Для психолога

  • doc
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8.doc

Оценка личностной готовности детей в наркогенных ситуациях

 

Д.Ю. Соловьева,

педагог-психолог МАОУ СОШ № 31, г. Сыктывкар

Журнал "Справочник педагога-психолога. Школа". № 2015 г.

 

Н. Гусева выделяет 3 компонента установки по отношению к курению, употреблению алкоголя и наркотиков: информационный, оценочный и поведенческий.

Информационный компонент установки позволяет изучить осведомленность учащихся о психоактивных веществах. С этой целью используется методика выявления степени информированности о вредных привычках.

Оценочный компонент установки исследуется посредством выяснения отношения ребенка к ПАВ и их потребителям. Для этого с учащимися применяется анкета «Отношение к ПАВ».

Исследовать поведенческий компонент установки можно с помощью проективной диагностической методики Н. Гусевой «Приключения Кузи и Фани» [2].  

Методика выявления степени информированности о вредных привычках.

Инструкция: Тебе предлагается проверить, насколько ты осведомлен о вреде курения, алкоголя и наркотиков. Внимательно прочитай вопросы и выбери один вариант ответа.

1. Что, по твоему мнению, является источником появления вредных привычек?

а) семья

б) улица

в) средства массовой информации

г) ближайшее окружение человека

2. Большинство ПАВ (психоактивных веществ: табак, алкоголь, наркотики и т.п.) не представляют собой серьезной угрозы здоровью, если принимаются в умеренных количествах.

а) да

б) нет

3. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

а) сигареты с фильтром

б) сигареты с низким содержанием никотина

в) нет

4. Что такое пассивное курение?

а) нахождение в помещении, где курят

б) когда куришь за компанию

в) когда не затягиваешься сигаретой

5. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

а) да

б) нет

6. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

а) да

б) нет

7. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

а) да

б) нет

8. Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.

а) да

б) нет

9. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?

а) На 1-2 года

б) На 5-6 лет

в) На 8 лет и более

10. Крепкие напитки (виски, ром, джин, водка и т.д.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т.д.).

а) да

б) нет

11. Подросток может стать алкоголиком от пива?

а) да

б) нет

12. Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста.

а) да

б) нет

13. Что лучше помогает отрезветь пьяному?

а) кофе

б) холодная вода

в) время

г) прогулка

14. Большинство наркоманов впервые употребили наркотик:

а) под «давлением»

б) за компанию

в) случайно

15. Какая возрастная группа наиболее подвержена наркотической зависимости?

а) 10-17

б) 18-25

в) 26-35

г) 36-60

д) 61 и старше

16. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

а) да

б) нет

17. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

а) да

б) нет

18. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

а) да

б) нет

19. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения,

происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются.

а) да

б) нет

20. ПАВ вызывают у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была интересна.

а) да

б) нет

Ответы: 1 – г; 2 – б; 3 – в; 4 – а; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – б; 9 – в; 10 – б; 11 – а; 12 – а; 13 – в; 14 – б; 15 – б; 16 – б; 17 – а; 18 – б; 19 – а; 20 – а.

Обработка результатов: за каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Все баллы суммируются.

Интерпретация:

14 – 20 баллов – уровень осведомленности о психоактивных веществах высокий.

8 – 13 баллов – уровень информированности о психоактивных веществах средний.

7 баллов и менее – уровень осведомленности о психоактивных веществах низкий.

Анкета «Отношение к ПАВ».

Инструкция: Тебе предлагается ответить на вопросы анкеты. Внимательно прочитай вопросы и выбери один вариант ответа.

1. Твое отношение к рекламе табака и спиртных напитков в средствах массовой информации?

а) мне не нравится такая реклама

б) мне все равно

в) мне интересна такая реклама

2. Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать, употреблять наркотики?

а) осуждаю их

б) мне все равно

в) завидую им

3. Если среди твоих друзей окажется человек, который употребляет наркотики то ты?

