Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 30
Тема урока: Деление. Задачи на деление.
Цель: Умение составлять, читать и записывать выражения – частные, решать задачи, раскрывающие смысл деления.
Задачи урока:
1. формировать у детей понятие о конкретном смысле действия деления (деление на равные части, деление по содержанию), познакомить с математической термино-логией, закрепить знания в конкретном смысле действия умножения, совершенствовать вычислительные навыки.
2. Закреплять мышление, речь, внимание.
3. Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Этапы и структура урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
2. Актуализация знаний
А сейчас начнем считать,
Выражения читать, сравнивать,
Преобразовывать, задачи умные решать.
1. Счет «цепочкой».
5 + 9- 8 + 9- 8 + 5- 6 + 7- 4= (9.) 75-25+ 16-40+ 14-33= (7.)
2. Вычислите, прочитав выражения.
60+ 16= 84-9= 54+17= 4•2= 2• 10 =
65 + 23= 56-8= 66- 18= 3•5= 10•3 =
При чтении выражений ученик должен использовать название ком¬понентов или название самого выражения. Например, «сумма чисел 60 и 16 равна 76», или «первое слагаемое 60, второе слагаемое 16, сумма 76» ит. д.
3. Замените сложением, сосчитайте.
6 ∙ 4= 8 ∙ 5 =
14 ∙ 3= 30 ∙ 2 =
4. Вставьте в «окошки» числа так, чтобы запись была верной.
6 + 6 + 6 = -3 18+ + =18-3
7 + 7 + 7 + 7>-4 3-<-4
- Прочитайте выражения по-разному: 45 + в, 78 - с, с + 45, с • 3, 5 • в.
- При решении логической задачи №8 важно побуждать уча¬щихся обосновывать свое решение, и только при затруднении проиллюстрировать решение наглядно.
- Используя числовой луч, считайте по 2, 3, 4 в прямом и об¬ратном порядке.
3. Практические действия с предметами
- Разделите поровну конфеты - 12, 15, 18, карандаши (дру¬гие предметы) между двумя, тремя учениками. По сколько по¬лучит каждый?
- Сколько детей получат конфеты, если в пакете 15 штук и каждому раздали по 5 штук?
Учитель: раздать предметы (яблоки, куби¬ки, тетради и т. д.) двум ученикам или разложить в две короб¬ки. Рассмотрим, как дети поделят 12 яблок между двумя уче-никами. Они могут брать по одному и раскладывать их, пока не раздадут все. Они могут на глаз разделить поровну и потом проверить пересчетом. Могут брать сначала по 2 или по 3 ябло¬ка и раздавать детям, пока не раздадут все. Результат окажется одним и тем же: 12 яблок разделили на 2 равные части.
Деление по содержанию проходит иначе. Например, если надо разложить 15 яблок по 5 в тарелки, дети отсчитают пер¬вые пять яблок и положат на одну тарелку, потом вторые пять яблок, затем третью часть.
4. Открытие нового знания
Надо рассмотреть рисунки и записи в учебнике. Вы¬полняя упражнение №1, дети рассматривают и знакомятся со смыслом деления на равные части. Выполняя упражнение №2, дети знакомятся с делением по содержанию и на части.
Нужно научить читать запись деления и познакомить детей с названием чисел при делении. Частное чисел 15 и 3 - это выраже¬ние, частное равно пяти - это результат или значение выражения. Делимое - число, которое делят, делитель - на которое делят.
5. Первичное закрепление
В упражнении №2 дети выполняют рисунок и читают полу¬ченные записи. Не обязательно требовать от детей чтения раз¬ных видов деления по-разному. Например, 8 разделить по 4 или 8 разделить на 4. Однако если ребенок правильно употребляет эти выражения, осознавая их смысл и разницу, то учитель не должен поправлять его и требовать прочитать иначе.
Записав выражения в упражнений №4, попросите детей про¬читать их по-разному. Например: частное чисел 8 и 4 или дели¬мое 8, делитель 2,8, деленное на 2.
Динамическая пауза
Решение задачи. Краткую запись задачи можно оформить так:
За 1 день - 3 платья.
За б дней - ? платьев.
Задачу учащиеся выполняют с комментированием у доски.
При решении задачи важно показать 2 способа оформле¬ния условия задачи: краткая запись и построение чертежа.
6. Самостоятельная работа.
Задание на измерение и построение отрезков можно предло¬жить для самостоятельной работы учащихся.
Для самостоятельной работы учащимся можно предложить решение уравнений
900 - х = 254 + 142
900 – х = 396
Х = 900 – 396
Х = 504 d - 254 = 452 – 121
d – 254 = 331
d = 331 + 254
d = 585 х - 180 = 250 + 50
х – 180 = 300
х = 300 + 180
х = 480
7. Д.з.
Домашнее задание стр.65№4.
8. Рефлексия
– Вам понравился урок?
– Чему вы сегодня научились на уроке?
– В своих тетрадях нарисуйте личико, которое отобразит ваше настроение. Если хорошее – то личико смеется, если плохое, то оно плачетТема урока: Деление. Задачи на деление.
Цель: Умение составлять, читать и записывать выражения – частные, решать задачи, раскрывающие смысл деления.
