Работа состоит из текста и картинок, которые наглядно показывают уровень заданий. Показаны разные способы дифференциации, подтверждены иллюстрациями, использование ТСО. Учитывая способности, интересы, потребности учащийся получает возможность выбирать объём и глубину освоения учебного материала, используется индивидуальный подход, ситуация успеха и задания различного уровня.Работа представлена в ворде, 9 страниц
Дифференцированное обучение учащихся на уроках математики.
Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и
вызывает трудности у многих школьников. Тем более, геометрия.
В 7 классе мы начинаем курс геометрии как самостоятельный предмет и
сразу сталкиваемся со многими трудностями. Как в анекдоте:
Учитель на виду у всего класса строит два треугольника, обводя
мелом угольник, а потом весь урок доказывает, что они равны.
..... оказывают неоценимую помощь. Не надо искать в Интернете, самим
сочинять различные задания всё есть готовое, разложено по темам и
самых разных по виду и содержанию.
Но сегодня я хочу рассказать, как применяю ... для ...детей.
Существуют разные способы дифференциации учебного материала, описанные
в современной педагогической литературе.
I способ: Дифференциация по объёму учебного материала.
II способ: Дифференциация по степени сложности.
III способ: Дифференциация по степени помощи.
IV способ: Дифференциация по степени самостоятельности.
V способ: Дифференциация на основе самостоятельного выбора детей.
Систематическое использование ТСО на уроках повышает интерес к
математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу,
снимает утомление, развивает внимание, является эффективным средством
активизации учебной деятельности школьников, созданию положительной
мотивации к учебе
При работе с ... материалом, я делю класс только на две группы:
базовый и повышенный.Самое главное в геометрии это теория, определения, теоремы и их
доказательство.
Для 1 группы использую задания, где в формулировки нужно вставить
ключевые слова. Особенно мне нравятся доказательство теорем. Школьник с
низкими возможностями зачастую не в состоянии выучить всю теорему. А в ...
дано доказательство с пропущенными словами, либо выбором. ?
Вторая группа работает с заданиями, где пропущены целые предложения и
даже абзацы. Это способствует повторению доказательства и закреплению.
Также, очень важно в геометрии правильно построить чертёж.
Для 1 группы на начальном этапе используем задания с готовыми чертежами.Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право
и возможность выбирать объём и глубину освоения учебного материала.
Много заданий на выбор уровня сложности.
Еще одно условие, которое усиливает эффективность
дифференцированного обучения, добровольность в выборе уровня усвоения
и отчетности. В соответствии с ним каждый ученик имеет право добровольно
и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал.
Именно такой подход позволяет формировать у школьников подсознательную
потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей
деятельности. На своих уроках я постоянно использую разноуровневые
индивидуальные задания. У учащихся, в том числе и у слабых, появляется
уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми
задачами, рискуют пробовать силы, берутся за решение заданий более
высокого уровня.
Надо, чтобы трудности в учебной
работе были для таких учеников посильными, соответствующими
индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В
то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап обработкиОтставание слабых учащихся по математике часто связано с низким
уровнем их развития. Поэтому слабым учащимся я предлагаю задания,
требующие нестандартных решений (конечно, более простые, чем для
сильных учеников).
следующих упражнениях для облегчения самоконтроля показаны два шага
решения, потом – один шаг и, наконец, дается только ответ.
Такие задания стимулируют познавательную активность слабых
учащихся. Ребята, потратив определенные усилия на творческие задания,
охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с интересом
Таким образом, практически каждый ученик выполняет посильную работу
по организации учебного процесса, это ставит каждого в положение «равного
среди равных».
Итак, применение дифференцированного обучения значительно улучшает
четкость в организации работы класса; ученик, работая на посильном для
него уровне трудности, лучше сознает свои ближайшие цели и задачи, его
самооценка становится более реальной. Четкость в работе дает возможность
постоянно контролировать знания, умения и навы
Существуют разные способы дифференциации учебного материала, описанные
в современной педагогической литературе.
I способ: Дифференциация по объёму учебного материала.
