Компетентностный подход
Оценка 4.9

Компетентностный подход

Оценка 4.9
Повышение квалификации
ppt
химия
Взрослым
05.02.2023
Компетентностный подход
В презентации представлены особенности компетентностного подхода к обучению химии.
компетентностный подход.ppt

Компетентностный подход в образовании: мифы и реальность 1

Компетентностный подход в образовании: мифы и реальность 1

Компетентностный подход в образовании: мифы и реальность

1. Особенности компетентностного подхода.
2. Исторический аспект проблемы.
3. Принципы компетентностного подхода.
4. Понятие компетентности и компетенции.
5. Сравнение нескольких подходов в образовании.

Компетентностный подход в образовании «Тема компетентностного подхода в образовании является принципиально важной, поскольку концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной парадигмы, приходящей на смену «знаниевой»

Компетентностный подход в образовании «Тема компетентностного подхода в образовании является принципиально важной, поскольку концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной парадигмы, приходящей на смену «знаниевой»

2

Компетентностный подход в образовании

«Тема компетентностного подхода в образовании
является принципиально важной, поскольку
концентрирует в себе идеи зарождающейся
новой образовательной парадигмы, приходящей
на смену «знаниевой»
А.В.Хуторской

Актуальность компетентностного подхода в образовании

Актуальность компетентностного подхода в образовании

3

Актуальность компетентностного подхода в образовании

Современное общество нуждается в инициаторах и творцах, способных :
самостоятельно овладевать новыми знаниями;
повышать квалификацию на протяжении всей профессиональной деятельности;
мгновенно воспринимать новые идеи;
отличаться компетентностью и повышенной ответственностью;
быть открытыми для взаимоотношений

Сущность компетентностного подхода в образовании

Сущность компетентностного подхода в образовании

Сущность компетентностного подхода в образовании

Компетенция (лат. cоmpetere – добиваюсь, подхожу) - это не только знания, умения и навыки, но и ценностные ориентиры, поведенческие реакции и привычки, операционно-технологический опыт.

Компетентность (от лат. competens (competentis) – надлежащий, способный) - владение знаниями и опытом, позволяющим судить о чем-либо.

Сущность компетентностного подхода в образовании

Сущность компетентностного подхода в образовании

Сущность компетентностного подхода в образовании


Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами образовательной системы.

В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентностный подход - совокупность общих дидактических требований к:
определению целей образования,
отбору содержания образования,
организации образовательного процесса и
оценке образовательных результатов

Операционная (как делать?) Мотивационная (почему? зачем?)

Операционная (как делать?) Мотивационная (почему? зачем?)

Операционная (как делать?)

Мотивационная (почему? зачем?)

Этическая (как к этому отнесутся люди?)

Когнитивная
(что?)

Социальная
(с кем?)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Элементы понятия «компетентность»

Международная комиссия ЮНЕСКО (1993 г

Международная комиссия ЮНЕСКО (1993 г

Международная комиссия ЮНЕСКО (1993 г.)
Человек 21 века должен научиться:

Совет Европы (1996 г.)
Список ключевых компетентностей

работать (приобретать компетентность, дающую возможность справляться с ситуациями, которые нельзя предвидеть);
жить (быть самостоятельным, способным к оценке происходящего, ответственным за свой выбор)
учиться (сочетать широкие общекультурные знания с глубокими узкопредметными);
сосуществовать (осуществлять совместные проекты, разумно и мирно решать конфликты);

политическая и социальная компетентность;
способность к жизни в поликультурном мире;
коммуникативная культура ( в том числе владение устной и письменной речью более чем на одном языке);
компьютерная грамотность;
способность учиться всю жизнь.
Перечисленные компетентности описывают набор требований к выпускнику школы, которые позволяют ему продолжать обучение или работать)

Исторический аспект проблемы

Стратегия модернизации содержания общего образования»

Стратегия модернизации содержания общего образования»

«Стратегия модернизации содержания общего образования» РФ:
список ключевых компетентностей

Ключевые компетентности
(теоретические вопросы в компетентностном подходе)

компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (основана на усвоении способов приобретения знаний из различных источников);
компетентность в сфере гражданско-общественной жизни;
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
компетентность в бытовой сфере;
компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности

понимать и объяснять явления действительности;
сотрудничать с другими людьми;
управлять собственной жизнью;
ориентироваться в человеческих ценностях;
самостоятельно учиться на протяжении всей жизни
( О.Е.Лебедев, С.Д. Поляков, В.В.Сериков, А.В.Хуторской, Т.И.Шамова, др.)

