ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ
ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 11 – 14 ЛЕТ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ
ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 11 – 14 ЛЕТ
Научный руководитель проекта – Клементьев В.В., К.С.Н. учитель начальных классов, учитель высшей категории.
Материалы подготовлены:
Клементьев В.В. – учитель начальных классов, К.С.Н. учитель начальных классов, учитель высшей категории.
Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей категории, председатель ГПМПК.
Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.
Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории.
Рецензент: Ломбина С.А. – кандидат медицинских наук, преподаватель факультета коррекционной педагогики, кафедры медицинских основ дефектологии МГПИ имени М. Е. Евсевьева
© Клементьев В.В. – учитель начальных классов, К.С.Н. учитель начальных классов, учитель высшей категории.
Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей категории, председатель ГПМПК.
Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.
Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории. 2020 год
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………..4
Содержание и описание диагностического материала, используемого государственной психолого-медико-педагогической комиссией при работе с детьми 11 – 14 лет……………9
Литература………………………………………………………………………………………...16
Введение.
В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается доля рождения здоровых детей, повышаются показатели осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/ и перинатального генеза. В этой связи актуальность приобретает дифференциальная экспресс-диагностика отклонений в развитии, их своевременная коррекция. Экспресс-диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
В отечественной возрастной психологии и педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий.
Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии. Эту задачу решает дифференциальная диагностика.
Именно дифференциальная диагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям. Главную роль в решении вопросов дифференциальной диагностики на сегодняшний день играют ПМПК, где диагностика осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами: психиатром, педиатром, дефектологом, психологом, логопедом (при необходимости сурдологом, офтальмологом и др.).
Авторским коллективом специалистов на основе многолетней творческой работы, проанализирован и систематизирован диагностический материал, позволяющий провести экспресс-диагностику в течении 30-40 минут с детьми от 3 до 6 лет, от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет и от 15 до 18 лет, и выделить среди детей 3 основные группы: дети с нормальным интеллектом, дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с умственной отсталостью (УО). Данный комплект поможет свести риск установления ошибочного диагноза к минимуму и обоснованно подобрать образовательный маршрут ребенка в соответствии с его психофизическим статусом и выявленными отклонениями в его развитии.
Представленный в работе диагностический материал позволяет определить уровень развития познавательных процессов ребенка, степень сформированности его эмоционально-волевой сферы.
При помощи описанных диагностических методик имеется возможность выявить причины, мешающие успешному усвоению программного материала, неумения перспективно мыслить, приводящие к формированию аномалий личности с несформированностью волевых, критических функций.
Совокупность диагностических методик, применяемых ГПМПК и описанных в работе, позволяет выявить у ребенка наличие медицинских симптомов (гипердинамического, церебрастенического, неврозоподобного, астеноневротического и пр.), мешающих успешно учиться и жить в обществе.
Высокий профессионализм специалистов ГПМПК с опорой на грамотно систематизированный диагностический материал помогает определить дальнейший образовательный маршрут в соответствии с психофизическими возможностями ребенка, что позитивно отражается на его будущем.
Из множества методик для обследования детей возникла необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и иерархичность выявленных дефектов.
Предлагаемые методики экспресс-диагностики развития призваны определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения.
В основе диагностического материала лежат методики Забрамной С.Д. и Стребелевой Е.А. Кроме того, систематизируя диагностический материал, авторы опирались на следующие принципы, ранее описанные в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский и т.д.):
- Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, иерархии выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.
- Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований, а также их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.
- Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении новых способов действий.
- Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:
• отношение к ситуации обследования и заданиям;
• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
• продуктивное использование помощи взрослого;
• умение выполнять задание по аналогии;
• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.
- Необходимость раннего диагностического изучения ребенка. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение.
Дифференциальная диагностика с использованием предлагаемого диагностического материала включает в себя следующие этапы:
1.0бшая осведомленность.
Цель:
- исследование устной речи;
- исследование умения вступать в контакт, коммуникабельность;
- исследование сферы интересов и знаний;
- исследование системы отношений, эмоций, личности;
- изучение ориентировки в месте и времени, общей ориентировки, социальной ориентировки;
- исследование непосредственного запоминания;
- исследование эмоциональной сферы, мимики лица, интонационного строя речи;
- исследование личности: интересов, объема и содержания знаний;
-исследование познавательных интересов, их избирательности;
2. Понимание предметных и сюжетных картин.
