Дидактическая разработка обучающегося семинара для молодых педагогов по теме: «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению»
Оценка 4.8

Дидактическая разработка обучающегося семинара для молодых педагогов по теме: «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению»

Оценка 4.8
Семинары
docx
преподавание
25.04.2023
Дидактическая разработка обучающегося семинара  для молодых педагогов   по теме: «Межпредметные связи  как средство повышения мотивации к обучению»
Дидактическая разработка обучающегося семинара для молодых педагогов по теме: «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» представляет собой конспект обучающегося семинара для молодых педагогов. Автором разработан подробный конспект семинара, методические и дидактические материалы к нему. Данный семинар позволит молодым педагогам на основе имеющихся и приобретенных на семинаре знаний освоить последовательность составления технологической карты занятия с учётом требований, предъявляемых к современному занятию и применить полученные знания и умения на практике в процессе своей профессиональной деятельности.
ДР семинар для молодых педагогов Прокопенко С.Г...docx

 

 

 

 

Дидактическая разработка обучающегося семинара

для молодых педагогов


по теме:

«Межпредметные связи

как средство повышения мотивации к обучению»

 

                                                     https://goo.su/MFqPeIe

 

 

 

 

 

 


Разработала: Прокопенко Светлана Георгиевна,

учитель географии, биологии высшей квалификационной категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Аннотация

 

Дидактическая разработка «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» представляет собой конспект обучающегося семинара для молодых педагогов. Автором разработан подробный конспект семинара, методические и дидактические материалы к нему.

Данный семинар позволит молодым педагогам на основе имеющихся и приобретенных на семинаре знаний освоить последовательность составления технологической карты занятия с учётом требований, предъявляемых к современному занятию и применить полученные знания и умения на практике в процессе своей профессиональной деятельности.

Практическая часть семинара будет способствовать проявлению коммуникативных умений молодых педагогов работать в группе и демонстрировать применение полученных знаний на практике по разработке технологической карты занятия с учетом целеполагания на каждом этапе занятия, особенности деятельности педагога и обучающихся, формирования учебных универсальных действий  у учащихся.

Продукт обучающегося семинара – алгоритм технологической карты учебного занятия даст наглядное представление молодому педагогу о логике занятия горизонтально (организация деятельности учащихся под руководством педагога, формирование и развитие УУД, результат сотрудничества субъектов образовательного процесса на каждом этапе занятия) и вертикально (результат достижения предметных, метапредметных и личностных целей занятия).

Данная разработка может быть полезна учителям, педагогам дополнительного образования независимо от уровня квалификации и опыта работы.

Дидактическая разработка семинара посвящена теме межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению учащихся на уроках. Материалы семинара нацелены на повышение психологопедагогической компетентности молодых педагогов в области организации развивающего образовательного пространства на занятиях, в вопросах оказания психолого-педагогической поддержки каждому ребенку. Актуальность семинара обусловлена тем, что  современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач Получение теоретического и практического опыта на семинаре будет ориентировать педагогов на успех в дальнейшей педагогической деятельности. Материалы семинара могут быть использованы в сфере образования детей в работе методистов по организации семинаров, индивидуальных консультаций, непосредственно в работе педагогов, в целях самообразования и повышения своей психолого-педагогической компетентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пояснительная записка

 

Основная нравственно-педагогическая идея семинара - выявление опыта молодых педагогов, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Тема семинара: Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению.

Цель семинара: Формирование компетенции (умения)

Способствовать развитию умений применять полученные знания

создание условий для освоения опыта работы по использованию  метапредметных технологий и приёмов в урочной и внеурочной деятельности.

Обучение навыкам

повышение уровня компетентности педагогов   в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи:

-  рассмотреть классификацию и виды межпредметных связей;

- дать представление о роли учителя в организации межпредметных связей

- систематизировать  знания о возможностях  использования программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;  

         - проанализировать и определить влияние межпредметных связей на качество образования школьников;

         - создать условия для активного взаимодействия с участниками семинара.

Ожидаемые результаты:  педагоги осуществят практическое действие по конструированию технологической карты занятия  как инструмента повышения качества образования.

Дидактический материал: макеты технологических карт, заготовка технологической карты занятия для выполнения практического задания.

