Демографическая ситуация в современной России

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок обществознания «Демографическая ситуация в России» проводился в рамках изучения раздела «Проблемы социально-политической и духовной жизни».Демографическая ситуация в современной России Цели урока: Образовательные: • формирование понятий об основных тенденциях развития семьи в современной России; • определение факторов, влияющих на общие демографические процессы; • формирование умений анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы Развивающие: • развитие коммуникативной компетенции обучающихся Воспитательные: • формирование активной гражданской позиции обучающихся, привитие интереса к настоящему и будущему страны, родного края
Иконка файла материала конспект.docx
Демографическая ситуация в современной России Цели урока:    Образовательные:  формирование понятий об основных тенденциях развития семьи в современной России; определение факторов, влияющих на общие демографические процессы;   формирование умений анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы Развивающие:  развитие коммуникативной компетенции обучающихся Воспитательные:  формирование активной гражданской позиции обучающихся, привитие интереса к настоящему и будущему страны, родного края Оборудование урока:     Компьютер, проектор, интерактивная доска Ноутбуки Компьютерная презентация по теме урока. Буклет Ход урока: I. Этап актуализации знаний. (Звучит заставка. Слайд 1) Учитель: Здравствуйте. Приветствую всех на ток-шоу «точка зрения» с вами его ведущий Владимир Аркадьевич, учитель истории и обществознания Панаевской школы-интерната. Сегодняшний разговор мне хочется начать с небольшого куплета из песни, очень популярной в 80-е годы 20 века. Ваша задача - определить, какая важная социальная проблема нашла отражение в этой песне. Звучит песня А. Тихановича и Я. Поплавской «У меня сестренки нет». Обучающиеся: модно иметь одного ребенка в семье…Учитель: Верно, ребята. Песня красноречиво отражает новую тенденцию того времени– в семье достаточно иметь одного ребенка. С того момента прошло более 20 лет, изменилась ли демографическая ситуация в России за эти годы Слайд2 Сегодня в течение нашей передачи, мы попытаемся ответить на этот вопрос. Тема нашего обсуждения «Демографическая ситуация в России» (слайд 3) Слайд 4 Цель – выявить факторы влияющие на демографическую ситуацию в России, проанализировать и систематизировать представленный материал и сформулировать собственные выводы и ответить на поставленный вопрос - изменилась ли демографическая ситуация в России за последние 20 лет 1 блок – аналитический. Слайд 5 2-Учитель: Демографическая ситуация характеризуется составом факторов, которые влияют на её состояние. Перед вами перечень таких демографических факторов. Предлагаю выйти и перенести в левый сектор те, которые по вашему мнению относятся к ситуации в России. Работа со слайдом 6 Учитель: совершенно верно. Как можно назвать демографическую ситуацию, основные факторы которой представлены низкой рождаемостью, высокой смертностью, изменением гендерного состава? Дети: демографическим кризисом Учитель. Верно. Обратите внимание на определение. Слайд 7 (один учащийся зачитывает определение со слайда) Теперь давайте проанализируем статистические данные и попробуем доказать так ли это на самом деле. Учитель: В ваших ноутбуках находятся данные переписи населения 1989 и 2010 года. Слайд 8 3Информация оформлена в виде разных диаграмм – гистограмм, графика, пирамиды. Ваша задача в своем ноутбуке проанализировать данный материал и сделать по нему вывод, затем озвучить всем нам. Те участники, которые на своем месте нашли эмблему нашего ток – шоу, прошу выйти ко мне. Вам предстоит творческая групповая работа в нашей мини-лаборатории. Из предложенного материала вам необходимо изготовить рекламный коллаж и защитить свою работу. Давайте посмотрим какие тенденции имела демографическая ситуация за последние 20 лет. 1. Слайд 9 Из диаграммы видно, что за период с 1989 года по 2010 год произошло уменьшение количества граждан вступающих в брак на 1%, также уменьшилось на 0.9% количество граждан не состоящих в браке. Третий показатель говорит о том, что количество разведенных граждан наоборот увеличилось на 0.4.%. В общем можно сказать, что на сегодняшний день граждане России реже вступают в брак и чаще разводятся в сравнении с данными 1989 года 2. По данным переписи 2010 г. число супружеских пар составило 33 миллиона (в 2002 г. – 34 млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. – 3,3 миллиона, или 9,7%). Вывод: 43. Слайд На 1000 мужчин в 2010 г. приходилось 1163 женщины, в 2002 г.– 1147. Вывод: 4. Среднее число новорожденных детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. – 1350), а в селе – 1876 (в 2002 г. – 1993). Вывод: 5. Слайд Из общей численности женщин в возрасте 15 лет и более, родивших детей, первого ребенка родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет – 54%, в возрасте 25-29 лет – 19%, в возрасте 30-34 лет – 5,3%, в возрасте 35 лет и более – 1,9% женщин. Вывод: увеличивается возраст родителей на момент рождения первого ребенка, главная причина – стремление добиться материального благополучия. Меньше стало детей в семье. Назовите основные мотивы разводов – алкоголизм, наркомания, конфликты, скандалы, плохие отношения с родственниками супруга, измена, физическая несовместимость. Но эти мотивы говорят только об отсутствии у супругов социально-психологической подготовки к браку, все эти проблемы грамотные люди могут разрешить. Как же в целом изменилась демографическая ситуация в России? Какие тенденции наблюдаются? Что наблюдается: ухудшение или улучшение ситуации? Ответ учащихся: ситуация улучшилась по …(ухудшилась по …). Сложилось достаточно тревожная ситуация ….. Итак, ребята, вы сделали правильные выводы. Молодцы! Мы с вами проанализировали демографическую ситуацию по России в целом. Какова же ситуация в нашем округе? Учитель: Слайд Анализируя таблицу «Рождаемость, смертность и естественный прирост в Ямало-Ненецком автономном округе» можно прийти к следующему выводу: демографическая ситуация в ЯНАО за последние восемь лет характеризуется устойчивым естественным приростом. Этот факт объясняется высокими показателями рождаемости в целом по округу, и особенно в сельской местности, в местах традиционного проживания коренного населения. Слайд Самый высокий уровень рождаемости зарегистрирован в Ямальском, Тазовском, Шурышкарском районах и в городе Салехард. Слайд Коэффициент зарегистрированных браков в автономном округе в 1 полугодии 2013 года составил 8,9‰, что ниже показателя за аналогичный период 2012 года на 1,1% (1 полугодие 2012 года – 9,0‰). Вместе с тем, коэффициент брачности населения в автономном округе выше, чем показатель по Уральскому Федеральному округу на 18,7% (показатель составил – 7,5‰) и в целом по России на 30,9% (показатель составил – 6,8‰). Таким образом, по сравнению с Федеральными показателями в нашем округе сложилась достаточно благоприятная ситуация. 5Более подробную информацию о демографической ситуации в ЯНАО вы можете найти на моем личном сайте на ns-портале. Адрес находится в ваших буклетах. А теперь предлагаю вашему вниманию выступление президента РФ В.В. Путина по вопросам демографии. По окончании просмотра необходимо ответить на вопрос: к чему призывает В.В. Путин? Видео Учитель (по окончанию просмотра): Так к чему же призывает Путин? Ответ учащегося: Путин призывает к повышению уровня рождаемости в России в целом. Учитель: Верно. Как говорит Путин, рождение в семье двух детей может обеспечить лишь простое воспроизводство населения, в то время как стране необходимо для выправления сложившейся ситуации воспроизводство расширенное, т.е. рождение в семьях 3 – 4 детей. Заставка слайд Уважаемые участники ток-шоу! Мы переходим к следующему раунду – «Точка зрения». Вначале я попрошу двух участников от каждого ряда пройти в лабораторную зону. Ребята, ваша задача - составить коллаж из представленных материалов. После окончания дискуссии вы должны защитить свой коллаж. Тему коллажа найдете в файлах. Слайд Всем остальным ребятам предлагаю принять участие в дискуссии на тему: "Многодетные семьи: «за» или «против». Помните припев нашей песни? Что же будет на земле Через сто ближайших лет, Если мода на детей Совсем пройдет? - А есть ли мода на детей в наше время? Хорошо ли ребёнку в многодетной семье? Я предлагаю вам прослушать два аргумента «за» и «против». Кто выберет позицию «за», прошу пройти за «зеленый» сектор, а кто «против» – за «красный» (От каждого ряда выходят по одному представителю, читают аргументы за или против) «ПРОТИВ» 6В семье, где всего 1-2 ребенка, родители имеют возможность внимательно относиться к любому детскому проявлению и реагировать на него соответствующе. В многодетной же семье - почти постоянная невозможность выкроить отдельное время для общения с каждым ребенком с глазу на глаз, а детям для нормального развития абсолютно необходимо пристальное внимание родителей. «ЗА» В многодетной семье у ребенка больше шансов вырасти социально адаптированным человеком. В семье с тремя и более детьми все дети воспитываются в условиях взаимоподдержки, взаимовыручки, взаимопонимания, заботы старших детей о младших. Как правило, в многодетных семьях дети очень дружны между собой. Родители в таких семьях могут не беспокоиться об одинокой старости. (Дискуссия) Вывод: Обычно многодетные родители не могут ответить на вопрос: "Зачем вам столько?" Можно услышать слова про веру, традиции, про принципы воспитания. Но, вероятно, ближе всего к истине такой ответ: "Просто мы любим детей". Я сам вырос в многодетной семье. И все мы благополучно себя реализовали. В данный момент я воспитываю двух сыновей и уже задумываюсь о третьем, т.е. моя позиция «ЗА». Я не навязываю свою точку зрения, только хочу сказать, что дети для родителей и семья – это счастье, надежда и опора в жизни. Заставка А сейчас мы переходим в лабораторную зону и посмотрим, какие коллажи подготовили нам ребята. (Защита коллажа)Спасибо, ребята! Эти коллажи вы можете разместить на информационных стендах и таким образом вы внесете личный вклад в пропаганду многодетной семьи. - Спасибо всем за работу, вы все молодцы. Оценивание: индивидуальная работа, дискуссия, защита коллажа. Рефлексия. А теперь, я предлагаю вам написать «письмо в будущее». У каждого на столе лежит шаблон, ваша задача - вписать свои представления о будущем. Это письмо мы положим в «капсулу времени» и передадим в музей школы. И через 10-15 лет, собравшись на вечере встречи выпускников, вы сможете открыть эту капсулу и посмотреть, сбылись ли ваши представления. (Звучит песня «Гимн семье) Слайд Домашнее задание: 71. Написать эссе «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет» Джон Голсуорси 2. «Что огорчило бы молодежь 1967 года, если она оказалась в нашем времени?» «Письмо молодежи 2017-го» «Мы знаем, что вы будете жить лучше нас, совершите подвиги в мировой галактике и сделаете прекрасной нашу землю. Мы немножко завидуем вам, встречающим столетний юбилей Советской Родины. Мы верим, что вы будете жить в Коммунистической земле, где в каждой семье более 5 детей и все учатся и работают на благо Родины. Но знаем, что и вы позавидуете нам, нашему беспокойному поколению. У нас ясная цель, прекрасное будущее, много дел. Есть где приложить руки, ум, сердце, энергию. И в этом наше счастье». 8