Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»
Дидактические материалы по теме
«Методика изучения синтаксиса»
для студентов специальности
44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
Методическая разработка
2020
Дидактические материалы разработаны
в соответствии с
рабочей программой
учебной дисциплины
«Методика преподавания русского языка»
по специальности 44.02.02.
«Преподавание в начальных классах»
Автор: Лебедева О.Н.
Лебедева О.Н. Дидактические материалы по теме «Методика изучения синтаксиса»: методическая разработка. – Шарья, 2020. – 23 с.
Дидактические материалы по теме «Методика изучения синтаксиса» предназначены для студентов специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах», осваивающих дисциплину углублённой подготовки «Методика преподавания русского языка». Цель данной работы – информационное и методическое обеспечение изучения данной темы в условиях дистанционного обучения, помощь студентам в овладении теоретическими сведениями и практическими умениями. Работа содержит лекционный материал, перечень электронных ресурсов и литературы по теме, практические задания и контрольно-измерительные материалы.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………. 4
2. Лекционный материал………………………………………………………... 5
3. Перечень электронных ресурсов для повторения и обобщения материала…………………………………………………………………………16
4. Задания по теме «Методика изучения синтаксиса»……………………….. 17
5. Тестовый контроль…………………………………………………………... 19
6. Литература по методике изучения синтаксиса…………………………….. 22
Пояснительная записка
Дидактические материалы по теме «Методика изучения синтаксиса» предназначены для студентов специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах», осваивающих дисциплину углублённой подготовки «Методика преподавания русского языка». Цель данной работы – информационное и методическое обеспечение изучения данной темы в условиях дистанционного обучения. Предлагаемые материалы помогут студентам в овладении теоретическими сведениями и практическими умениями по методике синтаксиса в школе, а также будут полезны при подготовке к экзамену по предмету.
Синтаксис является высшим уровнем языковой системы, его изучение в школе крайне важно в плане овладения учащимися связной речью. Кроме этого, в школьном курсе русского языка содержится множество теоретических сведений высокого уровня сложности, учащиеся должны овладеть целым комплексом учебно-языковых синтаксических умений, навыками анализа синтаксических единиц, умением правильно расставлять знаки препинания в различных синтаксических конструкциях. Всё это обуславливает наличие определённых трудностей в овладении синтаксисом в школе. Задача учителя – не только в совершенстве знать строение и значение синтаксических единиц, владеть синтаксическими умениями, но и знать методику изучения синтаксиса в школе, понимать глубинные процессы, происходящие в языке, владеть методами и приёмами обучения синтаксису, знать пути устранения трудностей в обучении.
Данная работа содержит лекционный материал по методике изучения синтаксиса, составленный в соответствии с современными методическими подходами и действующими стандартами основного общего образования, который поможет студентам овладеть теорией в условиях самостоятельного изучения дисциплины.
Предлагаемый перечень электронных ресурсов позволит студентам обобщить и систематизировать свои знания о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания.
Практические задания направлены на формирование умения составлять конспекты уроков по синтаксису, ставят своей задачей научить студента, осваивающего основы теории обучения русскому языку, понимать специфику изучения синтаксиса в школе, сложность и многообразие стоящих перед ним задач в современных условиях, дать возможность увидеть разные пути и приемы их решения.
Тестовый контроль предполагает проверку уровня освоения темы и предлагается обучающимся после завершения её изучения.
Список литературы по методике изучения синтаксиса может быть использован для расширения и углубления знаний по теме, для подготовки к практическому занятию, для написания учебных конспектов уроков.
Лекционный материал по теме: «Методика изучения синтаксиса»
Синтаксис (из греческого syntaksis – построение, порядок, сочетание) – составная часть грамматики, наряду с морфологией.
Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений, а также учение о функционировании в речи разных лексико-грамматических классов слов, что указывает на коммуникативную природу синтаксиса.
Синтаксис изучается в школе как основа изучения морфологии и других разделов языка. В.П. Озерская выдвинула принцип изучения морфологии на синтаксической основе, что определило введение в школьный курс пропедевтического этапа изучения раздела. Также изучение синтаксиса является основой для формирования и развития пунктуационных умений и навыков и совершенствования культуры речи учащихся.
Задачи изучения синтаксиса:
1) обеспечить усвоение учащимися знаний о грамматическом строе речи, об основных понятиях синтаксиса;
2) развивать мышление и совершенствовать речь учащихся, опираясь на синтаксические нормы русского языка;
3) целенаправленно обогащать синтаксический строй учащихся;
4) создать базу для успешного усвоения пунктуации и морфологии.
