"Cистемно – деятельностный подход при моделировании учебных занятий по математике".
Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
математика
Взрослым
07.03.2018
Основная идея системно – деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.Основная идея системно – деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными.
Cистемно – деятельностный подход.doc
Cистемно – деятельностный подход при моделировании учебных занятий по
математике, в рамках ФГОС нового поколения
Вяткина Екатерина Борисовна
МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат»
г. Балахна
Основная идея системно – деятельностного подхода состоит в том, что новые
знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе
самостоятельной исследовательской деятельности.
Они становятся
маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя
при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и
доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать
исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения
проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика
фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание
учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и
саморазвитию на основе рефлексивной деятельности. Данный подход в
обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его
индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить
знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.
При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой
подготовки. Технология деятельностного метода обучения не разрушает
«традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все
необходимое для реализации новых образовательных целей. Вместо простой
передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью
школьного образования становится развитие способности ученика
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего
образования заложены основные направления модернизации общего
образования.
В том числе: деятельностный характер образования, направленность содержания
образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных
способов учебной,
практической,
творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.
коммуникативной,
познавательной,
Активные
методы обучения побуждают
учащихся к активной
мыслительной деятельности в процессе усвоения учебного материала.
Система активных методов обучения направлена не на изложение учителем
готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное
овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной
практической деятельности.
Активные методы обучения:
Тренинги, консультации;
Семинары, практикумы;
Диспуты, дискуссии;
Круглые столы;
Конференции;
«Мозговой штурм»;
Мастер классы;
Ролевые и деловые игры;
Моделирование и выполнение проектов;
Обучение действием;
Активные методы обучения позволяют учащимся учиться по
способностям, ежедневно приобретать навыки общения, сотрудничества,
взаимопомощи. Ученик не только активно усваивает новые знания, но и
приобщается к опыту творческой активности, учится планировать свою
деятельность,
помогать другому,
контролировать, т.е. приобретает умение не только учиться, но и учить.
Активизировать познавательную деятельность учащихся можно, используя
различные приемы работы с текстом учебника или математическим текстом.
разрабатывать взаимозадания,
Тема
урока
« Прямоугольник»
Цели: повторить понятие прямоугольника и квадрата; формировать
умение строить и обозначать прямоугольники; находить периметр и площадь,
ввести понятие диагонали прямоугольника.
1. Актуализация знаний учащихся.
2. Изучение нового материала.
Записывается новая тема урока. Учащиеся уже знакомы с данной темой,
но некоторые понятия им ещё не известны. Для изучения данной темы на
каждую парту раздаётся лист с текстом о прямоугольнике.
Работа с математическим текстом.
Прямоугольник это четырехугольник, у которого все углы являются
прямыми. Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются
большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам
прямоугольник, с какой вершины начать обозначение не имеет значения,
поэтому один прямоугольник можно назвать четырьмя разными
способами:
ABCD, BCDA, CDAB, DABC.
У прямоугольника четыре стороны.
Важным свойством
прямоугольника является равенство противоположных сторон.
Длины сторон помогают найти периметр прямоугольника. Чтобы
найти периметр прямоугольника, надо сложить длины двух соседних
сторон и сумму увеличить в два раза.
Р = 2(а + b).
Площадь прямоугольника находится по формуле:
S = аb, где a u bстороны прямоугольника.
В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ отрезок,
соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на
два равных треугольника.
Задания: прочитать внимательно данный материал, отметить карандашом
по тексту то, что уже известно и выписать в тетрадь ещё не знакомые понятия
диагональ.
(Создается ситуация к постановке учебной цели)
После работы с текстом учитель организует обсуждение прочитанного
материала
3. Фронтальный опрос по вопросам для закрепления теоретического
материала.
Урок «Взаимно обратные числа» (5 «класс).
Цели урока: сформировать у учащихся понятие «взаимно обратные
числа»; развивать внимание, память, мышление (приемы сравнения и анализ);
воспитывать самостоятельность.
Ход урока.
1.Выполните задание №764
Вопрос: Что вы заметили, выполняя действия?
Ответ: Во всех примерах один и тот же ответ, равный 1.
2. Прочитайте и выполните задание:
Из чисел ………………выберите числа , произведение, которых равно 1.
3.Как называются числа, произведение которых равно 1?
( ответ находят в учебнике.)
Ответ: Два числа называются взаимно обратными, если их произведение
равно 1.
3. (Работа в парах) Напишите 5 чисел, под каждым написанным числом
взаимно обратные данным
второй строчкой запишите числа,
(взаимопроверка). Работы некоторых учащихся можно оценить, учитель определяет, поняли
ученики изученный вопрос или нет, могут ли они находить числа, взаимно
обратные данным.
Урок тренинг
(Обучение конструированию вопросов разного уровня).
