Для психолога

  • doc
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9.doc

ПРИЛОЖЕНИЕ №1  (к главе 2) 1

1.1. Инструментарий, для осуществления социально-педагогического сопровождения детей семей, находящихся в зоне риска. 1

1.1.1. Анкета «Взаимоотношения в семье». 1

1.1.2. Анкета для учащихся. 2

1.1.3. Учетная карточка ребенка-инвалида. 3

1.1.4. Акт контрольного обследования условий жизни несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством) 3

1.1.5. Акт обследования условий жизни и воспитания учащегося ________ класса. 4

1.1.6. Учетно-профилактическая карточка (внутришкольный учет) 5

1.1.7. Учетно-профилактическая карточка неблагополучной семьи. 6

1.1.8. Учетная карточка семьи группы риска. 7

1.2. Коррекционно-профилактическая работа с родителями. 8

Кирпичики понимания. 8

Модернизация системы отечественного образования требует от современного учителя умения составлять индивидуальные и дифференцированные психолого-педагогические программы для практической работы с отдельными детьми, испытывающими специальные трудности в обучении, развитии, познании.

Но составлять такие программы могут далеко не все учителя. Поэтому задачей нашей книги является оказание практической помощи для социальных педагогов, классных руководителей, психологов, организаторов образования и родителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
(к главе 2)

1.1. Инструментарий, для осуществления социально-педагогического сопровождения детей семей, находящихся в зоне риска

1.1.1. Анкета «Взаимоотношения в семье»

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

1)  очень хорошими; хорошими;

2)  не очень хорошими;

3)  плохими;

4)  не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?

1)   да;

2)   не совсем;

3)   нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? (перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

1)   ежедневно;

2)   по выходным дням;

3)   редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

1)   решаете сообща жизненные проблемы;

2)   занимаетесь семейно-бытовым трудом;

3)   работаете на приусадебном участке;

4)   вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

5)   обсуждаете вопросы учебы детей;

6)   делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

7)   каждый занимается своим делом;

8)   допишите...

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

1)   да;

2)   часто;

3)   иногда;

4)   редко;

5)   не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1)   непониманием членами семьи друг друга;

2)   нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3)   отказом участвовать в семейных делах, заботах;

4)   разногласиями в вопросах воспитания детей;

5)   злоупотреблением алкоголем; 6) другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

1)   примирение;

2)   обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

3)   прекращение конфликтов на некоторое время;

4)   обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

5)   конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

1)   да;

2)   нет;

3)   иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

1)   переживают, плачут;

2)   становятся на сторону одного из родителей;

3)   пытаются помирить;

4)   уходят из дома;

5)   замыкаются в себе;

6)   относятся безразлично;

7)   становятся озлобленными, неуправляемыми;

8)   пытаются найти поддержку в других людях.

11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?

1.1.2. Анкета для учащихся

Ребята, используя предложенные слова «часто», «иногда», «никогда», закончите, пожалуйста, предложения.

1.   Мама со мной ласкова...

2.   Папа со мной ласков...

3.   Мама на меня кричит...

4.   Папа на меня кричит....

5.   Мама может меня шлепнуть, ударить...

6.   Папа может меня шлепнуть, ударить...

7.   Родители могут в наказание лишить меня еды…

8.   Родители могут в наказание лишить меня карманных денег…

9.   Родители могут в наказание лишить меня прогулки…

10. Мне «попадало» от родителей так, что оставались следы на теле…

11. Родители, общаясь со мной дома, используют нецензурную лексику…

12. Мама говорит со мной на темы вреда наркомании, курения….

