Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР
Оценка 4.7

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
дефектология
Взрослым
27.02.2019
Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР
В данной программе представлены различные методики выявления развития ВПФ, а так же представлены нозология и классификации ЗПР. Подробная инструкция с примером . Бланк приложен. Данную программу удобно использовать для выявления развития различных нарушений Высших Психических Функций. В конце представлены рекомендации которые можно использовать.
диагностика зпр.docx
Диагностическая программа, разработанная для детей с диагнозом ЗПР Оглавление ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ.................................................................................................3 Методика «Запомни и расставь точки».........................................................................3 Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.).................................................................................................................................. 5 ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ......................................................................................................6 «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия...................................................................................6 Методика «Воспроизведение рассказа»........................................................................7 ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ................................................................................................9 Тест для оценки словесно-логического мышления:.....................................................9 Методика "Раздели на группы"....................................................................................10 ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ............................................................................................12 Методика "Узнай, кто это"............................................................................................12 Тест "Какие предметы спрятаны в рисунках?" (оценка восприятия ребенка).........14 ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...............................................................................15 Методика "Назови слова"..............................................................................................15 Методика "Определение активного словарного запаса"..........................................16 .......................................................................................................................................... 20 ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ........................................................20 Методика «Веселый - грустный»..................................................................................20 Методика диагностики детских страхов (А.И.Захаров).............................................21 ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития,   когда   отдельные   психические   функции   (память,   внимание,   мышление, эмоционально­волевая   сфера)   отстают   в   своём   развитии   от   принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого­педагогический диагноз   ставится   только   в   дошкольном   и   младшем   школьном   возрасте,   если   к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то   речь   идёт   уже   о   конституциональном   инфантилизме   или   об   умственной отсталости. Причины возникновения. Можно выделить четыре клинико­психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении. Синдром психического инфантилизма 1. Церебрастенический синдром 2. Гипердинамический синдром 3. Психоорганический синдром Причины ЗПР выделяют следующие: Биологические: 1. патология   беременности   (тяжелые   токсикозы,   инфекции,   интоксикации   и травмы), внутриутробная гипоксия плода; 2. недоношенность; 3. асфиксия и травмы при родах; 4. заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка; 5. генетическая обусловленность. Социальные: 1. длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; 2. неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка. Классификация. Наиболее   часто   употребляемыми   классификациями   в   отечественной   психологии являются: Классификация М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (1972, 1973) В исследованиях, проведённых в 1972—1973 гг. НИИ дефектологии АПН СССР в ряде городов и сельских местностей СССР (Москва, Иркутская область, Литва, Армения), у 5,8 % всех учащихся младших классов было диагностированно ЗПР. На материалах этих исследований М. С. Певзнер и Т. А. Власовой было предложено разделять общую группу ЗПР на два вида. 1.Неосложненный психофизический и психический инфантилизм. 2 2.«Вторичная»   ЗПР,   вызванная   стойкой   церебрастенией   (повышенной истощаемостью  психических функций) различного происхождения,  возникшей на ранних   этапах   онтогенеза,   в   связи   с   чем   нарушается   в   первую   очередь познавательная деятельность и работоспособность. В дальнейшем на основе этой классификации К. С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу: 1. ЗПР конституционального происхождения. 2.ЗПР соматогенного происхождения. 3.ЗПР психогенного происхождения.  4.ЗПР церебрально­органического происхождения.  Интересна   также   классификация   В.   В.   Ковалева   (1979).   Он   выделяет   четыре варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов: 1. (при негрубых органических поражениях ЦНС); 2. ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха), 3. ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме); 4. Энцефалопатический).  ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ. Методика «Запомни и расставь точки» Цель:   данная   методика   оценивает   объем   внимания   ребенка.   Для   этого используется стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается 3 на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками   (все   остальные   идут   сверху   вниз   по   порядку   с   последовательно увеличивающимся на них числом точек). Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее   ребенку   последовательно,   на   1­2   сек,   показывается   каждая   из   восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек.   