Из истории вопроса изучения синтаксиса
Синтаксис как самостоятельный раздел изучается в школе давно. Основу синтаксиса закладывали А.М. Пешковский, А.А. Потебня, а методику современного курса – В.В. Бабайцева, А.Ф. Ломизов, Л.Д. Чеснокова, А. В. Рудников, А. Ю. Купалова и другие. Среди авторов раздела в школьных учебниках следует выделить С.Г. Бархударова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко, С.Е. Крючкова.
Предмет изучения синтаксиса вызывал споры у лингвистов. Ф.И. (Федор Иванович) Буслаев и А.А. (Александр Алексеевич) Шахматов рассматривали только предложения, Ф.Ф. Фортунатов и М.Н. Петерсон – словосочетания, В.В. (Виктор Владимирович) Виноградов – словосочетание и предложение. С 60-х годов 20 века точка зрения В.В. Виноградова стала ведущей в школьном курсе. Это позволило сохранить системность в изучении языка и дало возможность сопоставлять две основные единицы синтаксиса.
Этапы изучения синтаксиса в школе:
1) Начальная школа (базовые знания о предложении и его членах).
2) Пропедевтический (предваряющий курс) в 5 классе.
3) Основной (систематический) курс в 8-9 классе (в 8 классе изучается словосочетание, простое предложение, способы передачи чужой речи, прямая и косвенная речь, в 9 классе – сложное предложение и его типы).
4) Факультативный (10-11 кл.).
Содержание раздела в разных учебных комплексах:
В учебнике под ред. Н.М. Шанского: изучение понятия о словосочетании, его строении, теория простого и сложного предложения.
В учебнике под ред. В.В. Бабайцевой изучаются словосочетания сочинительного и подчинительного типов связи. Традиционно термин «изъяснительные» придаточные заменяется понятием «дополнительные». Придаточные делятся на подлежащные (Что ты в деревню хочешь, это прекрасно), сказуемные (Какова яблонька – таковы и яблочки), определительные (Мы любим дом, где любят нас), дополнительные (Люблю, когда сосна шумит) и обстоятельственные (Когда я открыл окно, моя комната наполнилась ароматом цветов). – классификация логико-грамматического направления в синтаксисе.
В школе принято рассматривать синтаксис с трёх позиций: значение (семантика), форма (структура), назначение (функциональный подход).
Основные принципы изучения синтаксиса в школе: структурно-семантический и коммуникативный.
Основные понятия синтаксиса: словосочетание, его лексическое и грамматическое значение, типы и виды словосочетаний, главное и зависимое слово; простое предложение, сложное предложение, главные и второстепенные члены предложения, обособленные и однородные члены предложения, прямая речь и диалог.
Требования к обучению синтаксису:
1) от абстрактного к конкретному, то есть сначала понятия рассматриваются в теоретическом виде, а потом - конкретные признаки и способы выражения;
2) синтаксические явления изучаются в единстве формы и содержания с рассмотрением стилистической функции;
3) любое синтаксическое понятие формируется на системной основе, то есть учитываются взаимоотношения с другими единицами языка и между единицами самого синтаксиса.
Синтаксические умения:
Теоретические |
Практические |
1) умение осознанно усваивать понятия синтаксиса |
1) умение применять на практике любые теоретические сведения |
2) умение синтаксически обосновывать пунктуацию |
2) умение употреблять в речи усвоенные синтаксические структуры |
3) умение самостоятельно развивать синтаксический строй речи |
3) умение оценивать собственный и чужой текст, находить в нём синтаксические ошибки, править текст |
Методы, приёмы обучения синтаксису, виды упражнений
Методы изучения синтаксиса: объяснительно-иллюстративный; лекция; слово учителя; беседа; лингвистический эксперимент; метод проблемного изложения.
Приёмы: наблюдения над языковым материалом (живая разговорная речь, язык художественной литературы, анализ учебной и научной литературы); синтаксический разбор (полный, частичный, устный, письменный); работа над усвоением определений, терминов, правил, классификациями изучаемых явлений.
Виды упражнений при изучении синтаксиса: а) грамматический разбор конструкций; б) классификация сопоставимых учащимися синтаксических явлений; в) преобразование данных конструкций; г) конструирование словосочетаний или предложений заданной модели (по схеме); д) наблюдения семантико-стилистического характера; е) употребление указанных конструкций в самостоятельных высказываниях учащихся
Изучение раздела «Словосочетание»
Словосочетание – одна из двух синтаксических единиц, изучаемых в школе. Место раздела определено на основе структурно-семантического принципа в лингвистике и линейно-ступенчатого в методике (от простых единиц к сложным). Данная тема открывает изучение синтаксиса в 5 и 8 классах.
