Для психолога

  • doc
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.doc

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3  (к главе 4) 1

3.1. Памятка в помощь педагогу «Признаки одаренности детей». 1

3.2. Тест-анкета «Мои способности». 2

3.3. Тест-анкета «Способности ребенка». 6

Итоговая таблица по результатам первичной диагностики способностей детей. 10

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
(к главе 4)

3.1. Памятка в помощь педагогу «Признаки одаренности детей»

Сфера
деятельности

Признаки

Психофизическое развитие

·   повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у таких детей меньше, чем у сверстников);

·   относительная неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от познавательных способностей)

Психосоциальная сфера

·   преобладание мотивов, связанных с содержанием деятельности (деятельность выступает эффективным средством развития, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а интересом к содержанию);

·   самостоятельность, умение принимать решения, настойчивость в выполнении задания;

·   стремление доводить продукт любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям (перфекционизм);

·   социальная автономность, готовность и стремление отстаивать собственную точку зрения, независимость в суждениях;

·   склонность к лидерству, доминированию в межличностных отношениях;

·   соревновательность — склонность к конкурентным формам взаимодействия;

·   чувство юмора (способность обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях свидетельство одаренности и вместе с тем эффективный механизм психологической защиты);

·   способность понимать мотивы поведения других людей;

·   терпимость к особенностям других людей;

·   склонность к самоанализу;

·   терпимость к критике;

·   готовность делиться идеями;

·   чуткость в анализе нравственных проблем;

·   уверенность в своих силах

Развитие познавательной сферы

·   умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные решения;

·   большое упорство в решении поставленных задач;

·   способность находить альтернативные пути решения проблем;

·   способность предвидеть, прогнозировать последствия;

·   стремление всегда проверить новую идею;

·   способность оценивать процесс и результат действий;

·   изобретательность в выборе и использовании различных предметов;

·   способность увлекаться, уходить с головой в интересующее занятие;

·   способность не только предлагать собственные, но и разрабатывать собственные и чужие идеи;

·   продуктивность, способность предлагать большое количество самых разных идей и решений;

·   способность и склонность к интуитивному поиску;

·   склонность к логическим построениям и рассуждениям;

·   способность оперировать абстрактными понятиями;

·   чувствительность к противоречиям;

·   интерес к построению гипотез;

·   интерес и исключительные способности к классификации и категоризации;

·   раннее языковое развитие, способствующее накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации, а также большой словарный запас;

·   умение хорошо излагать свои мысли;

·   владение большим объемом информации;

·   способность хорошо улавливать связь между одним событием и другим, между причиной и следствием;

·   способность к переносу усвоенного опыта на новый материал;

·   интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия, напряжения;

·   наблюдательность, интерес к анализу событий и явлений;

·   высокий уровень развития памяти, способность долго удерживать в памяти символы, буквы, слова, умение быстро запоминать услышанное и прочитанное без специального заучивания;

·   широкий кругозор (круг интересов);

·   постоянное желание задавать много вопросов о происхождении и функциях предметов;

·   способность легко обучаться, все схватывать на лету;

·   проявление ярко выраженной разносторонней любознательности;

·   умение делать выводы и обобщения;

·   способность следить за несколькими процессами одновременно;

·   способность создавать в воображении альтернативные системы;

·   превышение средневозрастных норм на стадии «приема» информации;

·   способность к высокому уровню сосредоточенности;

·   изобретательность и богатая фантазия

 

3.2. Тест-анкета «Мои способности»

Ф. И. ____________________________________

Возраст_____ Класс _____ Дата ____________

Инструкция. Оцени в баллах от 2 до 5 степень выраженности каждого характерного признака

5 — ярко выражен;

4 — хорошо выражен;

3 — средняя степень выраженности;

2 — слабо выражен.

