Планирование работы педагога-психолога по сопровождению реализации ФГОС
Цель психологической службы – проектирование эффективной модели работы по психологическому сопровождению перехода на новые стандарты образования.
Задачи:
- определение целей, средств, рисков, ожидаемых результатов обучения по ФГОС, а также проблем и ресурсов участников учебного процесса;
- перспективное планирование совместных с другими участниками образовательного процесса мероприятий по созданию условий для реализации ФГОС;
- консультирование, направленное на просвещение администрации, учителей и родителей, разъяснение психологических аспектов новых требований ФГОС и психологически особенностей детей разного возраста;
- мониторинг психологического развития обучающихся, а так же УУД.
План работы психолога по сопровождению реализации ФГОС
Мероприятия |
Сроки |
Планируемый результат |
Ответственные |
1. Подготовительный этап (IV четверть) |
|||
Администрация |
|||
1. Анкетирование администрации (приложение 1) |
Апрель |
Выявление проблем и ресурсов |
Психолог |
2. Вступление с результатами анкетирования на педсовете или планерке |
Май |
Предварительные результаты |
Психолог, администрация |
3. Составление ориентировочного плана работы психолога с администрацией на следующий учебный год с учетом выявленных проблем |
Май-июнь |
План мероприятий на следующий год |
Психолог, администрация |
4. Просветительская работа по ФГОС (стенд, семинар, педсовет и т.д.) |
Май-июнь |
Разъяснение основных понятий по ФГОС |
Психолог, администрация |
5. Определение обязанностей психолога сопровождения реализации ФГОС |
Май-июнь |
Разграничение полномочий. Разработка новой должностной инструкции |
Психолог, администрация |
Педагоги |
|||
1. Проведение анкетирования педагогов (приложение 2). |
Апрель |
Выявление проблем и ресурсов |
Психолог |
2. Вступление с результатами анкетирования на педсовете или планерке |
Май |
Предварительные результаты |
Психолог, администрация |
3. Составление ориентировочного плана работы психолога с педагогами на следующий учебный год с учетом выявленных проблем |
Май-июнь |
План мероприятий на следующий год |
Психолог, администрация |
4. Просветительская работа по ФГОС (стенд, семинар, педсовет и т.д.) |
Май-июнь |
Разъяснение основных понятий по ФГОС |
Психолог, администрация |
Родители |
|||
1. Проведение анкетирования родителей (приложение 3). |
Апрель |
Выявление проблем и ресурсов |
Психолог |
2. Вступление с результатами анкетирования на педсовете или планерке |
Май |
Предварительные результаты |
Психолог, администрация |
3. Составление ориентировочного плана работы психолога с родителями на следующий учебный год с учетом выявленных проблем |
Май-июнь |
План мероприятий на следующий год |
Психолог, администрация |
4. Просветительская работа по ФГОС (стенд, семинар, педсовет и т.д.) |
Май-июнь |
Разъяснение основных понятий по ФГОС |
Психолог, администрация |
Психолог |
|||
1. Организация единого информационного пространства для психолога (база данных, форум) |
Апрель-май |
Получение информации, общение |
Методический центр, психологи |
2. Анализ литературы по ФГОС, знакомство с методами диагностики развития УУД, составление плана работы по ФГОС на следующий год |
Май-июнь |
Получение информации, необходимой для работы |
Психолог, администрация |
2. Адаптационный (диагностический) этап (I четверть нового учебного года) |
|||
Администрация |
|||
1. Подготовка словаря психологических терминов ФГОС, семинар, педсовет по разъяснению психологических терминов |
Август |
Психологический ликбез |
Психолог |
2. Разработка критериев оценки успешности перехода учителей от знаниевого к деятельностному подходу в обучении |
Август |
Разъяснение разницы в подходах |
Психолог, администрация, педагоги |
3. Создание «Журнала самодиагностики для учителей», отражающего критерии оценки успешности их работы (приложение 4) |
Август |
Конкретизация требований администрации и в работе учителя |
Психолог, администрация, педагоги |
Педагоги |
|||
1. Подготовка словаря психологических терминов ФГОС, семинар, педсовет по разъяснению психологических терминов |
Август |
Психологический ликбез |
Психолог |
2. Разработка критериев оценки успешности перехода учителей от знаниевого к деятельностному подходу в обучении |
Август |
Разъяснение разницы в подходах |
Психолог, администрация, педагоги |
3. Создание «Журнала самодиагностики для учителей», отражающего критерии оценки успешности их работы (приложение 4) |
Август |
Конкретизация требований администрации и в работе учителя |
