ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
23.03.2018
Автором представлен опыт работы с детьми с ограниченными возможностями и их семьями.
Рассмотрены мероприятия, среди которых такие как:
Патронаж;
Консультативная помощь;
Совместное участие со здоровыми детьми в культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах;
Совместные тренинги;
Совместные детско-родительские массовые мероприятия.
Рассмотренные мероприятия социально-педагогической работы с детьми-инвалидами являются целостными технологиями и для достижения эффективного результата должны применяться в комплексе.
Постельникова.doc
ДЕТИИНВАЛИДЫ.
ОПЫТ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Постельникова Н.Ф.
Муниципальное образовательное учреждение Лицей №2 (г. Саратов)
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости
родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие
культуры здорового образа жизни, ряд переменных социальнопедагогических и
медицинских проблем способствуют увеличению числа детейинвалидов, делая эту
группу особенно актуальной [Саврасов Е.Г., 2003].
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее
время составляет 1,6 млн. человек (4,5% от общего количества детей) [Белявский
Б.В., http://perspectivainva.ru], из них 593 тыс. имеют инвалидность [Российский
статистический ежегодник. 2009]. Изучение возрастного состава детейинвалидов
показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10 – 14 лет (47%);
на втором месте – дети 5 – 9 лет (29%); на третьем – дети в возрасте 0 – 4 года (14%).
Дети от 15 до 18 лет составляют 10% [Государственный доклад “О положении детей в
Российской Федерации. 2008 год”]. Увеличение численности детейинвалидов до 14
лет происходит по мере выявления у них заболеваний, приводящих к ограниченным
возможностям. Уменьшение их численности в возрасте 15 лет и старше можно
объяснить тем, что при оформлении инвалидности используются уже более жесткие
критерии.
В нашей стране остроту проблемы придает и то, что до 1917 года система
оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до девяностых
годов двадцатого века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных
домахинтернатах изолировано от общества. Но сегодня ситуация постепенно
меняется и многие специалисты, в том числе социальные педагоги, работают над
разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами.
Сегодня можно услышать такое понятие как «инклюзивное образование», т.е.
совместное обучение здоровых детей и детейинвалидов. Практики инклюзивного
1 образования все чаще встречаются в общеобразовательных школах. Так, в Саратовской
области проживают 5985 детейинвалидов школьного возраста, из которых 2850
обучаются в системе общего образования [Зайцев Д.В., 2003].
В нашем лицее совместно со здоровыми детьми обучается девять детей
инвалидов, официально стоящих на учете, по неофициальным данным в 1,5 раза больше.
Так, с данной категорией детей в нашем лицее проводиться ряд социально
педагогических мероприятий, среди которых следующие формы и методы:
Патронаж;
Консультативная помощь;
Совместное участие со здоровыми детьми в культурноразвлекательных
мероприятиях, конкурсах;
Совместные тренинги;
Совместные детскородительские массовые мероприятия.
Одной из ведущих
форм социальнопедагогической работы является
патронаж. Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников
Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную
деятельность, которая позволяет инвалидам, семьям и общинам идентифицировать
личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное
воздействие [М.Т.Р.С.П., 2002]. Патронаж дает возможность наблюдать ребенка и его
семью в естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем
лежит на поверхности. Так, патронаж – одна из форм работы социального педагога,
позволяющая установить и поддерживать связь с ребенком, имеющим ограниченные
возможности, его семьей и тем самым своевременно выявлять проблемные ситуации,
оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социальнопедагогическую
деятельность более эффективной. Все дети с ограниченными возможностями,
находящиеся на патронаже обеспечиваются:
Бесплатными льготными
проездными билетами в городском и
пригородном транспорте;
Горячим дотационным питанием;
Подарками к 1 сентября и Новому году;
Учебниками из фонда школьной библиотеки.
2 Следующий метод социально – педагогической работы это метод
консультативной помощи. Консультативная помощь в нашем лицее оказывается по
нескольким направлениям, которые подготовлены в соответствии с теми трудностями
и проблемами, с которыми ежедневно сталкиваются детиинвалиды и их семьи. Среди
основных направлений можно выделить следующие:
Консультации по социальноправовым вопросам;
Консультации по вопросам социальной защиты и социального
обеспечения;
Консультации по вопросам обучения.
В нашем лицее используется еще и такая социальнопедагогическая форма
работы с детьми с ограниченными возможностями как совместное участие со
здоровыми детьми в культурноразвлекательных мероприятиях, конкурсах.
Ежегодно дети принимают участие в школьном конкурсе «Театр моды», в
фотоконкурсе «Моя семья», конкурсе рисунков «Права ребенка в XXI веке», а также
школьных, городских, областных, Всероссийских конкурсах и конференциях. Дети
инвалиды со здоровыми детьми посещают открытые массовые мероприятия, походы в
театры и цирк.
Еще одной социальнопедагогической формой работы с детьми с
ограниченными возможностями являются групповые методы работы – тренинги. В
нашем лицее особенно распространены и активно используются социально
психологические и образовательные тренинги.
Еще одним методом социальнопедагогической работы с детьмиинвалидами и
их семьями является организация совместных детскородительских массовых
мероприятий. Целью данных совместных занятий является укрепление семейных
связей между родителями и детьми.
Рассмотренные в статье методы социальнопедагогической работы с детьми
инвалидами являются целостными технологиями и для достижения эффективного
результата должны применяться в комплексе.
3 Список литературы
1. Белявский Б.В. Состояние и перспективы развития образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / Управление
федерального имущества и развития материальнотехнической базы
Федерального агентства по образованию см. сайт: http://perspectivainva.ru
2. Государственный доклад “О положении детей в Российской Федерации. 2008
год”. Министерство труда и социального развития РФ. Москва 2008.
3. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка
с ограниченными возможностями. – М., 1996.
4. Зайцев Д.В.
Интегрированное образование детей с ограниченными
возможностями // Социологические исследования. 2004. № 7
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
6. М.Т.Р.С.П.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А.
Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. –
М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г.
N 1756р
8. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. – М., 2005.
9. Саврасов Е.Г. Дети – инвалиды в Российской Федерации//Социальная работа.
2003. №1
10. Селевко Т.К., Селевко Л.Г. Социальновоспитательные технологии // Народное
образование. – 2002. №4
11. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, А.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. –
2е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.