Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы
Оценка 5

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Оценка 5
Памятки
docx
дефектология
Взрослым
22.02.2019
Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы
Описана теория и разработка моделей индивидуальных и фронтальных занятий с детьми , имеющие тяжелое нарушение речи. А так же специфику индивидуальных и фронтальных форм коррекционно-ориентированной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста,в различных типах учреждений с различной речевой патологией.
Методические рекомендации.docx
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно­педагогической работы»  создание   условий   для   формирования 1.   Цель   освоения   дисциплины: профессиональных   компетенций   в   области  организации   и   проведения индивидуальных и фронтальных занятий в процессе логопедической  работы. 2. В результате освоения дисциплины слушатель должен знать:   теорию   и   методику   разработки   моделей   индивидуальных   и   фронтальных занятий с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи;  специфику   индивидуальных   и   фронтальных   форм   коррекционно­ ориентированной   работы   с   детьми   дошкольного   и   младшего   школьного возраста в различных типах учреждений для детей с речевой патологией; уметь:   применять теоретические знания  по основам логопедии  при организации логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения;   использовать   современные  образовательные  технологии    и  коррекционные программы для обеспечения логокоррекционного процесса;  планировать,   проектировать   и   моделировать   различные   формы логопедической работы в соответствии с основными принципами;   применять профессиональные компетенции, помогающие выстраивать коррекционно­логопедический процесс в ОО в соответствии с требованиями ФГОС и  должностными обязанностями.   владеть:  методиками   проведения   различных   форм   занятий   с   детьми,   имеющими различные нарушения речи. 1 Структура практикума Результаты   практикума   предоставляются   в   виде   отчета   по   результатам выполненных практических заданий. Структура отчета по практикуму включает в себя следующие части: 1. Титульный лист по форме (см. приложение № 1). 2. Содержание по форме (см. приложение № 2). 3. Содержание практических заданий потрем модулям (см. приложение № 3) 4. Список использованной литературы. Тематическое содержание дисциплины. Перечень практических занятий. Модуль 1.  Основные принципы  индивидуальной и фронтальной форм логопедической работы  Задание 1 Цель: сформировать умения   планировать, проектировать и моделировать различные   формы   логопедической   работы   на   основе   знания   основных принципов их организации и проведения.            1. Ознакомьтесь с методическим пособием Степановой О.А. «Организация логопедической   работы   в   дошкольном   образовательном   учреждении»,       и методическими рекомендациями для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Организация психолого­педагогического сопровождения детей с речевой патологией в образовательном учреждении»   в разделе «Библиотека». Проанализируйте  формы логопедической работы в  различных образовательных учреждениях.   Выводы   оформите,   заполняя     таблицу   «Формы   организации логопедической   помощи   детям   с   нарушениями   речи     в   образовательных учреждениях различного типа 2 Тип образовательного учреждения Возраст детей Структура речевого нарушения Основные формы логопедической работы с детьми        2. Используя Программы коррекционно­логопедической работы (см. раздел «Библиотека»), проведите анализ задач и направлений логопедической работы по   коррекции   различных   речевых   нарушений   у   детей   (фонетико­ фонематического   недоразвития   речи,   общего   недоразвития   речи,   заикания   и т.д.).   Для   оформления   результатов   анализа   используйте   таблицу   «Задачи   и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей»: Планируемый результат освоения Коррекционной программы Предпочтительная форма логопедических занятий Вид речевого нарушения Направления логокоррекционной работы Задачи Фонетико­ фонематическое недоразвитие речи Общее недоразвитие речи 1 уровня Общее недоразвитие речи 2 уровня Общее недоразвитие речи 3 уровня Ринолалия Дизартрия Заикание Алалия        3. Кратко опишите  основные принципы логопедической работы. 3 Модуль 2. Организационные аспекты индивидуальной формы логопедической работы Задание 2 Цель:  формирование профессиональных компетенций в области организации и проведения индивидуальных логопедических занятий.                1. С помощью   литературы, предложенной   в разделе «Библиотека», заполните таблицу «Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий» Вид речевого нарушения Направления индивидуальной работы Задачи индивидуального занятия в соответствии с ведущими направлениями работы Структура занятия Принципы отбора речевого и дидактическог о материала Фонетико­ фонематическо е   недоразвитие речи Общее недоразвитие речи 1 уровня Общее недоразвитие речи 2 уровня Общее недоразвитие речи 3 уровня Ринолалия Дизартрия Заикание Алалия                  2. Подберите упражнения и игры  для формирования грамматического строя речи, для развития внимания и памяти, которые   можно применить на индивидуальных  занятиях.                 3. Составьте   планы­конспекты   индивидуальных   занятий   на подготовительном  этапе  работы над  звуком [с], по  постановке  звука [ш],  по автоматизации   звука   [р]   в   слогах.   В   каждом   конспекте   обязательно 4 сформулировать   тему,   цель,   задачи   занятия,   отразить   последовательность   и краткое содержание этапов. Модуль 3. Организационные аспекты фронтальной формы логопедической работы Задание 3 Цель: сформировать   практические   навыки   организации   фронтальной формы  логопедической  работы.       