ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 3 – 6 ЛЕТ
Оценка 4.9

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 3 – 6 ЛЕТ

Оценка 4.9
Документация +1
docx
детская психология +1
3 кл—6 кл
20.09.2020
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,  ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ   ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ   3 – 6  ЛЕТ
В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается доля рождения здоровых детей, повышаются показатели осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/ и перинатального генеза. В этой связи актуальность приобретает дифференциальная экспресс-диагностика отклонений в развитии, их своевременная коррекция. Экспресс-диагностика нарушений познавательной дея¬тельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться кор¬рекция и компенсация нарушений, а в некоторых случа¬ях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
обследовании детей с 3 до 6 лет.docx

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ  

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ   3 – 6  ЛЕТ

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ 

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ   3 – 6  ЛЕТ

 

Научный руководитель проекта – Клементьев В.В., К.С.Н. учитель начальных классов,  учитель высшей категории.

 

Материалы подготовлены:

     Клементьев В.В. – учитель начальных классов, К.С.Н. учитель начальных классов,  учитель высшей категории.

    Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей  категории, председатель ГПМПК.

    Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.

    Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории.

 

 Рецензент: Ломбина С.А. – кандидат медицинских наук, преподаватель факультета коррекционной педагогики, кафедры медицинских основ дефектологии МГПИ имени М. Е. Евсевьева

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

                                                                              

 

 

 

© Клементьев В.В. – учитель начальных классов, К.С.Н. учитель начальных классов,  учитель высшей категории.

    Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей  категории, председатель ГПМПК.

    Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.

    Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории. 2020год

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………………………..4

 

Содержание и описание диагностического материала, используемого          государственной психолого-медико-педагогической комиссией  при работе с детьми 3 – 6 лет………………9

 

 

Литература………………………………………………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается доля рождения здоровых детей, повышаются показатели осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/ и перинатального генеза. В этой связи актуальность приобретает  дифференциальная  экспресс-диагностика отклонений в развитии, их своевременная коррекция. Экспресс-диагностика нарушений познавательной дея­тельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться кор­рекция и компенсация нарушений, а в некоторых случа­ях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

В отечественной возрастной психологии и пе­дагогике давно признана необходимость осуществления си­стематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период детства происходит активное формирование личности ребенка, ко­торое непосредственно зависит от его социальных усло­вий.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компен­сации и предупреждению вторичных отклонений в разви­тии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного воз­раста, основных типов нормального и аномального разви­тия в их многообразии. Эту задачу решает дифференциальная  диагностика.

Именно дифференциальная диагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям. Главную роль в решении вопросов дифференциальной диагностики   на сегодняшний день играют ПМПК, где диагностика осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами: психиатром, педиатром, дефектологом, психологом, логопедом (при необходимости сурдологом, офтальмологом и др.).

   Авторским коллективом специалистов   на основе многолетней творческой работы, проанализирован и систематизирован диагностический материал, позволяющий провести экспресс-диагностику в течении 30-40 минут с детьми от 3 до 6 лет, от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет и от 15 до 18 лет, и выделить среди детей 3 основные группы: дети с нормальным интеллектом, дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с умственной отсталостью (УО). Данный комплект поможет свести риск установления ошибочного диагноза к минимуму и обоснованно подобрать образовательный маршрут ребенка в соответствии с его психофизическим статусом и выявленными отклонениями в его развитии.

Представленный в работе диагностический материал позволяет определить уровень развития познавательных процессов ребенка, степень сформированности  его эмоционально-волевой сферы.

 При помощи описанных диагностических методик имеется возможность выявить причины, мешающие успешному усвоению программного материала, неумения перспективно мыслить,  приводящие к формированию аномалий личности с несформированностью волевых, критических функций.

Совокупность диагностических методик, применяемых ГПМПК   и описанных в работе, позволяет выявить у ребенка наличие медицинских симптомов (гипердинамического, церебрастенического, неврозоподобного, астеноневротического и пр.), мешающих успешно учиться и жить в обществе.

Высокий профессионализм специалистов ГПМПК с опорой на грамотно  систематизированный диагностический материал помогает определить дальнейший образовательный маршрут в соответствии с психофизическими возможностями ребенка, что позитивно отражается на его будущем.        

Из множества методик для обследования детей возникла  необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и иерархичность выявленных дефектов.

Предлагаемые методики экспресс-диагностики развития призваны определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения.

В  основе диагностического материала лежат методики Забрамной С.Д. и Стребелевой Е.А. Кроме того, систематизируя диагностический материал, авторы опирались на следующие   принципы, ранее описанные в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский и т.д.):

- Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, иерархии выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

- Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований, а также их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

- Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении новых способов действий.

- Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

• отношение к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

• продуктивное использование помощи взрослого;

• умение выполнять задание по аналогии;

• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

- Необходимость раннего диагностического изучения ребенка. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение.

Дифференциальная диагностика с использованием предлагаемого диагностического материала включает в себя следующие этапы:

1.0бшая осведомленность.

Цель:

- исследование устной речи;

- исследование умения вступать в контакт, коммуникабельность;

- исследование сферы интересов и знаний;

- исследование системы отношений, эмоций, личности;

- изучение ориентировки в месте и времени, общей ориентировки, социальной ориентировки;

- исследование непосредственного запоминания;

- исследование эмоциональной сферы, мимики лица, интонационного строя речи;

- исследование личности: интересов, объема и содержания знаний;

-исследование познавательных интересов, их избирательности;

2. Понимание предметных и сюжетных картин.

Цель: исследование понимания содержания и смысла предметных и сюжетных картинок путем выделения существенных признаков, эмоционального отношения к событиям, изображенным на них.

3.Узнаванне конфликтных изображений-нелепиц.

 Цель:

- исследование сохранности и целостности зрительного восприятия;

- изучение возможности критического анализа предъявляемых «нелепых» изображений.

- исследование свойств внимания (устойчивость, переключаемость, распределение, объем)

4.Составление пирамиды из колец (матрешек, палочек).

 Цель:

- исследование координации движений руки, состояние тонких движений кисти;

- изучение сформированности представлений о величине, цвете, количестве; умение сравнивать с учетом указанных признаков;

- исследование адекватности и рациональности способа действия;

- изучение самоконтроля в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость.

5. Конструирование

Цель:   исследование      особенности   деятельности,   пространственной   ориентации,

работоспособности, интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам.

6. Складывание разрезных картинок

Цель: исследование перцептивного моделирования, сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей.

7.Восприятие пространственных отношений

Цель:

- выявление уровня развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости, зрительного анализа,

- исследование умения различать правую - левую стороны в изображении на картине, у собеседника и т.п.

8. Предметная классификация

Цель: выявление актуального уровня развития понятийного мышления ребенка.

9. Опосредованное запоминание

Цель: исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания.

10.Понимание содержания литературных текстов

Цель: выявление понимания скрытого смысла текста, умения сделать вывод и воспроизвести

рассказ в логической последовательности.

11.Определение и сравнение понятий.

 Цель: выявление способности устанавливать различие и сходство в явлениях, использовать функциональные и логические признаки.

12.Подбор по аналогии

Цель: исследование возможности установления скрытых логических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями.

13.Исключение предметов, явлений.

Цель: исследование уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

14.Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом.

Цель: исследование способности устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи и составлять связный рассказ по серии картинок.

15. Понимание прочитанного текста

Цель: исследование особенностей понимания, осмысления, запоминания стандартных текстов, а так же особенностей речи при их чтении.

16. Понимание переносного смысла загадок, метафор, пословиц и поговорок.

Цель: исследование уровня трактовки предлагаемых загадок, метафор, пословиц или поговорок (уровень отвлеченности, понимания переносного смысла)

17. Исследование учебных знаний по математике

Цель: изучение арифметических знаний и навыков детей: сформированность понятия о числе, овладение счетными операциями, аналитической деятельностью при решении задач (простых, составных, с косвенным вопросом, с недостающими компонентами).

18. Исследование учебных знаний по чтению и письму

Цель: изучение состояния навыков чтения и письма, осознанность усвоения программы по этим предметам.

 

Анализ результатов диагностики проводится в форме:

·                                        экспресс-анализа результатов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической гипотезы), проводимого, естественно, в процессе самой диагностики.

·                                        полного анализа полученных результатов и постановки диагноза, позволяющих провести первичное консультирование родителей или педагогов непосредственно после обследования.

При составлении окончательного заключения о  состоянии ребенка обязательно учитываются следующие показатели:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать и чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами комиссии, неадекватность поведения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание.

4. Обучаемость в процессе обследования.

5. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

Необходимость учета данных показателей объясняет основная цель ранней диагностики – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, отражающих особенности формирования базовых составляющих психической деятельности для определения путей развивающей и коррекционной работы, адекватных видов и форм обучения.

Итогом экспресс-диагностики является составление заключения с формулированием диагноза, вероятным прогнозом   дальнейшего развития и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве.

Таким образом, основными задачами использования данного диагностического материала являются:

• разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

• выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;

• оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

• определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса.

