Деятельностный и компетентностный подход в работе с одаренными детьми
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
администрации +1
Взрослым
07.04.2019
- «Как учить детей?»
- «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению?»
- «Каким способам деятельности обучать детей?»
Каждый учитель задавал себе эти вопросы. Особенно, если речь идет об обучении одаренных детей. Проблема одарённости и организации работы с одарёнными учащимися вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени.
Деят. и комп. подход в работе с одар. детьми.docx
Заместитель директора
по учебной работе
Кравчук Т.Я.
Деятельностный и компетентностный подходы в работе с одарёнными детьми
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать...
увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугунаследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг…себя!
«Как учить детей?»
«Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению?»
«Каким способам деятельности обучать детей?»
Каждый учитель задавал себе эти вопросы. Особенно, если речь идет об
обучении одаренных детей. Проблема одарённости и организации работы с
одарёнными учащимися вызывает большой интерес уже на протяжении довольно
продолжительного периода времени. В современной системе образования она
становится тем более актуальной в связи с происходящими социально
экономическими преобразования в государстве, приоритетностью инновационных
форм развития производства, общества, личности.
В современной дидактике всё более утверждается деятельностный
компетентностный подход, суть которого заключается в том, чтобы сделать ребёнка
активным соучастником образовательного процесса. Умение владеть знаниями,
применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним, вот
ключевая цель педагога в работе с учащимися.
→
→
→
Знаю могу применить владею способами применения (знаю как
применить) имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие
детей.
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на
результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма
усвоенной информации, а способность человека действовать в различных
проблемных ситуациях.
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую
лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там
есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что
он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят
ароматом, третьи изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто
оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в
руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки,
он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице
покупателя, хозяин лавки сказал:
Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
На слайде даны личностные и деловые качества учеников. Отметьте знаком (+) те
качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком () те, что не нравятся:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей
Неровно успевающий.
Выбивающийся из общего темпа. Странный в поведении, непонятный.
Занятый своими делами (индивидуалист).
Не умеющий общаться, конфликтный.
Иногда тугодум, не может понять очевидного.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Принципы обучения интеллектуально одарённых учащихся
• Принцип развивающего и воспитывающего обучения
• Принцип индивидуализации и дифференциации обучения
•
Принцип учёта возрастных особенностей
академическая;
творческая;
спортивная;
Существуют различные типы одарённости:
интеллектуальная;
художественная;
При организации системы работы важно не только выявить тип одаренности
каждого конкретного ученика, но и создать условия для проявления способностей и
выявления скрытых задатков для каждого из указанных типов.
социальная (лидерская). В соответствии с этим в школе сформирована определённая организационная
структура системы работы с одарёнными учащимися (схема).
В этом учебном году на работу с высокомотивированными детьми на 1 ступени
(1 – 4 классы) выделено 84 % часов факультативных и стимулирующих занятий, на 2
ступени (5 – 9 классы) 66,5 % часов, на 3 ступени (10 – 11 классы) 54 % часов. Всего
в 1 – 11 классах – 241 час из 350, что составляет 68,9 %.
В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:
1.Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди
множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не
боящихся
трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения
поставленных перед ними задач.
2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право
выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам
представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.
3.Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей.
Талантливые дети всегда жаждут чегото нового, более сложного, и если их
информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к
предмету. Поэтому система их обучения должна отличаться от системы обучения
других детей.
4.На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера,
осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не
стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, хотя бы
потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
В настоящее время приоритетным направлением в работе с одаренными детьми
является реализация задач формирования устойчивой мотивации у учеников на
созидательное самовыражение личности, расширения сфер приложения способностей
детей, поиск новых форм организации познавательной деятельности.
Учителю требуется пересмотреть методику преподавания своего предмета,
меняя метод обучения с объяснительного на деятельностный. Осуществлять
деятельностный подход необходимо с применением инновационных технологий:
проблемного обучения, проектного обучения, исследовательского обучения,
модульного обучения, блочномодульного, дифференцированного обучения,
технологии критического мышления и т.д.
Активные (групповые) формы организации обучения (от латинского слова
деятельный) формы, направленные на развитие у учащихся самостоятельного
мышления и способности квалифицированно решать нестандартные задачи,
формирование у них эффективных моделей социального поведения:
дискуссионные формы организации обучения (групповая дискуссия, круглый
стол, мозговой штурм и др.);
игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра,
деловая игра, организационнодеятельностная игра, психодрама, социодрама; смешанные формы организации обучения: индивидуальный практикум, метод
инцидента, метод "Лабиринта действий", метод анализа конкретных ситуаций.
