Дебаты на тему: «Пути прощения. Милосердие»
Цель
Подготовить старшеклассников к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив
сочувствие, сострадание, поняв и приняв значимого другого.
Задачи
Развивать умение осмысленно воспринимать информацию.
Развивать рефлексию и эмпатию.
Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с
окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.
Воспитывать фрустрационную толерантность, то есть выдержку, терпимость в ситуациях
межличностных конфликтов.
Помогать учащимся, осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.
Методы
«Разогрев» участников, направленная беседа, групповая дискуссия, ролевая игра,
терапевтическая метафора, элементы арттерапии (сказкотерапия, музыкотерапия),
«заякоренный знак».
Оборудование
Стихотворение Э. Асадова «Трусиха», аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена и
музыкальной композиции «Yesterday» ансамбля Beatles, игрушкисюрпризы «Ангелы» (см.
иллюстрацию), листы с написанными на них фазами прощения (см. в описании занятия).
Занятие ведет психолог, помогает ему соведущий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Знакомство
Упражнение направлено на возникновение чувства доверия. Участники стоят в кругу.
Необходимо представиться, выразительно произнеся свое имя, подчеркнув особенность
своей личности жестом, позой, мимикой. После каждого представления все стараются
точно воспроизвести увиденное, чтобы почувствовать и передать состояние каждого из
присутствующих.
В кругу, рассматриваем «Интересный факт – так оно и есть!», называя знак по гороскопу,
кого это касается, делает шаг вперед /выслушав, встает на место/. Вступительное слово психолога
Участники садятся в круг, берутся за руки, чтобы почувствовать атмосферу тепла, добра,
единения.
Психолог. Ребята, сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и
актуальная для каждого из нас.
Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда Асадова, которое мы — я и ваши
родители — читали и даже учили наизусть, когда были в вашем возрасте.
Зачитывается стихотворение «Трусиха»
Эдуард АСАДОВ
ТРУСИХА
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.
Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал, Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза...
А потом, вздохнув, сказала тихо:
— Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!
Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал: — Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!
Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел... И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!
Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как изпод земли.
Первый хрипло буркнул: — Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки —
Все, что есть, — на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул: — Эй, коза!
Что надулась?! — И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами: — Мразь! Фашист проклятый! —
Как огнем детину обожгла. — Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь! —
Голос рвется, яростен и звонок:
— Нож в кармане? Мне плевать на нож!
За убийство — стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался: — Ладно... тише, гром... —
А второй промямлил: — Ну их к черту! —
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — слабая натура,
«Трус» и «воробьиная душа».
Психолог. Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет?
Почему?
Ответы участников:
— Парень струсил. Скорее всего, девушка не захочет с ним встречаться, так как ей
стыдно за него.
— Парню стыдно за свое поведение, и они могут встретиться, но через некоторое
время.
— Они могут продолжать встречаться, но отношения будут уже не те.
Психолог. Что же чувствует девушка после произошедшего инцидента?
Участники. Обиду, разочарование, пренебрежение, жалость к парню...
Психолог. А что чувствует юноша?
Участники. Вину, стыд за себя, гордость за девушку...
Соведущий дискуссии. А я считаю, что он не струсил, а побеспокоился о собственной
безопасности и безопасности девушки. Его можно назвать даже «защитником»
девушки.
Ответы участников:
— Она — девушка с обостренным чувством справедливости, «защитница» всех и вся...
Он же реально оценил силу противника и принял, возможно, самое верное решение.
Соведущий дискуссии. Я считаю, что девушка — «бесшабашная натура», которая
подставляет и себя, и молодого человека. Ведь она своими фразами провоцирует по
отношению к себе и молодому человеку агрессивные и, вполне возможно, преступные действия. Вдруг это показное проявление превосходства? И всетаки как же, по
вашему мнению, будут развиваться отношения между юношей и девушкой?
Во время дискуссии нужно подвести старшеклассников к мысли о том, что следует
учиться вставать на точку зрения другого человека, принимать его аргументы,
даже если они не всегда совпадают с собственными убеждениями. Желательно
разыграть встречу девушки и молодого человека.
Беседа по теме занятия
Психолог. Есть ли среди нас тот, кто был обижен кемлибо когданибудь?
Поднимите руки, пожалуйста... (Обычно все поднимают руки.) Каждый из нас в обиде
не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
— Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
— Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и
интеллектуальную энергию.
— Возникают сомнения в существовании справедливости.
— Жизнь меняется в отрицательную сторону...
Психолог. А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?
...Да, каждому случалось обидеть когото и быть обиженным кемто. А какие чувства
испытывает человек, обидевший другого, — обидчик?
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
— Гнев, агрессию, боль, чувство вины.
— Жажду примирения.
— Он переоценивает существующую справедливость или себя самого.
Психолог. А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося
обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком,
учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек — брат или сестра, отец или
мама?
