Деловая игра "Грамматический марафон"
Оценка 4.8

Деловая игра "Грамматический марафон"

Оценка 4.8
Семинары
docx
26.10.2021
Деловая игра "Грамматический марафон"
Материал содержит методическую информацию для воспитателей по развитию у дошкольников грамматического строя речи. Здесь же рассматриваются эффективные методики, которые можно применить для формирования грамматики у детей - лэпбук и перфокарты. Данная форма работы с педагогами также содержит практикум.
Деловая игра Грамматический марафон.docx

Деловая игра «Грамматический марафон»

План работы:

1.    Значение развития грамматического строя речи для становления личности ребенка.

2.    Направления развития грамматического строя речи.

3.    Этапы формирования грамматического строя речи.

4.    Формы, методы  и приёмы развития грамматического строя речи.

5.    Эффективные технологии в речевом развитии дошкольников.

6.    Практикум для педагогов

7.    Коммуникативная игра для педагогов

8.    Подведение итогов.

 

- Здравствуйте, дорогие коллеги! Я рада приветствовать вас на «Грамматическом марафоне». И, как вы, наверное, поняли из названия, наша сегодняшняя встреча будет посвящена грамматическому строю речи дошкольников. Для начала, давайте вспомним, к какой образовательной области относится грамматический строй речи? (Ответы педагогов)

- Назовите, пожалуйста, все направления речевого развития (звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь (диалогическая и монологическая), развитие словаря).

Требования ФГОС ДО п.2.6 гласят: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества».

 «Процесс овладения грамматическим строем - зеркало интеллектуального развития ребенка» К.Д.Ушинский

   1. Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения.

   Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций.

   Овладение грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослым и детьми. Источники и факторы развития речи ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

Работа по развитию грамматического строя речи включает в себя три направления:

Синтаксис, морфологию и словообразование.

Давайте вспомним, на что направлено каждое из них.

Синтаксис -  (от греч. syntaxis – порядок, построение) – это раздел грамматики, который изучает законы организации связной речи, способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи (словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое, текст и др.), их строение, значение, функции.

Морфология - система грамматических значений слов, т.е. значений, связанных с принадлежностью к той или иной части речи и особенностью их изменения (по родам, числам, лицам, временам).

Словообразование – некоторые формы образования новых слов с помощью приставок (отзвук), суффиксов (грибок), соединения двух основ в одно слово (кове-самолет, платье-халат, ветеринарный врач – ветврач, туристический поход – турпоход), «склеивания» компонентов из целого словосочетания и др. (вперёд смотрящий – вперёдсмотрящий, сего дня – сегодня).

Овладение ребёнком грамматическим строем речи происходит постепенно. Вначале у ребёнка формируется фраза. Исходным пунктом является слово-предложение (1,3 – 1,8 г.). Первый шаг в развитии предложения состоит в объединении в одном предложении двух слов. В 2 – 2,6 года у ребенка появляются в речи простые нераспространенные предложения. В 3 года начинается развитие распространенного предложения. В 3-4 года — сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В 4-5 лет — предложения с однородными членами.

Возраст 6-7 лет — этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний.

   В детском саду мы с вами организуем специальную работу по формированию грамматического строя речи у детей в рамках занятий по речевому развитию, а также в самостоятельной и совместной деятельности.

Занятие — эффективная, чётко спланированная форма обучения родному языку. Эффективность обучения зависит от содержания применяемых методов и стиля общения педагога с детьми. Систематические речевые занятия приучают детей к работе с языковой информацией, воспитывают интерес к решению проблемных речевых задач..

Эффективно работают такие методы как: дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать:

-образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Образец. Образец используется на первоначальном этапе обучения. Детям предлагается поучиться правильно говорить слова, запоминая их: снять (что?) - пальто, но раздеть (кого?) - куклу, надеть (что?) - шапку, но одеть (кого?) - мальчика.

Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие «упрямые» слова, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

 Сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Практика речевого общения - важнейшее условие формирования грамматических навыков.

 

В прошлом году мы с вами очень подробно разбирали на семинаре использование дидактических игр по развитию речи. Сегодня мне хочется рассказать об использовании двух очень эффективных методах которые хорошо вам  знакомы, но мало используются в работе.

