«Детская агрессия. Причины, типы и профилактика и способы борьбы с ней»!
Оценка 4.8

«Детская агрессия. Причины, типы и профилактика и способы борьбы с ней»!

Оценка 4.8
doc
11.05.2020
«Детская агрессия. Причины, типы и профилактика и способы борьбы с ней»!
Детская агрессия.doc

«Детская агрессия. Причины, типы и профилактика и способы борьбы с ней»!

 

Многие родители задаются вопросом: надо ли наказывать за агрессивное поведение? С одной стороны, данные исследований показывают,  что если ребенку один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, взрослые уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего. Но и наказание за агрессию приводит к такому же результату - к ее усилению. После наказания ребенок, возможно, и перестанет, например, драться во дворе или портить вещи в доме (по крайней мере в присутствии того, кто может за это наказать), но эта загнанная внутрь агрессия обязательно проявится как- нибудь еще: не дома, так в школе, не в виде драки, а в виде обидных прозвищ в адрес сверстников. Агрессия, наконец, может направиться на самого себя (аутоагрессия) в виде желания сделать себе больно, придумывания про себя всяких нелицеприятных историй и т.д. То есть, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают ее уровень. Ведь если вдуматься, наказание - самый яркий пример, который только могут подать взрослые этой самой агрессивности, пример того, что она вполне годится в качестве меры воздействия.

     Все вышесказанное вовсе не означает, что вы не должны реагировать на приступы агрессии ребенка. Тут вполне подходит так называемая «поведенческая терапия», правило «стимул - реакция». Пусть ребенок знает, что вам не нравится его поведение, и вы оставляете за собой право лишить его, например, просмотра телевизора, компьютера или прогулки с друзьями. Но только это не должно звучать в директивной форме, объясните ребенку, что любое его действие влечет за собой последствия, пусть он знает об этом. Но при этом не забывайте отмечать похвалой или поощрением любое достижение ребенка, например: помог другу, сразу послушался бабушку, сделал что-то хорошее и так далее.

          В обычном понимании агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. В любом случае, цель такого поведения - устранение перечисленных препятствий.

          Если вдуматься, то агрессивные дети невольно попадают в замкнутый круг. Чаще всего причина агрессивного поведения детей - недостаток внимания и понимания со стороны взрослых. Но своим поведением маленькие агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а их неприязнь лишь усиливает протестное поведение ребенка. Ведь именно враждебное неодобрение окружающих, а вовсе не внутренние трудности в большинстве случаев провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство гнева и страха. На самом деле то поведение, которое мы называем, как асоциальное является отчаянной попыткой маленького человека восстановить социальные связи. Ведь, как правило, до вспышки явной агрессии ребенок выражает свою потребность в более мягкой форме, но мы, взрослые не видим, не слышим и не понимаем этого.

         

Каковы же причины возникновения детской агрессивности?!
1. Заболевание центральной нервной системы.

Неспровоцированная агрессивность, асоциальность, неадекватность поведения ребенка, особенно возникшая внезапно, может быть одним из симптомов тяжелых клинических расстройств (эпилепсия, шизофрения и.т.д.). в данном случае необходимо обследование ребенка и лечение у детского психиатра.
2. Средство психологической защиты.
Такой способ защиты выбирают дети  с сильным типом нервной системы (холерики, сангвиники). Так дети защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи (по статистике чаще приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей). Агрессивность в таком случае, является проявлением отсутствия «базового доверия к миру», очень серьезного по последствиям в дальнейшей жизни нарушения.
3. Следствие нарушения семейного воспитания.

ü Безразличие или враждебность родителей.

ü Разрушение эмоциональных связей в семье (как между родителями и ребенком, так и между самими родителями).

ü  Неуважение к личности ребенка (оскорбительные, унизительные замечания, пренебрежение).

ü Чрезмерный контроль или его полное отсутствие. (Жестокосердные, властные родители стремятся во всем управлять ребенком, подавляя его волю, не допуская проявления его личной инициативы, не давая ему возможности быть собой. Особенно опасно, когда в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом этого станет агрессивное поведение, направленное на окружающих. Это протест, неприятие ребенком ситуации подчинения. Так ребенок старается защитить себя, отстоять свое «Я». Он защищается даже тогда, когда никто не нападает).

