ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ
ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 3 – 6 ЛЕТ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ
ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 3 – 6 ЛЕТ
Научный руководитель проекта – Клементьев В.В., К.С.Н. учитель начальных классов, учитель высшей категории.
Материалы подготовлены:
Клементьев В.В. – учитель начальных классов, К.С.Н. учитель начальных классов, учитель высшей категории.
Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей категории, председатель ГПМПК.
Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.
Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории.
Рецензент: Ломбина С.А. – кандидат медицинских наук, преподаватель факультета коррекционной педагогики, кафедры медицинских основ дефектологии МГПИ имени М. Е. Евсевьева
© Клементьев В.В. – учитель начальных классов, К.С.Н. учитель начальных классов, учитель высшей категории.
Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей категории, председатель ГПМПК.
Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.
Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории. 2020год
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………..4
Содержание и описание диагностического материала, используемого государственной психолого-медико-педагогической комиссией при работе с детьми 3 – 6 лет………………9
Литература………………………………………………………………………………………...19
Введение.
В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается доля рождения здоровых детей, повышаются показатели осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/ и перинатального генеза. В этой связи актуальность приобретает дифференциальная экспресс-диагностика отклонений в развитии, их своевременная коррекция. Экспресс-диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
В отечественной возрастной психологии и педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий.
Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии. Эту задачу решает дифференциальная диагностика.
Именно дифференциальная диагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям. Главную роль в решении вопросов дифференциальной диагностики на сегодняшний день играют ПМПК, где диагностика осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами: психиатром, педиатром, дефектологом, психологом, логопедом (при необходимости сурдологом, офтальмологом и др.).
Авторским коллективом специалистов на основе многолетней творческой работы, проанализирован и систематизирован диагностический материал, позволяющий провести экспресс-диагностику в течении 30-40 минут с детьми от 3 до 6 лет, от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет и от 15 до 18 лет, и выделить среди детей 3 основные группы: дети с нормальным интеллектом, дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с умственной отсталостью (УО). Данный комплект поможет свести риск установления ошибочного диагноза к минимуму и обоснованно подобрать образовательный маршрут ребенка в соответствии с его психофизическим статусом и выявленными отклонениями в его развитии.
Представленный в работе диагностический материал позволяет определить уровень развития познавательных процессов ребенка, степень сформированности его эмоционально-волевой сферы.
При помощи описанных диагностических методик имеется возможность выявить причины, мешающие успешному усвоению программного материала, неумения перспективно мыслить, приводящие к формированию аномалий личности с несформированностью волевых, критических функций.
Совокупность диагностических методик, применяемых ГПМПК и описанных в работе, позволяет выявить у ребенка наличие медицинских симптомов (гипердинамического, церебрастенического, неврозоподобного, астеноневротического и пр.), мешающих успешно учиться и жить в обществе.
Высокий профессионализм специалистов ГПМПК с опорой на грамотно систематизированный диагностический материал помогает определить дальнейший образовательный маршрут в соответствии с психофизическими возможностями ребенка, что позитивно отражается на его будущем.
Из множества методик для обследования детей возникла необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и иерархичность выявленных дефектов.
Предлагаемые методики экспресс-диагностики развития призваны определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения.
В основе диагностического материала лежат методики Забрамной С.Д. и Стребелевой Е.А. Кроме того, систематизируя диагностический материал, авторы опирались на следующие принципы, ранее описанные в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский и т.д.):
- Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, иерархии выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.
- Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований, а также их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.
- Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении новых способов действий.
- Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:
• отношение к ситуации обследования и заданиям;
• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
• продуктивное использование помощи взрослого;
• умение выполнять задание по аналогии;
• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.
- Необходимость раннего диагностического изучения ребенка. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение.
Дифференциальная диагностика с использованием предлагаемого диагностического материала включает в себя следующие этапы:
1.0бшая осведомленность.
Цель:
- исследование устной речи;
- исследование умения вступать в контакт, коммуникабельность;
- исследование сферы интересов и знаний;
- исследование системы отношений, эмоций, личности;
- изучение ориентировки в месте и времени, общей ориентировки, социальной ориентировки;
- исследование непосредственного запоминания;
- исследование эмоциональной сферы, мимики лица, интонационного строя речи;
- исследование личности: интересов, объема и содержания знаний;
-исследование познавательных интересов, их избирательности;
2. Понимание предметных и сюжетных картин.