Таким образом, данный материал разработан с целью:

- диагностики общего уровня психического развития детей и подростков, уровня развития психических процессов, уровня сформированности учебных навыков, определения образовательного маршрута;

- выявление причин нарушения развития, определение сохранных потенциальных возможностей ребенка и организации необходимых видов коррекционной помощи;

- выявление и сопровождение детей группы риска, к которой относятся дети резидуально-органическими поражениями ЦНС, задержками психического развития, слабоумием, психопатиями, патохарактерологическими формированиями (психогенно обусловленными) и дети из асоциальных семей, воспитывающихся в условиях повышенной жестокости, депривации, безнадзорности, основная масса которых находится в детских домах, школах-интернатах и СРЦН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей с 3 до 6 лет

(по этапам обследования).

 

1.                  Установление контакта.

Цель:

- Снятие напряжения, настороженности; пробуждение интереса к предстоящей работе.

- Вызвать доверие к исследователю и членам комиссии.

Средства, облегчающие установление контакта:

-  Беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.

  Если ребенок готов вступить в беседу, ему предоставляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.

  Иногда контакт проще устанавливается, если ребенку дать возможность заняться изобразительной деятельностью (почертить, порисовать).

-  Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.

Диагностическим материалом являются игрушки, бумага, карандаши. При беседе задаются вопросы.

 

 Оценка результатов первого этапа

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу.

Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание . Для установления контакта требуется предварительная игра или картинка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести  в работу.

Не испытывают волнения. Поведение их  и требования чаще спонтанны, внимание пассивное.

 Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу.

 

2.                   Общая осведомленность.

Цель:

- Выявление точности представлений ребенка о себе (пол, возраст, кем станет когда вырастет (тетей или дядей?), о семье,  о родственниках и друзьях с просьбой назвать их возраст, имена, кто кого старше или младше.

- Знакомство со сферой интересов ребенка, запасом знаний, представлений и умений, познавательных интересов.

- Оценка возможностей ориентировки на листе бумаги, а также окружающем мире во времени и пространстве.

- Оценка качества речи, умения понимать речь.

Используемые диагностические приемы: 

- Вопросы специального характера, позволяющие выявить имеющийся у ребенка запас знаний и представлений о себе и окружающей действительности (мире).

-  Предметные картинки или картинки-действия, помогающие облегчить диагностику.

Процедура проведения диагностики общей осведомленности:

В возрасте 3 – 4-х лет ребенку предъявляются следующие вопросы:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Ты мальчик или девочка?

- Кем ты будешь, когда вырастешь? Тетей или дядей?

- Вопросы о близких, их именах.

- Знание частей тела, лица, их назначение.

- Знание бытовых предметов и их назначение.

- Знание стихов.

В возрасте 4 -5 лет  вопросы усложняются:

- Сведения о себе, близких.

- Сведения о погоде, об изменениях в природе.

- Сведения о животных.

- Характер труда взрослых (повар, врач,  воспитатель).

- Понимание обобщающих понятий (их содержание): игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

- Знание сказок, стихов.

В возрасте 5 – 6-ти лет:

-   Кроме выше перечисленных вопросов  ребенок определяет время года по описательным признакам, время суток на данном этапе (день, ночь). 

-   Называет домашних животных и их деток (диких животных – их деток).

-   Называет любимые фрукты, их отличие от овощей.

 -  Знает, что такое транспорт и правила, когда можно переходить дорогу.

 -  Выявляется знание сказок, стихов, загадок.

 При сложностях вербального контакта, ребенку предъявляются картинки с просьбой показать деток животных, домики животных, птиц и насекомых; любимую пищу животного.

 Предлагается определить положение предметов относительно других предметов, определить профессию человека (милиционер, повар, врач).

 

 Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко справляются с вопросами.

 Общая осведомленность соответствует возрасту.

Замедленно осмысляют вопросы, требуют их повторить. При ответах – нуждаются в наводящих вопросах.

 Общая осведомленность у них не соответствует возрасту.

Понимают вопросы не всегда, требуются дополнительные разъяснения, наводящие вопросы, наглядное пособие.

 Общая осведомленность низкая. Представления часто искажены или нелепы.

 

3.                  Понимание сюжетной картинки со скрытым смыслом.

Цель:

- Исследование внимания, умения выделять главное.

-  Выявление установления причинно -  следственных отношений.

-  Оценка эмоционального отношения ребенка к действию и действующим лицам.

- Выявление возможности описания содержания картинки словами.

     Диагностический материал:

Для ребенка в 3 – 4 года - сюжетная картинка «Обидели» (Приложение №1).

Вопрос: Кто обидел девочку? Где здесь хороший (добрый) мальчик?

Для ребенка 4 - 5 лет – сюжетная картинка «Заяц и морковки» (Приложение №1).

Вопросы: Что случилось с зайчиком?  Почему он не может идти дальше? Почему у него такой большой живот?

Для ребенка 6 лет –  сюжетная картинка «Игрушки убежали» (Приложение №1).

Вопрос: Почему игрушки убегают от мальчика?

