Дистанционное обучение химии и биологии детей-инвалидов. (Из опыта работы учителя химии и биологии МАОУ СОШ № 7 имени Г.К.Жукова Анищенко Н.В.)
В ЦДО МАОУ СОШ № 7 имени Г.К.Жукова я работаю 4,5 года. С обучающимися мы общаемся через Скайп по программе дистанционного обучения, которая построена на основе примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС.
Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения.
Каждый ребенок уникален и не обделен возможностью получать достойное образование, а имеет даже ряд преимуществ по сравнению с обучением в классе. Современные компьютерные технологии способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения; они могут не только обеспечить активное вовлечение обучающихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличивается степень вовлечения обучающихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в дистанционном обучении программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной темы. Учитель всегда готов сделать перерыв или паузу в занятии: для одних детей достаточно 2-3 минут, но ученик может взять и 20-минутный перерыв, а потом продолжить занятие.
Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске задание для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой. Поэтому уменьшение количества часов по любому предмету не влияет на то, что какие-то темы будут пройдены на недостаточном уровне. При дистанционном обучении учитель «ведет за руку» каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет: прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. Отсюда возникает парадокс: традиционный урок при классно-урочной системе наиболее дистанцирует учителя от учеников, чем дистанционный урок через skype в Интернете.
Благодаря компьютерным технологиям ученик, кроме уроков, проводимых учителями нашей школы согласно расписанию, может принять участие в самых различных мероприятиях дистанционно: в лабораторном эксперименте, конкурсах, олимпиадах, не покидая своей квартиры. Таким образом, дистанционные образовательные технологии позволяют ребенку с ограниченными возможностями здоровья быть активным участником жизни общества, расширяют границы социальных возможностей.
Важно правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно ребенку. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной саму преподаваемую дисциплину, использовать занимательность, необычное начало урока, включать в урок музыкальные фрагменты, шутки.
Систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов. Какие формы уроков мы используем? Для повышения не только качества знаний обучающегося по предмету, но и с целью активизации мыслительных процессов и мотивации к обучению на уроках применяются лабораторные опыты, эксперименты, видео и изображения, которые легко и быстро можно переключать на экране и тут же обсуждать, анализировать и делать выводы. Ко многим урокам используем готовые презентации, составляем презентации сами, чтобы вся необходимая наглядность была в нужном порядке и без потери времени. Много интересных тестов, видео-объяснений самых трудных тем есть в электронных учебниках. (Демонстрация, как пользуемся электронным учебником по органической химии с Игнатенко К.). И даже опрос можно провести не просто с помощью текстовых тестов, но и более интересно. (Фрагмент опроса по теме «Строение клетки» с Мерабян Вероникой).
В связи с многогранностью и большим количеством информации и невозможностью показать правильность выполнения задания очно, применяется программа Paint для совместного написания наиболее сложных формул, уравнений, задач. (Фрагмент урока с Игнатенко Кристиной «Номенклатура алканов»)
Кроме занятий регулярно проводятся физминутки и разминки для глаз, рук, шеи и т.д.. разминка проходит в форме игры и является незаменимой альтернативой учебной деятельности, позволяет переключить внимание и не загружать обучающегося. С этой целью применяются и включенные в занятия игры, игровые элементы, задания по развитию воображения, использование небольших виртуальных экскурсий.
Я убеждена, что дистанционные образовательные технологии не уступают обычному школьному обучению и, напротив, имеет ряд преимуществ, особенно при обучении детей-инвалидов. Потому как:
– учебный материал доступен ребенку в любое время;
– дистанционный урок строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;
– программы дистанционного обучения соответствуют самым высоким требованиям, предъявляемым к современному образованию;
– наряду с усвоением общеобразовательной программы, дети становятся уверенными пользователями ПК; они могут сами находить в сети Интернет интересующую их информацию и работать с ней;
– работа в дистанционной школе позволяет компенсировать социальную изолированность детей с ограниченными возможностями здоровья от общества, реализовать их образовательный потенциал и получить качественное образование.
Результатом работы является успешное освоение школьной программы, качество знаний 100%, победы на различных Всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах. Итоги первого полугодия этого учебного года:
Компаниец Александра (9 класс): Международная олимпиада проекта compedu.ru «Химия 9 класс». Диплом за 1 место
Международная олимпиада «Инфоурок» осенний сезон 2019 по биологии. Диплом за 1 место
Международная олимпиада проекта compedu.ru «Биология 9 класс». Диплом за 1 место
Мерабян Вероника (9 класс): Международная олимпиада «Инфоурок» осенний сезон 2019 по биологии. Диплом за 1 место
В прошлом учебном году Компаниец Александра стала победителем в пяти Международных олимпиадах и викторинах по химии и биологии, Игнатенко Кристина заняла 1 место в Международном дистанционном конкурсе «Эрудит».
Работая в ЦДО, я постоянно изучаю новые формы работы с детьми-инвалидами, знакомлюсь с опытом работы других педагогов, повышаю квалификацию на курсах повышения квалификации, прохожу дистанционные тестирования («Современные подходы к проектированию учебного занятия в системе ДО», «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования по ФГОС»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.