Дидактический материал "Как писать рассказ"
Оценка 4.9

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Оценка 4.9
Лекции
docx
русская литература +1
Взрослым
18.11.2018
Дидактический материал "Как писать рассказ"
Материал даёт подробное объяснение тому, как писать рассказ, начиная с его планирования, имён героев, сюжета и заканчивая интересным заголовком. По ходу лектория даются упражнения для тренировки: 1)начало рассказа; 2) как описать персонаж; 3) создание атмосферы. Учитываются современные тенденции в литературе, но опора идёт на классические примеры.
РАССКАЗ.docx
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Как написать рассказ. Авторский замысел. План Мастер рассказов А. П. Чехов не зря сказал: «Краткость – сестра таланта». При написании  рассказа эта фраза актуальна как никогда, можно прикрепить ее на стену, чтобы была перед  глазами постоянно. Писать рассказы довольно трудно. Многие писатели признают этот жанр одним из самых  сложных: тут необходимы точность построения, безупречная отделка каждой фразы,  многозначительность смысла и высокая напряженность сюжета. Итак, для начала – несколько слов о самом жанре. Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на  единство художественного события. Рассказ же, как правило, посвящен конкретной  судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг  определенного эпизода. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик,  и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается  герою, который сам рассказывает свою историю.                    (Литературный глоссарий) Три важных шага от старта до финиша Работа над любым литературным произведением проходит по трем основным этапам:  составляем план, пишем текст, редактируем (в школе проверяли его на наличие описок­ ошибок­неточностей). Каждый этап можно разбить на еще более мелкие. Сегодня разделим на  кусочки первого «слона». Кстати, если вы уверены, что можно писать и безо всяких планов, переубеждать не буду.  Можно. Хватаем первую попавшую мысль и развиваем ее как развивается. Стивен Кинг так и  советует делать. Но об этой манере письма мы поговорим позже. (Люди разные, и каждый  выберет свой путь в творчестве). А в данной статье мы рассмотрим все же классический  подход, который начинается с написания плана. Авторский замысел Прежде чем приступить к написанию рассказа, важно найти авторский замысел. Согласно  словаря, замысел – это  задуманный план действий, деятельности; намерение. Авторский замысел – это первая ступень творческого процесса; возникающее в  воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным  произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения.   (Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.) Авторский замысел своим рождением может быть обязан   размышлениям, любознательности и фантазиям. Прислушаемся к тому, что рождается в нашей голове. Какие мысли нас посещают? О  чем размышляем? О чем фантазируем? Какое впечатление оказала прочитанная книга,  увиденный фильм,  или заметка в газете? Не появилось ли желание по­другому выстроить,  переписать произведение другого автора? Нет ли желания изложить на бумагу рассказ  соседки либо сомнения подружки? Или перекроить сюжет собственной негативной ситуации? Авторский замысел, по словам С. П. Белокуровой, может «не совпадать с воплощением,  может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться  в  1 синтез. Это когда в основе произведения – реальные события, но автор изменяет  описание увиденного или пережитого. Так работают чаще журналисты. Тем не  конструирование. Писатель придумывает сюжет и персонажей, призывая на  Какова цель написания текста: развлечь читателя или донести важную мысль, идею? О чем будет наш рассказ? Каковы его тема и главная идея? Кто в рассказе будет главным действующим лицом? Каков будет сюжет рассказа? Соответствует ли он цели написания и идее  процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным». В любом  случае, изначально он должен быть, иначе нет смысла садиться за компьютер или брать в руки ручку. Отбираем материал Существуют разные способы, которые помогают отобрать материал для работы над  рассказом:  менее, такие описания и в писательстве играют важную роль;  помощь воображение и память. Из материала может понадобиться описание эпохи и места,  где живут герои, их одежды и снаряжения, занятий и окружения;  какие­то детали и моменты, привносит домысел. Какой из способов выбираем для написания нашего рассказа? Возможно, ответ на этот вопрос помогут найти и другие важные вопросы:     