СЛАЙД 1 Сценарий
Литературно-музыкальной композиции
"Да, мы живём, не забывая..."
Посвящен творчеству Константина Симонова – поэта, прозаика, драматурга, журналиста, редактора, общественного деятеля,
шестикратного лауреата Государственной (Сталинской) премии
(1915–1979)
Фото К. Симонова
Единственный распорядитель – время,
оно запрещает вход непосвященным
и открывает его тем,
кто умеет читать и слышать К. Симонов
Слайд 2 (фото детской фотографии К.Симонова)
Ведущий: Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской.
Ведущий: В 1919 г. мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии А. Г. Иванишева. Он оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и житейские принципы и привычки. Отчиму он обязан своей любовью к армии.
Ведущий: Учился в Рязани, а закончил восьмилетку в Саратове. После семилетки продолжал образование в ФЗУ, переехав с родителями в Москву, работал токарем. В 1934 г. поступил в Литературный институт.
Слайд 3
Ведущий: Начал печататься с 1936 г. Первая поэма «Павел Черный» появился в результате командировки Константина Симонова на строительство Беломорканала.
Отрывок из произведения «Павел Черный».
Слайд 4.
Ведущий: Осенью 1939 г. Симонов отправляется на свою первую войну на Халхин-Гол поэтом газеты «Героическая красноармейская». В это время он знакомится с Георгием Константиновичем Жуковым.
Музыка.
Слайд 5 (портрет Валентины Серовой)
Ведущий: Перед самой войной Константин Симонов был занят постановкой своей пьесы «Парень из нашего города» в театре Ленинского комсомола и там познакомился с актрисой Валентиной Серовой. Любовь к этой женщине была и его бесконечным счастьем и безумной трагедией. Они прожили вместе 15 лет, много раз расставаясь. Стихотворение «Жди меня» было написано только для нее.
Слайд 6
Ведущий: После стихотворения «Жди меня», Симонов стал самым известным и почитаемым поэтом в стране. Феномен лирического стихотворения «Жди меня», (написан в августе 1941 года) который перепечатывали и переписывали, посылалис фронта домой и из тыла – на фронт, адресованного вполне конкретной, земной, женщине, выходит за рамки поэзии. «Жди меня» – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.
В феврале 1942 г., когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, газета «Правда» опубликовала стихотворение К. Симонова «Жди меня».
Музыкальная заставка.
Стихотворение «Жди меня» на фоне музыки.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Слайд 7.
Ведущий: Вся лирика 1941 – 42 годов была посвящена ей, поэт любил и мучился этой любовью
…Кем была ты? Моей или чужой?
Отсюда сердцем мне не дотянуться…
Прости, что я зову тебя женой
По праву тех, кто может не вернуться.
Ведущий: Серова воспринималась публикой не только как артистка, но и как Муза, адресат необыкновенной любовной лирики.
Стихи военной лирики на фоне музыки.
***Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее, накануне победы,
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
Музыка.
Данил:Вслед за врагом пять дней за пядью пядь
Мы по пятам на Запад шли опять.
На пятый день под яростным огнем
Упал товарищ, к Западу лицом.
Как шел вперед, как умер на бегу,
Так и упал и замер на снегу.
Так широко он руки разбросал,
Как будто разом всю страну обнял.
Мать будет плакать много горьких дней,
Победа сына не воротит ей.
Но сыну было — пусть узнает мать —
Лицом на Запад легче умирать.
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;
Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчел
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал...
Если мать тебе дорога —
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его белье
И стелили ему постель...
Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал….
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,—
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед,—
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат,—
Это он, а не ты солдат.
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А вего по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
1942
Слайд 8
Ведущий: С Серовой они разошлись в 1957 году, но поэт любил ее до конца жизни,
В декабре 1975 года не стало Валентины Серовой. Константин Михайлович прислал на похороны 58 роз по числу лет. Он сжег все письма, которые писал ей, не желая, чтобы чужие глаза заглядывали в их непростые отношения.
Музыка.
