Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Оценка 4.6

Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Оценка 4.6
Семинары
docx
психологическая работа +1
10 кл
25.02.2017
Дебаты для старшеклассников на тему:  «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Коллаж о проведенном мероприятии.
пути прощения. Милосердие.docx
Дебаты на тему: «Пути прощения. Милосердие» Цель Подготовить старшеклассников к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив  сочувствие, сострадание, поняв и приняв значимого другого. Задачи Развивать умение осмысленно воспринимать информацию. Развивать рефлексию и эмпатию. Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с  окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.  Воспитывать фрустрационную толерантность, то есть выдержку, терпимость в ситуациях  межличностных конфликтов. Помогать учащимся,  осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения. Методы «Разогрев» участников, направленная беседа, групповая дискуссия, ролевая игра,  терапевтическая метафора, элементы арт­терапии (сказкотерапия, музыкотерапия),  «заякоренный знак». Оборудование Стихотворение Э. Асадова «Трусиха», аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена и  музыкальной композиции «Yesterday» ансамбля Beatles, игрушки­сюрпризы «Ангелы» (см.  иллюстрацию), листы с написанными на них фазами прощения (см. в описании занятия). Занятие ведет психолог, помогает ему соведущий. ХОД ЗАНЯТИЯ Знакомство Упражнение направлено на возникновение чувства доверия. Участники стоят в кругу.  Необходимо представиться, выразительно произнеся свое имя, подчеркнув особенность  своей личности жестом, позой, мимикой. После каждого представления все стараются  точно воспроизвести увиденное, чтобы почувствовать и передать состояние каждого из  присутствующих.  В кругу, рассматриваем «Интересный факт – так оно и есть!», называя знак по гороскопу,  кого это касается, делает шаг вперед /выслушав, встает на место/. Вступительное слово психолога Участники садятся в круг, берутся за руки, чтобы почувствовать атмосферу тепла, добра,  единения. Психолог. Ребята, сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и  актуальная для каждого из нас.  Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда Асадова, которое мы — я и ваши  родители — читали и даже учили наизусть, когда были в вашем возрасте.  Зачитывается стихотворение «Трусиха»  Эдуард АСАДОВ ТРУСИХА Шар луны под звездным абажуром Озарял уснувший городок. Шли, смеясь, по набережной хмурой Парень со спортивною фигурой И девчонка — хрупкий стебелек. Видно, распалясь от разговора, Парень, между прочим, рассказал, Как однажды в бурю ради спора Он морской залив переплывал, Как боролся с дьявольским теченьем, Как швыряла молнии гроза. И она смотрела с восхищеньем В смелые, горячие глаза... А потом, вздохнув, сказала тихо: — Я бы там от страха умерла. Знаешь, я ужасная трусиха, Ни за что б в грозу не поплыла! Парень улыбнулся снисходительно, Притянул девчонку не спеша И сказал: — Ты просто восхитительна, Ах ты, воробьиная душа! Подбородок пальцем ей приподнял И поцеловал. Качался мост, Ветер пел... И для нее сегодня Мир был сплошь из музыки и звезд! Так в ночи по набережной хмурой Шли вдвоем сквозь спящий городок Парень со спортивною фигурой И девчонка — хрупкий стебелек. А когда, пройдя полоску света, В тень акаций дремлющих вошли, Два плечистых темных силуэта Выросли вдруг как из­под земли. Первый хрипло буркнул: — Стоп, цыпленки! Путь закрыт, и никаких гвоздей! Кольца, серьги, часики, деньжонки — Все, что есть, — на бочку, и живей! А второй, пуская дым в усы, Наблюдал, как, от волненья бурый, Парень со спортивною фигурой Стал спеша отстегивать часы. И, довольный, видимо, успехом, Рыжеусый хмыкнул: — Эй, коза! Что надулась?! — И берет со смехом Натянул девчонке на глаза. Дальше было все как взрыв гранаты: Девушка беретик сорвала И словами: — Мразь! Фашист проклятый! — Как огнем детину обожгла. — Комсомол пугаешь? Врешь, подонок! Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь! — Голос рвется, яростен и звонок: — Нож в кармане? Мне плевать на нож! За убийство — стенка ожидает. Ну, а коль от раны упаду, То запомни: выживу, узнаю! Где б ты ни был, все равно найду! И глаза в глаза взглянула твердо. Тот смешался: — Ладно... тише, гром... — А второй промямлил: — Ну их к черту! — И фигуры скрылись за углом. Лунный диск, на млечную дорогу Выбравшись, шагал наискосок И смотрел задумчиво и строго Сверху вниз на спящий городок, Где без слов по набережной хмурой Шли, чуть слышно гравием шурша, Парень со спортивною фигурой И девчонка — слабая натура, «Трус» и «воробьиная душа». Психолог. Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет?  Почему? Ответы участников:  — Парень струсил. Скорее всего, девушка не захочет с ним встречаться, так как ей  стыдно за него.  — Парню стыдно за свое поведение, и они могут встретиться, но через некоторое  время. — Они могут продолжать встречаться, но отношения будут уже не те. Психолог. Что же чувствует девушка после произошедшего инцидента? Участники. Обиду, разочарование, пренебрежение, жалость к парню... Психолог. А что чувствует юноша? Участники. Вину, стыд за себя, гордость за девушку... Соведущий дискуссии. А я считаю, что он не струсил, а побеспокоился о собственной  безопасности и безопасности девушки. Его можно назвать даже «защитником»  девушки. Ответы участников:  — Она — девушка с обостренным чувством справедливости, «защитница» всех и вся...  Он же реально оценил силу противника и принял, возможно, самое верное решение. Соведущий дискуссии. Я считаю, что девушка — «бесшабашная натура», которая  подставляет и себя, и молодого человека. Ведь она своими фразами провоцирует по  отношению к себе и молодому человеку агрессивные и, вполне возможно, преступные действия. Вдруг это показное проявление превосходства? И все­таки как же, по  вашему мнению, будут развиваться отношения между юношей и девушкой?  Во время дискуссии нужно подвести старшеклассников к мысли о том, что следует  учиться вставать на точку зрения другого человека, принимать его аргументы,  даже если они не всегда совпадают с собственными убеждениями. Желательно  разыграть встречу девушки и молодого человека. Беседа по теме занятия Психолог. Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем­либо когда­нибудь?  Поднимите руки, пожалуйста... (Обычно все поднимают руки.) Каждый из нас в обиде  не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся. Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):  — Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить. — Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и  интеллектуальную энергию. — Возникают сомнения в существовании справедливости. — Жизнь меняется в отрицательную сторону...  Психолог. А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?  ...Да, каждому случалось обидеть кого­то и быть обиженным кем­то. А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, — обидчик?  Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):  — Гнев, агрессию, боль, чувство вины. — Жажду примирения. — Он переоценивает существующую справедливость или себя самого. Психолог. А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося  обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком,  учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек — брат или сестра, отец или  мама?  Ответы участников: — Предстоит налаживать отношения.  Психолог. Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннесса занесли одно удивительное  слово из языка американских индейцев — «мамихпапинатапа». Удостоилось оно такой  чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в  надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делают этого в  надежде, что это сделает другой».  Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: «Чего  же хотят оба?» Ответы участников: — Примирения.  — Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить...  Психолог. А всегда ли любой человеческий поступок можно простить? Ответы участников: — Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает  себя виновным, ему можно «отпустить» вину, дать возможность почувствовать, что  он прощен. — Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то все­таки не  стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить... Здесь обсуждается человеческая способность прощать даже преступления.  Звучит «Лунная соната» Бетховена. Психолог. В психотерапии есть такое направление — сказкотерапия. Душу человека  пытаются исцелить сказкой. Я тоже хочу рассказать вам маленькую  терапевтическую сказку. Сказка «Прости» Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретилось Молчание с  Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды.  Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было что­то тоскливое.  Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы.  Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им  не суждено вместе жить, а суждено им вместе умереть. Немые губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе... И  потянулись руки навстречу, и Слово родилось: «Прости!» Психолог. В чем суть этой сказки? Кому следует ее рассказать и почему? Какой вывод вы делаете? (Участники отвечают.) Психолог. Сегодня мы с вами говорим о способности каждого из нас прощать, о  трудном пути прощения. Мой долг — помочь вам осознать жизненную необходимость  прощения, почувствовать светлую радость прощения. Я думаю, что наша встреча  будет способствовать тому, что вы и сегодня, и в дальнейшей жизни будете  проявлять великодушие к людям. Только тонко настроенная душа человека способна  прощать даже самые сильные обиды! В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «простить»  расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какого­либо  обязательства». А в словаре В. Даля «простить — делать простым от греха, вины,  долга; освобождать от обязательства, миловать».  