Индивидуализация обучения в условиях введения ФГОС второго поколения»
1. Особенности индивидуализации обучения.
2. Различия между индивидуализацией и индивидуальным подходом.
3. Актуальность индивидуализации в рамках ФГОС второго поколения
4. Опыт индивидуализации обучения в условиях введения ФГОС второго поколения.
2
Индивидуализация в современном образовании
Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон.
Индивидуализация обучения:
• организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
• различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно- управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
3
Важные определения
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, возлагающего на себя ответственность за результаты собственной деятельности.
Индивидуальный подход – организация учителем учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьника. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития .
Нельзя отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом. Остановимся на различиях индивидуализации и индивидуального подхода в образовании
4
Различия между индивидуализацией
и индивидуальным обучением
Индивидуальный подход
распространяется на небольшую часть детей класса; педагог должен определить стороны, которые требуют усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)
Индивидуализация
распространяется на каждого школьника; учитель должен обладать большой гибкостью и открытостью к новым идеям, способностью к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.
5
Сравнение индивидуализации и индивидуального подхода в образовании
Индивидуализация образования. | Индивидуальный подход в образовании | |
Цель: | максимальное раскрытие и самораскрытие потенциальных возможностей развития личности | организация процесса передачи определенных знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей школьника; обеспечение своевременного устранения недостатков в развитии |
Способы общения: | признание права выбора; совместное обсуждение целей и задач; акцент на преимуществах и сильных сторонах личности | прямое обучение согласно целям, поставленными взрослыми; требование и оценка результата |
Тактика: | сотрудничество и партнерские взаимоотношения | опека |
Убеждение | ребенок учится самостоятельности в рамках взаимодействия с окружающим миром; самым важным для полноценного и своевременного развития является приобретение ребенком индивидуального опыта | ребенок получит больший объем знаний и навыков под непосредственным руководством взрослого; самым ценным способом развития ребенка является усвоение опыта старшего поколения |
6
Подходы к индивидуализации обучения
А. А. Кирсанов определяет индивидуализацию как набор педагогического инструментария, соответствующего «…целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющим обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учётом целей обучения»
И. М. Осмоловская, утверждает, что индивидуализация является «крайней формой дифференциации обучения, при которой учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельного взятого ученика »
И. Э. Унт разделяет понятия «индивидуалиация» и «дифференциация»: «Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются».
Т. М. Ковалева подчеркивает принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании.
7
Примеры технологий индивидуализированного обучения
В современной отечественной педагогической практике наиболее яркими примерами технологий индивидуализированного обучения являются следующие:
– проектный метод;
– технология продуктивного образования;
– технология индивидуализированного обучения Инге Унт;
– адаптивная система обучения А. С. Границкой;
– обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В. Д. Шадрикова.
Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, которые охватывают все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
8
Классификационные характеристики технологий
индивидуализации обучения
Методологический подход: индивидуальный, личностно-ориентированный, задачный, деятельностный.
Ведущие факторы развития: комплексные: био-, социо- и психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная, теория поэтапного формирования умственной деятельности (ТПФУД).
Характер содержания: светский, гуманитарный, общеобразовательный, личностно-ориентированный, дидактоцентрический.
Вид педагогической деятельности: поддержка (сопровождение).
Организационные формы: альтернативная, академическая, клубная, индивидуально-групповая, индивидуальная.
Преобладающие средства: вербальные, иллюстративные, объяснительные, программированные, компьютерные.
Задача индивидуализации – научить ученика самостоятельно управлять своей образовательной траекторией.
Принципы индивидуализации:
1. Принцип обеспечения субъектной позиции ученика способствует привлечению обучающегося к активному участию в целеполагании.
2. Принцип смещения акцента с обучения на учение направлен на активизацию самостоятельной работы ученика (организацию, самостоятельное овладение учебной информацией, эксперименты, решение задач, выполнение творческих заданий).
3. Принцип ориентации на творческую переработку новой информации способствует решению уникальных задач, стимулирующих развитие мыслительной деятельности, обогащение исследовательского опыта учащегося.
Задачи и принципы индивидуализации
11
Варианты индивидуализации обучения
Индивидуализация обучения может осуществляться по:
• содержанию (обучающийся может корректировать направленность получаемого образования). Эту возможность он получает при выборе программ обучения по индивидуальным планам.
• объёму учебного материала (способные учащиеся могут в углубленном варианте изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях). Для этого подходят индивидуальные планы работы.
• времени усвоения (допускается изменение в определённых пределах времени изучения определённого объёма учебного материала с учетом способностей и темперамента слушателя).
