Для психолога

  • doc
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4.doc

Государственное областное учреждение социального обслуживания Центр социальной помощи семье и детям «Улыбка»

Верхотурского уезда

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 ГОУ СО ЦСПС и Д «Улыбка»

Верхотурского уезда

_________Н.М.Стадник

«____» _________ 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

«Программа коррекции семейной дезадаптации

и профилактики агрессивности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультативное отделение

Программа коррекции семейной дезадаптации и профилактики агрессивности

 

Цель: оптимизация общения ребенка с близкими взрослыми и сверстниками в значимой для него деятельности.

 

Структура занятий строится в виде следующих последовательных этапов.

1.                 «Календарь настроения». На доске пишутся все имена детей. В отдельном лоточке лежат вырезанные из бумаги картинки (солнышко - отличное настроение, тучка – плохое настроение и тучка с солнышком – настроение не очень хорошее). Каждый ребенок выбирает картинку, наиболее подходящую по его настроение, и прикрепляет ее напротив своего имени.

2.                 «Разогрев детей», то есть упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.

3.                 Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где психотерапевт является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы.

4.                 Рисование на заданную тему.

5.                 Игры, направленные на развитие общения и эмоциональных контактов детей: проигрывание значимых для детей конфликтных ситуаций; игры на формирование адекватной самооценки, на общую сплоченность группы.

6.                 Упражнения познавательного характера, направленные на расширение представлений ребенка о природе, мире, людях.

7.                 Заключительная часть – расслабляющие упражнения.

 

Занятия в коррекционных группах проводятся еженедельно. Продолжительность каждого занятия составляет в среднем 40 минут. В конце всего цикла занятий организовывается выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психотерапевтом.

 

Содержание занятий носит примерный характер, можно трансформировать сюжет игр, менять музыкальное сопровождение и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 занятие. Знакомство.

 

Упражнение 1: Приветствие.

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить Приветствие, которое нужно проговорить: – Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), доброе утро, Маша... (называются имена детей по кругу) доброе утро, Ирина Михайловна, доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают), доброе утро, небо (аналогичные движения руками), доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают). Вырабатывается ритуал приветствия

 

Упражнение 2: Календарь настроения.

 

Цель: Создание настроя на работу.

Материал: Вырезанные из бумаги картинки (солнышко, тучка и тучка с солнышком. Воздушные шарики по числу участников.

 

Проведение: Создается календарь настроения. На доске пишутся все имена детей. В отдельном лоточке лежат вырезанные из бумаги картинки (солнышко – отличное настроение, тучка – плохое настроение и тучка с солнышком – настроение не очень хорошее). При входе каждый ребенок выбирает картинку, наиболее подходящую по его настроение, и прикрепляет ее напротив своего имени.

 

 

Упражнение 3: «Воздушный шарик»

 

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Материал: Не требуется.

 

Проведение: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

 

Упражнение 4: Аппликация «Имя – Ромашка»

 

Цель: Идентификация с именем, работа с самооценкой.

Материал: Цветные карандаши, ножницы, карандаши.

 

Проведение: С ведущим дети должны выполнить аппликацию «Ромашка». В центр цветка вписать свое имя, на лепестках – ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребенку, когда сердится. С верху рисуется солнышко с обращением, которое ему нравится больше всего.

 

Упражнение 5: (Домашнее задание)

Дети должны расспросить родителей о своем имени, почему их так назвали. (Может, у кого-то есть «история» его имени, например: девочка родилась светленькой, как солнышко, – назвали Светочкой; или назвали в честь кого-то из родственников, так называют всех первенцев и т.п.).

 

2 занятие. Коррекция.

 

Упражнение 1. Календарь настроения

 

Цель: Создание настроя на работу.

Материал: Вырезанные из бумаги картинки (солнышко, тучка и тучка с солнышком.

 

Упрожнение 2. «Мое имя»

 

Цель: Идентификация со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Материал: Не требуется.

 

Психолог говорит, что для каждого человека его имя - самый важный и сладкий звук на Земле, который звучит, как самая лучшая в мире музыка. Поэтому каждый раз, начиная занятия, мы приветствуем друг друга по имени. Но имя можно не просто пропеть, а пропеть на разные лады, например: тихо, как капает дождик, как стучит барабан, как звучит эхо в горах. Давайте это сделаем. Ведущий задает вопросы, а дети по очереди отвечают.

