ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время преподавание русского языка в начальной школе осуществляется в весьма сложных социокультурных условиях, отражающих неоднозначность общественных, политических и идеологических преобразований, что и сказывается на качестве знаний учащихся.
Для того, чтобы детям хотелось получать знания по русскому языку, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков русского языка, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, воспитывают интерес к русскому языку. Это, в свою очередь, способствует повышению качества знаний по предмету.
Учебно-воспитательный процесс – это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе. Система школьного образования, исходя из принципов целостности обучения и воспитания, обеспечивает: усвоение основного учебного материала; углубление и развитие знаний по отдельным вопросам; развитие интереса учащихся к предмету. Интерес учащихся к предмету развивается особенно активно, если используются такие формы организации обучения, как творческие задания, а также игровые методы обучения. Значительное большинство учителей правильно считают, что для ребенка младшего школьного возраста игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает формироваться новой ведущей деятельности – учебной, поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы обучения.
Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.
В настоящее время в связи с переходом к ФГОС НОО второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Данный принцип подразумевает такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам.
В своих работах понятие дидактической игры упоминали такие ученые, как В. Н. Кругликов, А.В. Запорожец, Г. М. Пахутина и другие.
Тема дипломного проекта соответствует содержанию профессионального модуля ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования.
Цель работы: создание методического пособия «Дидактическая игра на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников».
Задачи:
1. Изучить понятие дидактической игры, ее структурных компонентов.
2. Изучить классификацию дидактических игр на уроках русского языка.
3. Рассмотреть технологию активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.
4. Изучить методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках русского языка.
Методология: изучение психолого-педагогической литературы, использование методов анализа, синтеза, методической обработки информации.
Практическая значимость: разработано методическое пособие, которое может быть использовано студентами педагогических колледжей при подготовке к практике пробных уроков, а также учителями начальных классов.
Апробация осуществлялась автором дипломного проекта в процессе прохождения преддипломной практики в «Гимназии №1 Брянского района».
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАПИСАНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
1.1 Понятие дидактической игры, ее структурные компоненты
Слово «игра» происходит от старославянских слов «игрь» и «играти». Исходное значение - «пение с пляской», современное значение - «развлекаться, забавляться».
Игра, как способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний - наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребенок играет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. В результате освоения игровой деятельности у ребенка постепенно формируется стремление к общественно-значимой учебной деятельности. Игры, которые используются в начальной школе, делятся на две большие группы - ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами). [13, c. 201]
В данном параграфе нам необходимо раскрыть сущность понятия «дидактическая игра» и выявить возможности дидактической игры в развитии познавательного интереса младшего школьника на уроке русского языка. Для этого мы обратимся к анализу справочной и психолого-педагогической литературы.
Анализ литературы показал, что педагоги и психологи однозначно подходят к сущности понятия «дидактическая игра». Прежде всего, оно понимается как разновидность игры, имеющая правила. Но эти компоненты также отличаются своей содержательной наполненностью. В связи с этим, считаем целесообразным рассмотреть некоторые из них. [13, c. 202]
В. Н. Кругликов трактовал понятие дидактической игры как вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. [13, c. 203]
Оценивая роль дидактической игры на уроке, А.В. Запорожец подчеркивал: «…необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но способствовала бы общему развитию ребенка».
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий. [13, c. 204]
Г.М. Пахутина определяла дидактическую игру как «дитя труда», важнейшее средство умственного и нравственного воспитания детей.
Дидактические игры, это не только средство интеллектуального развития, а также развития познавательных психических процессов, но и игровая форма обучения.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача;
- игровая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат.
Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия. Игровая задача определяет игровые действия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия (основы игры) связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем они разнообразнее, то есть чем интереснее игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. [3]
Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения и влияют на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить команду-победительницу.
Для того чтобы сделать родной язык интересным и занимательным предметом для ребенка, не обойтись без игровых моментов. Игра - это ведущая форма деятельности младшего школьника. Она активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. На каждом уроке дети с нетерпением ждут слов учителя: «А теперь давайте поиграем». Но дидактическая игра - дело серьезное. И программную тему нужно повторить, и словарный запас обогатить, и наблюдение провести, и проследить, чтобы всем было интересно. [3]
1.2 Классификация дидактических игр на уроках русского языка
Введение в учебную деятельность элементов игры или дидактических игр позволяет ребенку легче адаптироваться к учебной деятельности, развивать потребность в знаниях, способность анализировать, классифицировать, обобщать объекты, понятия и явления, развивать непроизвольное внимание, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности, развивать самоконтроль и самооценку. [5]
Все игры на уроках русского языка можно разделить на несколько групп:
1) графические игры - основная цель которых усвоение значений, написаний и употреблений всех букв русского алфавита (графические игры можно проводить тогда, когда дети изучили все буквы алфавита, умеют свободно читать и писать);
2) лексические игры – основная цель которых развитие языкового чутья, пополнение лексического запаса, развитие понимания обобщенного смысла слов, отношений целое-частное, конкретно-абстрактное.