13. Папа говорит со мной на темы вреда наркомании, курения…

14. Мама говорит со мной на темы половой зрелости, о безопасном сексуальном общении…

15. Папа говорит со мной на темы половой зрелости, о безопасном сексуальном общении…

16. Мне дома не комфортно и хочется из него уйти…

17. Родители повышают голос (кричат)друг на друга…

18. Родители в общении с друг другом используют ненормативную лекиску…

19. Родители говорят, о том, что любят меня…

1.1.3. Учетная карточка ребенка-инвалида

 

Сведения о ребенке

 

1. Ф. И. О. _______класс (_____________ учебный год)

 

2. Дата рождения

 

3. Статус ребенка

 

4. № удостоверения

 

5. № справки МСЭ

 

6. Национальность

 

7. Гражданство

 

8. Адрес проживания

 

9. Диагноз

 

10. Рекомендованное обучение

11. Обучение (по какой программе, на дому или в классе)

12. Проведение медосмотров (сколько раз в год)

 

13. Санаторно-курортное лечение (где, когда)

 

14. Участие в мероприятиях (указать)

15. Наличие призовых мест

16. Наличие социальных выплат:

Сведения о родителях

1. Статус семьи

2. Ф. И. О. отца

 

Образование

 

Место работы

 

3. Ф. И. О. матери

 

Образование

 

Место работы

 

 

1.1.4. Акт контрольного обследования условий жизни несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством)

Комиссией в составе:

1. ______________________

2. ______________________

3. ______________________

«_______»________________200____г, обследованы условия жизни несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством).

1. Сведения о несовершеннолетнем.

2. Дата (число, месяц, год), место рождения несовершеннолетнего.

3. Дата и место учреждения опеки (попечительства).

4. Домашний адрес, телефон опекаемого, совместно проживает ли с опекуном, если нет, указать адрес опекуна и причину раздельного проживания).

5. Занятие несовершеннолетнего: посещает детский сад, учится в каком образовательном учреждении, работает (указать где, кем, совмещает ли работу с учебой), ничем не занят (указать с какого времени оставил работу, учебу, почему, сколько классов закончил).

6. Формы и виды материальной и социальной помощи, оказанной подопечному за истекший период (размер пенсии, пособия, алиментов, выплачиваемых на содержание ребенка, если не оформлено указать причину):

¨    пособие на опекаемого в Департаменте образования;

¨    если нет опекунского пособия, получает ли детское государственное пособие по линии соцзащиты;

¨    пенсия по потере кормильца;

¨    алименты;

¨    материальная и социальная помощь учебного заведения;

¨    другое.

7. Сведения об имуществе несовершеннолетнего (наличие жилой площади — в собственности либо закрепление (есть, нет, его адрес), при наличии имущества сверить с описью имущества, находящейся в личном деле, отметить недостающие и использованные вещи), при наличии денег, акций, указать сумму и место хранения.

8. Состояние здоровья несовершеннолетнего (диагноз, результаты ежегодного углубленного медицинского осмотра, принимаемые меры по улучшению состояния здоровья, лечению, оздоровлению).

9. Успеваемость подопечного, краткая характеристика поведения.

10. Организация досуга подопечного (работа в кружках, участие в художественной самодеятельности, спортивных секциях).

11. В какой помощи (социальной, правовой, педагогической, материальной, медицинской) нуждается несовершеннолетний.

12. Сведения о родителях (Ф. И. О., причины отсутствия родительского попечения: когда умерли, осуждены, лишены родительских прав, место нахождения родителей, род их занятий и т. д.):

¨    мать;

¨    отец.

13. Сведения о родственниках (братья, сестры, другие близкие родственники, их Ф. И. О., место жительства, род занятий

14. Сведения об опекуне (попечителе):

1)  Ф. И. О.;

2)  возраст;

3)  образование;

4)  родственные отношения к несовершеннолетнему;

5)  где и кем работает, его заработная плата, пенсия;

6)  состав семьи опекуна (попечителя);

7)  взаимоотношения подопечного с опекуном и членами его семьи;

8)  характеристика (производственная, бытовая);

9)  характеристика жилищно-бытовых условий;

10) выводы и предложения по результатам контрольного обследования.

Члены комиссии:

1.1.5. Акт обследования условий жизни и воспитания учащегося ________ класса

1.       Ф. И. О. учащегося.

2.       Дата рождения.

