«Дела давно минувших дней…»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 3 классе на тему «Дела давно минувших дней…» Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 3 классе Содержание: Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром арии. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему                                          «Дела давно минувших дней…»  Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и  В. Алеева  в   3   классе  Содержание: Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и  Людмила». Знакомство с жанром арии. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение  состояний от мрачного до победного, решительного. Музыкальный материал: М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила»  (слушание); М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по  желанию педагога); М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию  педагога); Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение). Характеристика видов деятельности: Соотносить художественно­образное содержание музыкального произведения  с формой его воплощения. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при  анализе прослушанного произведения. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к  художественному образу. Театры бывают разные. Чаще всего в театральных спектаклях участвуют  актёры, которые выходят на сцену, к зрителям и начинают говорить свойтекст, играть свои роли. Ещё все вы, наверное, знаете и любите кукольный  театр, где вместо живых людей представления дают куклы. Такой кукольный  театр каждый вечер приходит к вам в гости в телепередаче «Спокойной ночи,  малыши!». А есть театр, в котором все спектакли поставлены с использованием музыки.  И актёры там не говорят, а поют и танцуют под музыку. Такой театр  называется музыкальным. Какие виды музыкального представления вы знаете? (Опера и балет.) Как называется музыкальный спектакль, во время которого все его участники  – актёры не говорят, а поют? (Опера.) Как называют исполнителей вокальных партий? (Певцы.) Кто ещё участвует в постановке настоящего оперного спектакля?  (Симфонический оркестр, хор.) Да, такой спектакль называется красивым словом «опера». Часто сюжетом  оперы бывает сказка. Герои попадают то на дно моря, то в волшебный  сказочный лес, то в зачарованное царство… У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей… Лукоморье… (Лукоморье – морской залив.) Музыкальный зал превратился в  берег моря. На берегу стоял могучий кряжистый дуб. Вода на море  волновалась, и брызги падали на медлительного серого кота, который,  позвякивая тяжелой золотой цепью, важно ходил вокруг дуба, мурлыча песню. А среди густой листвы мелькнуло бледное лицо русалки.  Вместо косы по  плечам у неё струились длинные зеленые водоросли, а на ресницах блестелине то капли воды, не то слезы...  В чаще мелькнул невиданный зверь, который  оставлял свои следы на неведомой дорожке… Как замечательно разговаривает с нами Александр Сергеевич Пушкин. Слова  он берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ становятся живой  волшебной картиной. Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила». (Поэма – крупное  поэтическое произведение с развёрнутым сюжетом.) Эта сказочная история стала сюжетом оперы Михаила Ивановича  Глинки «Руслан и Людмила». Мы с вами оказываемся в древнем Киеве на свадебном пире в гостях у  легендарного князя Владимира. Он выдаёт свою дочь Людмилу замуж за  русского богатыря Руслана. В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир­солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мёд из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и  Людмила» Внимание всех гостей приковано к замечательному певцу­сказителю – Баяну. Кто такой Баян? Певец сказитель, старый седой мудрец, предсказатель, историк. В  пророческой песне вещий Баян предсказывает Руслану и Людмиле тяжёлые  испытания; но несчастья минуют, и «радости примета, дитя дождя и света,  вновь радуга взойдёт!» Он поёт, аккомпанируя себе на гуслях – древнем русском народном  инструменте. Золотые струны своим звоном завораживают слушателей.  Спокойное движение, напевная мелодия и мерные переборы аккордов в  сопровождении передают в музыке сосредоточенность и торжественностьповествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется с  инструментальными отыгрышами. Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой! Про славу русския земли, Бряцайте, струны золотые. Слушание: М. Глинка. Запев Баяна из оперы «Руслан и Людмила» В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак. Раздаются удары  грома, все присутствующие внезапно погружаются в странное оцепенение: Гром грянул, свет блеснул в тумане, Лампада гаснет, дым бежит, Кругом всё смерклось, всё дрожит, И замерла душа в Руслане. Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.   Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Марш Черномора из оперы  «Руслан и Людмила» Отважный Руслан отправляется на её поиски. Для того, чтобы найти  Людмилу, Руслану придётся встретиться и сразиться с врагами. На своём  пути он встретит злую волшебницу Наину и доброго Финна, встретится с  Головой богатыря… Композитор М. Глинка рисует нам портрет богатыря Руслана. Этот князь  предстаёт перед нами сильным, мужественным, отважным, готовым на  подвиги. … В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем  следы давно минувшей битвы. Горестные раздумья охватывают его: Со вздохом витязь вкруг себя Взирает грустными очами. «О поле, поле, Кто тебя усеял мёртвыми костями?» Эти стихи легли в основу арии Руслана.Слушание: М. Глинка. Ария Руслана «О поле, поле…» из оперы «Руслан и  Людмила» Ария – оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении  оркестра. Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными.  Руслан понимает: только мужество и смелость помогут ему победить злых  врагов. Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как  защитник земли русской от сил зла.  Руслан побеждает врагов, освобождает  Людмилу от волшебных чар. И мы вновь в Киеве у князя Владимира на  свадебном пире. За благом вслед идут печали, Печаль же – радости залог! Музыка перенесла нас в далёкое прошлое. Помогла нам прикоснуться к нашей истории, богатырскому прошлому. В этой опере композитор всех героев делит на добрых и злых. Для добрых и  благородных он сочинил прекрасную песенную музыку. К таким относятся  Руслан, Людмила, певец­сказитель Баян. У этих персонажей музыкальная  тема распевная, с красивыми запоминающимися мелодиями. А со злыми  героями своей оперы композитор сыграл своеобразную музыкальную шутку –  он не дал им вокальных партий. Например, для одной такой героини – злой  волшебницы Наины – он сочинил музыку, которая почти вся поётся на одном  звуке. Для похитителя княжны Людмилы, злого волшебника Черномора,  Глинка вообще не создал вокальной музыки: все действия Черномора  передаёт только оркестровая музыка. Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все поют.) На какой сюжет написана опера? (На сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и  Людмила».) Какими словами начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»? («У  лукоморья дуб зелёный…») Что такое лукоморье? (Морской залив.) С какого события начинается опера? (Со свадьбы Руслана и Людмилы.)Что происходит на свадебном пиру? (Злой волшебник Черномор похищает  Людмилу, а Руслан отправляется на её поиски.) Какие отрывки из оперы «Руслан и Людмила» композитора М. Глинки вы  сегодня слушали? Какой была эта музыка по характеру? Вопросы и задания: Каков характер Запева Баяна? Как вы думаете. Почему Запев звучит  неспешно и величаво? Звучание какого музыкального инструмента воспроизводится в оркестре? Как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный  образ «мёртвого поля»? Какой темп выбрал композитор? Какие использованы регистры? Какова динамика? В середине арии характер музыки резко меняется. С чем по­вашему, это  связано? Источник http://www.music­fantasy.ru/materials/dela­davno­minuvshih­dney