Для психолога

  • docx
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4.docx

Планирование работы педагога-психолога по сопровождению реализации ФГОС

 

Цель психологической службы – проектирование эффективной модели работы по психологическому сопровождению перехода на новые стандарты образования.

Задачи:

- определение целей, средств, рисков, ожидаемых результатов обучения по ФГОС, а также проблем и ресурсов участников учебного процесса;

- перспективное планирование совместных с другими участниками образовательного процесса мероприятий по созданию условий для реализации ФГОС;

- консультирование, направленное на просвещение администрации, учителей и родителей, разъяснение психологических аспектов новых требований ФГОС и психологически особенностей детей разного возраста;

- мониторинг психологического развития обучающихся, а так же УУД.

 

План работы психолога по сопровождению реализации ФГОС

 

Мероприятия

Сроки

Планируемый результат

Ответственные

1.      Подготовительный этап (IV четверть)

Администрация

1. Анкетирование администрации (приложение 1)

Апрель

Выявление проблем и ресурсов

Психолог

2. Вступление с результатами анкетирования на педсовете или планерке

Май

Предварительные результаты

Психолог, администрация

3. Составление ориентировочного плана работы психолога с администрацией на следующий учебный год с учетом выявленных проблем

Май-июнь

План мероприятий на следующий год

Психолог, администрация

4. Просветительская работа по ФГОС (стенд, семинар, педсовет и т.д.)

Май-июнь

Разъяснение основных понятий по ФГОС

Психолог, администрация

5. Определение обязанностей психолога сопровождения реализации ФГОС

Май-июнь

Разграничение полномочий. Разработка новой должностной инструкции

Психолог, администрация

Педагоги

1. Проведение анкетирования педагогов (приложение 2).

Апрель

Выявление проблем и ресурсов

Психолог

2. Вступление с результатами анкетирования на педсовете или планерке

Май

Предварительные результаты

Психолог, администрация

3. Составление ориентировочного плана работы психолога с педагогами на следующий учебный год с учетом выявленных проблем

Май-июнь

План мероприятий на следующий год

Психолог, администрация

4. Просветительская работа по ФГОС (стенд, семинар, педсовет и т.д.)

Май-июнь

Разъяснение основных понятий по ФГОС

Психолог, администрация

Родители

1. Проведение анкетирования родителей (приложение 3).

Апрель

Выявление проблем и ресурсов

Психолог

2. Вступление с результатами анкетирования на педсовете или планерке

Май

Предварительные результаты

Психолог, администрация

3. Составление ориентировочного плана работы психолога с родителями на следующий учебный год с учетом выявленных проблем

Май-июнь

План мероприятий на следующий год

Психолог, администрация

4. Просветительская работа по ФГОС (стенд, семинар, педсовет и т.д.)

Май-июнь

Разъяснение основных понятий по ФГОС

Психолог, администрация

Психолог

1. Организация единого информационного пространства для психолога (база данных, форум)

Апрель-май

Получение информации, общение

Методический центр, психологи

2. Анализ литературы по ФГОС, знакомство с методами диагностики развития УУД, составление плана работы по ФГОС на следующий год

Май-июнь

Получение информации, необходимой для работы

Психолог, администрация

2.      Адаптационный (диагностический) этап (I четверть нового учебного года)

Администрация

1. Подготовка словаря психологических терминов ФГОС, семинар, педсовет по разъяснению психологических терминов

Август

Психологический ликбез

Психолог

2. Разработка критериев оценки успешности перехода учителей от знаниевого к деятельностному подходу в обучении

Август

Разъяснение разницы в подходах

Психолог, администрация, педагоги

3. Создание «Журнала самодиагностики для учителей», отражающего критерии оценки успешности их работы (приложение 4)

Август

Конкретизация требований администрации и в работе учителя

Психолог, администрация, педагоги

Педагоги

1. Подготовка словаря психологических терминов ФГОС, семинар, педсовет по разъяснению психологических терминов

Август

Психологический ликбез

Психолог

2. Разработка критериев оценки успешности перехода учителей от знаниевого к деятельностному подходу в обучении

Август

Разъяснение разницы в подходах

Психолог, администрация, педагоги

3. Создание «Журнала самодиагностики для учителей», отражающего критерии оценки успешности их работы (приложение 4)