Ответы участников:
— Предстоит налаживать отношения.
Психолог. Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннесса занесли одно удивительное
слово из языка американских индейцев — «мамихпапинатапа». Удостоилось оно такой
чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в
надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делают этого в
надежде, что это сделает другой».
Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: «Чего
же хотят оба?»
Ответы участников: — Примирения.
— Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить...
Психолог. А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
Ответы участников:
— Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает
себя виновным, ему можно «отпустить» вину, дать возможность почувствовать, что
он прощен.
— Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то всетаки не
стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить...
Здесь обсуждается человеческая способность прощать даже преступления.
Звучит «Лунная соната» Бетховена.
Психолог. В психотерапии есть такое направление — сказкотерапия. Душу человека
пытаются исцелить сказкой. Я тоже хочу рассказать вам маленькую
терапевтическую сказку.
Сказка «Прости»
Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретилось Молчание с
Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды.
Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было чтото тоскливое.
Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы.
Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им
не суждено вместе жить, а суждено им вместе умереть.
Немые губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе... И
потянулись руки навстречу, и Слово родилось: «Прости!»
Психолог. В чем суть этой сказки? Кому следует ее рассказать и почему? Какой вывод
вы делаете?
(Участники отвечают.)
Психолог. Сегодня мы с вами говорим о способности каждого из нас прощать, о
трудном пути прощения. Мой долг — помочь вам осознать жизненную необходимость
прощения, почувствовать светлую радость прощения. Я думаю, что наша встреча
будет способствовать тому, что вы и сегодня, и в дальнейшей жизни будете
проявлять великодушие к людям. Только тонко настроенная душа человека способна
прощать даже самые сильные обиды!
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «простить»
расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какоголибо
обязательства». А в словаре В. Даля «простить — делать простым от греха, вины,
долга; освобождать от обязательства, миловать».
Специалисты считают, что процесс прощения проходит четыре фазы.
(Постепенно по ходу рассказа нужно помещать листы с написанными на них фазами на
доске для наглядности.)
Фаза открытия. Наличие гнева, постоянные мысли об обиде, сравнение себя с
обидчиком; осознание чувств стыда и вины, если таковые имеют место.
Фаза принятия решения. Поскольку прежние стратегии поведения не избавляют от
обиды, человек готов рассматривать прощение как предпочтительный выбор, готов
простить обидчика. Ведь многие были в подобных ситуациях. Фаза действий. Происходит примеривание на себя различных ролей, чтобы «влезть в
шкуру» обидчика, «поглощение» боли, эмпатия к обидчику, нахождение для себя
личностного смысла в прощении.
Фаза результата. Уменьшение негативных чувств и рост позитивных. Прощающий,
осознает свое несовершенство и несовершенство других людей. Таким образом,
ослабляется угнетенное состояние души, улучшается мнение об обидчике,
налаживаются отношения с ним. У того, кто простил, повышается самоуважение и
самооценка.
Прощение — свободный выбор личности. Нельзя никого принудить проявить
милосердие! Путь избавления от межличностных обид можно даже представить
графически: это продвижение от мести через переживание, превозмогание
негативных эмоций, мыслей, поведения к положительным эмоциям, мыслям и
поведению —
к прощению.
Обсуждение ситуации
Психолог. Я предлагаю сейчас обсудить и, проиграв, разрешить примирением
конфликтную ситуацию, сложившуюся в одной семье.
Дочь поделилась с матерью тем, что ей очень нравится мальчик, живущий в соседнем
подъезде, но он на нее не обращает никакого внимания. Мать обещала об этом никому
не рассказывать. Сама же поведала обо всем отцу, который начал подшучивать над
дочерью и осуждать ее выбор. Брат же, поняв в чем дело, обещал рассказать все
этому парню. После этого девочка назвала мать предательницей, стала огрызаться на
реплики отца, поругалась с братом, замкнулась в себе. В семье сложилась угнетающая
атмосфера.
Как разрешить сложившуюся ситуацию? Как начать разговор о прощении? Кто из
членов семьи должен первым сделать шаг навстречу?
В результате обсуждения участники приходят к выводу, что первым прощает тот,
кто более милосерден, великодушен, стоит на более высокой ступени личностного
развития.
Просмотр видео-клипов и беседа по теме занятия:
Автор Светлана Копылова «Брошенный камень»
Автор Светлана Копылова «Про кота»
Итак, что же означает теперь для вас слово «простить»?
Ответы участников:
— Перестать гневаться и винить другого человека.
— Не упрекать человека за нанесенную обиду.
— Не ждать, пока другой исправит ошибку и первым придет мириться.
— Избавить человека от ощущения вины.
— Вернуть и себе, и другому чувство уверенности в себе.
— Справиться с депрессией и тревожностью.
— Не ставить человеку в вину дурную мысль или поступок.
— Относиться терпимо к чужим проступкам.
