Динамический алгоритм диагностической работы с ребенком с РАС
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
дефектология +2
Детсад—2 кл
21.02.2017
В материале представлен динамический алгоритм диагностической работы с ребенком с РАС в соответствии с психологической специализацией. Комплексная характеристика состояния развития ребенка позволяет сделать вывод о его психологическом диагнозе, отметить ресурсы развития ребенка, наметить первоочередные задания и разработать индивидуальную программу дальнейшего его эффективного обучения.
алгоритм диагн.раб. с реб.с РАС.docx
Динамический алгоритм диагностической работы с ребенком с РАС в
соответствии с психологической специализацией.
Все методы диагностического обследования детей можно разделить на следующие:
неинструментальные (наблюдение, беседа);
инструментальные (использование определенных диагностических методик)
экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу);
аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга,
вегетативной и сердечнососудистой системы; определение физических пространственно
временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).
К психологическим инструментальным методам изучения детей с аутизмом относятся следующие
диагностики.
1. Обследование по разработанной К.С.Лебединской и О.С.Никольской (1989) специальной
Диагностической карте развития ребенка, служащей дополнением к традиционному клиническому
анамнезу и имеющей своей целью не только уточнение диагноза, но и помощь в индивидуализации
психологической коррекционной работы с ребенком.
Карта дает подробный перечень особенностей развития ребенка, имеющего выраженные черты
аутистического дизонтогенеза и позволяет обнаружить признаки формирования наиболее тяжелых
его вариантов. Большим достоинством карты является то, что для раскрытия состояния
сформированности разных структурных компонентов психики ребенка – вегетативно
инстиктивной, аффективной сфер, сферы влечения, общения и других – авторами собрано
большое количество признаков и тех ориентиров, которые важны для определения состояния
развития ребенка.
2. Обследование с помощью заслужившего во всем мире признания (при диагностики
аутистов, прежде всего) «Психообразовательного профиля PEPR». В этой методике представлен
ориентир на две шкалы: «Шкалу развития» (подражание, восприятие, общая и мелкая моторика,
познавательные функции и др.) и «Шкалу Поведения» (эмоциональные реакции, игра и
заинтересованность предметами, реакция на стимулы, язык).
Важное достоинство теста – его гибкость, необязательность соблюдение определенной
последовательности заданий при осуществлении диагностики, что отвечает психическим
особенностям детей со спектром аутистических расстройств. Диагностические показатели
фиксируются во время выполнения ребенком заданий (часто – в игровой форме), а также – при
его своеобразном поведении. Итогом является создание профиля, позволяющего определить,
какому биологическому возрасту соответствует состояние сформированности той или иной
психической функции у каждого конкретного ребенка.Данный тест состоит из 174
диагностических задания.
3. Детская рейтинговая шкала аутизма (CARS) – стандартизированный инструментарий,
который целесообразно использовать для клиникодинамической оценки детей с РСА в возрасте
от 2 лет. Шкала основана на непосредственном наблюдении за поведением ребенка. В процессе
исследования оценивают 15 признаков:
• взаимоотношения с людьми;
• подражание;
• эмоциональные реакции; • моторную ловкость;
• использование предметов;
• адаптационные изменения;
• зрительную перцепцию;
• вкусовую, обонятельную, тактильную перцепцию;
• тревожные реакции, страхи;
• вербальную коммуникацию;
• невербальную коммуникацию;
• общий уровень активности ребенка;
• уровень и последовательность познавательной деятельности;
4. Диагностика с помощью нейропсихологических методик.
Нейропсихологическая диагностика представляет собой преимущественно модифицированные
(преобразованные) варианты батареи тестов А.Р. Лурия. Известны методики, разработанные Э. Г.
Симерницкой, 1991, 1995; Ю. В. Микадзе, 1994; Т. В. Ахутиной, 1996; Н. К. Корсаковой, 1997; Л.
С. Цветковой, 1998, 2001; А. В. Семенович, 2002. Так, например, с помощью методики
А.В.Семенович, диагностируются такие иерархические уровни психики, как нейробиологические
предпосылки восприятия; межполушарное взаимодействие; гомеостатическая ритмика организма;
метрические, структурнотопологические и проекционные представления и др. Главный смысл
результатов такой диагностики разработка и применение системы методов коррекционно
развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта (в контексте реализации
метода «замещающего онтогенеза»).
Итогом диагностического процесса являются структурированные записи специалиста, где
отмечаются особенности функционирования:
1) регулятивных функций у ребенка (тонус, равновесие, двигательная активность согласованность
движений, зрительномоторная координация, проявления общей и мелкой моторики, двигательное
подражание, стереотипии, истощаемость и т.д.);
2) его эмоциональных и социальных процессов (коммуникация, способность к взаимодействию,
реакция на препятствия, эмоциональное заражение, эмоциональный спектр и т.д.) и
3) познавательной сферы (функционирование разнообразных анализаторов, особенности
сформированности психических процессов, спектра интересов и т.д.).
Комплексная характеристика состояния развития ребенка позволяет сделать вывод о его
психологическом диагнозе, отметить ресурсы развития ребенка, наметить первоочередные
задания и разработать индивидуальную программу дальнейшего его эффективного обучения.
Существует множество методов аппаратной диагностики:
электроэнцефалография – ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние
его функциональных систем
реоэнцефалография – РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов
головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока
эхоэнцефалография – ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований магнитнорезонансная томография – МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних
органов и тканей человека
компьютерная томография – КТ, сканирование и послойное изображение структур мозга
кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия), – исследование состояния вегетативной
нервной системы и другие методы.
Одним из общепринятых методов аппаратурного обследования детей с аутизмом является
диагностика особенностей структуры мозга. При этом полученные результаты являются очень
разнообразными: у разных людей с аутизмом обнаруживают аномалии в различных отделах мозга,
но до сих пор не определена специфическая мозговая локализация патологии, присущая только
аутизму. Однако, даже если не выявляется какаялибо патология мозга, все равно идет речь об
аутизме как органическом поражении, вызванном, например, нарушением связи между
различными отделами мозга, что трудно обнаружить при диагностике.
Динамический алгоритм диагностической работы с ребенком с РАС
Динамический алгоритм диагностической работы с ребенком с РАС
Динамический алгоритм диагностической работы с ребенком с РАС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.