МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Дидактические игры как средство формирования орфографических навыков младших школьников на уроках русского языка
Разработчик – Попова С. В.,
преподаватель филологических дисциплин
г. Николаевск-на-Амуре
2023
Содержание
|
Введение…………………………………………………………………. |
3 |
1. |
Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте… |
5 |
2. |
Сущность дидактической игры как средства обучения. Разновидности дидактических игр…………………………………… |
8 |
3. |
Дидактические игры, используемые при изучении орфографических тем на уроках русского языка………………………………………….. |
12 |
4. |
Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского с целью формирования орфографических навыков. |
20 |
|
Заключение |
22 |
|
Список использованных источников |
23 |
|
Приложения |
|
Введение
Работа посвящена исследованию роли дидактических игр на уроках русского языка как средства формирования орфографических навыков младших школьников. Актуальность этой темы заключается в том, что орфографическая грамотность учащихся, сформированная на начальном и среднем этапе образования, является необходимым условием дальнейшего успешного освоения любой школьной дисциплины. Кроме того, орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
Ведущей педагогической идеей начального образования является создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической грамотности учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, создание условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели [21, c.1].
Теоретический материал курса русского языка представлен содержанием, которое необходимо не только усвоить, но и применять на практике. В пределах его объема школьники должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы по формированию орфографических навыков [2, c.36].
Игровые технологии создают благоприятные условия для получения знаний по русскому языку. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Систематическое использование дидактических игр на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную познавательную деятельность младших школьников, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным [14, с. 43].
Объектом исследования является процесс формирования орфографических навыков у младших школьников.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования орфографической грамотности младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование роли дидактической игры в формировании орфографических навыков; представление дидактических игр, способствующих повышению орфографических навыков.
Задачи исследования:
1 Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по данной теме.
2 Рассмотреть содержание дидактических игр, направленных на формирование орфографической грамотности.
3 Составить методические рекомендации для использования дидактических игр с целью формирования орфографической грамотности.
1 Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным видом деятельности.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребенком действительности. [10, c.5]
Игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру; 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально – педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества». [16,c. 117 ]
К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением смелости, мужества, т. д. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета, распределение ролей. В конфликтных ситуациях у детей появляется умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. У младших школьников широко представлены индивидуальные игры, а также небольшими группами – по 2-3 человека [15, c. 122].
Игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место. Освоение же учебной деятельности (ведущей в этот возрастной период) идет достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе.
Игра и учеба – два разных вида деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда – не развлекающим [1, c. 63].
В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок - это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру.
В истории развития педагогических систем игра была связана с образовательными задачами. Использовались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей [13, c.54].
Из сказанного следует, что задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин [18, c.15]:
1) Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения (об этом свидетельствует и тот факт, что дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться со Львом Семеновичем Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
2) Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
3) Возрастные особенности детей связанны с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.
4) Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе [19, c.21].
В ситуации игры знания усваиваются лучше, так как дидактическая задача в игре осуществляется через игровую задачу, она скрыта от детей. Дети непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Цель дидактических игр и игровых приёмов - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Выше сказанное позволяет определить следующие функции игровых приемов и дидактических игр:
1) формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
2) психических новообразований;
3) собственно учебной деятельности;
4) общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
5) навыков самоконтроля и самооценки;
6) адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Присутствие игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано. На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач [4, с. 56].
2 Сущность дидактической игры как средства обучения. Разновидности дидактических игр.
Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов [10, c.13].
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценок, предусмотрен порядок действий или регламент. Следует отметить, что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.
Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога [1, c.43].
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Результативность дидактической игры зависит:
1) от систематического их использования.
2) от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Выбор целенаправленных дидактических игр зависит от своеобразия их правил - этого главного организующего элемента. Функции их различны: одни раскрывают содержание, другие приводят его в действие, третьи выполняют чисто дидактическую задачу. Учащихся младших классов в дидактических играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого - активность детей в игровых целях. Игровое действие дидактических игр разнообразно: группировка, сравнение, загадывание, отгадывание. Характер игровых действий усложняется с возрастом школьников. Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это то, что называется явлением познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, значит, ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна,
Наиболее часто выделяют три вида дидактических игр по типу рассматриваемой ситуации:
Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или технических решений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся.
Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные преподавателем источники.
Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий [16, c.24].
А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. Приведём краткую характеристику каждого вида.
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находиться рядом. Они обостряют наблюдательность, учат преодолевать трудности. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и т. д.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий [1, c.65].
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов) [18, c.32].
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей. «Поэтапная обработка» умственных действий и понятий в игре обычно происходит случайно. Но при соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен [3, c.59].
Итак, применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала. А игры, в свою очередь, прекрасно стимулируют деятельность школьников и являются одним из главных средств повышения грамотности.
3 Дидактические игры, используемые при изучении орфографических тем на уроках русского языка.
Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Оттого, насколько полно будут сформированы орфографические навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме [6, c.37].
Приведём несколько примеров дидактических игр, которые рекомендованы для повышения эффективности процесса изучения орфографии в младших классах.
Изучая такие орфограммы, как безударная гласная в корне, проверяемая ударением; безударная гласная в корне, не проверяемая ударением; непроизносимые согласные и парные согласные в корне слова, целесообразно использовать следующие дидактические игры:
Игра «ПРОВЕРКИ»
Цель - закрепить навык работы с проверочными словами и увеличить запас проверок, находящихся в активной памяти ребят. Особенно полезна процедура проверки списков, отбраковки неподходящих проверочных слов.
Кроме этого, игра увеличивает словарный запас, приучает к быстрой, сосредоточенной работе [5, c.7].
Ход игры. Задача играющих – найти за отведенное время как можно больше проверочных слов к заданному слову, например: кто за 5 минут найдет и запишет больше проверок к слову «ломать»? Ребята работают самостоятельно или в маленькой команде.
Когда отведенное время истекло, списки проверок читаются вслух. Выигрывает тот, у кого оказалось их больше.
Обратный вариант игры: кто за 5 минут больше придумает слов, для которых может быть проверочным слово «дом»? Далее все так же, как и в первом варианте.
Варианты. Очень полезный вариант: поиск типовых проверок. Если ребята раньше не были знакомы с этим понятием, можно объяснить его перед игрой.
Типовые проверки – это удобные проверки, которые подходят сразу ко многим словам, а то и ко всем словам определенного грамматического класса. Например, очень часто существительное в единственном числе удобно проверить существительным множественного: вода-воды или сказка-сказок, а глагол часто можно проверить формой другого вида: вставать-встать.
В игре с типовыми проверками играющие должны за отведенное время привести как можно больше пар «проверяемое слово – проверочное слово» заданного типа.
Например:
вода – воды, река – реки, нога – ноги;
сказка – сказок, маска – масок, пробка – пробок;
вставать – встать, давать – дать, бросать – бросить.
Выигрывает тот, у кого будет больше пар, относящихся к заданному типу проверок.
Можно играть и по командам, только они не должны быть большими (7-8 человек). При командном варианте лучше принять более строгие правила и начислять штрафное очко за каждую неправильную проверку. Иначе в азарте ребята будут предлагать все, что придет в голову, и пользы от игры не будет.
Игра «КТО БОЛЬШЕ ПОДБЕРЕТ СЛОВ?»
Ученики делятся на две команды. Педагог называет глаголы в неопределенной форме. Каждая команда подбирает к этим глаголам однокоренные глаголы с приставками, например: бежать — прибежать, убежать, забежать, подбежать.
Выигрывает команда, подобравшая наибольшее число однокоренных глаголов.
Игра «ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЛОТО»
Необходимы карточки для каждого игрока 15х9 см., разделённые на 9 клеток. В средней клетке написано правило: «Безударный гласный в корне проверяй ударением». В остальных 8 клетках записаны слова с пропущенными безударными гласными в корне. Для закрывания клеток у каждого ученика должны быть фишки из плотной бумаги. Водящий достаёт из мешочка по одной карточке, читает написанное на ней проверочное слово, а игроки закрывают фишками клеточки с родственными словами. Игра продолжается, пока 2-3 человека не закроют свои карточки. Они выходят к доске, читают свои слова, объясняют, какие гласные в них пропущены и доказывают проверочным словом. На карточках: бежать, года, дома, зверьки…
Проверочные слова: бег, год, дом, зверь…
Игра «СМОТРИ В КОРЕНЬ!»
