Данные логического типа (Turbo Pascal).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая информация: Тип урока: комбинированный Цели урока: Образовательные – изучить логический тип переменных, логические константы TRUE (истина) и FALSE (ложь), операции с данными логического типа . Решать и программировать задачи, с использованием логических операций . Развивающие – развитие алгоритмического мышления, математической логики, познавательных и творческих способностей учащихся. Воспитательные - воспитание усидчивости, аккуратности, внимательности и самостоятельности учащихся. Задачи урока: Уметь решать и программировать задачи, с использованием логических операций. Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая и индивидуальная работа. Время реализации урока: 45 мин Учащиеся должны:
Иконка файла материала данные логического типа turbo pascal.doc
Подробный конспект урока. Организационная информация: Тема урока: Данные логического типа (Turbo Pascal). Предмет: Информатика Класс: 9 Автор урока: Муртазина Аида Думановна, учитель информатики Образовательное учреждение: КГУ «Гимназия №6» Республика Казахстан Город Семей Восточно – Казахстанская область Методическая информация: Тип урока: комбинированный Цели урока: Образовательные – изучить логический тип переменных, логические константы TRUE (истина) и FALSE (ложь), операции с данными логического типа . Решать и программировать задачи,  с использованием логических операций . Развивающие   –  познавательных и творческих способностей учащихся.   Воспитательные ­ воспитание усидчивости, аккуратности, внимательности и  самостоятельности учащихся. развитие   алгоритмического   мышления,   математической   логики, Задачи урока: Уметь решать и программировать задачи,  с использованием логических операций. Используемые педагогические технологии,  методы и приемы: Объяснительно­ иллюстративный, частично­поисковый, практическая и индивидуальная работа. Время реализации урока: 45 мин Учащиеся должны: Знать:  Какие переменные называются логическими.  Какие имеются логические константы  Обозначения операций отношений в языке Turbo Pascal  Операции с данными логического типа Уметь:  Уметь решать и программировать задачи, с использованием логических операций. Оборудование урока: проектор, компьютеры, операционная среда – Microsoft Windows XP,   Microsoft PowerPoint, Turbo Pascal. Список учебной и дополнительной литературы: План занятия: 1. Организационный момент 2. Изложение новой темы 3. Закрепление темы – – –   2 20 104. Практическая работа 5. Отчет по работе 6. Д/з – 10 – – 2   1 Последовательность изложения темы: 1. Данные логического типа 2. Операции с данными логического типа 3. Логические выражения 4. Примеры решения  задач  с использованием логических операций. Х О Д   У Р О К А . 1. Организационный момент (Приветствие, проверка посещаемости, объявление целей и задач урока)  2. Изложение новой темы 20   2 – – 1. Данные логического типа Логический тип переменных называется булевым. Он основан на математической логике, в которой применяются две константы: 1 (ис тина) и 0 (ложь). В языке Turbo Pascal тоже есть две логические константы: TRUE (истина) и FALSE (ложь). Их можно использовать в явном виде или обозначать именем в разделе CONST, например:  const  T=true;  F=false;  L=true;  Логическая переменная тоже может принимать два значения TRUE и FALSE. Описание логической переменной имеет тип BOOLEAN, например:  var L,A,C:boolean;  В разделе операторов логическому типу переменной можно присвоить  значение логической константы, например:  L1:=true; L2:=false; L3:=L1;   В языке Turbo Pascal для сравнения переменных, принимающих численные значения, существуют следующие операции отношений:   < меньше,  <= меньше или равно,  = равно,<> не равно,  > больше,  >= больше или равно.  Примеры. 1) a2=b2+c2 – истинно при a=5, b=4, c=3 ложно при a=2, b=3,c=4. 2) x2<0 – всегда ложно. В языке Паскаль переменные логического типа могут принимать значения True и False. Описание переменной имеет тип Boolean: Var  A, B: Boolean; В теле программы такой переменной можно присваивать значения логических констант True и False. Пример. A:=True; B:=False; Пример программы с использованием логических операций.  Задача.  Дополните программу вычисления площади треугольника по формуле Герона исследованием существования треугольника, если  заданы его три стороны.   program tangle;  var a,b,c,p,S,Q:real;  begin  writeln('Вычислите площадь треугольника по трем сторонам');  writeln('и проведите его анализ.');  writeln('Введите стороны треугольника a,b,c:');  read(a,b,c);  p:=(a+b+c)/2;  S:=sqrt(abs(p*(p­a)*(p­b)*(p­c)));  if (a>=(b+c)) or (b>=(a+c)) or (c>=(a+b))  then writeln('Треугольник не существует.')  