Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»
Оценка 4.9

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
28.06.2017
Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»
Введение Глава 1 «Проблемы и потребностимолодежи» 1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью 1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью 1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи Глава 2 «Роль социальных служб врешении проблем молодежи» 2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем 2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи 2.3 Технологии социальной работы с молодежью 2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью 2.5 Методы социальной работы с безработной молодежью Глава 3. «Клубы ищущих работу как форма социальной работы с безработной молодежью» Заключение Список литературы
диплом.docx
ГАПОУ СО «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ЭКОНОМИКО­ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЕДЖ» ОТДЕЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ» Дипломная работа                                                                                     Чепин Владислав Дмитриевич Выполнил: Руководитель:В.В.Вертиль Тавда 2015 Содержание Введение  Глава 1 «Проблемы и потребностимолодежи» 1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью 1.2. Нормативно­правовые основы социальной работы с молодежью 1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи Глава 2 «Роль социальных служб врешении проблем молодежи» 2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем 2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи 2.3 Технологии социальной работы с молодежью 2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью 2.5 Методы социальной работы с безработной молодежью Глава 3. «Клубы ищущих работу как форма социальной работы с безработной  молодежью» Заключение Список литературы Введение Термин «социальная работа с молодежью» ещене оформился в системе  социальной работы в России. Однако специфическиесоциальные проблемы  молодежи заставляют говорить о необходимости формированиятехнологий  социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из  наиболеебеспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему  распространениянаркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной  активности молодежи, втом числе несовершеннолетних. Проблема построения  технологий социальной работыс молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являютсянедобровольными клиентами социальных служб.  Культура обращения в социальнуюслужбу для решения своих проблем в среде  российской молодежи еще несформирована. Все это вместе взятое заставляет  обратить особенное внимание наконструирование социальной работы с  молодежью. Современноесостояние российского общества определило социальные проблемы молодежи.Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках  соединения социологическихпарадигм. Долгое время господствовавший в  советской (российской) социологиимолодежи подход к определению  девиантных групп молодежи не стал конструктивнымдля построения  социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данногонаправления  является построение теоретических моделей социальной работы смолодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи. В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы  различныхкатегорий молодежи, особенное внимание уделяется молодежным  группа риска. Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различныхсферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила  достаточногоразвития в теории социальной работы в России, хотя должности  социальныхработников вводятся и в образовательных учреждениях и в  пенитенциарной системе.Однако этого недостаточно, необходимо осмысление  деятельности социального работникав сфере досуга, образования,  пенитенциарной системы для эффективной работы смолодыми людьми.  Молодежь — это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда  являласьактивной группой населения максимально подверженной влиянию  разнообразныхфакторов внешней социальной среды. Как часть социума  молодежь подверженабольшинству социальных воздействий и испытывает те же  трудности, что и взрослоенаселение в самоопределении, профориентации,  трудоустройстве, образовании,обеспечении жильем, социальными гарантиями,  медицинском обслуживании истраховании. Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации  лицданного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом  становлениямолодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками  самостоятельносоциализироваться путем примыкания к различным социальным  группам, субкультурам,движениям. Объект — проблемы молодежи. Предмет — технологии социальной работы с молодежью. Цель — изучение социальных проблем молодежи как социальнойобщности,  изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работыс  молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных  служб,общественных организаций, нормативно­правовых основ работы с  молодежью. Задачи: изучить нормативно­правовые основы социальной работы смолодежью,  социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Краснодарского краяв  сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы итехнологии в данном направлении. I. «Проблемы и потребности молодежи» 1.1     Историческое развитие социальной работы с молодежью До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика  невыделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой  несовершеннолетнихв сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как  христианская помощьбеднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться  как часть государственнойсистемы, направленной на разрешение конфликтов в  обществе. В соответствии сэтим выстраивалась система надзора за молодежью.  В последствии идеи надзора замолодежью и надзора за ней сложились в  концепцию помощи и поддержки молодежи, аинициатива в этой области стала  регулироваться законодательством. В 1920­х годах в советской России в рамках государственной  молодежнойполитики начинает разрабатываться концепция государственной  поддержки молодежи.Решающее значение имел III съездРоссийского  коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 –  ВЛКСМ),провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» —  приобрела, особыеполномочия по представлению интересов молодежи и стала  важнейшим элементомобщества в решении молодежных проблем. Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики,  представляяактуальные направления государственной поддержки молодежи,  всех ее категорий. Вэтой деятельности сочетались однозначная постановка  общественных целей, широкийохват молодежных проблем, соединение  государственных и общественных механизмоврешения крупномасштабных задач. В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи,обладающих правовым обеспечением: — труд и занятость; — образование; — здравоохранение. [14;47] 1.2 Нормативно­правовые основы социальной работыс молодежью   В современной государственной молодежной политике основные  Концептуальныеположения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090­1 «Обосновных направлениях государственной молодежной политики в  РоссийскойФедерации», которое до января 2005г. было главным документом,  диктующимгосударственную молодежную политику. Объекты государственной молодежной политики: — граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от  14до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если  этовлечет обязанности федеральных государственных органов; — молодые семьи — семьи в первые 3 года после заключения брака, в  случаерождения детей – без ограничения периода брака), при условии, что один  изсупругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых  отецили мать не достигли 30 лет; — молодежные объединения. Субъекты государственной молодежной политики: — государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от  17мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был  упразднен,его функции были переданы Министерству образования РФ); — молодежные объединения и ассоциации; — молодые граждане. Принципы государственной молодежной политики: — сочетание государственных, общественных интересов и прав личности  вреализации государственной молодежной политики; — привлечение молодых граждан к участию в формировании политики  ипрограмм для молодежи; — обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан; — предоставление молодому гражданину гарантирование государством  минимумасоциальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и  физическому развитию,охране здоровья, трудоустройству; — приоритет общественных инициатив по сравнению с  соответствующейдеятельностью государственных органов и учреждений при  финансированиимероприятий и программ, касающихся молодежи. Направления: — обеспечение соблюдения прав молодежи; — обеспечение гарантий в сфере занятости; — содействие предпринимательской деятельности молодежи; — государственная поддержка молодой семьи; — гарантии предоставления социальных услуг; — поддержка талантливой молодежи; — формирование условий для физического и духовного развития молодежи; — поддержка деятельности молодежных и детских объединений; — содействие международным молодежным обменам. Меры реализации: — принятие специального законодательства и иных правовых актов,  решенийместных органов власти и управления; — внесение изменений и дополнений в законодательство и иные акты; — разработка и выполнение государственной молодежной  политикикомплексного и целевого характера; — создание Российского фонда Федеральных молодежных программ  дляорганизации и финансового обеспечения приоритетных программ развития  молодежи,а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов; — выделение в федеральном и местном бюджетах  отдельных ассигнований  нафинансирование мероприятий в области молодежной политики; — создание государственных органов по делам молодежи и социальных  службразличного профиля. В 1994году была принята Федеральная программа «Молодежь России».  Длясоздания механизма решения молодежных проблем предоставление  бюджетных средствна развитие приоритетных направлений молодежной  политики.[4] В 1998году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России  на1998­2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и  укрепленииправовых, экономических и организационных условий для  гражданского становленияи социальной самореализации молодежи.     Программой предусматривалось формированиезаконодательно­нормативной  базы, разработка и поэтапное внедрение системыдолгосрочного кредитования и  иных форм поддержки молодежи в целях полученияобразования, поддержки  деловой активности, строительства жилья, домашнегохозяйства. Так же  формирование системы органов для временной и вторичнойзанятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий длядуховно­нравственного  воспитания, гражданского и патриотического становлениямолодежи.  В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь России (2001­ 2005годы)», направленная на создание и развитие правовых,  экономических,организационных условий для воспитания у молодежи в  условиях демократическогообщества, рыночной экономики, правового  государства, личностную самореализациюмолодых людей.  Задачи, поставленные этой программой. 1. создание условий для патриотического и духовно­нравственноговоспитания,  интеллектуального, творческого физического развития молодежи,реализация  творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных объединений; 2. формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности кучастию в общественно­политической жизни страны; 3. выполнение программ социальной адаптации и  повышенияконкурентоспособности на рынке труда; 4. профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании  иалкоголизма; 5. улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление  институтамолодой семьи, содействие в решении жилищных проблем; 6. развитие и поддержка федеральной и региональной систем  информационногообеспечения молодежи. В 2005году утверждена Министерством образования и науки РФ  программа«Молодежь России на 2006­2010 годы».  Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые  двепрограммы направлены на создание правовой базы и системы социальных  служб, атретья и последующая четвертая четко выделяют направления  поддержки исоциальной защиты молодежи. Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет  утвержденнуюструктуру с обязательным минимумом для города, района: 1. комплексный центр социального обслуживания (отделения:  социальнойпомощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц.  помощи); 2. центр социальной помощи семье и детям; 3. социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних; 4. социальная гостиница; 5. социальный приют для детей и подростков. По содержанию социальная поддержка молодежи может бытьматериально­ экономической, коммуникативно­психологической, профессионально­ трудовой,медико­социальной. [13;45] Социальные проблемы и потребности молодежи Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступаетключевым элементом при формировании системы их социального  обслуживания.Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в  бирже труда, пунктахправовой защиты и юридического консультирования,  работе телефона доверия идалее — в сексологической консультации, центре  помощи молодой семье, общежитии­ приюте для подростков, оказавшихся в  конфликтной ситуации дома. При этоммолодые рабочие отдают предпочтение  пунктам правовой защиты и юридическогоконсультирования, молодежной  бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся­ телефону доверия,  сексологической консультации, бирже труда.  Одной из главных проблем молодых рабочих является трудоустройство,  хорошооплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает  коренноепреобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формированиеготовности и способности молодого поколения жить и работать в  новых условиях.