произведения? Ответов на все вопросы поначалу можем и не найти. Зато они заставят  мышление  работать в  нужном направлении. Составляем план рассказа Теперь самое время взять в руки ручку и набросать план. Прописываем:   должны произойти (кратко, но последовательно);  если их не записать, они просто исчезают и больше не возвращаются);  происходят события. Кстати, с именами разобраться поможет статья: «Как назвать  литературных героев и персонажей». Определимся также с тем, идет ли рассказ:  от первого лица («я»; рассказчик – сам персонаж),  второго («ты»; рассказчик – читатель; используется очень редко)  или третьего (он/она; повествует посторонний рассказчик; используется чаще  всего). Можно переключаться, например, с повествования от третьего лица на рассказ от  первого лица или лиц, главное, делать это грамотно. При составлении плана (в частности, последовательности событий) помним, что история  состоит из:       введения (главные лица, место действия, время, погода, и т.д.); первичного действия (т.е. что послужило началом), развития сюжета (какие события ведут к кульминации), кульминации истории (поворотный момент истории), заключающего действия, развязки (центральный конфликт может решаться, может – не решаться). идею рассказа; последовательность событий, которые, по нашему первоначальному замыслу,  мысли, которые приходят по по ходу размышлений над темой (я точно знаю, что  имена персонажей и их описания, названия объектов и мест; время, когда  2 Этот порядок может нарушаться. Например, можно начать историю с кульминационного  момента или опустить заключающее действие. Но правильно говорят: прежде чем нарушать  правила, важно их досконально изучить. Как назвать литературных героев и персонажей Для начала не мешает разобраться, одно ли это и то же: литературный герой и персонаж. Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием  неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что  применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только  это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это  лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных  коллизий. Литературный герой – это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает  содержание произведения. Понять, что делает имена литературных героев и персонажей интересными,  запоминающимися поможет статья участницы NaNoWriMo, американской писательницы­ фантаста Мелиссы Роуз (Melissa Rose): «Вы знаете, что заставляет читателей болеть за вашего героя? Или кричать матом, злясь на  антигероя? Верите вы этому или нет, но имена литературных героев и персонажей могут  расширить возможности вызвать эмоции у читателей! Перед тем, как увидит свет ваше литературное детище, получите четыре подсказки, которые  помогут вам придумать имена персонажам, способные вывести их на более высокий уровень в вашей истории. Имя персонажа в контрасте с его характером Нет ничего плохого в желании дать персонажу имя, которое будет полностью ему  соответствовать. Зато помните: имя, контрастное личности вашего персонажа, может немного встряхнуть воображение. Различия между именем персонажа и тем, как он действует, могут помочь выявить  наиболее интересные недостатки характера – а кто не любит неоднозначных  характеров! Реальные люди не всегда ведут себя так, как вы думаете, что это правильно и это  разумно. Можно напомнить читателям эту истину. Пригласите чувство реальности, обманите  ожидания, заодно напомните читателям, что это нормально – быть самим собой. Полегче с творческой фантазией! Даже когда вы пытаетесь назвать персонажа не слишком предсказуемо, помните, что ваши  читатели хотят иметь возможность узнать собственный характер. Это правда: нам, пишущим,  нравится находить уникальные имена. Но большинство читателей предпочитают обычные  имена, по крайней мере, которые они могут нормально, без напряжения произносить! В то время, когда вам захочется дать такое эпическое, запоминающееся, стильное имя, чтобы  ваши читатели воскликнули «вау», вы должны проявить осторожность. Помните, что если  этот ваш герой будет носить имя, которое читателю придется читать и произносить много раз  до конца истории. Давайте не будем отвлекать его на протяжении этого пути. Оказывая честь… Мы часто желаем назвать положительного литературного героя именем своего любимого  человека. Это ваша история, так почему бы не назвать героя в честь кого­то, кто заслуживает  такой чести, не так ли? Перед тем, как это сделать, не забывайте использовать осторожность и попросить у этого  человека разрешение! Не каждый любит быть на виду таким образом, но если согласится, это  сократит время принятия решения наполовину. 