Процедура исследования:

Ребенку предъявляется картинка, сообщается ее название, просят внимательно рассмотреть ее и сказать, что произошло с главным персонажем, кто или что виновато в происходящем, назвать и охарактеризовать героев. Попутно просят определить время года, погоду, пространственное расположение изображений, эмоциональное состояние героев.

 

Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Ребенок понимает смысл изображенного,

правильно описывает сюжет.

Работают при активизации внимания, по наводящим вопросам.

 Чаще всего сюжет осмысливают частично, с трудом определяют эмоциональное состояние героев и путают их роль.

При активизации внимания, направляющей помощи и даже дополнительной информации не в состоянии установить причинно-следственные отношения и эмоциональное состояние. Сюжет воспринимают искаженно.

 

4.                  Узнавание нелепиц.

Цель:

- Исследование качества зрительного восприятия, его полноты, целостности; сохранности и целостности представлений.

- Исследование качества внимания.

- Оценка возможности ребенка к практическому анализу изображенных нелепиц и внесению в изображение своих коррективов.

- Оценка эмоционального отношения к нелепицам.

- Исследование мышления.

   Диагностический материал:

Для ребенка в 3 – 4,5 года -  картинки «Хвостики перепутали» с изображением 2-х  вариантов нелепостей  (Приложение №5).

 Для ребенка 4,5 - 6 лет  - картинка «Хвостики перепутали» с изображением 5-ти  вариантов нелепостей (Приложение №5).

  Процедура исследования:

 Ребенку предлагается картинка с нелепостями. Просят  рассмотреть картинку и сказать,  все ли здесь правильно нарисовано, все ли на том месте, где и положено.

 Если что-то не так (неправильно) нарисовано или находится не там, где положено, то ребенку предлагается сказать, что же «не так», показать и объяснить (почему?).

 

Оценка результатов:

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко находят нелепость, эмоционально на нее реагируют (смехом, удивлением).

 Говорят - как должно быть.

Требуют дополнительных инструкций, стимуляции внимания. Демонстрируют недостаточную целостность представлений и восприятий.

 Выполняют только часть задания самостоятельно. Эмоционально реагируют слабо или не реагируют на нелепость.

Требуют побуждающих к работе действий.

Легко отвлекаются, забывают вопросы, не понимают, что от них требуется и быстро перестают работать. Помощь в работе не принимают. Эмоциональная реакция на нелепость отсутствует.

 

 

 

5.                  Работа с пирамидой из колец.

Цель:

- Исследование координации движений и состояния тонкой моторики кистей рук.

- Исследование степени сформированности представлений о величине, цвете, количестве.

- Оценка умения сравнивать кольца по определенному образцу (цвету, величине, количеству).

-  Исследование адекватности и рациональности способов действий.

-  Выявление наличия и стойкости интереса к работе.

Диагностический материал:

 Для ребенка в 3 – 4 года пирамидка из 4-5 разноцветных колец.

 Для ребенка в 5 – 6 лет пирамидка из 6-7 разноцветных колец.

Процедура исследования:

Перед ребенком ставят пирамидку и просят снять с нее все кольца, наблюдая при этом за действиями ребенка. Затем просят определить величину колец, назвать или соотнести цвет колец, посчитать их.

 Затем предлагается пирамидку собрать.

 

Оценка результатов:

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

С интересом выполняют задания. Действия их адекватны, четко скоординированы, осмыслены.

 С 4х лет дети собирают самостоятельно пирамидку с учетом величины.

Обнаруживают слабость тонкой моторики, медлительность и неловкость при выполнении действий с пирамидкой.

 При выполнении заданий на дифференциацию по величине, цвету, количеству часто требуют предварительного обучения. Инструкции при сборе пирамидки удерживают слабо, действия до конца не доводят.

 Быстро теряют интерес к работе. Требуется постоянная активизация внимания и контроля, но при повторном выполнении задания они осуществляют перенос способа действия.

Радуются игрушке, действия их неловки, торопливы. Инструкции и обучающие действия не осмысляют. Действия с пирамидкой манипулятивные, неадекватные, хаотичные. Внимание на действиях исследователя не фиксируется.

 Стараются вмешаться в действия взрослого разрушительным образом.

 

6.                  Конструирование.

      Цель:

- Исследование внимания, пространственной ориентировки, мышления.

- Оценка умения провести анализ действий исследователя, установить их закономерность и перенести их при самостоятельном выполнении задания.

Диагностический материал:

- 18 палочек красного и синего цвета, причем синие палочки длиннее красных.

     Процедура проведения:

В возрасте 3 - 4,5 лет -  предлагается построить фигурки по образцу, выстроенному исследователем.

 Это «дорожка», «окошко».

В возрасте 4,5 -6 лет - предлагается построить «заборчик» из палочек 2х цветов по образцу, выстроенному исследователем.