 

- Тебе нравится твое имя?

- Знает ли ты, почему тебя так?

- Что обозначает твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

 

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

 

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу (закончите школу), имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня – Иван, Маша – Мария» и т.д.

 

Упражнение 3.  «Пробуждение на деревенском дворе»

 

Цель: Развитие эмоционального мира, развитие моторки.

 

Проведение: Детям предлагается представить себя разными животными и подвигаться как это животное.

Петух – руки за спину

Кошка – умывается

Утка – ковыляет

Гусь – вышагивает, поворачивает голову из стороны в сторону.

 

Упражнение 4. «Ласковый мелок»

 

Цель: Развитие навыков общения, снятие агрессивности.

Материал: Не требуется.

 

Проведение: Дети делятся на пары. Один поварачиваеться спиной. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.

 

 

3 Занятие. Коррекция.

 

Упражнение 1. Календарь настроения (см. план проведения выше)

 

Упражнение 2.  Приветствие (см. план проведения выше).

 

Упражнение 3. «Попроси игрушку»

 

Цель: Обучить детей эффективным способам общения.

Материал: Любые предметы, игрушки.

 

Проведение: Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

 

Упражнение 4. «Разыщи радость»

 

Цель: Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности.

 

Проведение: Психолог просит детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость.

качества, которые нравятся в людях;

дела, которые удается делать хорошо;

вещи, которые люблю;

любимые книги, фильмы, мультфильмы;

любимые места;

приятные сны;

наши мечты.

 

Упражнение 5. Рисование на тему «Я люблю больше всего...»

 

Цель: Укрепление положительного впечатления от предыдущей игры, перевод в зрительный ряд.

 

Материал: Кисти, краски, карандаши, бумага.

 

Проведение: Дети рисуют то, что они больше всего любят. Все рисунки складываются в специальную папку; если кто-либо нуждается в дополнительной доле положительных эмоций, он может пересмотреть рисунки и снова пережить от них радость.

 

 

 

 

 

 

 

4 занятие. Коррекция.

 

Упражнение 1. Календарь настроения.

 

Упражнение 2. Приветствие.

 

Упражнение 3. «Два барана»

 

Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Материал: Не требуется.

 

Проведение: Психолог разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

 

Упражнение 4. «Волшебные картинки»

 

Цель: Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.

Материал: Комплекты геометрических фигур в конвертах для каждого ребенка – круг, полукруг, треугольник.

 

Проведение: Из своих конвертов они достают геометрические фигуры и дорисовывают каждую до образа (круг – рожица, яблоко и пр.)

 

2 вариант этого упражнения: каждому раздается в конверте по 5-6 кругов или 5-6 треугольников, т.е. одинаковых геометрических фигур.

 

Упражнение 5.  «Глаза в глаза»

 

Цель: Развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Материал: Не требуется.

 

Проведение: «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

 

Упражнение 6. Рисование: «Симметричные рисунки»

 

Цель: Умение работать в паре. Умение сотрудничать.

Материал: Бумага, цветные карандаши.

 

Проведение: Дети вдвоем, одновременно, пытаются нарисовать симметричный рисунок (солнышко, домик, дерево и пр.)

 

 

5 занятие. Коррекция

 

Упражнение 1. Календарь настроения.

 

Упражнение 2. Приветствие.

 

Упражнение 3. «Обзывалки»

 

Цель: Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Материал: Мяч.

 

Проведение: Скажите детям следующее: »Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть (дразнить) друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

 

Упражнение 4.  «Прогулка с компасом»

 

Цель: Формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Материал: Повязка на глаза.

 

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

 

Упражнение 5. «Связующая нить»

 

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.

 

Материал: Клубок ниток.

 

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, – у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

 

 

 

 

 

 

6 занятие. Коррекция

 

Упражнение 1. Календарь настроения.

 

Упражнение 2. Приветствие.

 

Упражнение 3. «Тух-тиби-дух»

 

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

Материал: Не требуется.

 

Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

 

 Упражнение 4. «Подарок под елкой»

 

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

 

Проведение: «Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь». После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

 

Упражнение 5. «Жужжа»

 

Цель: Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

Материал: Полотенце.

 

Проведение: «Жужжа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужжа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

 

Упражнение 6. «Сосулька»

 

Цель: расслабить мышцы рук.

