ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 11 – 14 ЛЕТ
Оценка 4.6

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 11 – 14 ЛЕТ

Оценка 4.6
Особые потребности +2
docx
Междисциплинарный 4
11 кл +1
12.01.2021
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,  ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ   ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ   11 – 14  ЛЕТ
Экспресс-диагностика нарушений познавательной дея¬тельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться кор¬рекция и компенсация нарушений, а в некоторых случа¬ях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
обследовании детей с 11 до 14 лет -.docx

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ  

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ   11 – 14  ЛЕТ

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ 

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ   11 – 14  ЛЕТ

 

Научный руководитель проекта – Клементьев В.В., К.С.Н. учитель начальных классов,  учитель высшей категории.

 

Материалы подготовлены:

     Клементьев В.В. – учитель начальных классов, К.С.Н. учитель начальных классов,  учитель высшей категории.

    Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей  категории, председатель ГПМПК.

    Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.

    Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории.

 

 Рецензент: Ломбина С.А. – кандидат медицинских наук, преподаватель факультета коррекционной педагогики, кафедры медицинских основ дефектологии МГПИ имени М. Е. Евсевьева

 

 

 

 

 

                                                                   

 

 

                                                                              

 

 

 

 

 

© Клементьев В.В. – учитель начальных классов, К.С.Н. учитель начальных классов,  учитель высшей категории.

    Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей  категории, председатель ГПМПК.

    Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.

    Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории. 2020 год

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………………………..4

 

 

Содержание и описание диагностического материала, используемого          государственной психолого-медико-педагогической комиссией  при работе с детьми 11 – 14 лет……………9

 

 

Литература………………………………………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается доля рождения здоровых детей, повышаются показатели осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/ и перинатального генеза. В этой связи актуальность приобретает  дифференциальная  экспресс-диагностика отклонений в развитии, их своевременная коррекция. Экспресс-диагностика нарушений познавательной дея­тельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться кор­рекция и компенсация нарушений, а в некоторых случа­ях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

В отечественной возрастной психологии и пе­дагогике давно признана необходимость осуществления си­стематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период детства происходит активное формирование личности ребенка, ко­торое непосредственно зависит от его социальных усло­вий.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компен­сации и предупреждению вторичных отклонений в разви­тии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного воз­раста, основных типов нормального и аномального разви­тия в их многообразии. Эту задачу решает дифференциальная  диагностика.

Именно дифференциальная диагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям. Главную роль в решении вопросов дифференциальной диагностики   на сегодняшний день играют ПМПК, где диагностика осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами: психиатром, педиатром, дефектологом, психологом, логопедом (при необходимости сурдологом, офтальмологом и др.).

   Авторским коллективом специалистов   на основе многолетней творческой работы, проанализирован и систематизирован диагностический материал, позволяющий провести экспресс-диагностику в течении 30-40 минут с детьми от 3 до 6 лет, от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет и от 15 до 18 лет, и выделить среди детей 3 основные группы: дети с нормальным интеллектом, дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с умственной отсталостью (УО). Данный комплект поможет свести риск установления ошибочного диагноза к минимуму и обоснованно подобрать образовательный маршрут ребенка в соответствии с его психофизическим статусом и выявленными отклонениями в его развитии.

Представленный в работе диагностический материал позволяет определить уровень развития познавательных процессов ребенка, степень сформированности  его эмоционально-волевой сферы.

 При помощи описанных диагностических методик имеется возможность выявить причины, мешающие успешному усвоению программного материала, неумения перспективно мыслить,  приводящие к формированию аномалий личности с несформированностью волевых, критических функций.

Совокупность диагностических методик, применяемых ГПМПК   и описанных в работе, позволяет выявить у ребенка наличие медицинских симптомов (гипердинамического, церебрастенического, неврозоподобного, астеноневротического и пр.), мешающих успешно учиться и жить в обществе.

Высокий профессионализм специалистов ГПМПК с опорой на грамотно  систематизированный диагностический материал помогает определить дальнейший образовательный маршрут в соответствии с психофизическими возможностями ребенка, что позитивно отражается на его будущем.        

Из множества методик для обследования детей возникла  необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и иерархичность выявленных дефектов.