Формы и методы реализации: групповая форма работы; наглядный, словесный, иллюстративный.

         Материально-техническое обеспечение: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; презентация «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» (Приложение 1); карточки с заданиями (Приложение 2); буклет «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению»  (Приложение 3);

ручки, чистые листы бумаги, фломастеры, доска-флипчарт.

Целевая группа: молодые педагоги

Продолжительность семинара: 1 час.

Вид семинара: практико-ориентированный.

Краткое описание ожидаемого результата

Работа участников на семинаре будет способствовать:

- систематизации знаний   о возможностях программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;

- получению практического опыта по  формированию познавательных интересов учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;

- овладению опытом поэтапной работы по установлению межпредметных связей в урочной и внеурочной деятельности;

- анализа собственной педагогической деятельности и нахождению путей по ее совершенствованию.


Технологическая карта семинара

 

 

Структурный компонент.  Содержание деятельности

Результат реализации структурного компонента

I. Организационный этап

Цель: Создать благоприятный психологический климат, сформировать рабочие группы.

 

Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.     В. Франкл 

                                                                                                                                            

Педагогам предлагается разделиться на три  команды: при входе в зал на доске находится логотип системы образования «Мир. Книга. Знания», на  котором прикреплены карточки:  Природа, Общество, Человек. Участники семинара выбирают себе карточку.

Вид карточки -  определенная группа  семинара.

Игра «Ассоциации».

Я прошу группы взять друг друга за руки и представить:

-  «Природа» - вы все большое дерево, которое корнями глубоко зарывается в землю, а своими дружными листьями и цветами устремляется к небесам. Оно стоит себе, не двигаясь, прямое, высокое, независимое.

-  «Общество» - вы   Земной шар,   необъятный, дружный. Необъятные, необозримые просторы.

- «Человек» - вы его Величество Человек, ученик или учитель, гармоничный, благородный, порядочный, дружелюбный, толерантный.

Вы заметили, что в каждой группе встретились однокоренные слова: «дружные», «дружелюбные».

Приём «Слово дня».

Предлагаю подойти к логотипу системы образования, раскрыть книгу и написать одно только слово, которым вы сможете выразить свое состояние ожидания от предстоящей работы на семинаре.

Хочу пожелать вам   на нашем семинаре всегда ощущать дружескую поддержку.

А начать семинар нам поможет простой школьный колокольчик, к которому привязана длинная нить. Возьмите  ее   и дружно начнем занятие!

Колокольчик озорной,

Ты друзей в кружок построй.

Слева друг и справа друг –

Становись скорее в круг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Страх и грусть мы уберем,

Семинар скорей начнем!

Распределение по группам – выбор карточки.

 

Игра «Ассоциации» - создание благоприятной   среды для продуктивной деятельности семинара. Быстрое включение в работу.

 

Приём «Слово дня» - оценка собственного ожидания от предстоящей работы на семинаре.

 

II. Мотивационный этап

Цель: Актуализация знаний и умений. Мотивировать, повысить интерес участников семинара к освещаемой теме.

 

- Как вы думаете, каким образом могут быть связаны названия ваших групп?

  Качественная сторона  развития системы образования предполагает отбор содержания образования, которое отражается в конкретных областях действительности: Природа, Общество, Человек. 

Функции содержания образования определены как фиксация основополагающих элементов научного знания, а также воспитание и развитие интеллектуальной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры личности.

Всем известна китайская пословица «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины.

- Достаточно ли только этого?

Общеизвестно, что без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

- Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?

- Как мотивировать познавательную активность?

Вы видите, как трудно сразу ответить на эти вопросы.

Над этой проблемой настойчиво работают ученые, учителя, методисты, психологи.

Правда,   учителя используют различные способы и приемы на уроках,  повышающие его эффективность. Но всё это – внешняя мотивация.

А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней.

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования.   

Доказано, что устойчивый познавательный интерес учащихся, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.

У вас на столах основополагающие определения понятия «Мотивация», результаты исследования ученых по данной проблеме, рассмотрим их   (см. Приложение 1)                                                                          

- Скажите, что для вас эффективный урок?

- Как вы думаете, из чего складывается формула эффективности урока?  (тщательности подготовки и мастерства проведения).