а) перестану с ним общаться

б) изменю к нему отношение в худшую сторону

в) продолжу с ним общаться

4. Как ты относишься к наличию вредных привычек у своих близких и друзей?

а) осуждаю их

б) мне все равно

в) завидую им

5. Какое чувство вызывают у тебя алкоголики и наркоманы?

а) они вызывают у меня отрицательные эмоции

б) мне жалко их

в) мне все равно

6. Как ты относишься к курению?

а) категорически против

б) безразлично

в) нормально

7. Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?

а) вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков

б) не влияет на мое отношение к наркотикам

в) вызывает желание попробовать

8. Как ты относишься к спиртному?

а) категорически против

б) мне все равно

в) нормально

7. Как ты относишься к компании сверстников, где все употребляют наркотики?

а) не одобряю

б) безразлично

в) одобряю

8. Как ты относишься к наркотикам?

а) никогда не пробовал и не буду

б) безразлично

в) считаю, что все надо в жизни попробовать

9. Необходима ли с учащимися работа по предупреждению вредных привычек?

а) я хотел бы, чтобы такая работа проводилась

б) мне все равно

в) нет, я не хотел бы чтобы такая работа проводилась

10. Влияет ли на продолжение дружеских отношений факт употребления спиртных напитков вашим другом (подругой)?

а) да, я перестану с ним (ней) дружить

б) я стану меньше общаться с ним (ней)

в) нет, не повлияет, мне все равно

Обработка результатов: за каждый ответ а – 2 балла; б – 1 балл; в – 0 баллов. Все баллы суммируются.

Интерпретация:

14 – 20 баллов – отношение ребенка к ПАВ и лицам их употребляющих негативное.

8 – 13 баллов – отношение ребенка к ПАВ и лицам их употребляющих больше нейтральное, безразличное.

7 баллов и менее – отношение к ПАВ и лицам их употребляющих положительное, есть риск приобщения ребенка к ПАВ.

 

Проективная диагностическая методика Н. Гусевой «Приключения Кузи и Фани»

Ее проведение позволяет не только оценить поведенческую готовность детей в наркогенных ситуациях, но и выявить некоторые особенности актуального состояния школьника, наиболее значимые для него и конфликтные сферы взаимоотношений, сделать вывод об уровне агрессивности в общении и др.

Необходимые материалы: почтовые конверты и наборы карточек с изображением наркогенных ситуаций для каждого ученика.

Ход обследования:

Ученик получает конверт с набором карточек, на которых изображены наркогенные ситуации. (В авторском варианте мальчики получают карточки с изображением и описанием “приключений” мальчика Кузи, девочки – Фани, но так как у младших подростков имена Кузя и Фаня уже могут вызывать смех, удобнее назвать их более привычными для ребят именами, например Ирой и Лешей.)

Инструкция:

Вы ведь знаете, что такое комиксы? В комиксах слова героев пишутся внутри таких облачков. Давайте придумаем и допишем текст к картинкам, которые вы найдете в конвертах с вашими фамилиями. Интересно и здорово получится, если каждый из вас сделает все самостоятельно, и тогда у нас будет много разных комиксов.

Посмотрите на первую картинку (рис. 1). На ней нарисован мальчик или девочка. Это Леша или Ира. Им столько же лет, сколько и вам. Дальше на карточках нарисованы истории, в которые они попадают. Посмотрите, что происходит на картинке, и придумайте, что скажет, подумает или сделает Леша (Ира). Напишите это внутри облачка. Только нельзя давать шуточные ответы. Постарайтесь придумать, как поступит Леша или Ира, если ко всему, что происходит, они относятся серьезно.

Тестовые задания, предъявляемые в начале работы по программе:

Карточка 1. Пассивное курение (рис. 2). Взрослый курит под - знаком, запрещающим курение, герой стоит рядом. Что подумает и
сделает Леша (Ира)?