Цель: исследование понимания содержания и смысла предметных и сюжетных картинок путем выделения существенных признаков, эмоционального отношения к событиям, изображенным на них.
3.Узнаванне конфликтных изображений-нелепиц.
Цель:
- исследование сохранности и целостности зрительного восприятия;
- изучение возможности критического анализа предъявляемых «нелепых» изображений.
- исследование свойств внимания (устойчивость, переключаемость, распределение, объем)
4.Составление пирамиды из колец (матрешек, палочек).
Цель:
- исследование координации движений руки, состояние тонких движений кисти;
- изучение сформированности представлений о величине, цвете, количестве; умение сравнивать с учетом указанных признаков;
- исследование адекватности и рациональности способа действия;
- изучение самоконтроля в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость.
5. Конструирование
Цель: исследование особенности деятельности, пространственной ориентации,
работоспособности, интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам.
6. Складывание разрезных картинок
Цель: исследование перцептивного моделирования, сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей.
7.Восприятие пространственных отношений
Цель:
- выявление уровня развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости, зрительного анализа,
- исследование умения различать правую - левую стороны в изображении на картине, у собеседника и т.п.
8. Предметная классификация
Цель: выявление актуального уровня развития понятийного мышления ребенка.
9. Опосредованное запоминание
Цель: исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания.
10.Понимание содержания литературных текстов
Цель: выявление понимания скрытого смысла текста, умения сделать вывод и воспроизвести
рассказ в логической последовательности.
11.Определение и сравнение понятий.
Цель: выявление способности устанавливать различие и сходство в явлениях, использовать функциональные и логические признаки.
12.Подбор по аналогии
Цель: исследование возможности установления скрытых логических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями.
13.Исключение предметов, явлений.
Цель: исследование уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
14.Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом.
Цель: исследование способности устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи и составлять связный рассказ по серии картинок.
15. Понимание прочитанного текста
Цель: исследование особенностей понимания, осмысления, запоминания стандартных текстов, а так же особенностей речи при их чтении.
16. Понимание переносного смысла загадок, метафор, пословиц и поговорок.
Цель: исследование уровня трактовки предлагаемых загадок, метафор, пословиц или поговорок (уровень отвлеченности, понимания переносного смысла)
17. Исследование учебных знаний по математике
Цель: изучение арифметических знаний и навыков детей: сформированность понятия о числе, овладение счетными операциями, аналитической деятельностью при решении задач (простых, составных, с косвенным вопросом, с недостающими компонентами).
18. Исследование учебных знаний по чтению и письму
Цель: изучение состояния навыков чтения и письма, осознанность усвоения программы по этим предметам.
Анализ результатов диагностики проводится в форме:
· экспресс-анализа результатов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической гипотезы), проводимого, естественно, в процессе самой диагностики.
· полного анализа полученных результатов и постановки диагноза, позволяющих провести первичное консультирование родителей или педагогов непосредственно после обследования.
При составлении окончательного заключения о состоянии ребенка обязательно учитываются следующие показатели:
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать и чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами комиссии, неадекватность поведения.
2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?
3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание.
4. Обучаемость в процессе обследования.
5. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.
Необходимость учета данных показателей объясняет основная цель ранней диагностики – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, отражающих особенности формирования базовых составляющих психической деятельности для определения путей развивающей и коррекционной работы, адекватных видов и форм обучения.
Итогом экспресс-диагностики является составление заключения с формулированием диагноза, вероятным прогнозом дальнейшего развития и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве.
Таким образом, основными задачами использования данного диагностического материала являются:
• разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;
• выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;
• оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
• определение и обоснование педагогического прогноза.
На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса.
Таким образом, данный материал разработан с целью:
- диагностики общего уровня психического развития детей и подростков, уровня развития психических процессов, уровня сформированности учебных навыков, определения образовательного маршрута;
- выявление причин нарушения развития, определение сохранных потенциальных возможностей ребенка и организации необходимых видов коррекционной помощи;
- выявление и сопровождение детей группы риска, к которой относятся дети резидуально-органическими поражениями ЦНС, задержками психического развития, слабоумием, психопатиями, патохарактерологическими формированиями (психогенно обусловленными) и дети из асоциальных семей, воспитывающихся в условиях повышенной жестокости, депривации, безнадзорности, основная масса которых находится в детских домах, школах-интернатах и СРЦН.
