Дидактическая настольно - печатная игра «Сбор урожая»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(В. А. Сухомлинский)
Игра для учащихся с ограниченными возможностями здоровья — это эффективное средство включения их в процесс обучения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт положительный эмоциональный настрой и ситуацию успеха, а значит, облегчает процесс усвоения знаний. Игра способствует организации особой развивающей среды, в которой моделируются разные жизненные ситуации, закрепляются качества, свойства и способности, необходимые ребёнку для расширения кругозора и развития коммуникативных, творческих и игровых умений.
Какое же значение имеет игра? Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. В игре своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: абстракции, сенсорных процессов и обобщения произвольного запоминания и т.д. Оно формирует способности учиться и развивает познавательную активность учащихся с ОВЗ. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Уже поэтому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Игра – бродилка «Сбор урожая»
Цель игры: закрепление представлений об овощах фруктах, формирование представлений о профессиях Агро- сферы.
Задачи:
· формирование игровых умений и создание условий для игровой деятельности детей;
· дать представление о профессиях агро-сферы;
· обогащать, активизировать, расширять словарный запас по данной теме;
· развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
· формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:
1. Подготовительный
- Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешать другим;
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре детей.
2. Основной – проведение игры
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом;
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий;
- определение роли воспитателя в игре;
- проведение итогов игры
3. Анализ проведенной игры
- направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения;
- позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
Комплектность игры:
игровое поле– 1 шт,
карточки с заданиями (загадки про овощи, загадки про фрукты, задания для «крокодила») – 3 шт,
кубик 1 шт,
фишки– 6 шт,
Возрастная группа: 10 – 15 лет
Количество игроков: 2 – 6
Описание игры:
Данная игра поможет детям:
• актуализировать знания детей о профессиях и их трудовых процессах;
• обогатить и активизировать словарный запас;
• развить связную речь, память, память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, умение взаимодействовать друг с другом;
• воспитать уважение к труду взрослых.
Подготовка к игре:
разложить игровое поле, карточки с заданиями, определить очередность хода игроков. Провести предварительную беседу на закрепление знаний о профессиях людей.
Правила игры:
1. Первым ходит ребенок, который был определен перед началом игры, затем по очереди.
2. Ходить нужно по кружочкам вперед на то количество, которое выпало на кубике.
3. Если игрок останавливается на кружочке со стрелкой, то двигается вперед или назад на столько ходов, на сколько куда показывает стрелка.
4. Остановившись на кружочке с заданиями, игрок выполняет задание (отгадывает загадку или показывает то, что загадывает ему ведущий, если не может отгадать или показать, то ход передается следующему игроку).
5. Побеждает тот, кто первым придет на финиш и соберет больше карточек.
Приложение 1.
Загадки про овощи и фрукты.
1.
Любит зайчик её очень,
Грызть готов и днём, и ночью.
Рыжая и длинная такая,
Все её отлично знают.
Угадаем вновь и вновь.
Да ведь это же… (морковь).
2.
Стоит на грядках, весь в
заплатках,
Кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук)
3.
Лето целое старалась -
Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам одёжки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (Капуста)
4.
Я длинный, зелёный.
вкусен я солёный,
вкусен и сырой.
Кто же я такой? (Огурец)
5.
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке.
Бурая – не мишка,
В норке – но не мышка. (Картошка)
6. Золотая голова велика, тяжела,
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
7.
Всех круглее и краснее.
Он в салате всех вкуснее.
И ребята с давних пор
очень любят… (помидор).
8.
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (Горох)
9.
Красная мышка с белым
хвостом
В норке сидит под зелёным листом
Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок – зелёненький лесок. (Редиска)
10. Кто любит борщ и винегрет,
Грустит, когда её в нём нет.
На грядке под землёй растёт –
В народе ей всегда почёт. (Свёкла)
11. Он лука брат, он тоже злой,
И он полезный нам сырой.
В его дольках ценный сок...
Как зовут его? (Чеснок)
12. Сама с кулачок, жёлтенький бочок.
На бочке шишка, потрогаешь – гладка,
Откусишь – сочна и сладка. (Груша)
13. Загляни в осенний сад
Чудо-мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок. (Яблоко)
14. Королевой ягод сада,
Садоводы так прозвали,
И бывает золотистой,
Чёрной, красной и душистой! (Смородина)
15. Красная ягода всех привлекает,
Вкусом и пользой своей покоряет,
Летом в саду собирает Алина,
Нежное лакомство, чудо – ... (малину).
16. Плод на ветках тут и там
Сине-фиолетовый.
На варенье хватит нам
Урожая этого. (Слива)
17. Этот плод едва обнимешь,
Если слаб, то не поднимешь.
На куски его порежь,
Мякоть красную поешь. (Арбуз)
18. В чай его я добавляю,
И кислинку ощущаю,
А когда продул сквозняк,
Без него нельзя никак. (Лимон)
Загадки про сельхозтехнику.
1. Он
похож на капитана,
Но ведет корабль степной.
Спорит он с волной упрямо,
Только с золотой волной. (Комбайнёр.)
2. Зимой
снег весь убирают,
И в поселке чисто.
Весной, осенью распашут
Землю… (Трактористы.)
3. Они
для матушки – земли – родители,
И хлеба - главные ценители!
Они дискуют, сеют, пашут, убирают,
И потом (от слова «пот») каждый колос поливают
В своих машинах, как за пультом операторы,
Работают в полях…(Механизаторы.)
4. Ходит в поле коровушка — Саженный язычок, Режет травушку коровушка Под самый корешок. (Сенокосилка).
5. Богатырь-тяжеловес Плуг таскает, возит лес. За железным конем Ящик тянется с зерном. Сквозь дырявое дно Высыпается зерно. (Сеялка).
6. В поле выехал он как-то — Из трубы валил дымок Поле всё вспахал — не взмок Гусеничный, громкий … . (Трактор).
7. Железный нос В землю врос, Роет, копает, Зеркалом сверкает. (Плуг).
Приложение 2.
Ребусы.
1.
(укроп)
2.
(капуста)
3.
(персики)
4.
(огурец)
5.
(репа)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.