Анализ результатов:

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Свободно копируют образец, выстраивая требуемую конструкцию

Требуют дополнительного объяснения, активизации внимания, контроля за их действиями со стороны взрослых.

 Обычно дети справляются с заданиями частично адекватно после обучающих и разъясняющих действий, но делают перенос приобретенного опыта при выполнении аналогичного задания.

Демонстрируют своими действиями невозможность понять, что от них требуют, механически и неадекватно действуют с предложенным материалом, пытаясь иногда повторять действия исследователя, не уловив их смысла, хаотично расставляя палочки. 

Не воспринимают  осмысленно обучающих действий исследователя.

 

  7.Складывание разрезных картинок.

    Цель:

- Исследование внимания и представлений.

- Исследование пространственной координации, мышления.

- Исследование перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого в их правильном пространственном расположении.

Диагностический материал:

Для ребенка в3 года  - картинка «Матрешка», из 2х частей (Приложение №8).

Для ребенка 4-5 лет  - картинка «Леопард», «Мяч» из 3х частей (Приложение №8).

Для ребенка 5-6 лет – картинка «Мишка» из 4х частей (Приложение №8).

Процедура проведения:

Ребенку предъявляются элементы картинки разрезанной на 2-4 части по горизонтали или вертикали.

Ребенка просят сложить элементы картинок так, чтобы получилось целостное изображение и определить, кто или что изображено на картинке. Просят показать части тела, сказать, зачем они нужны.

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

По части легко восстанавливают образ целого, легко справляются с заданием, не нарушая плоскости, в которой должны располагаться картинки. Свободно отвечают на вопросы по картинке.

Справляются с заданием только после предварительного объяснения способа действия. Работают медленно, допускают ошибки.

 Действия их неловки, медлительны.

 Чаще всего рисунок складывается не в той плоскости.

 Последующее аналогичное задание ребенок выполняет правильно.

Хаотично прикладывают элементы картинки.

 Не принимают помощи в виде показа и объяснения.

8.                  Предметная классификация (для детей 3 – 4 лет).

 Цель

- Оценка уровня процессов обобщения, способности группировки предметов по существенным признакам.

- Оценка способности устанавливать логические связи и абстрагировать.

- Оценка качества внимания, работоспособности.

Диагностический материал:

Для ребенка в3-4 года  - набор карточек с изображением предметов, которые возможно классифицировать (одежда, игрушки).

Процедура проведения.

Перед ребенком располагаются картинки по 3-4 в один ряд по общему признаку, остальные картинки дают ребенку и просят его разложить по группам самостоятельно (что к чему подходит).

После того, как ребенок разложил картинки по группам, его просят назвать каждую группу обобщающим словом.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Сравнительно легко определяют, по какому признаку разложены картинки и выполняют работу самостоятельно,  опираясь на этот признак.

 Объединяют предметы каждого ряда обобщающим словом, так как проводят классификацию по существенному признаку.

Испытывают трудности при установлении характера способа действия, нуждаются в дополнительной организующей помощи и испытывают трудности в адекватной оценке обобщающего группу существительного признака.

 Затрудняются назвать группу обобщающим словом, но помощь принимают и используют в аналогичных случаях.

С заданием не справляются, группы формируют на основе конкретных признаков. Помощь использовать не могут, работу до конца не доводят. Отношение к работе формальное.

 

            9. Исключение предметов (невербальные исключения).

Цель:

- Исследование внимания.

- Исследование умения выделить существенные признаки предметов.

- Исследование способности к обобщению.

- Исследование логического мышления (вербально-логического).

Диагностический материал:

Для детей 5 - 6 лет  - картинки с изображение 4-х предметов, три из которых могут быть объединены в одну группу по однородным существенным признакам, а 4-й предмет имеет отличный существенный признак и является « лишним» (Приложение №9).

Процедура проведения:

Перед ребенком кладут картинку с изображением 4-х предметов. Ребенка просят внимательно посмотреть, выделить предметы, имеющие однородный существенный признак, назвать  их  обобщающим словом и объяснить, почему 4-й предмет является лишним. Например, на картинке изображены мяч, арбуз, кукла, кубики. Мяч, кубики, кукла имеют существенный одинаковый признак - они игрушки. А арбуз  -  не игрушка. Что же такое арбуз? Возможные ответы: овощ, еда, ягода. Он не игрушка, поэтому лишний.

 

Анализ результатов исследования

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко выделяют объединяющий группу из

 3-х предметов существенный признак, проводят  их обобщение, назвав обобщающим словом. Исключают предмет не подходящий под этот признак, дают объяснение своим действиям.

 Работают заинтересованно, переживают неудачи.

Проводят первые исключения с организующей помощью. Усвоив способ действия, проводят исключения чаще адекватно, но затрудняются при объяснении, подборе  обобщающего слова. Эмоциональная реакция на неудачи слабая.