Психолог, администрация, педагоги |
4. Помощь педагогам в разработке некоторых уроков с учетом требований ФГОС |
Сентябрь-октябрь |
Консультирование учителей |
Психолог, педагоги |
5. Знакомство учителей с их психологическими особенностями (сильные и слабые стороны, что мешает и помогает в работе) |
Сентябрь-октябрь |
Диагностика, консультации, беседы |
Психолог, педагоги |
Родители |
|||
1. Ознакомление родителей с результатами предварительного опроса по анкетам, планом работы психолога с детьми на текущий учебный год |
Сентябрь-октябрь |
Родительское собрание по теме ФГОС |
Психолог, администрация, педагоги, классные руководители |
2. Подготовка материалов для родителей об особенностях возраста, психического развития и основных проблемах в обучении и воспитании |
В течение уч. года |
Пополнение информации через информационный стенд, школьный сайт |
Психолог, администрация, педагоги, классные руководители |
3. Организация встреч с родителями по возникающим вопросам (индивидуально или в группах), родительские собрания |
В течение уч. года |
Консультирование родителей |
Психолог, администрация |
Психолог |
|||
1. Организация семинаров, тренингов для психологов, работающих по ФГОС, для обмена опытом, снятия тревожности и профилактики выгорания |
В течение уч. года |
Обмен опытом, профессиональная и психологическая поддержка |
Методический центр, психологи |
2. Организация мероприятий по корректировке совместных действий психологов по ФГОС, согласование единого направления в психологической работе |
В течение уч. года |
Информированность психологов о происходящем в других школах |
Методический центр, психологи |
Обучающиеся |
|||
1. Предварительная диагностика обучающихся по направлениям: личностная, познавательная, регулятивная, коммуникативная сферы |
Сентябрь-октябрь |
Сбор информации об уровне развития обучающихся на начало года |
Психолог |
2. Составление плана коррекционно-развивающей работы по итогам предварительной диагностики для индивидуальных и групповых занятий с обучающимися |
Октябрь |
Выявление основных проблем обучающихся |
Психолог |
3. Содержательный (коррекционный) этап (II-III четверть) |
|||
Администрация |
|||
Консультирование администрации по текущим проблемам и другим вопросам, связанным с ФГОС, с целью корректирования совместных планов работы и решения организационных вопросов |
В течение уч. года |
Осведомленность администрации о текущих проблемах |
Психолог, администрация |
Педагоги |
|||
1. Консультирование педагогов по текущим проблемам и другим вопросам, связанным с ФГОС |
Ноябрь-март |
Решение текущих проблем |
Психолог, педагоги |
2. Помощь педагогам в разработке уроков по требованиям ФГОС, фиксация уроков на фото, видео, составление рекомендаций для педагогов по развитию УУД |
Ноябрь-март |
Обучение педагогов на практике деятельностному подходу |
Психолог, педагоги |
Родители |
|||
1. Проведение индивидуальной и групповой работы с родителями: консультации, диагностика, тематические тренинги |
Ноябрь-март |
Психологический ликбез, снятие родительской тревожности |
Психолог, администрация, родители |
2. Размещение на информационном стенде, сайте школы психологической информации для родителей, примеров развивающих упражнений для занятий дома |
В течение уч. года |
Повышение психологической компетентности родителей |
Психолог, педагоги, классные руководители |
Психолог |
|||
1. Организация семинаров для психологов по обмену опытом, снятия тревожности и профилактики выгорания |
В течение уч. года |
Обмен опытом, профессиональная и психологическая поддержка |
Методический центр, психологи |
2. Пополнение единого информационного пространства для психологов (база данных, форум), в котором психологи могут обмениваться методиками диагностики, планами развивающих занятий, ссылками на литературу и другие сайты |
В течение уч. года |
Обмен опытом, профессиональная и психологическая поддержка |
Методический центр, психологи |
Обучающиеся |
|||
1. Выявление путем наблюдения и консультаций с родителями и педагогами индивидуальных особенностей обучающихся, проблем в обучении и адаптации; сопоставление с результатами предварительной диагностики |
Ноябрь-март |
Подтверждение или опровержение результатов предварительной диагностики, корректировка планов |
Психолог |
2. Развивающие занятия с обучающимися (индивидуально и в группе), направленные на развитие УУД: личностная, познавательная, регулятивная, коммуникативная сфера |
Ноябрь-март |
Развитие УУД обучающихся |
Психолог |