Предлагаемые методики экспресс-диагностики развития призваны определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения.

В  основе диагностического материала лежат методики Забрамной С.Д. и Стребелевой Е.А. Кроме того, систематизируя диагностический материал, авторы опирались на следующие   принципы, ранее описанные в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский и т.д.):

- Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, иерархии выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

- Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований, а также их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

- Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении новых способов действий.

- Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

• отношение к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

• продуктивное использование помощи взрослого;

• умение выполнять задание по аналогии;

• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

- Необходимость раннего диагностического изучения ребенка. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение.

Дифференциальная диагностика с использованием предлагаемого диагностического материала включает в себя следующие этапы:

1.0бшая осведомленность.

Цель:

- исследование устной речи;

- исследование умения вступать в контакт, коммуникабельность;

- исследование сферы интересов и знаний;

- исследование системы отношений, эмоций, личности;

- изучение ориентировки в месте и времени, общей ориентировки, социальной ориентировки;

- исследование непосредственного запоминания;

- исследование эмоциональной сферы, мимики лица, интонационного строя речи;

- исследование личности: интересов, объема и содержания знаний;

-исследование познавательных интересов, их избирательности;

2. Понимание предметных и сюжетных картин.

Цель: исследование понимания содержания и смысла предметных и сюжетных картинок путем выделения существенных признаков, эмоционального отношения к событиям, изображенным на них.

3.Узнаванне конфликтных изображений-нелепиц.

 Цель:

- исследование сохранности и целостности зрительного восприятия;

- изучение возможности критического анализа предъявляемых «нелепых» изображений.

- исследование свойств внимания (устойчивость, переключаемость, распределение, объем)

4.Составление пирамиды из колец (матрешек, палочек).

 Цель:

- исследование координации движений руки, состояние тонких движений кисти;

- изучение сформированности представлений о величине, цвете, количестве; умение сравнивать с учетом указанных признаков;

- исследование адекватности и рациональности способа действия;

- изучение самоконтроля в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость.

5. Конструирование

Цель:   исследование      особенности   деятельности,   пространственной   ориентации,

работоспособности, интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам.

6. Складывание разрезных картинок

Цель: исследование перцептивного моделирования, сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей.

7.Восприятие пространственных отношений

Цель:

- выявление уровня развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости, зрительного анализа,

- исследование умения различать правую - левую стороны в изображении на картине, у собеседника и т.п.

8. Предметная классификация

Цель: выявление актуального уровня развития понятийного мышления ребенка.

9. Опосредованное запоминание

Цель: исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания.

10.Понимание содержания литературных текстов

Цель: выявление понимания скрытого смысла текста, умения сделать вывод и воспроизвести

рассказ в логической последовательности.

11.Определение и сравнение понятий.

 Цель: выявление способности устанавливать различие и сходство в явлениях, использовать функциональные и логические признаки.

12.Подбор по аналогии

Цель: исследование возможности установления скрытых логических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями.

13.Исключение предметов, явлений.

Цель: исследование уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

14.Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом.

Цель: исследование способности устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи и составлять связный рассказ по серии картинок.

15. Понимание прочитанного текста

Цель: исследование особенностей понимания, осмысления, запоминания стандартных текстов, а так же особенностей речи при их чтении.

16. Понимание переносного смысла загадок, метафор, пословиц и поговорок.

Цель: исследование уровня трактовки предлагаемых загадок, метафор, пословиц или поговорок (уровень отвлеченности, понимания переносного смысла)

17. Исследование учебных знаний по математике

Цель: изучение арифметических знаний и навыков детей: сформированность понятия о числе, овладение счетными операциями, аналитической деятельностью при решении задач (простых, составных, с косвенным вопросом, с недостающими компонентами).

18. Исследование учебных знаний по чтению и письму

Цель: изучение состояния навыков чтения и письма, осознанность усвоения программы по этим предметам.

 

Анализ результатов диагностики проводится в форме:

·                                        экспресс-анализа результатов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической гипотезы), проводимого, естественно, в процессе самой диагностики.

·                                        полного анализа полученных результатов и постановки диагноза, позволяющих провести первичное консультирование родителей или педагогов непосредственно после обследования.