Изучение отношения к труду различных категорий молодежи  показало, что длябольшинства молодых людей очень важно в жизни иметь  интересную работу, хорошиеотношения в трудовом коллективе, хорошие  условия труда. На это указали от 67 до75% опрошенных. Несколько меньшее  значение придается необходимости ощущатьустойчивость своего служебного  положения, возможности проявить свои способности­ только 50% опрошенных.  Наконец, наименьшую по степени важности оценкуполучила возможность  профессионального роста, служебной карьеры — 35%. Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных  центров«Телефона доверия». Это вызывается возросшей  конфликтностьюсовременного бытия, отсутствием зачастую понимания в семье,  школе, неумениемнайти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10­17%  респондентов считают, чтоатмосфера в школах и училищах нормальная,  благоприятная, почти каждый второйуказывает на отсутствие понимания между  педагогами и учащимися,65% признали,что духовной близости ни с кем из  педагогов не чувствуют. Более 50% неудовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества,другие — на чрезмерную опеку со  стороны взрослых, третьих не устраиваетнеобходимость подчиняться старшим.  [12;34] II. «Роль социальных служб в решении проблеммолодежи» 2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может  бытьреализовано без организации социальной работы, разворачивания  деятельностисоциальных служб для несовершеннолетних и молодежи.  Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение  наиболееблагоприятных социально­экономических условий развития каждого  молодогочеловека, способствующая социальному становлению личности,  обретение ею всехвидов свобод и полноценного участия индивидов в жизни  общества.  При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних  имолодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию  иразвитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию  подростками молодежи разнообразных медико­социальных, психолого­ педагогических,реабилитационных и социально­правовых услуг.  Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье инасилие,  создаются социальные приюты.  С начала 1992 года на базе семи приемников­распределителей  длянесовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и  подростков,организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и  интернатныхучреждений. Ведется работа по созданию при приемниках­ распределителях служб,направленных на ресоциализацию подростков с  девиантным поведением.  Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы)  социальнойреабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. Всоставе Центров помимо приютов, учебной части,  отделения временной изоляциинесовершеннолетних созданы реабилитационные  службы (малые производственныеподразделения, детская гостиница,  полиграфическая и швейная мастерские, теплицаи т.д.), психолого­ оздоровительный центр.  Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального  развитияличности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и  трудовой взрослойжизни объективно ставят задачу создания целой системы  социальных служб,призванных заниматься этими проблемами, в том числе  психологической службы. Внастоящий период она представлена психологами в  детских садах и школах;семейной психологической службой, организационно  оформленной в виде городскихили районных психологических консультаций;  социальной службой, центральнойфигурой которой является социальный  работник.  Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб,  являютсяпсихолого­профилактическая, психолого­диагностическая и  коррекционная работа, атакже консультационная деятельность.  Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознаетсянаселением и государством.  В системе психологического консультирования различают: — возрастно­психологические (контроль за состоянием  психологическогоразвития ребенка); — семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению  поширокому кругу семейных проблем); — психолого­педагогическое консультирование преподавателей ивоспитателей; — консультационная работа социального работника, в функции котороговходит  прежде всего задача представления интересов и прав клиента в  широкомсоциальном окружении.  Специалист, работающий в области социального консультирования, должен всовершенстве владеть основными принципами, которые впервые были  сформулированыВ.В. Столиным на материале семейного психологического  консультирования. Онвыделял следующие принципы: 1. Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев взапросе­ жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями). 2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам  долженпринять решение о своей собственной судьбе). 3. Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейномконсультировании  наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны). 4. Принцип системности (выделение системной единицы анализа, будь  тоиндивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный  жизненныйпуть как целое). 5. Принцип уважения личности клиента (отказ от установки напеределывание,  перевоспитание личности, установка на приятие, пониманиеклиента). 6. Принцип профессиональной направленности и  мотивированностиконсультанта (различение дружеских и профессиональных  отношений, поиск иустановление границы, где кончается клиент и начинается  просто человек )  Основными направлениями деятельности медицинских учреждений,  оказывающихпомощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени  сугубо медицинскиепроблемы. Это санитарно­просветительская работа среди  девочек, их родителей ипедагогов, осуществление профилактических осмотров  для выявления«риск­группы» и больных, оказание лечебно­профилактической  помощидевочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.  Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую  отрицалосьвзрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в  свои штатыпсихологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать "  телефоныдоверия".  В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальнойпомощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по  обращаемости (через«телефон доверия» и консультирование, когда подростки  анонимнообращаются за помощью к специалисту психологу, врачу­гинекологу,  сексопатологуи т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ,  техникумов. Прицентрах работают медико­педагогические школы, где на  профессиональном уровнепроводятся занятия с группами подростков по  проблемам сексуального поведения,репродуктивного здоровья, вреде абортов и  ранних половых контактов,профилактики венерических заболеваний и т.п.  Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования  семьи,консультации «Брак и семья», которые оказывают  консультативную,лечебно­профилактическую помощь по всем вопросам  полового воспитанияподростков.  