 

Виды способностей

Баллы

1. Интеллектуальные способности

 

1

Я обладаю хорошей памятью

 

2

Быстро усваиваю новый школьный материал

 

3

Люблю задавать вопросы по содержанию учебного материала

 

4

Люблю читать научную литературу

 

5

На уроках мне бывает скучно из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком из книг, журналов, телепередач, рассказов взрослых

 

6

Я хорошо информирован о событиях и проблемах на уровне города, региона, страны, мира

 

7

Бывает, беседуя со сверстниками, ощущаю себя более взрослым человеком

 

8

Меня трудно убедить в чем-либо, если я имею на этот счет собственное мнение

 

9

Хорошо понимаю недосказанное, догадываюсьо том, что часто прямо не высказывается, но имеется в виду. Устанавливаю причины поступков других людей, мотивы их поведения

 

10

Имею богатый словарный запас, легко могу использовать новые слова, выражая свои мысли

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

2. Способности к обучению

 

1

Я усваиваю новые знания очень быстро, все «схватываю на лету»

 

2

Я достаточно быстро запоминаю услышанное и прочитанное на уроке без специального заучивания, не трачу много времени на осмысление того, что нужно запомнить

 

3

Я много знаю о таких событиях и проблемах, о которых многие мои сверстники обычно не знают

 

4

Я обгоняю в учебе одноклассников на год или два и должен учиться в более старшем классе, чем учусь сейчас

 

5

Я очень любознателен, мне интересует практически все

 

6

Я очень много читаю книг, научно-популярных статей по разным отраслям знаний

 

7

Я легко могу анализировать прочитанный тест, делать на основе него выводы и обобщения

 

8

Читать научно-популярные издания (специализированные и детские энциклопедии, справочники) для меня гораздо интереснее, чем художественные книги (сказки, детективы и пр.)

 

9

Мне интересно все, что связано с измерениями, вычислениями или упорядочиванием предметов

 

10

Мне интересны естественно-научные опыты и эксперименты по химии, физике, биологии и другим областям естествознания

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

3. Лидерские способности

 

1

В кругу незнакомых мне людей я чувствую себя уверенно и комфортно

 

2

Мне легко дается общение как со сверстниками так и со взрослыми

 

3

Я хорошо понимаю причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимаю недосказанное

 

4

В совместных играх и занятиях с другими ребятами я становлюсь ведущим или руководителем, проявляю инициативу

 

5

В общении я склонен принимать на себя ответственность за решения и поступки

 

6

Чаще всего другие ребята предпочитают выбирать меня в качестве партнера по играм и занятиям

 

7

Я легко могу убедить других людей в своей точке зрения, способен внушить свои идеи другим

 

8

Как правило, я активно участвую в различных общественных мероприятиях и вношу в них положительный вклад

 

9

В случае возникновения споров в классе или среди моих друзей, они чаще всего обращаются ко мне как к арбитру

 

10

Я очень энергичный, легко справляюсь с любыми социальными трудностям.

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

4. Творческие способности

 

1

Меня отличает развитое чувство юмора

 

2

Я не боюсь пробовать что-то новое, стремлюсь всегда проверить новую идею

 

3

Если у меня что-то не получается, я всегда предпринимаю несколько попыток чтобы все-таки добиться цели

 

4

Я отличаюсь большой изобретательностью в выборе и использовании различных предметов

 

5

Если меня что-то интересует, то я погружаюсь в это занятие с головой

 

6

К одной и той же проблеме я способен подойти по-разному

 

7

Я могу не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи

 

8

Если передо мной стоит какая-то трудная жизненная задача, то я предпочитаю попробовать новый способ ее решения, а не уже испытанный и всем известный вариант

 

9

Чем бы я не занимался, я всегда предлагаю большое количество самых разных идей и решений

 

10

Меня интересуют множество вещей и явлений, я очень любознателен

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

5. Художественно-изобразительные способности

 

1

В моих рисунках нет однообразия, мне легко выбрать сюжет, героев, предметы и ситуации

 

2

Когда я вижу хорошую картину, скульптуру или любую другую художественную вещь, это вызывает во мне восхищение и интерес

 

3

Я охотно рисую, леплю, создаю композиции, имеющие художественное назначение (например, украшения для дома, одежды) по собственной инициативе

 

4

Мне легко удается составление оригинальных композиций из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и других материалов

 

5

Если мне нужно выразить свои чувства и настроение, я обращаюсь к рисунку или лепке

 

6

Мне нравится создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилинов, бумагой и клеем

 

7

Мне нравится в своих рисунках и поделках использовать новые материалы

 

8

Если мне понравилась какая-либо картина или другое художественное произведение, я попытаюсь воспроизвести его или создать нечто похожее

 

9

Высказывать свои оценки художественным произведениям для меня не составляет никакого труда

 

10

Некоторые прочитанные произведения или увиденные фильмы и мультфильмы мне хотелось проиллюстрировать

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

6. Музыкальные способности

 

1

Мне очень нравятся уроки музыки в школе

 

2

Когда я слышу музыку, я очень четко реагирую на ее характер и настроение

 

3

Я хорошо пою

 

4

Когда я пою или играю на музыкальном инструменте, то вкладываю в это много чувств и энергии

 

5

У меня есть много музыкальных записей

 

6

Я с удовольствием хожу на музыкальные концерты

 

7

Я хорошо играю на музыкальном инструменте

 

8

Свои чувства и настроения я стремлюсь выразить в музыке

 

9

Я сочиняю собственные мелодии

 

10

Когда я слышу хорошую музыку, у меня бегут «мурашки» по коже

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

7. Спортивные способности

 

1

Все свое свободное время я стараюсь посвящать спорту

 

2

Я никогда не устаю, всегда активен и бодр

 

3

Если выбирать между чтением журналов и книг, просмотром телевизора и реальными спортивными состязаниями и играми, то я обязательно выбрал бы спортивные соревнования

 

4

Мне все время хочется двигаться

 

5

Я внимательно слежу за спортивной жизнью нашей школы, города, региона, страны

 

6

Чаще всего в спортивных играх и состязаниях я выигрываю у своих сверстников

 

7

У меня есть определенные достижения в одном (нескольких) из видов спорта (например, призовые мета на соревнованиях, звания и пр.)

 

8

Мне очень нравится активный отдых

 

9

Я люблю ходить в походы, выезжать «на природу»

 

10

Я заметно выносливее своих сверстников

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

8. Литературные способности

 

1

Могу легко составить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта

 

2

Когда я рассказываю что-то знакомое и известное всем, стараюсь привносить от себя что-то новое и необычное

 

3

Люблю сочинять рассказы и стихи

 

4

Рассказывая о чем-то, я всегда придерживаюсь выбранного сюжета, не теряю основной мысли

 

5

Мне нравится изменять тексты уже известных стихов и песен

 

6

Мне нравится писать сочинения и эссе

 

7

Мне нравится придумывать окончания к неоконченным рассказам

 

8

Если я что-то рассказываю, стараюсь выбирать такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства

 

9

Когда я что-нибудь рассказываю, мне важно описать своих героев живыми, передать их чувства, настроение, характер

 

10

В литературных произведениях мне хорошо видны такие линии сюжета и событий, которые скрыты на первый взгляд

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

9. Артистические способности

 

1

Мне очень легко изобразить другого человека, животного, персонаж

 

2

Мне очень интересна «кухня» актерской игры

 

3

Я мечтаю стать актером (актрисой), играть в театре и кино

 

4

Мне легко дается передать чувства и эмоциональные переживания

 

5

Если я что-то рассказываю, то мне важно вызвать эмоциональные реакции у своих слушателей

 

6

Если мне нужно передать какое-то эмоциональное переживание или настрой, я активно использую мимику, жесты, пластику движений

 

7

Без моего активного участия не обходится не один концерт и спектакль в классе, школе

 

8

Если у меня есть возможность изобразить какую-либо драматическую ситуацию, мне удается хорошо изобразить конфликт

 

9

Мне часто говорят о моей артистичности и спрашивают, собираюсь ли я в будущем стать актером

 

10

Когда возникает необходимость кому-то что-то объяснить, мне проще всего это сделать, изобразив при помощи мимики, жестов, интонаций голоса

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

 

3.3. Тест-анкета «Способности ребенка»

Ф. И. ребенка ____________________________________________________________________

Возраст_____________Класс _____________________________Дата ____________________

Педагог/ родитель (Ф. И. О.) ___________________________________________________________

Инструкция. Оцените в баллах от 2 до 5 степень выраженности каждого из предложенных характерных признаков у ребенка (подростка).

5 — ярко выражен;

4 — хорошо выражен;

3 — средняя степень выраженности;

2– слабо выражен.