Карточка 2. Предложение пробы алкоголя со стороны значимого взрослого на праздник (рис. 3). Дома на Новый год мама говорит: “С праздником, сынок (доченька)! Хочешь немного шампанского?” Что ответит Леша (Ира)?

Карточка З. Предложение пробы табака со стороны сверстника того же пола (рис. 4). Летом Леша (Ира) гулял(а) во дворе с другом (подругой). Друг (подруга) нашел (нашла) пачку сигарет и говорит: “Смотри, что мы нашли! Сигареты. Прикольно! Попробуем?” Что ответит Леша (Ира)?

Карточка 4. Проба неизвестного вещества, некритичное вовлечение
в наркотизацию (рис. 5). Летом Леша (Ира) был(а) в деревне и забежал(а)
в дом, на столе бутылка с жидкостью. Леша (Ира) думает: “Пить ужасно хочется. Что это в бутылке? Попробовать?” Что он(а) сделает?

Карточка 5. Пассивное курение (рис. 6). Слева экран. Перед экраном на первом ряду сидят подростки и курят, дым распространяется на два последующих ряда. Третий ряд условно свободен от дыма. Отметь крестиком, где сядет Леша (Ира) в кинозале. Почему ты так думаешь?

Карточка 6. Предложение пробы алкоголя значимым взрослым (рис. 7). Леша (Ира) с папой возвращались домой, и папа говорит: Пить хочешь? Ладно, можешь отхлебнуть у меня немного пива. Что скажет Леша (Ира)?

Карточка 7. Предложение пробы табака со стороны группы сверстников (рис. 8). Вечером в лагере Леша (Ира) вышел (вышла) погулять и увидел(а) друзей (подруг). Один (одна) говорит: Будешь курить?”, другой(ая): давай с нами!”. Что ответит и сделает Леша (Ира)?

Карточка 8. Предложение пробы алкоголя со стороны группы сверстников того же пола (рис. 9). Летом в деревне Леша (Ира) встретил(а) друзей (подруг). Один (одна) из них говорит: “У меня день рождения. Выпьешь за мое здоровье?” Что скажет и сделает Леша (Ира)?

Карточка 9. Предложение пробы неизвестного вещества со стороны сверстников. Некритичное вовлечение в наркотизацию (рис. 10). Дома у друзей Леше (Ире) девочка наливает что-то и говорит: Интересно, что это? Попробуем. Тебе налить? Что скажет и сделает Леша (Ира)?

Карточка 10. Проба алкоголя в одиночестве (рис. 11). Дома после праздника Леша (Ира) увидел(а) на столе стакан и подумал(а): “О, в стакане осталось немного вина. Выпить?” Что сделает Леша (Ира)?

http://psihologn.org/images/1%20r.gif

http://psihologn.org/images/3%20r.gif

 

 

Для упрощения методики можно использовать только первые 11 рисунков как до, так и после проведения занятий.

Тестовые задания, предъявляемые после завершения работы по программе:

Помнишь, ты придумывал(а) истории про мальчика Лешу (девочку Иру). Ему (ей) столько же лет, сколько и тебе. Тебе нужно опять придумать, как поступит Леша (Ира) в той или иной ситуации.

Дальше на карточках нарисованы истории, в которые они попадают. Посмотрите, что происходит на картинке, и придумайте, что скажет, подумает или сделает Леша (Ира). Напишите это внутри облачка. Только нельзя давать шуточные ответы. Постарайтесь придумать, как поступит Леша или Ира, если ко всему, что происходит, они относятся серьезно.

Карточка 1.  Пассивное курение (рис.12). В лифт вошла женщина с дымящейся сигаретой. Что скажет и сделает Леша (Ира)?

Карточка 2.  Предложение пробы алкоголя со стороны значимого взрослого (рис. 13). У Леши (Иры) дома праздник. Взрослый говорит: «Ты уже взрослый(ая), можешь выпить немного с нами.» Что ответит Леша (Ира)?

