Для психолога

  • doc
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3.doc

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склон­ности человека к частым и интенсивным переживани­ям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное об­разование и/или как свойство темперамента, обуслов­ленное слабостью нервных процессов» (Психологиче­ский словарь, 1997, с. 386)

В современной научно-популярной литературе час­то смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога — это эпизодические проявления беспокойства и волне­ния. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, су­хость во рту, ком в горле, слабость в ногах (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1998). Однако помимо физиоло­гических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога стано­вится причиной мобилизации потенциальных возмож­ностей. Так, убегая от преследователя, человек разви­вает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

В связи с этим различают мобилизующую тревогу и расслабляющую:

 

Тревога

 

Мобилизующая

(дает дополнительный импульс)

 

Расслабляющая

 (парализует человека)

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще, — во многом зависит от стиля воспитания в дет­ском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальней­шем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родите­ли настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую трево­гу (Раншбург И., Поппер П., 1983).

Единичные, т. е. не часто возникающие, проявле­ния тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх».

Э. Изард (1999) трактует понятие «страх» как спе­цифическую эмоцию, выделяемую в отдельную кате­горию. Он отмечает, что тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх.

Таким образом, среди эмоций, включенных в со­стояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тре­вожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрас­те, однако каждому возрасту присущи и так называе­мые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами (Раншбург И., Поппер П., 1983, Захаров А. И., 1997 и др.). Иссле­дования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение ре­пертуара детских страхов, причем, они носят, как пра­вило, конкретный характер.

В два года дети чаще всего боятся, например, посе­щения врача, а начиная примерно с трехлетнего возра­ста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходит страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В 6—7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7—8 — страх смер­ти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего бо­ится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответ­ствовать общепринятым требованиям и нормам.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

И. Раншбург и П. Поппер выявили интересную за­кономерность: чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов. (Раншбург И., Поппер П., 1983)

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уров­ня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Е. Ю. Брель (1996) проводила специальное иссле­дование, направленное на выявление социально-пси­хологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально-психоло­гические факторы, как неудовлетворенность родите­лей своей работой, материальным положением и жи­лищными условиями, оказывают существенное влия­ние на появление тревожности у детей.

А. И. Захаров (1997) считает, что у старших до­школьников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при прове­дении соответствующей психолого-педагогической кор­рекции относительно обратима.

Однако именно в дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столк­новения ребенка с требованиями обучения и кажущей­ся невозможностью им соответствовать. Причем боль­шинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учите­лями, родителями, сверстниками.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошколь­ном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9—11 годам - соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тре­вожности у девочек. При этом, тревога девочек по свое­му содержанию отличается от тревоги мальчиков: дево­чек больше волнуют взаимоотношения с другими людь­ми (ссоры, разлуки и т. д.), мальчиков — насилие во всех его аспектах (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988).

Кроме того, доказано, что школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения (Дусавицкий А. К., 1996 и др.), социометрическим статусом (Кисловская В. Р., 1972, Панасюк Е. В., 1999 и др.), с успешностью обучения (Дусавицкий А. К., 1996, Дружинин В. Н., 1999, Монина Г. Б., 1998). Как считает Прихожан А. М. (1995), за последние 10 лет количество тревожных детей млад­шего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились фор­мы ее проявления. Если раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов начинает волновать их ха­рактер взаимодействия с другими детьми.

Наши исследования показали, что школьная тре­вожность имеет взаимосвязи со структурными харак­теристиками интеллекта. Так, в первом классе наиме­нее тревожными являются школьники, у которых до­минирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным соотношением вербального и не­вербального коэффициентов. К третьему классу, как правило, уровень школьной тревожности значительно падает, но при этом школьники - вербалы начинают ис­пытывать значительный страх в ситуации проверки знаний. У остальных категорий учащихся данный эф­фект не наблюдается (Лютова Е. К., 2000)                                                                                           

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутренне­го конфликта. Он может быть вызван:

1. негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

2. неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3. противоречивыми требованиями,  которые предъявляют к ребенку родители и/или школа (Ко­чубей Б. И., Новикова Е. В., 1998).

 

На наш взгляд, коррекционную работу с тревож­ными детьми целесообразно проводить в трех основ­ных направлениях: во-первых, по повышению самооцен­ки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и в-третьих, но отработке навыков владения собой в ситу­ациях, травмирующих ребенка.

Работа по всем трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно.

1. ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА

Довольно часто тревожные дети имеют за­ниженную самооценку, что выражается в бо­лезненном восприятии критики от окружаю­щих, обвинении себя во многих неудачах, в
боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвер­гаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в соб­ственных глазах, тревожные дети иногда лю­бят покритиковать других. Для того чтобы по­мочь детям данной категории повысить само­оценку, Вирджиния Квинн предлагает оказы­вать им поддержку, проявлять искреннюю за­боту о них и как можно чаще давать позитив­ную оценку их действиям и поступкам.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой под­держки от взрослых, то в подростковом воз­расте его проблемы увеличиваются, «развива­ется резкое ощущение личностного диском­форта» (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999, с. 52). Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для вы­полнения только простые задачи, так как имен­но в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.

Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следу­ющие методы работы.

Прежде всего, необходимо как можно чаще Рая, б л. называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. В дет­ском саду или в классе с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т. д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять та­ких детей, поручая им выполнение престиж­ных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).

Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает прием, ко­торый используют в работе некоторые педа­гоги: сравнение результатов выполнения зада­ния одних детей с другими. В случае взаимо­действия с другими категориями детей (напри­мер, с гиперактивными) данный способ может сыграть положительную роль, но при обще­нии с тревожным ребенком он просто недопу­стим. Если же педагог все-таки хочет провес­ти сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, кото­рых он достиг вчера, неделю или месяц назад.

При работе с детьми, страдающими зани­женной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за оп­ределенное фиксированное педагогом время. Таких детей желательно спрашивать не в на­чале и не в конце урока, а в середине. Не сле­дует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку необходимо длительный срок для от­вета, стараясь не повторять свой вопрос дваж­ды или даже трижды. В противном случае ре­бенок ответит нескоро, так как каждое повто­рение вопроса он будет воспринимать как но­вый стимул.

Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

Для того чтобы тревожный ребенок не счи­тал себя хуже других детей, желательно в груп­пе детского сада или в классе проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в, тех или в иных ситуаци­ях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют про­блемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.

Работа по повышению самооценки — это только одно из направлений в работе с тре­вожным ребенком. Очевидно, что быстрых ре­зультатов такой работы ожидать нельзя, по­этому взрослые должны запастись терпением.

2. ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА СПОСОБАМ СНЯТИЯ

МЫШЕЧНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЙ

Как показали наши наблюдения, эмоцио­нальное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в об­ласти лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение:  и мышечное, и эмоци­ональное — можно научить их выполнять ре­лаксационные упражнения.

Ниже приводятся игры и упражнения по снятию напряжения. Подобные упражнения приводятся в книгах Чистяковой М. И. (1990), К. Фопеля (1998), Кряжевой Н. Л. (1997) и др.

Кроме релаксационных игр в работе с тре­вожными детьми необходимо также исполь­зовать и игры, в основе которых лежит теле­сный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (паль­цами, ладошками и др.)

Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом слу­чае совсем не обязательно прибегать к помо­щи медицинских специалистов. Мама может сама применить простейшие элементы масса­жа или просто обнять ребенка. В разделе «Игры, в которые играют...» приведены ряд таких игр, которые могут заменить массаж («Ласковый мелок» и др.).

Вайолет Оклендер (1997) рекомендуем при работе с тревожными детьми устраивать им­провизированные маскарады, шоу, просто рас­крашивать лица старыми мамиными губными помадами. Участие в таких представлениях, по ее мнению, помогает детям расслабиться.

3. ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ СОБОЙ В СИТУАЦИЯХ, ТРАВМИРУЮЩИХ РЕБЕНКА

Следующим этапом в работе с тревожным ре­бенком является отработка владения собой в трав­мирующих и незнакомых для ребенка ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребенка и по обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжений уже проведена, нет гарантии, что оказавшись в реаль­ной жизненной или в непредвиденной ситуации ребенок будет вести себя адекватно. В любой момент такой ребенок может растеряться и за­быть все, чему его научили. Именно поэтому от­работку навыков поведения в конкретных ситуа­циях мы считаем необходимой частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.

Наиболее широкие возможности для рабо­ты в этом направлении предоставляет взрос­лым ролевая игра.

Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх  А используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комичес­кой), относиться к нему как к менее значимому.

Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.

При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт разрешения жизненных ситуаций. В нейролингвистическом программировании этот этап работы называется «подстройка к будущему».

Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждо­го ребенка. Так, если ребенок боится отвечать у доски, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию, обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый опреде­ленный момент, и как можно избежать непри­ятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнуше­ния: «Я — лучший в мире математик», при­емы саморегуляции (поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление и т. д.)). А если ребенок, посещающий детский сад, испы­тывает тревогу, входя в медицинский кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора».

