РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Оценка 4.9

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
дефектология
Взрослым
30.01.2019
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Роль учителя-дефектолога в работе с обучающимися с РАС во внедрении в образовательный процесс. Организация коррекционной работы с аутичными детьми в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возмВ КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в начальных классах.
Статья Тимербаева З.А..docx
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ­ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Тимербаева Зиникамал Абусагитовна учитель­дефектолог Казенное общеобразовательное  учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры  «Нефтеюганская школа­интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (КОУ «Нефтеюганская школа­интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья») г.Нефтеюганск В результате воздействия многих неблагоприятных факторов в последнее время   отмечается   значительное   увеличение   количества   детей   с   выраженными расстройствами аутистического спектра. Организация   коррекционной   работы   с   аутичными   детьми   имеет   свою специфику,   эффективность   которой   во   многом   зависит   от   создания   особых условий, в которых реально можно сочетать педагогическую, психологическую, социальную и другие виды помощи, наблюдая при этом динамику развития ребенка с РАС. В   КОУ     «Нефтеюганская   школа­интернат   для   обучающихся   с ограниченными   возможностями     здоровья»   в   начальных   классах   обучается     2 ребенка   с   РАС.   Специалисты   школы­интерната   имеют     определенный   опыт оказания помощи детям данной категории. На начальном этапе специалисты (педагог­психолог, учитель­логопед, учитель­ дефектолог)   проводят   диагностическое   обследование   ребенка.   Наиболее распространенными являются  следующие проблемы:  ребенок не реагирует на собственное имя;    не понимает, что ему говорят, сам не говорит; повторяет вопрос вместо ответа на него; сопротивляется контакту, отгораживается от детей и взрослых; 2 не интересуется окружающим миром; постоянно в движении, не может задерживаться на одном месте; настаивает на определенных ритуалах и привычках; постоянно носит с собой один и тот же предмет; испытывает различные страхи; паникует, истерит, когда что­то происходит не так, как обычно; иногда кусает, царапает, бьет себя, выдирает волосы, разрушает предметы и        т.д. В   ходе   наблюдения   за   действиями   ребенка   выявляются   особенности   его поведения,   настроения,   эмоциональные   реакции,   предпочтения;   выясняется, способен   ли   ребенок   выполнять   инструкции   и   концентрировать   внимание   на заданиях,   предлагаемых   взрослым.   По   итогам   диагностики   специалисты определяют дальнейшие возможные варианты работы с ребенком.  Индивидуальная коррекционно­развивающая работа учителя­дефектолога с ребенком   с   расстройствами   аутистического   спектра   строится   на   следующих базовых положениях:  учёт соотношения возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка,   внимание   к   его   способностям   и   сильным   сторонам   личности   для выстраивания   целенаправленной   и   чётко   структурированной   программы индивидуального образовательного маршрута (Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.) [2]  идея о первичности нарушения развития аффективной сферы при аутизме, о несформированности   системы   эмоциональных   смыслов   у   аутичного   ребенка. (Никольская О.С.) [3] Принцип   коррекционной    работы:   ребенка­аутиста   нужно   учить   всему,   само ничего не получится, не появится. Цель   коррекционной   работы:  развитие   умений   социального   взаимодействия: формирование   адекватного   восприятия   окружающих   предметов   и   явлений, 3 эмоциональных контактов ребенка и общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой. Исходя из данной цели строится вся коррекционная деятельность с ребенком. 1   этап   коррекционно­развивающей   работы   с   детьми   с   РАС: установление контакта. Любая   коррекционно­развивающая   работа   начинается   с   установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом   этот   этап   может   длиться   дольше   и   занимать   большее   количество времени. В ходе данного этапа специалист выясняет, что является для ребенка поощрением,   в   каких   случаях   он   отказывается   общаться.   Для   установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки). 2 этап коррекционно­развивающей работы с детьми с РАС:   (формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом:   формирование   установки   на   выполнение   задания,   выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения   которого   довольно   проста.   Постепенно   вносятся   небольшие   новые элементы вариативности. Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых   стимулов   и   похвалы,   со   временем   постепенно   снижая   и   отменяя использование невербального подкрепления. 3   этап   коррекционно­развивающей   работы   с   детьми   с   РАС: развитие познавательной сферы. 4 На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости   от   выявленных   у   него   умственных   и   речевых   способностей   и возможностей.   Также   соблюдается   принцип   последовательности,   дозирования нового материала. Очень значимым моментом для ребенка с аутизмом остается соблюдение определенного хода каждого занятия. Со   стороны   учителя­дефектолога   помощь   ребенку   с   расстройствами аутистического   спектра   оказывается   до   тех   пор,   пока   он   в   ней   нуждается.   В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Важным условием успешной коррекционно­развивающей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра специалистов школы­интерната является тесное взаимодействие:  с   территориальной   психолого­медико­педагогической   комиссией (ТПМПК)  с   БУ   ХМАО­Югры   «Нефтеюганский   реабилитационный   центр   для детей и подростков  с ограниченными возможностями» Основная цель образовательного учреждения, перед которым стоит задача обучения детей с РАС — создание специальных условий для усвоения учебных программ,   развития   и   социальной   адаптации   таких   обучающихся.   Для   этого необходимо создать оптимальные условия для развития позитивных возможностей каждого   ребенка.  Если   в  среднее   звено   школы   приходит   обучающийся   с   РАС, имеющий положительный опыт фронтального обучения в начальной школе, задача педагогов, работающих с таким ребенком, существенно упрощается.  Используемая литература: 1. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе /под ред. С.А. Морозова,­М.: ВЛАДОС, 2002. 5 2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно­педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста – СПб.: КАРО, 2008. 3.   Никольская   О.С.,   Баенская   Е.Р.,   Либлинг   М.М.   Аутичный   ребенок:   пути помощи,­ М.: Теревинф, 2009. 4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями   здоровья   в   общеобразовательных   учреждениях:   Методические рекомендации ­ М.: МГППУ,2012.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2019