Учимся правильно употреблять предлоги В – НА. Формировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов В, НА. Развивать пространственное представление, зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память. Оборудование: схемы предлогов, предметы, которыми манипулируют ученики, карточки с письменным заданием на каждого ребёнка.
Конспект логопедического занятия
Тема: «Дифференциация предлогов ВНА»
Цели: формировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов В,
НА;
формировать представление о предлоге, как об отдельном слове;
развивать пространственное представление,
развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.
Оборудование: схемы предлогов, предметы, которыми манипулируют ученики, карточки с
письменным заданием на каждого ребёнка.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Инструкция:
Сегодня мы узнаем, как правильно употреблять предлоги В – НА.
II. Уточнение конкретнопространственных значений предлогов
В НА.
Инструкция 1: Положите предмет на стол. Где лежат фрукты?
Положите фрукт на книги. Где лежит фрукт? Положите фрукт на колени. Где лежит
ваш фрукт? А что же нам помогло понять, где находятся фрукты?
Правильно, предлог НА помогает нам узнать, что предмет находится на поверхности чего
либо (НА столе, НА книге, НА шкафу…)
Предлог НА обозначается вот такой схемой.
Инструкция 2:
А теперь положите все фрукты в коробку. Куда/ Где лежит апельсин?
Куда/Где лежит яблоко? Куда/Где лежит груша? Куда мы положили фрукты? Где все
фрукты? Я возьму цветы и поставлю их куда? (в вазу) Где цветы? (В вазе).
А что же нам помогло понять, где находятся предметы?
Правильно, предлог В помогает нам узнать, что предметы находятся внутри чеголибо (В
столе, В книге, В шкафу…)
Предлог В обозначается вот такой схемой.
III. Развитие лексикограмматического строя речи.
Составить словосочетания по картинке.
Инструкция 1:
Определите какая картинка была у какого предлога?
(классифицировать картинки относительно схем предлогов) Презентация
IV. Физминутка:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И крутим головой.
.
Работа на уровне предложения (задание 8. с. 14).
Логопед: Прочитайте предложения и вставьте пропущенные предлоги В НА
Кошка села... диван.Мясо лежит ... холодильнике.
Пальто висит ... шкафу
... стол поставили самовар.
Кролик положил морковку ... землю.
V. Коррекция письма.
1. Распределение слов на 2 группы:
Инструкция 1:
Соедини стрелочками
Белка корзине
Одежда В дереве
Карлсон банке
Огурцы НА шкафу
Варенье крыше
Гриб грядке
Инструкция 2:
Дифференциация предлогов В – НА на уровне предложения
Прочитай предложения. Исправь допущенные ошибки.
В или НА
1. В стене висит портрет.
2. Суп варят на кастрюле.
3. Молоко налили на чашку.
4. Сорока села в дерево.
5. Мальчик стоит в мосту.
6. Алёша сунул руку на карман.
Инструкция 3: Прочитайте слова каждой группы (запись на доске) и составьте из них предложения.
Сели, утки, озеро, на.
Коробке, на, лежат, карандаши.
Лесу, медведь, живет, в.
Созрела, на, клюква, болоте.
VI. Итог занятия:
Логопед: Когда нужно употребить предлог НА? Почему?
Что это значит? Какой схемой обозначается предлог НА?
А когда нужно употребить предлог В? Почему?
Что это значит? Какой схемой обозначается предлог В?