Активно формируются и интенсивно развиваются в России службы  планированиясемьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под  планированием семьиподразумеваются такие методы, которые помогают  отдельным лицам или супружескимпарам достичь определенной цели: избегать  нежелательных рождений,способствовать появлению желанных детей,  регулировать интервалы междубеременностями, контролировать время  рождения детей с учетом возрастародителей, определять число детей в семье.  Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются двеосновные  модели молодежной политики. Во­первых, неконсервативная, характерна для США и некоторых других  стран.Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным,  наименее защищенными «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой  регламентациипорядка расходования средств и категорий получаемой помощи;  [20;17] Во­вторых, социал­демократическая, характерная для ряда стран Центральнойи  Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства  заинтеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощиотдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всехжелающих молодых людей. 2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населенияРФ»  комплексная система социального обслуживания населения, включаямолодежь,  предусматривает предоставление социально­экономических, медико­ социальных,психологических, социально­бытовых, правовых и иных социальных  услуг гражданам,оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные,  неполные семьи, семьи, вкоторых проживают инвалиды, одинокие и пожилые  люди, дети­сироты, безработные,лица без определенного места жительства,  выпускники детских домов и ряддругих).  Социальная служба — это предприятие, учреждение, организация и  другиеюридические лица различных форм собственности, осуществляющие  социальноеобслуживание, а также граждане, занимающиеся  предпринимательской деятельностьюпо социальному обслуживанию без  образования юридического лица.  Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет  следующуюструктуру учреждений социального обслуживания.  1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят: — центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на  дому,дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи); — центр социальной помощи семье и детям; — социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних;  ­ социальная гостиница; — социальный приют для детей и подростков.  2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят: — центр психолого­педагогической помощи; — центр экстренной психологической помощи по телефону; — реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями  (в том числе для детей и подростков); — комплексные молодежные центры военно­патриотической, культурно­ досуговойи спортивной направленности. 3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные  учреждения,куда входят: — центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; — дома­интернаты: детские, психоневрологические, специальные; — общежития для лиц с ограниченными возможностями.  При организации социальных служб для молодежи очень важно Четко  определитьих задачи. Так, социально­реабилитационный центр для  несовершеннолетнихвключает в себя четыре отделения: отделение диагностики,  социальнойреабилитации, дневного пребывания и стационар.  В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей  иподростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать  факторысоциальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние  здоровья,особенности личностного развития и поведения детей и подростков;  разрабатыватьиндивидуальные программы социальной реабилитации  несовершеннолетних, комплексмероприятий, направленных на вывод их из  сложной ситуации и создание условийдля нормальной жизнедеятельности.  [12;27] Основными задачами отделения социальной реабилитации являются:  организацияпоэтапного выполнения программ социальной реабилитации  несовершеннолетних;восстановление утраченных контактов с семьей, внутри  семьи; оздоровлениемежличностных отношений несовершеннолетних,  восстановление их социальногостатуса в коллективе сверстников, устранение  психотравмирующих ситуаций,выработка навыков общения со взрослыми и  сверстниками на основе нормнравственности; содействие в получении  специальности и работы; оказаниекомплексной медико­педагогической и  правовой помощи; решение вопросовустройства детей и подростков.  Так, например, основной задачей московского объединения«Педагогический  поиск» являются социальная и правовая защита,адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домой ишкол­интернатов. Сотрудники и  добровольцы объединения помогают им устроиться вжизни, получить жилье,  образование, подобрать работу. В Доме адаптацииподростки учатся правилам  социальной жизни, здесь корректируются жизненныеориентации в трудовой  семье, укрепляются познания в нравственных, моральных иправовых нормах  жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и засобой. Здесь  открыты мастерские прикладного творчества, где подростки  выполняютразличные виды работ и могут зарабатывать деньги. 2.3 Технологии социальной работы с молодежью Социальная терапия – это отрасль научного знания, ориентированная нарешение  социально­терапевтических проблем через преодоление аномалийсмысло­ жизненных оринетаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни(в  том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости. К общим технологиям социальной терапии можно отнести  следующиетехнологии: Консультирование – установление контакта путем вербальной  коммуникации,выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в  поиске их решения; Арттерапия – «терапия искусством» через вовлечение молодого человека  вкультурно­досуговые мероприятия, посещение различных культурно­ досуговыхучреждений; Музыкотерапия – социализация индивида путем, обращения к какой –  либомузыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов,смотров­ конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание  музыкальныхкомпозиий; Библиотерапия – воздействие на сознание индивида в процессе  формированиясмысло­жизненных ориентаций через подбор специальной  литературы; Социально­педагогические технологии — активное участие  социальногоработника (педагога) в воспитании клиента и формировании его  смысло­жизненныхориентаций; Творческие технологии – вовлечение молодых людей коллективную  творческуюи созидательную деятельность, содействие развитию  индивидуального творчества; Логотерапия – (от греч. logos – слово, therapeia — уход, лечение)  лечениесловом. Социальная логотерапия занимается изучением методов,  средств, способоввлияния (взаимовлиянии) на представления людейсоциальных 2.5 Методы профориентационной работы с молодыми людьми для  профилактики безработицы Профессиональная   школьная   консультация  ­   это   система   мер, предназначенных   для   оказания   действенной   помощи   в   трудовом самоопределении подростков. Она является одним из важнейших компонентов системы   профориентации,   включающей   целенаправленное   психолого­ педагогическое   взаимодействие   консультанта   и   клиента   (подростка)   при подготовке   последнего   к   сознательному   выбору   профессии.   