Цель: исследование понимания содержания и смысла предметных и сюжетных картинок путем выделения существенных признаков, эмоционального отношения к событиям, изображенным на них.
3.Узнаванне конфликтных изображений-нелепиц.
Цель:
- исследование сохранности и целостности зрительного восприятия;
- изучение возможности критического анализа предъявляемых «нелепых» изображений.
- исследование свойств внимания (устойчивость, переключаемость, распределение, объем)
4.Составление пирамиды из колец (матрешек, палочек).
Цель:
- исследование координации движений руки, состояние тонких движений кисти;
- изучение сформированности представлений о величине, цвете, количестве; умение сравнивать с учетом указанных признаков;
- исследование адекватности и рациональности способа действия;
- изучение самоконтроля в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость.
5. Конструирование
Цель: исследование особенности деятельности, пространственной ориентации,
работоспособности, интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам.
6. Складывание разрезных картинок
Цель: исследование перцептивного моделирования, сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей.
7.Восприятие пространственных отношений
Цель:
- выявление уровня развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости, зрительного анализа,
- исследование умения различать правую - левую стороны в изображении на картине, у собеседника и т.п.
8. Предметная классификация
Цель: выявление актуального уровня развития понятийного мышления ребенка.
9. Опосредованное запоминание
Цель: исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания.
10.Понимание содержания литературных текстов
Цель: выявление понимания скрытого смысла текста, умения сделать вывод и воспроизвести
рассказ в логической последовательности.
11.Определение и сравнение понятий.
Цель: выявление способности устанавливать различие и сходство в явлениях, использовать функциональные и логические признаки.
12.Подбор по аналогии
Цель: исследование возможности установления скрытых логических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями.
13.Исключение предметов, явлений.
Цель: исследование уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
14.Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом.
Цель: исследование способности устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи и составлять связный рассказ по серии картинок.
15. Понимание прочитанного текста
Цель: исследование особенностей понимания, осмысления, запоминания стандартных текстов, а так же особенностей речи при их чтении.
16. Понимание переносного смысла загадок, метафор, пословиц и поговорок.
Цель: исследование уровня трактовки предлагаемых загадок, метафор, пословиц или поговорок (уровень отвлеченности, понимания переносного смысла)
17. Исследование учебных знаний по математике
Цель: изучение арифметических знаний и навыков детей: сформированность понятия о числе, овладение счетными операциями, аналитической деятельностью при решении задач (простых, составных, с косвенным вопросом, с недостающими компонентами).
18. Исследование учебных знаний по чтению и письму
Цель: изучение состояния навыков чтения и письма, осознанность усвоения программы по этим предметам.
Анализ результатов диагностики проводится в форме:
· экспресс-анализа результатов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической гипотезы), проводимого, естественно, в процессе самой диагностики.
· полного анализа полученных результатов и постановки диагноза, позволяющих провести первичное консультирование родителей или педагогов непосредственно после обследования.
При составлении окончательного заключения о состоянии ребенка обязательно учитываются следующие показатели:
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать и чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами комиссии, неадекватность поведения.
2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?
3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание.
4. Обучаемость в процессе обследования.
5. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.
Необходимость учета данных показателей объясняет основная цель ранней диагностики – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, отражающих особенности формирования базовых составляющих психической деятельности для определения путей развивающей и коррекционной работы, адекватных видов и форм обучения.
Итогом экспресс-диагностики является составление заключения с формулированием диагноза, вероятным прогнозом дальнейшего развития и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве.
Таким образом, основными задачами использования данного диагностического материала являются:
• разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;
• выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;
• оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
• определение и обоснование педагогического прогноза.
На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса.
Таким образом, данный материал разработан с целью:
- диагностики общего уровня психического развития детей и подростков, уровня развития психических процессов, уровня сформированности учебных навыков, определения образовательного маршрута;
- выявление причин нарушения развития, определение сохранных потенциальных возможностей ребенка и организации необходимых видов коррекционной помощи;
- выявление и сопровождение детей группы риска, к которой относятся дети резидуально-органическими поражениями ЦНС, задержками психического развития, слабоумием, психопатиями, патохарактерологическими формированиями (психогенно обусловленными) и дети из асоциальных семей, воспитывающихся в условиях повышенной жестокости, депривации, безнадзорности, основная масса которых находится в детских домах, школах-интернатах и СРЦН.
Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей с 3 до 6 лет
(по этапам обследования).
1. Установление контакта.
Цель:
- Снятие напряжения, настороженности; пробуждение интереса к предстоящей работе.
- Вызвать доверие к исследователю и членам комиссии.
Средства, облегчающие установление контакта:
- Беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.
Если ребенок готов вступить в беседу, ему предоставляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.
Иногда контакт проще устанавливается, если ребенку дать возможность заняться изобразительной деятельностью (почертить, порисовать).
- Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.
Диагностическим материалом являются игрушки, бумага, карандаши. При беседе задаются вопросы.
Оценка результатов первого этапа
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу. |
Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание . Для установления контакта требуется предварительная игра или картинка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести в работу. |
Не испытывают волнения. Поведение их и требования чаще спонтанны, внимание пассивное. Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу. |
2. Общая осведомленность.
Цель:
- Выявление точности представлений ребенка о себе (пол, возраст, кем станет когда вырастет (тетей или дядей?), о семье, о родственниках и друзьях с просьбой назвать их возраст, имена, кто кого старше или младше.
- Знакомство со сферой интересов ребенка, запасом знаний, представлений и умений, познавательных интересов.
- Оценка возможностей ориентировки на листе бумаги, а также окружающем мире во времени и пространстве.
- Оценка качества речи, умения понимать речь.
Используемые диагностические приемы:
- Вопросы специального характера, позволяющие выявить имеющийся у ребенка запас знаний и представлений о себе и окружающей действительности (мире).
- Предметные картинки или картинки-действия, помогающие облегчить диагностику.
Процедура проведения диагностики общей осведомленности:
В возрасте 3 – 4-х лет ребенку предъявляются следующие вопросы:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Ты мальчик или девочка?
- Кем ты будешь, когда вырастешь? Тетей или дядей?
- Вопросы о близких, их именах.
- Знание частей тела, лица, их назначение.
- Знание бытовых предметов и их назначение.
- Знание стихов.
В возрасте 4 -5 лет вопросы усложняются:
- Сведения о себе, близких.
- Сведения о погоде, об изменениях в природе.
- Сведения о животных.
- Характер труда взрослых (повар, врач, воспитатель).
- Понимание обобщающих понятий (их содержание): игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.
- Знание сказок, стихов.
В возрасте 5 – 6-ти лет:
- Кроме выше перечисленных вопросов ребенок определяет время года по описательным признакам, время суток на данном этапе (день, ночь).
- Называет домашних животных и их деток (диких животных – их деток).
- Называет любимые фрукты, их отличие от овощей.
- Знает, что такое транспорт и правила, когда можно переходить дорогу.
- Выявляется знание сказок, стихов, загадок.
При сложностях вербального контакта, ребенку предъявляются картинки с просьбой показать деток животных, домики животных, птиц и насекомых; любимую пищу животного.
Предлагается определить положение предметов относительно других предметов, определить профессию человека (милиционер, повар, врач).
Оценка результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Легко справляются с вопросами. Общая осведомленность соответствует возрасту. |
Замедленно осмысляют вопросы, требуют их повторить. При ответах – нуждаются в наводящих вопросах. Общая осведомленность у них не соответствует возрасту. |
Понимают вопросы не всегда, требуются дополнительные разъяснения, наводящие вопросы, наглядное пособие. Общая осведомленность низкая. Представления часто искажены или нелепы. |
3. Понимание сюжетной картинки со скрытым смыслом.
Цель:
- Исследование внимания, умения выделять главное.
- Выявление установления причинно - следственных отношений.
- Оценка эмоционального отношения ребенка к действию и действующим лицам.
- Выявление возможности описания содержания картинки словами.
Диагностический материал:
Для ребенка в 3 – 4 года - сюжетная картинка «Обидели» (Приложение №1).
Вопрос: Кто обидел девочку? Где здесь хороший (добрый) мальчик?
Для ребенка 4 - 5 лет – сюжетная картинка «Заяц и морковки» (Приложение №1).
