Определение состояния здоровья школьника и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой.
Здоровье может иметь разные уровни. Под уровнем здоровья следует понимать широту адаптационных возможностей, определяющуюся:
• Физической тренировкой
• Образом жизниОпределение состояния здоровья школьника и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой.
Здоровье может иметь разные уровни. Под уровнем здоровья следует понимать широту адаптационных возможностей, определяющуюся:
• Физической тренировкой
• Образом жизни
Диагностика здоровья на уроках физической культуры.
Определение состояния здоровья школьника и его индивидуальных
особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям
физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное
значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить
положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья,
происходящие под влиянием занятий физической культурой.
Здоровье может иметь разные уровни. Под уровнем здоровья следует
понимать широту адаптационных возможностей, определяющуюся:
Физической тренировкой
Образом жизни
Перенесёнными заболеваниями
Конституционнонаследственными факторами, то есть генетически
детерминированными.
Для определения состояния здоровья школьников используются данные
медицинских исследований:
1. анамнез
2. антропометрические измерения, позволяющие получить данные
для оценки физического развития и телосложения
3. исследование опорнодвигательного аппарата
4. исследование внутренних органов, нервной, сердечнососудистой,
дыхательной, эндокринной и других систем, органов чувств
5. лабораторные методы (анализ внутренних сред организма)
6. инструментальные методы (измерение АД, ЭКГ, рентген, ЖЕЛ)
7. функциональная диагностика (определение функциональных
способностей органов, систем и механизмов, в той или иной
степени включающихся в работу под влиянием какоголибофактора, действие которого может дозировано – мощность
нагрузки).
Задачи функциональной диагностики является выявление нарушений
органов и систем организма, и исследование путей компенсации этих
нарушений.
На уроках физической культуры используются методы оценки уровня
здоровья и физической работоспособности через выполнение безнагрузочных
и нагрузочных проб. Тестирование может проходить как пол наблюдением
преподавателя, так и в режиме самоконтроля. Самоконтроль представляет
собой метод самонаблюдений и состоит из учёта субъективных показаний о
самочувствии, а также объективных показателей частоты сердечных
сокращений. Простейшим приёмом самоконтроля является оценка реакции
пульса в безнагрузочной и нагрузочных пробах. Существует несколько
способов измерения пульса
а) тремя пальцами на запястье
б) большим и указательным пальцами на шее
в) кончиками пальцев на виске
г) ладонью на груди в области сердца.
К безнагрузочным пробам относятся:
1. Проба в покое, сидя (качественная оценка величины пульса –
хорошо (5169),
отлично (менее 50),
удовлетворительно (7080),
плохо (более 81))
2. Ортостатическая проба. Оценка реакции пульса при переходе из
положения лёжа в положение стоя. Учащение ЧСС после перехода в
положение стоя на 1012 ударов в минуту –нормальная реакция; до 18
ударов в минуту – удовлетворительная; более 20 ударов в минуту –неудовлетворительная. В юношеском возрасте – норма 1020 ударов в
минуту.
Нагрузочные пробы:
1. Проба Руфье. Измеряется ЧСС в спокойном состоянии за 15 сек (Р1),
затем испытуемый выполняет приседание в течение 30 сек (30 – мальчики,
24 девочки). Стоя измеряется пульс за 15 сек первой минуты
восстановления (Р2) и за 15 сек второй минуты (Р3). Результаты в виде
индекса Руфье: ИР = (4(Р1+ Р2 + Р3) – 200) / 10 Проводим оценку
индекса Руфье по четырём категориям:
Диапазон «010» отлично
«1016» хорошо
«1620» удовлетворительно
«20 и более» неудовлетворительно
2. Гарвардский стептест. Подъём на ступеньку определённой высоты, в
зависимости от возраста и пола, строго определённое время – 5 мин.
Количество нашагиваний на ступеньку – 30 раз в минуту при ритме
метронома 120 ударов в минуту. Для расчета классического индекса
гарвардского степ – теста считается пульс в течении первых 30 сек
второй (Р1), третьей (Р2), четвёртой (Р3) минут восстановления.
ИГСТ = Т* 100 / (( Р1 + Р2 + Р3) * 2) ,
где Т – время восхождения.
3. Тест Кверга. Для определения уровня здоровья обучающихся лучше
всего использовать данный тест, поскольку он удобен для массового
эксперимента. Не требует дополнительных материальных
(оборудования) затрат и большого количества времени. Кроме этого он
применяется для оценки состояния тренированности и
функционального состояния сердечно сосудистой системы. Тестсостоит из четырёх упражнений, следующих одно за другим без
перерыва:
30 приседаний за 30 сек
бег с максимальной скоростью не ниже 180 шагов в минуту – 30
сек
бег на месте с частотой 150 шагов в минуту – 3 минуты
прыжки со скакалкой – 1 мин
Пульс считается за 30 секунд сразу после всех упражнений (Р1), за 30 сек
через 2 минуты восстановления (Р2) и за 30 сек через 4 минуты
восстановления (Р3). Рассчитывается индекс Кверга (ИК) по формуле
ИК = 15000 / Р1 + Р2 + Р3.
Оценка теста по ИК:
более 105 – высокий уровень здоровья
от 80 до 100 – средний уровень здоровья
менее 80 – низкий уровень здоровья.
На уроках физической культуры необходимо применять тесты
продолжительностью 35 минут, с охватом всего класса, имеющие простой
математический аппарат для расчёта результата, при тестировании должно
использоваться простое оборудование или несложные упражнения.
Предложенные пробы могут использоваться в практической деятельности
педагога для выявления уровня здоровья и контроля физического развития
школьников.