На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной корня, а рядом с каждым проверочным пишется по 2 родственных слова с пропущенными безударными гласными в корне:
бег - б…жать - б…гуны,
пар – п…ровой – п…ровоз…
Дети списывают с доски, обозначают ударение, вставляют пропущенные безударные гласные. Победители - 3 ученика, которые правильно выполнят задания и объяснят написание безударных гласных.
Игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Учитель предлагает текст или набор слов с ошибками в некоторых словах. Задания могут подразделяться по уровню сложности:
- с указанием количества ошибок,
- без указания количества ошибок.
Игра может быть ограничена по времени. Учитель или сам предлагает слова, или выбирает их из детских работ, что позволяет отработать наиболее частые ошибки, допускаемые детьми. Учащиеся должны обнаружить ошибки и оформить результаты работы в указанном виде (исправить прямо в тексте, выписать слова с ошибками и т.д.).
Игра «ВЫБЕРИ ТРИ СЛОВА»
Цель: проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющие одинаковую орфограмму.
I – рыбка – вьюга - чулок
дубки - варенье - чучело
гриб – ручьи- чум
II - подъезд - склад - ворона
съемка - град - ворота
подъем - клад - воробей
Игра «НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развивать внимание, закрепить правописаний непроверяемых гласных.
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Задание: подчеркни «лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
Игра «КРОССВОРД»
Отгадки - словарные слова.
То он блин, то он клин, на небе один (месяц).
Самый бойкий я рабочий в мастерской, колочу я что есть мочи день-деньской (молоток).
Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней-красные детки (помидор).
Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз).
Всегда шагаем мы вдвоём, похожие как братья, мы за обедом под столом, а ночью под кроватью (тапочки).
В лесу кланяется, придёт домой-растянется (топор).
Игра «ЧЕЙ РЯД ЛУЧШЕ?»
У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А, О, Е, И, Я. Все результаты (ошибки) каждой команды отмечаются на доске.
Ведущий называет слова: корова, заяц, месяц, горох, огород … .
Дети поднимают карточку с нужной буквой, которую нужно написать в этих словах.
Игра «КОНКУРС ЗНАТОКОВ»
На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне: п..мидор, ..гурец, к..лбаса, к..ртофель и т.п. Участники игры выбирают карточку, читают слова, говорят, какую гласную нужно вставить. Класс оценивает работу знатоков и выбирает победителей.
Игра «БЫСТРЫЙ ОТВЕТ»
Играют 2 команды. У ведущего - список слов с безударным гласным в корне. Ведущий называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне. В случае задержки или неправильного ответа команда получает штрафное очко. Выигрывает команда с наименьшим числом штрафных очков.
Игра «ПОЧТАЛЬОН»
Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас.
Ход. Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили и выбирают нужный столбик: огород, парк, море, школа, столовая, зоопарк.
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Задания: объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова, составить предложения, используя данные слова.
Компьютерная игра «ВОСХОЖДЕНИЕ НА ПИК ОРФОГРАФИИ»
Цель: контроль за
сформированностью орфографического навыка.
Для подведения итога полезна игровая компьютерная программа: дети с
удовольствием играют, а учитель получит дополнительную информацию о том, насколько
сформирован навык.
На экране монитора - изображение горы с девятью уступами, у подножия - фигурка «альпиниста». На первом уступе появляется слово с пропущенной буквой. Ученик вводит ее в компьютер (нажимает клавишу). Если ответ правильный, «альпинист» поднимается на первую ступеньку, а на второй возникает новое слово (тоже с пропущенной буквой). Правильный ответ- перемещаемся на верхнюю ступеньку, ошибка - вынужденный спуск. Когда добираемся до шестой ступеньки, попадаем в зону тумана, «ограниченной видимости»: верхние уступы закрывают облака, слово появляется целиком, без пропусков, но лишь на короткое время. Задача усложняется: надо набрать исчезнувшее слово, правильно напечатать его. В случае ошибки слово «выплывает из тумана», какое-то время снова светится на экране, потом опять исчезает. При повторной ошибке «альпинист» скатывается сразу на две ступеньки вниз. И все-таки постепенно добирается до вершины пика, получает поздравления компьютера и сообщение о том, сколько же времени длился его подъем. Если это время меньше того, которое предусмотрено составителем, компьютер поздравляет победителя с мировым рекордом. [22,c.22].