В   рамках профконсультации решается как минимум три задачи: кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор. профессиональной   ориентации   учащихся   является По мнению Н.Н. Чистякова и Г.А. Буяновой, важным компонентом системы  профессиональное просвещение  ­ сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении   для   народного   хозяйства,   потребностях   в   кадрах,   условиях   труда, требованиях, предъявляемых  профессией  к психофизиологическим  качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Кроме того, учащиеся должны   знать   основные   общетрудовые   и   общепроизводственные   понятия: культура   труда,   трудовая   дисциплина,   принципы   планирования,   структура предприятия и т.д. Поэтапная схема профконсультирования Схема процесса профконсультирования может быть следующей: Первый этап. Подготовительный этап. Этот этап желателен и возможен именно в условиях школы, так как его цель – предварительный сбор информации о клиенте консультирования от учителей, родителей,   одноклассников,   врачей,   а   также   через   ознакомление   с   личными делами, продуктами деятельности и результатами диагностики, проводимой в школе. Основная   задача   консультанта   на   данном   этапе   —   составить   общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные   и   готовится   к   консультации:   подбирает   справочно­информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию. Психолог­консультант может выдвинуть на основе имеющейся информации предварительную   профконсультационную   гипотезу   (общее   представление   о проблеме конкретного оптанта и путях её решения), которая будет проверяться в   самой   консультации.   Проведённая   групповая   консультация   кроме актуализации   мотивации   подростка   на   продолжение   профориентационной работы   через   индивидуальную   консультацию   может   также   предоставить профконсультанту   необходимую   информацию   о   клиенте   –   особенностях   его   проблем   профессионального личности,   предпочтениях,   способностях, самоопределения. Первый   этап   консультации   предполагает   общую   оценку   ситуации консультирования по следующим позициям: 1. Как сам оптант видит свою профессиональную проблему; как он относится к   консультации   и   психологу;   какого   общее   состояние   подростка   в   данный момент. 2.   Насколько   условия   консультирования   (организационно­территориальные,   информационно­справочная   и   методическая   оснащённость) временные, позволяют решать те или иные проблемы. 3. Насколько сам профконсультант готов помочь данному оптанту. На первом этапе желательно больше слушать (понимать) оптанта, используя лишь   несложные   методики   и   задания.   Особенно   важно   проявлять доброжелательность и эмоциональное участие в проблемах подростка. Основная   задача   консультанта   —   помочь   клиенту   сформулировать   свою профконсультационную   проблему,   то   есть   увидеть   эту   проблему   глазами клиента.   Данный   этап   начинается   со   знакомства   и   во   многом   определяет успешность  всей  консультации. В  самом  начале  встречи  консультант  должен представиться. Кроме того, желательно иметь на рабочем столе карточку со своей   фамилией,   именем   и   отчеством.   Далее   консультант   сообщает консультируемому о своей ответственности за конфиденциальность полученной в   процессе   консультации   информации.   Например:   "Меня   зовут...   Я профконсультант... (должность). Мне приятно, что Вы обратились ко мне, и я постараюсь оказать Вам посильную помощь. Можете быть вполне откровенны, я обещаю,   что   содержание   нашего   разговора   останется   между   нами.   Теперь представьтесь и расскажите, что привело Вас ко мне". В случае более близкого знакомства обращение психолога к клиенту будет другим,   но   общий   тон   и   этические   нормы   должны   сохраняться   как   условия необходимые для успешного консультирования. С   самого   начала   консультации   необходимо   позаботиться   о   дружеской, доверительной   атмосфере.   Успешность   установления   контакта   с   клиентом зависит   от   уровня   коммуникативной   культуры   профконсультанта,   которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением, диагностику состояния   клиента   по   посылаемым   им   невербальным   сигналам,   а   также вербальную   культуру.   При   этом   следует   следить   за   визуальным   контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством (Приложение…). Далее   консультант   оценивает   исходную   ситуацию   по   вышеназванным позициям: Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится. Вероятные   проблемы:   дефицит   информации   о   конкретных   профессиях, возможностях   их   получения;   неадекватная   оценка   своих   способностей   и возможностей;   затруднение   в   выборе   из­за   разбросанности   и   неустойчивости интересов;   незнание   путей   подготовки   к   профессии;   сомнения   в   своих способностях   при   выраженной   профессиональной   направленности   (иногда клиент старается скрыть свой выбор, чтобы узнать “независимое” заключение консультанта).   Внутренним   мотивом   обращения   к   консультанту   может   быть стремление   получить   психологическую   консультацию   по   личностным проблемам.   В   таких   ситуациях,   если   консультант   не   имеет   необходимой квалификации,   ему   следует   порекомендовать   клиенту   обратиться   к соответствующему специалисту. Проблемы,   могут   быть   связаны   также   с   поиском   места   работы   или альтернативных форм обучения, что характерно для одарённых подростков или подростков со сложной судьбой (трудные подростки, выпускники спецшколы, воспитанники   детских   домов)   а   также   выбором   профиля   обучения.   Помочь определиться   в  проблемах   выбора   может   использование   во   время   групповой консультации «Опросника мотивов выбора профессии». Если консультант видит сопротивление со стороны подростка важно понять его   причины.   Возможно,   оно   связано:   а)   с   вынужденным   участием   в консультации   под   давлением   со   стороны   педагогов   или   родителей;   б) усталостью подростка, когда консультация назначается в обеденное время после 6   уроков;   в)   переносом   на   личность   консультанта   негативного   отношения   к другим   взрослым   (учителей,   родителей)   и   т.п.   В   этом   случае   необходимо сделать   паузу   и   задать   ряд   вопросов   на   прояснение   возникшей   ситуации, используя   технику   «Я­высказывания».   