Слайд 9 (военные годы Симонова)
Ведущий: В годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом газеты «Красная звезда», постоянно находясь в действующей армии. В «Автобиографии» Симонов признавался: «Почти весь материал — для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных — мне дала работа корреспондентом на фронте». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника.
Музыка.
Слайд 10
Ведущий: За четыре военных года написал пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги», дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений.
Отрывок из произведения «Дни и ночи»
На фоне музыки.
Симонов Константин «Дни и ночи» - «Памяти
погибших за Сталинград»
…. Обессилевшая женщина сидела, прислонившись к глиняной стене
сарая, и спокойным от усталости голосом рассказывала о том, как сгорел
Сталинград.
Было сухо и пыльно. Слабый ветерок катил
под ноги желтые клубы пыли. Ноги женщины были обожжены и босы, и когда она
говорила, то рукой подгребала тёплую пыль к воспаленным ступням, словно пробуя
этим утишить боль.
Капитан Сабуров взглянул на свои тяжелые
сапоги и невольно на полшага отодвинулся.
Он молча стоял и слушал женщину, глядя
поверх ее головы туда, где у крайних домиков, прямо в степи, разгружался
эшелон.
А женщина все говорила и говорила о своих
несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова защемило сердце.
Прежде уходили из города в город, из Харькова в Валуйки, из Валуек в Россошь,
из Россоши в Богучар, и так же плакали женщины, и так же он слушал их со
смешанным чувством стыда и усталости. Но здесь была заволжская голая степь, край
света, и в словах женщины звучал уже не упрек, а отчаяние, и уже некуда было
дальше уходить по этой степи, где на многие версты не оставалось ни городов, ни
рек ничего.
- Куда загнали, а? - прошептал он, и вся
безотчетная тоска последних суток, когда он из теплушки смотрел на степь,
стеснилась в эти два слова.
Ему было очень тяжело в эту минуту, но,
вспомнив страшное расстояние, отделявшее его теперь от границы, он подумал не о
том, как он шел сюда, а именно о том, как ему придется идти обратно. И было в
его невеселых мыслях то особенное упрямство, свойственное русскому человеку, не
позволявшее ни ему, ни его товарищам ни разу за всю войну допустить
возможность, при которой не будет этого "обратно".
И все-таки дальше так продолжаться не могло.
Сейчас, в Эльтоне, он вдруг почувствовал, что именно здесь и лежит тот предел,
за который уже нельзя переступить.
Он посмотрел на поспешно выгружавшихся из
вагонов солдат, и ему захотелось как можно скорее добраться по этой пыли до
Волги и, переправившись через нее, почувствовать, что обратной переправы не
будет и что его личная судьба будет решаться на том берегу, заодно с участью
города. И если немцы возьмут город, он непременно умрет, и если он не даст им
этого сделать, то, может быть, выживет.
А женщина, сидевшая у его ног, все еще
рассказывала про Сталинград, одну за другой называя разбитые и сожженные улицы.
Незнакомые Сабурову названия их для нее были исполнены особого смысла.
Но о своем доме она как раз не говорила
ничего, и Сабуров, слушая ее, подумал, как, в сущности, редко за всю войну
попадались ему люди, жалевшие о своем пропавшем имуществе. И чем дальше шла
война, тем реже люди вспоминали свои брошенные дома и тем чаще и упрямее
вспоминали только покинутые города.
Двадцать суток назад, в душный августовский день, бомбардировщики воздушной
эскадры Рихтгофена с утра повисли над городом. Трудно сказать, сколько их было
на самом деле и по скольку раз они бомбили, улетали и вновь возвращались, но
всего за день наблюдатели насчитали над городом две тысячи самолетов.
Город горел. Он горел ночь, весь следующий
день и всю следующую ночь. И хотя в первый день пожара бои шли еще за
шестьдесят километров от города, у донских переправ, но именно с этого пожара и
началось большое сталинградское сражение, потому что и немцы и мы - одни перед
собой, другие за собой - с этой минуты увидели зарево Сталинграда, и все
помыслы обеих сражавшихся сторон были отныне, как к магниту, притянуты к
горящему городу.
