Реальность.
Компетентностный подход имеет четкий понятийный аппарат, перечисление всех компетенций с их подробных описанием (в настоящее время определены основные компетенции для разных предметных дисциплин).
Мифы и реальность компетентностного подхода
3 миф. Невозможно найти соотношение между «академическими знаниями» и компетентностями.
Реальность. Компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются учеником и используются им в определенной конкретной ситуации.
Знания - основа компетентности, а совершенствование образовательного процесса с учетом компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях, в том числе в ситуациях нестандартных и неопределенных.
Мифы и реальность компетентностного подхода
4миф. Компетентностный подход не может быть связан с полноценной системой оценивания компетентности.
Реальность. Компетентность - это способность мобилизовывать полученные знания и умения. Для измерения этой «способности» в конкретной ситуации проверяется не сама компетентность, а ее отдельные компоненты, лежащие в основе формирования данной компетентности (то есть знания и умения).
Это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки.
Оксфордско-Кембриджская
образовательная программа
«Ключевые компетенции »
Ключевые компетенции
Советом Европы определены пять основных компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»:
политические и социальные компетенции;
компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;
компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;
компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества;
способность учиться на протяжении жизни;
Пять ключевых компетенций
В соответствии с целями российского образования выделяются ключевые компетенции :
Ценностно-смысловая
Общекультурная
Учебно-познавательная
Информационная
Коммуникативная
Социально-трудовая
Личностного самосовершенствования
Ключевые компетенции (по А. В. Хуторскому)
Компетенция в сфере мировоззрения, которая связана со следующими моментами:
с ценностными представлениями человека,
его способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение,
уметь выбирать смысловые установки для поступков,
принимать решения
Ценностно-смысловая кометенция
Представляет собой круг вопросов, в которых школьник должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности:
особенности национальной и общечеловеческой культуры,
духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов,
культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций,
роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир,
компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере
Общекультурная компетенция
Представляет совокупность компетенций человека в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Сюда входят элементы логической и методологической деятельности:
знания и умения целеполагания,
планирования,
анализа,
рефлексии и самооценки
В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности:
умение отличать факты от домыслов,
владение измерительными навыками,
использование вероятностных, статистических и иных методов познания
Учебно-познавательная кометенция
Это сформированность умений учащихся самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Информационная компетенция
Это знание необходимых языков, способов
взаимодействия с окружающими и удаленными
людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Коммуникативная компетенция
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.
Это владение знаниями и опытом в следующих направлениях:
в гражданско-общественной деятельности
в социально-трудовой сфере,
в вопросах экономики и права,
в профессиональном самоопределении (умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношении и т.д.).
Компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития
Социально-трудовая компетенция
Представляет собой освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития
Компетенция личностного самосовершенствования
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.
Библиографический список
31
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. 2003, № 10 2. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября". Сайт фестиваля. 2003-2004 3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М., 2005 4. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. // Воспитание. Образование, Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». 2007, №6 (12)
5. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005, № 2 6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. 2004, №5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.