3 Не принимайте имена слишком серьезно Найти многозначительные, говорящие имена, без сомнения, важно. Но если вы сомневаетесь в  принятии решения о том, насколько подходит имя вашим литературным героям и  персонажам, вспомните: главное, создать интересную историю. Доверяйте своей интуиции и  идите за ней. Тогда кто­нибудь обязательно полюбит имя, которое вы выбрали». Как начать писать рассказ А как писали классики?.. Рассказ – это прозаическое произведение небольшого размера, что делает совершенно  необходимым уже с первых строк, абзацев чем­то зацепить читателя. Если ему захочется  узнать, что же дальше, как будут развиваться события, любопытство и любознательность  поведут его дальше. Во время курса писательского мастерства кто­то из участников заметил: «У многих писателей 18­19 веков идут длинные описания вначале, и это не помешало им стать классиками». Согласна. Тот же Чехов мог дать описание природы в начале рассказа, или броситься в  довольно длинное лирическое отступление. И это оправдано: в те годы ни тебе телевизора, ни  интернета не было, и время шло гораздо медленнее. В наше время с его клиповым восприятием реальности такие долгие описания с рук не  сойдут. Классиков берутся читать люди подготовленные: они наверняка знают об особенностях  текстов писателей того времени и настроены на них. А от современников читатели ждут  динамики, особых зацепок, которые поведут его вслед за героями через перипетии их судеб. Удачное начало рассказа Есть много вариантов удачного начала рассказа. Рассмотрим  несколько из них. Интересные декорации. Не описывая нудно, дайте понять читателю, как  выглядит место, через звуки, запахи, ощущения и как это относится к вашим персона Провоцирующее событие. Какое­то изменение обычной жизни, естественного хода событий. Например, описываем действия неверной жены, которая в 12 часов ночи на пороге квартиры  сталкивается с разъярённым мужем. Или описываем момент столкновения двух самолетов  над спящим городом. Неожиданное сильное заявление. Рассказ Эми Блум «История» начинается со слов: «Вы не  узнали бы меня год назад» – и наше любопытство разбужено. Не всегда просто и быстро находится такое заявление. Однако на это стоит потратить время:  его вознаградит читательский интерес. …Пишу эти строки. Балкон открыт. Современная планировка домов создает эффект  микрофона, потому все, о чем говорится на улице, слышно очень хорошо на нашем втором  этаже. Слышу, как женщина громко возмущается, разговаривая по телефону: – Ей позвонили – а она мне звонит! Вместо того, чтобы самой решить проблему… И вот уже я – само внимание: захотелось узнать, что так возмутило женщину, кого она  отчитывает и что за проблему должен самостоятельно решить другой абонент… Намёк. Можно начать с описания обычного события, но при этом намекнуть на то, что вокруг происходит нечто необычное. Например, утро в деревне: хозяйка зовет всех за стол, дети усаживаются, муж привычно  разворачивает газету. А в это время кто­то наблюдает за ними в бинокль из окна соседнего  дома. Чего он наблюдает­то? Понятно, не зря – и читатель напрягся, хотя пока и не знает,  что должно произойти. Захватывающее воспоминание, сон и т.п. Важно только следить, чтобы читатель понял, где  сон, где – реальность. 4 Причуда персонажа. Мы уже говорили о том, как назвать персонажей, чтобы они вызвали  эмоции у читателя. Причуда – еще одна важная характеристика, которая сделает нашего  персонажа запоминающимся. Например, ваш герой любит есть руками. Или он красит волосы  в зеленый цвет. И мы сообщаем об этом уже в самом начале рассказа. Взаимодействие с другими персонажами. Главное, помним: важно дать побольше эмоций. Пример: диалог нерадивого сына с разъяренным его поступком отцом. Мы хотим, чтобы  читатель пожалел сына? Или он также возмущен, как и отец? Диалоги получатся разные, но  выписать их надо так, чтобы привлекли внимание читателя.  Упражняемся!  Продумать, о чем будет рассказ, какова его основная идея. Вы уже знаете,  чем можете зацепить своего читателя? Написать первые 1­3 абзаца рассказа. Позвоните  подруге либо другу и прочтите начало вашего рассказа: зацепило ли их?  Пишем рассказ: трудности при написании Трудности и их преодоление 1. Сложно писать каждый день. Конечно, сложно – если на это не настроиться. Поможет – норма, которую себе определим. Пусть она будет поначалу небольшой, например, 300 слов в день, или одна вордовская страница. Но пусть норма существует. И поставьте себе условие обязательно выполнять ее! Даже, если потом придется выбросить то, что написали в этот   день,   главное   –   работали.   