Это   время   дается   ребенку   для   того,   чтобы   он   смог   вспомнить,   где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. Оценка результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек,  которое   ребенок   смог   правильно   воспроизвести   на   любой   из   карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое   количество   точек).   Результаты   эксперимента   оцениваются   в   баллах следующим образом: 10 баллов 8­9 баллов 6­7 баллов 4­5 баллов 0­3 балла –   ребенок   правильно   за   отведенное   время   воспроизвел   на карточке 6 и более точек – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек. – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек. – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий.  8­9 баллов – высокий.  6­7 баллов ­ средний.  4 4­5 баллов – низкий.  0­3 балла – очень низкий. Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.) Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.   Инструкция. «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».  Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). 5 Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок. Текст Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто­то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. Обработка данных Подсчитывается количество пропущенных ошибок: 0­2 – высший уровень внимания; 3­4 – средний уровень внимания; более 5 – низкий уровень внимания. Исследователь   должен   обратить   внимание   на   качество   пропущенных   ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др. ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ. «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия. Цель: методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного   внимания,   истощаемости   больных   нервно­психическими заболеваниями.  Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».   «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». 6 Далее   опыт   повторяется   без   инструкций.   Перед   следующими   3­5   прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5­6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще   раз».   На   каждом   этапе   исследования   заполняется   протокол.   Под   каждым воспроизведенным   словом   в   строчке,   которая   соответствует   номеру   попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей   графе.   Спустя   час   испытуемый   по   просьбе   исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания  запомнившиеся  слова, которые фиксируются в протоколе кружочками. Тестовый материал Примеры набора слов:  Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.  Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.  Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь. Интерпретация результатов На   основе   подсчета   общего   количества   воспроизведенных   слов   после   каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой   можно   делать   выводы   относительно   особенностей   запоминания.   Так,   у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается,   ослабленные   дети   воспроизводят   меньшее   количество,   могут демонстрировать   застревание   на   лишних   словах.   Большое   количество   «лишних» слов   свидетельствует   о   расторможенности   или   расстройствах   сознания.   При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.  Кривая   запоминания   может   указывать   на   ослабление   внимания,   на   выраженную утомленность.   Повышенная   утомляемость   регистрируется   в   том   случае,   если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8­9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается).  Методика «Воспроизведение рассказа» Описание: Цель:   Определение   уровня   смысловой   памяти,   ее   объема   и   особенностей, способности текстов. запоминанию   к     7 Исследователь зачитывает вслух рассказ, содержащий 12­13 смысловых единиц и 3­ 4   числа.   Затем   предлагает   испытуемому   записать   основное   содержание прочитанного. Для получения более точных данных, эксперимент можно повторить, рассказ. используя другой     Инструкция: «Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания),   все   они   в   некоторой   логической   связи.   Прослушайте   внимательно рассказ   и   затем   в   течение   трех   минут   запишите   основное   его   содержание. Предложения   можно   сокращать,   сохраняя   их   смысл.   Переспрашивать   во   время нельзя». работы   Тестовое задание. «Корабль   вошел   в   бухту   (1),   несмотря   на   сильное   волнение   моря   (2).   Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10  человек  пошли  в  музей (7, 8).  Восемь матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской п арк  (12),   плотно   поужинали   (13).   В  23   часа   все   вернулись   на   корабль   (14,  15). Вскоре (16)». отправился корабль другой порт     в         «Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10,   11).   Не   медля   ни   секунды   (12)   я   выстрелил   из   своего   ружья   (13).   Конь вздрогнул   (14).   Подстреленных   птиц   я   подобрал   (15).   На   встречу   с   друзьями­ охотниками я приехал с добычей (16)». Обработка и интерпретация результатов теста: Оценка в условных баллах проводится по таблице. По результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается. Оценка в баллах Количество   воспроизведенных   смысловых единиц и чисел (из 16*2=32) 8 9 8 7 6 5 4 3 2 1 32 30­31 28­30 24­27 19­23 15­18 11­14 7­11 6 ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ. Тест для оценки словесно-логического мышления: Ребенок отвечает на вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. Какое из животных больше — лошадь или собака? Утром люди завтракают. А вечером?  Днем на улице светло, а ночью? Небо голубое, а трава? Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что? 9 6. 7. 8. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум? Что такое Москва, Санкт­Петербург, Хабаровск? Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.) Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — 9. это?..  10 На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу? 11. Для чего нужны автомобилю тормоза? 12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?  13. Что общего между белкой и кошкой?    14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга? 15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание? 16. Какие ты знаешь виды транспорта?  17. Чем отличается старый человек от молодого? 18. Для чего люди занимаются спортом? 19. Почему считается плохим, если кто­то не хочет работать?  