Первый – это наглядно-практический метод обучения - моделирование. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят. скрытые свойства и связи того или иного объекта.

 - наглядное моделирование вызывает у детей интерес;

-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Перфокарта –это индивидуальная карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Внутри перфокарты вставляется чистый лист бумаги для выполнения задания.

Преимущество перфокарт состоит в возможности их многократного использования. Стоит только поменять лист бумаги, и задание может выполнять уже другой ребенок. А если перфокарту заламинировать, то она будет служить долгие годы.

В чем заключается  практическая ценность использования перфокарт? В том, что данные дидактические пособия  (перфокарты)  учитывают современные педагогические технологии, способствуют активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.

Индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены на развитие логического мышления, умение рассуждать. Они позволяют формировать важные качества личности – самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.

Перфокарты используются начиная со средней группы. Их можно использовать как на занятиях, так и в совместной и индивидуальной работе с детьми.

Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала. Очень эффективны перфокарты для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.

Второй метод - это технология «Лэпбук», который представляет собой книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук может быть посвящён любому направлению развития ребёнка, в том числе и развитию речи.

Зачем нужен лэпбук?

1. Он помогает ребенку лучше понять и запомнить материал, особенно если ребенок визуал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая тот материал, которым вы его наполнили.

3. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в малых подгруппах.

4. Лэпбук можно использовать с раннего возраста.

Для ребёнка лэпбук – это своеобразный «секретик». Помните, как в детстве, когда мы под стёклышко клали красивый фантик и закапывали его, а потом, раскопав, радовались ему. Вот так и здесь. Кармашки, дверки, окошечки и мини-книжечки лэпбука – это своеобразные секретики. Лэпбук собирают вместе  педагог с детьми. Склеивают его отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы. Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ книги и раздаточного материла, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – а это хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Чем можно наполнить лэпбук?

1.    Дидактическое упражнение

2.    Схема для составления предложения или рассказа

3.    Буквенный конструктор

4.    Можно приклеить маленькое безопасное зеркало

5.    Артикуляционная гимнастика

6.    Пальчиковая гимнастика

7.    Материал для выполнения дыхательной гимнастики

8.    Звуковые дорожки

9.    Сюжетные картинки

10. Картинки с фабульным развитием

11. Чистоговорки

12. Перфокарты

13. Иллюстрированные стихи для заучивания

14. Мнемотаблицы


Практикум.  Спланируйте в соответствии со своей возрастной группой наполнение лэпбука и создайте на бумаге его эскиз.

Презентация эскизов лэпбука воспитателями.

Своевременное формирование грамматического компонента языковой системы ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, в проявлении важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций

Подлинное завоевание грамматики ребенком происходит тогда, когда он начинает свободно использовать весь арсенал грамматических средств в расширяющихся сферах общения со взрослыми и детьми: в детском саду, в семье, во дворе, в парке, театре и пр.

 

Ну и напоследок, мне хочется еще раз вам показать, как важна речь для коммуникации человека. Я предлагаю вам сыграть в игру.

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия животных. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного", кивать в ответ, повторять те же жесты, что и ваш «собеседник». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, ведущий спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Ну как, сложно было без слов найти себе пару? Я думаю, что с помощью этой игры  мы не только получили удовольствие, но и убедились в том, что без речи трудно понять друг друга.

Наш «Грамматический марафон» подошел к концу, и я желаю вам, чтобы с вашем помощью дети освоили премудрости грамматики, а вам желаю правильной и грамотной речи, которая является образцом для каждого малыша.

 


 

Деловая игра «Грамматический марафон»

Деловая игра «Грамматический марафон»

Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций

Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций

В 3-4 года — сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

В 3-4 года — сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон)

Сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон)

Перфокарты используются начиная со средней группы

Перфокарты используются начиная со средней группы

Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей

Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей

Ну и напоследок, мне хочется еще раз вам показать, как важна речь для коммуникации человека

Ну и напоследок, мне хочется еще раз вам показать, как важна речь для коммуникации человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2021