Этапы изучения: начальный; пропедевтический (5 класс); систематический (8 класс); факультативно-обобщающий (9-11 классы).
Понятийный аппарат и объём сведений
5 класс: словосочетание и его отличие от слова, структура словосочетания (главное и зависимое слов); виды связи слов: смысловая и грамматическая; способы выражения связи: с помощью окончания, предлог плюс окончание, по смыслу; способ выражения главного и зависимого слова;
8 класс: повторение изученного в 5 классе, структура и грамматическое значение словосочетаний (прилагательное + существительное = предмет и его признак и т.п.); грамматическое и лексическое значение словосочетаний, их единство и различие; типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание); уточнение и расширение способов выражения главных и зависимых слов.
Методы, приёмы обучения, виды упражнений. Умения и навыки
Основные приёмы обучения словосочетанию: сравнение – сопоставление (со словом, предложением), разграничение; классификация.
Особую роль выполняет сопоставление одинаковых по смыслу, но разных по грамматическому значению словосочетаний, например, шелковый платок (согласование), платок из шелка (управление); лететь самолётом (примыкание); лететь на самолёте (предложное управление).
Умения и навыки: умение выделять словосочетание в предложении; умение определять способ выражения главного и зависимого слова; умение определять способ грамматической связи в словосочетании; умение делать синтаксический разбор.
Наиболее продуктивные виды упражнений при изучении словосочетания:
1) составление словосочетаний путем распространения данных учителем слов зависимыми (составление беспредложных и предложных глагольных словосочетаний по данным глаголам читать, учить, радоваться);
2) характеристика различий между данными словосочетаниями и словом, словосочетанием и предложением (зима, холодная зима, наступила холодная зима);
3) подыскивание словосочетаний заданной учителем конструкции в текстах художественных произведений или статьях из хрестоматии;
4) классификация словосочетаний разных конструкций, выписанных из художественных произведений;
5) структурный анализ словосочетания с указанием главного и зависимого слова, их части речи, формы и значения зависимого слова, порядка их расположения, возможной замены словосочетания словом или предложением;
6) использование словосочетаний в изложениях и сочинениях;
7) исправление ошибок в неправильно составленных словосочетаниях;
8) установление порядка слов в словосочетаниях (определяемых при согласовании – зависимое слово обычно впереди главного, объектных при управлении – после главного, обстоятельственных при примыкании – в одних случаях впереди, в других – после основного слова).
Методика изучения синтаксиса простого предложения
Предложение – основная коммуникативная единица языка и речи, потому что мы думаем и говорим предложениями. Оно является второй более значимой единицей синтаксиса, неразрывно связанной со словосочетанием, отличается от него наличием предикативной основы (подлежащее и сказуемое).
Этапы изучения простого предложения:
- начальный;
- пропедевтический (5 класс);
- систематический (8 класс);
- факультативный (10-11 классы).
В 5 классе даётся понятие о предложении, наличии в нем грамматической основы, интонация, смысловая законченность, интонация конца предложения; виды предложения по цели высказывания, второстепенные члены предложения, понятие о распространённости/нераспространённости; осложнённое предложение, обращение, прямая речь, однородные члены.
В 8 классе даются все сведения о простом предложении:
- расширение ранее полученных сведений;
- односоставные предложения, их типы;
- неполные предложения;
- способы выражения главных и второстепенных членов;
- простое и составное сказуемое;
- сложные случаи выражения подлежащего;
- усложнение понятия об однородных членах (однородные/неоднородные);
- знаки препинания при разной компановке с союзами;
- однородные члены могут быть выражены разными частями речи;
- вводные слова и предложения;
- обособленные, уточняющие члены предложения;
- слова-предложения (Да; Нет).
Основные направления, по которым сравниваются словосочетание и предложение:
1) наличие/отсутствие предикативной основы;
2) наличие/отсутствие смысловой и интонационной законченности;
3) предложение может содержать одно или несколько словосочетаний;
4) предложение отличается модальной оформленностью высказывания:
Должен сделать (предложение); Рад видеть (предложение) - должен деньги (словосочетание); очень рад (словосочетание).
