Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России В современных социокультурных условиях России изменилось отношение к процессу образования. Главным критерием работы образовательного учреждения выходит качество знаний и воспитания обучающихся. Если раньше делалась ставка на слабых школьников (убрать двоечников), то сегодня делается ставка на поддержание сильных лидирующих учеников, особенно это актуально в учебном заведении такого типа как Уваровский кадетский корпус. С целью развития познавательных способностей кадетов, воспитания интереса к самостоятельному изучению предмета и его практическому применению в реальной жизни особое значение имеет использование на уроках дидактических материалов.
Иконка файла материала Дидактические материалы к уроку.doc
Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России В современных социокультурных условиях России изменилось отношение к процессу  образования. Главным критерием работы образовательного учреждения выходит качество  знаний и воспитания обучающихся. Если раньше делалась ставка на слабых школьников  (убрать двоечников), то сегодня делается ставка на поддержание сильных лидирующих  учеников, особенно это актуально в учебном заведении такого типа как Уваровский  кадетский корпус. С целью развития познавательных способностей кадетов, воспитания интереса к  самостоятельному изучению предмета и его практическому применению в реальной жизни  особое значение имеет использование на уроках дидактических материалов. Мы считаем, что наибольший интерес представляет использование различного рода  исторических источников при изучении культуры и быта России. Особенностью представленного нами материала стал его "авторский коллектив" ­  иностранцы, побывавшие по разным причинам в России в XVI в. Всегда полезно посмотреть на себя со стороны. Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание  подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением  иностранцев. Тема: "Культура и быт России XVI в." РОССИЯ ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ. Народ этот в обращении чрезвычайно как церемонен; встретясь на улице, хотя бы шли за  делом, тотчас снимают шапки, и в несколько приемов кланяются друг другу, строжайше  соблюдая, чтобы отдать поклон за поклон, да и снова поклонится, делая знак головой и  рукою, что для них безделица. Здесь разумеется о равных между собою; потому что, если  кто стоит выше другого, всячески старается не прежде того снять шапку: Имеют еще  обыкновение при встрече, если долгое время не виделись, целоваться: Говоря здесь о послах, не могу промолчать, как вообще дурно поступают с ними в этом  крае; подлинное варварство! Во­первых, должно знать, что когда они прибудут в эту  землю, несколько дней задерживают их областные правители, пока не дадут о том знать  двору и не получат оттуда разрешения. Потом, когда получится ответ, что можно их  представить, придаются для конвоя разные бояре, которые везут их туда, не дозволяя  впрочем, им ни с кем разговаривать дорогою. По прибытии в Москву отводится им особый  дом, куда приставляется стража, дабы никто из них, даже последний их служитель, не мог  оттуда выйти, и не дозволяется им ничего покупать для их удобства, кроме необходимого  для жизни. К тому же не только им самим не дозволяется выходить за покупками, но даже  запрещено, чтобы никто из тамошних жителей не смел к ним приходить в дом, что­нибудь  продавать, разве только оскорблять их и делать им всякие неприятности. И таким образом  должны они, пока не получат аудиенции, оставаться у себя взаперти месяц или около того,  смотря как заблагорассудится государю:. Барберини Р. "Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 г." (итальянский  торговец). Дома знатных и городских жителей малы и по большей части крытые соломой. Все  комнаты, которые мы видели в целой Московии, печей не имеют. Так как у них печи  бывают только для приготовления пищи и хлеба, то все наполняется дымом; а как люди и  скот находятся вместе, то все очень грязно. Вместо окон они употребляют льняной холст,пропитанный маслом для того, чтобы туда проникало больше света, либо бычьи пузыри,  потому что стекла у них совсем нет. В областях Псковской и Новгородской находится  камень [слюда], удобно раскалываемый, из которого обыкновенно делают окна. За столом они держаться самых простых обычаев, и так как не употребляют никаких  тарелок, то пищу берут пальцами из чашек: Рыгание у русских считается признаком образованности; как у них за столом не бывает  ничего чаще, как брать с ними пищу, то я не нахожу это большим удовольствием. Принц (Принтц) Даниил "Начало и возвышение Москвы" (австрийский посланник в  Москве в 1576 и 1578 г). Лики святых пишут они с исключительной скромностью и строгостью, гнушаясь тех икон,  которые лишены славянской надписи, и тех, на которых есть непристойное изображение  обнаженных частей тела. А ведь это может служить известным упреком нашим  живописцам: Московиты с детства имеют обыкновение так говорить и думать о своем государе, получив это установление из рук предков, что чаще всего на ваш вопрос отвечают так: "Один Бог и  великий государь это ведают", "Наш Великий государь сам все знает": Такое мнение о себе он поддерживает среди своих с удивительной строгостью, так что  решительно хочет казаться чуть ли не первосвященником и одновременно императором:  Своей одеждой, окружением и всем прочим он старается высказать величие: Можно  сказать, что все это заимствовано от греческих патриархов и императоров: По отношению к своему государю угождение и почтение удивительны до такой степени:  Когда же при них хвалят обычаи и нравы какой­нибудь другой страны или показывают что­ нибудь новое, они говорят: "Великий государь все это ведает и имеет гораздо больше  этого": Они заявляют, что все является собственностью их государя, своим домашним  имуществом и детьми они владеют по милости великого князя. Те же, кого здесь называют  князьями, находятся в совершенном рабстве, большое число их князь содержит как при  себе, так и в войске. И только для того, чтобы исполнить волю государя, они обычно  выполняют самые незначительные поручения. Поссевино Антонио (иезуит, папский легат, глава дипломатической миссии в Москве в  1581­82 гг.). Из плодов здесь родятся яблоки, груши, сливы, красные и черные:, дыни, похожие на  тыкву, но слаще и приятнее вкусом, огурцы, арбузы, малина, земляника, брусника и много  других ягод в каждом лесу и огороде. Из злаков ­ пшеница, рожь, ячмень, овес, греча,  просо, которое почти одинакового вкуса с рисом. Все эти злаки произрастают в  достаточном количестве, даже в избытке: Флетчер Джайлс. "О государстве Русском" (в 1588­89 гг. английский посол в России). Вопросы к документам. 1. Охарактеризуйте культуру общения русского народа в XVI в. 2. Почему иностранцы считали московитов варварами и дикарями? 3. Как русские относились к иностранцам и загранице? 4. Охарактеризуйте русское жилище. Было ли оно удобным? 5. Назовите особенности русской живописи XVI в.6. Каким было отношение народа к государю? Можно ли его назвать деспотом?  Самодержцем? Ответ обоснуйте. 7. Мог ли русский человек XVI в. ослушаться царя? Почему? 8. Что в приведенных документах указывает на то, что в конце царствования Ивана IV  Грозного в России окончательно сложилось централизованное государство? 9. Отличаются ли наименования огородных, садовых, злаковых культур XVI в. от  современных? О чем это говорит? 10. Именовали ли жителей других стран по названию столицы, как в России ­  московиты? О какой роли столицы ­ Москвы это говорит? Использованные источники и литература. 1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой. М., 2002. 2. Россия ­ это сама жизнь. Свидетельства иностранных путешественников,  дипломатов, политиков, мыслителей о нашей Родине. М., 1999. 3. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и  быт XI­XVII вв. М., 1998.

Посмотрите также