Для психолога

  • doc
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7.doc

 

 

 

 

 

 

Консультация      педагогам

на тему:

«Проблемы полового воспитания

подростков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                                        Подготовила: педагог-психолог

                                                                Корниенко О.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

              Половое воспитание, как указывают специалисты в этом вопросе Д. Н. Исаев и В. Е. Каган, «является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Оно должно помочь развивающейся личности освоить роли мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем – роли не только мужчины и женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами, гигиеническими требованиями. Главнейшая цель полового воспитания – формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности». «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» – так считал А. С. Макаренко.

В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки к моменту полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой правильнее разговаривать матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и проходит более интенсивно. Однако это общая закономерность. Каждый ребенок растет и развивается по индивидуальному «плану». И это надо обязательно подчеркивать в разговоре. Важно, чтобы никто из них не переживал по поводу своего отставания от сверстников или, наоборот, из-за того, что какие-то признаки и приметы взросления появились раньше, чем у остальных. Широкое варьирование сроков и темпов полового созревания затрудняет оценку соответствия полового развития возрасту. У медиков есть специальные таблицы для определения границ нормы. На темпы и уровень полового развития влияют многие факторы. Одни ускоряют этот процесс, другие, наоборот, замедляют. В целом за последние несколько десятилетий развитие и созревание детей проходит намного быстрее, чем в первой половине XX века. Все мы знакомы с термином «акселерация», что означает «ускорение». Акселерация в первую очередь отразилась на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Причины этих явлений до конца не изучены. Ученые склоняются к мысли о том, что важную роль играют улучшение питания детей, увеличение различных раздражителей во внешней среде, включая ионизирующие излучения, и многое другое. Однако акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием – возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено, Тормозить процессы физического и полового развития также могут самые разные факторы: нарушения эндокринной и центральной нервной систем, хроническая инфекция, перенесенные в детстве вирусные заболевания, плохое питание, высокий уровень эмоциональных, физических и психических нагрузок.

Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развивающимися женственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это не может не отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям.

Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а привлекать ребенка к житейским, семейным делам, например, сын помогает отцу на даче или в ремонте квартиры, а дочь вместе с матерью готовит обед, занимается в свободное от занятий время рукоделием. Если родители вместе с детьми планируют и проводят свой досуг, если дети постоянно видят согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка. Хотя стоит оговориться, что строгого разграничения на «мужские» и «женские» дела проводить не следует, ведь сейчас в семье грани между этими обязанностями в определенной степени стираются. Девочка начинает осознавать себя женщиной раньше, чем происходит возмужание сверстников-мальчиков. У тех чувство взрослости приходит примерно на 2–3 года позднее. Изменить что-либо в этих процессах мы бессильны, однако вполне в силах педагогов и родителей снять хоть частично напряженность и конфликтность между разнополыми ребятами. Следует при любой возможности поддерживать мальчиков во всех проявлениях взрослости, самостоятельности, ответственности. Если доверять подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются оправдать такое отношение.

 

Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Тогда возникает (или сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделиться радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими указаниями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13–15-летнем возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться – никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13–14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. Эмоциональные срывы, психические травмы, плохое настроение и угнетенность могут оставить свой след на всю жизнь. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Если юноша не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он невоспитан.

В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Надо, безусловно, говорить сыну правильные речи, но грош им цена, если, закончив наставление, муж набросится на жену с грубостями. При половом воспитании мальчиков и юношей надо не забывать о необходимости поддерживать мужской авторитет. Крайне недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское достоинство. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола образа Мужчины-мужа и отца. Сын усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противоположного пола; дочь - возможный идеал будущего супруга или зарекается вообще когда бы то ни было выходить замуж. Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственного достоинства, девичьей чести, стыдливости. Иногда передозировка чувства собственного достоинства превращает девушку в холодную надменную гордячку, а осознание женской исключительности - в обыкновенную белоручку и эгоистку. В связи с изменениями в психофизиологическом состоянии девочка 13–15-летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует – можно опоздать. Чем естественнее будет ваше поведение, тем менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. В то же время не стоит придавать разговору и оттенок пренебрежительности, малозначимости – дочь должна осознать всю важность половой жизни. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни – время первой любви... Но необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что истинная любовь не начинается интимной близостью, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юноша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», – как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (а с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание, освещают их только с отрицательной стороны. Очевидно, что первый вариант напоминает поведение страуса, прячущего от опасности голову под крыло. Умалчивание не спасает девочек от знакомства с проблемой, а ведь очень важно, от кого и каких знаний набираются они. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливости материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни – рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т. д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.