Изучение основных понятий темы
Предложение можно охарактеризовать по следующим признакам:
- количеству основ (простое и сложное);
- эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное) с особой интонацией (?!); формальные показатели – особые частицы (вот, каков, какой);
- цели высказывания: а) повествовательное (сообщает об утверждении или познавательном факте); б) вопросительное (заключает вопрос, требующий ответа); в) побудительное (различные оттенки волеизъявления: побуждение к действию, приказ, просьба, совет);
- простые предложения могут классифицироваться по структуре:
наличие/отсутствие главных членов (односоставное, двусоставное). Односоставные предложения делятся по способу выражения главных членов на назывные и глагольные: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные;
- наличие/отсутствие второстепенных членов (распространённые и нераспространённые);
- наличие/отсутствие обязательных членов (полное/неполное);
- по степени осложнённости (неосложнённое/осложнённое). Предложение может быть осложнено: однородными членами предложения; обособленными членами предложения; обращениями; вводными словами.
Наиболее трудные для изучения темы:
1.односоставные предложения (отличие назывных распространённых от неполных: Яблони в цвету – Яблони в саду);
2. способы и типы выражения сказуемого;
3. способ выражения безличных конструкций (эллиптические предложения, в которых отсутствуют подлежащее и сказуемое, например С Новым годом!).
Методика работы:
- чёткое и осмысленное знакомство со всеми понятиями темы;
- при работе с простым предложением следует учитывать пунктуационные принципы и основной синтаксический принцип (структурно-семантический);
- внимание к интонации конца предложения.
Виды упражнений:
1) интонирование - выразительное чтение текстов, выделение в них предложений по интонации, расстановка знаков препинания;
2) синтаксический и пунктуационный разборы;
3) структурирование схем по предложениям;
4) подбор предложений по определенным схемам;
5) составление предложений заданного типа по картине, иллюстрациям;
6) наблюдение над языковыми явлениями – подбор предложений заданного типа из художественных текстов;
7) разные формы конструирования (лингвистический эксперимент).
Методика изучения главных членов предложения
На современном этапе выделяются следующие этапы изучения:
5 класс (пропедевтический) – основные положения о главных и второстепенных членах и основные способы их выражения;
5-7 классы - изучение морфологии на синтаксической основе, в основном в процессе синтаксического разбора;
8 класс – систематический курс;
9-11 классы – обобщающе-повторительный этап.
Объём сведений:
5 класс: подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, постановка вопросов к ним друг от друга, грамматическая основа, основные способы её выражения (подлежащее – существительное, местоимение в именительном падеже, сказуемое – глагол, существительное, прилагательное); смысловая и грамматическая связь, которая устанавливается между подлежащим и сказуемым.
8 класс: о каждом члене предложения рассказывается в отдельном параграфе, рассматриваются сложные способы выражения (подлежащее – субстантивированные части речи, инфинитив, синтаксически неделимые словосочетания, у сказуемого – простое и составное сказуемое, виды составных сказуемых, структура, способ выражения). В комплексе под ред. Н.М. Шанского выделен параграф “Согласование подлежащего и сказуемого”.
Трудности в изучении темы:
- выделение одного из главных членов предложения со сложным способом выражения (у подлежащего – разграничение именительного и винительного падежей);
- у сказуемых главную трудность вызывает инфинитив, который выступает как часть составного именного или составного глагольного сказуемых и который выступает в роли второстепенных членов предложения: я хочу учиться (составное глагольное сказуемое) в вузе; я зашел в библиотеку почитать (обстоятельство); командир отдал приказ наступать (несогласованное определение).
Преодоление трудностей:
а) разбивка предложения на словосочетания с постановкой вопроса от главного слова к зависимому;
б) подстановка вместо слова, вызывающего затруднения, любого существительного в 1 склонении, единственном числе;
конструкции, где в определении главных и второстепенных членов предложения роль играет порядок слов: Мать любит дочь;
определение словосочетания в роли подлежащего: Один из нас был студентом; Сам он не здешний.
Виды упражнений:
1) определение способа выражения главного члена;
2) определение его лексического и грамматического значения;
3) синтаксические загадки: расставить знаки препинания и определить синтаксическую функцию: Говорит попугай попугаю: “Я тебя, попугай, попугаю”. Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай”;
4) упражнения на замену конструкций. Одна из самых типичных ошибок - смешение составного глагольного сказуемого с простым в будущем времени, например: Я буду изучать английский язык (простое в будущем времени); Я хочу изучать английский язык (составное глагольное сказуемое);
5) упражнения на замену простой формы выражения более сложной.