Август

Конкретизация требований администрации и в работе учителя

Психолог, администрация, педагоги

4. Помощь педагогам в разработке некоторых уроков с учетом требований ФГОС

Сентябрь-октябрь

Консультирование учителей

Психолог, педагоги

5. Знакомство учителей с их психологическими особенностями (сильные и слабые стороны, что мешает и помогает в работе)

Сентябрь-октябрь

Диагностика, консультации, беседы

Психолог, педагоги

Родители

1. Ознакомление родителей с результатами предварительного опроса по анкетам, планом работы психолога с детьми на текущий учебный год

Сентябрь-октябрь

Родительское собрание по теме ФГОС

Психолог, администрация, педагоги, классные руководители

2. Подготовка материалов для родителей об особенностях возраста, психического развития и основных проблемах в обучении и воспитании

В течение уч. года

Пополнение информации через информационный стенд, школьный сайт

Психолог, администрация, педагоги, классные руководители

3. Организация встреч с родителями по возникающим вопросам (индивидуально или в группах), родительские собрания

В течение уч. года

Консультирование родителей

Психолог, администрация

Психолог

1. Организация семинаров, тренингов для психологов, работающих по ФГОС, для обмена опытом, снятия тревожности и профилактики выгорания

В течение уч. года

Обмен опытом, профессиональная и психологическая поддержка

Методический центр, психологи

2. Организация мероприятий по корректировке совместных действий психологов по ФГОС, согласование единого направления в психологической работе

В течение уч. года

Информированность психологов о происходящем в других школах

Методический центр, психологи

Обучающиеся

1. Предварительная диагностика обучающихся по направлениям: личностная, познавательная, регулятивная, коммуникативная сферы

Сентябрь-октябрь

Сбор информации об уровне развития обучающихся на начало года

Психолог

2. Составление плана коррекционно-развивающей работы по итогам предварительной диагностики для индивидуальных и групповых занятий с обучающимися

Октябрь

Выявление основных проблем обучающихся

Психолог

3.      Содержательный (коррекционный) этап (II-III четверть)

Администрация

Консультирование администрации по текущим проблемам и другим вопросам, связанным с ФГОС, с целью корректирования совместных планов работы и решения организационных вопросов

В течение уч. года

Осведомленность администрации о текущих проблемах

Психолог, администрация

Педагоги

1. Консультирование педагогов по текущим проблемам и другим вопросам, связанным с ФГОС

Ноябрь-март

Решение текущих проблем

Психолог, педагоги

2. Помощь педагогам в разработке уроков по требованиям ФГОС, фиксация уроков на фото, видео, составление рекомендаций для педагогов по развитию УУД

Ноябрь-март

Обучение педагогов на практике деятельностному подходу

Психолог, педагоги

Родители

1. Проведение индивидуальной и групповой работы с родителями: консультации, диагностика, тематические тренинги

Ноябрь-март

Психологический ликбез, снятие родительской тревожности

Психолог, администрация, родители

2. Размещение на информационном стенде, сайте школы психологической информации для родителей, примеров развивающих упражнений для занятий дома

В течение уч. года

Повышение психологической компетентности родителей

Психолог, педагоги, классные руководители

Психолог

1. Организация семинаров для психологов по обмену опытом, снятия тревожности и профилактики выгорания

В течение уч. года

Обмен опытом, профессиональная и психологическая поддержка

Методический центр, психологи

2. Пополнение единого информационного пространства для психологов (база данных, форум), в котором психологи могут обмениваться методиками диагностики, планами развивающих занятий, ссылками на литературу и другие сайты

В течение уч. года

Обмен опытом, профессиональная и психологическая поддержка

Методический центр, психологи

Обучающиеся

1. Выявление путем наблюдения и консультаций с родителями и педагогами индивидуальных особенностей обучающихся, проблем в обучении и адаптации; сопоставление с результатами предварительной диагностики

Ноябрь-март

Подтверждение или опровержение результатов предварительной диагностики, корректировка планов

Психолог

2. Развивающие занятия с обучающимися (индивидуально и в группе), направленные на развитие УУД: личностная, познавательная, регулятивная, коммуникативная сфера

Ноябрь-март

Развитие УУД обучающихся

Психолог

4.      Итоговый (рефлексивный) этап (IV четверть)