1. С помощью предложенной таблицы проведите сравнительный анализ  типов логопедических фронтальных занятий с детьми с речевыми нарушениями по основным критериям. Типы фронтальных занятий/уроков Задачи Структура с указанием основных этапов занятия Используемые технологии        2.Составьте  конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР   3   уровня     по   формированию   связной   речи   (выбор   лексической   темы свободный). Пояснительная записка. Данный   практикум   направлен   на   изучение   индивидуальных   и фронтальных  форм  логопедических занятий. В его задачи входит ознакомление слушателей  с   моделями   индивидуальных   и   фронтальных   логопедических   их  планирования,  принципами   и  правилами занятий   с  детьми,   с  системой  организации   и   проведения  в   логопедических   группах   детского   сада, поликлиниках,   дошкольных   логопедических   пунктах   и   др.;   предоставление возможности проведения сравнительного анализа   различных форм занятий, а также   обучения   основам   составления   конспектов   индивидуальных   и 5 фронтальных занятий с детьми на различных этапах коррекционной работы. По окончании изучения курса слушатели должны овладеть знаниями о специфике индивидуальной и фронтальной форм работы логопеда. Модуль 1.  Основные принципы  индивидуальной и фронтальной форм логопедической работы         Логопедия   стоит   в   ряду   других   специальных   наук:   сурдопедагогики, олигофренопедагогики,   тифлопедагогики,   воспитания   и   обучения   детей   с двигательными   нарушениями;   она   имеет   общую   с   ними   методологическую основу и общую специальную задачу: максимальное преодоление дефектов у детей   (и   у   взрослых),   страдающих   нарушением   (в   данном   случае   речи),   и подготовка их к трудовой деятельности.         Сложность освещения основных принципов логопедического воздействия заключается   в   том,   что   в   логопедической   помощи   нуждаются   люди   самых разных возрастов (дошкольники, школьники, взрослые); нарушения речи очень многообразны,  столь   же   разнообразны   причины   их   возникновения,  их   роль   и значение для полноценности коммуникативной функции речи человека, для его общего   развития   и   обучения,   формирования   характера   и   для   его   участия   в трудовой и общественной жизни.        Как педагогическая дисциплина, логопедия должна руководствоваться в своей   практике   общепедагогическими   принципами,   в   частности   принципами дидактики.  Система   логопедических   воздействий   может   быть   сформулирована   в        виде следующих положений. 1. Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее   отрицательных   сторон,   которые   должны   быть   перевоспитаны,   так   и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности,   учитывая   взаимообусловленность   и   связь   деятельности   всех анализаторов, компенсации деятельности неполноценных.   используется   привлечение   здоровых   анализаторов   для 6 2. В логопедическую работу вовлекается речь человека в целом: логопед должен создавать словарь, грамматический строй и звуковую сторону речи (моторная алалия) даже при самом легком речевом нарушении, когда имеются дефекты произношения   только   некоторых   звуковых   групп   и   отдельных   звуков,   он   не может ограничить свою работу только созданием правильного изолированного звука, а с точки зрения произношения этого звука переработать и словарь (не лука, а рука, не коска, а кошка) и фразу не я хотю кусять, а я хочу кушать). Логопед   должен   не   только   добиться   правильного   произношения   мягких   и твердых согласных или звонких и глухих, но и их различения, т. е. подготовить основу для правильной письменной речи. 3.   В   центре   внимания   логопедической   работы   все   время   должно   оставаться наиболее   пострадавшее   звено   данного   нарушения   (первично   нарушенный компонент   речи).   Так,   например,   при   дислалии   и   дизартрии   это   будет звукопроизношение,   при   алалии­словарь,   при   заикании­спокойное,   плавное течение речи и т. д. 4. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки. 5.   В   правильно   построенном   логопедическом   процессе   должны   быть   учтены закономерности и последовательность нормального как речевого, так и общего психического развития. 6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту   логопата:   в   работу   со   школьником   желательно   быстрее   включать программный материал и проводить занятия в виде школьных, а с дошкольником использовать в основном игровые формы, но все же строить свою работу в виде организованных и плановых занятий. 7. Трудности логопедической работы и сроки ее будут зависеть от характера каждого   речевого   нарушения   и   от   его   степени.   Например,   постепенность развития   звукопроизношения   при   дизартрии   связана   с   постепенным усложнением артикуляционных укладов звуков данного языка и с постепенным переходом от менее пораженных движений к более пораженным. 7 При моторной алалии постепенное развитие речи схематически может быть   охарактеризовано   следующими   основными   направлениями:   а)   от звукоподражания и лепетных слов ко все более сложным по своей словесной структуре словам; б) от самых конкретных по своему смысловому содержанию слов   и   грамматических   категорий   ко   все   более   отвлеченным;   в)   от   самых простых предложений ко все более развернутым и сложным. 8.   Вся   работа   логопеда   должна   быть   проникнута   психотерапией,   которая основана   на   понимании   трудностей   логопата,   на   понимании   того,   что большинство   плохо   говорящих   тяжело   переживает   свою   речевую недостаточность ­ насмешки окружающих, неудачи в учебе; многие из них уже сомневаются в том, что они смогут преодолеть свои трудности. 