Например,   «Глядя   на   то,   как   вы включились в работу, я чувствую, есть что­то, что мешает нам двигаться дальше, но не могу понять, что именно. Может, вы расскажете, что на самом деле вас в данный момент волнует?». Условия:   организационные,   временные,   информационная   и   методическая оснащенность. Профконсультант:   осознание   профессиональной   квалификации   и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента. Если   контакт   с   консультируемым   не   получается,   можно   использовать несложные   методики,   например   ДДО,   "Карту   интересов",   психогеометрию, конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способствующие переживанию успеха, с помощью несложных заданий на сообразительность, внимание. Второй этап На втором этапе психолог, по возможности пытаясь привести в соответствие с проблемой оптанта условия и свою готовность к консультированию, определяет пути дальнейшей работы. Также уточняется профессиональная предварительная гипотеза или выдвигается новая. Основная задача этапа — выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть   рассмотрение   проблемы   клиента   глазами   специалиста   и   уточнение   либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы,   разработка   общего   плана   дальнейшей   консультации,   коррекция условий   ее   проведения.   При   этом   психолог   может   удлинить   время   беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию. Третий этап Особенно   важен   потому,   что   здесь   начинается   конструктивное сотрудничество   с   подростком.   Если   на   первом   этапе   консультант   пытался увидеть профориентационную проблему глазами самого подростка, на втором этапе – глазами специалиста (выдвижение или уточнение профконсультационной гипотезы), то на третьем этапе важно найти общий язык и прийти к совместному определению проблемы оптанта и наметить план дальнейшей работы. Консультант   и   клиент   совместно   определяют   конкретную   цель   данной   диагностико­рекомендательная, консультации   (информационно­справочная, диагностико­корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия. Здесь также могут помочь профориентационные задачи, разбираемые с помощью понятных и простых схем. Четвертый этап Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими   на   предыдущем   этапе   цели   (информационной,   диагностической   или формирующей). Диагностико­корректирующая   цель   традиционно   достигается   путем использования   различных   методик   (тестов).   Однако   многие   специалисты считают, что не следует переоценивать роли психодиагностики и построенных на   ее   основе   профконсультационных   рекомендаций.   Ценность   использования таких методик нередко состоит в том, что у оптанта повышается  интерес к своим ПВК (профессионально­важным качествам) и он более осознанно может строить индивидуальную программу саморазвития и подготовки к конкретному профессиональному   труду,   т.е.   совместными   с   психологом   усилиями корректировать свое развитие. Не принижая значение тестов, стоит отметить, что опытные специалисты могут получить не менее ценную диагностическую информацию о подростке из умело организованного наблюдения или беседы, не разрушая пространства общения и установившегося эмоционального контакта. Для   достижения   формирующей   цели   эффективно   использование   метода разбора   профориентационных   задач   и   профориентационных   игр.   Более качественно такая работа проходит в индивидуальных и групповых карточных процедурах.   Однако   достижение   формирующей   цели   возможно   лишь   при одновременном   решении   других   целей,   что   может   занять   немало   времени   и потребует систематической работы с конкретным оптантом. Эмоциональная   поддержка   клиента   основывается   на   владении   психологом невербальными   средствами   общения,   его   способности   укреплять   в   себе положительное отношение к каждому консультируемому подростку, вселять в него   уверенность   в   собственных   силах.   Такая   поддержка   необходима,   когда подростку не хватает уверенности в собственных силах и возможностях, что часто является результатом «выученной беспомощности» возникшей из­за ряда неудач в различных видах деятельности и закрепившейся установки «зачем это делать – всё равно ничего не получиться». Здесь задача психолога – помочь клиенту изменить установку «я – не могу» на позицию «у меня всё получится». Выбор   средств   зависит   от   конкретной   проблемы,   но   для   достижения устойчивого   результата   преимущественно   используются   активизирующие средства. Например, для достижения информационной цели, — активизирующие вопросы типа: "Что Вы об этом думаете?", "Подскажите, как это называется". Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. В диагностических целях применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом,   за   его   высказываниями   о   себе,   знание   определённых   типологий   и умение правильно с помощью направляющих вопросов выявить тип личности клиента.   Формирующая   цель   достигается   с   помощью   профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же через проведение профориентационных игр. Пятый этап На   этом   этапе   происходит   совместное   подведение   итогов   консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация   многоразовая,   определяются   пути   дальнейшей   работы,   а   если одноразовая  —  составляется   более  совершенный   вариант   профессионального плана.   На   этом   этапе   также   формулируются   "домашние   задания"   или рекомендации для самостоятельной подготовки оптанта к будущей профессии. Желательно,   чтобы   подросток   сначала   сам   высказал   свое   мнение   об   итогах консультации. Иногда помочь в этом могут некоторые схемы анализа личного профессионального плана, которые школьник осваивает предварительно, в ходе решения   профориентационных   задач,   а   также   повторные   использования карточных   игровых   методик,   которые   покажут,   насколько   закрепилось   в сознании   оптанта   то,   что   было   предметом   совместного   рассмотрения   на предыдущих   встречах.   Конечно,   подлинные   результаты   совместной   работы могут проявиться и быть осознанными много позже, но такая "обратная связь" полезна и оптанту, для лучшего осмысления проделанной в ходе консультации совместной   работы,   и   психологу,   для   совершенствования   себя   как профессионала. Если обратная связь с консультируемым в чем­то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком­то этапе он совершил ошибку. При   выходе   из   контакта   желательно   отметить   положительные   стороны клиента,   отметить   его   интересные   мысли,   выразить   надежду   на   удачное профессиональное будущее молодого человека. Шестой этап Этот   этап   выделяется   формально   и   заключается   в   протоколировании. Протокол ориентировочно содержит следующие сведения: • анкетные данные • общие выводы по предварительным данным • первоначальное понимание клиентом своей проблемы • профконсультационная гипотеза консультанта • совместно определённая цель • шаги, предпринятые для достижения цели •   итог   консультации,   сформулированный   клиентом,   и   итог, сформулированный консультантом •   примечание   (особенности   поведения   консультируемого,   уровень достигнутого контакта). Протоколировать беседу с клиентом желательно не в ее процессе, а во время перерывов   либо   тогда,   когда   консультируемый   работает   с   методиками.   