Детский хореографический коллектив
Оценка 5

Детский хореографический коллектив

Оценка 5
Научные работы
docx
искусство
СCУЗ, ВУЗ
29.04.2020
Детский хореографический коллектив
В статье представлены разные точки зрения на понятие «коллектив», дано определение детского хореографического коллектива, названы условия его создания, основные признаки и назначение деятельности
Детский хореографический коллектив.docx

Леонтьева Ирина Александровна

Детский хореографический коллектив

 

Аннотация: В статье представлены разные точки зрения на понятие «коллектив», дано определение детского хореографического коллектива, названы условия его создания, основные признаки и назначение деятельности.

Ключевые слова: Детский коллектив, детский хореографический коллектив, организованное творчество, досуг.

 

Детский хореографический коллектив, как своеобразная форма вовлечения несовершеннолетних в организованное творчество, представляет собой группу несовершеннолетних, объединенных искусством танца,  который возвышает и обогащает духовные потребности формирующейся личности, ее  внутренний мир, нравственно-поведенческую культуру, эстетический вкус, а также тренирует и совершенствует тело.

Вместе с тем нет единого подхода к определению понятия «коллектив», что усложняет единообразное определение понятия «детский хореографический коллектив».

Так,   для одних коллектив ― это «социальный организм, обладающий рядом важных характеристик, среди которых единство общественно значимых целей и единство деятельности, специфичность структуры, отношения управления и подчинения» (Н.С. Мансуров) [9, c.72]. 

Для других ― это «микрогруппа, в которой весь состав объединен совместной социальной деятельностью и спаян общностью групповых ценностей и норм поведения» (Б.Д. Парыгин) [9, c. 72].

Для третьих ― это «высшая стадия развития организованной общности людей, объединенных общими целями и задачами, направленная на достижение социально значимых целей и объединяющая своих членов, как самим процессом совместной деятельности, так и ее организацией и системой стимулирования» (Е.С. Кузьмин и В.Е. Семенова) [9, c. 72].

 В самом общем понимании коллектив ― это группа людей, объединенных общими целями и задачами, достигшая высокого уровня развития в процессе совместной деятельности [6, c. 101].

По мнению А.С. Макаренко, детский коллектив ― группа воспитанников, объединенных общей социально-значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, группа, которая имеет общие выборные органы и отличается сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях [9, c. 72].

Таким образом, детский творческий коллектив есть «сплоченная группа учащихся, объединенная общей социально значимой целью, отношениями ответственности и зависимости, ценностями и художественно-творческой деятельностью в области искусства» [10, c. 43].

Чтобы отграничить хореографический коллектив от иных видов коллективов, определим, что же такое хореографии. Изначально это понятие применялось для обозначения сценографических записей танцевальных движений, но в дальнейшем его значение изменилось. В нашем случае понятие «хореография» следует трактовать широко: это не только народные, бытовые, бальные эстрадные и другие танцы, а также классический балет, но и все аспекты танцевального искусства, включая этапы постановки танцевального номера [4, c. 93].

Хореографический коллектив можно рассматривать как объединение, основанное на идейной, этической и художественно-творческой общности, отношениях товарищества, сотрудничества, взаимовыручки [7, с. 45; 8, с. 252]. Детский хореографический коллектив ― это организованная группа детей, объединенная общими целями, задачами, отношениями ответственности и зависимости, совместной художественной творческой деятельностью в области хореографического искусства.

Условия формирования детского хореографического коллектива:

― наличие социально значимой цели (создание танцевальных номеров, работа над концертной программой, создание танцевального спектакля);

― наличие высококвалифицированного педагога-хореографа, способного обеспечить руководство; такой педагог должен обладать авторитетом у детей, быть лидером коллектива (что обеспечивается наличием у него профессионально значимых качеств, позволяющих эффективно управлять педагогическим процессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, организовывать учебно-воспитательный процесс на уровне современных требований);

― четко заданная организационная структура коллектива (как правило, коллектив имеет название, логотип, возможно наличие Устава и Правил поведение в коллективе, требований к внешнему виду, перечень основных обязанностей и прав участников коллектива, правила поступления и выхода); деятельность осуществляется по утвержденной образовательной программе, разработанной для данного хореографического коллектива с учетом индивидуальных возрастных особенностей воспитанников, которая ежегодно корректируется с учетом педагогического мониторинга и развитием современных образовательных технологий; тщательно продуманные планы занятий; наличие личных дел участников коллектива, где содержится основная информация о воспитанниках;

― обеспеченность соблюдения дисциплины (занятия проходят согласно утвержденному расписанию, есть единая форма занятий, единые требования к внешнему виду, есть журнал учета посещений, соблюдение техники безопасности на занятиях, начинаются занятия вовремя, независимо от того, сколько участников коллектива  пришло к назначенному времени);

 ― наличие органов самоуправления (актива коллектива, распределения обязанностей и уровня ответственности);

― определение перспективных линий развития (близкая ― овладение определенными хореографическими и гимнастическими элементами, средняя ― создание хореографических номеров, выступление на концертных площадках, отдаленная – создание концерта, участие в конкурсе, фестивале и т.п.);

 наличие в коллективе традиций;

― создание в социальных сетях группы коллектива;

― в учебно-тренировочный процесс включены следующие формы работы: игры на сплочение коллектива, занятия актерским мастерством, партнеринг (контактная импровизация), открытые занятия, совместная тренировочная работа младших групп со старшими);

― обеспечение равенства прав участников коллектива на собственную эмоциональную оценку происходящего в детской группе [2, с. 48].