Карточка 3.  Предложение пробы табака со стороны сверстника того же пола (рис. 14). Летом во дворе Леша (Ира) встретил(а) друга(подругу) и тот (та) ему(ей) говорит: «У меня сигареты как в рекламе. Хочешь попробовать?» Что ответит Леша (Ира)?

Карточка 4.  Проба неизвестного вещества. Некритичное вовлечение к наркотизацию (рис. 15). Леша (Ира) думает: «Не знаю, что это, но пахнет вкусно и выглядит вполне съедобно. Попробовать?» Что сделает Леша (Ира)?

Карточка 5.  Пассивное курение (рис. 16). В комнате много людей. За столом в центре сидят люди, которые курят и играют в карты. Двое играют рядом с ними в железную дорогу. В углу двое смотрят телевизор. Двое строят из кубиков у окна. Один у двери. Двое читают книгу. Кто из них может быть Лешей (Ирой)? Почему ты так думаешь?

Карточка 6. Предложение пробы алкоголя со стороны значимого взрослого (рис. 17). Летом Леша (Ира) с мамой возвращались домой. Мама говорит: «Сока нет, Леша (Ира)! Хочешь джин-тоник?»

Карточка 7.  Предложение пробы табака со стороны группы сверстников того же пола (рис. 18). Летом в лагере Леша (Ира) встретил(а) друзей (подруг). Они ему(ей) говорят: «Покурим? Давай с нами!» Что ответит Леша (Ира)?

Карточка 8. Предложение пробы алкоголя со стороны группы сверстников тог же пола (рис. 19). Вечером в деревне Леша (Ира) вышел (вышла) погулять и увидел(а) друзей (подруг). Они ему(ей) говорят: «Привет, а мы тут пиво пьем...» «Будешь с нами?» Что ответит Леша (Ира)?

Карточка 9. Предложение неизвестного вещества. Некритичное вовлечение в наркотизацию (рис. 20). Леша (Ира) гулял(а) возле школы и встретил(а знакомых. Они ему (ей) говорят: «Такого ты еще не пробовал(а)! Держи!» Что скажет и сделает Леша (Ира)?

Карточка 10. Проба алкоголя в одиночестве (рис. 21). Леша (Ира) помогал(а) накрывать на стол и подумал(а): «Родители сказали, что я могу пробовать все, что есть на столе. Я бы попробовал(а)...» Что?

http://psihologn.org/images/12%20r.gif

Рис. 12

http://psihologn.org/images/13%20r.gif

Рис. 13

http://psihologn.org/images/14%20r.gif

Рис. 14

http://psihologn.org/images/15%20r.gif

Рис. 15

http://psihologn.org/images/16%20r.gif

Рис. 16

http://psihologn.org/images/17%20r.gif

Рис. 17

http://psihologn.org/images/18%20r.gif

Рис. 18

 

 

http://psihologn.org/images/19%20r.gif

Рис. 19

http://psihologn.org/images/20%20r.gif

Рис. 20

Рис. 21

По окончании работы учащиеся сдают свои конверты с ответами, которые потом обрабатываются.

Протокол обследования по методике «Приключения Кузи и Фани».

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________

Класс _________ Дата __________

(первая серия заданий - до начала профилактической работы)

№ рис.

Тестовое задание

Ответ

Код

Проба/отказ

Аргументация

Реактивный/

активный

Реальный/

фантастический

1

Пассивное курение

 

 

 

 

 

2

Предложение пробы алкоголя со стороны значимого взрослого на праздник

 

 

 

 

 

3

Предложение пробы табака со стороны сверстника того же пола

 

 

 

 

 

4

Проба неизвестного вещества, некритичное вовлечение в наркотизацию

 

 

 

 

 

5

Пассивное курение

 

 

 

 

 

6

Предложение пробы алкоголя значимым взрослым

 

 

 

 

 

7

Предложение пробы табака со стороны группы сверстников

 

 

 

 

 

8

Предложение пробы алкоголя со стороны группы сверстников того же пола

 

 

 

 

 

9

Предложение пробы неизвестного вещества со стороны сверстников

 

 

 

 

 

10

Проба алкоголя в одиночестве

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

(вторая серия заданий – после завершения  работы по программе)

№ рис.