else if (a=b) and (b=c)then writeln('Треугольник равносторонний, его площадь S=',s)  else if (a=b) or (b=c) or (a=c)  then writeln('Треугольник равнобедренный, его площадь S=',s)  else writeln('Треугольник разносторонний, его площадь S=',s);  if (a*a=(b*b+c*c)) or (b*b=(a*a+c*c)) or (c*c=(a*a+b*b))  then writeln('Треугольник прямоугольный.');  writeln('Для выхода из программы введите число 1.');  readln(Q);  end. 2. Логические выражения Как   уже   отмечалось   выше,   логические   данные   широко   используются   при   сравнении величин. В результате сравнении величин, получается либо ложное, либо истинное значение. В языке   Паскаль   для   сравнения   данных   предусмотрены   следующие   операции   отношения (сравнения): < ­ меньше; > ­ больше; = ­ равно; <= ­ меньше или равно; >= ­ больше или равно; <> ­ не равно. Отношения можно использовать в правой части оператора присваивания. Например: A:=2<6; A:=b1<>b2; B:=(b1+b2)<18; {Всегда False} В математической логике имеются специальные логические операции: Or – логическое сложение (ИЛИ) And –логическое умножение (И) Not – логическое отрицание (НЕ) Логическое сложение дает ложный результат только в том случае, когда оба операнда ложные. Логическое   умножение   дает   истинный   результат   только   в   том   случае,   когда   оба операнда истинны. Операция   отрицания   дает   ложный   результат,   если   операнд   истинный,   и,   наоборот, истинный результат, если операнд ложный. Данные о результатах логических операций представлены в таблице 1. Таблица 1 A A and B B False False False True A or B False True False False Not A True Trueиспользовать not((x>­2) and (x<2)) или (x>=2) or (x<=­2)) 3. Закрепление темы – Разберём данную задачу. 10 True True False True True True False True False False Примеры. (A<3)Or(B>2) – при a=4, b=0 – ложно, при a=4, b=3 – истина. (A<3)And(B>2) – при a=1, b=10 –истина, при a=3, b=3 – ложь. Not (A<2) – при a=1 – ложь, a=4 – истина. Таким   образом,  логические   выражения   строятся   из   логических   переменных, логических констант, логических операций, операций отношений. Следует знать:   В   языке   Turbo   Pascal   нельзя   записать   двустороннее   неравенство   вида   11) and (a<2).  Нельзя   также   записать  a=b=c,   нужно   использовать   логическое   выражение   (a=b)  and (b=c);  Для записи условия, заключающегося в том, что x не лежит в диапазоне от ­2 до 2, нужно Даны два числа а,b (a,b≠0). Ответить одного ли знака введённые числа. Здесь   возможны   четыре   варианта   входных   данных,   для   каждого   из   которых   запишем отдельное составное условие: A a>0 a<0 a>0 a<0 b b>0 b<0 b<0 b>0 Ответ: Одного знака Одного знака Разные знаки Разные знаки program zadacha3_6a; var a,b:real; Begin writeln('Введите  два числa'); readln(a,b); if (a>0) and (b>0) then writeln('числа одного знака'); if (a<0) and (b<0) then writeln('числа одного знака'); if (a>0) and (b<0) then writeln('числа разных знаков'); if (a<0) and (b>0) then writeln('числа разных знаков'); End. На сегодняшнем занятии мы не просто будем изучать новую тему, но и попробуем уяснить для себя, что хороший программист всегда внимательно обдумывает даже уже написанную   и   отлаженную   программу.   Ведь   почти   всегда   можно   применить   правило: "Любую программу можно переписать так, что она станет более короткой, либо более красивой". А можно ли сделать нашу программу более красивой или более короткой? Да, можно.  Давайте объединим первое и второе составные условия.program zadacha3_6b; var a,b:real; Begin writeln('Введите  два числa'); readln(a,b); if ((a>0)and(b>0)) or ((a<0)and(b<0))then writeln('числа одного знака') else writeln('числа разных знаков'); End. Программа стала действительно короче. Но в примере 3_6b составное условие состоит в  свою очередь из двух составных условий. Просмотрите, как расставлены скобки. А можно ли и эту программу сделать более красивой или более короткой? Можно. Приведём новую версию проверки условия для данной программы: if a*b>0  then writeln('числа одного знака') else writeln('числа разных знаков'); Замените условие в компьютере и убедитесь, что оно работает верно. 4.Практическая работа – 10 Задания: 1. Даны два число х и у (x<>y) .Вывести на экран числа в следующем порядке: сначала меньшее, затем большее. 2. Заданы два числа. Является ли хотя бы одно число положительным? Контрольные вопросы. 1. Какие логические константы вы знаете? 2. Найти значение выражения  Not(((x<3)and(x>0))or(x=2)), при х=1. 3. Какие логические операции вы знаете? 5.Отчет по работе В конце урока подводим итог нашего урока все ли цели достигнуты, все ли задачи выполнены, Если нет ищем причины почему это произошло. – 2 6. Д/з Задание на дом Поработать с конспектом. Решить задачу:  Дано  число.  Дать  характеристику  числа:  положительное,  отрицательное;  чётное,  нечётное;  целое, не целое. –   1 Примечание: при изучении нового материала учащиеся делают в тетрадь необходимые записи под руководством учителя.