Администрация

1. Проведение контрольного (повторного) анкетирования администрации с целью сравнения с данными первого исследования

Апрель

Получение информации об изменении отношения, ситуации

Психолог, администрация

2. Ознакомление администрации с результатами анкетирования

Апрель-май

Анализ динамики процессов

Психолог, администрация

3. Корректировка плана работы с администрацией исходя их полученных при повторном исследовании данных

Май

Составление плана работы на следующий учебный год

Психолог

Педагоги

1. Проведение контрольного (повторного) анкетирования педагогов с целью сравнения с данными первого исследования

Апрель

Получение информации об изменении отношения, ситуации

Психолог, администрация, педагоги

2. Ознакомление администрации и педагогов с результатами анкетирования

Апрель-май

Анализ динамики процессов

Психолог, администрация, педагоги

3. Корректировка плана работы с педагогами исходя их полученных при повторном исследовании данных

Май

Составление плана работы на следующий учебный год

Психолог

Родители

1. Разработка психологом анкеты для родителей с целью изучения удовлетворенности учебным процессом

Апрель

Создание анкеты-опросника оптимальной для учреждения

Психолог

2. Проведение анкетирования родителей и ознакомление их с полученными результатами на родительском собрании

Апрель-май

Осведомленность всех участников учебного процесса с мнением родителей

Психолог, администрация, педагоги, классные руководители

3. Корректировка плана работы с родителями исходя их полученных при повторном исследовании данных

Май

Составление плана работы на следующий учебный год

Психолог

Психолог

Организация семинаров для психологов по обмену опытом, для ознакомления с предварительными итогами работы а год: ошибки, достижения, проблемы, корректировка планов и т.д.

Апрель-май

Обсуждение результатов работы, обмен опытом, корректировка планов на следующий учебный год

Методический центр, психологи

Обучающиеся

1. Контрольная диагностика обучающихся по направлениям: личностная, познавательная, регулятивная, коммуникативная сфера

Апрель

Выявление динамики процессов

Психолог

2. Корректировка (при необходимости) набора психодиагностических и развивающих методик в зависимости от полученного на повторной диагностике результата

Май

Корректировка методов исследования и развития

Психолог

3. Корректировка плана работы с обучающимися исходя из полученных при диагностике данных

Май

Составление плана работы на следующий учебный год

Психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Анкета для администрации

«Осведомленность в ФГОС: запросы и ожидания»

 

Ответьте на вопросы по 10-бальной шкале (обведите цифру), где: минимальное значение – 1 балл, максимальное – 10 баллов.

 

1.                  Какова Ваша осведомленность об основных направлениях работы в соответствии с ФГОС?

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

2.                  Насколько Вам ясны понятия, употребляемые в текстах ФГОС?

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

3.                  Насколько Вам понятны Ваши новые функции, роль, обязанности, ответственность, полномочия с внедрением ФГОС?

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

Выберете один, два или три варианта ответов на вопрос (рядом поставьте галочку) или допишите свой вариант.

 

4.                  Какие из перечисленных трудностей при внедрении ФГОС беспокоят Вас больше остальных?

ÿ       Нет окончательного понимания сути изменения моей работы при введении ФГОС – непонятен процесс

ÿ       Нет понимания того, к чему нужно стремиться в работе по новым Стандартам – непонятен результат

ÿ       Нет возможностей и обеспеченности средствами для реализации работы по ФГОС  отсутствуют условия

ÿ       Нет обеспечения информацией и обмена опытом для реализации работы по ФГОС – отсутствует информация

ÿ       Нет уверенности в собственных силах, знаниях и умениях для работы по ФГОС  отсутствие внутренних ресурсов

Другое ____________________________________________________________________

 

5.                  Какие перспективы от внедрения ФГОС вы видите для себя?

ÿ       Возможность изменить ситуацию в образовании к лучшему

ÿ       Возможность проявить свои неиспользуемые таланты, новые подходы, инновации

ÿ       Возможность научиться чему-то новому в профессии

ÿ       Возможность доказать себе, что могу добиться успеха в любых условиях

ÿ       Никаких перспектив не вижу

Другое ____________________________________________________________________

 

6.      В чем (в какой помощи) Вы нуждаетесь при переходе к работе по ФГОС?

