РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
дефектология
Взрослым
30.01.2019
Роль учителя-дефектолога в работе с обучающимися с РАС во внедрении в образовательный процесс. Организация коррекционной работы с аутичными детьми в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возмВ КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в начальных классах.
Статья Тимербаева З.А..docx
РОЛЬ УЧИТЕЛЯДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Тимербаева Зиникамал Абусагитовна
учительдефектолог
Казенное общеобразовательное
учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Нефтеюганская школаинтернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
(КОУ «Нефтеюганская школаинтернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»)
г.Нефтеюганск
В результате воздействия многих неблагоприятных факторов в последнее
время отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными
расстройствами аутистического спектра.
Организация коррекционной работы с аутичными детьми имеет свою
специфику, эффективность которой во многом зависит от создания особых
условий, в которых реально можно сочетать педагогическую, психологическую,
социальную и другие виды помощи, наблюдая при этом динамику развития ребенка
с РАС.
В КОУ
«Нефтеюганская школаинтернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» в начальных классах обучается 2
ребенка с РАС. Специалисты школыинтерната имеют определенный опыт
оказания помощи детям данной категории.
На начальном этапе специалисты (педагогпсихолог, учительлогопед, учитель
дефектолог) проводят диагностическое обследование ребенка. Наиболее
распространенными являются следующие проблемы:
ребенок не реагирует на собственное имя;
не понимает, что ему говорят, сам не говорит;
повторяет вопрос вместо ответа на него;
сопротивляется контакту, отгораживается от детей и взрослых; 2
не интересуется окружающим миром;
постоянно в движении, не может задерживаться на одном месте;
настаивает на определенных ритуалах и привычках;
постоянно носит с собой один и тот же предмет;
испытывает различные страхи;
паникует, истерит, когда чтото происходит не так, как обычно;
иногда кусает, царапает, бьет себя, выдирает волосы, разрушает предметы и
т.д.
В ходе наблюдения за действиями ребенка выявляются особенности его
поведения, настроения, эмоциональные реакции, предпочтения; выясняется,
способен ли ребенок выполнять инструкции и концентрировать внимание на
заданиях, предлагаемых взрослым. По итогам диагностики специалисты
определяют дальнейшие возможные варианты работы с ребенком.
Индивидуальная коррекционноразвивающая работа учителядефектолога с
ребенком с расстройствами аутистического спектра строится на следующих
базовых положениях:
учёт соотношения возрастных и индивидуальных особенностей в развитии
ребенка, внимание к его способностям и сильным сторонам личности для
выстраивания целенаправленной и чётко структурированной программы
индивидуального образовательного маршрута (Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.)
[2]
идея о первичности нарушения развития аффективной сферы при аутизме, о
несформированности системы эмоциональных смыслов у аутичного ребенка.
(Никольская О.С.) [3]
Принцип коррекционной работы: ребенкааутиста нужно учить всему, само
ничего не получится, не появится.
Цель коррекционной работы: развитие умений социального взаимодействия:
формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, 3
эмоциональных контактов ребенка и общения в целом с людьми и окружающей его
социальной средой.
Исходя из данной цели строится вся коррекционная деятельность с ребенком.
1 этап коррекционноразвивающей работы с детьми с РАС: установление
контакта.
Любая коррекционноразвивающая работа начинается с установления
положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с
аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество
времени. В ходе данного этапа специалист выясняет, что является для ребенка
поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления
контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся
предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки).
2 этап коррекционноразвивающей работы с детьми с РАС: (формирование
навыков учебного поведения.
Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с
аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка
усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Очень важно
соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как
дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше
всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема
выполнения которого довольно проста. Постепенно вносятся небольшие новые
элементы вариативности. Инструкции и задания на занятии формулируются четко
и кратко. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью
значимых стимулов и похвалы, со временем постепенно снижая и отменяя
использование невербального подкрепления.
3 этап коррекционноразвивающей работы с детьми с РАС: развитие
познавательной сферы. 4
На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в
зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и
возможностей. Также соблюдается принцип последовательности, дозирования
нового материала. Очень значимым моментом для ребенка с аутизмом остается
соблюдение определенного хода каждого занятия.
Со стороны учителядефектолога помощь ребенку с расстройствами
аутистического спектра оказывается до тех пор, пока он в ней нуждается. В
коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается
тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого.
Важным условием успешной коррекционноразвивающей работы с детьми с
расстройствами аутистического спектра специалистов школыинтерната является
тесное взаимодействие:
с территориальной психологомедикопедагогической комиссией
(ТПМПК)
с БУ ХМАОЮгры «Нефтеюганский реабилитационный центр для
детей и подростков с ограниченными возможностями»
Основная цель образовательного учреждения, перед которым стоит задача
обучения детей с РАС — создание специальных условий для усвоения учебных
программ, развития и социальной адаптации таких обучающихся. Для этого
необходимо создать оптимальные условия для развития позитивных возможностей
каждого ребенка. Если в среднее звено школы приходит обучающийся с РАС,
имеющий положительный опыт фронтального обучения в начальной школе, задача
педагогов, работающих с таким ребенком, существенно упрощается.
Используемая литература:
1. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе /под ред. С.А.
Морозова,М.: ВЛАДОС, 2002. 5
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционнопедагогическая помощь детям
раннего и дошкольного возраста – СПб.: КАРО, 2008.
3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути
помощи, М.: Теревинф, 2009.
4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические
рекомендации М.: МГППУ,2012.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.