ü  Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. (Когда ребенку уделяется чрезмерное внимание, он привыкает к моментальному исполнению любых капризов, становится избалованным. Стремление  родителей служить своему ребенку, всегда угодить, опередить желания оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз, в ответ получают вспышку агрессии. Агрессия же детей вечно занятых родителей – иная. Это способ привлечь к себе любое, даже негативное внимание, в котором ребенок так нуждается. Они действуют по принципу: «Пускай лучше ругает и наказывает, чем совсем не замечает»).

ü Запрет на физическую активность. (Когда у ребенка долгое время нет возможности открыто проявлять свои и положительные и отрицательные эмоции, а также разрядиться физически, то его агрессия будет вызвана накопившейся энергии, которая не может пропасть бесследно).

ü Отказ в праве на личную свободу. (Ребенку необходим свой личный уголок. Важно чтобы родители без спроса не брали вещи ребенка. Ему необходима свобода чтобы он научился самостоятельно принимать решения и отвечать за них. А также уверенность в неприкосновенности того, что ему принадлежит).

4. Нарушение исследовательской деятельности ребенка. 
Дети с нарушением развития эмоциональной сферы не способны оценить последствия своей активности. Для них равнозначно, что постучать палкой по земле, что по собаке – и то и другое  объект для исследования.

Длительное наблюдение за детьми и подростками, проявляющими агрессивное поведение, позволило выявить несколько наиболее часто встречаемых типов детской агрессии в школе.
1. Агрессия при гиперактивности.
          Проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и т.д. Это связано с трудностями адаптации ребенка в той среде, которая предъявляет слишком высокие требования для его уровня зрелости, а также характеризует неспособность ребенка структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить цели. Для такого ребенка мир - это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало».
2. Агрессия лидерства.
          Проявляется в виде эгоцентричного стремления к лидерству и власти (и несогласия с ролью «второго плана»), соперничества, попытки подавить соперника, (включая порой и учителя), вызывающего поведения, нарушения дисциплины. Иногда –это свойства темперамента, которые станут ценными чертами характера в процессе социализации. Иногда таким становится ребенок в семье, где процветает авторитарный стиль отношений. Иногда потребность власти есть компенсация нереализованной потребности в любви и признании.
3. Агрессия демонстративности.
          Проявляется в виде постоянных попыток привлекать к себе внимание любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Ученик может принимать роль клоуна, «супермена», умника и пр. Получение внимания таким способом свойственно маленьким детям (когда родители не замечают ребенка, он привлекает их внимание какой-нибудь выходкой, после чего его наконец-то замечают), и если это происходит часто, такое поведение закрепляется. Иногда такое инфантильное поведение является следствием реального дефицита любви и внимания к ребенку с детства.
4. Агрессия мести.
          Проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это - способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов», Иногда ребенок растет в неблагополучной семье, где нет любви. Иногда его отвергают как нежеланного или «несоответствующего». Иногда ребенок не нравится другим детям или учителю из-за своей необычности, «неудобности».
5. Агрессия страха.
          Страхи заставляют ребенка или подростка «быть во всеоружии», т.е. быть готовым отразить нападение или другую опасность. Как правило, страхи носят преувеличенный характер (например,боясь насекомых, человек раздавит паука или жука, даже если тот совершенно безвреден) и агрессивная реакция нередко бывает чрезмерной и опережающей.

6.Агрессия тревоги.

          Если тревога не имеет осознанного источника, часто бывает необъяснима («что-то гнетет», «что-то плохо», что-то «не так»), то агрессия или направляется внутрь («на тревогу») и проявляется в переедании, употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п. ( как кричащего по неизвестной причине младенца мать нетерпеливо «затыкает» соской или грудью), а также в пустой трате времени, просиживании у телевизора, компьютера, игровых автоматов ( попытка обмануть или заглушить тревогу), или направляется вовне в виде раздражения, ворчания, сплетен, передаче слухов, «страшной» информации, недовольстве « всеми и вся »,(маленькие дети могут злиться и вредничать без видимой причины). Агрессия не выражается прямо, направляясь куда-то в пространство, иногда запуская раздражение (т.е. агрессию) у слушающего.
7. Агрессия вины.
           Т.к. чувство вины вызывает душевное страдание, то человек скорее всего желает избавиться от него, либо искупив вину поступком, либо направив агрессию на источник страданий (если нет сил, способностей, желания, возможностей что-то изменить). Агрессия может быть направлена вовне - на того, кто обвиняет. Если же это опасно – например, если это мать или отец, а ребенок не посмеет даже подумать, что он зол на родителей, тогда агрессия направится на младшего брата, на кошку или на другой объект. Таким объектом может стать одноклассник и даже учитель, особенно, если учитель «не опасен» или «натравил» родителей на подростка.
Если обвиняющий - сам учитель, и он не допустит агрессию в свой адрес, то объектом нападения станет самый слабый в классе. Появление в классе «белой вороны» - просто необходимость при наличии смещенной агрессии. Если «белую ворону» родители переведут в другой класс, тогда довольно быстро на ее роль найдется другой человек. Агрессия может быть направлена внутрь – на самого себя, «я – плохой, я – виновник, я должен быть наказан». Наказание принимает форму самобичевания, самообвинения или саморазрушающего поведения, например, в виде какой-то зависимости или делинквентного ( нарушающего закон) поведения.
8.Агрессия низкой самооценки.
          Часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Формируется в атмосфере критичности, придирок, насмешек, издевок. Особенно склонны к этому дети, чувствительные к оценке других, когда оценка исходит от значимых людей. Если такой ребенок оказывается в ситуации, которая угрожает его самооценке, он может стать агрессивным. Смысл его агрессии примерно таков: «вы заставляете чувствовать мое ничтожество, я ненавижу вас за это».