- Продумываете ли вы каждый этап урока и из чего исходите?  

Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями обучающихся урок качественным быть не может.

 

 

Приём «Вопрос-ответ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с исследования ученых, анализ способствует закреплению понятий «Виды мотивации»

 

 

 

 

III. Теоретический этап

Цель: приобретение новых знаний. Подготовка к выполнению практической части семинара.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности  с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.

Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применить их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

- Как же необходимо выстроить процесс обучения, чтобы такая личность успешно сформировалась и была готова реализовать свои знания и умения в профессиональном самоопределении, в жизни?

Каждый учебный предмет, вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений.

Но в природе и обществе нет изолированных процессов.

Нельзя понимать мир по отдельным независимым законам. В реальном мире все взаимосвязано, а в учебных предметах изучаются с разных сторон. Закономерно возникает проблема интеграции, взаимных межпредметных связей в обучении.

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний.

Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

Осуществление межпредметных связей на практике вызывает немало трудностей: как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении воспитательного эффекта обучения?

 

На семинаре попробуем рассмотреть эту проблему с  разных сторон.

У каждой группы на столах лежат папки с материалом по теме «Межпредметные связи в образовании»                  (см. Приложение 2):

1.      Научный подход к проблеме межпредметных связей в обучении;

2.      Классификация межпредметных связей;

3.      Функции межпредметных связей в обучении;

4.       Организация познавательной деятельности на основе принципа межпредметных связей;

5.      Этапы формирования межпредметных умений обучающихся на основе межпредметных связей;

6.      Межпредметные познавательные задачи и умения;

7.      Эффективность использования межпредметных связей в обучении;

8.      Методика обучения учащихся использованию межпредметных связей в учебной деятельности.

Задание 1 предполагает самостоятельного извлечение теоретического материала и структурирование его при помощи  ментальной карты.

Ментальные карты (Mind Ментальные карты (Mind maps) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.   Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается   на более долгий срок.   Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Принципы составления ментальных карт представлены на экране и в приложении (см. Приложение 3):

-главная тема помещается в центре листа;

-записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку;

-к основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы.

При возникновении трудностей при изучении новой темы, необходимо записать на отдельном листке для дальнейшего обсуждения.

 

Задание 2 предполагает рассмотреть  использование межпредметных связей в  межпредметном уроке. Для каждой группы использовать свое направление.

 

Задание 3 предполагает разработку   межпредметного группового проекта на основе объединения знаний всех участников групп.

 

Задание 4 предполагает разработку проекта – памятки для молодых учителей «Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности» как результат деятельности на нашем семинаре.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Папки с теоретическим материалом будут способствовать самостоятельному извлечению новой информации, анализу,  их структурированию.

 

Инструктирование по выполнению практической работы будет способствовать лучшему пониманию на выполнение определенных заданий для групп, знакомству с представленным материалом для работы, формой отчета.

IV. Практический этап

Цель: Закрепление знаний и умений. Формирование умений работы в группе, осуществлении самоконтроля и контроля  степени усвоения знаний.

 

Задание № 1. Заполни многогранник.

Рассмотреть межпредметные связи с разных сторон, написать и прикрепить на многогранник.

Деятельность участников семинара:  

Группа «Природа» -  формирование межпредметных умений обучающихся на основе межпредметных связей;

Группа «Общество» -  использование межпредметных связей в учебной деятельности;                             

Группа «Человек» -  организация познавательной деятельности на основе принципа межпредметных связей.

 

Задание № 2. Межпредметный урок.

Рассмотреть   использование межпредметных связей в  межпредметном уроке. Отобрать информацию по теме бинарного урока «Роль березы в жизни человека» по направлению группы.

Задача групп проанализировать  и выбрать нужный материал к уроку. Противоречия между потребительским отношением к природе и битвой человечества за охрану окружающей среды,   новые взаимоотношения «человек – природа», «природа – человек», «природа-общество». Материал к уроку (см. Приложение 4).

Памятка «Подготовка к бинарному уроку» (см. Приложение 5).

Группа «Природа» -  для учителя экологии

Группа «Общество» -  для учителя истории

Группа «Человек» -  для учителя биологии

 

Задание № 3. Межпредметный групповой проект.