3.       Полных лет.

4.       Дата посещения.

5.       Настоящий акт обследования составлен членами комиссии в составе.. .

6.       Цель посещения:

7.       Адрес, дом. телефон.

8.       Сведения о составе семьи (всех, проживающих в квартире).

9.       Мать (Ф. И. О., возраст, род занятий).

10.     Отец (Ф. И. О., возраст, род занятий).

11.     При отсутствии родителей — указать причину: развод, смерть и т. п.

12.     Братья, сестры (возраст, место учебы или работы).

13.     Сведения о прочих лицах, проживающих в квартире (отчим, мачеха, бабушка, дедушка и пр.).

14.    Характеристики жилья (тип дома, количество комнат, площадь квартиры, приватизирована или нет, кто является нанимателем жилья).

15.     На момент посещения в квартире находились… .

16.     Санитарное состояние квартиры.

17.     Наличие необходимой мебели и бытовой техники.

18.     Кто контролирует учебу ребенка.

19.     Кто посещает школу (собрания, текущий контроль).

20.     Занятость ребенка во внеурочное время.

21.     Наличие специально отведенного места для занятий ребенка (есть, нет, где).

22.     Наличие специально отведенного спального места у ребенка (есть, нет).

23.     Есть ли в семье проблемы с продуктами питания.

24.     Испытывает ли семья недостаток материальных средств (средний доход на 1 члена семьи).

25.     Взаимоотношения между членами семьи.

26.     Выявленные проблемы.

27.     Примечание.

28.     ВЫВОДЫ (в какой помощи нуждается ребенок).

1.1.6. Учетно-профилактическая карточка (внутришкольный учет)

1.      Дата постановки на учет:

2.         Основание: решение Совета профилактики, протокол № __ от ___200_г.

3.      Ф. И. О. учащегося.

4.      Класс, классный руководитель, кабинет.

5.      Дата рождения (полных лет).

6.      Домашний адрес, телефон.

7.      Причина постановки на учет.

8.      С какого класса обучается в данной школе.

9.      Трудности в обучении (предметы).

10.    Посещаемость занятий.

11.    Социально-значимая деятельность.

12.    Кружковая занятость (чем, где).

13.    Круг друзей (указать подробно).

14.    Кто (что) оказывает отрицательное влияние.

15.    Особенности характера.

16.    Отклонения в социальном поведении: грубость, драки, прогулы, вымогательство, воровство, жестокое обращение, замечен в употреблении наркотических, ПАВ.

17.    Социальный статус в коллективе: лидер, приветствуемый, примыкающий, отверженный.

18.    Степень социального риска (высокая, средняя, низкая).

19.    Имеет ли приводы в ИДН, милицию, за что, сколько раз

20.    Мать — Ф. И. О., возраст, работа, телефон.

         Отец — Ф. И. О., возраст, работа, телефон.

21.    Злоупотребляет ли кто-то из родителей наркотическими или ПАВ.

22.    Взаимоотношения между родителями и учеником.

23.    Бытовые условия (тип жилья, кол-во комнат, и пр.).

24.    Нуждается ли в помощи: социальной, правовой, педагогической, материальной, психологической.

 

Дата

Содержание производимых профилактических мероприятий (кто проводит)

(контроль успеваемости, внеучебной деятельности, лекции, беседы, участие в акциях и пр.)

 

 

 

25.    Летний отдых: (организован или нет, трудоустройство на лето)

Июнь

Июль

Август

 

 

 

 

ВЫВОДЫ об изменении ситуации по результатам профилактической работы.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Дата снятия с учета

Основание: решение Совета профилактики. Протокол № __ от 200__г.

Председатель Совета профилактики

1.1.7. Учетно-профилактическая карточка неблагополучной семьи

1.      Дата постановки на учет.

2.      Основание: решение Совета профилактики, протокол № __ от ___200_г.

3.      Ф. И. О. учащегося.

4.      Класс, классный руководитель, кабинет.

5.      Дата рождения (полных лет).