Содержание и описание диагностического материала
при обследовании детей с 11 до 14 лет на ГПМПК
(по этапам обследования)
1. Исследование общей осведомленности.
Цель:
- Определить запас знаний и представлений об окружающей действительности.
- Сделать вывод о соответствии его возрастной норме и полученному образованию.
Используемые диагностические приемы:
Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи.
Процедура проведения.
Ребенку предъявляются следующие вопросы:
-Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Сколько тебе будет лет, когда ты станешь в 2,3 раза старше?
- Назови весенние месяцы? (осенние, зимние).
- Назови 3-й месяц.
- Назови 3, 10 день недели.
- На какой руке у тебя больше пальцев?
- Какие ты знаешь хвойные деревья? Лиственные? Фруктовые?
- Какая разница между фруктами и ягодами?
- Каких ты знаешь перелетных птиц? Почему они улетают в другие края?
- Какие ты знаешь города? Какая столица нашей родины? Какой главный город нашей области?
- Почему заяц летом серый, а зимой белый?
- Что делают врач, учитель, повар?
- Зачем ходят на рыбалку, охоту, в поход?
- Каких ты знаешь насекомых?
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Достаточно свободно оперируют имеющимися знаниями. Отвечают на поставленные вопросы, обнаруживая определенный эмоциональный подъем от осознания собственного интеллекта. |
Обнаруживают значительные проблемы при ответах на вопросы в связи с недостаточной осведомленностью и несоответствием школьных знаний полученному образованию. Легко принимают помощь в форме наводящих вопросов, напоминаний, объяснений. Делают перенос полученных представлений и навыков. |
Обнаруживают полную несостоятельность в работе. Не понимают, что от них требуется. Помощи не принимают, уклоняются от работы. |
Цель:
- Оценка качества восприятия.
- Оценка способности воспринимать сюжет в целом.
- Оценка способности определять эмоциональное состояние героев, их мысли, чувства.
- Оценка способности устанавливать причинно – следственные отношения, лежащие в основе ситуации.
Диагностический материал:
Для детей 11 лет – предъявляются картинки «Опять двойка», «Помощница» (Приложение № 3).
Для детей 12 лет – предъявляются картинки «Секрет» (Приложение № 3).
Для детей 13 лет – предъявляются картинки «Случай во дворе» (Приложение № 3).
Для детей 14 лет – «Футболист» (Приложение № 3).
Процедура обследования:
Ребенку предъявляются сюжетные картины, с просьбой внимательно рассмотреть их и сказать, что на них произошло.
Просят раскрыть смысл изображенного. Задается серия последовательных вопросов.
Предлагается дать оценку героям и их действиям.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Лишь иногда требуют помощь в форме стимуляции внимания или наводящих вопросов. Чаще всего они самостоятельно справляются с заданием. |
Нуждаются в организующей помощи в форме наводящих вопросов или дополнительных объяснений. Помощь принимают, с заданием в целом справляются. Испытывают небольшие трудности при определении эмоциональных состояний героев. |
С заданием практически не справляются. Осмысливают картинку конкретно. Помощь не принимают. |
Цель:
- Оценка качества внимания и восприятия.
- Оценка запаса знаний и представлений об окружающем мире.
- Возможности выявления нелепостей.
- Оценка эмоционального восприятия, понимания юмористической стороны задания.
- Оценка чувства юмора.
Диагностический материал:
Предъявляют картинки:
- Для детей 11 лет – картинка-нелепость «Водолаз» (Приложение № 7)
- Для детей 12 лет – картинка-нелепость «Кот-футболист» (Приложение № 7)
- Для детей 13 лет – картинка-нелепость «Зимний лес» (Приложение № 7)
- Для детей 14 лет – картинки-нелепости «На море», «Летний день» (Приложение № 7).
Процедура обследования:
Ребенку предъявляют картинку с нелепым изображением.
Затем предлагают картинку рассмотреть и отметить, чем она интересна, назвать элементы нелепостей.