На третий день, когда пожар начал стихать,
в Сталинграде установился тот особый тягостный запах пепелища, который потом
так и не покидал его все месяцы осады. Запахи горелого железа, обугленного
дерева и пережженного кирпича смешались во что-то одно, одуряющее, тяжелое и
едкое. Сажа и пепел быстро осели на землю, но, как только задувал самый легкий
ветер с Волги, этот черный прах начинал клубиться вдоль сожженных улиц, и тогда
казалось, что в городе снова дымно.
Немцы продолжали бомбардировки, и в
Сталинграде то там, то здесь вспыхивали новые, уже никого не поражавшие пожары.
Они сравнительно быстро кончались, потому что, спалив несколько новых домов,
огонь вскоре доходил до ранее сгоревших улиц и, не находя себе пищи, потухал.
Но город был так огромен, что все равно всегда где-нибудь что-то горело, и все
уже привыкли к этому постоянному зареву, как к необходимой части ночного
пейзажа.
На двадцать первые сутки наступила та
минута, когда человеку, верящему только в военную теорию, могло показаться, что
защищать город дальше бесполезно и даже невозможно. Севернее города немцы вышли
на Волгу, южнее подходили к ней. Город, растянувшийся в длину на шестьдесят
пять километров, в ширину нигде не имел больше пяти, и почти по всей длине его
немцы уже заняли западные окраины.
Внизу сходились, расходились и
перепутывались улицы, на которых среди решений многих человеческих судеб
предстояло решаться одной большой судьбе - судьбе армии.
Ведущий: Константин Симонов писал о Великой отечественной войне не по обязанности, а по глубокой внутренней потребности и с юных лет до конца дней своих продолжал думать и писать о людских судьбах, связанных с войной и военной службой.
Слайд 11
Ведущий:Значение военной поэзии Константина Симонова наиболее очевидно выступает при обращении к стихотворениям «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Словно смотришь в бинокль перевернутый», «Майор привез мальчишку на лафете»...
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
Стихотворение «Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины» на фоне музыки.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! -
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
Зав бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчикеплисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» - говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Ведущий: В военной прозе писателя Симонова особое место занимает трилогия «Живые и мертвые», так как здесь наиболее четко прослеживается основной взгляд самого автора на войну – взаимоотношения жизни и смерти на войне.
Ведущий: В военных очерках Симонова мы видим основанную на фактах веру автора и его героев в то, что победа придет рано или поздно, страна вновь заживет мирной и творческой жизнью.
Ведущий: Задача К. Симонова как военного корреспондента – показать дух Армии, вот почему его произведения строятся на детальном описании того, что приходилось переживать и солдатам, и офицерам на фронтовых дорогах.
Ведущий: Вера в победу – лейтмотив творчества К. Симонова – покоится на глубоком знании народной души, на понимании справедливого характера войны.
Слайд 12
Ведущий: Тема многих военных стихов Симонова – дружба и товарищество. Названия стихов говорят сами за себя: «Однополчане», «Час дружбы», «Товарищ», «Смерть друга», «Был у меня хороший друг…», «Далекому другу», «Дом друзей», «Умер друг у меня…», «Дружба настоящая не старится…». В произведениях К. Симонова создан своего рода поэтический образ дружбы, ее моральный кодекс, дружбы требовательной, но верной, той, что «от ветров при жизни не качается, смертью одного из двух кончается». Жизнь на войне стала временем созревания К. Симонова и как поэта, и как гражданина. Жизнь на войне, формирование нового человека в этих исключительных условиях стало и содержанием
военной лирики Симонова.
Стихотворение:
«Часы дружбы» на фоне музыки.
Недавно тост я слышал на пиру,
И вот он здесь записан на бумагу.
"Приснилось мне,- сказал нам тамада,
Что умер я, и все-таки не умер,
Что я не жив, и все-таки лежит
Передо мной последняя дорога.