9.   Воспитание   и   перевоспитание   речи   происходит   под   целенаправленным воздействием логопеда, в значительной степени на основе подражания логопеду, поэтому личность логопеда и, в частности, его речь приобретают очень большое значение Кропотливая, вдумчивая работа возможна только в том случае, если логопед искренне любит свою работу и детей.        Все   поведение   логопеда   должно   быть   ровным,   благожелательным   по отношению   к   своему   воспитаннику;   его   эмоциональный   фон   должен   быть окрашен   радостным,   но   спокойным   и   деловым   оживлением   Логопед   должен быть   требовательным,   но   в   то   же   время   его   требовательность   должна   быть разумной, понимающей и учитывающей все трудности логопата истощаемость, замедленность   заново   формирующихся   речевых   навыков,   их   нестойкость   и зависимость от самочувствия, от окружающей обстановки (заикающийся опять начинает заикаться при появлении незнакомых людей, путаеуже отработанные звуки при требовании пересказать трудную для него статью и т п )          Все   срывы   и   неудачи   логопедического   процесса   логопед   должен рассматривать   прежде   всего   с   точки   зрения   посильности   предъявленных требований к логопату.      Очень   важна   авторитетность   логопеда   как   для   детей,   так   и   для   их родителей   и   воспитателей,   так   как   сравнительно   короткая   работа   логопеда 8 должна   подкрепляться   дополнительной   работой   дома   или   в   детском учреждении.      Авторитетность в глазах ребенка достигается общей манерой поведения, четкостью своих заданий и требований, в отношении родителей и воспитателей логопед также должен быть ровным и терпеливым, вести квалифицированно, но доступно разъяснение своих требований и своих заданий.      Логопед должен уметь тонко наблюдать для того, чтобы хорошо знать тех, с кем он работает, тем более что в процессе работы их речевой уровень все время   изменяется,  а  в   связи   с   этим   изменением   соответственно   меняются   и трудности   и   задачи   логопедической   работы.   (Так,   в   работе   с   моторным алаликом на первом этапе наиболее трудно преодолеть его речевой негативизм, на   втором   и   третьем   этапах   нарастают   трудности   в   области   словаря   и грамматического строя и появляется опасность возникновения заикания.)      Логопед должен хорошо знать основные речевые нарушения и их течение, должен быть знаком с современным пониманием их механизмов, должен знать методику   начального   обучения   грамоте   и   математике,   так   как   именно   ему приходится   начинать   обучение   детей   с   тяжелыми   речевыми   нарушениями (дизартрия, алалия, ринолалия и др.).       Начальное   обучение   при   многих   речевых   нарушениях   имеет специфические   трудности,   кроме   того,   оно   очень   часто   является вспомогательным средством исправления дефектной речи.      Недостаточность   единых   программ,   пособий   требует   творческого отношения логопеда к своей работе и тщательной предварительной подготовки к каждому занятию.        Логопедические   занятия   проводятся   со   специально   подобранными группами или индивидуально.      Организация небольших (от 3­4 до 5­6 человек) подобранных групп (по характеру   и   тяжести   нарушения,   по   возрасту,   по   интеллекту)   дает   больше возможностей   для   проведения   различных   игр   и   упражнений,   для 9 воспитательного и психотерапевтического воздействия как на наиболее робких и застенчивых, так и на расторможенных и негативных.       Для успешного ведения работы в группе (дошкольников, школьников разных   классов)   должна   быть   дисциплина,   что   лучше   всего   обеспечивается четким продуманным планом работы всей группы и индивидуальных требований для всех, входящих в группу.        Групповая   работа   не   исключает   и   необходимости   индивидуальной работы,   которая   ведется   или   временно   (как   подготовка   наиболее   "тяжелых" детей к работе в группе), или параллельно (в дополнение к работе в группе отдельных детей), или целиком (если у логопеда нет соответствующей группы).      Речь   логопеда   должна   быть   образцом   для   подражания   во   всех   отношениях:   по   своему   темпу,   дикции,   благозвучности,   правильности выражений   и   произношения.   Таким   образом,   логопед   не   может   быть   ни заикающимся,   ни   косноязычным,   он   должен   уметь   говорить   свободно   и выразительно.   В логопедии разработаны специальные методы преодоления различных     дефектов речи.     Работа логопеда должна быть хорошо оснащена различными пособиями. В   качестве   пособий   в   логопедической   работе   служат   игрушки,   картинки (предметные, сюжетные, серии последовательных картинок9), настольные игры (типа   лото,   домино   "Кто   быстрее"),   книги   (буквари,   книги   для   чтения, художественная   литература,   учебники   для   разных   классов),   таблицы   по русскому языку. Все указанные пособия логопед использует в зависимости от той   непосредственной   задачи,   которую   он   ставит   перед   собой   в   связи   с характером   нарушения,   этапом   работы,   интеллектом   и   общим   развитием занимающегося.   В   связи   с   этим   игрушки,   картинки,   тексты   должны   быть специально подобраны и сгруппированы.        Выбор   пособия   и   способ   пользования   им   определяются   целевой установкой его применения; одно и то же пособие может быть использовано как 10 в   целях   обследования,   так   и   в   целях   упражнения,   создания   тех   или   иных навыков.        К специальным пособиям относится логопедическое зеркало, в котором занимающийся может видеть одновременно лицо логопеда и свое. Логопедическая   работа   начинается   с   всестороннего   обследования ребёнка,  сбора   подробного   анамнеза.   