4. Итоговый (рефлексивный) этап (IV четверть) |
|||
Администрация |
|||
1. Проведение контрольного (повторного) анкетирования администрации с целью сравнения с данными первого исследования |
Апрель |
Получение информации об изменении отношения, ситуации |
Психолог, администрация |
2. Ознакомление администрации с результатами анкетирования |
Апрель-май |
Анализ динамики процессов |
Психолог, администрация |
3. Корректировка плана работы с администрацией исходя их полученных при повторном исследовании данных |
Май |
Составление плана работы на следующий учебный год |
Психолог |
Педагоги |
|||
1. Проведение контрольного (повторного) анкетирования педагогов с целью сравнения с данными первого исследования |
Апрель |
Получение информации об изменении отношения, ситуации |
Психолог, администрация, педагоги |
2. Ознакомление администрации и педагогов с результатами анкетирования |
Апрель-май |
Анализ динамики процессов |
Психолог, администрация, педагоги |
3. Корректировка плана работы с педагогами исходя их полученных при повторном исследовании данных |
Май |
Составление плана работы на следующий учебный год |
Психолог |
Родители |
|||
1. Разработка психологом анкеты для родителей с целью изучения удовлетворенности учебным процессом |
Апрель |
Создание анкеты-опросника оптимальной для учреждения |
Психолог |
2. Проведение анкетирования родителей и ознакомление их с полученными результатами на родительском собрании |
Апрель-май |
Осведомленность всех участников учебного процесса с мнением родителей |
Психолог, администрация, педагоги, классные руководители |
3. Корректировка плана работы с родителями исходя их полученных при повторном исследовании данных |
Май |
Составление плана работы на следующий учебный год |
Психолог |
Психолог |
|||
Организация семинаров для психологов по обмену опытом, для ознакомления с предварительными итогами работы а год: ошибки, достижения, проблемы, корректировка планов и т.д. |
Апрель-май |
Обсуждение результатов работы, обмен опытом, корректировка планов на следующий учебный год |
Методический центр, психологи |
Обучающиеся |
|||
1. Контрольная диагностика обучающихся по направлениям: личностная, познавательная, регулятивная, коммуникативная сфера |
Апрель |
Выявление динамики процессов |
Психолог |
2. Корректировка (при необходимости) набора психодиагностических и развивающих методик в зависимости от полученного на повторной диагностике результата |
Май |
Корректировка методов исследования и развития |
Психолог |
3. Корректировка плана работы с обучающимися исходя из полученных при диагностике данных |
Май |
Составление плана работы на следующий учебный год |
Психолог |
Приложение 1
Анкета для администрации
«Осведомленность в ФГОС: запросы и ожидания»
Ответьте на вопросы по 10-бальной шкале (обведите цифру), где: минимальное значение – 1 балл, максимальное – 10 баллов.
1. Какова Ваша осведомленность об основных направлениях работы в соответствии с ФГОС?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Насколько Вам ясны понятия, употребляемые в текстах ФГОС?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Насколько Вам понятны Ваши новые функции, роль, обязанности, ответственность, полномочия с внедрением ФГОС?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Выберете один, два или три варианта ответов на вопрос (рядом поставьте галочку) или допишите свой вариант.
4. Какие из перечисленных трудностей при внедрении ФГОС беспокоят Вас больше остальных?
ÿ Нет окончательного понимания сути изменения моей работы при введении ФГОС – непонятен процесс
ÿ Нет понимания того, к чему нужно стремиться в работе по новым Стандартам – непонятен результат
ÿ Нет возможностей и обеспеченности средствами для реализации работы по ФГОС отсутствуют условия
ÿ Нет обеспечения информацией и обмена опытом для реализации работы по ФГОС – отсутствует информация
ÿ Нет уверенности в собственных силах, знаниях и умениях для работы по ФГОС отсутствие внутренних ресурсов
Другое ____________________________________________________________________
5. Какие перспективы от внедрения ФГОС вы видите для себя?
ÿ Возможность изменить ситуацию в образовании к лучшему
ÿ Возможность проявить свои неиспользуемые таланты, новые подходы, инновации
ÿ Возможность научиться чему-то новому в профессии
ÿ Возможность доказать себе, что могу добиться успеха в любых условиях
ÿ Никаких перспектив не вижу
Другое ____________________________________________________________________
6. В чем (в какой помощи) Вы нуждаетесь при переходе к работе по ФГОС?