Игра «БОУЛИНГ»
На доске помещаются кегли с буквами Е и И. Даны сочетания слов:
лететь на самолет…, рассказ об агроном…, жить по совест…, мечтать о
богатств…, появился на горизонт…, отметить в тетрад..., встретиться
на вокзал…, урожай гречих... .
Нужно соотнести слово с безударным гласным в окончании существительного с буквой на кегле. Если ученик прав, то кегля сбивается, если нет, кегля остается. Выигрывает тот, кто собьет последнюю кеглю.
Игра «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»
Какие окончания в именах существительных пропущены? Впиши эти буквы окончания в пустые клетки. Какое слово получилось?
_ На городской площад...
_ К детской площадк...
_ На синем катер...
_ По лесной тропинк...
_ У высокого юнош...
_ Без весенней капел...
_ О зимней стуж...
Поставь имена прилагательные в нужную форму. Выдели окончания.
Вставь его в пустые клетки. Какое слово получилось?
_ Около оздоровительн... центра
_ Рассказал о храбр... зайце
_ Катался по крепк... льду
_ Вернулся ранн... утром [10, c.23].
Игра «ЛУЧШИЙ КАПИТАН»
- К какому берегу пристанут лодки-слова и почему?
Например, в Казан… - 3скл., в П.п., -И: в Казани
Игра «УГАДАЙ СЛОВО»
- Вставьте пропущенные окончания. Объясните их. Впишите гласные буквы-окончания. Какое слово получилось?
1) На городской площадк…, к детской площадк…, с…р…нь (сирень).
2) На синем катер…, по лесной тропинк…; л…б…дь (лебедь).
3) У высокого юнош…, у весенней капелл…, о зимней стуж…; св…р…ст…ль (свиристель).
- Кто научился писать имена существительные с безударными падежными окончаниями?
Таким образом, использование перечисленных дидактических игр позволяет повысить продуктивность работы, воздействуя на совершенствование орфографических знаний и умений учащихся, уровень сформированности их грамотности [7,c.57].
4. Методические рекомендации по использованию дидактических игр
При использовании дидактических игр на уроках русского языка учителю необходимо помнить о том, что:
1. Педагог должен обладать определёнными знаниями и умениями в использовании дидактических игр;
2. Важно обеспечить выразительность проведения игры. Это вызывает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре;
3.Учитель является участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло;
4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение, проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность;
5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
8.
Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
9. Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
10. Подбор учебного материала должен соответствовать программе.
11. Легкие и трудные игры должны чередоваться.
12. Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.
13. Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.
14. После игры
обязательно должны быть подведены итоги.
15. При проведении дидактических игр учитывать все их компоненты:
а) цель игры;
б) объем знаний, необходимых для проведения игры, умения и навыки, которые будут формироваться в процессе ее проведения;
в) количество играющих;
г) наличие подготовительной работы или ее отсутствие;
д) правила ведения игры;
е) возможные варианты игры;
ж) оценивание проведенной игры (наличие интереса к игре, моменты ослабления внимания детей, фиксация реакций отдельных учеников и класса в целом).
16. Предлагая дидактические игры с целью предупреждения ошибок и повышения орфографической грамотности учащихся, необходимо помнить о принципах, на которые опирается методическая система учителя в обучении русскому языку. Необходимо соблюдать такие традиционные правила, как «от простого к сложному», «близкого к далекому», «от легкого к трудному», от известного к неизвестному» и т. п.
17. Особенно полезны игры, обратные привычным заданиям: не написать правильно встретившиеся в тексте слова, а самому начинить текст орфографически трудными словами, не разобрать предложение, а придумать свое по предложенной схеме. Такой вид работы позволяет переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях.
Таким образом, соблюдение данных рекомендаций позволит активизировать мыслительную деятельность учащихся, внимание, стимулировать речь, сделать дидактическую игру эффективным средством формирования орфографической грамотности.
Заключение
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
В работе по формированию орфографических навыков нельзя недооценивать значение игры для детей младшего школьного возраста. Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. С помощью дидактических игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действенных.
Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.
