Cовременные средства диагностики учебных достижений учащихся по истории и обществознанию.
Оценка 5

Cовременные средства диагностики учебных достижений учащихся по истории и обществознанию.

Оценка 5
pdf
03.11.2020
Cовременные средства диагностики учебных достижений учащихся по истории и обществознанию.
Cовременные средства диагностики учебных достижений учащихся по истории и обществознанию..pdf

 «Cовременные средства диагностики учебных достижений учащихся по истории и обществознанию.

 

Важной проблемой школьного образовательного процесса сегодня является диагностика учебных достижений учащихся. Качество оценки успехов детей напрямую связано с ростом эффективности обучения . Большое значение в связи с этим приобретают функции проверки, ее содержание, методы и формы, измерители и средства измерения.  

  Контроль эффективности усвоения учебного материала является обязательным звеном всех стадий обучения. 

Выделяют несколько видов контроля: 

Текущий — систематическая проверка знаний, умений и навыков (ЗУН), подразумевающая оценивание результатов обучения на каждом уроке и дома. Такая проверка знаний  оперативна, гибка, отличается разнообразием форм и методов (устный ответ, письменное задание, работа с карточками, выполнение теста и т. д.). Периодический — всеобщая (срезовая) оценка знаний по итогам изучения крупных разделов программы (тем), определенного периода обучения в течение года (например, по итогам четверти). Она более традиционна по формам и содержанию (практические, контрольные, проверочные работы).

 Итоговый — проверка, направленная на фиксацию уровня сформированности ЗУН, готовности к переходу на новый уровень. 

Для системы традиционного обучения школьников характерна оценка результата освоения материала, предлагаемого программой и учебником, проверка полноты и правильности воспроизведения ими полученных ЗУН. Эти критерии имеют в основном количественный характер, что позволяет вводить систему формальных измерителей. Один из примеров — внедрение ЕГЭ.

 Современные же средства оценки предполагают расширение представлений о таком понятии, как учебные достижения, и о назначении и функциях проверки.

 

 Базовыми подходами к выстраиванию современной системы контроля качества образования считаются:

разработка и внедрение новых, нетрадиционных форм проверки (например,

портфель учебных достижений);

ориентация на единую систему, в которой взаимосвязаны цели, результаты

обучения и измерители;

формирование четкого представления о целях обучения, прививание учащимся

навыков самоконтроля и самооценки; отслеживание динамики усвоения учащимися материала, помогающее обеспечить перестройку и совершенствование образовательного процесса.

Традиционных средств контроля знаний в системе личностно-ориентированного обучения, где ребенок рассматривается как субъект, а не как объект обучения, недостаточно. При деятельностном подходе школьник не только усваивает готовое содержание того или иного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует свою познавательную деятельность.

В образовательной системе сегодня необходимо смещать акценты с самих предметных знаний на компетентность учеников, овладевающих ими, на способы деятельности, то есть на анализ и оценку процессуальной стороны обучения и качественных характеристик знания, интегративность организации информации и психологические механизмы овладения новыми знаниями.

В современной парадигме развивающего образования реализуется диагностический подход к оценке достижений учеников. Диагностика позволяет системно отследить индивидуальный путь развития каждого ученика, выявить его проблемы и трудности, оказать необходимую помощь. Именно диагностика развития ученика в образовательном процессе составляет основу системы оценки результатов образования в условиях компетентностного подхода. 

 

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; выявить характер трудностей ученика и установить их причины; определить уровень овладения учебной деятельностью; оценить изменения, происходящие в развитии учащихся. 

 

 Современные средства оценивания учебных достижений школьников

В структуре позиции субъекта учения выделяют четыре основные компетентности (в соответствии с ними следует расширять и спектр функций контроля).

 

Когнитивная. Современный школьник должен владеть не только знаниями, но и метазнаниями — сверхзнаниями или представлениями о приемах и способах поиска, переработки и усвоения учебного материала, «открытия» нового знания, приращения информации. Ему необходимо уметь: ориентироваться в структуре учебного задания, связях его частей и компонентов,

количестве «шагов» и вариантах решения;

комментировать свое решение, самостоятельно искать ошибки и корректировать их,

интерпретировать результат;

анализировать форму и содержание текста любого стиля (делового, научного, публицистического, художественного), перерабатывать данный текст в соответствии с разными целями, создавать собственный и контролировать его порождение; сопоставлять вербальные и невербальные формы представления учебного материала,

выбирать оптимальное их соотношение для презентации собственного ответа.

 

Регуляторная. Учащийся обязан сам верно определять пути и способы учебной деятельности, отражающие освоенные им приемы работы с материалом и собственный опыт. Показателями их оценки называют:

мотивационную готовность к применению новых действий в ходе решения (гибкость,

динамичность операционных компонентов);

оценочно-критичное отношение школьника к процессу своей работы над материалом;

прогнозирование результатов собственной или групповой работы;

ориентацию учащегося на анализ отдельных составляющих осваиваемых предметов

или явлений и новый синтез через межпредметные связи; потребность и умение контролировать соответствие используемых средств и

материалов для решения поставленной задачи (адекватность целей и затрат).

