Деловая игра на уроке математике на тему "Площади многоугольников"(8 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Структура урока - деловой игры: состоит из нескольких этапов. - знакомство с профессией строителя; - построение модели производственного предприятия; - решение производственной проблемы с применением математических знаний. Основная цель деловой игры состоит в создании реальной производственной ситуации и применении полученных знаний на практике при решении практико - ориентированных заданий.
Иконка файла материала Статья Деловая игра на уроке математики 266-396-788.doc
Деловая игра на уроке математики Тема: «Площади многоугольников» (8 класс) Попкова Т.И, учитель математики     Цель урока:  усвоение  учащимися  формул  для  вычисления  площадей   параллелограмма,   треугольника,  трапеции   и   применение   полученных  знаний   при  решении практических задач;  развитие  навыков  самоконтроля.     Воспитательная цель:  знакомство учащихся с одной из наиболее распространенных  строительных профессий – столяра; воспитание воли и настойчивости для достижения конечных  результатов при решении практических задач;     Оборудование урока:  ТСО, модели плоских фигур, таблицы с формулами площадей  многоугольников, дидактический раздаточный материал, детали паркетной доски (прямоугольный  треугольник, параллелограмм, равнобедренная трапеция ).     Структура урока – деловой игры:  ­ знакомство с профессией строителя;  ­ построение  имитационной   модели   производственного   объекта;       ­ постановка  главной  задачи бригадам и определение их роли в производстве; ­ создание игровой проблемной ситуации; ­ овладение необходимым теоретическим материалом; ­ решение производственной задачи на основании математических знаний; ­ проверка результатов (коррекция при необходимости); ­ итоги работы (анализ, оценка результатов). Ход урока     Первый этап.                                                                                                                                            Знакомство с профессией строителя      Умение обращаться с деревом исстари почиталось в нашем народе. Со времен Киевской Руси  знали русские плотники многие инструменты: тесла,  пилы,  долота, топоры. Но основным   инструментом  был  топор.  Владели  своим инструментом русские плотники виртуозно, потому и  могли создавать такие чудеса, как церкви острова Кижи, признанные во всем мире шедеврами  зодчества. (Вниманию  учащихся  предлагается  фотография  храмового комплекса в Кижах) Этот  архитектурный ансамбль был выполнен мастерами ­ плотниками без единого гвоздя  одними   топорами.     Время идет, а потребность в умелых плотниках и столярах сегодня все так же высока.  Строительное производство сегодня – это механизированный процесс  сборки  зданий  и   сооружений  из  крупноразмерных  деталей, изготовленных  заводским  способом.   Столяр     работает  в  строительно – монтажных  мастерских,  на  деревообрабатывающих    предприятиях.      Он  выполняет  различные  операции  на   станка. На  круглопильных –  раскрой пиломатериалов, на фуговальных – строгание, на  шипорезных ­ выдалбливание гнезд у заготовок.      Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки,   производит  настилку  дощатых  и  паркетных  полов, монтирует встроенную мебель. Выполнение  такой работы не возможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих  станков, знания технологии  и  организации  строительного  производства,  умения  читать чертежи. Профессия  строителя требует  объемного  воображения,  хорошего глазомера, знания  геометрии,  рисования,  черчения.Второй этап. Постановка задачи.     Основная  идея  деловой  игры  состоит  в  том,  чтобы  создать производственную ситуацию, в  которой учащиеся, поставив себя на место строителя, смогут увидеть и оценить значение  математических знаний на производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим  материалом и применить полученные знания на практике.     Сегодня на уроке все учащиеся выступают в роли строителей. Требуется выполнить работу по  настилке полов в строящемся жилом доме. Предлагается  выполнить  настилку  паркетного  пола  в комнате  размером 5,75 х 6м. Паркетные  плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобедренных  трапеций. Образцы плиток представлены учащимся в натуральном размере.      Правила игры: учащиеся разбиваются на две бригады.     Первая бригада – столяры. Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком  количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток. Плиток в форме  параллелограммов и трапеций – одинаковое количество, число треугольных плиток было  минимальным.     Вторая бригада – паркетчики. Необходимо рассчитать количество плиток для покрытия пола  паркетом.      Побеждает в игре та бригада, которая первой выполнит правильный расчет.            Третий этап Изучение необходимого теоретического материала. Учащиеся приступают к работе с учебником, необходимо знать формулы для вычисления площадей вышеуказанных фигур. Внутри каждой бригады разрешаются взаимоконсультации. Учащиеся  выполняют практическую работу с плоскими фигурами, ведут записи в тетрадях.     Проводится проверка готовности бригад. С этой целью каждой команде предлагаются  вопросы.  При ответах учащиеся опираются на таблицу с формулами вычисления площадей.             Четвертый этап  Решение производственной задачи. Это самый ответственный этап игры. Происходит процесс применения знаний на практике,  вычисляются площади плоских фигур, производятся расчеты .      Бригады приступают к практическим вычислениям. Сначала учащиеся выполняют  необходимые измерения  деталей паркета. Определены размеры:  ­ треугольник (катеты ­ 20 см. и 15 см.); ­ параллелограмм (высота ­ 20 см, сторона – 35 см.); ­ трапеция (высота ­ 20 см., основания ­ 50 см. и 20 см.).   Паркет укладывается в ряды. Треугольников в одном ряду всего два – по краям.  Параллелограммы и трапеции чередуются. Подсчеты показывают , что в одном ряду по ширине  укладываются по два треугольника и по восемь параллелограммов и трапеций. Площадь одной  полосы (одного ряда) шириной 20см. и длиной  575 см.  равна 11500 см 2 .     Вычислим площадь двух треугольников – 300 см 2 , площадь параллелограмма  и  площадь  трапеции – 700 см 2 .Подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине комнаты помещаются по восемь  параллелограммов и трапеций: (11500 – 300) : 700 = 16.  Таких рядов по длине комнаты поместится  600 : 20 = 30.    Вывод: Для настилки паркетного пола в комнате потребуется 60 треугольников и по 240  параллелограммов и трапеций.            Пятый этап игры Проверка результатов. Бригады проверяют правильность решения задачи. Площадь комнаты – площадь прямоугольника:  575 х 600 =345000 см 2 ., площадь одной полосы 575 х 20 = 11500 см 2 ., а таких полос 30, поэтому  11500 х 30 = 345000 см 2 . – площадь паркетного пола.           Шестой этап игры Итоги работы.  На заключительном этапе игры учитель проверяет, насколько глубоко усвоили ученики материал.  Каждой команде предлагаются  контрольные вопросы:  ­ по какому принципу укладывали паркетные плитки в один ряд?  ­ как проводились вычисления площади одного ряда плиток?    В заключение подводятся результаты игры, команды получают определенное количество баллов.