В работе с маленькими детьми — младше­го и среднего дошкольного возраста — наи­более эффективно использование игр с кук­лами. Выбор кукол осуществляется исходя из индивидуального пристрастия каждого ребен­ка. Он сам должен выбрать «смелую» и «трус­ливую» куклы. Роли следует распределять сле­дующим образом: за «трусливую» куклу го­ворит ребенок, а за «смелую» — взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позво­лит ребенку посмотреть на ситуацию с раз­ных точек зрения, а пережив вновь «непри­ятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Причем, если ребенок испытывает беспокойство при обще­нии с взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совер­шенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собствен­ные нереализованные мечты в своем ребёнке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добив­шись высокого положения в обществе или ма­териального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки слу­чаи, когда родители сами являются высокотре­вожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чув­ствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким об­разом, формируется личность человека, кото­рый старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь сво­его ребенка от любых реальных и мнимых уг­роз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной безза­щитности перед опасностями мира. Как мы отмечали ранее, все это отнюдь не способст­вует нормальному развитию ребенка, реализа­ции его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

Исследования специалистов показали, что большинство родителей тревожных детей не осознают как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Это говорит о том, что с родителями необходимо проводить разъясни­тельные беседы, рекомендовать для чтения спе­циальную литературу и привлекать их к взаи­модействиям с педагогом или психологом.

   Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ре­бенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или до­черью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обду­мывать то, что они говорят ребенку. Импуль­сивным взрослым можно порекомендовать 6 ре­цептов избавления от гнева (см. выше, с. 27).

Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, в связи с чем имеют низкую самооценку, страдают от мы­шечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями и т. д. Таким родителям необходимо прежде всего заняться самовос­питанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов из­менения самооценки, предложенных Лючиндой Бассет (1997) и оформленных нами в таб­лицу. Ее также можно использовать как на­глядную информацию, вывесив на стенде.


Восемь рецептов повышения самооценки для родителей.

Рецепт

Содержание

Пути выполнения

1.       

Постарайтесь более позитивно относиться к жизни

·        используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений

·        Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное

2.       

Относитесь к людям так, как они того заслуживают

 

·        выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества

3.       

Относитесь к себе с уважением

·        Составьте список своих достоинств

·        Убедите себя в том, что вы имеете таковые

4.       

Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе

 

·        Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да — то не откладывайте

5.       

Начинайте  прини­мать решение самостоятельно

·        Помните, что не существует правильных и неправильных решений

·        Любое принятое вами реше­ние вы всегда можете оправ­дать и обосновать

6.       

Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние

·        Приобретайте любимые кни­ги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «сла­бости »

7.       

Начинайте рисковать

 

·        Принимайте на себя ответст­венность, пусть доля риска сначала может быть невелика

8.       

Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр.

·        Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций

·        Если вы не можете повлиять на ход событий, « отойдите в сто­рону» и просто подождите

 

Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию лич­ности ребенка и снижению уровня тревожности.

Родителям следует как можно больше об­щаться со своими детьми, устраивать совмест­ные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки. А жителям больших городов жела­тельно почаще выходить на природу.

Поскольку у тревожных детей часто появ­ляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных живот­ных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика.

Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.

Родителям тревожных детей будут полез­ны релаксационные упражнения, приведенные выше. Выполнение этих упраж­нений совместно с детьми способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.     


 


План занятия «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ»

1. Приветствие.

2. Мини-лекция «Что такое тревожность».

3. Практическое задание « Портрет тревожного ребенка ».

4. Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка».

5. Игра «Кенгуру».

6. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».

7. Практическое задание «Как играть с тревожными детьми».

8. Упражнение на релаксацию.

9. Упражнение «Царская семья».

10. Упражнение «Я Алла Пугачева».

11. Мини-лекция  «Работа с родителями тревожного ребенка».

12. Практическое задание «Работа с родителями тре­вожного ребенка».

13. Игра «Щепки на реке».

14. Психологический практикум.

15. Обратная связь.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1.       ПРИВЕТСТВИЕ

2.      МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ»

Тренер рассказывает о том, что такое тре­вожность.

Тревожность — это индивидуальная пси­хологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность бывает ситуативная и общая. Желательно объяснить соотношение понятий «тревога» и «тревож­ность», «боязнь» и «страх». Кроме того, не­обходимо познакомить участников с периоди­зацией возникновения страхов у детей. Стра­хи могут быть возрастные, которые присущи большинству здоровых детей данного возрас­та, и индивидуальные, свойственные только конкретному ребенку. Далее ведущий знако­мит слушателей с перечнем страхов, наиболее характерных для здоровых детей дошкольно­го и младшего школьного возраста.

