Дифференцированные задания
как прием формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью М.Р. Перминова
Учитель ИЗО МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ» г. Березники Пермский край
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Формирование учебной мотивации одна из центральных проблем образования детей с умственной отсталостью. Доказано, что мотивация школьников – один из критериев эффективности педагогического процесса. Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Для раскрытия максимально возможного потенциала развития этих компонентов учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью необходимо использовать дифференцированный подход. В соответствии с ФГОС к особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:
‒ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
‒ развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;
‒ стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Повышению учебно-познавательной мотивации способствуют дифференцированные задания.
Организация дифференциации включает несколько этапов:
1) Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.
2) Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
3) Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
4) Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
5) Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
6) Диагностический контроль над результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Для каждой группы подбирается то содержание, которое соответствует уровню обученности и образовательной потребности школьников. Создание подобных групп может быть на этапе выполнения нового задания или закрепления и применения усвоенных умений и знаний.
Можно предложить три уровня сложности дифференцированных заданий.
• Обязательный минимум (понятное и посильное задание для любого ученика).
• Тренировочный (его выполняют ученики, которые желают знать предмет и без особых затруднений осваивают программный материал; на усмотрение учителя эти обучающиеся могут освобождаться от выполнения заданий первого типа).
• Творческий (задание данного уровня зависит от темы урока и подготовленности класса; обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой). Диапазон творческих заданий – нарисовать рисунок на конкурс, сочинить сказку, составить кроссворд и т.п.
Разноуровневым может быть контроль и проверка знаний. Осуществление разноуровневого контроля начинается с формирования групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательным для выполнения является тот материал, который опирается на программные требования к уровню обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оцениваются учителем отдельно.
Еще одна разновидность дифференциации обучения – предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Обучающимся предоставляется выбор заданий одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности. То есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель объявляет о разной степени сложности заданий и предлагает каждому обучающемуся выбрать то задание, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.
Если задания на выбор предлагать систематически, то у обучающихся вырабатывается способность не теряться в ситуации выбора, осознанно браться за работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности.
Перечисленные приемы формирования мотивации побуждают у обучающихся с умственной отсталостью все виды познавательных мотивов, вызывают положительные эмоции, активизируют процессы целеполагания.
Таким образом, дифференцированные задания, дифференцированное оценивание, являясь частью дифференцированного подхода, создают для учащихся с нарушением интеллекта ситуацию успеха для дальнейшего развития, что является стимулом в обучении и, как следствие, прочного усвоения программного материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.