6.      Домашний адрес, телефон.

7.      Причина постановки семьи на учет.

8.      Категория семьи: полная; неполная (одна мать, один отец, мать-одиночка, воспитывают родственники); приемная семья.

9.      С какого года обозначилась ситуация неблагополучия.

10.    Как сказывается неблагополучие семьи на ребенке (неопрятный, голодный, тревожный, замкнутый и т. п.; без внешних признаков.

11.    Общий уровень психического развития ребенка (норма, задержка, психофизический инфантилизм, дисгармония).

12.    Состоит ли семья (или отдельные ее члены) на учете и где.

13.    Характеристики жилья (тип дома, количество комнат, площадь квартиры, приватизирована или нет, кто является нанимателем жилья).

14.    Наличие необходимой мебели и бытовой техники.

15.    Кто контролирует ребенка.

16.    Кто посещает школу (собрания, текущий контроль).

17.    Занятость ребенка во внеурочное время.

18.    Наличие у ребенка в квартире удобного места для учебы и отдыха (есть, нет).

19.    Испытывает ли семья недостаток материальных средств (средний доход на 1 члена семьи).

20.    Взаимоотношения между членами семьи.

21.    Состав семьи:

Ф. И. О.

Год
рождения

Образование

Место работы, (учебы),
должность

Рабочий
или сотовый
телефон

 

 

 

 

 

 

22.    Криминогенный фактор : злоупотребление членами семьи наркотическими или ПАВ, угроза жизни детей, жестокое обращение и т. п.).

23.    Взаимоотношения между родителями и учеником.

24.    Нуждается ли в помощи ребенок из неблагополучной семьи: социальной, правовой, педагогической, материальной, психологической.

25.    Прочие сведения (состояние здоровья, и т. п.).

26.    Оказание материальной помощи ребенку из неблагополучной семьи:

Материальная помощь

Бесплатное питание

Дата

Сумма

Дата

Сумма

 

 

27.    Оказание психолого-педагогической помощи ребенку из неблагополучной семьи (занятость в кружках и секциях; летний отдых; беседы и т. п.):

Дата

Вид сопровождения

Дата

Вид сопровождения

 

 

 

 

 

28.    Социально-педагогическое сопровождение семьи:

Контроль условий жизни

Беседа
инспектора ОДН

Индивидуальная беседа
социального
педагога

Консультации
психолога

Приглашение на родительское собрание, лекции и пр.

Взаимодействие
с социальными
учреждениями города

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ об изменении ситуации по результатам контрольных обследований.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Дата снятия с учета

Основание: решение Совета профилактики. Протокол № _________ от _______200____г.

Председатель Совета профилактики

1.1.8. Учетная карточка семьи группы риска

1.      Год, класс, классный руководитель.

2.      Ф. И. О. учащегося

3.      Адрес проживания семьи, телефон.

4.      Факторы риска.

5.      Социально-демографический и экономический фактор: многодетная семья; неполная семья; с приемными, опекаемыми детьми; с недееспособными родителями; с низким экономическим уровнем (малообеспеченные, временное или постоянное отсутствие работы у родителей).

6.      Психолого-педагогический фактор: родители педагогически несостоятельны; деструктивные эмоционально-конфликтные внутрисемейные отношения.

7.      Социально-криминогенный фактор: зависимость членов семьи от психоактивных веществ; имеется угроза здоровью и жизни детей, моральная деградация родителей и т. п.

8.      Проблемы, которые испытывает ребенок в семье.

9.      Сведения о членах семьи: перечислить с указанием возраста и рода занятий.

1)  Ф. И. О. отца:

¨    год рождения;

¨    образование;

¨    место работы, специальность;

¨    состояние здоровья;

¨    прочие сведения;

2)  Ф. И. О. матери:

¨    год рождения;

¨    образование;

¨    место работы, специальность;

¨    состояние здоровья;

¨    прочие сведения;

10.    Дети (сведения заполняются на каждого ребенка): пол, возраст, занятость, прочие.