Вопросы: Что случилось с зайчиком? Почему он не может идти дальше? Почему у него такой большой живот?
Для ребенка 6 лет – сюжетная картинка «Игрушки убежали» (Приложение №1).
Вопрос: Почему игрушки убегают от мальчика?
Процедура исследования:
Ребенку предъявляется картинка, сообщается ее название, просят внимательно рассмотреть ее и сказать, что произошло с главным персонажем, кто или что виновато в происходящем, назвать и охарактеризовать героев. Попутно просят определить время года, погоду, пространственное расположение изображений, эмоциональное состояние героев.
Оценка результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Ребенок понимает смысл изображенного, правильно описывает сюжет. |
Работают при активизации внимания, по наводящим вопросам. Чаще всего сюжет осмысливают частично, с трудом определяют эмоциональное состояние героев и путают их роль. |
При активизации внимания, направляющей помощи и даже дополнительной информации не в состоянии установить причинно-следственные отношения и эмоциональное состояние. Сюжет воспринимают искаженно. |
4. Узнавание нелепиц.
Цель:
- Исследование качества зрительного восприятия, его полноты, целостности; сохранности и целостности представлений.
- Исследование качества внимания.
- Оценка возможности ребенка к практическому анализу изображенных нелепиц и внесению в изображение своих коррективов.
- Оценка эмоционального отношения к нелепицам.
- Исследование мышления.
Диагностический материал:
Для ребенка в 3 – 4,5 года - картинки «Хвостики перепутали» с изображением 2-х вариантов нелепостей (Приложение №5).
Для ребенка 4,5 - 6 лет - картинка «Хвостики перепутали» с изображением 5-ти вариантов нелепостей (Приложение №5).
Процедура исследования:
Ребенку предлагается картинка с нелепостями. Просят рассмотреть картинку и сказать, все ли здесь правильно нарисовано, все ли на том месте, где и положено.
Если что-то не так (неправильно) нарисовано или находится не там, где положено, то ребенку предлагается сказать, что же «не так», показать и объяснить (почему?).
Оценка результатов:
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Легко находят нелепость, эмоционально на нее реагируют (смехом, удивлением). Говорят - как должно быть. |
Требуют дополнительных инструкций, стимуляции внимания. Демонстрируют недостаточную целостность представлений и восприятий. Выполняют только часть задания самостоятельно. Эмоционально реагируют слабо или не реагируют на нелепость. |
Требуют побуждающих к работе действий. Легко отвлекаются, забывают вопросы, не понимают, что от них требуется и быстро перестают работать. Помощь в работе не принимают. Эмоциональная реакция на нелепость отсутствует. |
5. Работа с пирамидой из колец.
Цель:
- Исследование координации движений и состояния тонкой моторики кистей рук.
- Исследование степени сформированности представлений о величине, цвете, количестве.
- Оценка умения сравнивать кольца по определенному образцу (цвету, величине, количеству).
- Исследование адекватности и рациональности способов действий.
- Выявление наличия и стойкости интереса к работе.
Диагностический материал:
Для ребенка в 3 – 4 года пирамидка из 4-5 разноцветных колец.
Для ребенка в 5 – 6 лет пирамидка из 6-7 разноцветных колец.
Процедура исследования:
Перед ребенком ставят пирамидку и просят снять с нее все кольца, наблюдая при этом за действиями ребенка. Затем просят определить величину колец, назвать или соотнести цвет колец, посчитать их.
Затем предлагается пирамидку собрать.
Оценка результатов:
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
С интересом выполняют задания. Действия их адекватны, четко скоординированы, осмыслены. С 4х лет дети собирают самостоятельно пирамидку с учетом величины. |
Обнаруживают слабость тонкой моторики, медлительность и неловкость при выполнении действий с пирамидкой. При выполнении заданий на дифференциацию по величине, цвету, количеству часто требуют предварительного обучения. Инструкции при сборе пирамидки удерживают слабо, действия до конца не доводят. Быстро теряют интерес к работе. Требуется постоянная активизация внимания и контроля, но при повторном выполнении задания они осуществляют перенос способа действия. |
Радуются игрушке, действия их неловки, торопливы. Инструкции и обучающие действия не осмысляют. Действия с пирамидкой манипулятивные, неадекватные, хаотичные. Внимание на действиях исследователя не фиксируется. Стараются вмешаться в действия взрослого разрушительным образом. |
6. Конструирование.