Тестовое задание

Ответ

Код

Проба/отказ

Аргументация

Реактивный/

активный

Реальный/

фантастический

1

В лифт вошла женщина с дымящейся сигаретой. Что скажет и сделает ___?

 

 

 

 

 

2

«Ты уже взрослый(ая), Можешь выпить немного с нами.»

 

 

 

 

 

3

«У меня сигареты как в рекламе. Хочешь попробовать?»

 

 

 

 

 

4

«Не знаю, что это, но пахнет вкусно и выглядит вполне съедобно. Попробовать?»

 

 

 

 

 

5

В комнате много людей. За столом в центре сидят люди, которые курят и играют в карты. Двое играют рядом с ними в железную дорогу. В углу двое смотрят телевизор. Один стоит у окна. Один у двери. Двое читают книгу. Кто из них ___? Почему ты так думаешь ?

 

 

 

 

 

6

«Сока нет, _____. Хочешь джин-тоник?»

 

 

 

 

 

7

«Покурим? Давай с нами»

 

 

 

 

 

8

«Привет, а мы тут пиво пьем» «Будешь с нами?»

 

 

 

 

 

9

«Такого ты еще не пробовал(а)! Держи.»

 

 

 

 

 

10

«Родители сказали, что я могу пробовать все, что есть на столе. Я бы попробовал(а)  _______»

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов:

Проводится качественный анализ результатов обследования каждого ребенка.

1. Отмечается, готов или нет, ребенок пробовать психоактивное или неизвестное вещество.

За согласие попробовать и соответствующие действия присваивается — “-1” балл, за отказ — “+1” балл.

В случае пассивного курения — “+1” балл присваивается за уход из прокуренного помещения. Если же ребенок рассуждает о вреде курения, но при этом остается рядом с курящим, не осознавая опасности пассивного курения, такому ответу присваивается 0 баллов.

2. Анализируется аргументация выбора поведения (пробы или отказа от пробы).

Если ребенок никак не объясняет свой выбор, присваивается 1 балл.

В том случае, когда ребенок приводит какое-то объяснение, можно выделить две принципиальные линии аргументации.

В первом варианте приводится объяснения не связанные с употреблением ПАВ.

Например: “Мама будет ругаться…” или “Нельзя трогать сигареты, вдруг там взрывчатка”. Такие ответы получают 1 балл.

Другой тип аргументации отмечается в случае, если ребенок объясняет тот или иной выбор причинами, связанными со свойствами ПАВ, правилами и последствиями их употребления. Такому ответу присваивается 2 балла. Например: “Я не пью шампанское, а то голова закружится, а если много алкоголя пить, то можно и умереть”. Или: “В помещении курить нельзя, а туг еще и знак”; “Сядет на последний ряд, там дыма нет вредного”.

Также 2 балла получает аргументация, предполагающая отождествление героя истории с потребителем ПАВ: “Да, я пьяница и буду пить вино” или, наоборот “Я непьющий и некурящий, а спортсмен”.

Если в ответе ребенка содержится аргументация двух типов, оценивается та, которая названа (написана) первой.

З. Оценивается характер указанных ребенком действий: реактивный
или активный.

Если ребенок коротко реагирует на обращение окружающих, характер указанных действий может расцениваться как реактивный. Выбор реактивных действий оценивается в 1 балл. Например: “Спасибо, не хочу” в ответ на предложение; такие действия, как “отвернется”, “заткнет нос” — в ситуации пассивного курения.

Активными могут считаться инициативные действия ребенка при разрешении проблемной ситуации. Активным действиям присваивается 2 балла. Например: “Дяденька, дай закурить” (в ситуации пассивного курения); “Почему вы тут курите, тут же нельзя. Затушите сигарету, а то я заберу и выкину сам” (в той же ситуации). Активным действием может считаться поиск альтернатив употреблению ПАВ. Например: “Лучше я пойду домой воды попью”; “Налейте мне лучше не шампанского, а лимонада”.

