ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет)
1. «Найди звук»
Цель: находить слова с одним и двумя слогами.
Ход: Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.) — Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «Ц».) — Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).
2. Игра «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре:
«Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из
вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его
конец (кош – ка, гла – за).
3. Игра «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений,
объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети
называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например:
Сережа читает книгу.
Книга лежит на столе.
4. Игра «Какой? Какая? Какое?»
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.
Ход: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
5. Игра «Два брата»
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных людей.
Ход: Предлагаем ребѐнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был
низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он
был толстый и высокий. У каждого из братьев было
своѐ жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У
Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.
Предлагаем ребѐнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их
облике, доме. Если ребѐнок затрудняется, можно продолжить дальше,
называя предмет только одного из братьев.
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик -
кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.