Цель:
- Исследование внимания, пространственной ориентировки, мышления.
- Оценка умения провести анализ действий исследователя, установить их закономерность и перенести их при самостоятельном выполнении задания.
Диагностический материал:
- 18 палочек красного и синего цвета, причем синие палочки длиннее красных.
Процедура проведения:
В возрасте 3 - 4,5 лет - предлагается построить фигурки по образцу, выстроенному исследователем.
Это «дорожка», «окошко».
В возрасте 4,5 -6 лет - предлагается построить «заборчик» из палочек 2х цветов по образцу, выстроенному исследователем.
Анализ результатов:
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Свободно копируют образец, выстраивая требуемую конструкцию |
Требуют дополнительного объяснения, активизации внимания, контроля за их действиями со стороны взрослых. Обычно дети справляются с заданиями частично адекватно после обучающих и разъясняющих действий, но делают перенос приобретенного опыта при выполнении аналогичного задания. |
Демонстрируют своими действиями невозможность понять, что от них требуют, механически и неадекватно действуют с предложенным материалом, пытаясь иногда повторять действия исследователя, не уловив их смысла, хаотично расставляя палочки. Не воспринимают осмысленно обучающих действий исследователя. |
7.Складывание разрезных картинок.
Цель:
- Исследование внимания и представлений.
- Исследование пространственной координации, мышления.
- Исследование перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого в их правильном пространственном расположении.
Диагностический материал:
Для ребенка в3 года - картинка «Матрешка», из 2х частей (Приложение №8).
Для ребенка 4-5 лет - картинка «Леопард», «Мяч» из 3х частей (Приложение №8).
Для ребенка 5-6 лет – картинка «Мишка» из 4х частей (Приложение №8).
Процедура проведения:
Ребенку предъявляются элементы картинки разрезанной на 2-4 части по горизонтали или вертикали.
Ребенка просят сложить элементы картинок так, чтобы получилось целостное изображение и определить, кто или что изображено на картинке. Просят показать части тела, сказать, зачем они нужны.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
По части легко восстанавливают образ целого, легко справляются с заданием, не нарушая плоскости, в которой должны располагаться картинки. Свободно отвечают на вопросы по картинке. |
Справляются с заданием только после предварительного объяснения способа действия. Работают медленно, допускают ошибки. Действия их неловки, медлительны. Чаще всего рисунок складывается не в той плоскости. Последующее аналогичное задание ребенок выполняет правильно. |
Хаотично прикладывают элементы картинки. Не принимают помощи в виде показа и объяснения. |
8. Предметная классификация (для детей 3 – 4 лет).
Цель:
- Оценка уровня процессов обобщения, способности группировки предметов по существенным признакам.
- Оценка способности устанавливать логические связи и абстрагировать.
- Оценка качества внимания, работоспособности.
Диагностический материал:
Для ребенка в3-4 года - набор карточек с изображением предметов, которые возможно классифицировать (одежда, игрушки).
Процедура проведения.
Перед ребенком располагаются картинки по 3-4 в один ряд по общему признаку, остальные картинки дают ребенку и просят его разложить по группам самостоятельно (что к чему подходит).
После того, как ребенок разложил картинки по группам, его просят назвать каждую группу обобщающим словом.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Сравнительно легко определяют, по какому признаку разложены картинки и выполняют работу самостоятельно, опираясь на этот признак. Объединяют предметы каждого ряда обобщающим словом, так как проводят классификацию по существенному признаку. |
Испытывают трудности при установлении характера способа действия, нуждаются в дополнительной организующей помощи и испытывают трудности в адекватной оценке обобщающего группу существительного признака. Затрудняются назвать группу обобщающим словом, но помощь принимают и используют в аналогичных случаях. |
С заданием не справляются, группы формируют на основе конкретных признаков. Помощь использовать не могут, работу до конца не доводят. Отношение к работе формальное. |
9. Исключение предметов (невербальные исключения).
Цель:
- Исследование внимания.
- Исследование умения выделить существенные признаки предметов.
- Исследование способности к обобщению.
- Исследование логического мышления (вербально-логического).
