Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 3 классе на тему «Дела давно минувших дней…»
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 3 классе
Содержание:
Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
Знакомство с жанром арии.
Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал к уроку музыки на тему
«Дела давно минувших дней…»
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 3 классе
Содержание:
Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и
Людмила».
Знакомство с жанром арии.
Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение
состояний от мрачного до победного, решительного.
Музыкальный материал:
М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила»
(слушание);
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по
желанию педагога);
М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию
педагога);
Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение).
Характеристика видов деятельности:
Соотносить художественнообразное содержание музыкального произведения
с формой его воплощения.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при
анализе прослушанного произведения.
Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к
художественному образу.
Театры бывают разные. Чаще всего в театральных спектаклях участвуют
актёры, которые выходят на сцену, к зрителям и начинают говорить свойтекст, играть свои роли. Ещё все вы, наверное, знаете и любите кукольный
театр, где вместо живых людей представления дают куклы. Такой кукольный
театр каждый вечер приходит к вам в гости в телепередаче «Спокойной ночи,
малыши!».
А есть театр, в котором все спектакли поставлены с использованием музыки.
И актёры там не говорят, а поют и танцуют под музыку. Такой театр
называется музыкальным.
Какие виды музыкального представления вы знаете? (Опера и балет.)
Как называется музыкальный спектакль, во время которого все его участники
– актёры не говорят, а поют? (Опера.)
Как называют исполнителей вокальных партий? (Певцы.)
Кто ещё участвует в постановке настоящего оперного спектакля?
(Симфонический оркестр, хор.)
Да, такой спектакль называется красивым словом «опера». Часто сюжетом
оперы бывает сказка. Герои попадают то на дно моря, то в волшебный
сказочный лес, то в зачарованное царство…
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
Лукоморье… (Лукоморье – морской залив.) Музыкальный зал превратился в
берег моря. На берегу стоял могучий кряжистый дуб. Вода на море
волновалась, и брызги падали на медлительного серого кота, который,
позвякивая тяжелой золотой цепью, важно ходил вокруг дуба, мурлыча песню.
А среди густой листвы мелькнуло бледное лицо русалки. Вместо косы по
плечам у неё струились длинные зеленые водоросли, а на ресницах блестелине то капли воды, не то слезы... В чаще мелькнул невиданный зверь, который
оставлял свои следы на неведомой дорожке…
Как замечательно разговаривает с нами Александр Сергеевич Пушкин. Слова
он берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ становятся живой
волшебной картиной.
Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила». (Поэма – крупное
поэтическое произведение с развёрнутым сюжетом.)
Эта сказочная история стала сюжетом оперы Михаила Ивановича
Глинки «Руслан и Людмила».
Мы с вами оказываемся в древнем Киеве на свадебном пире в гостях у
легендарного князя Владимира. Он выдаёт свою дочь Людмилу замуж за
русского богатыря Руслана.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимирсолнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мёд из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и
Людмила»
Внимание всех гостей приковано к замечательному певцусказителю – Баяну.
Кто такой Баян?
Певец сказитель, старый седой мудрец, предсказатель, историк. В
пророческой песне вещий Баян предсказывает Руслану и Людмиле тяжёлые
испытания; но несчастья минуют, и «радости примета, дитя дождя и света,
вновь радуга взойдёт!»
Он поёт, аккомпанируя себе на гуслях – древнем русском народном
инструменте. Золотые струны своим звоном завораживают слушателей.
Спокойное движение, напевная мелодия и мерные переборы аккордов в
сопровождении передают в музыке сосредоточенность и торжественностьповествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется с
инструментальными отыгрышами.
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
Про славу русския земли,
Бряцайте, струны золотые.
Слушание: М. Глинка. Запев Баяна из оперы «Руслан и Людмила»
В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак. Раздаются удары
грома, все присутствующие внезапно погружаются в странное оцепенение:
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане.
Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.
Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.
Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Марш Черномора из оперы
«Руслан и Людмила»
Отважный Руслан отправляется на её поиски. Для того, чтобы найти
Людмилу, Руслану придётся встретиться и сразиться с врагами. На своём
пути он встретит злую волшебницу Наину и доброго Финна, встретится с
Головой богатыря…
Композитор М. Глинка рисует нам портрет богатыря Руслана. Этот князь
предстаёт перед нами сильным, мужественным, отважным, готовым на
подвиги.
… В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем
следы давно минувшей битвы. Горестные раздумья охватывают его:
Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами.
«О поле, поле,
Кто тебя усеял мёртвыми костями?»
Эти стихи легли в основу арии Руслана.Слушание: М. Глинка. Ария Руслана «О поле, поле…» из оперы «Руслан и
Людмила»
Ария – оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении
оркестра.
Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными.
Руслан понимает: только мужество и смелость помогут ему победить злых
врагов.
Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как
защитник земли русской от сил зла. Руслан побеждает врагов, освобождает
Людмилу от волшебных чар. И мы вновь в Киеве у князя Владимира на
свадебном пире.
За благом вслед идут печали,
Печаль же – радости залог!
Музыка перенесла нас в далёкое прошлое. Помогла нам прикоснуться к нашей
истории, богатырскому прошлому.
В этой опере композитор всех героев делит на добрых и злых. Для добрых и
благородных он сочинил прекрасную песенную музыку. К таким относятся
Руслан, Людмила, певецсказитель Баян. У этих персонажей музыкальная
тема распевная, с красивыми запоминающимися мелодиями. А со злыми
героями своей оперы композитор сыграл своеобразную музыкальную шутку –
он не дал им вокальных партий. Например, для одной такой героини – злой
волшебницы Наины – он сочинил музыку, которая почти вся поётся на одном
звуке. Для похитителя княжны Людмилы, злого волшебника Черномора,
Глинка вообще не создал вокальной музыки: все действия Черномора
передаёт только оркестровая музыка.
Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все поют.)
На какой сюжет написана опера? (На сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и
Людмила».)
Какими словами начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»? («У
лукоморья дуб зелёный…»)
Что такое лукоморье? (Морской залив.)
С какого события начинается опера? (Со свадьбы Руслана и Людмилы.)Что происходит на свадебном пиру? (Злой волшебник Черномор похищает
Людмилу, а Руслан отправляется на её поиски.)
Какие отрывки из оперы «Руслан и Людмила» композитора М. Глинки вы
сегодня слушали?
Какой была эта музыка по характеру?
Вопросы и задания:
Каков характер Запева Баяна? Как вы думаете. Почему Запев звучит
неспешно и величаво?
Звучание какого музыкального инструмента воспроизводится в оркестре?
Как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный
образ «мёртвого поля»? Какой темп выбрал композитор? Какие использованы
регистры? Какова динамика?
В середине арии характер музыки резко меняется. С чем повашему, это
связано?
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/deladavnominuvshihdney