Для детского хореографического коллектива характерны:

― сознательный характер объединения детей и педагогов;

― единство целей (общих и личных) его участников;

― относительная устойчивость и продолжительность существования;

― четкая организационная структура взаимоотношений, а также внешних и внутренних связей;

― наличие органов координации деятельности;

― наличие общепринятых норм поведения и общих ценностных ориентаций;

― интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат;

― чувство эмоционального комфорта и защищенности каждого участника;

― сплоченность;

― совместная, коллективная деятельность и ее единый результат, достигаемый усилиями каждого участника;

― коллективистские межличностные отношения, которые заданы отношением к общей деятельности [2].

Одновременно детский хореографический коллектив – это:

― своеобразная модель общества ― основная база накопления опыта взаимодействия  личности с обществом, освоение социальных ролей, демократических форм организации жизнедеятельности.

― носитель социально-нравственных норм и ценностей, реализуемых в системе коллективной деятельности и коллективных отношений;

 духовное, ценностно-ориентированное единство людей – организационная структура  коллектива является средством достижения общих, а, следовательно, и личных целей [3].

Детский хореографический коллектив относится к самодеятельному художественному творчеству, он предназначен воспитывать участников и  зрителей с помощью искусства танца, предоставлять своим участникам  широкие возможности для реализации творческих устремлений.

Основу деятельности детского хореографического коллектива составляют: учебная работа; творческая работа; воспитательная работа; исполнительская работа [3].

Как отмечает И.Э. Бриске, детские хореографические коллективы принадлежит заметное место в сфере народной художественной культуры. Всевозможные школы, студии, театры, ансамбли танца привлекают множество детей разного возраста и разных интересов. Деятельность такого рода творческих объединений представлена разными направлениями: учебное, постановочное, концертное, просветительское и др. В них формируются коллективные традиции (взаимоотношений, творчества, оценки результатов и пр.), индивидуальные стили творчества, создаются концертные программы. Масштабная сеть отечественных и зарубежных фестивалей, конкурсов, мастер-классов, творческих лабораторий, в которых демонстрируются достижения коллективов и завязываются творческие связи, формирует систему художественных ценностей, критериев оценки творческой деятельности [1, c. 4].

Детские хореографические коллективы отличаются многообразием форм и жанров. По форме объединения  детские хореографические коллективы создаются  как: кружок; ансамбль; клуб; студия; театр; школа и т.д. По жанрам коллективы могут иметь узкую направленность (одно направление хореографии):  классического танца; народного (фольклорного) танца;  эстрадного танца; современного танца и т.д.  и могут работать в комплексной системе, то есть работать в нескольких  направлениях.

Возрастной диапазон воспитанников хореографического коллектива в основном составляют: дошкольники; младший школьный возраст; средний школьный возраст; старший школьный возраст; группы профессиональной ориентации (ансамбль).

Детский хореографический коллектив ― это объединение досугового характера, его работа состоит в реализации поставленных руководителем задач, что осуществляется в условиях свободного времени детей. В детском хореографическом коллективе отсутствует официально закреплённая  законом структура между его членами; организуется коллектив на добровольных началах, в основе лежит личное желание воспитанников, хореографическая деятельность  привлекает их в качестве  хобби.

В настоящее время широко распространена сеть различных учреждений дополнительного образования, как государственных, так и негосударственных, в том числе коммерческих. Однако формами и видами дополнительного образования детей охвачены далеко не все учащиеся, многие дети хотели бы заниматься в творческих объединениях дополнительного образования, но не могут сделать этого в основном по причине того, что их родители очень заняты на работе и у них нет возможности водить детей, помимо школы, в другие учреждения. Поэтому создание хореографического творческого коллектива в общеобразовательной школе является наиболее оптимальным и вполне обоснованным, поскольку способствует развитию личности школьника, его интеллекта и духовного мир в гармоничном единстве с искусством танца, приобщению к коллективному творчеству, общению детей разного возраста (творческий коллектив может объединять детей разного возраста). Цель хореографического коллектива не только научить танцевать ребёнка, но и создать для него такую среду обитания, где бы всесторонне развивалась его личность, способности, дарования, научить учеников любить балет, сделать занятия увлекательными, радостными, хотя, конечно, важно также развернуть и растянуть ноги, поставить корпус, руки, научить пластичности и координации, научить прыгать  и в тоже время выработать «рефлекс удовольствия» от танца [5, c. 30].  