Диагностический материал:
Для детей 5 - 6 лет - картинки с изображение 4-х предметов, три из которых могут быть объединены в одну группу по однородным существенным признакам, а 4-й предмет имеет отличный существенный признак и является « лишним» (Приложение №9).
Процедура проведения:
Перед ребенком кладут картинку с изображением 4-х предметов. Ребенка просят внимательно посмотреть, выделить предметы, имеющие однородный существенный признак, назвать их обобщающим словом и объяснить, почему 4-й предмет является лишним. Например, на картинке изображены мяч, арбуз, кукла, кубики. Мяч, кубики, кукла имеют существенный одинаковый признак - они игрушки. А арбуз - не игрушка. Что же такое арбуз? Возможные ответы: овощ, еда, ягода. Он не игрушка, поэтому лишний.
Анализ результатов исследования
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Легко выделяют объединяющий группу из 3-х предметов существенный признак, проводят их обобщение, назвав обобщающим словом. Исключают предмет не подходящий под этот признак, дают объяснение своим действиям. Работают заинтересованно, переживают неудачи. |
Проводят первые исключения с организующей помощью. Усвоив способ действия, проводят исключения чаще адекватно, но затрудняются при объяснении, подборе обобщающего слова. Эмоциональная реакция на неудачи слабая. Нуждаются в активизации внимания. |
После объяснения и показа способа действия, проводят исключения по второстепенным или даже случайным признакам. Осмыслить суть работы не могут, формальны. Помощь в работе не принимают. Обобщение невозможно. |
10. Понимание содержания скрытого смысла литературного текста.
Цель:
- Выявление умения воспринимать на слух прочитанное.
- Оценка качества внимания и понимания литературной речи.
- Выявление умения воспроизвести рассказ в логической последовательности.
- Оценка возможности понять скрытый смысл рассказа.
- Оценка умения делать выводы, простые умозаключения.
- Оценка эмоционального отношения к описываемой ситуации.
Диагностический материал:
Для детей 3-4 лет – рассказ «Правдивый мальчик» (Приложение №13).
Вопросы: 1. Что разбил мальчик? 2. Ругал ли его отец? 3. Почему не ругал?
Для детей 5-6 лет – рассказ «Горькое лекарство» (Приложение №13).
Вопросы: 1. Кто заболел? 2. Почему Таня решила выпить мамино лекарство? 3. Таня любила маму?
Процедура проведения.
Ребенку предлагается внимательно послушать рассказ, пересказать его и объяснить специфику описываемой ситуации. Дать оценку адекватности действий персонажей, побуждающих причин, характера персонажей. Объяснить скрытый смысл рассказа и сказать, чему учит этот рассказ.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Лишь иногда нуждаются в наводящих вопросах при осмыслении рассказа. Чаще осмысляют рассказ самостоятельно и правильно отвечают на вопросы по прочитанному. Делают правильные выводы. |
Нуждаются в помощи при осмыслении рассказа в форме дополнительного объяснения и наводящих вопросов. Выводы делать затрудняются, но при помощи вопросов или предъявлении 2-3х возможных вариантов ответов, чаще делают адекватные умозаключения. |
В этом возрасте не в состоянии понять рассказ и осмыслить его. Оказываемая помощь иногда дает возможность лишь частичного понимания текста, но не смысла. Умозаключения искажены. |
11. Умение разложить картинки, объединенные единым сюжетом в логический ряд и составить по ним рассказ.
Цель:
- Исследование внимания.
- Исследование возможности установления логических связей между отдельными сюжетами, причинно-следственных и пространственно- временных отношений.
- Исследование умения делать выводы.
- Исследование умения составить рассказ по связанным в единый сюжет картинкам.
Диагностический материал:
- Представлен наборами картинок, связанных единым сюжетом (набор последовательных изображений).
- Для ребенка в 3-4 года - серия «Зайцы и морковка» (Приложение №17).