Методика изучения второстепенных членов предложения
Объём сведений
5 класс: 3 основных второстепенных члена (определение, дополнение, обстоятельство); основные способы их выражения (в основном с согласованным определением); разновидности обстоятельств;
8 класс: обобщение ранее изученного; согласованные/несогласованные определения, способы их выражения, приложения; у дополнений – прямые и косвенные (прямое – в форме винительного падежа без предлога); обстоятельство в полном объёме (все типы).
Трудности в изучении темы
Как показывает опыт, обычно и после усвоения учащимися первоначальных навыков распознавания членов предложения у них остается еще много неясностей, что нередко ведет к грубым ошибкам при разборе. Большинство трудностей этого рода бывает связано с некоторой неопределенностью границ между разными членами предложения - определением и дополнением, дополнением и обстоятельством, сказуемым и дополнением и т.д. Неясность их имеет место чаще всего в тех случаях, когда к одному и тому же слову можно поставить разные вопросы, что и дает повод относить такой член предложения сразу в два разряда (был у товарища - где? или у к о г о?; бросился в воду - куда? или во ч т о?).
Значительные затруднения при синтаксическом разборе возникают в тех случаях, когда к одному и тому же слову могут быть поставлены вопросы разных членов, например:
а) обстоятельства и дополнения:
1. Вода течет из трубы (откуда? и из чего?). 2. Мяч закатился под кровать (куда? и подо что?). 3. В саду мы сидели на траве (где? и на чем?);
б) определения и дополнения:
4. Мастер Карцев дал в нашем клубе сеанс одновременной шахматной игры (сеанс какой? И чего?). 5. Кошелек с пятью рублями был найден нашей ученицей на дороге (какой? и с чем?).
Член предложения определяется в зависимости от контекста, от того, какое содержание вкладывается в данное слово или сочетание слов говорящим, от понимания его, так как в зависимости от ситуации в одном и том же контексте одно и то же слово может выступать в роли разных членов предложения. Однако в ряде случаев все же довольно ясно ощущается, какому из двух возможных для постановки к слову вопросов надо отдать предпочтение (по стилистическим соображениям и с логической точки зрения). Это относится, например, к тому случаю, когда существительное в родительном падеже при другом существительном указывает на то, кому или чему принадлежит данный предмет:
1. Поля колхоза были обработаны образцово. 2. Дома нового поселка вытянулись стройной линией вдоль берега реки. К выделенным в этих примерах существительным можно поставить и вопросы определения чьи? или какие? и вопрос дополнения чего? Однако преимущество здесь надо отдать первым, и потому данные члены предложения следует рассматривать как определения.
В качестве вспомогательных приемов, облегчающих в подобных случаях определение члена предложения, иногда можно использовать такие приемы:
а) сопоставление сочетания существительного с существительным в родительном падеже и сочетания существительного с соответствующим прилагательным: поля колхоза - колхозные поля, берега реки - речные берега;
б) когда существительное в родительном падеже относится к отглагольному существительному (открытие Америки, исследование Арктики, добывание огня), предпочтение следует отдавать вопросу дополнения, а существительное в родительном падеже надо считать дополнением;
в) когда к существительному можно поставить и вопрос обстоятельства, и вопрос дополнения, но последний оказывается менее подходящим, более искусственным, преимущество следует отдать первому, и такой член предложения надо считать обстоятельством. Например, в предложении Я ехал по дороге выделенные слова скорее указывают на место, по которому ехал говорящий, чем на то, по чему он ехал. Таким образом, подобные члены предложения скорее надо считать обстоятельствами, чем дополнениями.
Н адо обратить внимание также и на то, что при дополнении, выраженном существительным, вопросы падежные и вопросы к нему как к члену предложения всегда совпадают, чего нельзя сказать об обстоятельстве. Больше того: при обстоятельстве, выраженном существительным, вопрос падежа к нему обычно не совпадает с вопросом к нему же как к члену предложения. Так, например:
1. Я ехал (куда?) в лес (падежный вопрос во что?). 2. Я охотился (где?) в лесу (падежный вопрос в чем?).
Мы видим, что к выделенным здесь словам падежные вопросы, одноименные с вопросами дополнения (с логической точки зрения), можно поставить лишь с большой натяжкой (ехал во что?). Вопросы же обстоятельственные куда? и где? здесь вполне подходят, а выделенные слова являются прямым и естественным ответом на них.
В этом заключается один из существенных признаков, по которому в школьных условиях прежде всего отличаются дополнения от других членов предложения.
Изучение сложного предложения в школе
Сложное предложение как единица синтаксиса изучается в конце школьного курса языка в 9 классе, хотя первоначальные сведения о нём учащиеся получают ещё в начальной школе. Принято выделять следующие этапы изучения раздела: 1) 5 класс - пропедевтический; 2) 5-8 кл. – прикладной; 3) 9 кл. – систематический; 4) 10-11 кл. – обобщительно-закрепительный.