Итак, дидактические игры, используемые на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности и положительно влияют на повышение орфографической грамотности. Они способствуют более качественному усвоению знаний и развитию умений в области орфографии.
Список использованных источников
Специальная литература (книги)
1. Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах вспомогательной школы. - М., 2010.
2. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка. - М., 2010.
3. Власенков А.И. Методика обучения орфографии в школе . – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 232 с.
4. Колобашкина Л.В. Основы теории игр. - М., 2011.
5. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. - М., 2009.
6. Обучение русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы / под ред. Б.Н. Иванникова. - М.: Издательство Феникс, 2010. -210 с.
7. Преподавание русского языка в начальных классах: учебное пособие / под ред. Д.Н. Хохловой. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 195 с.
8. Программы начальной школы в образовательной системе «Школа 2100». - Баласс, 2011. - 240 с.
9. Подласый И.П. педагогика начальной школы: учебник для студентов педагогических училищ и колледжей / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2008.-399 с
10. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. – М.: ВАКО, 2011. – 128 с. – (Мастерская учителя-словесника)
11. Ратцель Ф. Народоведение / Ф. Ратцель. - Т.2- М.: Книга по требованию. - 2011. - 982 с.
12. Романова С.М. Система игр на уроках русского языка / С.М. Романова. - СПб.: Питер, 2010. - 95 с.
13. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии, № 4, / С.Л. Рубинштейн. - 2011. - 288 с.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 2011.
15. Титов В.А. Педагогика начальной школы. - М., 2008.
16. Фёдорова Л.И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. - М., 2009.
Публикации в периодической печати
17.Бузенкова Т.Е. Занимательный русский язык // Педагогическое творчество – № 2 - 2008
18. .Попова В.И. Игра помогает учиться // Начальная школа, №2, / В.И. Попова. - 2010. - 216 с.
19.Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками // Начальная школа полюс до и после. - № 8. – 2009.
Электронные ресурсы
20. Тумольская Е.М. Педагогический проект на тему:
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/razvitie-orfograficheskoy-zorkosti-na-urokah
21. Шклярук В.А. Формирование орфографических навыков младших школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212672/.
22. Якунина Е.В. Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности на уроках в начальной школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/568105/.
23. Михалева Г.А. Активизация мыслительной деятельности как одно из условий эффективного обучения при формировании навыков грамотного письма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560714/.
Приложение 1
Конспект урока русского языка
Тема урока: «Мягкий знак на конце слова»
Форма урока: урок – путешествие по сказке
Цель урока: формирование навыка письма мягкого знака на конце слова посредством дидактической игры.
Задачи урока:
Образовательная: учить обозначать на письме мягкость согласных звуков мягким знаком; совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность.
Развивающая: развитие слухового и зрительного восприятия, элементов памяти и логического мышления.
Воспитательная: воспитание речевой и познавательной мотивации, интереса к родному языку.
Материально-техническое обеспечение: иллюстрация кареты, картинки сказочных героев, карточки пословиц, музыкальное сопровождение, алфавит, геометрическая фигура с числами, конверты со слогами, предметные картинки, схемы человечков, схемы слов, мяч.
Методы: наглядный,
словесный,
проблемно-поисковый
практический.
Формы обучения: фронтальный опрос, индивидуальная и дифференцированная работа, групповая работа.