ÿ       Ознакомление с литературой по ФГОС

ÿ       Общение с коллегами, в том числе из других школ

ÿ       Методическая помощь от вышестоящих организаций

ÿ       Посещение курсов, семинаров по обмену опытом, повышение квалификации

 

7.                  Какое слово (словосочетание, ситуация, поговорка и т.д.) является для Вас ассоциацией ФГОС, что первое приходит на ум?

ФГОС – ______________________________________________________________________

 

8.                  В ком (в чем) Вы видите источник помощи в процессе реализации новых Стандартов?

Проранжируйте предложенные субъекты (1 – самый действенный источник… 6 – самый бесполезный источник), ранги поставьте слева от варианта. Справа на пустой строке укажите, в чем конкретно (в виде чего) может выражаться помощь от каждого из субъектов.

ÿ       КРИРОиПК _____________________________________________________________

ÿ       Управление образования __________________________________________________

ÿ       Методический центр _____________________________________________________

ÿ       Администрация школы ___________________________________________________

ÿ       Коллеги, в т.ч. из других школ _____________________________________________

ÿ       Психолог _______________________________________________________________

ÿ       Родители _______________________________________________________________

 

9.                  Применяете ли Вы в работе с детьми принципы деятельностного подхода, требуемого по новым Стандартам? Поясните свой ответ.

ÿ       Да, применяю ___________________________________________________________

ÿ       Нет, не применяю ________________________________________________________

 

Приведите примеры деятельностного подхода в своей работе _________________________

_____________________________________________________________________________

Укажите, что не позволяет Вам применять _________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Анкета для учителя "Готовность к введению ФГОС”

 

Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации ФГОС. Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ.

1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся? Подчеркните.

а) затрудняюсь ответить; б)да; в)нет;

2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении? Подчеркните.

а) затрудняюсь ответить; б)да; в)нет;

3. Как вы считаете, произойдут положительные изменения в образовательных учреждениях с введением ФГОС? Подчеркните.

а) затрудняюсь ответить; б)да; в)нет;

4. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС? Подчеркните.

-наличие РУП;

-владение учителем ИТ;

-наличие документов по ФГОС;

-прохождение курсов;

-наличие КК;

- наличие учителем опыта работы в начальной школе;

 или другое_____________________________________________________________

5. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС? Подчеркните.

а) затрудняюсь ответить; б)да; в)нет;

6. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете в настоящее время?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить в настоящее время и от кого? Подчеркните.

а) от завуча начальной школы б) от коллег в) от методиста г) затрудняюсь ответить.

8. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?

а) затрудняюсь ответить; б)да; в)нет;

9. Важным требованием к обеспечению условий введения ФГОС является создание информационной среды в вашем кабинете. Что из перечисленного оборудования имеется в вашем кабинете? Подчеркните.

Ноутбук (компьютер), телевизор, переносный экран, видео и DYD-плейер, мультимедийный проектор, копировальная или другая множительная техника, Интернет в кабинете, готовые электронные презентации (по чтению, математике, русскому языку, окружающему миру, технологии, музыке, физкультуре, ИЗО)

10. Наличие условий для организации внеурочной деятельности. Подчеркните.

а) затрудняюсь ответить;  б) да; в) нет;

 

 

 

 

Диагностическая карта “Критерии готовности педагога к введению ФГОС”.

 

Уважаемые педагоги, просим вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком «+» те критерии готовности к введению ФГОС, которые вам соответствуют.

 

Критерий

Самооценка педагога

Оценка эксперта

Когнитивный аспект

Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе

 

 

Знание основных документов, связанных с введением ФГОС:

•Национальная инициатива “Наша новая школа”, утв. Президентом РФ от 04.02.2010 № Пр-271;

 

 

•ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”

 

 

Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании

 

 

Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС

 

 

Мотивационный аспект

Понимание значения ФГОС для современного образования

 

 

Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС

 

 

Заинтересованное участие в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС

 

 

Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем

 

 

Настойчивость в преодолении затруднений

 

 

Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя

 

 

Личностный аспект

Умение выстраивать субъект-субъектные отношения

 

 

Демократический стиль общения с обучающимися

 

 

Индивидуальный подход к обучающимся

 

 

Толерантность

 

 

Технологический аспект

Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:

•элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера;