 Нуждаются в активизации внимания.

После объяснения и показа способа действия, проводят исключения  по второстепенным или даже случайным признакам. Осмыслить суть работы не могут, формальны.

 Помощь в работе не принимают.

 Обобщение невозможно.

 

10.              Понимание содержания  скрытого смысла литературного текста.

Цель:

- Выявление умения воспринимать на слух прочитанное.

- Оценка качества внимания и понимания литературной речи.

- Выявление умения воспроизвести  рассказ в логической последовательности.

- Оценка возможности понять скрытый смысл рассказа.

- Оценка умения делать выводы, простые умозаключения.

- Оценка эмоционального отношения к описываемой ситуации.

Диагностический материал:

Для детей 3-4 лет – рассказ «Правдивый мальчик» (Приложение №13).

Вопросы: 1. Что разбил мальчик?  2. Ругал ли его отец? 3. Почему не ругал?

Для детей 5-6 лет рассказ «Горькое лекарство» (Приложение №13).

Вопросы: 1. Кто заболел? 2. Почему Таня решила выпить мамино лекарство?  3. Таня любила маму?

Процедура проведения.

 Ребенку предлагается внимательно послушать рассказ, пересказать его и объяснить специфику описываемой ситуации. Дать оценку адекватности действий персонажей, побуждающих причин, характера персонажей. Объяснить скрытый смысл рассказа и сказать, чему учит этот рассказ.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Лишь иногда нуждаются в наводящих вопросах при осмыслении рассказа.

 Чаще осмысляют рассказ самостоятельно и правильно отвечают на вопросы по прочитанному.

 Делают правильные выводы.

Нуждаются в помощи при осмыслении рассказа в форме дополнительного объяснения и наводящих вопросов. Выводы делать затрудняются, но при помощи вопросов или предъявлении 2-3х возможных вариантов ответов, чаще делают адекватные умозаключения.

В этом возрасте не в состоянии понять рассказ и осмыслить его.  Оказываемая помощь иногда дает возможность лишь частичного понимания текста, но не смысла.

Умозаключения искажены.

 

11. Умение разложить картинки, объединенные единым сюжетом в логический ряд и составить по ним рассказ.

Цель:

-  Исследование внимания.

-  Исследование возможности установления логических связей между отдельными сюжетами, причинно-следственных и пространственно- временных отношений.

-  Исследование умения делать выводы.

-  Исследование умения составить рассказ по связанным в единый сюжет картинкам.

Диагностический материал:

 - Представлен наборами картинок, связанных единым сюжетом (набор последовательных изображений).

- Для ребенка в 3-4 года  - серия «Зайцы и морковка» (Приложение №17).

  

Анализ результатов

 

Задаваемые

вопросы

                              Предполагаемые ответы

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

1

Что делают зайчики на 1-ой картинке?

 

Зайчики несут морковку, а один из них ее ест.

Несут морковку.

Гуляют.

2

Какой из

 2-х зайчиков ест морковку?

 

 

Показывает верно.

Показывает верно после рассмотрения картинки и активизации внимания.

3

Куда исчезла морковка?

Ее съел зайчик.

(Показывает верно).

Съели зайчики.

Потеряли.

4

Какой зайчик съел морковку?

 

Показывает верно после активизации внимания.

Показывает неверно.

Умозаключение искажено.

 

- Для ребенка в 5 лет -  серия «Разбитая ваза» из 2-х картинок (Приложение №17).

 

Анализ результатов

 

Вопросы

                              Предполагаемые ответы

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

1

Что изображено на 1-ой картине?

Мальчик играет в мяч в комнате.

Мальчик играет.

Мальчик, мяч, стол, цветы.

2

Что случилось потом, на 2-ой картине?

Вазу разбили.

Разбил кто-то вазу.

Бросили мяч.

3

Кто разбил вазу?

Мальчик.

Мяч.

Сама.

4

Вазу разбил мальчик или мяч?

 

Мальчик.

Мяч.

 

- Для ребенка в 6 лет - серия «Обед» из 3-х картинок (Приложение №17).

           

Процедура проведения диагностического исследования:

Перед ребенком раскладывают картинки.

 Просят внимательно рассмотреть все картинки и установить последовательность событий, т.е. логическую связь между изображенными событиями.

При этом предупреждается, что картинки расположены неверно.

 Ребенку предлагается разложить их в соответствии с логическими связями, то есть в смысловой последовательности: с чего все началось, что было потом и чем все закончилось. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Просят дать оценку персонажам, их эмоциональному состоянию, поступкам.

 

Анализ результатов исследования

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Сравнительно легко определяют основную сюжетную линию. Раскладывают картинки в логической последовательности, эмоционально реагируют на изображенную ситуацию.

