Структура урока - деловой игры: состоит из нескольких этапов.
- знакомство с профессией строителя;
- построение модели производственного предприятия;
- решение производственной проблемы с применением математических знаний.
Основная цель деловой игры состоит в создании реальной производственной ситуации и применении полученных знаний на практике при решении практико - ориентированных заданий.
Деловая игра на уроке математики
Тема: «Площади многоугольников» (8 класс)
Попкова Т.И, учитель математики
Цель урока: усвоение учащимися формул для вычисления площадей параллелограмма,
треугольника, трапеции и применение полученных знаний при решении практических задач;
развитие навыков самоконтроля.
Воспитательная цель: знакомство учащихся с одной из наиболее распространенных
строительных профессий – столяра; воспитание воли и настойчивости для достижения конечных
результатов при решении практических задач;
Оборудование урока: ТСО, модели плоских фигур, таблицы с формулами площадей
многоугольников, дидактический раздаточный материал, детали паркетной доски (прямоугольный
треугольник, параллелограмм, равнобедренная трапеция ).
Структура урока – деловой игры:
знакомство с профессией строителя;
построение имитационной модели производственного объекта;
постановка главной задачи бригадам и определение их роли в производстве;
создание игровой проблемной ситуации;
овладение необходимым теоретическим материалом;
решение производственной задачи на основании математических знаний;
проверка результатов (коррекция при необходимости);
итоги работы (анализ, оценка результатов).
Ход урока
Первый этап.
Знакомство с профессией строителя
Умение обращаться с деревом исстари почиталось в нашем народе. Со времен Киевской Руси
знали русские плотники многие инструменты: тесла, пилы, долота, топоры. Но основным
инструментом был топор. Владели своим инструментом русские плотники виртуозно, потому и
могли создавать такие чудеса, как церкви острова Кижи, признанные во всем мире шедеврами
зодчества. (Вниманию учащихся предлагается фотография храмового комплекса в Кижах) Этот
архитектурный ансамбль был выполнен мастерами плотниками без единого гвоздя одними
топорами.
Время идет, а потребность в умелых плотниках и столярах сегодня все так же высока.
Строительное производство сегодня – это механизированный процесс сборки зданий и
сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр
работает в строительно – монтажных мастерских, на деревообрабатывающих предприятиях.
Он выполняет различные операции на станка. На круглопильных – раскрой пиломатериалов, на
фуговальных – строгание, на шипорезных выдалбливание гнезд у заготовок.
Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки,
производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель. Выполнение
такой работы не возможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих
станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи.
Профессия строителя требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии,
рисования, черчения.Второй этап.
Постановка задачи.
Основная идея деловой игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в
которой учащиеся, поставив себя на место строителя, смогут увидеть и оценить значение
математических знаний на производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим
материалом и применить полученные знания на практике.
Сегодня на уроке все учащиеся выступают в роли строителей. Требуется выполнить работу по
настилке полов в строящемся жилом доме.
Предлагается выполнить настилку паркетного пола в комнате размером 5,75 х 6м. Паркетные
плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобедренных
трапеций. Образцы плиток представлены учащимся в натуральном размере.
Правила игры: учащиеся разбиваются на две бригады.
Первая бригада – столяры. Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком
количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток. Плиток в форме
параллелограммов и трапеций – одинаковое количество, число треугольных плиток было
минимальным.
Вторая бригада – паркетчики. Необходимо рассчитать количество плиток для покрытия пола
паркетом.
Побеждает в игре та бригада, которая первой выполнит правильный расчет.
Третий этап
Изучение необходимого теоретического материала.
Учащиеся приступают к работе с учебником, необходимо знать формулы для вычисления площадей
вышеуказанных фигур. Внутри каждой бригады разрешаются взаимоконсультации. Учащиеся
выполняют практическую работу с плоскими фигурами, ведут записи в тетрадях.
Проводится проверка готовности бригад. С этой целью каждой команде предлагаются вопросы.
При ответах учащиеся опираются на таблицу с формулами вычисления площадей.
Четвертый этап
Решение производственной задачи.
Это самый ответственный этап игры. Происходит процесс применения знаний на практике,
вычисляются площади плоских фигур, производятся расчеты .
Бригады приступают к практическим вычислениям. Сначала учащиеся выполняют необходимые
измерения деталей паркета. Определены размеры:
треугольник (катеты 20 см. и 15 см.);
параллелограмм (высота 20 см, сторона – 35 см.);
трапеция (высота 20 см., основания 50 см. и 20 см.).
Паркет укладывается в ряды. Треугольников в одном ряду всего два – по краям.
Параллелограммы и трапеции чередуются. Подсчеты показывают , что в одном ряду по ширине
укладываются по два треугольника и по восемь параллелограммов и трапеций. Площадь одной
полосы (одного ряда) шириной 20см. и длиной 575 см. равна 11500 см 2 .
Вычислим площадь двух треугольников – 300 см 2 , площадь параллелограмма и площадь
трапеции – 700 см 2 .Подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине комнаты помещаются по восемь
параллелограммов и трапеций: (11500 – 300) : 700 = 16.
Таких рядов по длине комнаты поместится 600 : 20 = 30.
Вывод: Для настилки паркетного пола в комнате потребуется 60 треугольников и по 240
параллелограммов и трапеций.
Пятый этап игры
Проверка результатов.
Бригады проверяют правильность решения задачи. Площадь комнаты – площадь прямоугольника:
575 х 600 =345000 см 2 ., площадь одной полосы 575 х 20 = 11500 см 2 ., а таких полос 30, поэтому
11500 х 30 = 345000 см 2 . – площадь паркетного пола.
Шестой этап игры
Итоги работы.
На заключительном этапе игры учитель проверяет, насколько глубоко усвоили ученики материал.
Каждой команде предлагаются контрольные вопросы:
по какому принципу укладывали паркетные плитки в один ряд?
как проводились вычисления площади одного ряда плиток?
В заключение подводятся результаты игры, команды получают определенное количество баллов.