 

 

•элементов развивающего характера;

 

 

•проблемы (противоречий);

 

 

•возможности организовать учебное исследование;

 

 

•вариативности

 

 

Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:

•целеполагания;

 

 

•контроля и оценки;

 

 

•учебного интереса;

 

 

•содержательной рефлексии

 

 

Умение организовать учебное исследование

 

 

Умение организовать проектную деятельность обучающихся

 

 

Умение предоставлять самостоятельность обучающимся

 

 

Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)

 

 

Умение работать с ошибками учеников

 

 

Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)

 

 

Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Анкета для родителей будущих первоклассников

 

Ответьте на вопросы: в пунктах 1,2 – поставьте галочку рядом с выбранным вариантом ответа, в пунктах 3,4 – выберете один-два варианта (поставьте галочку) или допишите свой.

 

1.                  Известно ли Вам, что Ваш ребенок с этого года будет обучаться по новым Стандартам образования?

ÿ       Да      

ÿ       Нет

 

2.                  Знаете ли вы, как расшифровывается аббревиатура ФГОС?

ÿ       Да, это _________________________________________________________________

ÿ       Нет

 

3.                  Каковы Ваши ожидания от внедрения новых Стандартов образования?

ÿ       Моему ребенку станет легче учиться

ÿ       Это позволит моему ребенку полностью раскрыть свои способности

ÿ       Учиться станет интересней

ÿ       Это потребует от семьи больших затрат времени, сил и дополнительной помощи ребенку

ÿ       Это станет лишней обузой для моего ребенка

ÿ       Это в очередной раз ник чему хорошему не приведет – все останется по-прежнему

Другое ____________________________________________________________________

 

4.                  Готовы ли Вы участвовать в процессе обучения Вашего ребенка в школе в любой удобной для Вас форме?

ÿ       Нет, потому что вопросы обучения моего ребенка в школе по любой программе не должны меня касаться

ÿ       Нет, потому что я не знаю, что от меня потребуется при внедрении Стандартов, чем я могу помочь в учебе своему ребенку

ÿ       Да, потому что мне интересны успехи моего ребенка в обучении по новым стандартам

ÿ       Да, я собираюсь принимать участие в школьных мероприятиях, оказывать ребенку активную помощь в обучении по ФГОС

Другое ____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Анкета для педагогов «Анализ проведенного урока с точки зрения развития УУД»

 

Рассмотрите пример таблицы для анализа проводимых уроков и ответьте на вопросы.

 

1.                  Может ли педагог найти время (во время урока, на перемене, на свободном уроке, после уроков и т.д.) для заполнения аналитической таблицы?

ÿ       Да

ÿ       Не знаю

ÿ       Нет

 

2.                  Сколько времени потребуется, чтобы заполнить одну строку (записать тему урока, поставить галочки в графах)?

ÿ       1 – 5 мин.

ÿ       10 – 15 мин.

ÿ       30 – 40 мин.

ÿ       Больше 1 часа

 

3.                  Позволит ли эта форма Вам проанализировать урок и зафиксировать свою работу по формированию УУД обучающихся с позиции требований ФГОС?

ÿ       Да

ÿ       Не знаю

ÿ       Нет

 

Универсальные учебные действия

 

Дата

Тема урока

Личностные

Формирование внутренней позиции школьника

Ориентация на моральные нормы

Развитие мотивации учебной деятельности

Самостоятельное развитие школьника

 

 

 

 

 

 

 

Дата

Тема урока

Познавательные

Исследовательская деятельность

Использование логики в задании

Использование воображения в задании

Постановка проблемы через задавание вопросов

 

 

 

 

 

 

 

Дата

Тема урока

Регулятивные

Планирование учеником действий исходя из цели урока, задания

Контроль ученика за своими действиями и их оценка

Коррекция своих действий учеником в случае их несоответствия цели задания

 

 

 

 

 

 

 

Дата

Тема урока

Коммуникативные

Сотрудничество учителя и ученика в ходе урока

Высказывание учеником своей точки зрения и ее аргументация

Сотрудничество между учениками в поиске решения задачи

Навыки принятия учениками компромиссного решения

 

 

 

 

 

 

 

4.                  Если эта форма категорически не подходит, на обратной стороне листа предложите свой вариант, который будет удобнее в работе.