Просят оценить эмоциональное состояние ребенка при рассматривании картинки.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Очень живо, эмоционально, часто со смехом, описывают обнаруживаемые ими нелепости. Объясняют, почему такое не может быть. В помощи практически не нуждаются. |
Не сразу воспринимают комическое содержание сюжета. Нуждаются в активизации внимания, помощи в виде наводящих вопросов. Обычно обнаруживают 60-80% изображенных нелепостей. Четкая адекватная реакция отсутствует. |
Не отмечают нелепого характера изображений. Эмоциональная реакция отсутствует. Описывают конкретно изображенное на картинке. |
Цель:
- Оценка умения выделять в предметах, понятиях их существенные признаки и обобщать их на этой основе, объединяя в группу, проводить анализ и синтез.
- Оценка категориального мышления.
- Способность речевого обобщения предметов на основе выделенных признаков.
- Оценка словесно – логического мышления.
Процедура исследования:
Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой 5 слов (Приложение № 11).
Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между собой. Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является лишним. Ребенок должен назвать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит ко всем остальным.
Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги.
Так строка за строкой подвергается логическому анализу.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Чаще всего не нуждаются в дополнительной помощи, легко находят «лишнее» слово и объясняют, почему оно лишнее, объединяя 4 слова общим понятием. |
Нуждаются в предварительном объяснении принципа действия. Необходима значительная помощь при выполнении исключений. Затрудняются в обобщении. Часто затрудняются объяснить, почему названное ими слово лишнее. Словесно – логическое мышление развито слабо. |
Большая по объему помощь с подробными инструкциями не эффективна. Задания непосильны. |
Цель:
- Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности.
- Оценка способности находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии.
- Оценка умения устанавливать закономерности.
- Оценка обучаемости.
Процедура проведения:
Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности.
В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой), которые должны быть проанализированы на основе существенных признаков, заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом (Приложение № 22).
Например: Собака Рыба__________________
Шерсть сеть, рыбак, лодка, вода, чешуя
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Имеют достаточно высокий уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности. Дети легко и быстро справляются с заданием. |
Испытывают трудности при проведении операции синтеза. Испытывают значительные сложности при проведении первых заданий, но после дополнительных объяснений справляются с заданием. Дети хотя и с трудом, но усваивают общий принцип. Пользуются им в части вариантов осмысленно. |
Это задание не понимают. Большая по объему помощь остается неэффективной. |
Цель:
- Выявить понимание скрытого смысла текста.
- Выявить умение воспроизвести текст в логической последовательности.
- Оценить умение делать выводы и умозаключения.
- Оценка умения использовать помощь.
- Оценка состояния речи.
Диагностический материал:
В качестве диагностического материала используются:
Для детей 11 лет - рассказ “Жадная собака”(Приложение № 15)
Для детей 12 лет – рассказ "Лев и лиса"(Приложение № 15)
Для детей 13 лет – рассказ "Осел и муравей"(Приложение № 15)
Для детей 14 лет – рассказ “Голодный человек”(Приложение № 15)
Процедура исследования:
1 вариант – Исследователь сам прочитывает текст ребенку.
2 вариант – Ребенок сам прочитывает текст рассказа.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Чаще справляются самостоятельно, лишь иногда возникает необходимость в помощи в форме наводящих вопросов. Они проводят анализ содержания рассказов, делают выводы, эмоционально реагируют на содержание. |
Нуждаются в помощи, которая оказывается в форме наводящих вопросов, повторного чтения, интонационного выделения значительных слов, понятий, разъяснений, актуализации прошлого опыта. Эмоции не имеют яркого проявления. Дети скорее напряжены и легко теряются. |
Не понимают смысла рассказов. Оказываемая им помощь оказывается не эффективной. |
Цель:
- Выявить умение устанавливать причинно – следственные связи, отношения.
- Оценка умения делать обобщения.
- Оценка уровня речевого развития ребенка.
- Оценка умения давать характеристики воспринимаемой ситуации.
- Оценка внимания, восприятия.
Диагностический материал:
Детям 11 лет – предлагаются серии: «Трусиха», «Случай на реке» (Приложение № 19)
детям 12 лет – предлагается серия: «Ежик» (Приложение № 19)
детям 13 – 14 лет – предлагается серия: «Фермер» (Приложение № 19)
Процедура обследования:
Перед ребенком кладут несколько картинок, связанных единым сюжетом. Ему предлагают внимательно рассмотреть их, догадаться, о чем они рассказывают.
