Воспитание экологической культуры школьников в процессе внеурочной деятельности
1. Значение экологического воспитания. 
2. Основные формы и методы экологического воспитания.
3. Проблемы, возникающие у педагогов в процессе воспитания экологической культуры школьников.
4. Советы по решению проблем, возникающих у педагогов в рамках экологического воспитания школьников. Варианты экологического воспитания в рамках внеурочной деятельности школьников
5. Опыт воспитания экологической культуры школьников в процессе внеурочной деятельности. 
2
«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…»
А. А. Плешаков
Экологическое просвещение школьников
«Все хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!» 
В. А. Сухомлинский
Экологическое просвещение школьников
4
Экологическое воспитание
 1. Формирование экологической культуры обучающихся - важный элемент учебно-воспитательного процесса. 
 2. Формирование экологической культуры личности ученика предполагает воспитание ответственного, бережного отношения к природе. 
3. Экологическое образованное общество способно вступить  в эпоху ноосферы – сферы разума.
5
Компоненты экологического воспитания
Экологическое воспитание включает следующие основные компоненты: 
интерес к природе; 
 знания о природе и ее охране; 
эстетические и нравственные чувства к природе; 
позитивная деятельность в природе; 
мотивы, определяющие поступки детей в природе
использование местного краеведческого материала
вовлечение младших 
школьников в посильные 
для них практические дела
по охране местных природных ресурсов  
Условия экологического воспитания
Методы экологического воспитания школьников
7
 Методы воспитания - это способы воздействия учителя на учащегося, на его сознание, волю, чувства, поведение.
Методы экологического воспитания:
1. Словесные методы
2. Наглядные методы
3. Практические методы
Принципы экологического воспитания в рамках внеурочной деятельности
учёт возрастных особенностей; 
различные формы работы (коллективные и индивидуальные); 
доступность и наглядность; 
связь теории с практикой 
8
Структура экологического воспитания школьников
Экологическое  
воспитание 
Теоретические 
знания о природе 
Воспитание
 добрых чувств 
Практическая 
связь с 
природой 
Физическое 
совершенствование 
Воспитание экологического 
мышления 
Особенности организации внеурочной деятельности в рамках  экологического воспитания школьников
11
В основе построения внеурочных занятий с экологической направленностью лежат следующие установки:
формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности
Формы организации экологического воспитания
| Виды деятельности | Формы организации обучающихся | 
| Игровая | Ролевая игра, деловая игра, социально-моделирующая игра | 
| Трудовая деятельность | трудовой десант, субботники, детская производственная бригада, уход за школьными растениями. | 
| Научно-познавательное | экологические конференции обучающихся, интеллектуальные марафоны, беседы, библиотечные уроки, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности. | 
Проблемы, возникающие у педагогов в процессе экологического воспитания школьников
- отсутствие интереса к защите живой природы;
- нежелание принимать участие в экологических акциях и праздниках;
- отсутствие мотивации к трудовой деятельности;
- юридические проблемы
Варианты экологического воспитания в рамках внеурочной деятельности школьников
- проведение групповых наблюдений за объектами неживой и живой природы;
- экологические экскурсии;
- организация уголка живой природы;
- проведение экологических праздников
Направления деятельности в экологическом воспитании
1. Практическая природоохранная, связанная с санитарной уборкой школьного двора, парка. 
Активное экологическое сознание формируется у школьников при непосредственном участии  в природоохранной и исследовательской работе
на местности. Такая работа помогает понять многогранность контактов человека
с окружающей средой, масштабность антропогенного воздействия на неё,
воспитывать чувство ответственности за её сохранность.
Направления деятельности в экологическом воспитании
1. Учебно-исследовательская, направленная на изучение экологического
состояния школьного двора, территории села (города, деревни).
Ребята выполняют исследовательские проекты природоохранной тематики, в зависимости от возраста учащихся.
Направления деятельности в экологическом воспитании
1. Просветительская деятельность – пропаганда экологических знаний
среди обучающихся и жителей села.
Школьники  проводят активную пропагандистскую и агитационную работу в экологическом направлении для жителей, сотрудничают с различными организациями (социологический опрос об отношении к проблемам экологии, чистоты своих улиц, выявлении наиболее острых экологических проблем локального уровня). 
Библиографический список
24
1.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. –М.: Просвещение, 2011. – 342с.
3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / М.: Просвещение, 2011.- 111с. (Стандарты второго поколения).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2009г.
5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.- 159с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.