К протокольным   материалам   относятся   также   заполненные   бланки   методик   и письменные работы, выполненные в ходе консультации. Данная   схема   носит   самый   общий   характер.   В   зависимости   от   ситуации отдельным этапам консультации может уделяться разное внимание. Детализация общей схемы зависит от особенностей ситуации и профконсультанта, выбора конкретных методических приемов и процедур. Реализация   этих   целей   позволит   подростку   органично,   без   внутреннего сопротивления   включиться   в   процесс   профессионального   самоопределения   и пройти весь цикл профориентационного обучения.[28] 3   Глава.   Клубы   ищущих   работу   как   форма   социальной   работы   с безработной молодежью Клубы   ищущих   работу   (далее   –   клубы)   осуществляют   обучение   клиентов методам самостоятельного поиска работы, оказывают им практическую помощь в   применении   полученных   знаний   и   навыков,   составлении   индивидуальных планов поиска работы, создают условия для реализации этих планов, в том числе осуществляют   информационное   обеспечение   поиска   работы.   Клубы   решают непосредственно   задачу   социально­психологической   адаптации   безработных граждан   к   условиям   рынка   труда,   способствуют   раскрепощению   клиентов, укреплению уверенности в себе и повышению мотивации  к трудоустройству, обучают   общению,   вырабатывают   коммуникативную   компетентность   как личностное качество. В этот процесс включаются такие важнейшие задачи, как формирование психологической зрелости и навыков саморегуляции, жизненного и профессионального самоопределения. Ставится задача понимания реальности, в связи с чем ведется информирование клиентов по правовым и экономическим вопросам. Клуб, в частности, способствует осуществлению контактов безработных друг с другом, с психологами и психотерапевтами, профконсультантами и другими специалистами,   участвующими   в   процессе   адаптации.   В   клубе   проводятся тестирования и собеседования, встречи с предпринимателями, представителями городской   администрации   и   службы   занятости,   лекции   и   консультации, тренинги,   а   также   применяются   иные   формы   групповой   и   индивидуальной работы. В основном клуб организует неформальное общение безработных для снятия   стрессов,   вызванных   проблемами   трудоустройства,   для   взаимной моральной поддержки и организации культурных программ. На базе клуба могут также создаваться организации для взаимной материальной поддержки: кассы взаимопомощи, кредитные товарищества и т. п. Членом клуба может быть любой совершеннолетний гражданин, не имеющий работы   или   находящийся   под   угрозой   ее   потери,   независимо   от   наличия официального   статуса   безработного.   Основной   состав   членов   клуба формируется преимущественно из безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, трудоустройство которых вызывает затруднения, вследствие чего   признается   целесообразной   ориентация   их   на   самозанятость   в   форме предпринимательства или самостоятельный поиск работы по найму. Участие в адаптационных программах оплачивается из средств службы занятости. Другие члены клуба оплачивают адаптационные мероприятия самостоятельно. Массовые   мероприятия   клуба   (встречи   с   представителями   администрации, службы занятости, публичные лекции по вопросам занятости, не являющиеся элементами   специальных   лекционных   циклов)   открыты   для   всех   граждан,  не имеющих работы или находящихся под угрозой ее потери. Исключение из клуба осуществляется только в случае нанесения клубу, его членам или сотрудникам (консультантам, преподавателям, администрации и др.) материального   или   морального   ущерба.   Трудоустроенные   члены   клуба сохраняют   или   прекращают   свое   членство   в   нем   исключительно   по собственному желанию. К   сотрудничеству   привлекаются   любые   организации   и   физические   лица, способные   внести   свой   вклад   в   работу   клуба.   С   этой   целью   организуется информационная кампания в средствах массовой информации. Принципы деятельности клуба: 1.   Опора   на   лидера:  использовать   в   работе   примеры   достижений   бывших безработных, добившихся успеха в жизни благодаря успешной адаптации. 2. Взаимность: нет адаптации адаптируемого без адаптации адаптирующего. 3.   Синергизм:  развивать   и   использовать   способность   к   эффективному (консультантов, взаимодополнению   сотрудников взаимодействию, преподавателей и др.) и членов клуба, вовлекая их в совместную деятельность по осуществлению адаптации. 4. Безопасность:  в клубе никто и ни в каких целях не может нанести ущерб никому   из   его   членов,   сотрудников   или   гостей.   Клуб   является   моделью общества,   построенного   на   взаимном   уважении,   признании   прав   каждого   на собственную   точку   зрения   по   любому   вопросу.   Стрессовые   и   конфликтные ситуации, создаваемые в специальных адаптационных мероприятиях (тренингах и т.п.) профессионалами­психологами (психотерапевтами), должны быть решены каждым   из   участников   под   руководством   и   под   ответственность   тех   же специалистов, которые участвовали в их создании. При этом определение срока и   формы   разрешения   указанных   ситуаций   относится   к   исключительной компетенции этих специалистов. 5. Максимальная мотивация: использовать любую возможность для усиления мотивации   членов   клуба,   особенно   вновь   вступивших,   к   участию   в адаптационной деятельности и в иных мероприятиях. 6.   Социальная   востребованность   продукта:  поддерживать   любые мероприятия, кем бы они ни проводились, если они способствуют выполнению миссии   системы   адаптации,   используя   средства,   допустимые   с   точки   зрения морали и закона. В программу включается: •   тестирование   профконсультантом   для   определения   степени   готовности безработного гражданина работать по своей профессии; •   технологию   повышения   мотивации   к   трудоустройству,   укрепление уверенности в себе для каждого безработного; • оценку сильных сторон личности; • обучение безработных приемам психологической разгрузки; • составление плана действий по поиску работы; • ознакомление с основами Закона РФ «О занятости населения в РФ»; •   пошаговую   технологию   поиска   работы,   подкрепленную   конкретными примерами; • обучение наиболее эффективным способам общения и действиям при поиске работы; •   разъяснение:   где,   когда   и   как   искать   работу.   Это   занятие   необходимо проводить отдельно с безработными, имеющими достаточно высокую мотивацию к поиску работы и имеющими «нулевую» мотивацию. Занятия   можно   проводить   в   форме   лекций   и   бесед.   