Цели: Использовать книгу для получения новых знаний развивать
мышление (приемы сравнения, анализа, конкретизации), правильную
математическую речь; воспитывать внимание.
Ход урока.
1. Работа с текстом учебника.
а) Прочитать текст.
б) Сформулировать вопросы по прочитанному тексту и записать их на
листочке (не менее трех вопросов).
в) Используя текст учебника,
ответить
на вопросы
(ответы писать на листочках):
2.Подводятся итоги:
Зачитываются лучшие вопросы, как по содержанию, так и по форме.
Прием «Составление логических цепочек»
Использование приема позволяет осознать и осмыслить изученный
материал и запомнить определения.
Тема урока: « Прямая. Отрезок. Луч»
Цели: повторить понятия прямой, отрезка, луча.
Развивать умение решать геометрические задачи.
Игра « Собери определение»
Задание: Закончите каждое определение, выбрав из предложенных
вариантов его правильное окончание.
Отрезок это часть прямой……….
Луч это часть прямой……..
Угол это геометрическая фигура…..
Варианты ответов:
а) образованная двумя лучами, имеющими общую точку;
б) линия, имеющая начало и конец;
в) ограниченная двумя ее точками;
г) состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки;
д) образованная тремя лучами с общим началом;
е) ограниченная с одной стороны точкой.
Учащиеся конструируют определения, приклеивая разрезанные части
на лист бумаги. (возможно использование интерактивной доски)
Одним из эффективных путей воспитания у школьников
интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Следующие приемы развивают потребность учащихся к творческой
деятельности, самовыражению,самоактуализации через различные
виды заданий, инициативу и самостоятельность.
Игра «Конкурс на лучшее домашнее задание»
.
Цели: научить конструировать домашнее задание по пройденному
учебному материалу.
Условия конкурса:
1. домашнее задание конструируется по содержанию учебного
материала, изученного на уроке;
2. работа выполняется индивидуально или в творческих парах
(пары комплектуются по желанию учащихся)
3. домашняя работа включает систему заданий разного уровня
сложности.
Индивидуальное домашнее задание.
Цели: научить конструировать систему познавательных задач.
Условия:
1. задание конструируется по нужной для ученика теме;
2. работа выполняется индивидуально;
3. уровень сложности определяет ученик;
4. минимальный объем определяет учитель.
Тема урока «Решение уравнений» (6класс)
Цели урока: Развивать умение решать уравнения, конструировать задания,
воспитывать самостоятельность.
Ход фрагмента урока.
На предыдущем уроке учащиеся получили задание:
составить два уравнения вида ___________.
Написать три слова: составил, решил, проверил.
При слове «составил» написать свою фамилию.
Прошу соседей поменяться листочками (можно передать впереди или
позади сидящему, важно каждый раз менять способ обмена листочками),
решить полученные уравнения и после слова «решил» написать свою
фамилию. Затем листочки какимлибо способом перемещаются по классу, и
третий ученик проверяет решение, записав свою фамилию в третью строчку
внизу листа.
Итог работы можно записать в таблицу.
№ Ф. И. ученика
составил
решил
проверил
оценка
Каждый ученик оценивается по трем видам деятельности, затем
выводится общая оценка, которую можно поставить в журнал. На этапе «открытия» новых знаний важным становится организация
самостоятельной деятельности учащихся, в процессе которой они выполняют
проблемные и другие творческие задания, получают «продукт»вывод,
определения понятия, формулировку математического предложения,
выдвигают гипотезы. К проблемным заданиям можно отнести практическую,
лабораторную работы, учебные исследования, основанные на эмпирических
методах.
Практическая работа « Сумма углов треугольника»
5 класс. Тема урока «Свойства углов треугольника»
Цели: вывести свойства углов треугольника;
сформировать умение использовать их при решении задач.
Задание: Постройте в тетради два разных треугольника.
Для каждого треугольника измерьте углы и найдите их сумму
Два человека выполняют эту работу на доске, остальные
в тетрадях.
Результаты обсуждаются всем классом,
Делается вывод: Сумма углов в треугольнике равна 180 градусов.
Таким образом, при обучении учащихся приемам учебной деятельности,
обеспечивается не только высокий уровень учебного материала, но и более
высокий уровень мышления и умения учиться.
Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода
прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать
их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. Последовательная
реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность
образования, существенно усиливает мотивацию и интерес к учению,
обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе
формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний,
но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
"Cистемно – деятельностный подход при моделировании учебных занятий по математике".
"Cистемно – деятельностный подход при моделировании учебных занятий по математике".
"Cистемно – деятельностный подход при моделировании учебных занятий по математике".
"Cистемно – деятельностный подход при моделировании учебных занятий по математике".
"Cистемно – деятельностный подход при моделировании учебных занятий по математике".
"Cистемно – деятельностный подход при моделировании учебных занятий по математике".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.