Дата «___»_______ ____ г
Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 30
Тема урока: Деление. Задачи на деление.
Цель: Умение составлять, читать и записывать выражения – частные, решать задачи,
раскрывающие смысл деления.
Задачи урока:
1
. формировать у детей понятие о конкретном смысле действия
деления (деление на равные части, деление по содержанию),
познакомить с математической терминологией, закрепить знания в
конкретном смысле действия умножения, совершенствовать
вычислительные навыки.
Закреплять мышление, речь, внимание.
Воспитывать познавательную активность, умение работать в
коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
2
.
3
.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Этапы и структура урока.
1
.
2
.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Мотивация.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Актуализация знаний
А сейчас начнем считать,
Выражения читать, сравнивать,
Преобразовывать, задачи умные решать.
1. Счет «цепочкой».
5 + 9- 8 + 9- 8 + 5- 6 + 7- 4= (9.) 75-25+ 16-40+ 14-33= (7.)
2. Вычислите, прочитав выражения.
60+ 16= 84-9= 54+17= 4·2= 2· 10 =
65 + 23= 56-8= 66- 18= 3·5= 10·3 =
При чтении выражений ученик должен использовать название ком-
понентов или название самого выражения. Например, «сумма чисел
60 и 16 равна 76», или «первое слагаемое 60, второе слагаемое 16,
сумма 76» ит. д.
3. Замените сложением, сосчитайте.
1- Сколько детей получат конфеты, если в пакете 15 штук и
6 ∙ 4= 8 ∙ 5 =
14 ∙ 3= 30 ∙ 2 =
4. Вставьте в «окошки» числа так, чтобы запись была верной.
6 + 6 + 6 = -3 18+ + =18-3
7 + 7 + 7 + 7>-4 3-<-4
- Прочитайте выражения по-разному: 45 + в, 78 - с, с + 45, с • 3, 5 •
в.
- При решении логической задачи №8 важно побуждать учащихся
обосновывать свое решение, и только при затруднении
проиллюстрировать решение наглядно.
- Используя числовой луч, считайте по 2, 3, 4 в прямом и обратном
порядке.
Практические действия с предметами
- Разделите поровну конфеты - 12, 15, 18, карандаши (другие
предметы) между двумя, тремя учениками. По сколько получит
каждый?
каждому раздали по 5 штук?
Учитель: раздать предметы (яблоки, кубики, тетради и т. д.) двум
ученикам или разложить в две коробки. Рассмотрим, как дети
поделят 12 яблок между двумя учениками. Они могут брать по
одному и раскладывать их, пока не раздадут все. Они могут на глаз
разделить поровну и потом проверить пересчетом. Могут брать
сначала по 2 или по 3 яблока и раздавать детям, пока не раздадут
все. Результат окажется одним и тем же: 12 яблок разделили на 2
равные части.
Деление по содержанию проходит иначе. Например, если надо
разложить 15 яблок по 5 в тарелки, дети отсчитают первые пять
яблок и положат на одну тарелку, потом вторые пять яблок, затем
третью часть.
Открытие нового знания
Надо рассмотреть рисунки и записи в учебнике. Выполняя
упражнение №1, дети рассматривают и знакомятся со смыслом
деления на равные части. Выполняя упражнение №2, дети
знакомятся с делением по содержанию и на части.
Нужно научить читать запись деления и познакомить детей с
названием чисел при делении. Частное чисел 15 и 3 - это выраже-
ние, частное равно пяти - это результат или значение выражения.
Делимое - число, которое делят, делитель - на которое делят.
Первичное закрепление
В упражнении №2 дети выполняют рисунок и читают полученные
записи. Не обязательно требовать от детей чтения разных видов
деления по-разному. Например, 8 разделить по 4 или 8 разделить на
4. Однако если ребенок правильно употребляет эти выражения,
осознавая их смысл и разницу, то учитель не должен поправлять
его и требовать прочитать иначе.
3
.
4
.
5
.
2Записав выражения в упражнений №4, попросите детей прочитать
их по-разному. Например: частное чисел 8 и 4 или делимое 8,
делитель 2,8, деленное на 2.
Динамическая пауза
Решение задачи. Краткую запись задачи можно оформить так:
За 1 день - 3 платья.
За б дней - ? платьев.
Задачу учащиеся выполняют с комментированием у доски.
При решении задачи важно показать 2 способа оформления условия
задачи: краткая запись и построение чертежа.
6
.
7
.
8
.
Самостоятельная работа.
Задание на измерение и построение отрезков можно предложить
для самостоятельной работы учащихся.
Для самостоятельной работы учащимся можно предложить решение
уравнений
900 - х = 254 + 142
900 – х = 396
Х = 900 – 396
Х = 504
d - 254 = 452 – 121
d – 254 = 331
d = 331 + 254
d = 585
х - 180 = 250 + 50
х – 180 = 300
х = 300 + 180
х = 480
Д.з.
Домашнее задание стр.65№4.
Рефлексия
– Вам понравился урок?
– Чему вы сегодня научились на уроке?
– В своих тетрадях нарисуйте личико, которое отобразит ваше
настроение. Если хорошее – то личико смеется, если плохое, то оно
плачет
3