Затем предлагают разложить картинки в определенной последовательности с учетом смысловой связи и составить по ним связный рассказ.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Выполняют задание без труда. Легко устанавливают причинно-следственные отношения. Составляют рассказ с учетом сюжета. Делают выводы. Легко пользуются речью, лишь изредка нуждаются в уточняющих вопросах. |
Испытывают трудности на всем протяжении работы, им нужна помощь при установлении причинно-следственных отношений и в еще большей степени при составлении рассказа. С заданием справляются с помощью взрослого. |
Раскладывают картинки без учета логических связей. Осмысливают их конкретно или фрагментарно, помощь не эффективна. |
Цель:
- Выявить запас и точность представлений.
- Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков.
- Оценить умение проводить сравнение с опорой на существенные признаки.
- Исследование устойчивости, внимания и способности к целенаправленной деятельности.
- Оценка способности к отвлеченному мышлению.
Процедура исследования:
Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие названных мною двух предметов, явлений».
Образцы заданий для сравнения: волк и собака; кошка и белка; валенки и тапочки и др.
Анализ результатов:
Дети с N интеллекта |
Дети с ЗПР |
Дети с УО |
Без труда справляются с заданием, понимают, что от них требуется. Проводят сравнения по существенным признакам, проявляя при этом эмоциональное оживление. |
Не сразу понимают смысл задания. После предварительного объяснения принципа действия проводят сравнения по существенным и второстепенным признакам. Но при оказании помощи в форме наводящих вопросов чаще дают правильный ответ. |
Сравнение не проводят, задания не осмысливают. |
Цель:
- Оценка абстрактного мышления у детей с 12 лет.
- Выявить способность ребенка к пониманию скрытого смысла иносказаний, поговорок, пословиц с использованием жизненного опыта, кругозора.
- Оценка образного мышления, представлений.
- Оценка качества речи, умения выражать мысли.
- Оценить умение вербального выражения умозаключений.
- Выявление возможности применения их в жизни.
Процедура обследования:
Ребенку предлагается объяснить смысл метафор.
Например: старый друг, светлая голова, золотое сердце, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы (Приложение № 24).
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Лишь изредка затрудняются при объяснении некоторых иносказаний. Чаще объясняют их легко и с хорошим эмоциональным подъемом. Легко выражают свои мысли. |
Чаще проводят работу с помощью. Метафоры в контексте понимают легче. . Иногда им представляется выбор правильного ответа из двух – трех вариантов. Без помощи объясняют знакомые метафоры или легкие варианты заданий (золотые руки, золотая голова, старый друг). |
Понимают метафоры дословно или просто не понимают задания. |
Процедура обследования:
Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение № 24).
Примеры поговорок:
- «Как аукнется, так и откликнется».
- «Шило в мешке не утаишь».
- «Куй железо пока горячо».
- «Семь раз отмерь, один отрежь».
Примеры пословиц:
- «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».
- «Не руби сук, на котором сидишь».
- «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Легко справляются с объяснением скрытого смысла пословиц и поговорок. Четко выражают свои мысли и объясняют случаи применения их в жизни. Работу проводят быстро на эмоциональном подъеме. |
Справляются с заданием с помощью взрослого и при использовании их жизненного опыта, примеров из жизни. Выбирают чаще правильное объяснение из 2х – предложенных вариантов. Часто имеется внутреннее понимание пословиц и поговорок, но при невозможности выразить их смысл словами. |
Понимают пословицы и поговорки неправильно, часто дают нелепые ответы и оказываемая им помощь оказывается неэффективной. |
Цель:
- Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой.
Материал:
Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной программе (Приложение № 25, 26).
Процедура проведения:
Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней задания.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Выполняют задание самостоятельно или по наводящим вопросам. |
Испытывают желание понять смысл задания, проявляют большую заинтересованность. Необходима организующая помощь. Способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание. |
Выполняют совместно, частично. Помощь использовать не могут. Перенос на аналогичные задания не осуществляют. Задания часто выполняют формально. Мотивация слабая. |
Литература, используемая ГПМПК при разработке диагностического материала.