3) орфографические игры - закрепление навыков правописания слов, морфем. Такие игры направлены на совершенствование знаний тех орфограмм, которые уже изучались, например, правописание безударных гласных после шипящих, правописание безударных гласных в корне слова, правописание прописной буквы, Ъ и Ь знаков, звонких и глухих согласных, правила переноса слов;
4) грамматические игры, прививающие навыки практического применения правил фонетики, орфоэпии, словообразования, морфологии, синтаксиса;
5) игры, развивающие связную речь учащихся, умение пользоваться разнообразными речевыми средствами в той или иной ситуации, умение использовать правила речевого этикета;
6) логические игры - основная цель которых - способствовать развитию логического мышления учащихся, умению выделять предмет из совокупности подобных, устанавливать связь между предметами реальной действительности, а также включать предмет в разряд однородных. Логические игры - это проверка интеллектуальных способностей человека.
7) фонетические игры учат детей выделять звуки из слов, давать анализ звуковой и слоговой структуры, различать звуки в близких по звучанию словах (глухие - звонкие, твердые - мягкие), осознавать словесный состав предложения, звуки и слоги как отдельные элементы слова, ударение, интонацию речи. [6]
Обучать логике мышления следует на всех уроках, но на уроках русского языка в первую очередь, так как язык - это средство выражения логически понятий, суждений, умозаключений. [10, с. 27]
Функции дидактических игр как метода изучения русского языка в школе:
Первая, простейшая функция - облегчить учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и прочее.
Вторая функция - «театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например, вымышленных персонажей. Артистические приемы используются в ролевых диалогах и полилогах, в чтениях по ролям, в сценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.
Третья функция - соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству, от простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний.
Названные три функции игры представляют собой ступени от игры- забавы к игре-увлечению познанием. [10, с. 28]
Основные виды дидактических игр, которые можно использовать в начальной школе на уроках русского языка - это загадки, шарады, логогрифы (род загадки, в которой, посредством различных комбинаций букв, из какого-нибудь загаданного слова создаются новые слова, которые нужно отгадывать), анаграммы (перестановка букв или звуков определенного слова или словосочетания, что в результате дает другое слово или словосочетание), метаграммы (разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв), ребусы и кроссворды. Все названные виды игр можно использовать на уроках уже с первого класса. Чаще используются загадки, ребусы, кроссворды. [10, с. 29]
Дидактические игры положительно влияют на повышение интереса к русскому языку. Они предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Такие игры на уроках русского языка создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют им раскрыться таким.
Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности. Ребенок меняется в ситуации игры, он чувствует себя более уверенным, школьник не боится совершить ошибку, а если совершает таковую, у него есть возможность осознать ее, понять причины данной ошибки и исправить. Положительно дидактические игры влияют и на развитие школьников, им предоставляется возможность работать в группе, решать различные учебные задачи, высказывать свое мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. [10, с. 31]
Следовательно, игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, воображения.
В процессе игры воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, то есть развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи.
Включение дидактических игр в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к русскому языку, способствует более качественному усвоению знаний. [10, с. 32]
1.3. Технология активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках – одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения.
Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одним из важнейших факторов развития их интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для этого большое значение имеет методика преподавания. [14, c. 47]
В настоящее время существует целый ряд способов повышения заинтересованности учащихся в освоении школьных дисциплин. Весьма эффективным, на наш взгляд, является дидактическая игра.
Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:
- обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),
- развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),
- воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),
- мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества). [8, с. 4]
Посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а также внесение в него необходимых изменений, т.е. игра в данном случае выполняет контрольно-коррекционную функцию.
Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра.
В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.
Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным и интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях. [8, с. 5]
Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. [11, с. 37]
Подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников). Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть: занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность.
В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенности дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде. [11, с. 37]
Самое главное – дидактическая задача в дидактической игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между учащимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. [11, с. 38]
Таким образом, включение дидактических игр в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к русскому языку, способствует более качественному усвоению знаний. Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
2.1 Методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках русскому языку
Учебники как В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого ориентированы на развитие лингвистического мышления, повышение речевой культуры, выработку практических умений и навыков в использовании языка как в устной, так и в письменной речи. Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развития выразительности речи, мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования речевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка.