 

«Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей белый гвоздь висит, Солнце взойдет.Гвоздь упадет». (В. Селиверстов)

 

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!

 

 

7 занятие. Коррекция

 

Упражнение 1. Календарь настроения.

 

Упражнение 2. Приветствие.

 

Упражнение 3.  «Насос и мяч»

 

Цель: Расслабить максимальное количество мышц тела.

Материал: Не требуется.

 

Проведение: Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

 

Упражнение 4. «Рисование самого себя»

 

Цель: Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

Материал: Бумага, карандаши, краски.

 

Проведение: Психолог предлагает детям нарисовать себя в трех зеркалах:

в зеленом – такими, какими они представляются себе;

в голубом – такими, какими они хотят быть;

в красном – такими, какими их видят друзья.

 

 

Упражнение 5. «Винт»

 

Цель: Расслабить мышцы в области плечевого пояса.

Материал: Аудиокассета с записью музыки Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

 

Проведение: «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде »Начали« будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!...Стоп!» Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

 

 

 

 

 

 

 

 

8 занятие. Коррекция

 

Упражнение 1. Календарь настроения.

 

Упражнение 2.  «Передай мячик»

 

Цель: Снятие мышечного напряжения.  

Материал: Мяч.

 

Проведение: Сидя или стоя стараться как можно быстрее передать друг другу мячик, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу.

 

Упражнение 3. «Лес»

 

Цель: Развитие артистичности, развитие произвольности.

Материал: Аудиозапись: «Лес»

 

Проведение: Дети выбирают себе дерево (дуб, сосну, березу), цветок, травинку, кустик и т.д. Мы превращаемся в лес. Как ваше растение ведет себя, когда:

Дует тихий нежный ветерок

Сильный холодный ветер

Ураган

Мелкий грибной дождик

Ливень

Очень жарко

Ласковое солнышко

Ночь

Град

Заморозки

 

Упражнение 4. «Драка»

 

Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук, снятие напряженности и агрессивности.

 

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

 

Это упражнение полезно проводить и с тревожными, и с агрессивными детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 занятие. Коррекция

 

Упражнение 1: «Календарь настроения»

 

Упражнение 2:  «Волшебный стул»

 

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

 

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорят, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

 

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

 

 Упражнение 3: «Путаница»

 

Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.

Материал: Не требуется.

 

Проведение: Начинается с работы в парах. Участникам предлагается совместно создать на полу 5 точек опоры, затем - 6, 7. Это простое задание. Решение его, как правило, тривиально: четыре точки опоры - это ноги двух участников, пятая – две соединенные руки. Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу. После чего всем участникам предлагается встать в центре условного крута, придвинуться как можно ближе друг к другу, закрыть глаза и поднять обе руки вверх. Одной рукой нужно на ощупь найти пару. Другая рука остается свободной. Затем арт-терапевт соединяет свободные руки таким образом, чтобы получилась »путаница«. Участникам надо »распутаться« и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные »связи« друг с другом.

 

Упражнение 4.  «Групповое рисование по кругу»

 

Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.

 

Материал: Бумага, карандаши.

 

Проведение: На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».

 

10 занятие. Коррекция

 

Упражнение 1: «Календарь настроения»

 

Упражнение 2: «Это я, узнай меня»

 

Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности.

 

Проведение: Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.

 

Упражнение 3:  «Массаж»

 

Цель: Развитие эмпатии, доверия, невербальных способов общения.

 

Проведение: Потрем ладошки друг о друга. Погладим лицо. Слегка пощиплем его: лоб, брови, носик и т.д. Теперь ушки. Шейку. Слегка похлопаем по ним. Ладошки прыг – и прыгнули на туловище. Погладим правую руку, «поклюем» ее, левую руку и т.д.

 

Повернемся друг за другом. Положим свои ладошки на спину впереди стоящего и погладим его, слегка «поклюем», ласково похлопаем и т.д.

 

 Упражнение 4 :«Рисуем настроение»

 

Цель: Развитие эмпатии.

Материал: Краски, бумага.

 

Проведение: Рисуем красками различные настроения (грустное, веселое, радостное и т.д.). Обсуждаем с детьми, от чего зависит настроение, как выглядит человек, когда у него хорошее настроение, грустное и т.д.

 

 

 

 

 

Психолог

консультативного отделения                                                                       Е.М. Перевалова