Исторический аспект проблемы

Ключевые компетентности (в формулировке теоретиков компетентностного подхода)

Ключевые компетентности (в формулировке теоретиков компетентностного подхода)

Ключевые компетентности
(в формулировке теоретиков
компетентностного подхода)

Ключевые компетентности
(в формулировке теоретиков компетентностного подхода)

владеть информационными технологиями;
общаться на родном и иностранном(ых) языках;
делать осознанный выбор способа поведения и нести за него ответственность;
решать проблемы (в том числе нестандартные);
адекватно оценивать собственные возможности

способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
владение новыми технологиями и понимание возможностей их использования;
умение принимать ответственные самостоятельные решения;
адаптация в социальной и профессиональной сфере;
умение работать в команде;
готовность к перегрузкам, стрессовым ситуациям и умение выходить из них с наименьшими потерями

Исторический аспект проблемы

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ИНТЕРЕС УЧАЩЕГОСЯ

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ИНТЕРЕС УЧАЩЕГОСЯ

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ИНТЕРЕС УЧАЩЕГОСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

НАВЫК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Последовательность реализации компетентностного подхода

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

ЗНАНИЕВЫЙ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ЦЕЛЬ «наращивание объема знаний» «формирование разностороннего опыта деятельности»

ЗНАНИЕВЫЙ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ЦЕЛЬ «наращивание объема знаний» «формирование разностороннего опыта деятельности»

ЗНАНИЕВЫЙ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ

ЦЕЛЬ

«наращивание объема знаний»

«формирование разностороннего опыта деятельности»

РЕЗУЛЬТАТ

знания, умения, навыки

компетентность

НАПРАВЛЕННОСТЬ

предметная ориентация

интегративность

ОСОБЕННОСТЬ

типичная учебная ситуация, задания репродуктивного уровня

нестандартная учебная ситуация, задания продуктивного уровня

Сравнение двух подходов

Показатель качества образования

Показатель качества образования

Показатель качества образования

Критерии качества образования как развития общих способностей:
Предметные знания
Ключевые надпредметные компетентности
Социальная активность
Возможные инструменты оценки индивидуальных достижений:
Контроль предметных знаний
ЕГЭ (внешняя оценка предметных знаний)
Оценка ключевых надпредметных компетентностей (как в учебной жизни, так и вне ее – в олимпиадах, конкурсах, фестивалях). Учет всех форм внеучебной активности школьников и, на этом основании – оценка социальной активности.
Различные мониторинговые исследования

Компетенции «Софт скиллз« (универсальные компетенции- «мягкие» навыки, метапредметные,

Компетенции «Софт скиллз« (универсальные компетенции- «мягкие» навыки, метапредметные,

Компетенции

«Софт скиллз« (универсальные компетенции- «мягкие» навыки, метапредметные,
Надпрофессиональные компетенции, «гибкие» навыки )?
Это прежде всего социальные навыки, связанные с коммуникацией, организацией,
работой в команде, а также с самообразованием и обработкой информации.


Наличие их у школьника – базовое условие готовности к любому виду профессиональной деятельности.
набор ключевых универсальных компетенций:
*профессиональные компетенции, «жесткие» – "хард скиллз"(hard skills). digital skills — владение «цифрой»

Мифы и реальность компетентностного подхода 1 миф

Мифы и реальность компетентностного подхода 1 миф


Мифы и реальность компетентностного подхода

1 миф. Введение компетентностного подхода в российскую систему образования приведет к полному разрушению системы образования, отсутствию жизненных ориентиров у подрастающего поколения.
Реальность.
Внедрение компетентностного подхода в российскую систему образования способствует реализации личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов в образовательном процессе (компетенции в содержании учебных предметов определяют отбор знаний и умений, необходимых для формирования ценностных ориентаций). Компетентностный подход выступает важным инструментом разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений.

Мифы и реальность компетентностного подхода 2 миф

Мифы и реальность компетентностного подхода 2 миф


Мифы и реальность компетентностного подхода

2 миф. Компетентностный подход не имеет полноценного понятийного аппарата, поэтому невозможно определить перечень компетенций.

Реальность.
Компетентностный подход имеет четкий понятийный аппарат, перечисление всех компетенций с их подробных описанием (в настоящее время определены основные компетенции для разных предметных дисциплин).

Мифы и реальность компетентностного подхода 3 миф

Мифы и реальность компетентностного подхода 3 миф


Мифы и реальность компетентностного подхода

3 миф. Невозможно найти соотношение между «академическими знаниями» и компетентностями.