Анализ   анамнестических   сведений, полученных   в   результате   опроса   родителей,   а   также   содержащихся   в медицинских   картах   учащихся   служит основой   для   получения   общей картины этиопатогенеза   (причин   и   механизма)   нарушений   речи   у   детей, объективных данных об индивидуальных особенностях ребёнка. При обследовании    выявляется    состояние  произношения  и  различения звуков, воспроизведения слов различной слоговой структуры, темпа и плавности речи,   а   также   фонематического   восприятия,   сформированности   лексико­ грамматических связей.  На   этом   основании   составляются   индивидуальные   планы,   на   основе которых   планируется   преодоление   индивидуальных   речевых   затруднений учащихся.   Далее,   по   результатам   проведенного   обследования   составляются группы детей для фронтальных занятий. (Планы индивидуальной и фронтальной программы прилагаются).  Программа   воспитания   и   обучения   детей   с   нарушениями   речи предполагает решение коррекционных задач в форме: ­фронтальных (подгрупповых) занятий; ­индивидуальных занятий; ­занятий подвижными микрогруппами.    На   основе   логопедического   заключения   и   полученных   результатов обследования   составляется   перспективный   план   коррекционной   работы   с конкретным ребенком. Этот план должен учитывать все индивидуальные особенности развития речевых   и   неречевых   функций   обследованного   ребенка   вид   и   характер   его трудностей. 11 Поэтому в перспективный  план индивидуальной  коррекционной   работы необходимо заключать все мероприятие способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом специфики этих расстройств. Перспективный план индивидуальной коррекционной работы составляется в   определенной   последовательности   и   по   разделам.   (Схема   примерного перспективного плана прилагается) На   основе   перспективного   плана   составляется   текущий   план, индивидуальной   коррекционной   работы,   который   конкретизирует   и   уточняет объем,   содержание;   и   продолжительность   коррекционного   воздействия. Текущий план составляется на учебный год, четверть (квартал), месяц, неделю с учетом   программы   обучения   дошкольного   или   школьного   учреждения   и содержания   всех   видов   коррекционной   работы, перспективном плане индивидуальной коррекции.   представленных   в Основные направления логопедической работы на индивидуальных занятиях: ­     развитие   движений   артикуляционного   аппарата,   необходимых   для правильного   и   четкого   произношения   звуков.   Для   детей   с   выраженными нарушениями   моторики   артикуляционного   аппарата   проводятся   специальные упражнения (в течение года). ­ формирование навыков правильного произношения звуков в соответствии с индивидуальными планами;   ­  автоматизация   навыков   правильного   произношения   и   их дифференциация; ­  преодоление   затруднений,   связанных   с   произношением   слов   более сложного слогового состава; ­  преодоление   индивидуальных   затруднений,   связанных   с   анализом звукового состава слова; ­  преодоление   затруднений,   связанных   с     фонетико­фонематическим недоразвитием; 12 ­  преодоление затруднений, связанных с   нарушением усвоения лексико­ грамматических связей; ­  преодоление затруднений, связанных с нарушением   темпо­ритмической организацией речи; ­  преодоление затруднений, связанных с нарушением голосообразования и просодической стороны речи. Основные   направления   логопедической   работы   на   фронтальных занятиях:  ­   формирование   произношения   и   восприятия   звуков   в   сложных фонетических   условиях.   В   течение   года   проводится   работа   в   следующих направлениях: ­    закрепление произношения и различения гласных (А, У, О, Ы, И, Э), а также твердых и мягких согласных; ­   формирование навыков дифференциации звуков Ш –Ж, С­3, Щ­Ч­Т, Ц­ Щ­Ч, Щ­Ч­С'­С­Ц, Р­Р'­Л­Л'. Содержание фронтальных занятий включает: ­  правильное, четкое произношение гласных и согласных звуков в словах различной сложности; уточнение произношения мягких звуков; ­  повторение глухих и звонких, дифференциация твердых и мягких звуков, глухих и звонких; ­  умение различать на слух и выделять из слов любой сложности мягкие и твердые звуки, глухие и звонкие; ­  повторение шипящих звуков и аффрикат, j в условиях стечения; ­  формирование  фонетико­фонематических представлений; ­  формирование лексико­грамматического строя речи у детей с ОНР; ­  формирование  темпо­ритмической стороны речи у детей с заиканием; ­  формирование просодической стороны речи у детей дизартрией. Неотъемлемой   частью     логопедических   занятий   является   включение здоровьесберегающих   технологий   в   ход   урока,  так   как   дети   с   речевыми нарушениями,   как   правило,   имеют   ослабленное   здоровье.   Подбор   элементов 13 различных   здоровьесберегающих   технологий   зависит   от   возрастных   и психофизиологических особенностей детей.  В занятие включаются: зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно внедряя в каждое занятие различные виды  массажа, динамические  паузы, пальчиковые  игры,  гимнастику  для глаз, логопед   создает   необходимую   атмосферу,   снижающую   напряжение   и позволяющую   использовать   все   время   занятия   более   эффективно.   Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Модуль 2. Организационные аспекты индивидуальной формы логопедической работы       В   Федеральном   Государственном   образовательном   стандарте дошкольного   образования   одним   из   психолого­педагогических   условий   для успешной   реализации   программы   является   использование   в   образовательном процессе  форм  и  методов   работы  с  детьми, соответствующих   их  психолого­ возрастным и индивидуальным особенностям.      