При составлении окончательного заключения о  состоянии ребенка обязательно учитываются следующие показатели:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать и чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами комиссии, неадекватность поведения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание.

4. Обучаемость в процессе обследования.

5. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

Необходимость учета данных показателей объясняет основная цель ранней диагностики – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, отражающих особенности формирования базовых составляющих психической деятельности для определения путей развивающей и коррекционной работы, адекватных видов и форм обучения.

Итогом экспресс-диагностики является составление заключения с формулированием диагноза, вероятным прогнозом   дальнейшего развития и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве.

Таким образом, основными задачами использования данного диагностического материала являются:

• разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

• выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;

• оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

• определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса.

Таким образом, данный материал разработан с целью:

- диагностики общего уровня психического развития детей и подростков, уровня развития психических процессов, уровня сформированности учебных навыков, определения образовательного маршрута;

- выявление причин нарушения развития, определение сохранных потенциальных возможностей ребенка и организации необходимых видов коррекционной помощи;

- выявление и сопровождение детей группы риска, к которой относятся дети резидуально-органическими поражениями ЦНС, задержками психического развития, слабоумием, психопатиями, патохарактерологическими формированиями (психогенно обусловленными) и дети из асоциальных семей, воспитывающихся в условиях повышенной жестокости, депривации, безнадзорности, основная масса которых находится в детских домах, школах-интернатах и СРЦН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание и описание диагностического материала

при обследовании детей с 11 до 14 лет  на ГПМПК

(по этапам обследования)

 

1. Исследование общей осведомленности.

 Цель:

- Определить запас знаний и представлений об окружающей действительности.

-  Сделать вывод о соответствии его возрастной норме и полученному образованию.

Используемые диагностические приемы

Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи.

Процедура проведения.

Ребенку предъявляются следующие вопросы:

 -Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Сколько тебе будет лет, когда ты станешь в 2,3 раза старше?

- Назови весенние месяцы? (осенние, зимние).

- Назови 3-й месяц.

- Назови 3, 10 день недели.

- На какой руке у тебя больше пальцев?

- Какие ты знаешь хвойные деревья? Лиственные? Фруктовые?

- Какая разница между фруктами и ягодами?

- Каких ты знаешь перелетных птиц? Почему они улетают в другие края?

- Какие ты знаешь города? Какая столица нашей родины? Какой главный город нашей области?

- Почему заяц летом серый, а зимой белый?

- Что делают врач, учитель, повар?

- Зачем ходят на рыбалку, охоту, в поход?

- Каких ты знаешь насекомых?

  

 Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Достаточно свободно оперируют имеющимися знаниями. Отвечают на поставленные вопросы, обнаруживая определенный эмоциональный подъем от осознания собственного интеллекта.

Обнаруживают значительные проблемы при ответах на вопросы в связи с недостаточной осведомленностью и несоответствием школьных знаний полученному образованию.

 Легко принимают помощь в форме наводящих вопросов, напоминаний, объяснений.

 Делают перенос полученных представлений и навыков.

Обнаруживают полную несостоятельность в работе.

 Не понимают, что от них требуется.

Помощи не принимают, уклоняются от работы.

 

 

 

 

  1. Исследование понимания картин со скрытым смыслом.

 Цель:

- Оценка качества восприятия.

- Оценка способности воспринимать сюжет в целом.

- Оценка способности определять эмоциональное состояние героев, их мысли, чувства.

- Оценка способности устанавливать причинно – следственные отношения, лежащие в основе ситуации.

Диагностический материал:

Для детей 11 лет – предъявляются картинки «Опять двойка», «Помощница» (Приложение № 3).

Для детей 12 лет – предъявляются картинки «Секрет» (Приложение № 3).

Для детей 13 лет – предъявляются картинки  «Случай во дворе» (Приложение № 3).

Для детей 14 лет – «Футболист» (Приложение № 3).

Процедура обследования:

Ребенку предъявляются сюжетные картины, с просьбой внимательно рассмотреть их и сказать, что на них произошло.

Просят раскрыть смысл изображенного. Задается серия последовательных вопросов.

 Предлагается дать оценку героям и их действиям.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Лишь иногда требуют помощь в форме стимуляции внимания или наводящих вопросов.

