Дагестан-моя Родина.Мое место рождения и любимый сердцу уголок.дагестан входит в состав республик Российской Федерации,расположен на юге России,в Северо-Восточной части Большого Кавказа.Столицей является город Махачкала.дагестан еще называют страной гор,а его жителей -дети гор и это определение не случайно.Это удивительное место, где живут множество людей разных наций.
Открытый урок в 4 классе МКОУ прогимназия «Орленок»
Дата проведения: 30 ноября 2016 г.
Учитель: Арслангереева Дженнет Муратовна
Предмет: «Окружающий мир»
Тема: «Родной край – Дагестан – часть большой страны»
Цели: 1. Сформировать представления о родном крае; познакомить с
административной картой республики Дагестан.
2. Сформировать понятие о достопримечательностях столицы Дагестана и
всей республики.
3. Ознакомить с народами республики и их промыслами.
4. Сформировать представление об экономике и экологических проблемах
малой родины.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся со своей малой родиной, а именно:
селом, районом и республикой; дать понятие о границах республики, о
народностях и их промыслах.
Развивающие: расширять кругозор, развивать речь, внимание, память,
мышление учащихся; способствовать расширению словарного запаса
учащихся; развивать умение:
формировать самооценку у учащихся;
формировать свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других;
извлекать информацию из разных форм источников (текст, иллюстрация);
находить ответы на вопросы.
Воспитывающие:
воспитывать любовь к своей малой родине, чувство
патриотизма и ответственности перед родиной; воспитывать чувство
коллективизма и самооценки, самостоятельность, творческую активность,
взаимопомощь.
Здоровьесберегающие: соблюдение санитарных норм; создание условий для
комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся.
Информационные: диалоговый (интерактивный) характер обучения.
Сочетание индивидуальной и коллективной работы.Планируемые результаты:
Предметные: уметь рассказать об особенностях своей малой родины,
называть её города и народы, описать достопримечательности.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности.
Метапредметные:
инициативу
регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа
действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять
познавательную
сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из
разных источников; умение представлять результаты своей работы по
предложенному плану;
коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог;
высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности.
учебном
в
Методы: словеснонаглядный, игровой, частичнопоисковый.
Формы организации учебнопознавательной деятельности и работы
учащихся: 1. индивидуальная; фронтальная; групповая.
2. работа над тестовым заданием;
3. работа с картой;
4. выступление с сообщением;
5. просмотр слайдов на компьютере;
Оборудование: компьютер, презентация по новой теме, тестовые задания на
повторение (в виде презентации) на компьютере, административная карта
республики Дагестан, учебник по предмету «Окружающий мир» 4 класса
(А.А. Плещаков, Е. А. Крючкова («Школа России»)).
Тип урока: открытие новых знаний.Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка изученной темы.
3. Самоопределение к деятельности.
4. Изучение новой темы.
5. Итоги урока (Рефлексия).
6. Домашнее задание.
I. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их
поприветствуем.
II. Проверка изученной темы.
Учитель: На прошлом уроке мы завершили раздел о природных зонах нашей
страны. Давайте ещё раз вспомним их, и проверим насколько чётко вы
запомнили эту тему.
Перед вами на компьютере тест (в виде слайдов) с вариантами ответов.
Из трёх или четырёх вариантов правильный только один. Вопросов 12.
Оценивание – выставление баллов: 1 балл за правильный ответ. Чтобы
ответить на вопрос, нужно раньше других поднять руку.
Вопрос теста
1
2
3
4
Какой океан НЕ омывает
территорию России?
Какой равнины НЕТ на
территории РФ?
Каменистым поясом
России называют
Самое глубокое озеро
России – это
а
Варианты ответов теста
б
в
Атлантический
Тихий
Западно
европейской
Кавказские
горы
Восточно
европейской
Уральские
горы
Индийский
Среднесибирс
кой
Алтайские
горы
г
Северный
Ледовитый
Западно
сибирской
Каспийское
Ладожское
Байкал
Онежское5
6
7
8
9
10
Сколько природных зон
на территории РФ?
Самая северная
природная зона – это
Самая жаркая природная
зона – это
Какой природной зоны не
существует?