Раскрывая причины возникновения тревож­ности, ведущему следует обратить особое вни­мание на то, что очень часто появление дан­ного свойства личности связано с нарушением детско-родительских отношений.

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА»

4. МИНИ-ЛЕКЦИЯ «КАК ВЫЯВИТЬ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА»

Одной из отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство. Причем, иногда они боятся даже не самого события, а его предчувствия. Иногда у ребенка существуют совершенно конкретные страхи: страх темноты, высоты, одиночества и т. д. Далее ведущий обращает внимание участ­ников группы на то, что тревожные дети тре­бовательны к себе, часто имеют заниженную самооценку.

Затем ведущий знакомит участников группы с критериями определения тревожности у ребенка,  разработанными американскими психолога. Кроме этого можно использовать анкету на выявление тревожности, кото­рая заимствована из пособия «Практическая психология для воспитателя»

5. ИГРА «КЕНГУРУ»

Цель: Отработать навык взаимодействия с парт­нером, способствовать сплочению группы.

Содержание: Участники делятся на пары. Один из них кенгуру —стоит, другой — кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противопо­ложной стены, до ведущего, обойти помеще­ние по кругу, попрыгать вместе и т. д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем — партнерами.

Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатле­ниями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.


6. МИНИ-ЛЕКЦИЯ «КАК ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЕНКУ»

Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

1. повышение самооценки;

2. обучение умению снимать мышечное на­пряжение;

3. отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях. Состояние тревоги, как правило, сопровож­дается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т. д. По этому при работе с тревожным ребенком особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений ра­боты с тревожными детьми)

7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «КАК ИГРАТЬ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ»

Участники делятся на подгруппы, каждая из которых в течение 5 минут выполняет практическое задание и составляет список игр (желательно Из своей практики), наиболее эф­фективных при работе с тревожными детьми. По окончании работы проводится групповое обсуждение, в процессе которого вырабатываются основные принципы в подборе игр и составляется общий список (его воспитатели могут применять в дальнейшей практической работе.

9.       УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ

Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигу­ру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат каран­даш, который нельзя ронять. Задача второго —отгадать «написанное» («нарисованное»). Затем происходит смена ролей.

Обсуждение: Участники отвечают на вопрос: какие груп­пы мышц им удалось расслабить в ходе вы­полнения задания.

10.  УПРАЖНЕНИЕ «ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ»

Второе направление в работе с тревож­ными детьми связано с повышением само­оценки. Мы рекомендуем провести следующее упражнение.

Содержание: Участники делятся на 4 подгруппы, каж­дая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет».

1-я подгруппа представляет царскую семью;

2-я подгруппа — семью всемирно извест­ного ученого;

3-я подгруппа — семью «новых русских»;

4-я подгруппа — семью кинозвезды.

Подгруппы по очереди представляют «се­мейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать,  кто   «изображен»   на «фото». Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?». Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость.

11.   УПРАЖНЕНИЕ «Я — АЛЛА ПУГАЧЕВА»

Третье направление работы с тревожными детьми — отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях. Рекомендуем с этой целью провести в группе следующее уп­ражнение.

Упражнение проводится по кругу. Каждый          участник выбирает для себя роль значимого
для него и в то же время известного присутст­вующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытают­ся отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводит­ся обсуждение, в ходе которого каждый уча­стник вербализует те чувства, которые возник­ли у него в ходе презентации. Данное упражнение способствует повыше­нию самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.

12.      МИНИ-ЛЕКЦИЯ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА»

Как показывает практика, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним повы­шенные требования, которые ребенок не в состоянии выполнить. И это может быть одной из причин возникновения тревожности, о ко­торой следует говорить с родителями в индивидуальных и групповых беседах. Родителям тревожного ребенка следует быть последовательными в своих действиях, по­ощрениях и наказаниях. Ни в коем случае нель­зя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку воспитателей
и родителей. Для снятия излишнего мышечного напряжения родителям тревожных детей рекомен
дуется чаще использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживать его, обнимать и т. д. Родители должны помнить, что тревогу ребенка могут вызывать любые резкие перемены в его жизни: переезды, смена воспитате­лей, даже перестановка мебели. Если родители не в состоянии помочь ребенку сами,  они могут обратиться за помо­щью к специалистам. В настоящее время существует множество психологических центров, в которых работают тренинговые группы, спе­циалисты по игровой терапии, сказкотерапии.

13. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА»

Участники, работая в подгруппах, составляют список рекомендаций по работе с тревожными детьми для оформления уголка для родителей. Затем проводится совместное об­суждение в группе.