4. Отмечается, является ли выбранный стиль поведения осуществимым в реальной жизни или предлагается сугубо фантастический способ решения ситуации.

Фантастическим может считаться способ с привлечением волшебной силы, третьих несуществующих в данной ситуации лиц. Например: “А он достанет гранатомет, и мозги в разные стороны...”; “Сломает лифт. Заберет сигарету, вырвет ее вместе с рукой. Рука будет валяться с сигаретой. Леша ее на стенку повесит”; “Закроется невидимым плащом, который не пропускает дым”. Когда ребенок первый раз предлагает такой нереальный способ действий, исследователь напоминает, что это истории об обычном мальчике (обычной девочке), и просит придумать, что сделает обычный человек в реальной жизни, если ко всему что происходит он относится серьезно. Если после такого напоминания нереальные варианты поведения, тем не менее, предлагаются снова, в соответствующей графе протокола ставится восклицательный знак “!”. Такие ответы могут быть связаны либо с когнитивными проблемами ребенка (относительно часто встречающиеся при легкой интеллектуальной недостаточности), либо с отсутствием у ребенка адекватных ситуации ресурсов преодоления сложных ситуаций. В этом случае основное внимание следует уделить вопросу формирования навыков сопротивления наркогенному давлению.

5. Кроме перечисленных линий анализа, следует обратить внимание на наличие формальных, однотипных социально желательных ответов,

Результаты качественно-количественного анализа реакций каждого ребенка (по каждой серии тестовых заданий) могут быть вычислены как произведение баллов, присвоенных поведенческой реакции по выделенным линиям анализа (за исключением последней).

Ответы ребенка в каждой ситуации могут располагаться в диапазоне от -4 до +4 баллов.

Следует иметь в виду, что ребенок может давать формальные, социально одобряемые шаблонные ответы. Поэтому в любом случае данные, полученные с помощью этой методики, необходимо рассматривать только в комплексе с другими вышеуказанными методиками.

Чтобы выявить наиболее потенциально опасные ситуации и оценить риск приобщения к тому или иному ПАВ, результаты каждого ребенка приводятся в сводной таблице.

Сводная таблица «Поведенческая готовность в наркогенных ситуациях по результатам методики “Приключения Ку3и и Фани”».

ПАВ

Тип ситуации

№ рис

Проба/отказ

Аргументация

Реактивный/

активный

Реальный/

фантастический

Реальные ответы

Табак

Пассивное курение

2, 12

 

 

 

 

 

6, 16

 

 

 

 

 

Предложение пробы табака со стороны сверстника

4, 14

 

 

 

 

 

Предложение пробы табака со стороны группы сверстников

8, 18

 

 

 

 

 

Алкоголь

Предложение пробы алкоголя со стороны значимого взрослого

3, 13

 

 

 

 

 

7, 17

 

 

 

 

 

Предложение пробы алкоголя со стороны группы сверстников

9, 19

 

 

 

 

 

Проба алкоголя в одиночестве

11, 21

 

 

 

 

 

Неизвестное вещество

Проба неизвестного вещества

5, 15

 

 

 

 

 

Предложение пробы неизвестного вещества

10, 20

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

Чем выше положительный балл, набранный ребенком, тем сильнее антинаркотические установки. Чем больше отрицательных величин, тем выше риск употребления ПАВ или некритичного вовлечения в наркотизацию. Работа по программе может считаться удовлетворительной, если результаты обследования всех детей, прошедших занятия, располагаются в диапазоне положительных величин.

Список использованной литературы:

 

1.    Гуceва H.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. СПб.: Речь. 2003. – 254 с.

2.    Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10 – 12 лет). СПб.: Речь. 2007. – 216 с.

3.    Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя / под ред. О.Л. Романовой. М., 1998. –