9. Агрессия неадекватно завышенной самооценки.
          Проявляется в высокомерии, уверенности в своей значимости, избранности, «гениальности». Такие дети часто уверены в том, что их не ценят, не понимают, несправедливо относятся. От этого они или принимают заносчивый вид, оставляя рядом с собой только восхищенных почитателей, или замыкаются и обосабливаются, превращаясь в «белую ворону», или становятся чрезвычайно агрессивными, приходя в ярость в любой ситуации, где их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того они порой преследуют тех, кто слабее, испытывая удовольствие от их страданий.
          Эта типология не исчерпывает всех видов агрессии, но все же позволяет увидеть неоднозначность ее проявления у детей и подростков. Если рассматривать агрессию детей и подростков не как злой умысел, а как неблагополучное внутреннее состояние, с которым дети сами не умеют адекватно справляться, то профессиональной позицией педагога и родителя будет поддержка.  По-видимому, решение проблемы лежит не в плоскости поиска «подходящих технологий борьбы с детской агрессией», а в плоскости расширения педагогического сознания и, в частности, понимания того, что каждый ребенок «агрессивен по-своему», поэтому всякий раз нужно настраиваться на конкретного человека, используя и развивая свою способность к наблюдательности, сочувствию и пониманию.

          В качестве профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

          Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример хорошего поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).

            Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение.

          Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.

           Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение. Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выражают свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.      

           Помните! Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. 

Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.И еще одно важное правило, которое должны знать родители ребенка, склонного к агрессии: ему необходимо разряжаться, необходимо научить его избавляться от накопившегося раздражения, дать ему использовать переполняющую его энергию в «мирных целях».

          Один из знаменитых психологов сказал: «Если у мальчика нет возможности «пинать» мячик, он будет пинать других детей». Необходимо, чтобы у вашего ребенка было, как можно больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию. Активным, склонным к агрессии детям создайте условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении. Это могут быть и групповые спортивные секции и спортивный уголок дома и просто разрешение в определенном месте, в спортивном уголке, например, делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр. Как правило, агрессивные дети не умеют выражать свои чувства, они их подавляют, загоняют внутрь, не проговаривают, не пытаются понять. Результат - неизбежные срывы дома, на близких, в привычной обстановке, где ребенок привык расслабляться. Это не приносит ребенку облегчения, он чувствует себя виноватым, особенно если его за это наказали, отсюда еще большие срывы в дальнейшем, причем, следующий срыв будет еще более бурным и продолжительным. Предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил. Дайте ему понять, что вы не имеете намерения подслушать под дверью и наказать его потом за произнесенные слова. Если очень много накопилось, разрешите ребенку побить подушку или диван, порвать газету, написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное. Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти.  А можно еще предложить нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге. Способов много.

Главное, не считать, что с вашим ребенком происходит что-то нехорошее, за что надо ругать и наказывать маленьким агрессорам нужно ваше понимание, совет, готовность помочь, а не гнев и наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Детская агрессия. Причины, типы и профилактика и способы борьбы с ней»!

Детская агрессия. Причины, типы и профилактика и способы борьбы с ней»!

Каковы же причины возникновения детской агрессивности?! 1

Каковы же причины возникновения детской агрессивности?! 1

Запрет на физическую активность

Запрет на физическую активность

Агрессия мести. Проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии

Агрессия мести. Проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии

Агрессия низкой самооценки.

Агрессия низкой самооценки.

Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость…

Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость…

Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти

Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020