Реальность. Компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются учеником и используются им в определенной конкретной ситуации.
Знания - основа компетентности, а совершенствование образовательного процесса с учетом компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях, в том числе в ситуациях нестандартных и неопределенных.

Мифы и реальность компетентностного подхода 4миф

Мифы и реальность компетентностного подхода 4миф


Мифы и реальность компетентностного подхода

4миф. Компетентностный подход не может быть связан с полноценной системой оценивания компетентности.
Реальность. Компетентность - это способность мобилизовывать полученные знания и умения. Для измерения этой «способности» в конкретной ситуации проверяется не сама компетентность, а ее отдельные компоненты, лежащие в основе формирования данной компетентности (то есть знания и умения).

Это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки

Это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки


Это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки.
Оксфордско-Кембриджская
образовательная программа
«Ключевые компетенции »

Ключевые компетенции

Советом Европы определены пять основных компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»: политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся…

Советом Европы определены пять основных компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»: политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся…



Советом Европы определены пять основных компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»:

политические и социальные компетенции;
компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;
компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;
компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества;
способность учиться на протяжении жизни;

Пять ключевых компетенций

В соответствии с целями российского образования выделяются ключевые компетенции :

В соответствии с целями российского образования выделяются ключевые компетенции :

В соответствии с целями российского образования выделяются ключевые компетенции :
Ценностно-смысловая
Общекультурная
Учебно-познавательная
Информационная
Коммуникативная
Социально-трудовая
Личностного самосовершенствования

Ключевые компетенции (по А. В. Хуторскому)

Компетенция в сфере мировоззрения, которая связана со следующими моментами: с ценностными представлениями человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою…

Компетенция в сфере мировоззрения, которая связана со следующими моментами: с ценностными представлениями человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою…

Компетенция в сфере мировоззрения, которая связана со следующими моментами:
с ценностными представлениями человека,
его способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение,
уметь выбирать смысловые установки для поступков,
принимать решения

Ценностно-смысловая кометенция

Представляет собой круг вопросов, в которых школьник должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности: особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека…

Представляет собой круг вопросов, в которых школьник должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности: особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека…

Представляет собой круг вопросов, в которых школьник должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности:
особенности национальной и общечеловеческой культуры,
духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов,
культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций,
роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир,
компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере

Общекультурная компетенция

Представляет совокупность компетенций человека в сфере самостоятельной познавательной деятельности

Представляет совокупность компетенций человека в сфере самостоятельной познавательной деятельности

Представляет совокупность компетенций человека в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Сюда входят элементы логической и методологической деятельности:
знания и умения целеполагания,
планирования,
анализа,
рефлексии и самооценки
В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности:
умение отличать факты от домыслов,
владение измерительными навыками,
использование вероятностных, статистических и иных методов познания

Учебно-познавательная кометенция

Это сформированность умений учащихся самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее

Это сформированность умений учащихся самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее

Это сформированность умений учащихся самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Информационная компетенция

Это знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе

Это знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе

Это знание необходимых языков, способов
взаимодействия с окружающими и удаленными
людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Коммуникативная компетенция

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.

Это владение знаниями и опытом в следующих направлениях: в гражданско-общественной деятельности в социально-трудовой сфере, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении (умения анализировать ситуацию…

Это владение знаниями и опытом в следующих направлениях: в гражданско-общественной деятельности в социально-трудовой сфере, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении (умения анализировать ситуацию…

Это владение знаниями и опытом в следующих направлениях:
в гражданско-общественной деятельности
в социально-трудовой сфере,
в вопросах экономики и права,
в профессиональном самоопределении (умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношении и т.д.).

Компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития

Социально-трудовая компетенция

Представляет собой освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития

Представляет собой освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития

Представляет собой освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития

Компетенция личностного самосовершенствования

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.

Сформированность ключевых компетенций

Сформированность ключевых компетенций

Сформированность ключевых компетенций

Сформированность ключевых компетенций

Сформированность ключевых компетенций

Сформированность ключевых компетенций

Сформированность ключевых компетенций

Сформированность ключевых компетенций

Сформированность ключевых компетенций

Библиографический список 31 1.

Библиографический список 31 1.

Библиографический список

31


1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. 2003, № 10 2. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября". Сайт фестиваля. 2003-2004 3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М., 2005 4. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. // Воспитание. Образование, Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». 2007, №6 (12)
5. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005, № 2 6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. 2004, №5

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2023