Креативная. Ученик должен создавать правильный целостный образ познаваемого объекта и выражать его содержание в общепринятых категориях. Этой компетенции, которая позволяет контролировать содержание и качество образных компонентов изучения материала и различных знаковых систем, соответствуют следующие критерии:

эмоционально-волевая установка для подготовки собственного оригинального задания, предложения нового типа задач;

наличие в образе субъективного содержания, в котором фиксируется эмоциональный

опыт субъекта;

информативность,      системность,     законченность,     достаточность    существенных

признаков объекта, обеспечивающие целостность образа; владение профессиональным языком, позволяющим выразить содержание образа не

только для себя, но и для других.

Личностно-смысловая. Заинтересованное отношение ребенка к новому материалу и процессу собственной познавательной деятельности — залог учебной мотивации.

Школьнику необходимо: демонстрировать желание осваивать предмет;

осознавать социальную важность предмета, уметь определить его значимость в

контексте будущей профессиональной деятельности;

ощущать эмоциональный комфорт при предъявлении нового для него нестандартного

задания или вида работы;

испытывать        потребность      в      преодолении      стереотипов      репродуктивного

воспроизведения материала;

не бояться ошибок при выражении собственного мнения, своей точки зрения,

возникшего сомнения; стремиться к позитивному предъявлению своего опыта познавательной деятельности (накопленных знаний, способов их получения) и расширению совместной работы.

Реализация вышеперечисленных показателей потребует особого инструментария — практических методик, измерителей, контрольно-диагностических заданий.

 

Контрольно-диагностические задания

 В отличие от привычных контрольно-измерительных материалов они не только призваны фиксировать уровень знаний, умений и навыков, но и нацелены на выявление внутренних проблем и противоречий, уровня и динамики развития личности. Такие задания призваны намечать характер и меру необходимой ребенку помощи, планировать формирование его компетентности с ориентацией на будущее. Существуют следующие критерии контрольно-диагностических заданий: диагностика разных аспектов развития;

выявление результатов обучения на основе основных компетенций школьника; диагностика готовности к профильному (или профессиональному) обучению на

материале различных предметов;

диагностическо-коррекционный способ работы над ошибками.

 

При составлении контрольно-диагностических заданий следует учитывать ряд дидактических требований: задания должны быть направлены на выявление индивидуальных особенностей

учеников и оптимальных для каждого из них средств обучения;

построение системы заданий необходимо осуществлять с учетом разноуровневой вариативности, чтобы на любом этапе работы (от анализа условий до получения результата) ученик мог перейти к более сложной или более простой модификации;

следует предусмотреть возможность открытого выражения ребенком своих сомнений

(за ним следует оставить право помечать свои решения знаком «?»); по содержанию и структуре контрольные задания не должны копировать обучающие и тренировочные, чтобы их выполнение позволяло вырабатывать собственные способы учебной работы;

ответ ученика должен демонстрировать не только результат обучения, но и процесс решения (объяснение материала, использование тех или иных способов), а также содержать отсылки к изученному ранее материалу.

 

Предмет «Обществознание» – это комплексная интегративная учебная дисциплина, направленная в первую очередь на трансляцию социально и культурно значимой информации, способствующей социализации личности. Обществознание – дисциплина мировоззренческого типа. Она дает и интегрирует знания об обществе, стимулирует выражение собственного мнения и отношения к общественным процессам и явлениям. Поэтому диагностика качества обучения не может быть ограничена контролем «формального знания» (способность воспроизводить соответствующее знание; умение применять знания по образцу). Показателем овладения содержанием является – способность применять знания в частично новой ситуации (на знакомом или оригинальном примере); умение анализировать ситуацию, осложненную сравнением двух высказываний по одной проблеме, умение давать целостную характеристику изучаемого явления, факта, объекта. Должны учитываться и другие виды контроля, прежде всего развернутые ответы, содержащие целостную характеристику того или иного изучаемого объекта, включать доказательство, сравнение, примеры.

В результате изучения обществоведческих дисциплин в основной школе учащиеся должны научиться:

-  раскрывать причинно- следственные связи в социальных процессах;

-  прослеживать развитие явления от его возникновения до зрелого состояния;

-  изучать личность человека в развитии;

-  выявлять структуру социального объекта (процесса), соотношения и функции его элементов;

-  рассматривать деятельность как способ существования человека и общества в целом;

-  определить роль и место общения в жизни человека и общества;

-  раскрывать влияние ближайшего окружения (малой группы) на личность и обратное влияние.