1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., Ось-89, 1998.
2. Бариневич В.В. Недифференцированные олигофрении. Лечение. Прогноз. Реабилитация. М., Изд. «Медицина», 1981.
3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.; Гном-Пресс, 1999.
4. Васильева Е.Н. Неадекватность обучения как психогенный фактор, приводящий к расстройствам адаптации, социального поведения. Харьков, Изд. «Украина», 1994.
5. Вахортова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс – диагностика готовности к школе. Набор методик. М.; «Генезис», 2001.
6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., ВЛАДОС, 2001.
7. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида: Сб.1; Сб.2. – М., 2000.
8. Гращенков Н.И. Перинатальные и натальные поражения головного мозга и их последствия. М., Изд. «Медицина», 1979.
9. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М.; Академия, 1998.
10. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М.; Просвещение, 1978.
11. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.; Просвещение, 2003.
12. Жиганов А.С. Семейная и социальная депривация как фактор возникновения расстройств личности у детей с задержками психического развития и снижением интеллекта. М., Изд.»Медицина», 1992.
13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.; 1995.
14. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. М., Институт общегуманитарных исследований, 2004.
15. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого - педагогического обследования детей. Пособие для психолого-педагогических комиссий. М.; ВЛАДОС, 2003Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК)
// Дефектология, 2001, №6 – с.66-98
16. Инструктивное письмо МО РФ о психолого-медико-педагогической комиссии №27\2967-6 от 14.07.2003г.
17. Инструктивное письмо МО РФ от 14.12.2000г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – YIII видов».
18. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб.; СпецЛит, 2001.
19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.; ВЛАДОС, 2001.
20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.; ВЛАДОС, 1991.
21. Ковалев В.Н. Психиатрия детского возраста. Ленинград, 1984.
22. Коган А.М. Дифференцированные олигофрении. Ранняя диагностика. Социальная реабилитация. М., изд. «Медицина», 1981.
23. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. М.,Гном-Пресс, 1999.
24. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.; Пед.общество России, 2001.
25. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.; МГУ, 1985.
26. Левченко И.Ю. Левченко, Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика. М., «Академия», 2003.
27. Личко А.В. Реабилитация детей и подростков с делинкветным поведением. М.,Изд. «Медицина», 1993.
28. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.; ВЛАДОС, 1989.
29. Лубовский В.И. Специальная психология. М., «Академия», 2003.
30. Ляпидевский С.С. Невропатология.- Москва; 1981.
31. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.; «Академия», 2003.
32. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.; 1996.
33. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.; ВЛАДОС,2003.
34. Морозова Т.Н. Проблемы реабилитации детей со снижением интеллекта. М., Изд. «Медицина», 1983.
35. Немов Р.С. Психология, 3 том. М.;ВЛАДОС, 1998.
36. Панков Д.Д., Кузнецова И.В., Румянцев А.Г. Диагностика и коррекция пограничных состояний у детей и подростков в образовательных учреждениях. М.; 2003.
37. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., «Академия», 2002.
38. Психолого – медико – педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях Ульяновской области. Ульяновск.;ГОУ УИПК ПРО, 2004г. //Сборник научно-методических статей под редакцией В.В.Клементьева.
39. Романенко В.А. Реабилитация психически больных. М., Изд. «Медицина», 1983.
40. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., МПГУ им. В.И.Ленина, 1990.- Гл. II ,III.
41. Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих документов. М.;Аркти, 2001.
42. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М.; Изд-во АПКиПРО РФ, 2000.
43. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.; Аркти, 2001.
44. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. М.; Аркти, 2001.
45. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. М.; ВЛАДОС,1998.
46. Учебные (базисные) планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов. Приказ МО РФ № 29\2065-п от 10.04.2002г.
47. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Диагностика структуры интеллекта. Тест Д.Векслера.;-СПб, «ИМАТОН», 1998.
48. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.; 2000.
49. Шац И.К. Психология и психопатология. Психозы у детей. М.; 2002.
50. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.; Аркти, 2001.
51. Шилов Д.С. Основы управления специальным образованием. М.; Академия, 2001.
52. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М.; ВЛАДОС, 2003.
53. Юдилевич А.Я. Помощник учителя-дефектолога центра психолого-медико-социального и педагогического сопровождения. М.; 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.