Разработка межпредметного группового проекта «Роль березы в жизни человека».  Объединение исследовательских проектов различных школьных предметов (биологии, истории, географии, экологии, технологии, МХК, изобразительного искусство, химии, музыки, окружающего мира) в групповом межпредметном проекте.

Задачи проекта:

1. Изучить ценность отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны.

2. Мотивировать учащихся в преобразовании и использовании информации в практической, творческой деятельности

3. Изучить технологию использования березы в технических изобретениях, медицине, кулинарии, косметологии, быту.

4. Проанализировать варианты использования человеком природных достоинств березы в искусстве.

Каждая группа выводит линию своего предмета, дополняет линии других предметов.

 

Задание № 4. Проект – памятка.

Разработку проекта – памятки для молодых учителей «Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности» как результат деятельности на нашем семинаре.   Шаблон памятки (см. Приложение 6).

 

Задание № 1.  «Заполни многогранник» позволяет рассмотреть межпредметные связи с разных сторон.

 

Задание № 2. «Межпредметный урок» позволяет разработать алгоритм подготовки к бинарному уроку.

 

Задание № 3. «Межпредметный групповой проект» предполагает рассмотреть проектную деятельность с использованием межпредметных связей различных предметов в урочной и внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

Задание № 4. «Проект – памятка» предполагает обобщение приобретенных знаний на семинаре для анализа и самоанализа.

V. Итоговый этап.

Цель: Подвести итоги работы на семинаре.

Отчет о деятельности групп. Анализ выполнения заданий, самооценка и взаимооценка, дополнения.

Презентация проектов.

Мы стремимся найти формы, которые помогут  успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь:

попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

 

Анализ, самоанализ межгруппового взаимодействия участников семинара

VI. Рефлексия 

Цель: Организовать рефлексию психоэмоционального состояния, мотивации, самостоятельной деятельности, взаимодействия с участниками семинара. Обеспечить усвоение  принципов саморегуляции и сотрудничества.

На экране вы видите «Лестницу успехов». Я прошу подумать и оценить ваш личный успех на данном семинаре:

- самым полезным для меня было…

- я встретился с трудностью при …

- мне это необходимо для…

- у меня хорошо получилось…

- скажи комплимент новой теме…

- строки самому себе.

«Слово дня».

Оценка работы на семинаре.  Я  прошу вас заполнить лист оценки семинара.

Впереди вас ждет длинная дорога профессионального творчества.

Закончить хочется словами  американского писателя Элберта  Хаббарда «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя». 

Желаю вам успехов! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с вами!  Спасибо за внимание!

 

Прием «Лестница успехов» самоанализ личностных достижений каждого участника семинара, перспектива на будущее самообразование

 

 

Прием «Слово дня» оценка собственного ожидания от  работы на семинаре.

 

 

Лист «Оценка семинара»



 

Скачано с www.znanio.ru

Дидактическая разработка обучающегося семинара для молодых педагогов по теме: «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» https://goo

Дидактическая разработка обучающегося семинара для молодых педагогов по теме: «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» https://goo

Аннотация Дидактическая разработка «

Аннотация Дидактическая разработка «

Пояснительная записка Основная нравственно-педагогическая идея семинара - выявление опыта молодых педагогов, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение

Пояснительная записка Основная нравственно-педагогическая идея семинара - выявление опыта молодых педагогов, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение

Технологическая карта семинара

Технологическая карта семинара

II . Мотивационный этап Цель:

II . Мотивационный этап Цель:

III. Теоретический этап Цель: приобретение новых знаний

III. Теоретический этап Цель: приобретение новых знаний

Эффективность использования межпредметных связей в обучении; 2

Эффективность использования межпредметных связей в обучении; 2

Роль березы в жизни человека» по направлению группы

Роль березы в жизни человека» по направлению группы

VI. Рефлексия Цель: Организовать рефлексию психоэмоционального состояния, мотивации, самостоятельной деятельности, взаимодействия с участниками семинара

VI. Рефлексия Цель: Организовать рефлексию психоэмоционального состояния, мотивации, самостоятельной деятельности, взаимодействия с участниками семинара
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2023