Это   окажет   положительное   влияние   в   долгосрочной перспективе. Во­первых, все равно будет накапливаться материал. Во­вторых, выработается привычка ежедневного труда. В­третьих, зауважаете себя.  2. На полпути можно разочароваться. Еще как! Можно выдохнуться, рассердиться на персонажей и даже почувствовать вину, убив любимого героя. Может показаться, что не стоит продолжать писать, что это – не наше дело, лучше пойти работать официантом или дворником. Это нормально. Скорее всего, появление подобных мыслей означает, что мы усомнились в своих писательских способностях. Нельзя таким мыслям поддаваться, иначе в самом деле можно бросить писать. Задача – справиться с ними. И в первую очередь, помогут в этом деле упорные ежедневные труды за письменным столом. Что бы ни случилось – идем к столу и свою минимальную дневную норму пишем! 3. Устали или писать надоело… Это если давно пишем. Или давно сидим – а ничего не написали. Встанем из­за стола. Никто нас к нему не привязывал. Можно погулять, перекусить, посмотреть телевизор, сделать еще что­нибудь, чтобы расслабиться. Когда вернемся, приступим со свежей головой. А   если   желание   писать   так   и   не   появится,   можно   напомнить   себе   о   хороших,   удачных моментах   своего рассказа,   перечитать:   удачный   абзац,   отлично   выстроенный   диалог, интересное   описание   персонажа.   Поздравим   себя с   этим!   Не   всякий   человек   способен так хорошо писать. Просто скажем себе, что хотим закончить рассказ – и обязательно закончим. Пусть он не станет лучшим. Но будут и другие. И чем больше будем писать, тем лучше начнет получаться. Еще одна «фишка»: часто хочется написать что­то самому после чтения чужих произведений. Читать следует осознанно: обращать внимание на стиль письма, лаконичность излагаемого материала, на то, как выстроены диалоги, прописан сюжет. Чтение расширяет наш творческий потенциал. Пусть желание писать интересные рассказы, упорство и вдохновение помогут справляться с трудностями и приносят успех! Герой с причудой, или Как создавать особенных персонажей 5 Как создавать ярких, «живых» персонажей. Задача эта сложная. Один из приемов гласил, что надо наделить своего героя причудой, или странностью, т.е. сделать его особенным. Тогда больше вероятности, что образ запомнится. Когда прорабатываешь образ героя, есть там пункт «странность или причуда». Вот у меня прямо стопор с ним – нет идей или приёмов, как раскрутить героя в эту сторону? Понимаю, что за счёт этого пункта герой начинает оживать, но учитывая количество персонажей в голове, теряюсь, чтобы не создавать разных личностей с одинаковыми причудами. А это сложно… Позже Светлана углубила вопрос: …И поняла, что запуталась, уже не понимаю, что именно можно отнести к странности. Например, почесывание уха – это странность, а вот ношение брелока — странность или привычка? Что считать причудой, а что – нет? Гоголевский Чичиков – самый что ни на есть обычный человек. Это видно уже из описания внешности. Писатель говорит о том, что его герой «средних лет», не красавец, но « зато таков, как следует быть мужчине, что будь он немного толще или полнее, уж это было бы нехорошо…» и «с приветливостью голоса». Но – важная деталь! – спрыскивается одеколоном, что по тем временам могли себе позволить немногие. Эту деталь вполне можно назвать «причудой» героя – то, что его выделяло из толпы людей средних лет, среднего телосложения с «приветливостью» в голосе. Тем более, автор сообщил нам, что это – «человек без племени и роду», который, тем не менее, уже в чине коллежского советника. Потом что он к тому же «осмотрительно-охлажденного характера». Т.е. особо яркой причуды у героя не наблюдается. Нет огромной бородавки на носу, персонаж не собирает по-плюшкински вещи. Тем не менее, яркими мазками автор создал весьма запоминающийся образ. Этим примером хочу сказать, что не всегда надо искать сверхконкретную причуду. Иногда нужно создать образ обычного человека, как Чичиков, чтобы читатель понял, что это – приспособленец, который подстроится под любые обстоятельства. И его «причуда» – именно в этом. Можно создать образ, который не выделяет персонажа из толпы, а соединяет с ней, а затем какую-то черту характера чуть утрировать – и вот уже типичный представитель «толпы» приподнимается над ней, а читатель запоминает образ. Теперь разберемся с примерами. Почесывание уха – привычка для человека и