Основной   формой   коррекционного   обучения   в   детском   саду являются  логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.        Коррекционные логопедические задачи решаются в форме: фронтальных (подгрупповых)   занятий;   индивидуальных   занятий;   занятий   подвижными микрогруппами.       Индивидуальные   логопедические   занятия  проводятся   с   каждым ребенком по отдельности. Это является заметным преимуществом по сравнению с подгрупповыми     занятиями.   Индивидуальные   логопедические   занятия   рекомендованы   детям   с нарушением артикуляционного аппарата и нарушениями в речи. Занятия такого 14 типа   являются   самыми   эффективными:   они   позволяют   совершенствовать звукопроизношение, развивать мелкую моторику, обогащают словарный запас.    Частота проведения индивидуальных логопедических занятий зависит от степени тяжести речевого нарушения  ребенка.     Структура   индивидуального   логопедического   занятия   для   всех   видов нарушения речи едина. 1.Статичные и динамичные артикуляционные упражнения: а) упражнения по тренировке губ; б) упражнение по тренировке нижней челюсти; в) упражнения для тренировки языка. 2.Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов. • • Упражнения по развитию речевого дыхания. Упражнения по развитию мимической выразительности. Упражнения по формированию речевого голоса. • 3.Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи. 4.Упражнения   для   развития   слухового   внимания   и   фонематического восприятия. 5.Исправление   дефектного   звукопроизношения   и   автоматизация   правильного звукопроизношения в речи ребенка. 6.Коррекция нарушения слоговой структуры слова. 7.Формирование лексико­грамматических представлений. 8.Обучение элементам грамоты. 9.Развитие   психических   процессов:   произвольного   внимания,   памяти, логического мышления. 10.Коррекция   нарушений   чтения   и   письма   (дисграфия,   дислексия, дизорфография) у школьников.      Коррекция   нарушенного   произношения   проводится   поэтапно   и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о   том,   сколько   этапов   включает   логопедическое   воздействие:   Ф.   Ф.   Рау выделяет 2 этапа, О. В. Правдина и О. А. Токарева – 3 этапа, М.Е.Хватцев – 15 4этапа.   Так   как   принципиальных   расхождений   в   понимании   задач логопедического   воздействия   нет,   то   выделение   количества   этапов   не   имеет принципиального значения.        Исходя   из   целей   и   задач   логопедического   воздействия,   традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения и, соответственно, модели индивидуальных занятий. Подготовительный этап Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора правильному восприятию и произнесению звуков.  Содержание: 1. Формирование точных движений органов артикуляции:  с помощью логопедического массажа;  с помощью приёмов артикуляционной гимнастики. 2. Формирование направленной воздушной струи. 3. Развитие мелкой моторики: с помощью пальчиковой гимнастики; с помощью массажа рук; с помощью самомассажа пальцев рук; с помощью предметно­практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.). 4. Развитие фонематических процессов.  Используют   упражнения, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи.   способствующие   развитию   речевого   слуха, 5. Отработка опорных звуков. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков 1. Постановка звука. Цель: добиться правильного произношения изолированного звука. Содержание. 1)   Объединение   отработанных   на   подготовительном   этапе   положений   и движений органов артикуляции. 16 2) Создание артикуляционной базы данного звука. 3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков. 4) Отработка произнесения изолированного звука. 2. Автоматизация звука. Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи. Содержание:  постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных   фонематических   представлений.   Наряду   с   артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). 3. Дифференциация звука. Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.  Содержание:  постепенная,   последовательная   дифференциация   смешиваемых звуков   по   моторным   и   акустическим   признакам   сначала   в   изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.   На   этапе   дифференциации   звуков   используют   разнообразные   приемы     различения звуков (по В. А. Ковшикову). 1)   Прием   демонстрации   артикуляции   дифференцируемых   звуков   (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный). 2)   Прием   фонематического   анализа,   который   традиционно   включает   три языковые операции: –   фонематический   анализ   (выделение   звука   на   фоне   слова,   определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.); –  фонематический   синтез   (составление   слов   из   заданной   последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.); – фонематические представления. 3) Прием связи звука и буквы. 17 Этап формирования коммуникативных умений и навыков Цель:  сформировать   у   детей   умения   и   навыки   безошибочного   употребления звуков во всех ситуациях речевого общения. Содержание:  моделирование   и   использование   различных   ситуаций   речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков. Памятка к подготовке и проведению индивидуальных логопедических занятий.      При подготовке и проведении индивидуального занятия логопед должен: ­сформулировать тему и цели занятия; ­продумать этапы занятия, их связь друг с другом;  ­запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия; ­осуществлять   дифференциальный   подход   к   каждому   ребенку   с   учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей; ­формулировать инструкции кратко и четко; ­использовать разнообразный и красочный наглядный материал; ­уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.      