Я шел по ней без хлеба, без огня,
Кругом качалась белая равнина,
Присевшие на корточки холмы
На согнутых хребтах держали небо.
Я шел по ней, весь день я не видал
Ни дыма, ни жилья, ни перекрестка,
Торчали вместо верстовых столбов
Могильные обломанные плиты -
Я надписи истертые читал,
Здесь были похоронены младенцы,
По две недели от роду, по три,
Умершие, едва успев родиться.
К полуночи я встретил старика,
Седой, как лунь, сидел он у дороги
И пил из рога черное вино,
Пахучим козьим сыром заедая.
"Скажи, отец,- спросил я у него,-
Ты сыр жуешь, ты пьешь вино из рога,
Как дожил ты до старости такой
Здесь, где никто не доживал до года?"
Старик, погладив мокрые усы,
Сказал: "Ты ошибаешься, прохожий,
Здесь до глубокой старости живут,
Здесь сверстники мои лежат в могилах,
Ты надписи неправильно прочел -
У нас другое летоисчисленье:
Мы измеряем, долго ли ты жил,
Не днями жизни, а часами дружбы".
И тамада поднялся над столом:
"Так выпьем же, друзья, за годы дружбы!"
Но мы молчали. Если так считать -
Боюсь, не каждый доживет до года!
Слайд 13
Ведущий: Как военный корреспондент Симонов побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».В течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). Слайд 14 Ведущий: Победу двадцатидевятилетний Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза писателей, автором известных произведений, переводимых на разные языки. Слайд 15 Ведущий: В 1958 г. уехал в Ташкент собственным корреспондентом «Правды» по Средней Азии. Здесь он написал роман «Живые и мертвые». На фоне музыки читают отрывок из произведения «Живые и мертвые». Живые и мертвые ( 1 книга Живые и мертвые; 2 книга Солдатами не рождаются; 3 книга Последнее лето) …..Всю войну, во всей ее огромности, нельзя было даже вообразить себе до конца. Но Серпилин, слушая тишину здесь, где в ожидании наступления стояла его дивизия, хорошо представлял себе, что такое эта сегодняшняя ночь там, где теперь идет главная война, — на юге, в голых степях на полдороге к Ростову, или на юго-западе, тоже в степях, под Тацинской, или на Воронежском фронте, режущем сейчас немецкие тылы за триста километров отсюда, у Черткова и Миллерова. Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом; она скрежетала гусеницами, строчила из пулеметов и падала в снег, и снова поднималась под огнем на локтях и коленях, и с хриплым "ура", с матерщиной, с шепотом "мама", проваливаясь в снегу, шла и бежала вперед, оставляя позади себя пятна полушубков и шинелей на дымном, растоптанном снегу. Там, где сегодня происходило самое главное, для людей вообще не существовало никакой новогодней ночи: они просто не помнили о ней. Серпилин был военным человеком и знал, что на войне не бегают с места на место, ища, где пожарче: на войне ждут своего часа. Он не мог сейчас оказаться со своей дивизией там, в самом центре сотрясавшего равнины южной России землетрясения, но хотя его ум был неподатлив к таким мыслям, сердце чувствовало доносившиеся оттуда торжественные и страшные толчки В конце января было окончательно разорвано кольцо блокады вокруг Ленинграда, в феврале в котле под Корсунь-Шевченковским погибло десять немецких дивизий. В марте и апреле немцам пришлось оставить почти всю Украину — Умань, Херсон, Винницу, Проскуров, Каменец-Подольск, Черновицы, Николаев, Одессу. Наши войска вступили в северную Румынию, освободили Крым и в начале мая штурмом взяли Севастополь. Но даже все это, вместе взятое, было только началом тех огромных событий, которым еще предстояло развернуться до конца этого бурного года. С середины апреля наступление стало постепенно затихать. Завершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах. А вслед за взятием Севастополя наступила общая глубокая и длительная пауза, означавшая собой начало подготовки к новому наступлению. Удовлетворение сделанным соседствовало в сознании людей с предчувствием предстоящего. И от этого предчувствия, отвсе растущей уверенности в нашем, теперь уже бесповоротном военном превосходстве