 

В практике преподавания предмета  «Обществознание» необходимо:

·           шире использовать: работу с фрагментами документов (из учебника, хрестоматий, сборников КИМов ЕГЭ и др.); систему творческих заданий с различными по характеру источниками (в том числе картографический материал, таблицы, схемы, графики) для обучения началам источниковедческого подхода – извлечение информации, применение знаний в связи с содержанием текста, определение позиции автора, выражение собственного отношения к содержанию документа, формулирование выводов в связи с анализом текста и т.д.; задания в письменной форме – тезисы, план, сочинение (эссе), описание;

·           активизировать работу по формированию умений сравнивать, сопоставлять, соотносить факты, идеи, понятия, описания;

·           проводить внутришкольный мониторинг качества подготовки учащихся по истории и обществознанию с помощью тестирования (публикации материалов ЕГЭ, особо второй и третьей частей), соотнося эти результаты с практикой работы учителя;

·           при разработке контрольно-измерительных материалов (любого уровня) должна быть учтена специфика социально-гуманитарного знания – высокая степень субъективизма, несовпадение выводов и оценок в существующих знаниях об одном и том же общественном явлении, факта, дате, объекте, во многих случаях отсутствие не только однозначной оценки того или иного явления, но и общепринятого понятия). В этой связи при разработке материалов для оценки качества подготовки учащихся шире использовать задания:

практико-ориентированного       характера,     предполагающие     анализ     конкретных

жизненных ситуаций (особенно по обществознанию);

с развернутыми ответами, направленные на реализацию права обучающегося на свободный выбор взглядов, убеждений, мировоззренческих подходов, отражающих специфику исторического и обществоведческого знания.

Банк заданий для проверки выполнения требований образовательного стандарта по обществознанию включает основные виды заданий. 

Свободные по форме: • текст из 1—3 предложений с пропущенными словами или частью предложения, которые должны быть восстановлены, после того как будет правильно понят весь текст; 

задания на дополнение фразы, смыслового высказывания, формулы или схемы с пропущенными элементами;

краткий ответ на вопрос типа ―Как называется... ?‖;

задания, связанные с формированием оценочных суждений учащихся; задания, ориентированные на понимание учащимися сущности и логики группировки понятий, идей, имен, формул, высказываний, схем и т.д.; задания на определение основания для группировки понятий, утверждений, идей и т.д.;

задания на решение проблемной ситуации;

задания на анализ теоретических положений и применение их в практической жизни; задания исследовательского (творческого) характера.

Предполагающие выбор ответа: задания на установление соответствия между элементами двух списков;

альтернативные задания, требующие выбора правильного суждения;      задания с выбором из нескольких возможных предложений;

 

    Аргументированность, полнота, логика изложения, использование материала в рамках учебного пособия или сверх того, характер выводов, личностное отношение ученика позволяют определить достижение (или недостижение) им конкретного вида компетентности. Так, широта аргументов оценивания связана с общекультурной компетентностью, степень обоснованности оценивания в рамках профильной образовательной области — с допрофессиональной компетентностью, а целесообразность и разнообразие использованных способов аргументации — с методологической компетентностью.

 

      Используемые источники: 

      М.Б. Дистрян,  учитель истории и обществознания МАОУ «ЦО №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» города Тамбова.

      Основы современной цивилизации: Тесты / А.В.Абрамов и др., Под ред. О.И.Бородиной. М., 1993.

      Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М.: Рассказов, 2002. 

      Гин А. А. Приѐмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.

Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя - М.: Вита - Прес, 2006 

      Голуб Г. Б. Портфолио в системе педагогической диагностики// Школ.технол, 2005, №1.

Cовременные средства диагностики учебных достижений учащихся по истории и обществознанию

Cовременные средства диагностики учебных достижений учащихся по истории и обществознанию

В образовательной системе сегодня необходимо смещать акценты с самих предметных знаний на компетентность учеников, овладевающих ими, на способы деятельности, то есть на анализ и оценку…

В образовательной системе сегодня необходимо смещать акценты с самих предметных знаний на компетентность учеников, овладевающих ими, на способы деятельности, то есть на анализ и оценку…

Креативная. Ученик должен создавать правильный целостный образ познаваемого объекта и выражать его содержание в общепринятых категориях

Креативная. Ученик должен создавать правильный целостный образ познаваемого объекта и выражать его содержание в общепринятых категориях

Существуют следующие критерии контрольно-диагностических заданий: диагностика разных аспектов развития; выявление результатов обучения на основе основных компетенций школьника; диагностика готовности к профильному (или профессиональному) обучению на…

Существуют следующие критерии контрольно-диагностических заданий: диагностика разных аспектов развития; выявление результатов обучения на основе основных компетенций школьника; диагностика готовности к профильному (или профессиональному) обучению на…

В практике преподавания предмета «Обществознание» необходимо: · шире использовать: работу с фрагментами документов (из учебника, хрестоматий, сборников

В практике преподавания предмета «Обществознание» необходимо: · шире использовать: работу с фрагментами документов (из учебника, хрестоматий, сборников

Предполагающие выбор ответа: задания на установление соответствия между элементами двух списков; альтернативные задания, требующие выбора правильного суждения; задания с выбором из нескольких возможных предложений;

Предполагающие выбор ответа: задания на установление соответствия между элементами двух списков; альтернативные задания, требующие выбора правильного суждения; задания с выбором из нескольких возможных предложений;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2020