странность для персонажа. Ношение брелока – привычка, которая уже будет выделять героя и вполне может стать очень даже яркой причудой. Например, герой забыл дома брелок и испугался: все, теперь ему не повезет. И ему не повезло. Он поверил в магическую силу вещи и если забывал брелок, то очень нервничал – это уже странность. Мало того, теперь вокруг этой вещи можно даже сюжет закрутить. Все зависит только от того, насколько автор способен отпустить фантазию. Всех ли персонажей наделять причудой? Прорабатывать каждый образ надо, несомненно. Но – каждому персонажу уделяем разное количество внимания. Например, упоминаемых персонажей не обязательно наделять причудой, им вполне можно позволить быть «плоскими». Персонажей третьего плана тоже можно оставить без «особых примет», достаточно несколько 6 мазков к их портретам – если только они не играют довольно заметной роли в судьбе героя. Хотя… тогда, вероятнее всего, речь будет идти о персонажах второго плана: их писателю стоит рассмотреть пристально. А вот героя изучить – максимально. Еще раз повторюсь: не обязательно каждый герой будет почесывать ухо или носить брелок. Все хорошо, что в меру. Если излишне стараться над причудами и странностями, персонажи могут выглядеть нарочито, неестественно. Как сделать персонажа особенным? За счет чего можно сделать героя «особенным», не прибегая, к примеру, к таким явным странностям, как «через раз ковырялся в носу» или «регулярно употреблял слова- паразиты»? За счет описания жилища персонажа, окружающей обстановки, одежды… Всего, что его окружает. За счет поступков персонажа. За счет реакции других персонажей на поступки нашего героя. Даже за счет имени персонажа. Например, имя «Ахмед» расскажет, что герой – азербайджанец, или мать назвала его в честь любимого человека, который погиб, либо… додумайте сами! В любом случае, азербайджанские корни уже сделают героя чем-то особенным (чем? – дело автора), а мать, которая назвала сына в честь любимого, наверняка возложит на свое чадо какие-то ожидания… В общем, чтобы персонаж начал «чудить», писателю просто надо знать его досконально. Чем лучше он знает своих персонажей, тем более живыми и объемными они предстанут перед читателем. Не обязательно вся информация попадет на страницы текстов, зато писатель не ошибется в логике действий своих подопечных. А теперь – отпускаем! Еще на одно обстоятельство хочу обратить внимание. Очень важно вовремя отпускать своих персонажей. Доработали рассказ, выправили – отложили и забыли. Если же без конца читать и перечитывать, удовлетворяя запросы внутреннего критика, глаз «замылится» (есть такое понятие у пишущей братии). Т.е. мы перестанем видеть недостатки или, наоборот, начнем видеть там, где их нет. В таком случае правки могут только испортить текст, но не улучшить. ЗАДАНИЕ. Включаем писательское воображение. Описать один из указанных ниже персонажей по вводным данным: 1) Юная музыкантша. Играет на скрипке или фортепьяно. Очки, которые не портят. Хрупкая. Внешность заурядная, но когда в руках инструмент, преображается. 2) Подросто­неформал. Нестандартная одежда. Оригинальная причёска. Особенная манера  общения. Интересы: брейк­данс, рэп. 3) Сутулый молодой человек с нездоровым цветом лица в комнате, где стоят несколько  компьютеров и ещё какая­то техника. Его мысли чем­то заняты, блуждающий взгляд.  «Компьютерный гений», видимо, разрабатывает новую программу. 4) Мужчина, 50­ти лет, с выразительным лицом и колоритным голосом, постоянно  жестикулирует, рассказывает смешные истории из театральной жизни. Система персонажей. Виды персонажей в художественных произведениях Существует целая система персонажей, которые различаются по своим характеристикам и  ролям в художественном произведении. В этой системе различные виды персонажей могут  7 переплетаться друг с другом самым непредсказуемым образом: все персонажи могут  соотноситься с каждым, а каждый – со всеми.  