Следует подчеркнуть 2 важнейшие особенности изучения темы «Сложное предложение»:
1.Базируется на знаниях по синтаксису, полученных ранее (простое предложение и элементы сведений о сложном предложении);
2. Изучается во многом как новый материал, объёмный и сложный для восприятия.
Основные задачи изучения:
1) дать чёткое понятие о строении сложного предложения:
2) создать условия для усвоения системы понятий, связанных с изучением СП;
3) научить использованию разных видов сложных предложений в речи;
4) сформировать прочные пунктуационные умения и навыки.
Теоретической основой изучения является структурно-семантический принцип: внимание к количеству частей, к средствам связи между ними и семантическим отношениям между частями, например, конструирование: Лес затих. Певчие птицы улетели на юг. (Учащимся предлагается объединить эти предложения в сложное, используя разные союзы).
Основа представления о структуре СП заключается в сопоставлении двух типов СП: союзных и бессоюзных.
Основные вопросы изучения ССП
Трудности в изучении темы:
1. Типы сочинительных союзов, используемые на границе частей ССП
2. Выделение частей ССП (трудность вызывает количество частей – односоставных, которые дети путают с однородными членами): Хутор стоял на припёке, и нигде кругом не видно было воды. Приближалась осень, и в старом саду было тихо и грустно.
3. Знаки препинания в ССП:
а) обязательная запятая между частями в соответствии с правилом;
б) наличие других знаков препинания: точки запятой и тире, например: Ветер дунул – и листья полетели с деревьев, закружились в воздухе;
в) оторванность одной части от другой и наличие запятых внутри части, например: Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне;
г) отсутствие запятых между частями, имеющими общий второстепенный член или общее придаточное, например: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. Когда из-за туч вышла луна, всё вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.
Основные вопросы изучения СПП
Трудности в изучении темы
1. Разграничение союзов и союзных слов. Так, союз - это не член предложения. Его можно опустить или заменить другим союзом. На него падает логическое ударение. Например: Он знал, что делает нечто особенное. Союзное слово – это член предложения. Его можно заменить словом из главной части, функцию которого оно выполняет. На него падает логическое ударение. Например: Он знал, что делает.
2. Определение вида придаточного, если используется один и тот же союз или союзное слово, например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Он знал, где найти пристанище. Я побывал там, где тайны природы ещё не раскрыты.
3. Нахождение слова или словосочетания, к которому присоединяется придаточная часть (особенно наличие указательных слов), например: Он целый день думал о том, что предстоит сделать перед отъездом. Она устала так сильно, что мгновенно уснула, коснувшись головой подушки.
4. Определение вида соподчинения у СПП с несколькими придаточными.
5. Постановка знака препинания, если: 1) придаточное стоит внутри главного; 2) при отсутствии запятой перед союзом и при однородном подчинении с опущенным союзом или союзным словом, например: Получили известие, что Волга стала и (что) через неё потянулись обозы. 3) запятая в составных союзах: в то время как, из-за того что, так что, потому что; 4) при стечении союзов при последовательном подчинении: что когда (то); что хотя (но), что если (то), например: Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии мне будет трудно освободиться от его опеки.
Изучение БСП
При изучении БСП главная задача – показать, как интонация и смысловые отношения между частями определяют выбор знаков препинания (, ; : -).
- Улетели птицы за море, наступило время жатв (перечисление)
- Мир строит – война разрушает (противопоставление).
- Совесть потеряешь – другой не купишь (условие).
- Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (пояснение).
Формируя знания о ССК, или предложении с разными видами связи, следует выработать умение выделять смысловые блоки, в которые может входить несколько частей СП.
Основные виды упражнений: конструирование и реконструирование; синтаксический разбор; составление предложений по схемам и составление схем к предложениям; выделение ССП в тексте, анализ структуры, определение стилистической функции; составление алгоритмов по правилу; написание сочинений-миниатюр по опорным конструкциям; интонирование.
Перечень электронных ресурсов
для повторения и обобщения материала по теме
1. https://www.philol.msu.ru/~ruslang/pdfs/Litnevskaya-E.I.2006.pdf
Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006 (Глава 17 «Теория и методика изучения синтаксиса)
2. Видео уроки:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1618/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2564/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2243/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1619/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2237/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2613/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2230/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2224/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2450/
3. Онлайн-тренажёры:
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test572.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test223.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test550.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test307.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test137.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test109.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test452.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test141.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test62.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test358.xml
Задания по теме: «Методика изучения синтаксиса»
1. Разработайте конспект урока на тему «Прямой и обратный порядок слов». Цель урока:
а) дать понятие о прямом порядке слов в словосочетании и предложении;
б) дать понятие об инверсии;
в) отметить некоторые причины инверсии.
