Тема: ЧТО ТАКОЕ УМНОЖЕНИЕ
Цели: раскрыть смысл действия умножения; учить записывать суммы одинаковых слагаемых с помощью знака умножения; вычислять сумму одинаковых слагаемых; совершенствовать умения решать текстовые задачи, записывать равенства с помощью знака умножения.
Ход урока
I. Устный счет.
1. «Сколько девочек в вашем классе?» - спросил Игорь у Коли. Коля, немного подумав, ответил: «Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя семёрками, и от полученного результата отнять наименьшее двузначное число, то получится столько, сколько девочек в нашем классе». Сколько же девочек в классе, где учится Коля?
4. Назовите пропущенные числа.
20, 21, 22, 23, .., ..,..,27, ..,29;
30, ...,...,33, ...,35, ...,...,...,39;
.., ..,42.., .., .., 46.., .., ..;
.., .., .., ..,54.., .., .., .., ..,
II. Сообщение темы урока.
- Прочитайте записи на доске. 5+3+9 5+5+5 3+8+4
- Какая запись является «лишней»?
- Сегодня на уроке будем работать с суммой, записанной одинаковыми слагаемыми.
III. Работа по учебнику.
Задание 1. Сколько рядов коробок? (4 ряда.)
- Сколько коробок в каждом ряду? (5 коробок.)
- Сколько всего коробок привезли в магазин?
5 + 5 + 5 + 5 = 20 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 20
- Сложение одинаковых чисел называется умножением.
Знак умножения «•».
Сумму одинаковых чисел можно записать короче:
5+5+5+5=5• 4 Пять умножить на четыре.
4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 4• 5. Четыре умножить на пять.
Задание 2. Выполните запись по образцу:
6 + 6 + 6 = 6• 3= 18
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5• 10 = 50
2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 2• 5 = 10
9 + 9 + 9 + 9 = 9• 4 = 36
- Прочитайте задачу .3. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу. Запишите все суммы с помощью знака умножения.
а) Вера - 4 ш. по 3 р.
Галя - 6 ш. по 3 р.
Даша - 7 ш. по 3 р.
Решение:
1)3 + 3 + 3 + 3 = 3-4=12 (р.) - заплатила Вера;
2) 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3-6= 18 (р.) - заплатила Галя;
3) 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3-7 = 21 (р.) - заплатила Даша. Задание 4. Какие суммы можно записать с помощью знака
умножения?
8 + 8 = 8• 2=16 6 + 6 = 6• 2=12 7 + 7 = 7• 2=14
- Прочитайте задачу 5. Что известно? Что требуется узнать? Запишите решение с помощью знака умножения.
1 день - 4 урока. Решение:
7 дней - ? уроков 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 28 (ур.)
4-7 = 28 (ур.)
Задание 6. Выполните запись. (4• 3 = 4 + 4 + 4=12.)
Задание 7. Выполните вычисления, записывая промежуточные результаты.
13 + 13 + 13 = 26+13 = 39
20 + 20 + 20 + 20 +20 = 40 + 20 + 20 + 20 = 60 + 20 + 20 = = 80 + 20 = 100
25 + 25 + 25 + 25 = 50 + 25 + 25 = 75 + 25 = 100
17 + 17 + 17 = 34+17 = 51
- Составьте и решите задачу 8.
1-я корзина-6 кг. Решение:
4 корзины-?кг. 6 + 6 + 6 + 6 = 24 (кг)
6• 4 = 24 (кг)
Задание 9 (работа в парах).
Прибавляйте по очереди пятерки, пока не получится 100.
5 + 5=10 5• 2 = 10
5 + 5 + 5 = 15 5• 3 = 15 5 + 5 + 5 + 5 = 20 5 • 4 = 20• 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 25 5• 5 = 25
5 + 5 + 5 + 5 + 5+ 5 = 30 5 • 6 = 30
IV. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Что называют умножением?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.