ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Оценка 4.7

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
23.03.2018
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Автором представлен опыт работы с детьми с ограниченными возможностями и их семьями. Рассмотрены мероприятия, среди которых такие как:  Патронаж;  Консультативная помощь;  Совместное участие со здоровыми детьми в культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах;  Совместные тренинги;  Совместные детско-родительские массовые мероприятия. Рассмотренные мероприятия социально-педагогической работы с детьми-инвалидами являются целостными технологиями и для достижения эффективного результата должны применяться в комплексе.
Постельникова.doc
ДЕТИ­ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ    Постельникова Н.Ф. Муниципальное образовательное учреждение  Лицей №2 (г. Саратов)   Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры   здорового   образа   жизни,   ряд   переменных   социально­педагогических   и медицинских   проблем  способствуют  увеличению  числа  детей­инвалидов,  делая   эту группу особенно актуальной [Саврасов Е.Г., 2003].   Численность   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в   настоящее время составляет 1,6 млн. человек (4,5% от общего количества детей) [Белявский Б.В.,  http://perspectiva­inva.ru],   из   них   593   тыс.   имеют   инвалидность   [Российский статистический   ежегодник.   2009].  Изучение   возрастного   состава   детей­инвалидов показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10 – 14 лет (47%); на втором месте – дети 5 – 9 лет (29%); на третьем – дети в возрасте 0 – 4 года (14%). Дети от 15 до 18 лет составляют 10% [Государственный доклад “О положении детей в Российской Федерации. 2008 год”]. Увеличение численности детей­инвалидов до 14 лет происходит по мере выявления у них заболеваний, приводящих к ограниченным возможностям.   Уменьшение   их   численности   в   возрасте   15   лет   и   старше   можно объяснить тем, что при оформлении инвалидности используются уже более жесткие критерии. В нашей стране остроту проблемы придает и то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до девяностых годов   двадцатого   века,   работа   с   таким   ребенком   осуществлялась   в   специальных домах­интернатах   изолировано   от   общества.   Но   сегодня   ситуация   постепенно меняется  и   многие специалисты, в том числе социальные  педагоги, работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Сегодня можно услышать такое понятие как «инклюзивное образование», т.е. совместное   обучение   здоровых   детей   и   детей­инвалидов.   Практики   инклюзивного 1 образования все чаще встречаются в общеобразовательных школах. Так, в Саратовской области   проживают   5985   детей­инвалидов   школьного   возраста,   из   которых   2850 обучаются в системе общего образования [Зайцев Д.В., 2003]. В   нашем   лицее   совместно   со   здоровыми   детьми   обучается   девять   детей­ инвалидов, официально стоящих на учете, по неофициальным данным в 1,5 раза больше. Так,   с   данной   категорией   детей   в   нашем   лицее   проводиться   ряд   социально­ педагогических мероприятий, среди которых следующие формы и методы:  Патронаж;  Консультативная помощь;  Совместное участие со здоровыми детьми в культурно­развлекательных мероприятиях, конкурсах;  Совместные тренинги;  Совместные детско­родительские массовые мероприятия. Одной   из   ведущих     форм   социально­педагогической   работы   является патронаж.  Центральный   совет   обучения   и   подготовки   патронажных   работников Великобритании   определил   патронаж   как   подотчетную   профессиональную деятельность,   которая   позволяет   инвалидам,   семьям   и   общинам   идентифицировать личные,   социальные   и   ситуативные   трудности,   оказывающие   на   них   отрицательное воздействие [М.Т.Р.С.П., 2002]. Патронаж дает возможность наблюдать ребенка и его семью  в   естественных  условиях, что позволяет  выявить  больше информации, чем лежит на поверхности. Так, патронаж – одна из форм работы социального педагога, позволяющая установить и поддерживать связь с ребенком, имеющим ограниченные возможности, его семьей и тем самым своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая   незамедлительную   помощь.   Патронаж   делает   социально­педагогическую деятельность   более   эффективной.   Все   дети   с   ограниченными   возможностями, находящиеся на патронаже обеспечиваются:  Бесплатными   льготными     проездными   билетами   в   городском   и пригородном транспорте;  Горячим дотационным питанием;  Подарками к 1  сентября и Новому году;  Учебниками из фонда школьной библиотеки. 2 Следующий   метод   социально   –   педагогической   работы   это   метод консультативной помощи.  Консультативная помощь в нашем лицее оказывается по нескольким направлениям, которые подготовлены в соответствии с теми трудностями и проблемами, с которыми ежедневно сталкиваются дети­инвалиды и их семьи. Среди основных направлений можно выделить следующие:  Консультации по социально­правовым вопросам;  Консультации   по   вопросам   социальной   защиты   и   социального обеспечения;  Консультации по вопросам обучения. В нашем лицее используется еще и такая социально­педагогическая форма работы   с   детьми   с   ограниченными   возможностями   как  совместное   участие   со здоровыми   детьми   в   культурно­развлекательных   мероприятиях,   конкурсах. Ежегодно  дети   принимают   участие   в   школьном   конкурсе   «Театр   моды»,   в фотоконкурсе «Моя семья», конкурсе  рисунков «Права ребенка в XXI веке», а также школьных, городских, областных, Всероссийских конкурсах и конференциях. Дети­ инвалиды со здоровыми детьми  посещают открытые массовые мероприятия, походы в театры и цирк.     Еще   одной   социально­педагогической   формой   работы   с   детьми   с ограниченными возможностями являются групповые методы работы –  тренинги.  В нашем   лицее   особенно   распространены   и   активно   используются   социально   ­ психологические и образовательные тренинги.  Еще одним методом социально­педагогической работы с детьми­инвалидами и их   семьями   является   организация  совместных   детско­родительских   массовых мероприятий.   Целью   данных   совместных   занятий   является   укрепление   семейных связей между родителями и детьми. Рассмотренные в статье методы социально­педагогической работы с детьми­ инвалидами   являются   целостными   технологиями   и   для   достижения   эффективного результата должны применяться в комплексе. 3 Список литературы 1. Белявский   Б.В.   Состояние   и   перспективы   развития   образования   лиц   с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / Управление федерального   имущества   и   развития   материально­технической   базы Федерального агентства по образованию см. сайт: http://perspectiva­inva.ru 2. Государственный доклад “О положении детей в Российской Федерации. 2008 год”. Министерство труда и социального развития РФ. Москва 2008. 3. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 1996.  4. Зайцев   Д.В.   Интегрированное   образование   детей   с   ограниченными возможностями // Социологические исследования.­ 2004.­ № 7 5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 6. М.Т.Р.С.П.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 7. Распоряжение   Правительства   Российской   Федерации   от   29   декабря   2001   г. N 1756­р 8. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. – М., 2005. 9. Саврасов Е.Г. Дети – инвалиды в Российской Федерации//Социальная работа.­ 2003. ­ №1              10. Селевко Т.К., Селевко Л.Г. Социально­воспитательные технологии // Народное образование. – 2002. ­ №4    11. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов,  А.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2­е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 4

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018