При   выборе   заданий профконсультанту   необходимо   учитывать   возможности   безработных, занимающихся в группе. Зачастую длительно неработающие безработные плохо идут на контакт и неактивно участвуют в ролевых играх, поэтому не в каждой группе рекомендуется проведение ролевых игр.[32] План   проведения   занятий   с   длительно   неработающими   людьми   можно представить следующим образом: Первый этап 1. Знакомство с целями, задачами и порядком работы участников. 2. Четыре фазы поиска работы. Стратегия и тактика. 3.   Фаза  1.  Кто   Я?   Проведение   анкетирования   и   психологического тестирования участников. 4.  Определение   отношения  безработного   к  работе   и  безработице,  плюсы  и минусы   безработицы   –   «ловушка   пособия»,   оценка   своих   сильных   и   слабых сторон. 5. Знакомство с общей схемой общения и взаимодействия людей. 6. Что такое покупка и продажа рабочей силы. 7. Ознакомление и обучение приемам психологической разгрузки. Второй этап 1. Ознакомление безработных с законодательством о труде: − КЗоТ, правила приема и увольнения с работы; − виды и формы договоров. 2. Разъяснение положений Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»: − активность безработных при поиске работы; − возможность переобучения, переподготовки. Третий этап 1. Фаза 2. Куда Я иду? 2. Выработка рабочих идей: − представление о своих возможностях; − оценка своих достоинств и преимуществ; − представление об идеальной и возможной работе. 3.   Анализ   возможностей   трудоустройства   и   профобучения,   составление списка предприятий. 4. Работа с планом поиска работы: − постановка конкретных целей; − учет уже сделанных шагов. Четвертый этап 1. Фаза 3. Как Я туда попаду? 2. Составление сети поиска работы – перечисление всех возможных путей поиска работы. 3. Создание контактной сети. 4. Поиск вакансий. Виды вакансий. Как собирать информацию о вакансиях, анализ объявления о вакансии. 5. Подготовка к контактам с работодателями: − подготовка документов; − получение рекомендаций; − составление автобиографии; − сбор информации об организации и работодателе. Пятый этап 1. Критерии отбора, или что нужно работодателю. 2. Стили поведения: покорное, убеждающее, агрессивное. 3. Виды обращения к работодателю. 4. Письменное обращение к работодателю. Поисковое письмо. Резюме. 5. Техника телефонного разговора с работодателем. 6.   Личная   встреча,   собеседование.   Подготовка   к   личной   встрече: формирование имиджа. Шестой этап 1. Правила ведения переговоров с работодателем. 2. Техника проведения собеседования с работодателем при личной встрече: − установление контакта; − предъявление документов; − ведение беседы; − ответы на возможные вопросы; − окончание беседы. 3. Анализ результатов встречи. 4. Фаза 4. Что делать, когда цель достигнута, или как сохранить работу. 5. Использование приемов психологической разгрузки при поиске работы. 6.   Анкетирование   безработных,   принимавших   участие   в   работе   клуба,   на предмет их готовности к продолжению трудовой деятельности. Неотъемлемой   частью   работы   с   хроническими   безработными   является социальное   консультирование   для   выработки   у   клиентов   службы   занятости активной   стратегии   поведения   на   рынке   труда,   а   также   для   переориентации безработных   на   самозанятость   и   предпринимательскую   деятельность,   что   в настоящее время можно признать как самый эффективный способ выхода из состояния безработицы. Список литературы   1.        Всемирная программа действий, касающихся молодежи до 2000 г. и на последующий период. Резолюция принята Генеральной Ассамблеей ООН // Культура мира идемократии. Москва,1997г. 2.        Указ Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 3.        Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090­1 «Об основных направлениях государственноймолодежной политики в Российской Федерации» 4.        ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и опризнании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи спринятием ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительныхорганов власти субъектов РФ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ» от 22.08.2004г. № 122// Российская газета 31.08.2004г. 5.        Закон Краснодарского края о профилактике безнадзорности и Федеральнаяпрограмма «Молодежь России на 1998­2000г.г.» 1998г. 6.        Федеральная программа «Молодежь России (2001­2005 годы)» 2001г. 7.        Федеральная программа «Молодежь России» 1994год 8.        Федеральная программа «Молодежь России (2006­2010 годы)» 2006г. 9.        правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае 10.     Приказ № 635 от 28.02.2002г. «Об утверждении Плана дополнительныхнеотложных мер министерства образования Российской Федерации по решению проблемдетской безнадзорности» 11.     Решение расширенного заседания Совета безопасности при главеадминистрации Краснодарского края от 25.05.2004г. № 17 «О мерах по профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»  12.     Алещенок С.В. «К проблеме новой концептуализации молодежи»(«Методические проблемы исследования») П.А. Ручкин, П.И. Бабочкин, 1998г. 13.     С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова «Социальная работа смолодежью». Издательство «Гардарики» г. Москва, 2006г.  14.     Алещенок С.В., Луков В.А., Полдыева Д.Р. «Некоторые подходы кформированию государственной молодежной политики», 1991г. 15.     Официальный сайт Департамента молодежной политики Краснодарского края www.molod­info.com 16.     Государственная молодежная политика – 98: региональный опыт реализации.Москва 1998г. 17.     Международные документы о молодежной политике. Москва, 1993г. 18.     Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. «Социология для социальной работы»Москва, 2002г. 19.     Григорьев С.И., Демина Л.Д. «Психолого­социальные основы социальнойпедагогики» г. Барнаул, 1996г. 20.     «Формы и технологии социальной работы» научно­методическое пособие подред. Гусляковой, Т.В. Крохонен, Барнаул, 2005г. 21.     Фонарев А.В., Дикалова Л.С., Курилко А.П., Григорова В.П. «Информационныйсборник. Выпуск № 16» ГУ «Краевой центр социальной адаптации и досуга молодежи»Краснодар, июль, 2003г. 22.     Н. И. Коваленко, В.П. Хить, под ред. Л. В. Спириновой «Индивидуальнаяпрофилактическая работа по программе «Постскриптум». Краснодар, 2004г. 23.     Павлюкова Н.В., Хить В.П., Фалькова Н.Г. «Информационно­ме тодическиематериалы и рекомендации по организации работы по месту жительства. Вестникпрограммы «Дети улиц» информационный сборник №13, 2005г. 24.     Н.В. Котельникова, В.П. Хить под ред. Л.В. «Мониторинг и анализреализации социальных программ: от теории к практике» Краснодар, 2004г. 25.     Дикалова Л.С., Бондарь Т.В., Гитман А.В. «Методические рекомендации поорганизации работы с подростками группы риска» Краснодар, 2004г.

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Дипломная работа на тему: «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2017