 Чаще всего они самостоятельно справляются с заданием.

Нуждаются в организующей помощи в форме наводящих вопросов или дополнительных объяснений.

 Помощь принимают, с заданием в целом справляются. Испытывают небольшие трудности при определении эмоциональных состояний героев.

С заданием практически не справляются. Осмысливают картинку конкретно.

 Помощь не принимают.

 

  1. Исследование восприятия и понимания картин с нелепыми сюжетами.

Цель:

- Оценка качества внимания и восприятия.

- Оценка запаса знаний и представлений об окружающем мире.

- Возможности выявления нелепостей.

- Оценка эмоционального восприятия, понимания юмористической стороны задания.

- Оценка чувства юмора.

Диагностический материал:

Предъявляют картинки:

- Для детей 11 лет – картинка-нелепость «Водолаз» (Приложение № 7)

- Для детей 12 лет – картинка-нелепость «Кот-футболист» (Приложение № 7)

- Для детей 13 лет – картинка-нелепость «Зимний лес» (Приложение № 7)

- Для детей 14 лет – картинки-нелепости «На море», «Летний день» (Приложение № 7).

Процедура обследования:

Ребенку предъявляют картинку с нелепым изображением.

Затем предлагают картинку рассмотреть и отметить, чем она интересна, назвать элементы нелепостей.

Просят оценить эмоциональное состояние ребенка при рассматривании картинки.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Очень живо, эмоционально, часто со смехом, описывают обнаруживаемые ими нелепости.

Объясняют, почему такое не может быть.

 В помощи практически не нуждаются.

Не сразу воспринимают комическое содержание сюжета.

 Нуждаются в активизации внимания, помощи в виде наводящих вопросов. Обычно обнаруживают 60-80% изображенных нелепостей.

 Четкая адекватная реакция отсутствует.

Не отмечают нелепого характера изображений. Эмоциональная реакция отсутствует.

 Описывают конкретно изображенное на картинке.

 

  1. Исследование способности проводить исключения предметов и понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным признакам.

Цель:

- Оценка умения выделять в предметах, понятиях их существенные признаки и обобщать их на  этой основе, объединяя в группу, проводить анализ и синтез.

- Оценка категориального мышления.

- Способность речевого обобщения предметов на основе выделенных признаков.

- Оценка словесно – логического мышления.

Процедура исследования:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой 5 слов (Приложение № 11).

Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между собой. Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является лишним. Ребенок должен назвать лишнее слово и  объяснить, почему оно не подходит ко всем остальным.

Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги.

Так строка за строкой подвергается логическому анализу.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Чаще всего не нуждаются в дополнительной помощи, легко находят «лишнее» слово и объясняют, почему оно лишнее, объединяя 4 слова общим понятием.

Нуждаются в предварительном объяснении принципа действия. Необходима значительная помощь при выполнении исключений.

 Затрудняются в обобщении. Часто затрудняются объяснить, почему названное ими слово лишнее.

 Словесно – логическое мышление развито слабо.

Большая по объему помощь с подробными инструкциями не эффективна. Задания непосильны.

 

  1. Исследование способности устанавливать закономерности.

Цель:

- Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности.

- Оценка способности находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии.

- Оценка умения устанавливать закономерности.

-  Оценка обучаемости.

Процедура проведения:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности.

В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой), которые должны быть проанализированы на основе существенных признаков, заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом (Приложение № 22).

 

 

Например:  Собака                                           Рыба__________________

                    Шерсть                  сеть, рыбак, лодка, вода, чешуя

 

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Имеют достаточно высокий уровень  сформированности аналитико-синтетической  деятельности.

 Дети легко и быстро справляются с  заданием.

Испытывают трудности при проведении операции синтеза.

 Испытывают значительные сложности при проведении первых заданий, но после дополнительных объяснений справляются с заданием.

 Дети хотя  и с трудом, но усваивают общий принцип. Пользуются им в части вариантов осмысленно.

Это задание не понимают.

 Большая по объему помощь остается неэффективной.

 

  1. Исследование понимания литературных текстов.

 

Цель:

- Выявить понимание скрытого смысла текста.

- Выявить умение воспроизвести текст в логической последовательности.