Формы работы с талантливыми детьми всегда определяются несколькими
объективными факторами, которыми характеризуется современное общество: это
информационные ресурсы, кадровый потенциал учителей и новые образовательные
методики и технологии.
Наиболее распространёнными формами работы с одарёнными детьми в нашей
школе являются:
индивидуальная работа под руководством педагогов,
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов
дифференцированного обучения;
индивидуальные графики подготовки перспективных учащихся;
активные формы обучения;
дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
деловые и интеллектуальные игры;
конкурсы, выставки, творческие фестивали;
занятия, лекции, семинары;
научнопрактические конференции;
предметные олимпиады;
создание детских портфолио;
научноисследовательская и проектная деятельность.
Администрацией школы ведется систематический анализ состояния работы с
одарёнными детьми, что позволяет увидеть положительные и отрицательные
моменты в работе, сравнить свои результаты с результатами учащихся других школ,
достигать более высоких результатов на мероприятиях разных уровней.
Среди критериев при подведении итогов на лучшее учреждение образования
города имеются:
количество призёров II,
III,
IV этапов республиканской предметной
олимпиады;
количество призёров городской, областных и республиканских научно
практических конференций учащихся;
количество выпускников, завершивших обучение с награждением медалью;
результативность участия в городской спартакиаде школьников;
результативность участия в городских, областных, республиканских конкурсах
и мероприятиях;
участие в смотре художественной самодеятельности.
12 критериев из 33 призваны оценить работу школы с высокомотивированными,
одарёнными учащимися, что говорит о большей значимости, большом внимании,
которое уделяется данному направлению работы.
Результативность участия в олимпиадах разного уровня.
Учащиеся школы участвуют в олимпиадах, начиная с начальных классов. При
переходе учащихся в 5 класс мы интересуемся результативностью участия учащихся
4х классов в городских олимпиадах, стараемся соблюдать преемственность участия
учащихся в олимпиадах по определённым предметам. К сегодняшнему педагогическому совету проанализирована активность участия
учащихся в 1 этапе республиканских предметных олимпиад (школьных) за последние
5 лет, данные представлены в виде диаграмм. Диаграммы имеются у руководителей
методических объединений, информация подлежит тщательному анализу на каждом
методическом объединении.
В этом учебном году результативность следующая…
За последние 7 лет результативность участия учащихся нашей школы во 2 этапе
республиканских предметных олимпиад (в городских олимпиадах) следующая…
Результативность участия в конференциях разного уровня.
С целью совершенствования знаний учащихся в определенной области науки,
их знакомства с методами научного познания, развития интересов и способностей
школьников,
приобретения умений и навыков поисковоисследовательской
деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными
учебными дисциплинами, в школе создано научное общество «Взгляд в будущее».
Структурным подразделением школьного научного общества учащихся «Взгляд в
будущее» является «Общество юных исследователей» для учащихся начальных
классов. Работа школьного научного общества учащихся «Взгляд в будущее»
осуществляется согласно Положению о научном обществе учащихся.
Ребятам самим предоставлена возможность выбирать себе наставника, научного
руководителя и тему работы. Кончено же наставник, учитывая возможности ученика,
может корректировать тему и направление для дальнейшей работы. Результаты
демонстрируются и защищаются на ежегодной школьной и городской научно
практической конференции по секциям, победители принимают участие в областной
конференции. Этому предшествует большая работа: опрос педагогов и учащихся о
желании, готовности заниматься исследовательской работой, выбор тем,
торжественное посвящение учащихся в члены школьного научного общества
учащихся с вручением соответствующих удостоверений, собрание всех членов
научного общества – учащихся и руководителей, проведение консультаций с моей
стороны для учащихся и учителей по ведению исследовательской работы,
оформление работ, проведение конференций для учащихся старших и 3 – 4 классов.
Результативность участия за последние 7 лет (количество призовых мест)…
Уже стали традиционными в нашей школе яркие мероприятия –
интеллектуальные игры «С наукой по жизни», которые способствуют совместной
поисковой деятельности учителей и учащихся, поиску информации из разных
областей науки для более успешного участия в играх.
Проводятся осенние, зимние, весенние и летние игры, участие в которых
принимают, как правило, 5 команд: сборная команда учащихся 9х классов, сборная
команда учащихся 10х классов, сборная команда учащихся 11х классов, команда
молодых педагогов и команда опытных педагогов, представляющих школу на
городских интеллектуальных играх. Определяется командапобедитель по итогам
игры в каждом сезоне с вручением школьных грамот, а также командапобедитель по
итогам всех четырёх сезонов. Сценарий игр разрабатываю сама, стараюсь, чтобы одна
игра не была похожа на другую. Присутствует, безусловно, традиционный тур
«Разминка», остальные туры – вариативные. Например, очень интересно проходит мультимедийный тур, запоминающимся был тур, когда каждая команда выполняла
тест в программе «Редактор тестов», компьютером выставлялось количество
правильных ответов каждой команде.