Система персонажей. Типы связей между персонажами: сюжетные. Они могут быть очень сложными, разветвленными и охватывать огромное число  персонажей. По некоторым подсчетам, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого — около шестисот  действующих лиц, а в «Человеческой комедии» О. Бальзака — около двух тысяч. Появление  этих лиц в большинстве случаев мотивировано сюжетом; на основе соотношения характеров. «…Люди не сходны, те любят одно, а другие другое»,  — говорит  Гомер устами Одиссея («Одиссея». Песнь 14). Автор выстраивает цепь событий,  руководствуясь иерархией характеров, в зависимости от избранной темы. Персонаж  выступает носителем стабильных и устойчивых (порой претерпевающих изменения) свойств,  черт, качеств. Персонажи характеризуются с помощью совершаемых ими поступков, форм  поведения и общения: значимо не только то, что совершает человек, но и то, как он при этом  себя ведет; а также черт наружности и близкого окружения (в частности — принадлежащих  герою вещей), мыслей, чувств, намерений. В результате в произведении между персонажами  возникает целая система параллелей и противопоставлений. В системе персонажей есть персонажи: главные, второстепенные, эпизодические и упоминаемые; протагонист и антагонист; вымышленные, исторические, заимствованные. Вымышленные:  Гулливер и лилипуты у Дж.  Свифта; лишившийся носа майор Ковалев у Н.В. Гоголя. Исторические, реальные, которые  автор домыслил: исторические личности, люди, биографически близкие писателю, сам  писатель. Заимствованные:  итог обработки и достраивания уже известных литературных  героев, как Дон Жуан, Фауст. жизнеподобные, условные и фантастические; разные по возрасту, социальному положению, образованию и воспитанию; добрые и злые,  прекрасные и безобразные; трагические, комические и трагикомические. Виды персонажей. Герой произведения. Так называют главное действующее лицо  литературного произведения, которое является носителем авторских идеалов, мыслей и  чувств. Как синоним, сегодня часто используют слово протагонист– главный герой, главное  действующее лицо. Антигерой. Тип литературного героя, который занимает в художественном произведении  центральное место, но не пользуюется авторскими симпатиями, антипод героя. Его еще  называют антагонист – персонаж какого­либо произведения, активно противодействующий  протагонисту на пути к достижению его целей. Автор. Образом­персонажем перед читателями может предстать автор (как в романе А.С.  Пушкина «Евгений Онегин»). Автор также может быть представлен как рассказчик (И.С.  Тургенев, рассказ «Бежин луг») и как нейтральный повествователь (М. Е. Салтыков­Щедрин,  сказки). Роль рассказчика автор может передать персонажу. Так, в романе М. Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени» историю Печорина и Бэлы герою­рассказчику и читателям поведал  штабс­капитан Максим Максимыч, а о честных контрабандистах, событиях повести «Княжна  Мери», истории Вулича рассказал главный персонаж романа, Григорий Печорин. Антропоморфные персонажи. Это растения, животные, природные стихии, роботы,  фантастические существа, вещи (например, сказочная избушка на курьих ножках). В таких  жанрах художественных произведений, как сказка, баллада, басня, научная фантастика,  анималистическая литература они вероятны или обязательны. Собирательные персонажи. Прообраз — хор в античной драме. С 19­20 веков в сюжеты   вводятся  массовые сцены: толпа в «Соборе Парижской богоматери» Виктора Гюго, базар в  8 «Чреве Парижа» Эмиля Золя, рабочая слободка в романе Максима Горького «Мать»,  «старухи», «соседи», «гости», «пьяницы» в пьесе Л. Андреева «Жизнь человека»; толпа на  площади в нескольких сценах «Бориса Годунова» А.С. Пушкина, свидетельствующая о  мнении народном и его выражающая и другие. Внесценические персонажи. Или упоминаемые. Об них подробно говорим здесь: От главного героя до упоминаемых персонажей Есть произведения, где внесценический герой является главным. Так, в пьесе М. Булгакова  «Александр Пушкин (Последние дни)» действие  происходит после гибели поэта. По воспоминаниям  Е.С. Булгаковой, В.В. Вересаев сначала «был  ошеломлен, что М.А. решил писать пьесу без Пушкина (иначе будет вульгарной), но, подумав, согласился». Символичным может быть ожидание героя или героини, которые так и не появляются  (Таньчора в повести В. Распутина «Последний срок»). Заимствованные персонажи. Как теперь говорят, «раскрученных» персонажей берут из  произведений других писателей. Такие герои естественны, если заимствовался сюжет (Федра  и Ипполит в трагедиях «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки, «Федра» Расина). В современной массовой литературе распространен жанр римейка: известный читателю герой, имя которого стало нарицательным, вводится в новый ансамбль персонажей, в новый сюжет.   Заимствование в таком случае показывает условность искусства и способствует лаконизму  текста, т.к. читатель уже знает героев, автору не надо характеризовать их. Примеры: Молчалин в цикле Салтыкова­Щедрина «В среде умеренности и аккуратности»;  Чичиков, Ноздрев и др. герои «Мертвых душ» в «Похождениях Чичикова» Булгакова.  