- Оценить умение делать выводы и умозаключения.

- Оценка умения использовать помощь.

- Оценка состояния речи.

 

Диагностический материал:

В качестве диагностического материала используются:

Для детей  11  лет - рассказ “Жадная собака”(Приложение № 15)

Для детей  12 лет – рассказ "Лев и  лиса"(Приложение № 15)

Для детей  13 лет – рассказ  "Осел и муравей"(Приложение № 15)

Для детей  14 лет – рассказ “Голодный человек”(Приложение № 15)

 

Процедура исследования:

1 вариант – Исследователь сам прочитывает текст ребенку.

2 вариант – Ребенок сам прочитывает текст рассказа.

 

 

 

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Чаще справляются самостоятельно, лишь иногда возникает необходимость в помощи в форме наводящих вопросов. Они проводят анализ содержания рассказов, делают выводы, эмоционально реагируют на содержание.

Нуждаются в помощи, которая оказывается в форме наводящих вопросов, повторного чтения, интонационного выделения значительных слов, понятий, разъяснений, актуализации прошлого опыта.

 Эмоции не имеют яркого проявления.

 Дети скорее напряжены и легко теряются.

Не понимают смысла рассказов. Оказываемая им помощь оказывается не эффективной.

 

 

  1. Восприятие и понимание серии картин, связанных единым сюжетом.

Цель:

- Выявить умение устанавливать причинно – следственные связи, отношения.

- Оценка умения делать обобщения.

- Оценка уровня речевого развития ребенка.

- Оценка умения давать характеристики воспринимаемой ситуации.

- Оценка внимания, восприятия.

Диагностический материал:

Детям 11 лет – предлагаются серии: «Трусиха», «Случай на реке» (Приложение № 19)

детям 12 лет – предлагается серия: «Ежик» (Приложение № 19)

детям 13 – 14 лет – предлагается серия: «Фермер» (Приложение № 19)

Процедура обследования:

Перед ребенком кладут несколько картинок, связанных единым сюжетом. Ему предлагают внимательно рассмотреть их, догадаться, о чем они рассказывают.

Затем предлагают  разложить картинки в определенной последовательности с учетом смысловой связи и составить по ним связный рассказ.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Выполняют задание без труда.

 Легко устанавливают причинно-следственные отношения.

 Составляют рассказ с учетом сюжета.

 Делают выводы.

 Легко пользуются речью, лишь изредка нуждаются в уточняющих вопросах.

Испытывают трудности на всем протяжении работы, им нужна помощь при установлении причинно-следственных отношений и в еще большей степени при составлении рассказа.

 С заданием справляются с помощью взрослого.

Раскладывают картинки без учета логических связей. Осмысливают их конкретно или фрагментарно, помощь не эффективна.

 

 

 

  1. Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений.

Цель:

- Выявить запас и точность представлений.

- Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков.

- Оценить умение проводить сравнение с опорой на существенные признаки.

- Исследование устойчивости, внимания и способности к целенаправленной деятельности.

- Оценка способности к отвлеченному мышлению.

Процедура исследования:

Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие названных мною двух предметов, явлений».

Образцы заданий для сравнения: волк и собака; кошка и белка; валенки и тапочки и др.

 

Анализ результатов:

Дети с N интеллекта

Дети с ЗПР

Дети с УО

Без труда справляются с заданием, понимают, что от них требуется. Проводят сравнения по существенным признакам, проявляя при этом эмоциональное оживление.

Не сразу понимают смысл задания.

 После предварительного объяснения принципа действия проводят сравнения по существенным и второстепенным признакам.

Но при  оказании помощи в форме наводящих вопросов чаще дают правильный ответ.

Сравнение не проводят, задания не осмысливают.

 

  1. Понимание скрытого смысла поговорок и пословиц, метафор.

Цель:

- Оценка абстрактного мышления у детей с 12 лет.

- Выявить способность ребенка к пониманию скрытого смысла иносказаний, поговорок, пословиц  с использованием жизненного опыта, кругозора.

- Оценка образного мышления, представлений.

- Оценка качества речи, умения выражать мысли.

- Оценить умение вербального выражения умозаключений.

-  Выявление возможности применения их в жизни.