По итогам работы школьного научного общества ежегодно оформляются
школьные печатные издания, которые сегодня представлены на выставке за
последние годы.
Результативность участия в конкурсах разного уровня.
Говоря об участии в конкурсах, хотелось бы сказать о том, что очень
распространёнными являются конкурсы команд по математике, физике, биологии,
географии. Наиболее результативным является участие учащихся по математике,
ежегодно учащиеся имеют места в первой пятёрке или даже призовые места.
Достижения детей позволяют говорить о соответствующей эффективности
функционирования созданной системы работы.
В конце прошлого учебного года проведена торжественная линейка, на которой
состоялось награждение учащихся, занявших призовые места в мероприятиях
городского и областного уровней.
Таким образом, можно сделать вывод, что в школе создаются условия для
самореализации учащихся всех типов одаренности, с одновременным развитием их
ключевых компетенций.
В работе педагогами широко применяются современные методы реализации
содержания, а также собственные разработки учителей, активно используются
возможности компьютерного класса, школьной библиотеки.
Невозможно применение современных образовательных технологий в развитии
способностей школьников, если учитель сам не владеет этими технологиями.
Однако мы не можем говорить, что в данном направлении работы у нас
нет никаких проблем и трудностей. Так, например, среди наиболее значимых
можно назвать … Безусловно, над решением этих и ряда других проблем предстоит
работать.
Самая большая награда для учителя – чтобы были успешными наши
учащиеся!
Позвольте всем нам этого и пожелать.
ТЕСТ
по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы
с одаренными детьми могут быть улучшены?
а) Да; б) нет, они и так достаточно хороши;
в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы не очень.
2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с
одаренными детьми?
а) Да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.
З. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы
значительному улучшению в выявлении одаренных детей?
а) Да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в
принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?
а) Да, наверняка; б) это маловероятно; в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какоето действие, думаете ли вы, что
осуществите свой замысел, помогающий улучшению положенuя дел?
а) Да; б) часто думаю, что не сумею; в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться изучением особенностей неординарных
личностей?
а) Да, это меня привлекает б) нет, меня это не привлекает;
в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.
7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития
способностей детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?
а) Да; б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;
в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования. 8. Если проблема не pешена, то ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать
тот теоретический материал, который поможет решить проблему?
а) Да; б) нет, достаточно знаний передового опыта; в) нет.
9. Кода вы испытываете педагогические срывы, то:
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;
б) махнете рукой на затеи; в) продолжаете делать свое дело.
10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?
а) Да; б) не совсем легко; в) болезненно.
11. Когда вы критикуете когонибудь, пытаетесь ли вы в то же время его
подбодрить?
а) Не всегда; б) при хорошем настроении; в) в основном стараюсь это делать.
12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным
человеком?
а) Да, конечно; б) запоминаю только то, что меня интересует;
в) всего вспомнить не могу.
1З. Кода вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли
вы его повторить в сходной ситуации?
а) Да, без затруднений б) да, если этот термин легко запомнить; в) нет.
14. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:
а) вы уклоняетесь от ответа;
б) вы тактично переносите ответ на другое время;
в) вы пытаетесь отвечать.
15.У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы
его защищаете, то:
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;
б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;
в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.
16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:
а) средний; б) достаточный; в) оригинальный.
17. Во время отдыха вы предпочитаете:
а) решать проблемы, связанные с работой; б) почитать интересную книгу;
в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.
18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело,
если:
а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;
б) вы более или менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом:
за ответ «а» 3, «б» 1; «в» 2.
Результаты
49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У
вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности
учащихся.
От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они
требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в
интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта
направленности творческого интереса учащихся.
23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато.
В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при
соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в
сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой
проблемы.
Деятельностный и компетентностный подход в работе с одаренными детьми
Деятельностный и компетентностный подход в работе с одаренными детьми
Деятельностный и компетентностный подход в работе с одаренными детьми
Деятельностный и компетентностный подход в работе с одаренными детьми
Деятельностный и компетентностный подход в работе с одаренными детьми
Деятельностный и компетентностный подход в работе с одаренными детьми
Деятельностный и компетентностный подход в работе с одаренными детьми
Деятельностный и компетентностный подход в работе с одаренными детьми
Деятельностный и компетентностный подход в работе с одаренными детьми
Деятельностный и компетентностный подход в работе с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.