20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки? При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно­логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов. Методика "Раздели на группы" Этот   вариант   методики,   предназначенный   для   диагностики   того   же   качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель   данной   методики   —   оценка   образно­логического   мышления   ребенка.   Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». 10 На выполнение всего задания отводится 3 мин. Стимульный материал к методике «Раздели на группы». Оценка результатов 10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин.   Эти   группы   фигур   следующие:   треугольники,   круги,   квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы   в   линейку),   желтые   фигуры   (в   клеточку),   большие фигуры, малые фигуры. , Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп. 8­9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин. 6­7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0  мин. 4­5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5­до 7  групп фигур. 2­3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3  групп фигур. 0­1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной  группы фигур. Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 11 8­9 баллов — высокий. 4­7 баллов — средний. 2­3 балла — низкий. 0­1 балл — очень низкий. ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ. Методика "Узнай, кто это" Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок. Психодиагностическое   обследование   при   помощи   данной   методики   проводится следующим   образом.   Ребенку   показывают   рисунок,   на   котором   листком   бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке. Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов   рисунка,   которые   ему   пришлось   просмотреть   прежде,   чем   принять окончательное решение. Оценка результатов 12 Картинки к методике «Узнай, кто это» 10 баллов ­ ребенок по фрагменту изображения <а> за время меньшее, чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака. 7­9 баллов — ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек. 4­6   баллов —   ребенок   определил,   что   это   собака,   только   по   фрагменту   «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек. 2­3 балла — ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек. 0­1 балл — ребенок за время, большее, чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в». Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 8­9 баллов — высокий. 4­7 баллов — средний. 2­3 балла — низкий. 0­1 балл — очень низкий. 13 Тест "Какие предметы спрятаны в рисунках?" (оценка восприятия ребенка) Методика   позволяет   оценивать   восприятие   ребенка   с   различных   сторон, выявляя   одновременно   способность   ребенка   формировать   образы,   делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. лет. Ребенку   объясняют,   что   ему   будут   показаны   несколько   контурных   рисунков,   в которых   как   бы   "спрятаны"   многие   известные   ему   предметы.   Далее   ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, "спрятанных" в трех его частях: 1, 2 и 3.   Методика рассчитана детей   4­6       на   Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время  ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок  справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на  выполнение задания. Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает  спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка  к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на  предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда  будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число  всех предметов, "спрятанных" на рисунках, составляет 14. Оценка результатов теста 10 баллов ­ ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех  трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек. 8­9 баллов ­ ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. 6­7 баллов ­ ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек. 4­5 баллов ­ ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек. 2­3 балла ­ ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51  до 60 сек. 0­1 балл ­ за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и  названию всех 14 предметов, "спрятанных" в трех частях рисунка. Выводы об уровне развития восприятия 10 баллов ­ очень высокий. 8­9 баллов ­ высокий  4­7 баллов ­ средний  2­3 балла ­ низкий  0­1 балл ­ очень низкий. 14 ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Методика "Назови слова" Представляемая   далее   методика   определяет   запас   слов,   которые   хранятся   в активной   памяти   ребенка.   Взрослый   называет   ребенку   некоторое   слово   из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек. 1. Животные. 2. Растения. 3. Цвета предметов. 4. Формы предметов. 5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета. 6. Действия человека. 7. Способы выполнения человеком действий. 8. Качества выполняемых человеком действий. Если   ребенок   сам   затрудняется   начать   перечисление   нужных   слов,   то   взрослый помогает   ему,   называя   первое   слово   из   данной   группы,   и   просит   ребенка продолжить перечисление. Оценка результатов 10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам. 8­9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам. 6­7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами. 4­5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп. 2­3 балла —  ребенок назвал  от 20 до 24  разных  слов,  связанных  с  различными группами. 15 0­1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов. Выводы об уровне развития 10 баллов ­ очень высокий. 8­9 баллов ­ высокий 4­7 баллов ­ средний. 2­3 балла ­ низкий. 0­1 балл ­ очень низкий. Методика "Определение активного словарного запаса" Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные  предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5  минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на  этой картинке. 16 Рисунок. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения  активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста: № п/пФиксируемые признаки речи Частота  употребления  этих признаков  ребёнком 1 2 Существительные Глаголы       17 3 4 5 6 7 8 9 Причастия Деепричастия Прилагательные в начальной  форме Прилагательные в  сравнительной степени Прилагательные в  превосходной степени Союзы Предлоги 10 Частицы 11 Однородные члены  предложения 12 Сложные предложения с                                          18 союзами типа «и», «а», «но»,  «да», «или» и др. 13 14 Сложные предложения,  соединённые подчинительными  союзами типа: «который»,  «потому что», «так как» и др. Вводные конструкции,  начинающиеся со слов «во­ первых», «по моему мнению»,  «я думаю», «мне кажется» и  т.