«Дифференцированное обучение
на занятиях»
Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциации обучения.
Задачи:
— изучить историю развития дифференциального обучения;
— раскрыть сущность, цели и формы дифференциального обучения;
— определить его психолого-педагогические основы и критерии;
Дифференцированный процесс обучения — это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей студентов.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого студента как личности.
Обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей;
Только раскрывая индивидуальные особенности каждого студента в дифференцированном процессе обучения можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Выявить уровень интеллектуальной одарённости обучающихся можно путём постановки специальных заданий (разной степени сложности). Их можно разделить на 2 вида:
— Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило, выполнять преобразования по формулам и следовать алгоритмам.
— Дополнительные задания. Эти задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующего сравнения, анализа, определенных выводов. Они рассчитаны на тех студентов, которые справились с обязательными заданиями. Эти задания ставят своей целью привитие интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Основные принципы работы:
— Право каждого студента на самостоятельный выбор уровня обучения. Открытость уровней усвоения и в первую очередь обязательных результатов.
— Осуществление уровневой дифференциации не за счёт того, что одним студентам даётся меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая одинаковый объём материала, предъявляются различные уровни требований к его усвоению.
— Определение для обучающихся целесообразных и эффективных видов деятельности, форм работы и типов заданий на уроке на базе изучения индивидуальных особенностей каждого студента.
— На каждом уроке и на каждом его этапе создаются условия для самовыражения и саморазвития студентов с учетом их индивидуальных психологических и учебных возможностей.
— Осуществление последовательности в продвижении студента по уровням.
— Постоянный пошаговый контроль на уроке с учетом уровня познавательной активности позволяет оценивать результативность усвоения материала каждым обучающимся и внести соответствующие коррективы.
— Контроль и оценка не только результата деятельности, но и самого процесса учения. Не надо торопиться ставить плохие оценки, а вот хорошие - важно не пропустить.
В дифференциальном обучении имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
Положительные аспекты
— Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей
— Адаптация обучения к особенностям различных групп студентов
— У преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному
— Отсутствие отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания
— Появляется возможность более эффективно работать с трудными студентами
— Реализуется желание сильных студентов быстрее и глубже продвигаться в образовании
— Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности
— Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах
Отрицательные аспекты
— Деление студентов по уровню развития негуманно
— Высвечивается социально-экономическое неравенство
— Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними
— Перевод в слабые группы воспринимается студентами как унижение их достоинства
— Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные студенты
— Понижается уровень Я - концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости
— Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах
— Перекомплектование разрушает коллективы
Дифференцированное обучение – это: форма организации учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой студентов, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств;
Дифференциация обучения – это: Создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей их контингента;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.