Ход урока
Этапы урока (цели). |
Содержание этапа. |
1. Организационный момент (развитие слухового и зрительного восприятия; постановка проблемного вопроса). |
Ребята, прозвенел звонок, Начинается урок! В путешествие пойдём, В страну сказки попадём. Слушай, думай, наблюдай. Сказку нашу отгадай. В эту сказку, вы поверьте, Ездят только на карете. (показ иллюстрации) (карточка №1) Глазки дружно закрывайте, Вместе в сказку попадайте (муз. сопровождение) За горами, за лесами, За широкими морями, В чудном домике своём Живут гномы всемером. С ними поселилась и она… А, ну-ка, открывай глаза! ( показ рисунка Белоснежки) (карточка № 2) -Ребята, она рада приветствовать вас в сказочной стране. А как её зовут? Из какой она сказки? А на какую русскую сказку она похожа? |
2. Постановка целей и задач урока (активизация речевой и познавательной деятельности). Индивидуальный и дифференцированный подход. Развитие мышления. |
Отгадали Белоснежку вы. Ну, какие молодцы! Живёт она у гномиков своих. А кто мне скажет, сколько их? (семь) (карточка № 3) - Число семь считается необычным, магическим. Оно очень часто встречается в пословицах и поговорках. а) работа с пословицами и поговорками Игра «Доскажи словечко…» (одна группа детей читает начало, вторая - ищет подходящее по смыслу заключение, третья- объясняет значение) *Семь раз отмерь - …….(один отрежь). *Семеро одного……. (не ждут). *Семь бед - …. (один ответ). *У семи нянек…. (дитя без глаза). б) постановка проблемного задания Вот фигура - непростая, А чудесная какая! Букву в алфавите отыщите, Всем нам чудо покажите! (карточка №4) Игра «Следопыты» - У вас на партах карточки с алфавитом. Как вы думаете, что обозначают числа на фигуре? (порядок букв в алфавите). Расшифруйте их. (6-и, 7-ё, 10-и, 32-ю, 33-я, «?») -Какое общее свойство есть у всех этих букв? (обозначают мягкость согласных) -Какая буква не разгадана? (ь). Чем она интересна? (звука не обозначает). -А почему она вместе с этими буквами? - Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать слова с «ь» на конце слова. |
3. Минутка чистописания (отработка навыка каллиграфически правильного письма). |
Гномы-шалунишки Поиграть они хотят. Никогда им не встречалось Столько умненьких ребят. -Дети, гном Чистописайка приготовил для вас своё задание: а) пальчиковая гимнастика (каждый из детей показывает любимое упражнение, все повторяют) б) коллективная инструкция Я тетрадочку открою, Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь! в) работа в тетрадях ььь ььь |
4. Актуализация опорных знаний (развитие слухового восприятия, опора на жизненный опыт). |
Игра «Вопрос-ответ» (запись слов в тетради). -Сколько пальцев на одной руке? -Сколько лапок у жука? -Сколько дней в неделе? -Сколько ушек у двух подушек? -Сколько хвостиков у девяти осликов? -Сколько яиц в одном десятке? -Как произносится согласный звук на конце слова? Какую букву будем писать? Игра «Ловушка» Хлопни в ладоши, если в словах ты не напишешь «ь». День, динь, сон, тень. Нос, нёс, рыть, пить. Сыр, сок, лось, лень. Кон, конь, шум, спать. |
5. Изучение нового материала (развитие аналитико-синтетической деятельности). Индивидуальный подход. Развитие самоконтроля (усложнённый вариант задания). Взаимопроверка. |
-А вот, друзья, и гномик Буквоежка. а) работа над правилом – стр. 91 б) Игра «Наведи порядок!» Что за ужас, что за хлам? Везде слоги по углам. Давайте в доме уберём. Из слогов слово соберём! (у каждого ребёнка конверт, в нём слоги) Слабым ученикам слоги одинакового шрифта (цвета). КРО ТЕТ ФЕЛЬ КА ПОРТ ВАТЬ РАДЬ РАСЬ -Чем похожи слова? (2 слога, на конце мягкий согласный) (работа со словами на доске) детская ________ большой ________ общая_________ чёрный _________ - Прочитайте слова, написанные на доске, подберите к ним те слова, которые подходят по смыслу. Пользуйтесь словами, собранными вами на парте. -Запишите в тетрадь (образец закрывается). в) Игра «Картинный диктант» (дифференциация слов, изображённых на картинке) -Вот и гномик Молчун. Он мало говорит, но много знает. И хочет вас научить распознавать слова с «ь» на конце слова. Вот, ребята, моя игра. Картинки показывать буду я. Вы запишите слова, Где мягкая согласная в конце слышна. Общим словом назовите И предложение запишите. (предметные картинки: лошадь, слон, лось, баран, рысь, олень) -Обменяйтесь тетрадочками и проверьте работы друг друга. -Что общего у этих слов? (животные; ь – на конце) -Какое предложение получилось? (Лошадь, лось, рысь, олень – это животные.) Какое животное лишнее? Почему? |