Хореографический коллектив в общеобразовательной школе существенно воздействует на учащихся: способствует возникновению у каждого отдельного ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его самооценку и статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся в ансамбле во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности, самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга. Участие коллектива в культурно-массовых мероприятиях школы способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Выводы:

Детский хореографический коллектив ― это организованная группа детей, объединенная общими целями, задачами, отношениями ответственности и зависимости, совместной художественной творческой деятельностью в области хореографического искусства.

Деятельность детского хореографического коллектива представляет собой совместную художественную творческую деятельность; организацию содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; профессиональную ориентацию детей с раннего возраста.

 

 

 

Литература

1.   Бриске, И.Э. Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе: учебное пособие / И.В. Бриске. ― 2-е изд., перераб., доп. – Челябинск, 2013. ― 180 с.

2.   Гаськова, А.В. Педагогический потенциал хореографической деятельности как среда формировании я детского коллектива / А.В. Гаськова // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания. М.: НИЦ «Институт стратегических исследований», 2015. С. 46–51.

3.   Глухова, С.Ю. Теоретические основы развития гибкости у воспитанников младшего школьного возраста детского хореографического коллектива: Реферат / С.Ю. Глухова. Орск, 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dance-akcent.ru/nauchno-metodicheskaya-deyatelnost-pedagoga/2013-10-28/teoreticheskie-osnovy-razvitiya-gibkosti-u-vospitannikov-mladshe (дата обращения: 30.05.2017).

4.   Захаров, Р.В. Слово о танце / Р.В. Захаров. М.: Молодая гвардия, 1977. 158 с.

5.   Никифорова, А.В. Советы педагога классического танца / А.В. Никифорова. С.-Пб.: [б.и.], 2005.117 с.

6.   Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. С. 101.

7.   Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: учебное пособие / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. М.: ВЛАДОС, 2003. 256 с.

8.   Романашина, Э.Б. Концертные выступления детского хореографического коллектива как важный фактор педагогического воздействия / Э.Б. Романашина // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сб. / отв. ред. С.Н. Борисов, И.Е. Белгородцева, В.С. Игнатова и др. – Белгород: ИПК БГИИК, 2017. Т. 2. С. 252–255.

9.   Смирнова, С.С. Детский хореографический коллектив: содержание понятия / С.С. Смирнова, А.П. Агапова // Наука и мир.  2016. № 2. С. 72.

10.   Смирнова, С.С. Творческий коллектив как объект психолого-педагогического исследования: учебно-методическое пособие / С.С. Смирнова. Самара: ПГСГА, 2015. 171 с.

 

 


 

Леонтьева Ирина Александровна

Леонтьева Ирина Александровна

Е.С. Кузьмин и В.Е. Семенова) [9, c

Е.С. Кузьмин и В.Е. Семенова) [9, c

Условия формирования детского хореографического коллектива: ― наличие социально значимой цели (создание танцевальных номеров, работа над концертной программой, создание танцевального спектакля); ― наличие высококвалифицированного педагога-хореографа, способного…

Условия формирования детского хореографического коллектива: ― наличие социально значимой цели (создание танцевальных номеров, работа над концертной программой, создание танцевального спектакля); ― наличие высококвалифицированного педагога-хореографа, способного…

Для детского хореографического коллектива характерны: ― сознательный характер объединения детей и педагогов; ― единство целей (общих и личных) его участников; ― относительная устойчивость и продолжительность…

Для детского хореографического коллектива характерны: ― сознательный характер объединения детей и педагогов; ― единство целей (общих и личных) его участников; ― относительная устойчивость и продолжительность…

Детский хореографический коллектив относится к самодеятельному художественному творчеству , он предназначен воспитывать участников и зрителей с помощью искусства танца, предоставлять своим участникам широкие возможности для…

Детский хореографический коллектив относится к самодеятельному художественному творчеству , он предназначен воспитывать участников и зрителей с помощью искусства танца, предоставлять своим участникам широкие возможности для…

По жанрам коллективы могут иметь узкую направленность (одно направление хореографии): классического танца; народного (фольклорного) танца; эстрадного танца; современного танца и т

По жанрам коллективы могут иметь узкую направленность (одно направление хореографии): классического танца; народного (фольклорного) танца; эстрадного танца; современного танца и т

Хореографический коллектив в общеобразовательной школе существенно воздействует на учащихся: способствует возникновению у каждого отдельного ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к…

Хореографический коллектив в общеобразовательной школе существенно воздействует на учащихся: способствует возникновению у каждого отдельного ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к…

Литература 1. Бриске, И.Э

Литература 1. Бриске, И.Э

Смирнова, С.С. Детский хореографический коллектив: содержание понятия /

Смирнова, С.С. Детский хореографический коллектив: содержание понятия /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020