Адекватно оценивают участников событий и их действия.

 При составлении рассказа лишь немногим детям  нужна помощь в виде уточняющих вопросов.

Умозаключение адекватно.

 

Выполняют работу с организующей помощью при активизации внимания и  с дополнительными объяснениями.

Обычно дается аналогичная серия картинок, с которой дети с учетом приобретенного опыта успешно справляются.

 Рассказ составляют чаще с помощью наводящих вопросов. В плане эмоциональных реакций обнаруживают недостаточную тонкость и адекватность реакций.

Не устанавливают логических связей между эпизодами и действиями.

 Помощь не принимают, не осмысливают происходящее.

 Описывают конкретно каждую отдельную картинку, не проявляя эмоционального отношения, стремясь скорее с нею покончить с работой.

Чаще осмысливают фрагментарно.

 

11. Исследование понимания скрытого смысла загадок.

Цель:

- Исследование воображения, представлений об окружающем мире..

- Исследование уровня общей осведомленности.

- Исследование возможности воспроизведения  целостности образа по элементам.

- Исследование логического мышления.

- Исследование абстрактного мышления.

Диагностический материал:

Для ребенка в 3-4 года -  задаются описательные загадки (корова, петух, заяц). Возможно предъявление  картинок к загадкам, на которые мог бы опереться ребенок при отгадывании их (Приложение №21).

Для ребенка в 5-6 лет -   задаются простые абстрактные загадки (Приложение №21).Возможно предъявление  картинок к загадкам, на которые мог бы опереться ребенок при отгадывании их (ежик, ножницы)

Процедура проведения диагностического исследования:

Ребенку «загадывают» загадку с просьбой сказать, о чем она.

 Детям 3-6 лет могут предлагаться картинки - опоры при невозможности отгадать без помощи.

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Понимают задание, используя имеющиеся  опыт и знания.

 Легко отгадывают загадку, радуются тому, что это им удается.

 Работают с интересом и с увлечением.

Не имеют достаточного запаса сведений, наблюдательности,

 развитого воображения, логического мышления и представления об окружающем мире.

 Отгадывают загадки конкретного, описательного характера чаще  с опорой на картинку.

Интерес к заданию формальный, результат не интересует.

 К 5-и годам им частично доступны загадки абстрактного характера.

Задание осмысливают не всегда, дают случайные, часто нелепые отгадки. Помощь в виде картинок не принимают.

Формальны.

 Интереса к загадкам и предлагаемым картинкам - опорам нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература, используемая ГПМПК при разработке диагностического материала.

 

1.            Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., Ось-89, 1998.

2.            Бариневич В.В. Недифференцированные олигофрении. Лечение. Прогноз. Реабилитация. М., Изд. «Медицина», 1981.

3.            Борякова Н.Ю., Соболева А.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.; Гном-Пресс, 1999.

4.            Васильева Е.Н. Неадекватность обучения как психогенный фактор, приводящий к расстройствам адаптации, социального поведения. Харьков, Изд. «Украина», 1994.

5.            Вахортова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс – диагностика готовности к школе. Набор методик. М.; «Генезис», 2001.

6.            Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., ВЛАДОС, 2001.

7.            Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида: Сб.1; Сб.2. – М., 2000.

8.            Гращенков Н.И. Перинатальные и натальные поражения головного мозга и их последствия. М., Изд. «Медицина», 1979.

9.            Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М.; Академия, 1998.

10.        Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М.; Просвещение, 1978.

11.        Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.; Просвещение, 2003.

12.        Жиганов А.С. Семейная и социальная депривация как фактор возникновения расстройств личности у детей с задержками психического развития и снижением интеллекта. М., Изд.»Медицина», 1992.

13.        Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.; 1995.

14.        Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. М., Институт общегуманитарных исследований, 2004.

15.        Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого - педагогического обследования детей. Пособие для психолого-педагогических комиссий. М.; ВЛАДОС, 2003Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК)

        // Дефектология, 2001, №6 – с.66-98

16.        Инструктивное письмо МО РФ о психолого-медико-педагогической комиссии №27\2967-6 от 14.07.2003г.

17.        Инструктивное письмо МО РФ от 14.12.2000г.  «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IYIII  видов».

18.        Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб.; СпецЛит, 2001.

19.        Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.; ВЛАДОС, 2001.

20.        Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.; ВЛАДОС, 1991.

21.        Ковалев В.Н. Психиатрия детского возраста. Ленинград, 1984.

22.        Коган А.М. Дифференцированные олигофрении. Ранняя диагностика. Социальная реабилитация. М., изд. «Медицина», 1981.

23.        Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. М.,Гном-Пресс, 1999.

24.        Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.; Пед.общество России, 2001.

25.        Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.; МГУ, 1985.