УМК «Школа России» реализует деятельностный подход, проблемный характер изложения содержания. Используются разнообразные формы организации учебной деятельности. УМК обеспечивает сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражено в подборе материала, в структуре учебников. УМК учитывает современные особенности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе. Комплектность УМК обеспечивает единство его установки на формирование личностных и универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Кроме того, к комплектности относится: общий подход к проектной деятельности учащихся; выход за пределы учебников в зону ближайших словарей, справочников, ссылок в Интернет; обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок. Детская самостоятельность формируется через: работу в группах, дифференцированные задания, проекты по каждому предмету. Действия контроля формируются через: отдельную страницу достижений учащихся, самопроверку, работу в парах. [7]
Но, несмотря на это, учебные комплекты не полностью соответствуют задачам ФГОС НОО. Поэтому многие учителя вынуждены подбирать разные методы и способы формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. [7]
Рекомендации по проведению и организации работы по формированию у обучающихся познавательных универсальных учебных действий посредством дидактической игры:
1. При подготовке урока русского языка важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы, развитию воображения и творческой активности на уроке.
2. Дидактические игры не могут просто так быть вклинены в урок. Нужно четко понимать, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.
3. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на традиционных уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка, способы же ее решения являются учебными. В игре и после нее может происходить сдвиг с игровых мотивов на познавательные.
4. Игры и занимательные упражнения создают положительную эмоциональную обстановку, обостряют мыслительные процессы, заставляют детей пристальнее вслушиваться и вглядываться в изучаемые языковые факты, угадывать, сравнивать и вычленять необходимое, искать выход из необычного положения. Таким образом, использование дидактических игр является важным методом стимулирования.
5. Подбор игры учителем.
6. В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях в начальной школе, должны лежать следующие принципы: актуальность дидактического материала; коллективность; соревновательность.
7. На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях в начальной школе дидактическим играм:
1) дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать, какие игры детям нравятся больше, какие меньше;
2) каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ученики должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру;
3) игра - не урок. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое – это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии;
4) эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми;
5) игра – средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах;
6) ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта.
8. Руководство дидактическими играми осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
9. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Дидактическая игра должна в полной мере решать, как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов и лингвистических знаний учащихся.
10. Проведение игры на уроке:
1) познакомить детей с содержанием игры, с материалом, который будет использоваться в игре;
2) объяснить ход и правила игры. При этом учитель должен обратить внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
3) показать игровые действия, в процессе которых учитель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;
4) теперь учителю нужно рассказать о своей роли в игре, как правило, учитель сообщает о том, что он только организатор, он только рассказывает суть игры и помогает разделиться на группы, все остальные действия выполняют учащиеся;
5) подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве игрой, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности. [7]
2.2 Использование методического пособия «Дидактическая игра на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
В настоящее время имеется достаточно большое количество разнопланового материала, но, к сожалению, он не систематизирован и, что самое главное, не всегда адаптирован для восприятия младшими школьниками, поэтому целью дипломного проекта явилась разработка методического пособия «Дидактическая игра на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников».
Нами было создано методическое пособие для студентов педагогических колледжей и учителей начальных классов.
Представленные игры систематизированы и объединены в группы согласно разделам русского языка: фонетические игры, графические игры, лексические игры, грамматические игры, орфографические игры, игры для развития связной речи, логические игры.
Игры, вошедшие в раздел «Фонетические игры» учат детей выделять звуки из слов, давать анализ звуковой и слоговой структуры, различать звуки в близких по звучанию словах (глухие - звонкие, твердые - мягкие), осознавать словесный состав предложения, звуки и слоги как отдельные элементы слова, ударение, интонацию речи.
Второй раздел «Графические игры». Цель графических игр – развивать умение детей переводить звучащую речь в письменную. Начинается это с изучения облика букв, а кончается умением расположить буквы в алфавитном порядке, обозначить звуки буквами, составить слова из букв и слогов.
Игры, включенные в раздел «Лексические игры» будут способствовать развитию языкового чутья, пополнению лексического запаса, развитию понимания обобщенного смысла слов. В игре дети смогут понять, что слова могут быть близкими и противоположными по значению, что в названии слова может быть отражен основной признак предмета (мотивированное значение). Одновременно лексические игры способствуют формированию грамматического строя и развитию речи детей.
