Дыхательные упражнения
Дыхание улучшают ритмирование организма, развивает самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строиться на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приёмы. Нарушение ритма организма непременно приводит к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание, развивает самоконтроль над поведением.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха. После чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появилось желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха.
Все упражнения повторяем 3-5 раз.
1.Правую руку положить на область диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии. Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.
2. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе – опускаются вдоль тела ладонями вниз.
3. Дыхание только через левую, а потом через правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки (остальные пальцы смотрят вверх), а левую – мизинцем правой руки. Дыхание медленное, глубокое.
Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария, способствует успокоению и релаксации
Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, способствует повышению познавательного потенциала.
Йога
Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказываются на общем ходе его развития. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и двигательным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций.
Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.
Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Психолог, (воспитатель) помогая ребенку делать растяжки воображает, что растяжки делают котенки; они должны проводиться в щадящем режиме, медленно и плавно.
1. «Кобра». И.п. – лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. На вдохе, как кобра, медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнимаем верхнюю часть туловища, прогибаем спину. Ноги и таз при этом движении должны быть расслаблены и лежать на полу. На выдохе – медленный возврат в исходное положение и расслабление.
2. «Бревнышко». И.п. – лежа на спине. Поднять руки за голову, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх, ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться сначала налево, затем направо, как «бревнышко». (можно использовать для массажа позвоночника, спинных и брюшных мышц, внутренних органов)
3. «Кошечка». Из положения лежа встать на четвереньки, опираясь на ладони и колени. На вдохе прогнуть позвоночник вниз, на выдохе спину прогнуть вверх, подбородок прижать к груди, зашипеть.
4. «Бабочка». И.п. – сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в сторону. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер расслаблены. Движение бедер подобно взмахам крыльев бабочки.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.