Класс: 7
Тема. Шрифты
Цель урока: формирование умения использовать приёмы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учётом композиционных законов.
Задачи урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к шрифтовым композициям в современном дизайне
2. Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
3. Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна
Тип урока. Урок - сообщение нового материала. Урок – диалог.
Оборудование: альбом, линейка, карандаш, ластик, фломастер, цветной карандаш, презентация по теме урока.
Ход урока
Изучить.
Любая буква или иероглиф прежде
всего изображение. Буква ведёт свою родословную от рисунка. В глубокой
древности всю информацию обозначали рисунками.
Картинное, или рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных
людей – называется пиктограммой.
Потом рисунки превратились в буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.
На смену пиктографическому письму пришло идеографическое. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т.д.
Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причём знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.
Первый алфавит литеро - фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира — греческого, латинского, кириллического и прочих.
Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры.
Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе.
Мы очень часто используем слово “шрифт”. Что это такое? (знать определение)
1. Совокупность букв, цифр, знаков определённого рисунка стиля, служащая техническим средством воспроизведения речи на каком– либо языке.
2. Комплект наборных литер (гарнитура) для типографского набора.
3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр, знаков.
Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединённые одним стилем графического начертания.
Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.
В IX веке распространяется каролингский минускул — шрифт, литеры которого используются и в наше время.
В XI—XII веках развивается готическое письмо.
В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица.
Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия.
С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Ей писались грамоты и официальные документы.
На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы).
Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек.
Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.
К шрифтам предъявляются самые высокие требования - это:
1. Сбалансированность – это такая компоновка, с помощью которой можно достичь приятного для глаза распределения. На зрительное впечатление влияют: размеры, цвет, форма, плотность конкретного элемента.
2. Пропорциональность – соотношение частей и целого.
3. Ритмичность – чередование элементов, которое придаёт композиции чёткость, стройность, особую выразительность, соразмерность.
4. Равновесие – ощущение симметричности.
5. Тон – светлота цвета. Ахроматическая – от белого к чёрному. Хроматическая – цветная.
6. Контрастность – в переводе с французского “противоположность”.
7. Гармоничность – взаимосвязь всех элементов, единство формы и цвета.
8. Целостность – впечатление завершённости, простота элементов.
Буква состоит из структурных элементов – штрихов:
Основными называют штрихи, определяющие основы букв (прямые и кривые, вертикальные и наклонные, тонкие и толстые).
Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы.
Засечками называют дополнительные элементы.
Буква – своеобразная картина. Её графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения или товара, фирмы или организации. Шрифт таит в себе большие изобразительные возможности.
Закрепление материала. Практическая работа
Просмотрели презентацию, выполнили задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.