Игры четвертого раздела «Грамматические игры» одновременно являются упражнениями на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит параллельно с обогащением их словаря и развитием фонетических навыков. При проведении специальной работы по развитию речи учитель добивается, чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы: падежные формы имен существительных и прилагательных, прилагательные в полной и краткой форме, степени сравнения прилагательных, формы глаголов, наиболее распространенные наречия, предлоги, союзы.
Пятый раздел «Орфографические игры». С помощью данных игр дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.
Шестой раздел «Игры для развития связной речи». Они учат учащихся составлять предложения, связывать их в тексте. В процессе игры дети восстанавливают, редактируют, дополняют, изменяют тексты. Устная связная речь формируется через обучение описания предметов, составление рассказов по различным видам картин.
Основная цель игр седьмого раздела «Логические игры» - способствовать развитию логического мышления учащихся, умению выделять предмет из совокупности подобных, устанавливать связь между предметами реальной действительности, а также включать предмет в разряд однородных.
Таким образом, разработанное нами методическое пособие может успешно применяться на уроках русского языка для развития у младших школьников логического мышления, памяти, связной речи, а также внимания.
Заключение
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание.
Очень важно в начальных классах уделять внимание игровым моментам, для более осознанного восприятия учебной программы, в силу возрастных особенностей учащихся. Для более глубокого, интересного познания материала используются различные формы и приемы, наглядные пособия, которые помогают формировать познавательный интерес к предмету.
Познавательный интерес учащихся – явление многогранное и сложное. Это основа основ учебной деятельности. Интерес всегда осознан, бескорыстен, приоритетен. И поддержание его необходимо для устойчивого внимания учащихся к предмету. Интерес способствует эффективному протеканию интеллектуального, эмоционального, волевого развития младших школьников.
Для повышения учебной мотивации следует применять активные методы обучения. Одним из активных методов обучения является дидактическая игра, которая позволяет активизировать познавательную активность учащихся, максимально вовлечь их в учебный процесс, снизить уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач, повысить уровень обучаемости, эффективность усвоения и актуализации знаний, использовать взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу, вырабатывать навыки работы в коллективе и др.
Дидактическую игру можно применять для достижения следующих дидактических целей - отработка изучаемого материала, эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме, развитие навыков принятия решения.
Применение дидактических игр повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету, если дидактическая игра методически правильно разработана, соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока, используется в сочетании с другими методами и формами, соответствует возрасту и интересам учащихся. Дидактические игры стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение, внимание. В процессе игры у школьников вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию.
Цель была реализована путём решения следующих задач:
- изучено понятие дидактической игры, ее структурных компонентов.
- изучена классификация дидактических игр на уроках русского языка.
- рассмотрена технология активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.
- изучены методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках русского языка.
Разработанное нами методическое пособие может быть использовано студентами педагогических колледжей при подготовке к пробным урокам русского языка, а также учителями начальных классов.
Список использованных источников
1. Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
2. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В. М. Букатов. – М.: Флинт, 2016. – 96 с.
3. Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru.
4. Дидактические игры на уроках русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru.
5. Дидактические игры на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://videouroki.net.
6. Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www.uchitelya.com.
7. Дидактические игры по русскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru., свободный.
8. Калмыкова, Е. В. Игровые технологии обучения в начальной школе [Текст] / Е. В. Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2018. – 60 с.
9. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е. В. Карпова. – М.: Ярославль, 2017. – 476 с.
10. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальной школе [Текст]: Е. В. Карпова // Начальная школа. - 2018. - №5. - С. 27-32.
11. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников [Текст] / О. А. Козлова. – М.: Начальная школа, 2015. - № 11. – С. 37-38.
12. Лисицина, Т. В. Русский язык. 1- 4 классы: активные методы и формы обучения [Текст] / Т. В. Лисицина. – М.: Учитель, 2018. – 145 с.
13. Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №52. — С. 201-204.
14. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. – М.: Знание, 2017. – 47 с.
15. Пахутина, Г. М. Игра как форма организации обучения [Текст] / Г. М. Пахутина. – М.: Арзамас, 2016. – 98 с.
16. Петрановская, Л. Г. Игры на уроках русского языка [Текст] / Л. Г. Петрановская. – М.: МИРОС, 2015. – 144 с.
17. Сорокина, Л. А. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность [Текст]: / Л. А. Сорокина // Образование и наука. – 2018. - № 2. –С. 25-26.
18. Тарабарина, Т. И. И учеба, и игра: русский язык [Текст] / Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. – М.: Академия развития, 2017. – 208 с.
19. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]: / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
20. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2016. – 352 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.