Дифференцированные задания как прием формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью
Оценка 4.6

Дифференцированные задания как прием формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью

Оценка 4.6
pdf
06.12.2022
Дифференцированные задания  как прием формирования положительной мотивации к обучению  у обучающихся с умственной отсталостью
Дифференцированные задания как прием повышения учебной мотивации.pdf

Дифференцированные задания 

как прием формирования положительной мотивации к обучению  у обучающихся с умственной отсталостью М.Р. Перминова 

Учитель ИЗО МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ» г. Березники Пермский край

 

     Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.      Формирование учебной мотивации одна из центральных проблем образования детей с умственной отсталостью. Доказано, что мотивация школьников – один из критериев эффективности педагогического процесса. Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Для раскрытия максимально возможного потенциала развития этих компонентов учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью необходимо использовать дифференцированный подход.       В соответствии с ФГОС к особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся: 

‒ использование преимущественно позитивных средств   стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; 

‒ развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой; 

‒ стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

    Повышению             учебно-познавательной        мотивации способствуют дифференцированные задания.   

Организация дифференциации включает несколько этапов:

1)         Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.

2)         Проведение диагностики на основе выбранных критериев. 

3)         Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.

4)         Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.

5)         Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.

6)         Диагностический контроль над результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

       Для каждой группы подбирается то содержание, которое соответствует уровню обученности и образовательной потребности школьников. Создание подобных групп может быть на этапе выполнения нового задания или закрепления и применения усвоенных умений и знаний.

      Можно предложить три уровня сложности дифференцированных заданий.

        Обязательный минимум (понятное и посильное задание для любого ученика).

        Тренировочный (его выполняют ученики, которые желают знать  предмет и без особых затруднений осваивают программный материал; на усмотрение учителя эти обучающиеся могут освобождаться от выполнения заданий первого типа).

        Творческий (задание данного уровня зависит от темы урока и подготовленности класса; обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой). Диапазон творческих заданий – нарисовать рисунок на конкурс, сочинить  сказку, составить кроссворд и т.п.

          Разноуровневым может быть контроль и проверка знаний. Осуществление разноуровневого контроля начинается с формирования групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательным для выполнения является тот материал, который опирается на программные требования к уровню обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оцениваются учителем отдельно.

        Еще одна разновидность дифференциации обучения – предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Обучающимся предоставляется выбор заданий одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности. То есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель объявляет о разной степени сложности заданий и предлагает каждому обучающемуся выбрать то задание, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.

     Если задания на выбор предлагать систематически, то у обучающихся вырабатывается способность не теряться в ситуации выбора, осознанно браться за работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности.

     Перечисленные приемы формирования мотивации побуждают у обучающихся с  умственной отсталостью все виды познавательных мотивов, вызывают положительные эмоции, активизируют процессы целеполагания.

     Таким образом, дифференцированные задания, дифференцированное оценивание, являясь частью дифференцированного подхода, создают для учащихся с нарушением интеллекта ситуацию успеха для дальнейшего развития, что является стимулом в обучении и, как следствие, прочного усвоения программного материала.

 

 

Дифференцированные задания как прием формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью

Дифференцированные задания как прием формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью

Повышению учебно-познавательной мотивации способствуют дифференцированные задания

Повышению учебно-познавательной мотивации способствуют дифференцированные задания

То есть задания, требующие разных видов умственной деятельности

То есть задания, требующие разных видов умственной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022