— Разорвать порочный круг озлобленности и мести. — Полностью реализовать свои возможности, показав окружающим пример
сочувствия, великодушия и мудрости.
Психолог. Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого?
Ответы участников:
— Удивление.
— Избавление от тяжких мук и обид.
— Счастье, облегчение.
— Радость.
— Желание начать новую жизнь.
Психолог. Ребята, а как дать человеку понять, что ты прощаешь его?
Ответы участников:
— Если человек осознал свою вину и просит извинить его, надо принять эти извинения.
— Сделать доброе дело тому, кто нанес тебе обиду или причинил неприятности.
— Можно написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.
Психолог. Какие качества помогут нам сделать это?
Ответы участников:
— Смелость, сострадание, великодушие.
— Любовь.
— Уважение.
— Чувство ответственности.
Психолог. Прощение — сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий
исцеление от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье
человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст
утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой
несем через всю жизнь.
И пусть скептики говорят, что прощение противоположно торжеству
справедливости, что оно — проявление слабости, что оно может стать отказом от
борьбы за собственную точку зрения, проявлением превосходства, снисхождения.
Некоторые люди считают даже, что просить прощения — значит унизиться перед
другим. Так ли это? Но прощение — это внутреннее, личное освобождение от обиды и
борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.
Оттенки жизни — черное и белое?
Оттенки страсти — черное и красное?
Да, чувства рисовать — попытка смелая,
Но в двух цветах — занятие опасное.
Какою краской расцветить прощение?
В пастель тонов как положить негаданность?
Какого цвета боль приносит мщение?
И почему так золотится радостность? На риторические вопросы Елены Шевченко нам еще предстоит ответить.
Психолог просит всех взяться за руки, почувствовать тепло, исходящее от каждого.
Психолог. Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить ангела как
символ чистоты и святости. Это не просто игрушка, а знак, который будет
напоминать вам слова Норта: «Прощение — не отрицание собственной правоты в
суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью,
в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них».
Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания!
Просмотр видео-клипов и беседа по теме занятия:
1.«Мотивация».
2.Репортаж «Кто такая Рэйчел Бэквис»
Кто такая Рэйчел Бэквис
Маленькая девочка, 9 лет, но с очень
большим и добрым сердцем проживала в
городе Сиэтл, США.
Даты жизни: 12/06/2002 23/07/2011
Однажды в Сиэтл приехал руководитель
благотворительной организации "Charity:
water" Скотт Харрисон. В своей лекции, на
которую пришла Рейчел, он рассказывал, как в беднейших странах люди страдают от
нехватки питьевой воды. Девочка была шокирована кадрами, на которых люди пьют
грязную воду из луж и болот, чтобы потом умереть от подхваченной инфекции.
Рэйчел уговорила родителей не приглашать никого на её 9й день рождения, и попросила
своих друзей перечислить деньги, которые пошли бы на подарок, на её страничку в фонде
"Charity: water". Там она собирала средства для постройки колодцев, чтобы обеспечить
жителей Африки, страдающих от нехватки чистой питьевой воды.
Целью девочки было собрать сумму в 300 долларов,
которая, по расчётам фонда, смогла бы спасти жизни
15 человек. Ранее Рэйчел также занималась
благотворительностью, дважды отращивая и
состригая волосы, с тем, чтобы отдать их на парики
для детей, потерявших волосы от онкологических
заболеваний.
Однако, экономя на подарках, девочке удалось
собрать только 220 долларов.
Через полтора месяца с момента открытия благотворительной страницы произошла
трагедия: на шоссе в Сиэтле столкнулись 13 автомобилей. Единственной жертвой этого
ДТП стала Рэйчел Бэквис. Подключённая к аппаратам жизненного обеспечения,
девочка не приходила в сознание. Ища способ оказать
поддержку, родственники, друзья семьи или просто
знакомые стали жертвовать небольшие суммы денег на
страницу Рэйчел, располагавшуюся на сайте
благотворительной организации «charity: water». Сумма
пожертвований начала стремительно расти, привлекая
внимание общественности. После того как стало очевидно,
что Рейчел в сознание не придёт, жизнеобеспечивающее
оборудование было отключено.
Поступок Рэйчел и её трагическая судьба вызвали большой
резонанс среди американской общественности. В октябре
2011 года, когда акция по сбору средств была окончена, выяснилось, что 31 997 человек со
всего мира пожертвовали 1 265 823 доллара. 300 долларов, которые хотела собрать Рейчел,
смогли бы спасти от смерти полтора десятка человек. На собранную сейчас сумму можно
провести питьевую воду во многие африканские деревни и спасти жизни около 60 000
человек.
Мама Рэйчел, Саманта Пол, продолжает дело своей дочери — собирает пожертвования для
бурения колодцев в странах Африки.
Психолог. Сила человека – в тройне, если он не один.
Заключение
Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания! Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец... доброта!
Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.