Процедура обследования:

Ребенку предлагается объяснить смысл метафор.

 Например: старый друг, светлая голова, золотое сердце, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы (Приложение № 24).

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Лишь изредка затрудняются при объяснении некоторых иносказаний.

 Чаще объясняют их легко и с хорошим эмоциональным подъемом.

 Легко выражают свои мысли.

Чаще проводят работу с помощью.

 Метафоры в контексте понимают легче.

. Иногда им представляется выбор правильного ответа из двух – трех вариантов.

 Без помощи объясняют знакомые метафоры или легкие варианты заданий (золотые руки, золотая голова, старый друг).

Понимают метафоры дословно или просто не понимают задания.

 

Процедура обследования:

Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение № 24).

Примеры поговорок:

- «Как аукнется, так и откликнется».

- «Шило в мешке не утаишь».

- «Куй железо пока горячо».

- «Семь раз отмерь, один отрежь».

Примеры пословиц:

- «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

- «Не руби сук, на котором сидишь».

- «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».

 

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко справляются с объяснением скрытого смысла пословиц и поговорок.

 Четко выражают свои мысли и объясняют случаи применения их в жизни.

 Работу проводят быстро на эмоциональном подъеме.

Справляются с заданием с помощью взрослого и при использовании их жизненного опыта, примеров из жизни. Выбирают чаще  правильное объяснение из 2х – предложенных вариантов. Часто имеется внутреннее понимание пословиц и поговорок, но при невозможности выразить их смысл словами.

Понимают пословицы и поговорки неправильно, часто дают нелепые ответы и оказываемая им помощь оказывается неэффективной.

 

  1. Исследование школьных знаний.

 Цель:

- Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой.

Материал:

 Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной программе (Приложение № 25, 26).

Процедура проведения:

Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней задания.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Выполняют задание самостоятельно или по наводящим вопросам.

Испытывают желание понять смысл задания, проявляют большую заинтересованность. Необходима организующая помощь.

 Способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание.

Выполняют совместно, частично.

 Помощь использовать не могут.

 Перенос на аналогичные задания не осуществляют.

Задания часто выполняют формально.

Мотивация слабая.

 

 

Литература, используемая ГПМПК при разработке диагностического материала.

 

1.            Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., Ось-89, 1998.

2.            Бариневич В.В. Недифференцированные олигофрении. Лечение. Прогноз. Реабилитация. М., Изд. «Медицина», 1981.

3.            Борякова Н.Ю., Соболева А.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.; Гном-Пресс, 1999.

4.            Васильева Е.Н. Неадекватность обучения как психогенный фактор, приводящий к расстройствам адаптации, социального поведения. Харьков, Изд. «Украина», 1994.

5.            Вахортова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс – диагностика готовности к школе. Набор методик. М.; «Генезис», 2001.

6.            Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., ВЛАДОС, 2001.

7.            Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида: Сб.1; Сб.2. – М., 2000.

8.            Гращенков Н.И. Перинатальные и натальные поражения головного мозга и их последствия. М., Изд. «Медицина», 1979.

9.            Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М.; Академия, 1998.

10.        Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М.; Просвещение, 1978.

11.        Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.; Просвещение, 2003.

12.        Жиганов А.С. Семейная и социальная депривация как фактор возникновения расстройств личности у детей с задержками психического развития и снижением интеллекта. М., Изд.»Медицина», 1992.

13.        Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.; 1995.

14.        Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. М., Институт общегуманитарных исследований, 2004.

15.        Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого - педагогического обследования детей. Пособие для психолого-педагогических комиссий. М.; ВЛАДОС, 2003Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК)

        // Дефектология, 2001, №6 – с.66-98

16.        Инструктивное письмо МО РФ о психолого-медико-педагогической комиссии №27\2967-6 от 14.07.2003г.

17.        Инструктивное письмо МО РФ от 14.12.2000г.  «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IYIII  видов».

18.        Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб.; СпецЛит, 2001.

19.        Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.; ВЛАДОС, 2001.

20.        Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.; ВЛАДОС, 1991.

21.        Ковалев В.Н. Психиатрия детского возраста. Ленинград, 1984.

