Воспитание экологической культуры школьников в процессе внеурочной деятельности
1. Значение экологического воспитания.
2. Основные формы и методы экологического воспитания.
3. Проблемы, возникающие у педагогов в процессе воспитания экологической культуры школьников.
4. Советы по решению проблем, возникающих у педагогов в рамках экологического воспитания школьников. Варианты экологического воспитания в рамках внеурочной деятельности школьников
5. Опыт воспитания экологической культуры школьников в процессе внеурочной деятельности.
2
«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…»
А. А. Плешаков
Экологическое просвещение школьников
«Все хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!»
В. А. Сухомлинский
Экологическое просвещение школьников
4
Экологическое воспитание
1. Формирование экологической культуры обучающихся - важный элемент учебно-воспитательного процесса.
2. Формирование экологической культуры личности ученика предполагает воспитание ответственного, бережного отношения к природе.
3. Экологическое образованное общество способно вступить в эпоху ноосферы – сферы разума.
5
Компоненты экологического воспитания
Экологическое воспитание включает следующие основные компоненты:
интерес к природе;
знания о природе и ее охране;
эстетические и нравственные чувства к природе;
позитивная деятельность в природе;
мотивы, определяющие поступки детей в природе
Принципы экологического воспитания в рамках внеурочной деятельности
учёт возрастных особенностей;
различные формы работы (коллективные и индивидуальные);
доступность и наглядность;
связь теории с практикой
8
Особенности организации внеурочной деятельности в рамках экологического воспитания школьников
11
В основе построения внеурочных занятий с экологической направленностью лежат следующие установки:
формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности
Формы организации экологического воспитания
Виды деятельности | Формы организации обучающихся |
Игровая | Ролевая игра, деловая игра, социально-моделирующая игра |
Трудовая деятельность | трудовой десант, субботники, детская производственная бригада, уход за школьными растениями. |
Научно-познавательное | экологические конференции обучающихся, интеллектуальные марафоны, беседы, библиотечные уроки, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности. |
Проблемы, возникающие у педагогов в процессе экологического воспитания школьников
- отсутствие интереса к защите живой природы;
- нежелание принимать участие в экологических акциях и праздниках;
- отсутствие мотивации к трудовой деятельности;
- юридические проблемы
Варианты экологического воспитания в рамках внеурочной деятельности школьников
- проведение групповых наблюдений за объектами неживой и живой природы;
- экологические экскурсии;
- организация уголка живой природы;
- проведение экологических праздников
Направления деятельности в экологическом воспитании
1. Практическая природоохранная, связанная с санитарной уборкой школьного двора, парка.
Активное экологическое сознание формируется у школьников при непосредственном участии в природоохранной и исследовательской работе
на местности. Такая работа помогает понять многогранность контактов человека
с окружающей средой, масштабность антропогенного воздействия на неё,
воспитывать чувство ответственности за её сохранность.
Направления деятельности в экологическом воспитании
1. Учебно-исследовательская, направленная на изучение экологического
состояния школьного двора, территории села (города, деревни).
Ребята выполняют исследовательские проекты природоохранной тематики, в зависимости от возраста учащихся.
Направления деятельности в экологическом воспитании
1. Просветительская деятельность – пропаганда экологических знаний
среди обучающихся и жителей села.
Школьники проводят активную пропагандистскую и агитационную работу в экологическом направлении для жителей, сотрудничают с различными организациями (социологический опрос об отношении к проблемам экологии, чистоты своих улиц, выявлении наиболее острых экологических проблем локального уровня).
Библиографический список
24
1.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. –М.: Просвещение, 2011. – 342с.
3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / М.: Просвещение, 2011.- 111с. (Стандарты второго поколения).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2009г.
5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.- 159с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.