Диагностика здоровья на уроках физической культуры.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Определение состояния здоровья школьника и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой. Здоровье может иметь разные уровни. Под уровнем здоровья следует понимать широту адаптационных возможностей, определяющуюся: • Физической тренировкой • Образом жизниОпределение состояния здоровья школьника и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой. Здоровье может иметь разные уровни. Под уровнем здоровья следует понимать широту адаптационных возможностей, определяющуюся: • Физической тренировкой • Образом жизни
Иконка файла материала diagnostika_zdorovya_na_urokah_fizicheskoy_kultury.doc
Диагностика здоровья на уроках физической культуры.            Определение состояния здоровья школьника и его индивидуальных  особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям  физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное  значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить  положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья,  происходящие под влиянием занятий физической культурой.             Здоровье может иметь разные уровни. Под уровнем здоровья следует  понимать широту адаптационных возможностей, определяющуюся:  Физической тренировкой  Образом жизни  Перенесёнными заболеваниями  Конституционно­наследственными факторами, то есть генетически  детерминированными.      Для определения состояния здоровья школьников используются данные  медицинских исследований:  1. анамнез 2. антропометрические измерения, позволяющие получить данные  для оценки физического развития и телосложения 3. исследование опорно­двигательного аппарата 4. исследование внутренних органов, нервной, сердечно­сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем, органов чувств 5. лабораторные методы (анализ внутренних сред организма) 6. инструментальные методы (измерение АД, ЭКГ, рентген, ЖЕЛ) 7. функциональная диагностика (определение функциональных  способностей органов, систем  и механизмов, в той или иной  степени включающихся в работу под влиянием какого­либофактора, действие которого может дозировано – мощность  нагрузки).        Задачи функциональной диагностики является выявление нарушений  органов и систем организма, и исследование путей компенсации этих  нарушений.        На уроках физической культуры используются методы оценки уровня  здоровья и физической работоспособности через выполнение безнагрузочных  и нагрузочных проб. Тестирование может проходить как пол наблюдением  преподавателя, так и в режиме самоконтроля. Самоконтроль представляет  собой метод самонаблюдений и состоит из учёта субъективных показаний о  самочувствии, а также объективных показателей частоты сердечных  сокращений. Простейшим приёмом самоконтроля является оценка реакции  пульса в безнагрузочной  и нагрузочных пробах. Существует несколько  способов измерения пульса а) тремя пальцами на запястье б) большим и указательным пальцами на шее в) кончиками пальцев на виске г) ладонью на груди в области сердца.  К безнагрузочным пробам относятся:  1. Проба в покое, сидя (качественная оценка величины пульса –                                                хорошо (51­69), отлично (менее 50), удовлетворительно (70­80),  плохо (более 81)) 2. Ортостатическая проба. Оценка  реакции пульса при переходе из  положения лёжа в положение стоя. Учащение ЧСС после перехода в  положение стоя на 10­12 ударов в минуту –нормальная реакция; до 18  ударов в минуту – удовлетворительная; более 20 ударов в минуту –неудовлетворительная. В юношеском возрасте – норма 10­20 ударов в  минуту. Нагрузочные пробы:   1.  Проба Руфье. Измеряется ЧСС в спокойном состоянии за 15 сек (Р1),  затем испытуемый выполняет приседание в течение 30 сек (30 – мальчики,  24 ­ девочки). Стоя измеряется пульс за 15 сек первой минуты  восстановления (Р2) и за 15 сек второй минуты (Р3). Результаты в виде  индекса Руфье:   ИР = (4(Р1+ Р2 + Р3) – 200) / 10 Проводим оценку  индекса Руфье по четырём категориям:  Диапазон «0­10» ­ отлично  «10­16» ­ хорошо  «16­20» ­ удовлетворительно  «20 и более» ­ неудовлетворительно 2. Гарвардский степ­тест.  Подъём на ступеньку определённой высоты, в  зависимости от возраста и пола, строго определённое время – 5 мин.  Количество нашагиваний на ступеньку – 30 раз в минуту при ритме  метронома 120 ударов в минуту. Для расчета классического индекса  гарвардского степ – теста считается пульс в течении первых 30 сек  второй (Р1), третьей (Р2), четвёртой (Р3) минут восстановления.                    ИГСТ = Т* 100 / (( Р1 + Р2 + Р3) * 2) ,      где Т – время восхождения. 3. Тест Кверга. Для определения уровня здоровья обучающихся лучше  всего использовать данный тест, поскольку он удобен для массового  эксперимента. Не требует дополнительных материальных  (оборудования) затрат и большого количества времени. Кроме этого он  применяется для оценки состояния тренированности и  функционального состояния сердечно ­ сосудистой системы.  Тестсостоит из четырёх упражнений, следующих одно за другим без  перерыва:   30 приседаний за 30 сек  бег с максимальной скоростью не ниже 180 шагов в минуту – 30  сек  бег на месте с частотой 150 шагов в минуту – 3 минуты  прыжки со скакалкой – 1 мин        Пульс считается за 30 секунд сразу после всех упражнений (Р1), за 30 сек  через 2 минуты восстановления (Р2) и за 30 сек через 4 минуты  восстановления (Р3). Рассчитывается индекс Кверга (ИК) по формуле                      ИК = 15000 / Р1 + Р2 + Р3. Оценка теста по ИК: ­ более 105 – высокий уровень здоровья ­ от 80 до 100 – средний уровень здоровья ­ менее 80 – низкий уровень здоровья.                               На уроках физической культуры необходимо применять тесты  продолжительностью 3­5 минут, с охватом всего класса, имеющие простой  математический аппарат для расчёта результата, при тестировании должно использоваться простое оборудование или несложные упражнения.        Предложенные пробы  могут использоваться в практической деятельности педагога для  выявления уровня здоровья и контроля физического развития  школьников.