2. Подумайте, при изучении какого материала можно использовать приведенные ниже предложения и с какой целью. Сформулируйте выводы, к которым вы подведете учащихся.
1. Воздух был сер, холоден и угрюмо покоен (А. Чехов). 2. Среди музыкантов лагерного духового оркестра Пашка Седов был самым маленьким (Ю. Яковлев). 3. Мать моя была женщиной властной и неласковой (К. Паустовский). 4. Он был высок и по-охотничьи ловок (И. Бунин). 5. Сложна, богата, миролюбива, талантлива славянская душа (А. Толстой).
3. Проанализируйте приведенный ниже материал. Подумайте, при изучении какого раздела синтаксиса его можно использовать в работе с учащимися. Сформулируйте задание к этим текстам.
(1) Тогда Чапаев скомандовал дальше:
– Кроме – никого! Комиссар вот еще поедет, да конных дать троих. Остальные за ними на Таловку. Лошадей не гнать напрасно. Быть к вечеру!
(2). Позади цепей носился Чапаев, кратко, быстро и властно отдавал приказания, ловил ответы. Вот он круто свернул коня, мчит к командиру батареи:
– Бить по мельницам!
– Все пулеметы с мельниц скосить!__
– Станицу не трогать, пока не скажу!
(Д. Фурманов)
4. Учащимся предложено написать сочинение на тему «В лесу» с обязательным употреблением всех видов придаточных предложений в составе сложных. Скажите, а вы бы предложили учащимся такое задание; почему?
5. Объясните, доступно ли следующее задание для восьмиклассников?
Определите стилистическую роль сложных предложений в произведениях Н. В. Гоголя.
6. Определите, с какой целью можно использовать данное упражнение. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже. В какой форме вы употребите имена прилагательные?
Похожий (мать), сходный (сестра), достойный (награда), довольный (ответ), верный (слово).
7. Докажите, опираясь на примеры, следующие положения Л. П. Федоренко:
«Показ сравнения в школе – начальный этап работы над поэтическими тропами (они все вытекают из сравнения): олицетворением, метафорой, метонимией, синекдохой, гиперболой … и др. Все указанные риторические фигуры создаются в предложении синтаксическими и лексическими средствами языка». Определите место работы с тропами на уроках русского языка.
8. Выясните, доступно ли учащимся следующее задание:
Исправьте текст, объясните причины недочетов.
1) Экскурсанты отправились в музей, также им хотелось побывать в театре.
2) Как только подросли деревца, но их стали подстригать.
Объясните, какое место занимают эти задания в системе обучения синтаксису.
9. Подумайте, чем вызваны ошибки в приведенных ниже предложениях.
Выполните это упражнение сами, а затем наметьте ход беседы с учащимися, цель которой – объяснить им причину появления подобных ошибок.
1. Приехав в город, было еще темно.
2. Изучая маршруты Крыма, мы летом поедем путешествовать.
3. Мальчик бросился на помощь старушке и не обращая внимания на товарищей.
4. Рано лишившись родителей, ему приходилось много работать.
10. Подготовьте конспект урока по теме «Словосочетание» в 5 классе и на ту же тему в 8 классе. В методическом анализе уроков проследите основные этапы формирования теоретических знаний в пределах данной темы, сравните, как и в каком объёме подаются знания о словосочетании, какие умения формируются.
Тестовый контроль по теме «Методика изучения синтаксиса»
1.Укажите частнометодические принципы изучения синтаксиса:
а) интонационно-синтаксический;
б) интонационный;
в) пунктуационно-синтаксический;
г) морфолого-синтаксический.
2. Продолжите утверждение, выбрав правильные ответы.
Методика синтаксиса изучает:
а) процессы усвоения учащимися синтаксических понятий и закономерностей, различных типов словосочетаний и предложений;
б) обучение правильной расстановке знаков препинания;
в) обучение синтаксическому разбору;
г) процессы овладения синтаксисом в речевой деятельности учащихся;
д) процессы овладения пунктуацией;
е) обучение правильному словоизменению.