 

Виды способностей

Баллы

1. Интеллектуальные способности

 

1

Обладает хорошей памятью: быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить

 

2

На уроках все легко и быстро схватывает. Без труда усваивает новый школьный материал

 

3

Без труда улавливает связь между одним событием и другим, устанавливает причинно-следственные связи

 

4

Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях

 

5

На уроках ему (ей) бывает скучно из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком из книг, журналов, телепередач, рассказов взрослых

 

6

Хорошо информирован о событиях и проблемах на уровне города, региона, страны, мира

 

7

Легко и с интересом выполняет задания, предназначенные для гораздо более старших детей

 

8

Его (ее) трудно убедить в чем-либо, если он (она) имеет на этот счет собственное мнение

 

9

Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения

 

10

Имеет богатый словарный запас, легко может использовать новые слова, выражая свои мысли

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

2. Способности к обучению

 

1

Усваивает новые знания очень быстро, все «схватывает на лету»

 

2

Достаточно быстро запоминает услышанное и прочитанное на уроке без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить

 

3

Много знает о таких событиях и проблемах, о которых многие его (ее) сверстники обычно не знают

 

4

Обгоняет в учебе одноклассников на год или два и должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас

 

5

Очень любознателен, интересуется практически всем

 

6

Очень много читает книг, научно-популярных статей по разным отраслям знаний

 

7

Легко может анализировать прочитанный тест, делать на основе него выводы и обобщения

 

8

Читать научно-популярные издания (специализированные и детские энциклопедии, справочники) ему (ей) гораздо интереснее, чем художественные книги (сказки, детективы и пр.)

 

9

Интересно все, что связано с измерениями, вычислениями или упорядочиванием предметов

 

10

Интересны естественно-научные опыты и эксперименты по химии, физике, биологии и другим областям естествознания

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

3. Лидерские способности

 

1

В кругу незнакомых людей чувствует себя уверенно и комфортно

 

2

Легко общается как со сверстниками так и со взрослыми

 

3

Хорошо понимает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное

 

4

В совместных играх и занятиях с другими ребятами чаще всего становится ведущим или руководителем, проявляет инициативу

 

5

В общении склонен принимать на себя ответственность за решения и поступки

 

6

Чаще всего другие ребята предпочитают выбирать его (ее) в качестве партнера по играм и занятиям

 

7

Легко может убедить других людей в своей точке зрения, способен внушить свои идеи другим

 

8

Как правило, активно участвует в различных общественных мероприятиях и вносит в них положительный вклад

 

9

В случае возникновения споров в классе или среди друзей, они чаще всего обращаются к нему (к ней) как к арбитру

 

10

Очень энергичный, легко справляется с любыми социальными трудностями

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

4. Творческие способности

 

1

Отличается развитым чувством юмора

 

2

Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею

 

3

Если у него (нее) что-то не получается, всегда предпринимает несколько попыток чтобы все-таки добиться цели

 

4

Отличается большой изобретательностью в выборе и использовании различных предметов

 

5

Если что-то его (ее) интересует, то погружается в это занятие с головой

 

6

К одной и той же проблеме способен подойти по-разному

 

7

Может не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи

 

8

Если перед ним (ней) стоит какая-то трудная жизненная задача, то предпочитает попробовать новый способ ее решения, а не уже испытанный и всем известный вариант

 

9

Чем бы не занимался, всегда предлагает большое количество самых разных идей и решений

 

10

Интересуется множеством вещей и явлений, очень любознателен

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

5. Художественно-изобразительные способности

 

1

В рисунках нет однообразия, легко выбирает сюжет, героев, предметы и ситуации

 

2

Когда видит хорошую картину, скульптуру или любую другую художественную вещь, активно проявляет восхищение и интерес

 

3

Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (например, украшения для дома, одежды) по собственной инициативе

 

4

Легко удается составление оригинальных композиций из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и других материалов

 

5

Если нужно выразить свои чувства и настроение, обращается к рисунку или лепке

 

6

Нравится создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилинов, бумагой и клеем

 

7

Нравится в своих рисунках и поделках использовать новые материалы

 

8

Если понравилась какая-либо картина или другое художественное произведение, попытается воспроизвести его или создать нечто похожее

 

9

Высказывать свои оценки художественным произведениям для него (нее) не составляет никакого труда

 

10

Некоторые прочитанные произведения или увиденные фильмы и мультфильмы охотно иллюстрирует

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

6. Музыкальные способности

 

1

С большой охотой посещает уроки музыки в школе

 