12
Актуальность индивидуализации в образовании
в рамках ФГОС
Одним из основных принципов школьного образования, провозглашенных в ФГОС является
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка,
при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, то есть становится субъектом образования.
14
14
а
Основы школьного стандарта
Мотивация к
самообразованию
Организация
коллективной
деятельности
и работы в группах
Индивидуализация
учебного
процесса
Педагогический
потенциал
инновационной
образовательной
среды
Создание ситуации
успешности
для учащихся
Гибкость
организационной
структуры обучения
Социализация
учащихся
Психолого-
педагогическая
поддержка
учебного процесса
Разноуровневость
содержания
образовательного
ресурса
Интенсификация
процесса
обучения
Реализация
системно-
деятельностного
подхода
Основные отличительные особенности ФГОС
Новые подходы к определению стратегических целей стандартов:
Обеспечение развития системы образования, повышения качества образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Стратегические задачи разработки стандартов:
Обеспечение социальной консолидации общества.
Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Реализация и обеспечение смены ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности.
Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов.
Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании.
Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации.
Инструмент реализации государственной политики в сфере образования.
Обеспечение равных возможностей получения качественного образования.
Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ.
Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ.
Обеспечение единства образовательного пространства страны
Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Инновационные функции ФГОС
Ориентиром при построении содержания образования стали
Фундаментальное ядро содержания общего образования и
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития
личности гражданина России.
Изменились методологические основы системы оценки достижения
требований к результатам образования.
Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками
образовательного процесса.
Представлены широкие возможности реализации этнокультурной
составляющей ФГОС.
Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав
которого включена внеурочная деятельность.
Основные отличительные особенности ФГОС
18
Актуальность индивидуализации
Индивидуализация является стратегической целью процесса обучения.
Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.
Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников: обученности, учебных умений, обучаемости, познавательных интересов и т. д.
Уровень развития общеучебных умений и навыков, адекватный условиям индивидуальной работы.
Индивидуальный темп, стиль, метод учебной работы.
Использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам.
Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.
19
Акцент целей индивидуализации
❖ Адаптация содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его особенностям.
❖ Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
❖ Содействие средствами индивидуализации самостоятельному выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.
❖ Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
❖ Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
❖ Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
20
Особенности индивидуализации
• Оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи.
• Преодоление индивидуальных недочетов в ЗУН, в мыслительных процессах.
• Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости сферы мотивации, слабости воли.
• Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
• Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
• Формирование общеучебных умений и навыков.
• Формирование адекватной самооценки учащихся.
• Использование технических средств обучения, в том числе компьютера.
• Поддержка способных и одаренных детей.
21
Актуальность компетентностного подхода в образовании
Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.
Индивидуальная образовательная программа – это не самостоятельный объект в образовательных программах (базовая, программа углубленного обучения, реабилитационная и т. д.), она есть способ индивидуального освоения одной из
Содержательную основу обучения по индивидуальной образовательной программе составляют учебные программы по образовательным областям или предметам, разбитые на небольшие блоки – учебные модули.
Учебный модуль должен быть оформлен в виде организационно-педагогического документа, доступного всем участникам педагогического процесса (учитель, ученик, администрация, родители и т. д.).
Этот документ должен содержать в себе следующие позиции:
учебный предмет (группа предметов, интегрированный курс);
название программы (базовая, углубленное изучение, авторская и т. п.);
название модуля (тема учебной программы);
число часов учебной программы, покрываемое модулем;
программное содержание (например, текст типовой программы, относящийся к данному модулю);
способ выполнения;
форму отчетности.
Библиографический список
29
1. Акимова, М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М. К. Акимова В. Т. Козлова. – М. : Знание, 1992.
2. Александрова, Е. А. Элементы индивидуализации обучения / Е. А. Александрова, М. В. Алешина // Школьные технологии. – 2003. – № 2.
3. Алексеев, С. В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла / С. В. Алексеев. – Л. : ЛГИУУ, 1991.
4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1982.
5. Башмаков, М. И. Индивидуальная образовательная программа средней школы / М. И. Башмаков // Школьные технологии. – 2000. – № 3.
6. Беспалько, В. П. Персонифицированное образование / В. П. Беспалько // Педагогика. – 1998. – № 2.
7. Боголюбов, С. К. Индивидуальные задания по курсу черчения / С. К. Боголюбов. – 3-е изд. – М. : Альянс, 2007.
8. Волович, М. Б. Индивидуальные задания по математике для 5-го класса / М. Б. Волович. – М. : ЭЛТИ-КУДИЦ, 1994.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.