над немцами все чаще казалось, что приближающееся четвертое лето войны будет последним. Во всяком случае, хотелось так думать... Только испытав это чувство, можно понять всю меру досады и тревоги военного человека, вдруг в это самое время силою случайных обстоятельств вырванного из гущи войны и очутившегося сначала на операционном столе, а потом на больничной койке. Разбившись на "виллисе", Серпилин попал в госпиталь с переломом ключицы и легким сотрясением мозга и теперь третью неделю долечивался в подмосковном военном санатории Архангельское. Был уже конец мая, а впереди все еще оставалось целых десять дней до врачебной комиссии и возвращения в армию, если пустят. Авария произошла недалеко от местечка Студенец, на хорошо памятном по сорок первому году большаке, выходившем к железной дороге. Тогда, прорываясь ксвоим из-под Могилева, он ночью с остатками дивизии пересекал эту железную дорогу Кричев — Орша, а теперь, через три года, его армия после зимних боев сосредоточивалась в этих же самых местах перед все еще занятым немцами Могилевом. Объездив знакомые места, Серпилин уже возвращался к себе в штаб, как вдруг шедший впереди "виллис" с офицером разведотдела, забуксовав на обочине, зацепил колесом зачерт ее знает с каких пор лежавшую там мину. Музыка. Ведущий: Проза Симонова – мужская проза. Война Симонова объемна, он видит ее с разных точек, перемещаясь в пространстве от окопов переднего края до армейских штабов и глубокого тыла. Слайд 16 Ведущий: Симонов возвратился из Ташкента в Москву в начале 1960-х. Время «застоя» заметно сказывается на творчестве Симонова: стихов он почти не пишет, а отдельные поэтические удачи напрямую связаны с прошлым – войной, памятью о ней, ее историческими датами. Ведущий: Константин Симонов был потрясающе работоспособен, его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записи. Собрание его сочинений составило 11 томов. Слайд 17 Ведущий: По сценариям Симонова поставлены многие фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964). Отрывки из кинофильма «Парень из нашего города»-1942год; «Живые и мертвые» -1964год.. Ведущий: Глубокая, многосторонняя связь с жизнью и дала возможность Симонову создать произведения, которые стали вершинами отечественной литературы о войне и отчетливо выражают все ее основные тенденции. Ведущий: С 1946 по 1950 гг. и с 1954 по 1958 гг. он был главным редактором журнала «Новый мир»; с 1950 по 1953 гг. – главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 гг. и с 1967 по 1979 гг. – секретарем Союза писателей СССР.В 1974 г. он удостоен звания Героя Социалистического Труда. Слайд 18 Музыка Ведущий: 28 августа 1979 Константин Симонов умер. Он завещал развеять свой прах на поле под Могилевом, где в 1941 г. ему удалось выйти из окружения. Ведущий: В своей последней работе «Шел солдат» Симонов говорит: «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом, но и у меня есть кусок земли, который мне весь век не забыть – поле под Могилевом, где я впервые видел в июле сорок первого, как наши сожгли тридцать девять немецких танков…» На памятном знаке возле Буйнического поля под Могилевом начертано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах». Музыка Ведущий: Он жил полноценно до последнего часа, жил горячо и жадно, не берег себя, ни от чего не отказываясь в своей через край плещущей жизни. Он много сделал, очень много для одного человека. Ведущий: Каждая эпоха рождает художников, которые всем существом, всеми мыслями, всей жизнью, всем творчеством очень точно соответствуют именно этому времени, именно этому народу. Слайд 19 Ведущий: Они родились для того, чтобы стать выразителями этой эпохи. Поразительно современным художником своего времени был Константин Михайлович Симонов.
|
|||
Составитель - М. Баисова, педагог ДО
Стихи читали: Артамонов Степан, Поздняков Глеб, Бабатов Бабат, Борисова Анна, Детлинг Александра, Калеметдинова Ралина.
Отрывки из романа М.Баисова.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.