В «Евгении Онегине» на именины Татьяны приезжают Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов… Мой брат двоюродный, Буянов, В пуху, в картузе с козырьком. Как вам, конечно, он знаком… И становятся понятны строки из письма Татьяны: «Вообрази: я здесь одна, / Никто меня не  понимает…». Ее одиночество – одиночество романтической героини, которое помогают  понять ожившие герои «Недоросля» и озорной поэмы «Опасный сосед» (литературный «отец» Буянова – В.Л. Пушкин). Персонажи­двойники. Их фантомное существование порождает раздвоенность сознания  героя: традиция имеет глубокие корни в мифологии и религии. Таковы спутник главного  героя в «Повести о Савве Грудцыне», тень в «Приключениях Петера Шлемиля» А.Шамиссо,  черт Ивана Карамазова у Достоевского, черный монах в одноименном рассказе Чехова. Не  менее условен древний мотив превращения, метаморфозы героя («Человек­невидимка» Г.  Уэллса, «Клоп» В. Маяковского, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Заводной апельсин»  Э.Берджеса). Разнообразие видов персонажей показывает: нечеловеческие персонажи выступают  носителями нравственных, т. е. человеческих, качеств; существование собирательных героев  выявляет интерес писателей к общему в разных лицах. В центре внимания художественной  литературы всегда человек, в первую очередь, как социальная личность. От главного героя до упоминаемых персонажей Персонажи способны привести автора к победе или поражению в глазах читателей. Они могут  стать яркими, запоминающимися или плоскими, шаблонными. Они бывают очень важными для повествования и не очень – в зависимости от того, какую роль играют, являются ли главными героями или всего­то упоминаемыми персонажами. 9 главные (герои литературного произведения); второстепенные (персонажи второго плана); эпизодические (персонажи третьего плана); внесценические (упоминаемые персонажи). В литературно­художественном произведении существует целая система персонажей, о  которых мы говорили .  Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – особа, лицо, маска) – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. Словом «persona» древние римляне обозначали маску, которую надевал актер, а позднее — изображенное в художественном произведении лицо. Сегодня рассмотрим такие категории персонажей:     Главный герой Обладает самостоятельным характером. Он может быть один, их может быть  несколько. Но даже если в вашем, например, рассказе 2­3 главных героя, один из них должен  оказаться «главнее» остальных. Главный герой находится в центре сюжета, с ним связана  основная сюжетная линия. В больших произведениях, романах, может быть несколько  сюжетных линий и, соответственно, несколько главных героев. Но когда они пересекаются на  сюжетных «перекрестках», среди всех главных героев опять­таки найдется тот, кто «главнее» всех остальных. Персонажи второго плана Они также активно участвуют в сюжете, имеют собственные  характеры. И хотя им уделяется меньше авторского внимания, такие персонажи не менее  важны для произведения, чем герой. Потому что они – то ближайшее окружение, которое  «делает» нашего героя, влияет на его поведение и, соответственно, судьбу. Это родственники, любимые, друзья и враги, коллеги, знакомые. В произведении их основная задача раскрывать  образы главных героев. Связанные с персонажами второго плана сюжетные линии – длинные и могут тянуться даже  через всю книгу. Все они не обрываются, а завершаются: мы знаем, что случается с  персонажами: кто гибнет, кто рожает ребенка, кто уезжает в другую страну… Персонажи третьего плана Или эпизодические. Такие персонажи обычно не имеют своего  характера. Встречаемся с ними не так часто, как с персонажами второго плана. Сюжетные  линии, связанные с эпизодическими персонажами, короткие и оборванные. Просто так  вводить персонажей в действие не имеет смысла. Так что эпизодические персонажи должны  отыграть назначенную им роль. Как правило, их главная задача — в нужный  момент подтолкнуть сюжетное действие, иногда даже повернуть сюжет. Они создают фон, на  котором живет и действует герой. Например, направить в иное русло мысли героя и таким  образом повлиять на сюжет. Персонажи третьего плана также призваны оттенять нужные  черты героев и второстепенных персонажей. Упоминаемые персонажи. Или внесценические. Непосредственно с ними читатель не  сталкивается в произведении, они не действуют в сценах. Но их имена упоминаются в  разговорах, проскальзывают в описаниях. Кто эти персонажи? Могут быть люди из прошлого  героя и других персонажей или известные персоны. Помните? «Что скажет Марья  Алексевна?..» у Грибоедова. Сама княгиня на страницах «Горе от ума» не действует, но  читатель знает, что ее мнения все боятся. Выходит, упоминаемые персонажи тоже очень  важны. Они создают своего рода фон в наших творениях, атмосферу. Кроме того, с их  помощью можем показать время, в которое живет герой или, например, дать характеристику  героя, показав, что ценит он в упоминаемом персонаже.    