14. ИГРА «ЩЕПКИ НА РЕКЕ» (К. Фопель, часть 3, 1998)

Цель: Эта игра способствует созданию спокой­ной, доверительной атмосферы в группе.

Содержание: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Рассто­яние между рядами должно быть больше вы­тянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться:
быстро или медленно. Участники игры —  «берега»  — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останав­ливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь. Упражнение можно проводить как с откры­тыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок). Обсуждение: Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

15. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

16. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 


«ПОХВАЛИЛКИ»

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.
Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафик­сировано какое-либо одобряемое окружающи­ми действие ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я...» Например: «однажды я помог товарищу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д. На обдумывание задания дается 2—3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.

После того, как все Дети выскажутся, взрос­лый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относить­ся к людям, окружающим нас.

 

«ЗА ЧТО МЕНЯ ЛЮБИТ МАМА»

Цель: Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить с деть­ми, приятно ли было им узнать, что все, что они                  сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

 

«НЕДОТРОГИ»

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.

Содержание: Взрослый вместе с детьми в течение не­скольких занятий рисуют карточки с пикто­граммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, кар­тинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисованных конфет — Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое- либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5—8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закре­пить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. д.) все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Чаще всего,  при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.

 

«СКУЛЬПТУРА»

Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение мышечного напряжения.

Содержание: Дети разбиваются на пары. Один из них —скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:  ребенка, который ничего не боится; ребенка, который всем доволен; ребенка, который выполнил сложное задание и т. д. Темы для скульптур может  предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно об­судить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру при­ятно было изображать, какую — нет.

 

«ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»

Цель: Игра способствует снятию мышечных за­жимов, развитию тактильных ощущений.

Содержание: Существует хорошее развлечение — рисо­вать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь раз­гадать задумки партнера по игре, могут вол­новаться, переживать, вследствие чего напря­гать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры.

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким при­косновением пальцев изображает контур солн­ца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце „ласковым" мелком?» И взрослый ри­сует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „лас­ковым" хвостиком? А хочешь, я нарисую дру­гое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он на­рисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

 

«ДРАКА»

Цель: Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Содержание: Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка.  Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

Примечание: Это упражнение полезно проводить не только с  тревожными, но и с агрессивными детьми.


«ПОКАТАЙ КУКЛУ»

Цель: Игра способствует снятию мышечных за­жимов в области рук, повышению увереннос­ти ребенка.

Содержание:      

Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в        том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амп­литуду движений (движения могут быть в раз­личных направлениях), затем взрослый спра­шивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она долж­на делать, чтобы преодолеть свой страх. За­тем игру можно продолжить еще раз.

 

«ДОБРЫЙ — ЗЛОЙ, ВЕСЕЛЫЙ — ГРУСТНЫЙ»

Цель Игра помогает расслабить мышцы лица.

Содержание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем про­сит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто са­мый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удив­ленных, испуганных и т. д.)?» Затем все на­званные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это. Данную игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям.

 


КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Ребенок

 

Да

 

Нет

 

1. Испытывает постоянное беспокойство

 

 

 

 

 

2. Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо

 

 

 

 

 

3. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)

 

 

 

 

 

4. Раздражителен

 

 

 

 

 

5. Имеет нарушения сна

 

 

 

 

 

Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.

 

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА   :

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверж­дения либо «да», либо «нет».

Ребенок

 

Да

 

Нет

 

1. Не может долго работать не уставая

 

 

 

 

 

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то

 

 

 

 

 

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство

 

 

 

 

 

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

 

 

 

 

 

5. Смущается чаще других

 

 

 

 

 

6. Часто говорит о возможных неприятностях

 

 

 

 

 

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

 

 

 

 

 

8. Жалуется, что снятся страшные сны

 

 

 

 

 

9. Руки обычно холодные и влажные

 

 

 

 

 

10. Нередко бывает расстройство стула

 

 

 

 

 

11. Сильно потеет, когда волнуется

 

 

 

 

 

12. Не обладает хорошим аппетитом

 

 

 

 

 

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом

 

 

 

 

 

14. Пуглив, многое вызывает у него страх

 

 

 

 

 

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается

 

 

 

 

 

16. Часто не может сдержать слезы

 

 

 

 

 

17. Плохо переносит ожидание

 

 

 

 

 

18. Не любит браться за новое дело

 

 

 

 

 

19. Не уверен в себе, в своих силах

 

 

 

 

 

20. Боится сталкиваться с трудностями

 

 

 

 

 

Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности:

Высокая тревожность — 15—20 баллов. .

Средняя — 7—14 баллов.

Низкая — 1—6 баллов.