ФИЗМИНУТКА |
Вижу сильно вы устали. Позову Весельчака. Проведёт он физминутку, Всем понравится она. Игра «Если нравится тебе, то делай так…» (показ схем человечков) + муз.сопровождение (карточка № 5) |
6. Закрепление изученного (активизация познавательной и речевой деятельности) Дифференцированный подход. |
а) словарная работа -А вот и гномик Загадалкин… Разгадать загадку надо. К слову схему подобрать, А потом всё без ошибок И в тетради написать. *Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый? Летом ест клубнику, мёд. А зимой сосёт он лапу? *Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели, да хвалили? *Новый дом несу в руке, Двери дома на замке. А живут в доме том Книжки, ручки и альбом. *е**е**; *а**о*е**; *о***е** -Что объединяет все эти слова? (словарные) -Что общего в написании? (работа по вариантам: придумать и записать предложение, каждому варианту конкретное слово) Дополнительное задание: расставить ударение в словах, начертить схему предложения. В уголочке Тихоня наш сидит И что-то тихо говорит… б) Игра с мячом «Ты –мне, я – тебе!» -Я называю слово с твёрдым согласным на конце слова и бросаю вам мяч, а вы – с мягким согласным и возвращаете мне мяч. Ел - ель, был - быль, мел – мель, , цел – цель, вес – весь, кров – кровь, шест – шесть, угол – уголь, жар – жарь, удар – ударь. в) работа по учебнику -Прочитай предложение. Вставь подходящие по смыслу слова. Много песен о Родине спел …. мальчиков. Чёрный …. живёт в лесу, а белый – в степи. У квадрата каждый …. прямой. Шахтёры добывают …. . (хорь, хор, угол, уголь) |
7. Домашнее задание (дифференцированный подход). |
Гномик Домовёнок. Домашнее задание вам приготовил я. А помогали мне мои друзья. Названия месяцев ты вспомни, напиши, Но только с мягким знаком на конце. Подумай! Не спеши! (сильным ученикам – по памяти, слабым – выбрать из написанных на карточке месяцев) |
8. Подведение итогов (анализ и оценка работы обучающихся). |
Вот наше путешествие и подошло к концу. Я вас всех от души благодарю! Вы хорошо работали, писали, отвечали. Задания гномов играючи все выполняли. Закрываем снова глазки. Уезжаем мы из сказки. 1, 2, 3, 4, 5! В класс вернулись мы опять! - С кем мы путешествовали? - А какую тему изучали? - Когда пишется мягкий знак на конце слова? ИТОГ: Мягкий знак с согласной дружен. В конце слова он ей нужен. За согласными знак пишем, Если мягкими их слышим! |
Приложение 2
Игры-путешествия при изучении орфографических тем
Увлекательные путешествия по «Орфографии»
1.Жила-была бабушка Орфографушка, и была у нее внучка Орфограммушка. Орфограммушка очень любила прятаться, и бабушке приходилось ее искать».
«Ребята, а кто помнит, что такое орфограмма?» - спрашивает учитель. Ученики правильно отвечают на поставленный вопрос. Приводят примеры различных орфограмм.
Ребята пускаются вместе с учителем в увлекательные путешествие по «Орфографии». Почти на каждом уроке они помогают бабушке Орфографушке искать ее хитрую внучку в словах. Это поможет им развивать орфографическую зоркость, тренироваться в подборе проверочных слов, применять на практике правила орфографии.
2. «В стране невыученных уроков» (Правописание гласных. Согласных в корне слова)
- Есть такая повесть- «В стране невыученных уроков». Г. Гераскиной. Герой этой повести- ученик Виктор Перестукин. Волшебный мяч приводит этого героя вместе с его котом Кузей в Страну невыученных уроков, где Виктор встречает сказочных героев и где его ждут разные испытания.
Вот Виктор попадает в замок, где живет старик Глагол, коварная Запятая, чувствительный Восклицательный, беспокойный Вопросительный знаки и многие другие герои.
Послушайте отрывки из этой повести. Скажите, о чем спрашивали в замке Витю. Какие правила правописания вы вспомнили?
3. Я подошел к Глаголу и спросил его, нельзя ли мне уйти.
Старик не успел и рта открыть, как запятая запрещала на весь зал:
- Нет! Пусть сначала докажет, что знает правописание безударных гласных!
На мое счастье, в зал вбежала огромная собака. Кузя, конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака и не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке.
-Ах, ты любишь собак! Очень хорошо –ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом: «С…бака».
Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилась «Сабака».
Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугал ее злой морды и побежал. Она погналась за мной. Кузя отчаянно шипел, вцепившись когтями в мою курточку. Я догадался, что неправильно вставил букву Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мою руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о».
-Может быть, только эта собака пишется через «о»? -спросил Кузя, -а все другие через «а»?
-Кот такой же невежда, как его хозяин, -хихикнула Запятая, но Кузя ей возразил, что собак он знает лучше, чем она.
Пока шел этот разговор, в высокое окно заглянул солнечный луч. В зале сразу посветлело.
-Ах! Солнце! Чудесно! Прекрасно! - радостно выкрикивал Восклицательный.
-Ваше Величество, солнце,- шепнула Запятая Глаголу,- спросите невежду…
-Хорошо, согласился Глагол и махнул рукой. На черной доске исчезло слово «Собака» и появилось слово «Со…нце».
-Какая буква пропущена? - спросил-спросил Вопросительный.
Я прочел еще раз: «Со…нце». По-моему, тут ничего не пропущено. Если все буквы на месте, зачем же вставлять лишнее? Что было, когда я об этом сказал! Запятая хохотала как сумасшедшая. Восклицательный плакал и ломал ручки. Глагол хмурился все больше и больше. Луч солнца скрылся. В зале стало темно и очень холодно.
В самом деле, как пишется слово «солнце»? Зоя Филиповна всегда советовала нам изменять слово так, чтобы все сомнительные и скрытые буквы вылезали наружу. Быть может, попробовать? И я начал выкрикивать: «Солнце! Солнышко! Солнечный!! Ага! Вылезла буква «л». Я схватил мел и быстро вписал ее. В эту же минуту солнце снова заглянуло в зал. Стало светло. Тепло и очень весело. В первый раз я понял, как сильно люблю солнце.
-Да здравствует солнце через букву «Л»!-весело запел я.
4.Знаки объяснили мне: получу все, что пожелаю, если правильно напишу свое пожелание. Конечно, тут же выскочила доска и повисла передо мной. Чтобы не ошибиться, мы с Кузей обсудили этот вопрос еще раз. Кот не мог придумать ничего более вкусного, чем любительская колбаса. Я больше люблю полтавскую. Но в словах «любительская» и «полтавская» можно наделать пропасть ошибок. Поэтому я решил написать просто «колбаса». Но есть колбасу без хлеба не очень-то вкусно. И поэтому для начала я написал на доске «Хлеп!». Но никакого хлеба мы с Кузей не увидели. Нас обманули.
-Где же ваш хлеб?
-написано неправильно! - хором ответили знаки.
-не знать, как пишется такое важное слово! –проворчал кот.
Я взял мел и крепко вывел: «калбаса».
-Неправильно! - завопили знаки.
Я опять стер и написал: «Калбаса!.
-Неправильно! - заорали знаки. Я разозлился и швырнул мел. Они просто издевались надо мной.
-Поели и хлеба. И колбасы, -вздохнул Кузя. -Непонятно, зачем мальчики ходят в школу. Неужели тебя там не научили правильно написать хоть одно съедобное слово?
Одно съедобное слово. Я пожалуй. Мог бы написать правильно. Я стер «Колбасу» и написал «лук». Тотчас же явились точки и внесли на блюдце очищенный лук. Кот обиделся и зафыркал. Он не ел лука. Я его тоже не любил. А есть хотелось ужасно. Мы начали жевать лук.
Дети без труда называют правила, которые они вспомнили. О правописании: 1) безударной непроверяемой гласной;2) согласных в корне слова ;3) непроизносимых согласных в корне слова.
Затем естественно поставить задачу: записать примеры слов на указанные правила и правописания безударной проверяемой гласной в корне слова, но не любые слова, а те, которые есть в прочитанных отрывках или отражают их содержание. Возникает такая, например, запись:
Собака Хлеб(хлеба) Солнце Спросил (спрос)
Колбаса Лук (лука) Радостно плечо (плечи)
Хозяин Из глаз (глаза) Несчастный Махала (машет)
Просьба (просить) Интересно Доска (доски)
Опасно
Вкусно
В итоге повторения предлагаются сложные задания, требующие сообразительности и отражающие глубину осознания материала.
Размещено на Allbest.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.