11.    Иные члены семьи, проживающие в квартире.

12.    Характеристика условий в семье: бытовые, материальные (доход на 1 члена семьи), жилищные, санитарные, эмоционально-психологические.

13.    Психолого-педагогическое сопровождение:

Дата

Вид сопровождения

Кем оказано

Примечания

 

 

 

 

 

Классный руководитель

Социальный педагог

1.2. Коррекционно-профилактическая работа с родителями

(Практическая разработка социально-психологической службы школы)

Кирпичики понимания

(Автор-составитель педагог-психолог Фисенко Е. Ю.)

А что если нам нарисовать ДОМ нашей мечты?! ДОМ, в котором тепло, уютно и радостно, где взрослые и дети живут во взаимопонимании, улыбаются друг другу, помогают и поддерживают в трудную минуту. Этот ДОМ — ваш Дом! В нем живете вы и ваши ДЕТИ, с коmoрыми вам легко общаться, потому что доверяете и любите друг друга.

Мы предлагаем вам отдельные кирпичики этого Дома, любой из которых, а лучше все сразу, вы можете использовать построения своих отношений с детьми.

Кирпичик 1. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, любите его не за то, что он умница, послушный или добрый, а за то, что он есть.

Кирпичик 2. Если вы видите, что вашему ребенку сейчас трудно обязательно помогите ему, но только в том случае, если он готов принять вашу помощь или просит о ней.

Кирпичик 3. Обратитe внимание на те слова, с которыми вы подходите к вашему чаду, когда хотите его о чем-либо попросить. Какую окраску они носят: позитивную, нейтральную или отрицательную? Позитивно выстроенные просьбы гораздо быстрее найдут отклик, а соответственно охотнее будут выполнены.

Кирпичик 4. Положительное отношение к самому себе — основа психологического выживания любого человека. Так стоит ли удивляться, что ребенок постоянно ищет и даже порой ему приходится бороться за него. Родители как никто другой могут помочь в этом, подчеркивая положительные качества характера и хорошие поступки ребенка.

Кирпичик 5. Очень важным в общении с ребенком является доверие. Доверие помогает решить многие, казалось бы, неразрешимые, проблемы.

Кирпичик 6. Правила, в том числе и запреты, обязательно должны присутствовать в жизни вашего ребенка. Пусть это будут очень гибкие правила и их не должно быть очень много. Но раз они существуют, это значит, что их должны придерживаться все члены семьи.

Кирпичик 7. Родитель имеет полное право предъявлять требования к своему ребенку и требования не должны вступать в явные противоречия с важнейшими потребностями ребенка (например, в еде, отдыхе, любви ...)

Кирпичик 8. Правильно выбранный тон, в котором родитель сообщает свое требование или запрет, поможет избежать лишнего напряжения в общении. Пусть это будет сказано в дружелюбно разъяснительном тоне, с очень весомыми аргументами.

Кирпичик 9. Правильно выбранные наказания, при возникновении такой необходимости, будут гораздо действеннее. Если ребенок провинился, лишите его чего-то хорошего, а не делaйте плохое.

Кирпичик 10. Ваш ребенок — это личность со своими особенностями, некоторые из которых могут устраивать или не устраивать вас. Именно поэтому, лучше выражать свое недовольство поступком, а не ребенком в целом.

Кирпичик 11. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы на ваш взгляд они не были. Коли уж они возникли, значит, для них есть основания.

Кирпичик 12. Недовольство действиями ребенка при его систематичности перерастает в неприятие ребенком претензий родителей.

Кирпичик 13. Большим помощником в деле построения взаимоотношений с вашим ребенком может служить хорошая книга. Среди таких книг назовем две: «Общаться с ребенком. Как?» Юлии Гиппенрейтер и «Грамматика общения» Валентины Рахматшаевой. Это по-настоящему полезные и доступные книги, в которых вы не только найдете много полезных советов, но и упражнения, которые можно выполнять всей семье.


Скачано с www.znanio.ru