Учитывая, что темы выполнения самостоятельной работы не у всех учащихся
одинаков, при подготовке заданий для самостоятельной работы следует
предусмотреть и заранее написать на доске или на карточке резервные
задания, которые ученики должны выполнять без особых напоминаний и
указаний учителя, после того, как они справились с работой.
II способ: Дифференциация по степени сложности.Учитывая интеллектуальный уровень развития учащихся, который влияет на
быстроту усвоения нового знания, педагогу необходимо заранее подготовить
для детей задания разного уровня сложности. Например, комуто учитель
даёт карточку с примерами только на табличное умножение (115 х 40), а
комуто с математическими выражениями вида (500 х 4 + 1500 – 210).
III способ: Дифференциация по степени помощи.
Этот способ является самым трудоёмким, т.к. требует от учителя
изготовления карточек с расписанной по шагам помощью. Всем учащимся
даётся одно и то же задание, но комуто учитель оказывает пошаговую
помощь, кладя заранее карточкуподсказку, а комуто нет. В зависимости от
уровня развития, учащиеся получают разное количество карточек с пошаговой
помощью.
IV способ: Дифференциация по степени самостоятельности.
Этот вид работы организовать труднее, т.к. при таком подходе часть детей
работает самостоятельно, а часть под руководством учителя. Здесь помощь в
выполнении задания может оказать ученик ученику. Чем больше ученик
работает, обучая других, тем интенсивнее он развивается сам.
V способ: Дифференциация по степени творчества.
Слабый ученик получает репродуктивное задание (например, «Реши задачу»),
а ученик более высокого уровня развития – творческое: «Прочитай задачу в
учебнике. Придумай свою, похожую, и реши её».
VI способ: Дифференциация на основе самостоятельного выбора детей.
Этот вид способствует развитию прогнозирующей самооценки младших
школьников и заключается в том, что учащиеся сами выполняют
дифференциацию, выбирая себе задания по силам. Например, учитель пишет
на доске 3 задачи и, сообщив уровень трудности каждой из них, предлагает
ученику выбрать ту, с которой он уже точно сможет справиться
самостоятельно, без помощи учителя.
Для того чтобы правильно выстроить дифференциацию самостоятельной
работы, обеспечив при этом индивидуальный подход к каждому ребёнку,
учителю необходимо уметь правильно выбрать критерий для проведения
дифференцированной работы – тот признак, по которому он разделит детей
на группы.Так, если учитель использует дифференциацию учебного материала по
степени самостоятельности, то критериями могут быть: уровень обучаемости
(владение ЗУН по теме); уровень развития познавательной мотивации. Если
дифференциация проводится по объёму учебного материала, то критериями
являются: уровень работоспособности, скорость мышления. Если
дифференциация по уровню сложности – уровень развития логического
мышления.
Опыт показывает, что слабые ученики охотно выполняют задания,
содержащие инструктивный материал, особенно те упражнения, в которых
приведены данные для самоконтроля. Таким школьникам недостаточно
только показать ответ, так как, выяснив, что получен неверный ответ к
заданию, ученик не в состоянии проследить всю цепочку и найти ошибку.
Задания творческого характера стимулируют познавательную активность
слабых учащихся. Самостоятельно выполнить такие задания они
затрудняются, но охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с
интересом выслушивают объяснения приемов их решения. Разноуровневые
задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе
благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство
удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный
в результате преодоления трудностей, давал мощный импульс повышению
познавательной активности. У учащихся, в том числе и у слабых, появилась
уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми
задачами. Все это способствует активизации мыслительной деятельности
учащихся, созданию положительной мотивации к учебе. В своей работе на
уроках я использую разноуровневые карточки при проверке домашнего
задания, при проведении самостоятельных и контрольных работ. В этих
карточках на первом этапе решение обязате
выбери из данных ответов верный;
исправь ошибку в данном равенстве;
назови правило, по которому выполнялось действие;
поясните причину ошибки;
придумайте подобное упражнение.Дано: AB=BC,
∠1 =∠2.Доказать:
∠ADB = ∠CDB,
DB - биссектриса ∠ADC.Докажите, что в Задаче 4 точка O является центром окружности, проходящей
через точки M, N и L. (Подсказка: для этого достаточно доказать, что
OM=ON=OL).