Анализ результатов
№ |
Задаваемые вопросы |
Предполагаемые ответы |
||
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
||
1 |
Что делают зайчики на 1-ой картинке?
|
Зайчики несут морковку, а один из них ее ест. |
Несут морковку. |
Гуляют. |
2 |
Какой из 2-х зайчиков ест морковку? |
|
Показывает верно. |
Показывает верно после рассмотрения картинки и активизации внимания. |
3 |
Куда исчезла морковка? |
Ее съел зайчик. (Показывает верно). |
Съели зайчики. |
Потеряли. |
4 |
Какой зайчик съел морковку? |
|
Показывает верно после активизации внимания. |
Показывает неверно. Умозаключение искажено. |
- Для ребенка в 5 лет - серия «Разбитая ваза» из 2-х картинок (Приложение №17).
Анализ результатов
№ |
Вопросы |
Предполагаемые ответы |
||
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
||
1 |
Что изображено на 1-ой картине? |
Мальчик играет в мяч в комнате. |
Мальчик играет. |
Мальчик, мяч, стол, цветы. |
2 |
Что случилось потом, на 2-ой картине? |
Вазу разбили. |
Разбил кто-то вазу. |
Бросили мяч. |
3 |
Кто разбил вазу? |
Мальчик. |
Мяч. |
Сама. |
4 |
Вазу разбил мальчик или мяч? |
|
Мальчик. |
Мяч. |
- Для ребенка в 6 лет - серия «Обед» из 3-х картинок (Приложение №17).
Процедура проведения диагностического исследования:
Перед ребенком раскладывают картинки.
Просят внимательно рассмотреть все картинки и установить последовательность событий, т.е. логическую связь между изображенными событиями.
При этом предупреждается, что картинки расположены неверно.
Ребенку предлагается разложить их в соответствии с логическими связями, то есть в смысловой последовательности: с чего все началось, что было потом и чем все закончилось. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.
Просят дать оценку персонажам, их эмоциональному состоянию, поступкам.
Анализ результатов исследования
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Сравнительно легко определяют основную сюжетную линию. Раскладывают картинки в логической последовательности, эмоционально реагируют на изображенную ситуацию. Адекватно оценивают участников событий и их действия. При составлении рассказа лишь немногим детям нужна помощь в виде уточняющих вопросов. Умозаключение адекватно.
|
Выполняют работу с организующей помощью при активизации внимания и с дополнительными объяснениями. Обычно дается аналогичная серия картинок, с которой дети с учетом приобретенного опыта успешно справляются. Рассказ составляют чаще с помощью наводящих вопросов. В плане эмоциональных реакций обнаруживают недостаточную тонкость и адекватность реакций. |
Не устанавливают логических связей между эпизодами и действиями. Помощь не принимают, не осмысливают происходящее. Описывают конкретно каждую отдельную картинку, не проявляя эмоционального отношения, стремясь скорее с нею покончить с работой. Чаще осмысливают фрагментарно. |
11. Исследование понимания скрытого смысла загадок.
Цель:
- Исследование воображения, представлений об окружающем мире..
- Исследование уровня общей осведомленности.
- Исследование возможности воспроизведения целостности образа по элементам.
- Исследование логического мышления.
- Исследование абстрактного мышления.
Диагностический материал:
Для ребенка в 3-4 года - задаются описательные загадки (корова, петух, заяц). Возможно предъявление картинок к загадкам, на которые мог бы опереться ребенок при отгадывании их (Приложение №21).
Для ребенка в 5-6 лет - задаются простые абстрактные загадки (Приложение №21).Возможно предъявление картинок к загадкам, на которые мог бы опереться ребенок при отгадывании их (ежик, ножницы)
Процедура проведения диагностического исследования:
Ребенку «загадывают» загадку с просьбой сказать, о чем она.
Детям 3-6 лет могут предлагаться картинки - опоры при невозможности отгадать без помощи.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Понимают задание, используя имеющиеся опыт и знания. Легко отгадывают загадку, радуются тому, что это им удается. Работают с интересом и с увлечением. |
Не имеют достаточного запаса сведений, наблюдательности, развитого воображения, логического мышления и представления об окружающем мире. Отгадывают загадки конкретного, описательного характера чаще с опорой на картинку. Интерес к заданию формальный, результат не интересует. К 5-и годам им частично доступны загадки абстрактного характера. |
Задание осмысливают не всегда, дают случайные, часто нелепые отгадки. Помощь в виде картинок не принимают. Формальны. Интереса к загадкам и предлагаемым картинкам - опорам нет. |
Литература, используемая ГПМПК при разработке диагностического материала.
1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., Ось-89, 1998.