22.        Коган А.М. Дифференцированные олигофрении. Ранняя диагностика. Социальная реабилитация. М., изд. «Медицина», 1981.

23.        Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. М.,Гном-Пресс, 1999.

24.        Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.; Пед.общество России, 2001.

25.        Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.; МГУ, 1985.

26.        Левченко И.Ю. Левченко, Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика. М., «Академия», 2003.

27.        Личко А.В. Реабилитация детей и подростков с делинкветным поведением. М.,Изд. «Медицина», 1993.

28.        Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.; ВЛАДОС, 1989.

29.        Лубовский В.И. Специальная психология. М., «Академия», 2003.

30.        Ляпидевский С.С. Невропатология.- Москва; 1981.

31.        Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.; «Академия», 2003.

32.        Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.; 1996.

33.        Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.; ВЛАДОС,2003.

34.        Морозова Т.Н. Проблемы реабилитации детей со снижением интеллекта. М., Изд. «Медицина», 1983.

35.        Немов Р.С. Психология, 3 том. М.;ВЛАДОС, 1998.

36.        Панков Д.Д., Кузнецова И.В., Румянцев А.Г. Диагностика и коррекция пограничных состояний у детей и подростков в образовательных учреждениях. М.; 2003.

37.        Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., «Академия», 2002.

38.        Психолого – медико – педагогическое  сопровождение  детей  с  особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях Ульяновской области. Ульяновск.;ГОУ УИПК ПРО, 2004г.  //Сборник научно-методических статей под редакцией В.В.Клементьева.

39.        Романенко В.А. Реабилитация психически больных. М., Изд. «Медицина», 1983.

40.        Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития  школьников в норме и патологии. М., МПГУ им. В.И.Ленина, 1990.- Гл. II ,III.

41.        Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих документов. М.;Аркти, 2001.

42.        Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М.; Изд-во АПКиПРО РФ, 2000.

43.        Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.; Аркти, 2001.

44.        Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. М.; Аркти, 2001.

45.        Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. М.; ВЛАДОС,1998.

46.        Учебные (базисные) планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов. Приказ МО РФ № 29\2065-п от 10.04.2002г.

47.        Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Диагностика структуры интеллекта. Тест Д.Векслера.;-СПб, «ИМАТОН», 1998.

48.        Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.; 2000.

49.        Шац И.К. Психология и психопатология. Психозы у детей. М.; 2002.

50.        Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.; Аркти, 2001.

51.        Шилов Д.С. Основы управления специальным образованием. М.; Академия, 2001.

52.        Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М.; ВЛАДОС, 2003.

53.        Юдилевич А.Я. Помощник учителя-дефектолога центра психолого-медико-социального и педагогического сопровождения. М.; 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ

Содержание Введение …………………………………………………………………………………………

Содержание Введение …………………………………………………………………………………………

Введение. В настоящее время здоровье детского населения в

Введение. В настоящее время здоровье детского населения в

Из множества методик для обследования детей возникла необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и…

Из множества методик для обследования детей возникла необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и…

Понимание предметных и сюжетных картин

Понимание предметных и сюжетных картин

Подбор по аналогии Цель: исследование возможности установления скрытых логических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями

Подбор по аналогии Цель: исследование возможности установления скрытых логических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями

Итогом экспресс-диагностики является составление заключения с формулированием диагноза, вероятным прогнозом дальнейшего развития и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве

Итогом экспресс-диагностики является составление заключения с формулированием диагноза, вероятным прогнозом дальнейшего развития и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве

Содержание и описание диагностического материала при обследовании детей с 11 до 14 лет на

Содержание и описание диагностического материала при обследовании детей с 11 до 14 лет на

Исследование понимания картин со скрытым смыслом

Исследование понимания картин со скрытым смыслом

Анализ результатов Дети с нормой интеллекта

Анализ результатов Дети с нормой интеллекта

Процедура проведения: Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности

Процедура проведения: Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности

Анализ результатов Дети с нормой интеллекта

Анализ результатов Дети с нормой интеллекта

Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений

Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений

Процедура обследования : Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение № 24)

Процедура обследования : Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение № 24)

Литература, используемая ГПМПК при разработке диагностического материала

Литература, используемая ГПМПК при разработке диагностического материала

Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова

Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова

Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка

Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021