При составлении индивидуальных занятий надо помнить, что занятие должно быть четко структурировано. Оно должно включать в себя: ­ ­ ­ ­ развитие артикуляционной моторики; формирование воздушной струи; развитие фонематического восприятия; отработку произносительного навыка (в зависимости от этапа работы над звуком); ­ отработку лексико­грамматических конструкций; развитие мелкой моторики; ­ ­  развитие неречевых психических процессов.          Составляя конспект занятия, следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия усложняется постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком.      К автоматизации звука можно переходить, когда ребенок произносит его изолированно   совершенно   правильно   и   четко.   Ни   в   коем   случае   не   следует 18 вводить в слоги и слова  непоставленные  звуки, так как это приведет лишь к закреплению   неправильных   навыков.  Звук   сначала   должен   отрабатываться изолированно, затем в слогах, а затем в словах. По мере того как достигается достаточно   свободное   использование   в   речи   усваиваемых   детьми   звуков, включаются   более   сложные   формы   работы   –   самостоятельное   составление предложений   из   данных   слов,   использование   в   предложении   той   или   иной грамматической формы, пересказ текста и т.п.       Лексический   материал   должен   содержать   максимальное   количество закрепляемых   звуков.   Логопед   должен   стремиться   к   тому,   чтобы   в   процессе работы   смысловой   речевой   материал   преобладал   над   слоговыми упражнениями.         Необходимо   повышать   темп   речевых   упражнений   от   неторопливого, утрированного   произнесения   переходить   к   более   быстрому   проговариванию   и, наконец, к скороговоркам.      Лексический, грамматический материал, игры и упражнения на развитие психических процессов подбираются с учетом речевых возможностей ребенка, т.е.   на   этапе   постановки   звука   или   на   этапе   автоматизации   звука   в   слогах речевая работа строится на материале сохранных звуков. На дальнейших этапах все речевые упражнения включают в себя отрабатываемый звук.        Особенностью   индивидуального   занятия   на   этапе   постановки   звука является  то, что  подходы  к  постановке  звука   проводятся  в течение  занятия неоднократно   (не   менее   3­х   раз).   Эти   подходы   чередуются   с   заданиями   по реализации других целей.        На   всех   этапах   коррекционного   обучения   закрепление   правильного произношения   звуков   сочетается   с   развитием   четкости   речи   и   устранением затруднений   в   произношении   слов   сложного   звукослогового   состава.   На последнем этапе обучения включаются специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи. 19 Кроме того, если занятие проводится с дошкольником, следует принимать во   внимание   и   ведущую   деятельность   ребенка   –   игру.   Это   значит,   что индивидуальные   логопедические   занятия,   как   и   любые   другие   занятия   с дошкольниками, должны включать в себя сюрпризные моменты, увлекательные задания и упражнения, в ходе выполнения которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру. Модуль 3. Организационные аспекты фронтальной формы логопедической работы                   Под фронтальными  подразумеваются   такие   занятия,   когда   все воспитанники группы (учащиеся класса) выполняют одну и ту же работу.     Фронтальные логопедические занятия позволяют эффективно решать те   задачи   развития   речи   и   коррекции   ее   недостатков,   которые   являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.        Тематический   подход   к  организации   познавательного   и   речевого материала   занятия   предполагает   его   фокусировку   на   какой­либо  теме  из окружающего   ребенка   предметного   мира.   Это   позволяет   обеспечить   тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно   изучается   на   разных   по   видам   деятельности   занятиях:   при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в   играх.   Подбор и   расположение   тем   определяются   следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.     концентрированное   изучение   темы, Один   из   важнейших   факторов   реализации   тематического   принципа   –   благодаря   чему   обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток   времени.   Многократность   повторения   очень   важна   как   для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации. 20 Оптимизация содержания   занятий   обеспечивается   их   интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников.      Опора   на игру как   ведущий   вид   деятельности   дошкольников   и обязательное   включение   разных   видов   игр   в   логопедические   занятия обеспечивают   выраженный   позитивный   эффект   как   в   преодолении   речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.      Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в   определенной   системе,   по   единому   для   всех   детей   плану   с   учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. К работе   на   фронтальных   занятиях   дети   готовятся   на   индивидуальных   и групповых. Логопедические   занятия,   в   зависимости   от   конкретных   задач   и   этапов     коррекции речи, подразделяются на следующие типы: 1. Занятия по формированию фонетико­фонематической стороны речи.         Основными   задачами их   являются   формирование   правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; контроль за внятностью и   выразительностью   речи,   подготовка   к   усвоению   элементарных   навыков звукового анализа и синтеза. Специфика   этого   типа   занятий   обуславливает   подбор   лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. 