Специалисты считают, что процесс прощения проходит четыре фазы. (Постепенно по ходу рассказа нужно помещать листы с написанными на них фазами на  доске для наглядности.) Фаза открытия. Наличие гнева, постоянные мысли об обиде, сравнение себя с  обидчиком; осознание чувств стыда и вины, если таковые имеют место. Фаза принятия решения. Поскольку прежние стратегии поведения не избавляют от  обиды, человек готов рассматривать прощение как предпочтительный выбор, готов  простить обидчика. Ведь многие были в подобных ситуациях. Фаза действий. Происходит примеривание на себя различных ролей, чтобы «влезть в  шкуру» обидчика, «поглощение» боли, эмпатия к обидчику, нахождение для себя  личностного смысла в прощении. Фаза результата. Уменьшение негативных чувств и рост позитивных. Прощающий,   осознает свое несовершенство и несовершенство других людей. Таким образом,  ослабляется угнетенное состояние души, улучшается мнение об обидчике,  налаживаются отношения с ним. У того, кто простил, повышается самоуважение и  самооценка.  Прощение — свободный выбор личности. Нельзя никого принудить проявить  милосердие! Путь избавления от межличностных обид можно даже представить  графически: это продвижение от мести через переживание, превозмогание  негативных эмоций, мыслей, поведения к положительным эмоциям, мыслям и  поведению —  к прощению. Обсуждение ситуации Психолог. Я предлагаю сейчас обсудить и, проиграв, разрешить примирением  конфликтную ситуацию, сложившуюся в одной семье. Дочь поделилась с матерью тем, что ей очень нравится мальчик, живущий в соседнем  подъезде, но он на нее не обращает никакого внимания. Мать обещала об этом никому  не рассказывать. Сама же поведала обо всем отцу, который начал подшучивать над  дочерью и осуждать ее выбор. Брат же, поняв в чем дело, обещал рассказать все  этому парню. После этого девочка назвала мать предательницей, стала огрызаться на реплики отца, поругалась с братом, замкнулась в себе. В семье сложилась угнетающая  атмосфера. Как разрешить сложившуюся ситуацию? Как начать разговор о прощении? Кто из  членов семьи должен первым сделать шаг навстречу? В результате обсуждения участники приходят к выводу, что первым прощает тот,  кто более милосерден, великодушен, стоит на более высокой ступени личностного  развития. Просмотр видео-клипов и беседа по теме занятия: Автор Светлана Копылова «Брошенный камень» Автор Светлана Копылова «Про кота» Итак, что же означает теперь для вас слово «простить»? Ответы участников: — Перестать гневаться и винить другого человека.  — Не упрекать человека за нанесенную обиду.  — Не ждать, пока другой исправит ошибку и первым придет мириться.  — Избавить человека от ощущения вины.  — Вернуть и себе, и другому чувство уверенности в себе.  — Справиться с депрессией и тревожностью. — Не ставить человеку в вину дурную мысль или поступок.  — Относиться терпимо к чужим проступкам.  — Разорвать порочный круг озлобленности и мести. — Полностью реализовать свои возможности, показав окружающим пример  сочувствия, великодушия и мудрости. Психолог. Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого? Ответы участников: — Удивление. — Избавление от тяжких мук и обид. — Счастье, облегчение. — Радость. — Желание начать новую жизнь. Психолог. Ребята, а как дать человеку понять, что ты прощаешь его? Ответы участников: — Если человек осознал свою вину и просит извинить его, надо принять эти извинения. — Сделать доброе дело тому, кто нанес тебе обиду или причинил неприятности.  — Можно написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении. Психолог. Какие качества помогут нам сделать это?  Ответы участников: — Смелость, сострадание, великодушие.  — Любовь.  — Уважение.  — Чувство ответственности. Психолог. Прощение — сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий  исцеление от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье  человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст  утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой  несем через всю жизнь.  И пусть скептики говорят, что прощение противоположно торжеству  справедливости, что оно — проявление слабости, что оно может стать отказом от  борьбы за собственную точку зрения, проявлением превосходства, снисхождения.  Некоторые люди считают даже, что просить прощения — значит унизиться перед  другим.  Так ли это? Но прощение — это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций. Оттенки жизни — черное и белое? Оттенки страсти — черное и красное? Да, чувства рисовать — попытка смелая, Но в двух цветах — занятие опасное. Какою краской расцветить прощение? В пастель тонов как положить негаданность? Какого цвета боль приносит мщение? И почему так золотится радостность? На риторические вопросы Елены Шевченко нам еще предстоит ответить.  Психолог просит всех взяться за руки, почувствовать тепло, исходящее от каждого. Психолог. Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить ангела как  символ чистоты и святости. Это не просто игрушка, а знак, который будет  напоминать вам слова Норта: «Прощение — не отрицание собственной правоты в  суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью,  в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них».  Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания! Просмотр видео-клипов и беседа по теме занятия: 1.«Мотивация». 2.Репортаж «Кто такая Рэйчел Бэквис» Кто такая Рэйчел Бэквис  Маленькая девочка, 9 лет, но с очень  большим и добрым сердцем проживала в  городе Сиэтл, США. Даты жизни: 12/06/2002 ­ 23/07/2011 Однажды в Сиэтл приехал руководитель  благотворительной организации "Charity:  water" Скотт Харрисон. В своей лекции, на  которую пришла Рейчел, он рассказывал, как в беднейших странах люди страдают от  нехватки питьевой воды. Девочка была шокирована кадрами, на которых люди пьют  грязную воду из луж и болот, чтобы потом умереть от подхваченной инфекции.  Рэйчел уговорила родителей не приглашать никого на её 9­й день рождения, и попросила  своих друзей перечислить деньги, которые пошли бы на подарок, на её страничку в фонде  "Charity: water". Там она собирала средства для постройки колодцев, чтобы обеспечить  жителей Африки, страдающих от нехватки чистой питьевой воды. Целью девочки было собрать сумму в 300 долларов,  которая, по расчётам фонда, смогла бы спасти жизни  15 человек. Ранее Рэйчел также занималась  благотворительностью, дважды отращивая и  состригая волосы, с тем, чтобы отдать их на парики  для детей, потерявших волосы от онкологических  заболеваний. Однако, экономя на подарках, девочке удалось  собрать только 220 долларов. Через полтора месяца с момента открытия благотворительной страницы произошла  трагедия: на шоссе в Сиэтле столкнулись 13 автомобилей. Единственной жертвой этого  ДТП стала Рэйчел Бэквис. Подключённая к аппаратам жизненного обеспечения,  девочка не приходила в сознание. Ища способ оказать  поддержку, родственники, друзья семьи или просто  знакомые стали жертвовать небольшие суммы денег на  страницу Рэйчел, располагавшуюся на сайте  благотворительной организации «charity: water». Сумма  пожертвований начала стремительно расти, привлекая  внимание общественности. После того как стало очевидно,  что Рейчел в сознание не придёт, жизнеобеспечивающее  оборудование было отключено. Поступок Рэйчел и её трагическая судьба вызвали большой  резонанс среди американской общественности. В октябре  2011 года, когда акция по сбору средств была окончена, выяснилось, что 31 997 человек со  всего мира пожертвовали 1 265 823 доллара. 300 долларов, которые хотела собрать Рейчел, смогли бы спасти от смерти полтора десятка человек. На собранную сейчас сумму можно  провести питьевую воду во многие африканские деревни и спасти жизни около 60 000  человек. Мама Рэйчел, Саманта Пол, продолжает дело своей дочери — собирает пожертвования для бурения колодцев в странах Африки. Психолог. Сила человека – в тройне, если он не один. Заключение Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания! Слово это серьезное,                        Главное, важное.                       То, что значит оно,                  Очень нужно для каждого.                      В нем забота и ласка,                         Тепло и любовь.                       В нем стремленье                                                     На помощь прийти                                                         Вновь и вновь.                                                        Это качество                                                В сердце у многих живет                                                       И о боли других                                                      Позабыть не дает.                                                      И оно поважнее,                                                     Чем лица красота.                                                   Догадались, что это?                                                   Сердец... доброта!

Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему:  «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему:  «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему:  «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему:  «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему:  «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему:  «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему:  «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему:  «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему:  «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему:  «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему: «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)

Дебаты для старшеклассников на тему:  «Пути прощения. Милосердие» (10 класс, самопознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017