ÿ Ознакомление с литературой по ФГОС
ÿ Общение с коллегами, в том числе из других школ
ÿ Методическая помощь от вышестоящих организаций
ÿ Посещение курсов, семинаров по обмену опытом, повышение квалификации
7. Какое слово (словосочетание, ситуация, поговорка и т.д.) является для Вас ассоциацией ФГОС, что первое приходит на ум?
ФГОС – ______________________________________________________________________
8. В ком (в чем) Вы видите источник помощи в процессе реализации новых Стандартов?
Проранжируйте предложенные субъекты (1 – самый действенный источник… 6 – самый бесполезный источник), ранги поставьте слева от варианта. Справа на пустой строке укажите, в чем конкретно (в виде чего) может выражаться помощь от каждого из субъектов.
ÿ КРИРОиПК _____________________________________________________________
ÿ Управление образования __________________________________________________
ÿ Методический центр _____________________________________________________
ÿ Администрация школы ___________________________________________________
ÿ Коллеги, в т.ч. из других школ _____________________________________________
ÿ Психолог _______________________________________________________________
ÿ Родители _______________________________________________________________
9. Применяете ли Вы в работе с детьми принципы деятельностного подхода, требуемого по новым Стандартам? Поясните свой ответ.
ÿ Да, применяю ___________________________________________________________
ÿ Нет, не применяю ________________________________________________________
Приведите примеры деятельностного подхода в своей работе _________________________
_____________________________________________________________________________
Укажите, что не позволяет Вам применять _________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приложение 2
Анкета для учителя "Готовность к введению ФГОС”
Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации ФГОС. Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ.
1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся? Подчеркните.
а) затрудняюсь ответить; б) да; в) нет;
2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении? Подчеркните.
а) затрудняюсь ответить; б) да; в) нет;
3. Как вы считаете, произойдут положительные изменения в образовательных учреждениях с введением ФГОС? Подчеркните.
а) затрудняюсь ответить; б) да; в) нет;
4. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС? Подчеркните.
-наличие РУП;
-владение учителем ИТ;
-наличие документов по ФГОС;
-прохождение курсов;
-наличие КК;
- наличие учителем опыта работы в начальной школе;
или другое_____________________________________________________________
5. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС? Подчеркните.
а) затрудняюсь ответить; б) да; в) нет;
6. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете в настоящее время?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить в настоящее время и от кого? Подчеркните.
а) от завуча начальной школы б) от коллег в) от методиста г) затрудняюсь ответить.
8. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?
а) затрудняюсь ответить; б) да; в) нет;
9. Важным требованием к обеспечению условий введения ФГОС является создание информационной среды в вашем кабинете. Что из перечисленного оборудования имеется в вашем кабинете? Подчеркните.
Ноутбук (компьютер), телевизор, переносный экран, видео и DYD-плейер, мультимедийный проектор, копировальная или другая множительная техника, Интернет в кабинете, готовые электронные презентации (по чтению, математике, русскому языку, окружающему миру, технологии, музыке, физкультуре, ИЗО)
10. Наличие условий для организации внеурочной деятельности. Подчеркните.
а) затрудняюсь ответить; б) да; в) нет;
Диагностическая карта “Критерии готовности педагога к введению ФГОС”.
Уважаемые педагоги, просим вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком «+» те критерии готовности к введению ФГОС, которые вам соответствуют.