2. Занятия по формированию лексико­грамматических средств языка: — по формированию словарного запаса; — по формированию грамматического строя речи.      Основными   задачами этих   занятий   являются   развитие   понимания   речи, уточнение   и   расширение   словарного   запаса,   формирование   обобщающих понятий,   практических   навыков   словообразования   и   словоизменения,   умение 21 употреблять   простые   распространенные   предложения   и   некоторые   виды синтаксических структур. В   младших   группах   в   детском   саду   логопедической   направленности основной  упор  в  работе логопеда делается  на обогащение  словаря  детей,    в соответствии с тематическим годовым планированием, выбирается лексическая тема,   внимание   логопеда   и   детей   на   занятии   полностью   сосредоточено   на словаре,  лексико  –  грамматические   категории  включаются   в  работу   также   в соответствии с планом прохождения лексических тем. В данном типе занятий изучение лексико – грамматических категорий играет второстепенную роль.  В старших группах изучение лексико – грамматических категорий занимает важное  место,   логопед   планирует   изучение   только   одной   лексико   – грамматической   темы.   Это   обусловлено   тем,   что   ни   одна   грамматическая категория   не   может   войти   в   самостоятельную   речь   детей   –   логопатов   без многократного   сознательного   использования   ее   в   разных   словосочетаниях   и предложениях.   Темы   для   лексико   –   грамматических   занятий   выбираются   не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого – педагогическими особенностями детей. 3. Занятия по развитию связной речи.        Основная задача  — обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у   детей   вырабатывается   умение   передавать   впечатление   об   увиденном,   о событиях   окружающей   действительности,   в   логической   последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ­описание.            Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное   общение.   Важно   научить   детей   применять   отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. Логопедические занятия строятся с учетом как общей дошкольной педагогики, так и специальной. 22 Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для подгруппы детей, имеющих сходство в структуре дефекта.        Занятия в подвижных  микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать   их   цели   и   содержание   в   зависимости   от   задач   коррекционной работы,   речевых   и   индивидуально   –   типологических   особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило, объединяют детей, имеющих более или менее однородные   дефекты   произношения   звуков.   когда   акцент   Позднее, перемещается   на   закрепление   поставленных   звуков,   возрастает   возможность включать   упражнения,   направленные   на   расширение   словаря   и   овладение грамматически   правильной   речью,   целесообразно   перегруппировать   детей   с учетом   всего   объема   речевой   работы.   Данный   подход   помогает дифференцированно   работать   с   детьми,   недостатки   которых   выражены   в основном   в   звуковой   стороне   речи.   Так   же   на   занятия   в   подвижных микрогруппах   происходит   закрепление   лексико­грамматических   категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.       По   своей  структуре  классическое   фронтальное   и   подгрупповое логопедическое  занятие  включает  в  себя  организационно­подготовительный, основной и заключительный этапы.   Задачей       этапа  является   создание   положительного      эмоционального   фона,   снятие   утомления   или   чрезмерного   возбуждения,     подготовительного   развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе   вырабатывается   ритуал   приветствия,   используются   различные   игры   на групповое сплочение, психогимнастические упражнения, элементы релаксации, упражнения для улучшения мозговой деятельности.  Задачей       основного   этапа является   работа   над   активизацией   словарного       запаса,   практическим   усвоением   той   или   иной   грамматической   категории, развитием   связной   речи.   Обязательным   условием   является   неоднократное выполнение   заданий   определенной   лексико­грамматической   направленности, 23 имеющих разнообразное оформление. В середине основного этапа проводится динамическая   пауза,   содержание   которой   в   большинстве   случаев   связано   с темой   занятия.   Для   динамической   паузы   также   подбираются   упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук.            этапа является сообщение домашнего задания,     заключительного      Задачей   подведение   итогов   занятия,   обсуждение   результатов   работы   и   тех   чувств, которые   испытывали   дети   в   процессе   занятия.   Вырабатывается   ритуал прощания. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью различных символов — цветка настроения, солнышка, гномика и т. п.      К фронтальным занятиям    1. Занятие должно быть динамичным.        предъявляются следующие       требования    : 2.   Обязательно   включаются   игровые   фрагменты   и   сюрпризные   моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети. 3.  Должна быть частая смена различных видов деятельности. 4.  Необходимо   развивать   у  детей   коммуникативную   направленность,  обучать общению с педагогом и друг с другом. 5.   Необходимо   на   занятиях   приучать   детей   слушать,   слышать,   исправлять ошибки в чужой и в своей речи. 6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный. 7.  