Самая большая по
площади природная зона
Зона субтропиков на
территории России – это
11 Тайга образована такими
деревьями как
12 Найди правильную запись
4
Тундра
Степь
5
Степь
Лес
6
Арктика
7
Лес
Пустыня
Тундра8
Субтропики
Полупустыня
Тайга
Лесотундра
Лесная
Арктическая
Степная
Леса России
Берёза, ель,
вяз, пихта
Тайга
Кедр, сосна,
лиственница
Верблюд живёт
в степи
Тигр обитает
в тундре
Черноморско
е побережье
Кавказа
Клён, дуб,
ива, бук
Сайгак
встречается
в пустыне
Оазисы в
пустыне
Белый
медведь
может жить в
тайге
III. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Давайте отгадаем загадку:
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
Сегодня мы будем говорить о родном крае – своей малой Родине. А с чего
начинается Родина? Послушайте стишок «С чего начинается Родина?»:
С чего начинается Родина?
С улыбок и слёз матерей;
С тропинки ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.
Ребята, расскажите теперь вы о своей Родине!
(Учащиеся по очереди читают подготовленные ими сообщения о своей
Родине. Сообщения детьми были заранее подготовлены по заданию учителя.)
Далее учитель вместе с классом оценивает эти сообщения.
Итак, запишите сегодняшнее число и тему.III. Изучение новой темы.
Назовите свою Родину (село, район …).
Где она начинается и где кончается?
1. Работа с административной картой республики Дагестан (на доске
висит карта, на мониторе компьютера слайды с названиями
городов, обозначением столицы, количеством районов и народов)
Учитель рассказывает о границах, ландшафте, столице, городах, районах.
(Ребята отмечают в тетрадях основные данные: название столицы, количество
городов, районов и народов).
2. Символы республики Дагестан – флаг, герб и гимн (изображения на
доске и слайды на мониторе компьютера; демонстрация гимна на
компьютере).
Дагестан образован 20 января 1921 года (сейчас республике 95 лет). Далее
учитель рассказывает о символах (флаге, гербе и гимне республики), об их
значении, о том почему Дагестан является республикой.
Физкультминутка
(стук в дверь, входит Буратино и проводит под песенку «Буратино» зарядку)
3. Народы, проживающие в республике Дагестан.
Учитель задаёт классу вопросы о народах Дагестана. Далее сам называет
народности и вкратце рассказывает о них, об их многочисленности (18) и
добрососедстве.
4.
Чем же занимаются дагестанцы? (на мониторе компьютера
слайды).
Учитель задаёт классу вопросы о промыслах. Далее учитель по очереди
показывает слайды и рассказывает о промыслах дагестанцев.
Итак, отметьте в тетрадях промыслы, существующие в республике: а)
сельское хозяйство; б) рыболовство; в) народные промыслы; г)
машиностроение; д) производство электроэнергии; е) виноделие.
5. Достопримечательности Дагестана (на мониторе компьютера
слайды).Учитель задаёт классу вопросы о достопримечательностях республики.
Далее по очереди он показывает слайды и рассказывает о
достопримечательностях республики.
По мере перечисления и знакомства вы можете отметить у себя в
тетрадях их названия.
Достопримечательности столицы Дагестана (ВУЗы, памятники,
А)
площади, мечеть и др.).
Б) Город Дербент с крепостью НарынКала – самый древний и южный
город нашей страны.
В) Гора Базардюзю – самая южная точка страны и самая высокая точка
Республики (4466 м над уровнем моря).
Д) Гора Шалбуздаг – здесь находятся святыни ислама, сюда приходят
верующие для паломничества.
Е) Самурский лес – единственный лиановый лес в стране.
Ж) Гора Пушкинтау.
З) БарханСарыкум – уникальный природный объект.
И) Каспийское море.
К) Сторожевые башни.
Л) Гунибское плато.
Физкультминутка.
Ко всему перечисленному можно добавить и всё то, что окружает наше с
вами село Гельмец. Наше село расположено высоко в горах на высоте 1800 м
над уровнем моря.
IV. Итоги урока (Рефлексия).
Вопросы по изученной теме:
1. Назовите нашу малую Родину. Почему она называется малой?
2. Перечислите города Дагестана.
3. Чем занимаются дагестанцы?
4. Назовите достопримечательности республики.
5. Сколько народов проживает в Дагестане? Перечислите некоторые.
Молодцы, ребята! Сегодня вы сделали путешествие по нашей республике.
Спасибо за внимание!V. Домашнее задание.
Подготовить сообщение об экологических проблемах Дагестана.