3.Укажите основные задачи изучения синтаксиса в школе:
а) обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксисе русского языка на основе сознательного восприятия ими синтаксических понятий и правил;
б) обеспечить усвоение учащимися синтаксических понятий;
в) совершенствовать речь учащихся с точки зрения её соответствия синтаксическим нормам языка;
г) познакомить учащихся с синтаксическими нормами языка,
д) целенаправленно обогащать синтаксический строй речи учащихся;
е) познакомить учащихся с синтаксическими синонимами;
ж) создать базу для успешного усвоения школьниками правил пунктуации;
з) обеспечить усвоение учащимися правил пунктуации.
4. Обозначьте цифрами последовательность синтаксического разбора простого предложения:
а) Определите главные и второстепенные члены предложения, укажите, какими частями речи они выражены.
б) Укажите тип предложения по структуре, выделив грамматическую основу.
в) Охарактеризуйте предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске.
г) Охарактеризуйте предложение по наличию второстепенных членов.
д) Охарактеризуйте предложение по наличию главных членов.
е) Укажите, чем осложнено предложение.
5. Среди учебно-языковых синтаксических умений укажите:
1) опознавательные, 2) классификационные, 3) синтетические
а) распознавать члены предложения;
б) группировать словосочетания по главному слову;
в) выделять словосочетания из предложения;
г) производить синтаксический разбор предложения;
д) определять виды придаточных предложений;
е) группировать предложения по количеству главных членов.
6. Укажите среди ответов учащихся на вопрос учителя: Что нужно сделать, чтобы существительные военный, врач стали подлежащими? – правильный:
а) Построить с ними предложения.
б) Включить их в грамматическую основу предложения.
в) Подобрать к ним глаголы.
г) Подобрать к ним сказуемые.
д) Связать с ними другие слова.
7. Выберите более точный вариант определения:
а) Предложение – это сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль.
б) Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (совет, просьба, приказ). Предложение характеризуется интонацией завершённости, которая на письме передаётся точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Слова в предложении связаны грамматически, т. е. с помощью окончаний и предлогов, а также по смыслу.
8. Согласны ли вы с утверждением, что главное внимание при изучении темы «Обращение» должно уделяться знакам препинания, которыми выделяется эта конструкция на письме:
а) да;
б) нет.
9. Согласны ли вы с утверждением, что усиление функционального аспекта преподавания синтаксиса требует более широко использования текста как средства обучения:
а) да;
б) нет.
10. Укажите тип упражнения:
1) морфологические упражнения; 2) синтаксические упражнения.
а) отграничение одних синтаксических структур от других;
б) подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
в) опознание части речи, того или иного разряда части речи;
г) определение структуры данной синтаксической единицы;
д) нахождение в предложении тех или иных структурных частей;
е) постановка слова в указанной форме;
ж) составление схем предложений;
з) составление парадигмы слова;
и) составление предложений по схемам;
к) группировка слов по частям речи, их разрядам;
л) составление предложений указанной структуры.
Ответы к тесту
1. Б, Г
2. А, В, Г
3. А, В, Д, Ж
4. 1В, 2Б, 3Д, 4Г, 5Е, 6А
5. 1А, В, Д; 2Б, Е; 3Г
6. Б
7. Б
8. Б
9. А
10. 1 – В, Б, Е, З, К; 2 – А, Г, Д, Ж, И, Л
Литература по методике изучения синтаксиса
1. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5–9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002
2. Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплектам учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченкова. М., 2002
3. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. 27-е изд. М., 2004
4. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. 26-е изд. М., 2004
5. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2002
6. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2004
7. Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, О. А. Александрова, и др. М., 2004
8. Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 кл. общеобразовательных учреждений / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. М., 2003
9. Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. М., 2004
10. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. М., 2003
11. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. М., 2000
12. Купалова А. Ю., Никоноров В. В. Практическая методика русского языка: 8 класс: Книга для учителя. М., 1992
13. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5–9 классов общеобразовательных учебных заведений. 14-е изд. М., 2004
14. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов. 9-е изд. М., 2003
15. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов. 10-е изд. М., 2004
16. Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 9 класс / Пименова С. Н., Еремеева А. П., Купалова А. Ю. и др. М., 2001
17. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 8–9 класс: Книга для учителя. / В. В. Бабайцева, Ю. С. Пичугов, Т. М. Пахнова и др.; Сост. Ю. С. Пичугов, Т. М. Пахнова. М., 1996
18. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003
19. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд. М., 2004
20. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» / Под ред. М. М. Разумовской. М., 2002
21. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.» / Под ред. М. М. Разумовской. М., 2002
22. Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М., 1973
23. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. М., 1990
24. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе: Библиотека учителя. М., 2002
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.