Внесценический образ может выполнять роль главного, как, например, в пьесе Булгакова  «Последние дни (Пушкин)». По воспоминаниям Б.С. Булгаковой, В.В. Вересаев «сначала…  был ошеломлен, что М.А. решил пьесу писать без Пушкина (иначе будет вульгарной), но,  10 подумав, согласился». В «абсурдистских» пьесах Э. Ионеско «Стулья» и С. Беккета «В  ожидании Годо» образы тщетно ожидаемых созданы в диалоге присутствующих на сцене. Поведем итоги Образ главного героя важно разрабатывать особенно тщательно. Однако не  менее важно уделить достаточно внимания всем персонажам. Уж коль вводим их в  произведение, значит, они для чего­то нужны, значит, автор должен знать как можно больше о  каждом. Как назвать рассказ: тайны удачных заголовков Как назвать рассказ?  Сложный вопрос, потому что четко и однозначно ответить на него невозможно. Бывает, удачный заголовок приходит сразу, будто сам собой. Но чаще все же приходится попотеть, даже профессиональным писателям и журналистам. Загляните в книжный магазин, присмотритесь: многие ли книги хочется взять в руки и узнать, о чем они, прочитав их названия? Мне кажется, большинство такого желания не вызывает. Значит, авторы не додумали чего­то. Между  тем,  название  произведения  вместе  с  обложкой  –  как одежка  для  человека. А по одежке встречают… Считается, что лучше всего не делать заголовок рассказа длинным: 1­2 слова, максимум – 3­4. Вспомним: «Ионыч» Чехова, «Покаянная рукопись» Грина, «Чудик» Шукшина… Правда, есть еще и «Один день из жизни Ивана Денисовича» Солженицына, и «Что делать, если ваш сын нашел плутоний» Драгунского… Попробуем  поискать   подсказки   у  классиков   выделим основные приемы,  использованные ими для названия своих рассказов: имена главных героев («Госпожа Бовари»), художественная деталь, которая играет серьезную роль в жизни главного героя («Шинель», «Выстрел»), основной конфликт произведения («Горе от ума»), собирательный образ («Маленькие женщины»), время и/или место действия («Домик в Коломне», «Ночь перед Рождеством»), события и/или обстоятельства описанного в произведении («Что делать, если ваш сын нашел плутоний»), форма и/или жанр повествования («Сказка о рыбаке и рыбке»). Список можете дополнять и пополнять самостоятельно. 9 признаков удачного названия рассказа: 1.Привлекающее внимание. Оно должно цеплять, привлекать внимание, рождать образ. 2.Запоминающееся. 3.Информативное(отсылает   к   происходящему   в   произведении).   Название   должно   в нескольких словах выразить суть истории, т.е. соответствовать содержанию. 4.Легкое   для   чтения,   понимания   и   произношения. Витиеватые   фразы,   нагромождение терминов или труднопроизносимые и неблагозвучные слова только оттолкнут читателя. 5.Не вгоняющее в краску. Излишняя провокационность ник чему. 6.Уникальное. Не   сделают   название   таковым   клише   или   общеупотребительные   обороты (напр., «История любви»). 7.Честное. Нельзя вводить читателя в заблуждение, дав название звучное, красивое, на ваш взгляд, но к рассказу не имеющее отношения. Если написали в названии «Первая любовь», то дайте читателю романтику, а ужасы, детективные россказни тут будут неуместными. Назвали «Ужасы в селе Тараканино» – надо дать читателю именно ужасы; 1.Современное. Название должно прийтись «к лицу» времени, в котором живем. 11 2.Соответствующее. Должно соответствовать возрасту целевой аудитории. В помощь также – шаблонный конструктор, который составляет заголовки: существительное – существительное («Отцы и дети»); существительное –прилагательное («Май священный»); прилагательное – существительное («Волшебная скалочка»); имя – должность/образ жизни («Иван, сын столяра»); сделать что­то («Найди меня»); свершить что­то («Совершить невероятное»); дата   –   разное («Не   время   для   потехи»,   «Понедельник   начинается   в   субботу»,   «Весна любви»); деятель чего­то («Повелитель тьмы»), предмет кого­то/чего­то («Велосипед бригады сталеваров»). под знамением чего­то/за что­то: («Под флагом любви», «Именем закона»). 12

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"

Дидактический материал "Как писать рассказ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018