2. Бариневич В.В. Недифференцированные олигофрении. Лечение. Прогноз. Реабилитация. М., Изд. «Медицина», 1981.
3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.; Гном-Пресс, 1999.
4. Васильева Е.Н. Неадекватность обучения как психогенный фактор, приводящий к расстройствам адаптации, социального поведения. Харьков, Изд. «Украина», 1994.
5. Вахортова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс – диагностика готовности к школе. Набор методик. М.; «Генезис», 2001.
6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., ВЛАДОС, 2001.
7. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида: Сб.1; Сб.2. – М., 2000.
8. Гращенков Н.И. Перинатальные и натальные поражения головного мозга и их последствия. М., Изд. «Медицина», 1979.
9. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М.; Академия, 1998.
10. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М.; Просвещение, 1978.
11. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.; Просвещение, 2003.
12. Жиганов А.С. Семейная и социальная депривация как фактор возникновения расстройств личности у детей с задержками психического развития и снижением интеллекта. М., Изд.»Медицина», 1992.
13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.; 1995.
14. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. М., Институт общегуманитарных исследований, 2004.
15. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого - педагогического обследования детей. Пособие для психолого-педагогических комиссий. М.; ВЛАДОС, 2003Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК)
// Дефектология, 2001, №6 – с.66-98
16. Инструктивное письмо МО РФ о психолого-медико-педагогической комиссии №27\2967-6 от 14.07.2003г.
17. Инструктивное письмо МО РФ от 14.12.2000г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – YIII видов».
18. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб.; СпецЛит, 2001.
19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.; ВЛАДОС, 2001.
20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.; ВЛАДОС, 1991.
21. Ковалев В.Н. Психиатрия детского возраста. Ленинград, 1984.
22. Коган А.М. Дифференцированные олигофрении. Ранняя диагностика. Социальная реабилитация. М., изд. «Медицина», 1981.
23. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. М.,Гном-Пресс, 1999.
24. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.; Пед.общество России, 2001.
25. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.; МГУ, 1985.
26. Левченко И.Ю. Левченко, Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика. М., «Академия», 2003.
27. Личко А.В. Реабилитация детей и подростков с делинкветным поведением. М.,Изд. «Медицина», 1993.
28. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.; ВЛАДОС, 1989.
29. Лубовский В.И. Специальная психология. М., «Академия», 2003.
30. Ляпидевский С.С. Невропатология.- Москва; 1981.
31. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.; «Академия», 2003.
32. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.; 1996.
33. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.; ВЛАДОС,2003.
34. Морозова Т.Н. Проблемы реабилитации детей со снижением интеллекта. М., Изд. «Медицина», 1983.
35. Немов Р.С. Психология, 3 том. М.;ВЛАДОС, 1998.
36. Панков Д.Д., Кузнецова И.В., Румянцев А.Г. Диагностика и коррекция пограничных состояний у детей и подростков в образовательных учреждениях. М.; 2003.
37. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., «Академия», 2002.
38. Психолого – медико – педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях Ульяновской области. Ульяновск.;ГОУ УИПК ПРО, 2004г. //Сборник научно-методических статей под редакцией В.В.Клементьева.
39. Романенко В.А. Реабилитация психически больных. М., Изд. «Медицина», 1983.
40. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., МПГУ им. В.И.Ленина, 1990.- Гл. II ,III.
41. Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих документов. М.;Аркти, 2001.
42. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М.; Изд-во АПКиПРО РФ, 2000.
43. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.; Аркти, 2001.
44. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. М.; Аркти, 2001.
45. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. М.; ВЛАДОС,1998.
46. Учебные (базисные) планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов. Приказ МО РФ № 29\2065-п от 10.04.2002г.
47. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Диагностика структуры интеллекта. Тест Д.Векслера.;-СПб, «ИМАТОН», 1998.
48. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.; 2000.
49. Шац И.К. Психология и психопатология. Психозы у детей. М.; 2002.
50. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.; Аркти, 2001.
51. Шилов Д.С. Основы управления специальным образованием. М.; Академия, 2001.
52. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М.; ВЛАДОС, 2003.
53. Юдилевич А.Я. Помощник учителя-дефектолога центра психолого-медико-социального и педагогического сопровождения. М.; 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.