п.             В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей  речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического  эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его  правой части. Оценка результатов 10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке)  встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков. В 8­9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8­9  разных протокольных признаков. 6­7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6­7 разных признаков. Оценка в 4­5 баллов ему дается за присутствие в речи 4­5 разных признаков. 2­3 балла — в речи присутствуют 2­3 признака. 0­1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1­2 слова, представляющие собой одну­ единственную часть речи. Выводы об уровне развития 10 баллов ­ очень высокий.  8­9 баллов ­ высокий.  4­7 баллов ­ средний.  19 2­3 балла ­ низкий.  0­1 балл ­ очень низкий. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО­ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ. Методика «Веселый - грустный» Описание: Методика   позволяет   выявить   представления   детей   возрастом   6­7   лет   об эмоционально значимых сторонах их жизни. Инструкция: Придумай, чем закончилась история. «Петя   пришел   из   школы   грустный.   Мама   его   спросила:   "Почему   ты   такой грустный?" А Петя отвечает: "Потому что наша учительница Нина Петровна…"» Что дальше сказал Петя? Предлагаются   такие   ситуации   с   веселым   мальчиком,   вернувшимся   из   школы,   а также с веселым или грустным мальчикам, вернувшимся из детского сада. Обработка и интерпретация результатов теста: Ответы детей распределяют по четырем типам. 1. «Отметка»:   веселый  ­   потому   что   учительница   поставила   пятерку,   поставила хорошую   отметку;   грустный   ­   потому   что   поставила   двойку,   поставила   плохую отметку и т. д. 2. «Непосредственные   отношения   с   учителем   (воспитателем)»:   похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т. п. 3. «Учитель ­ уроки»: учительница (воспитательница) заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия). 4. «Содержание   деятельности»:   ответы,   содержащие   указания   на   трудность (легкость)   задания,   наличие   или   отсутствие   развлечений,   выполнение   режимных моментов и т. п. 20 Делают  выводы о возрастных изменениях  представлений  детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы.   и       группы   "Скажи,   количества пожалуйста, Методика диагностики детских страхов (А.И.Захаров). Цель: выявление страхов детских Процедура   проведения: проводится   в   форме   опроса,   беседы,   ребенку   задается вопрос: нет…" Инструкция   для   ребенка: "Скажи,   пожалуйста,   ты   боишься   или   нет…"   на основе ответов о количестве страхов у детей, наличие Обработка результатов:   большого   количества   разнообразных   страхов   –   это   важный   показатель преневротического   показателя,   таких   детей   следует   относить   к   группе   риска   и проводить   специальную   работу,   может   быть   показана   консультация   у   детского психоневролога. боишься   или     ты     Эти страхи можно разделить на несколько групп: 1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь) 2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки) 3. Страх смерти (умереть) 4. Животных и сказочных персонажей 5. Кошмарных снов, темноты 6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания) 7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство) Какие   страхи   преобладают,   с   чем   это   связано,   интенсивность   переживания, методика   позволяет   провести   следующую   беседу   (почему   боишься   –   глубокое интервью). Протокол Инструкция: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…" 1. остаться один 2. заболеть 3. умереть 4. каких­то детей 21 5. воспитателей 6. того, что они тебя накажут 7. бабу­ягу, кощея, бармалея 8. страшных снов 9. темноты 10.волка, медведя, пауков, змей 11.машины, поездов, самолетов 12.бури, грозы, наводнения 13.высоты 14.в маленькой темной комнате, туалете 15.воды 16.огня, пожара 17.войны 18.врачей, кроме зубных 19.крови 20.уколов 21.боли 22.резких звуков (внезапно что­то упадет, стукнет). Бланк ответов Ф.И.О.________________________________________________.  Возраст_________________ Дата проведения_______________________ № Содержание Группа 22 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 остаться один заболеть умереть каких­то детей воспитателей того, что они тебя накажут бабу­ягу, кощея, бармалея страшных снов темноты волка, медведя, пауков, змей машины, поездов, самолетов бури, грозы, наводнения высоты в маленькой темной комнате, туалете воды огня, пожара войны врачей, кроме зубных крови уколов боли резких звуков (внезапно что­то упадет, стукнет).                                               Рекомендации.  Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.  Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.  Обучение навыкам эмоционального самоконтроля. 23  Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.  Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.  Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.  Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.  Не   сравнивать   ребенка   с   другими   детьми   или   эталоном,   не   предъявлять завышенных или заниженных требований.  Для детей с ЗПР рекомендуются массажи и занятия в бассейне.  Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.  Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности.   Для   подкрепления   устных   инструкций   использовать   наглядные   материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).  Создавать   ситуации   успеха,   в   которых   ребенок   имел   бы   возможность проявить свои сильные стороны.  Психокоррекционную   деятельность   необходимо   разбавлять   игровой деятельностью, рисованием, лепкой и т.п.  Для речевого развития ребенка необходимо обращаться к логопеду. 24

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР

Диагностическая программа, разработанная для детей с ЗПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019