2

Когда слышит музыку, очень четко реагирует на ее характер и настроение

 

3

Хорошо поет

 

4

Когда поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в это много чувств и энергии

 

5

Имеет много музыкальных записей

 

6

С удовольствием ходит на музыкальные концерты

 

7

Хорошо играет на музыкальном инструменте

 

8

Свои чувства и настроения стремится выразить в музыке

 

9

Сочиняет собственные мелодии

 

10

Любит петь вместе с другими так, чтобы было слаженно и хорошо

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

7. Спортивные способности

 

1

Все свое свободное время старается посвящать спорту

 

2

Никогда не устает, всегда активен и бодр

 

3

Если выбирать между чтением журналов и книг, просмотром телевизора и реальными спортивными состязаниями и играми, то обязательно выбрал бы спортивные соревнования

 

4

Все время находится в движении

 

5

Внимательно следит за спортивной жизнью школы, города, региона, страны

 

6

Чаще всего в спортивных играх и состязаниях выигрывает у своих сверстников

 

7

Имеет определенные достижения в одном (нескольких) из видов спорта (например, призовые мета на соревнованиях, звания и пр.)

 

8

Предпочитает активный отдых

 

9

Любит ходить в походы, выезжать «на природу»

 

10

Заметно выносливее своих сверстников

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

8. Литературные способности

 

1

Может легко составить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта

 

2

Когда рассказывает что-то знакомое и известное всем, старается привносить от себя что-то новое и необычное

 

3

Любит сочинять рассказы и стихи

 

4

Рассказывая о чем-то, всегда придерживается выбранного сюжета, не теряет основной мысли

 

5

Нравится изменять тексты уже известных стихов и песен

 

6

Нравится писать сочинения и эссе

 

7

Нравится придумывать окончания к неоконченным рассказам

 

8

Если что-то рассказывает, старается выбирать такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства

 

9

Когда что-нибудь рассказывает, старается описать своих героев живыми, передать их чувства, настроение, характер

 

10

В литературных произведениях хорошо видит такие линии сюжета и событий, которые скрыты на первый взгляд

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

9. Артистические способности

 

1

Очень легко изображает другого человека, животного, персонаж

 

2

Интересуется «кухней» актерской игры

 

3

Мечтаю стать актером (актрисой), играть в театре и кино

 

4

Легко удается передавать чувства и эмоциональные переживания

 

5

Если что-то рассказывает, то старается вызвать эмоциональные реакции у своих слушателей

 

6

Если хочет передать какое-то эмоциональное переживание или настрой, активно использует мимику, жесты, пластику движений

 

7

Без его (ее) активного участия не обходится не один концерт и спектакль в классе, школе

 

8

Если есть возможность изобразить какую-либо драматическую ситуацию, удается хорошо изобразить конфликт

 

9

Отличается артистичностью

 

10

Когда возникает необходимость кому-то что-то объяснить, ему (ей) проще всего это сделать при помощи мимики, жестов, интонаций голоса

 

Всего баллов:

 

Среднее значение:

 

Итоговая таблица по результатам первичной диагностики способностей детей

Пример заполнения итоговой таблицы: вносятся средние значения, полученные по каждому из 9 показателей в столбец «У» — результаты заполнения анкеты учителем, в столбец «Р» — результаты, полученные в ходе заполнения анкеты школьниками, в столбец «=» — среднее значение между столбцами «У» и «Р».

В нашей школе добавляется еще один столбец с результатами анкетирования родителей.

Анкету «Мои способности» заполняют школьники 5–11-х классов.

В 1–4-х классах анкету заполняют только родители и педагоги.

 

Ф. И. ребенка

Способности

интеллектуальные

к обучению

лидерские

творческие

художественно-изобразительные

музыкальные

спортивные

литературные

артистические

У

Р

=

У

Р

=

У

Р

=

У

Р

=

У

Р

=

У

Р

=

У

Р

=

У

Р

=

У

Р

=

1

Иванова Катя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Петров Коля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое значение показателей:

2–2,5 балла — способность слабо выражена;

2,6–3,5 балла — средняя степень выраженность способности;

3,6–4,5 балла — хорошая выраженность способности;

4,6–5 балла — яркая выраженность способности, одаренность.


Скачано с www.znanio.ru