Критерий |
Самооценка педагога |
Оценка эксперта |
Когнитивный аспект |
||
Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе |
|
|
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС: |
||
•Национальная инициатива “Наша новая школа”, утв. Президентом РФ от 04.02.2010 № Пр-271; |
|
|
•ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” |
|
|
Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании |
|
|
Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС |
|
|
Мотивационный аспект |
||
Понимание значения ФГОС для современного образования |
|
|
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС |
|
|
Заинтересованное участие в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС |
|
|
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем |
|
|
Настойчивость в преодолении затруднений |
|
|
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя |
|
|
Личностный аспект |
||
Умение выстраивать субъект-субъектные отношения |
|
|
Демократический стиль общения с обучающимися |
|
|
Индивидуальный подход к обучающимся |
|
|
Толерантность |
|
|
Технологический аспект |
||
Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем: |
||
•элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера; |
|
|
•элементов развивающего характера; |
|
|
•проблемы (противоречий); |
|
|
•возможности организовать учебное исследование; |
|
|
•вариативности |
|
|
Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности: |
||
•целеполагания; |
|
|
•контроля и оценки; |
|
|
•учебного интереса; |
|
|
•содержательной рефлексии |
|
|
Умение организовать учебное исследование |
|
|
Умение организовать проектную деятельность обучающихся |
|
|
Умение предоставлять самостоятельность обучающимся |
|
|
Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная) |
|
|
Умение работать с ошибками учеников |
|
|
Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.) |
|
|
Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог) |
|
|
Приложение 3
Анкета для родителей будущих первоклассников
Ответьте на вопросы: в пунктах 1,2 – поставьте галочку рядом с выбранным вариантом ответа, в пунктах 3,4 – выберете один-два варианта (поставьте галочку) или допишите свой.
1. Известно ли Вам, что Ваш ребенок с этого года будет обучаться по новым Стандартам образования?
ÿ Да
ÿ Нет
2. Знаете ли вы, как расшифровывается аббревиатура ФГОС?
ÿ Да, это _________________________________________________________________
ÿ Нет
3. Каковы Ваши ожидания от внедрения новых Стандартов образования?
ÿ Моему ребенку станет легче учиться
ÿ Это позволит моему ребенку полностью раскрыть свои способности
ÿ Учиться станет интересней
ÿ Это потребует от семьи больших затрат времени, сил и дополнительной помощи ребенку
ÿ Это станет лишней обузой для моего ребенка
ÿ Это в очередной раз ник чему хорошему не приведет – все останется по-прежнему
Другое ____________________________________________________________________
4. Готовы ли Вы участвовать в процессе обучения Вашего ребенка в школе в любой удобной для Вас форме?
ÿ Нет, потому что вопросы обучения моего ребенка в школе по любой программе не должны меня касаться
ÿ Нет, потому что я не знаю, что от меня потребуется при внедрении Стандартов, чем я могу помочь в учебе своему ребенку
ÿ Да, потому что мне интересны успехи моего ребенка в обучении по новым стандартам
ÿ Да, я собираюсь принимать участие в школьных мероприятиях, оказывать ребенку активную помощь в обучении по ФГОС
Другое ____________________________________________________________________
Приложение 4
Анкета для педагогов «Анализ проведенного урока с точки зрения развития УУД»
Рассмотрите пример таблицы для анализа проводимых уроков и ответьте на вопросы.
1. Может ли педагог найти время (во время урока, на перемене, на свободном уроке, после уроков и т.д.) для заполнения аналитической таблицы?
ÿ Да
ÿ Не знаю
ÿ Нет
2. Сколько времени потребуется, чтобы заполнить одну строку (записать тему урока, поставить галочки в графах)?
ÿ 1 – 5 мин.
ÿ 10 – 15 мин.
ÿ 30 – 40 мин.
ÿ Больше 1 часа
3. Позволит ли эта форма Вам проанализировать урок и зафиксировать свою работу по формированию УУД обучающихся с позиции требований ФГОС?
ÿ Да
ÿ Не знаю
ÿ Нет
Универсальные учебные действия
Дата |
Тема урока |
Личностные |
|||
Формирование внутренней позиции школьника |
Ориентация на моральные нормы |
Развитие мотивации учебной деятельности |
Самостоятельное развитие школьника |
||
|
|
|
|
|
|
Дата |
Тема урока |
Познавательные |
|||
Исследовательская деятельность |
Использование логики в задании |
Использование воображения в задании |
Постановка проблемы через задавание вопросов |
||
|
|
|
|
|
|
Дата |
Тема урока |
Регулятивные |
||
Планирование учеником действий исходя из цели урока, задания |
Контроль ученика за своими действиями и их оценка |
Коррекция своих действий учеником в случае их несоответствия цели задания |
||
|
|
|
|
|
Дата |
Тема урока |
Коммуникативные |
|||
Сотрудничество учителя и ученика в ходе урока |
Высказывание учеником своей точки зрения и ее аргументация |
Сотрудничество между учениками в поиске решения задачи |
Навыки принятия учениками компромиссного решения |
||
|
|
|
|
|
|
4. Если эта форма категорически не подходит, на обратной стороне листа предложите свой вариант, который будет удобнее в работе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.