26.        Левченко И.Ю. Левченко, Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика. М., «Академия», 2003.

27.        Личко А.В. Реабилитация детей и подростков с делинкветным поведением. М.,Изд. «Медицина», 1993.

28.        Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.; ВЛАДОС, 1989.

29.        Лубовский В.И. Специальная психология. М., «Академия», 2003.

30.        Ляпидевский С.С. Невропатология.- Москва; 1981.

31.        Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.; «Академия», 2003.

32.        Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.; 1996.

33.        Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.; ВЛАДОС,2003.

34.        Морозова Т.Н. Проблемы реабилитации детей со снижением интеллекта. М., Изд. «Медицина», 1983.

35.        Немов Р.С. Психология, 3 том. М.;ВЛАДОС, 1998.

36.        Панков Д.Д., Кузнецова И.В., Румянцев А.Г. Диагностика и коррекция пограничных состояний у детей и подростков в образовательных учреждениях. М.; 2003.

37.        Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., «Академия», 2002.

38.        Психолого – медико – педагогическое  сопровождение  детей  с  особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях Ульяновской области. Ульяновск.;ГОУ УИПК ПРО, 2004г.  //Сборник научно-методических статей под редакцией В.В.Клементьева.

39.        Романенко В.А. Реабилитация психически больных. М., Изд. «Медицина», 1983.

40.        Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития  школьников в норме и патологии. М., МПГУ им. В.И.Ленина, 1990.- Гл. II ,III.

41.        Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих документов. М.;Аркти, 2001.

42.        Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М.; Изд-во АПКиПРО РФ, 2000.

43.        Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.; Аркти, 2001.

44.        Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. М.; Аркти, 2001.

45.        Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. М.; ВЛАДОС,1998.

46.        Учебные (базисные) планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов. Приказ МО РФ № 29\2065-п от 10.04.2002г.

47.        Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Диагностика структуры интеллекта. Тест Д.Векслера.;-СПб, «ИМАТОН», 1998.

48.        Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.; 2000.

49.        Шац И.К. Психология и психопатология. Психозы у детей. М.; 2002.

50.        Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.; Аркти, 2001.

51.        Шилов Д.С. Основы управления специальным образованием. М.; Академия, 2001.

52.        Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М.; ВЛАДОС, 2003.

53.        Юдилевич А.Я. Помощник учителя-дефектолога центра психолого-медико-социального и педагогического сопровождения. М.; 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ

Содержание Введение …………………………………………………………………………………………

Содержание Введение …………………………………………………………………………………………

Введение. В настоящее время здоровье детского населения в

Введение. В настоящее время здоровье детского населения в

Из множества методик для обследования детей возникла необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и…

Из множества методик для обследования детей возникла необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и…

Понимание предметных и сюжетных картин

Понимание предметных и сюжетных картин

Подбор по аналогии Цель: исследование возможности установления скрытых логических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями

Подбор по аналогии Цель: исследование возможности установления скрытых логических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями

Итогом экспресс-диагностики является составление заключения с формулированием диагноза, вероятным прогнозом дальнейшего развития и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве

Итогом экспресс-диагностики является составление заключения с формулированием диагноза, вероятным прогнозом дальнейшего развития и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве

Содержание диагностического материала, используемого на

Содержание диагностического материала, используемого на

Кем ты будешь, когда вырастешь?

Кем ты будешь, когда вырастешь?

Вопрос : Почему игрушки убегают от мальчика?

Вопрос : Почему игрушки убегают от мальчика?

Легко находят нелепость, эмоционально на нее реагируют (смехом, удивлением)

Легко находят нелепость, эмоционально на нее реагируют (смехом, удивлением)

Это «дорожка», «окошко». В возрасте 4,5 -6 лет - предлагается построить «заборчик» из палочек 2х цветов по образцу, выстроенному исследователем

Это «дорожка», «окошко». В возрасте 4,5 -6 лет - предлагается построить «заборчик» из палочек 2х цветов по образцу, выстроенному исследователем

Предметная классификация (для детей 3 – 4 лет)

Предметная классификация (для детей 3 – 4 лет)

Что же такое арбуз? Возможные ответы: овощ, еда, ягода

Что же такое арбуз? Возможные ответы: овощ, еда, ягода

Нуждаются в помощи при осмыслении рассказа в форме дополнительного объяснения и наводящих вопросов

Нуждаются в помощи при осмыслении рассказа в форме дополнительного объяснения и наводящих вопросов

Вазу разбил мальчик или мяч?

Вазу разбил мальчик или мяч?

Процедура проведения диагностического исследования:

Процедура проведения диагностического исследования:

Литература, используемая ГПМПК при разработке диагностического материала

Литература, используемая ГПМПК при разработке диагностического материала

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика

Учебные (базисные) планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов

Учебные (базисные) планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020