Самое главное – на занятиях дети должны много говорить. При   планировании  и   проведении   фронтальных   подгрупповых логопедических занятий:  ­определяются тема и цели занятия; ­выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;  ­отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям   детей,   при   этом   допускается   ненормативное   фонетическое оформление части речевого материала; 24 ­обеспечивается   постепенное   усложнение   речевых   и   речемыслительных заданий;  ­при   отборе   программного   материала   учитывается   зона   ближайшего развития   дошкольников, мыслительной деятельности;   потенциальные   возможности   для   развития ­включается   в   занятия   регулярное   повторение   усвоенного   речевого материала. Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными. Перечень рекомендуемой литературы 1. Арефьева З.А. Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ//Логопед. – 2006. –№4. – С. 50­60.  2.Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для   преодоления   недоразвития   фонематической   стороны   речи   у   старших дошкольников­СПб.: Детство­Пресс, 2004.­147 c. 3.  Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 109 с.  25 4. Баль Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: учебно­методическое пособие для учителей­ дефектологов дошкольных учреждений — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 152 с. 5. Журавель Н.И Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»­2)       Н.      П.Логопедия: 6.Задумова   учебно­ методическое   пособие:   в   3   ч.,   Ч.   1.   Дислалия ­   СПб.: ЧОУВО   «Институт   ринолалия,   дизартрия:   дислалия, специальной   педагогики   и   психологии»,   2015­   88с.  ISBN: 978­5­8179­0189­4 ББК: 74.3 http   &   id   =438776&  razdel    ://   biblioclub  .  ru   /  index  =  book  ?  page  =257  .  php           _  red    7.  Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием   инновационных   технологий:   методическое   пособие ­   М.: Парадигма, 2012.–128с.  http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210582 8. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: Сборник примерных форм   документов   и   методических   материалов/   Авт.   ­   сост.   В.О.   Йощенко.­ М.:АРКТИ, 2008.­ 248с. 9.  Степанова   О.А.  Организация   логопедической   работы   в   дошкольном   об­ разовательном   учреждении.   —   М.:   ТЦ   Сфера,   2003.   —   112   с.   (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».) Образец титульного листа отчета по практикуму ПРИЛОЖЕНИЕ  №1 Название образовательного учреждения (см. Договор) 26 Программа профессиональной переподготовки ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________ название (см. Договор) «Практикум по организации    Дисциплина:   индивидуальной и фронтальной форм коррекционно­педагогической работы    » Выполнил:  Слушатель:______________ Преподаватель:__________  Название города (см. Название организации) – 2016 г. Образец оформления содержания отчета по практикуму. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Содержание 27 Модуль   1.    Основные   принципы    индивидуальной   и   фронтальной   форм логопедической работы.  1. Формы организации логопедической помощи детям с нарушениями речи  в образовательных учреждениях различного типа. 2. Задачи   и   направления   логопедической   работы   по   коррекции   речевых нарушений у детей.  3. Основные принципы логопедической работы. Модуль 2. Организационные аспекты индивидуальной формы логопедической работы 1. Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий. 2. Игры   и   упражнения  для   формирования   грамматического   строя   речи, развития внимания и памяти на  индивидуальных  занятиях. 3. Планы­конспекты индивидуальных занятий.  Модуль   3. Организационные   аспекты  фронтальной   формы   логопедической работы. 1. Типы   логопедических   фронтальных   занятий   с   детьми   с   речевыми нарушениями. 2. Конспект   фронтального   логопедического   занятия   для   детей   с   ОНР   3 уровня  по формированию связной речи. Образец оформления ответа по заданиям практикума ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 28 Модуль   1. Основные   принципы    индивидуальной   и   фронтальной   форм логопедической работы.  1.  Ознакомьтесь с   методическим   пособием Степановой   О.А.  «Организация логопедической   работы   в   дошкольном   образовательном   учреждении»,       и методическими рекомендациями для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Организация психолого­педагогического сопровождения детей с речевой патологией в образовательном учреждении»   в разделе «Библиотека». Проанализируйте  формы логопедической работы в  различных образовательных учреждениях.   Выводы   оформите,   заполняя     таблицу   «Формы   организации логопедической   помощи   детям   с   нарушениями   речи   учреждениях различного типа»   в   образовательных Тип образовательного учреждения Возраст детей Структура речевого нарушения Основные формы логопедической работы с детьми Содержание ответа оформляется в таблице. 2.   Используя   Программы   коррекционно­логопедической   работы   (см.   раздел «Библиотека»), проведите анализ задач и направлений логопедической работы по   коррекции   различных   речевых   нарушений   у   детей   (фонетико­ фонематического   недоразвития   речи,   общего   недоразвития   речи,   заикания   и т.д.).   Для   оформления   результатов   анализа   используйте   таблицу   «Задачи   и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей» Вид речевого нарушения Направления Задачи Планируемый Предпочтительная логокоррекционной работы результат освоения Коррекционной программы форма логопедических занятий Содержание ответа оформляется в таблице. 3. Кратко опишите  основные принципы логопедической работы. Содержание ответа.                                                                                                     и т.д. 29 30

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы

Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно- педагогической работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2019